Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.12.14
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 14 декабря 2013 года.

   1. Почему Господь сотворил мир?   (1:29)

Творец

   2. Может ли Бог, видя страдания человека, помочь ему, даже если человек не обращается за помощью?   (1:53)

Антоний Великий, себе внимай, помощь Божия, Промысел Божий, откровение

   3. Почему Господь медлит в тех ситуациях, когда помочь может только Он?   (2:56)

милосердие Божие, смирение, терпение

   4. По каким признакам распознать волю Божию?   (6:05)

Исцеление, Киев, евромайдан, оранжевая революция, Октябрьская революция, молитва за Украину, южная столица Руси, площадь Независимости, украинский народ, Сербия, Косово, Босния, братский народ, Древняя Русь, молитва за Сирию, Европа

   5. О взаимоотношениях славянских народов   (10:22)

захват власти на Украине, ненависть к русским, хорваты, Карпаты, глаголица, Балканы, родственный народ, Южная Русь, киевляне, Малороссия, Великороссия

   6. У мусульманина умерла жена-христианка, он очень скорбит. Чем можно помочь?   (12:59)

Молитва за усопшего

   7. Как правильно действовать во время раздражения?   (13:42)

Психолог, сдержанность, страсти, борьба со страстями, гнев, раздражительность, молитва

   8. Можно ли говорить, что Украина, Россия и Белоруссия — это как Святая Троица?   (15:04)

Россия, Украина, Белоруссия, Святая Троица

   9. Церковь нужна только для борьбы с грехом или для чего-то ещё?   (16:38)

Школа благочестия, образ неба на земле, единая семья, единое Тело, познание Бога, Евхаристия, полнота познания Бога

  10. Как побороть любовь к деньгам?   (18:35)

Склонность ко греху, смертный грех, идолопоклонство, вера в Бога, укрепление веры, благодать, Священное Писание, Предание, молитва, Таинства Церкви, добрые дела, отсутствие веры, сребролюбие, подстраховка, накопительство

  11. Дети часто ссорятся, доходит до драки. Учить ли их давать сдачи или нет?   (20:40)

Гармония

  12. Как вернуть желание ходить в храм?   (22:13)

Уныние, старческая депрессия

  13. Моя свекровь занимается магией и обвиняет меня в том, что моя вера во Христа портит ей бизнес. Стоит ли мне проповедовать свою веру ей?   (23:19)

Проповедь веры, нарушение заповеди, как язычник и мытарь, дипломатические отношения

  14. Если Бог есть Дух и создал нас по Своему образу и подобию, то почему мы не духи?   (26:14)

Боги, благодать Божия, духовный мир, духи, бессмертная душа, тело, временное ограничение

  15. «Молясь, не говорите лишнего, как язычники» (Мф. 6, 7) Что понимается под словом «лишний»?   (27:53)

Простота

  16. Как согласуются слова: «Бога не видел никто никогда» (1 Ин. 4, 12) и «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9)?   (28:25)

Бог-Отец, Христос, Святая Троица, богообщение

  17. Почему Вы, будучи духовным чадом о. Тавриона, выступавшего против электронных паспортов, придерживаетесь противоположного мнения?   (30:37)

Преподобный Антоний Печерский, монах-отшельник, общежительные монастыри, паспорта, духовная жизнь

  18. Как воспитывать детей в страхе Божием, если в современных храмах даже нет росписей с изображениями мук ада?   (33:29)

Страх Божий

  19. Пьющий сын пропадает. Где же любовь и милосердие Бога к нему?   (35:14)

Страсть, алкоголизм, очищение от греха, милосердие Божее, вера, смирение, обида на Бога, отсутствие смирения, грех, последствие греха, терпение, хамство

  20. Чем отличается празднословие от общительности?   (39:19)

Болтливость, молчание, умение слушать, невоспитанность, жития святых, духовная беседа, Антоний Великий, Павел Фивейский

  21. Для чего Господь дал полную свободу выбора человеку?   (43:01)

Способность любить Бога, ангелы, свобода

  22. Почему Господу так важно нравственное совершенствование человека, а его творческая реализация?   (44:26)

Нравственность, человеческое общежитие, христианская нравственность, приобщённость к Святому Духу, молитва, Таинства, духовная жизнь, духовные плоды, духовные дары, кротость, воздержание, скромность, трудолюбие, аккуратность, законы морали, мораль, высокоморальность, аморальность, воспитанность, христианство, умение себя вести

  23. Почему большинство верующих женщин ведут себя хуже неверующих?   (48:37)

Нравственность, мораль, новоначальные, страх Божий, православные ведьмы

  24. Должна ли я нести крест насилия в семье, если от этого страдают дети?   (51:47)

Поступать по ситуации

  25. Я родился только после того, как родители моё появление вымолили   (53:36)

в течении многих лет. Значит ли это, что Бог не хотел, чтобы я жил на этом свете?

  26. Что лучше читать святому — акафист или канон? В каких случаях читать акафист, а в каких — канон?   (54:49)

Канон, авторы канонов, акафист

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную передачу в прямом эфире радио «Радонеж». Если пожелаете, можете позвонить нам в студию по московскому телефону 8 (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы, а мы, если сумеем, постараемся на них ответить. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели. Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы нам в студию по СМС на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «вера» и, через пробел, текст вашего вопроса. И сразу большая просьба: если вы дозвонились в студию, и вас вывели в прямой эфир, выключите звук вашего радиоприёмника, чтобы он не создавал помех во время разговора.

Прот. Димитрий Смирнов: А мы с вами будем общаться только по телефону. Вам всё будет слышно. Алло, добрый вечер. Мы Вас слушаем.

Слушатель: Добрый вечер, батюшка. Я за Вас молюсь.

Прот. Димитрий Смирнов: Да что Вы! Как здорово-то!

Слушатель: Скажите, пожалуйста, почему Господь сотворил мир?

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что Он Творец.  

Прот. Александр Березовский: «Может ли Бог, видя страдания человека, помочь ему в каких-то жизненных обстоятельствах, даже если человек не обращается к Нему за помощью?»

Прот. Димитрий Смирнов: Может. Это так и бывает. Не то что бывает, это зачастую так.

Прот. Александр Березовский: Почему тогда не во всех жизненных обстоятельствах Господь оказывает такую помощь?

Прот. Димитрий Смирнов: Когда Антоний Великий пытался спросить у Бога, почему одни рождаются в богатой семье, другие  – в бедной, Господь ему сказал: «Антоний, себе внимай и не испытывай судеб Божиих». Нам, человечкам с ограниченным разумом, невозможно понять целиком Промысел Божий. Только отдельные моменты. И то мы должны за это благодарить Бога как за откровение.

Прот. Александр Березовский: Мне такой недавно задали вопрос: «Господь призывает нас быть милосердными друг к другу. Но при этом иногда в ситуации, в которой только Бог может помочь, Он медлит. То есть такое ощущение, что Он немилосерд в этот момент. Действительно ли это так?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, конечно. Просто милосердие Божие может проявляться по-разному.

Вот мне недавно делали уколы, довольно болезненные. Медсестра, которая ставила капельницу, делала мне больно. Но я руку не выдёргивал и свободной рукой её по голове не бил. Потому что она мне приносила пользу, выполняя указания врача. Поэтому, даже делая больно, она на самом деле участвовала в лечении. Так же и Господь. Надо Его любить, надо Ему доверять. Если Он что-то даёт нам потерпеть, надо со смирением это переносить. Это только маленькие капризные дети вырываются, кричат: «Не буду!» И то, детки, которые давно в больнице, настрадались, со смирением принимают всякие процедуры.

Прот. Александр Березовский: То есть уже почувствовали.  

Прот. Димитрий Смирнов: Научились, да, что это важно. Вот у нас мальчик есть, у него аллергия почти на всё. И вот он сам – ему четыре годика – говорит: «Это мне нельзя». Представляете, какое сознание! Помню, как одна моя близкая родственница говорила: «Вот сейчас съем грибочек – у меня будет приступ печени». Не могла никак удержаться. Иногда «проносило», а иногда бывал приступ печени. А вот маленький ребёночек в четыре годика уже настрадался, у него появилось уже такое сознание, которому иной взрослый позавидует. Я смотрю на него с удивлением, умиляюсь, жалею его, а ничего сделать не могу. Это очень сложно – победить такое заболевание, очень расширенная аллергическая реакция на всё.

Прот. Александр Березовский: Вообще дети очень часто – пример взрослым и в терпении, и в разумности. Потрясающе! Такое ощущение, что человек с возрастом глупеет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, некоторые точно.

Прот. Александр Березовский: «По каким признакам распознать волю Божию и не принять за Его волю свои желания? Не хочется опять наступать на [одни и те же] грабли, но ведь под лежачий камень вода не течёт».

Прот. Димитрий Смирнов: А грабли ведь – это тоже способ нас исцелять.

Прот. Александр Березовский: Когда по одному и тому же месту много раз?

Прот. Димитрий Смирнов: Если на одни и те же грабли. Вот у нас сейчас ситуация, в нашей древней столице, Киеве: люди как будто забыли оранжевую революцию или октябрьскую революцию, которую многие в школе проходили ещё. Ведь все же сценарии – один в один. И люди из тех же стран приезжают. Всё совершенно откровенно. Неужели они не понимают? Вроде бы «грабли» были совсем недавно, и тех революционеров не выбрали на второй срок. И вот опять начинается.

Поэтому я предлагаю всем нашим слушателям помолиться об их вразумлении. Потому что прямо или косвенно вся эта ситуация всё равно ляжет на наши плечи. Лучше бы, конечно, в исторической перспективе нам вообще не разделяться. Мы как родные братья. Поссорились. И вроде бы Киев – это более древняя столица наша, чем Москва. Но вот смотришь на эти все площади независимости и думаешь: ну, ровно как дети. С одной стороны – это хорошо, что народ по-прежнему такой молодой, сильный, активный. А с другой стороны, какая-то разумность должна быть. Что Европа? Что она сербам обещала за предательство своего правительства или за Косово? Ничего не получили, чем [их] манили. Даже выход к морю [у них] отняли. Когда это было, чтобы у Сербии не было выхода к морю? У Боснии – и то есть маленький кусочек. У Сербии – и того нет. Ну вот, нечто подобное ожидает и наших братьев, которые живут в древней Руси.

Поэтому все те, кто нас слышит, давайте [помолимся]. Ведь мы молились за Сирию, и Господь изменил своё решение. Её хотели бомбить за то, в чём она не была виновата, и это всё перестало быть. Так же и здесь. Чтобы эти тучи враждебные рассеялись над украинским народом, надо помолиться с твёрдой верой [в то, что] Господь нас и услышит, и что это необходимо и им, и нам, конечно.

Прот. Александр Березовский: То есть Россия тоже зависима от Украины?

Прот. Димитрий Смирнов: Если там эти силы, враждебные России, захватят власть, то, понятное дело, [эти силы] огромный кусок русских людей будут с детства перенастраивать на ненависть к нам. Разве мы хорватов не освобождали от турецкого ига? А разве хорваты не воевали в Сталинграде против русских и за немцев? Разве мы не славяне? Разве наши предки не вышли с одних и тех же Карпат? Разве мы не говорим на одном и том же языке? Разве хорваты в древности не на глаголице писали и читали? Мы были один народ. Просто с периода великого переселения народов разошлись по всей Европе. Изначала-то один и тот же был этнос. Ну вот. Получается так: Германия объединяется, а у нас ненависть вплоть до войны. Получается, что русские проливали кровь за освобождение Балкан, а какой ответ получили? Вот это очень печально. У нас сколько живёт выходцев из южной Руси и киевлян – и в Москве, и на больших должностях. Так же и там, особенно те, кто в армии служил – живут на Украине, и фамилии русские, великорусские. Это один и тот же этнос. Но просто это Малороссия, а это – Великороссия. И это названия условные, но исторические по крайней мере. Исторические древние названия, но народ-то всё равно один. Конечно, немножко говорят иначе, но всё равно язык-то один и тот же. Алло, добрый вечер. Мы вас слушаем.

Слушатель: Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, если вдовец – мусульманин, татарин –  очень скорбит по своей [усопшей] жене христианке, что он может сделать? Как он может помочь себе и своей жене? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Усопшей – только молитвой.

Прот. Александр Березовский: «Как правильно действовать во время раздражения: сдерживаться или нет? Психологи советуют «не держать в себе», мол, разрушительно действует на организм».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, не надо держать. Нужно тут же звонить психологу, записываться на приём и [давать] ему со всей пролетарской любовью в роговой отсек. Раз «не сдерживаться», надо ему сразу и дать. Утрётся, скажет: «Спасибо, большое. Вам полегчало?» – «Да. Большое спасибо, доктор. Где касса?» Пошёл. Ну, раз такой совет. И потихонечку мы всех психологов такого рода перестроим на более мирный лад.

Прот. Александр Березовский: Подумает: так легче.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Страстям лучше не предаваться, потому что они тогда будут развиваться. Лучше в борьбе с ними их познавать и становиться искуснее. Всегда в случае гнева, раздражительности надо обращаться к Богу за помощью, молиться, чтобы они покинули наше сердце. Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Слушатель: Добрый вечер, батюшка Дмитрий, батюшка Александр. Можно ли говорить, что Украина, Россия и Белоруссия как Святая Троица, Которая нераздельна и неслиянна?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это неправильно. Потому что, во-первых, раздельна. Уже юридически наш на народ разделился на три [части]. Это уже факт. У нас есть граница, таможня и так далее. Относимся мы [друг к другу] ещё более или менее по-братски. Но, с другой стороны, если почитать украинскую прессу… Вам бы кто-нибудь привёз почитать, или можно в интернете посмотреть, Вы увидели бы.

Троица – это Единый Бог. Поэтому это сравнение некорректно. А так, конечно, по существу, если взять гены украинца и гены русского – они идентичны. В тех, кто живёт на севере, есть ещё гены угрофиннов в большем количестве, чем у наших южан, по известным причинам.

Прот. Александр Березовский: «Церковь нужна только для борьбы с грехом или для чего-то ещё?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не только. Церковь ещё – это школа благочестия. Церковь – это образ Неба на земле. Церковь можно рассматривать как единую семью, или единое Тело, глава которого – Христос.

Прот. Александр Березовский: То есть через Церковь мы познаём Бога?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: А вне Церкви можно Его познать?  

Прот. Димитрий Смирнов: Можно к Нему обратиться. Но нельзя вкусить Его. Соединение с Богом возможно только в Евхаристии.

Прот. Александр Березовский: То есть без Евхаристии человек никогда не сможет...

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Полнота познания Бога без Евхаристии невозможна. Поэтому люди, которые не знают Евхаристии, и удивляются: чего в церковь ходить, стоять? Пришла, свечку поставила. Собственно, зачем там часами проводить время? Службу можно и на пластиночке послушать.

Прот. Александр Березовский: Сейчас в интернете – любую, в любой точке мира.

Прот. Димитрий Смирнов: Не каждый человек владеет до сих пор интернетом. А молодёжь тоже не владеет интернетом – это интернет ею владеет. Немножко разные вещи.

Прот. Александр Березовский: «Как побороть любовь к деньгам?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это, конечно, довольно трудно. Потому что человек склонен ко всем смертным грехам. А этот смертный грех – корень вообще очень многих бед и зол. Это идолопоклонство. Поэтому – только укрепляя в себе веру в Триединое Божество.

Прот. Александр Березовский: А вера укрепляется?

Прот. Димитрий Смирнов: Вера укрепляется только благодатью, источники которой есть Священное Писание и Предание, молитва, Таинства Церкви и добрые дела.

Прот. Александр Березовский: Но часто говорят: «Я верую в Бога, но не доверяю Ему».

Прот. Димитрий Смирнов: Так это значит, нет и веры. Потому что вера включает в себя доверие Богу. Если Господь говорит, «довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34), то надо этим словам доверять. А сребролюбивый больше надеется на денежки.

Прот. Александр Березовский: Ну да, подстраховаться.

Прот. Димитрий Смирнов: А Господь, по милости Божией, делает так, что рублик падает, его денежки тают.

Прот. Александр Березовский: Сколько ни копи, всё растает.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, может что-то и остаться, но ты умрёшь.

Прот. Александр Березовский: Это неизбежно.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот. Это то, над чем стоит поразмышлять.

Прот. Александр Березовский: «У нас трое детей. Старшие часто ссорятся, иногда доходит даже до драки. Чему их учить: давать сдачи или нет? Как полезнее для детей?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нельзя из двух нот составить музыкальное произведение. Никак не получится. Из двух нот мелодию даже не составишь, только что-то такое ритмическое. Это можно и по столу стучать – эффект тот же.

Поэтому и здесь, если мы смотрим так: давать сдачи или пусть делает, что хочет – ничего не получится. Музыка – это гармония. Используется всё. А можно ещё – инструменты разной окраски. Чем больше инструментарий, тем богаче произведение. Так и жизнь человеческая. Поэтому нельзя действовать по схеме. Надо в каждом конкретном случае, в каждом проявлении искать способ решения сегодняшней задачи наилучшим способом. Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Слушатель: Добрый вечер, батюшка. Скажите, пожалуйста, как вернуть желание ходить в храм? Я пожилой человек, всю жизнь ходила в храм. Но в последние полгода по некоторым причинам совсем не могу туда ходить. Объяснять сложно. Как вернуть желание?

Прот. Димитрий Смирнов: Говорят, что аппетит приходит во время еды. Когда пропадает желание ходить в храм – это следствие уныния. Уныние у человека пожилого часто бывает связано с таким медицинским понятием, как старческая депрессия. Поэтому, если это действительно так, то помочь вообще легче лёгкого. Надо пойти к врачу и принять то, что он пропишет. И тогда всё восстановится. Если это перейдёт в хроническую форму, понадобится лечение год-полтора, а, может быть, и два.

Прот. Александр Березовский: «Моя свекровь меня терпеть не может. Говорит, что я виновна во всех её неприятностях. Особенно её задевает то, что я верю в Бога и не верю в магию, которой она служит. Она даже думает, что моя вера портит ей бизнес. Стоит ли мне проповедовать свою веру ей и объяснять, что она не права?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это будет стоить очень много. Настолько много, что вообще разоришься. Это всё равно, что носорогу в зоопарке проповедовать. Поэтому я бы не рекомендовал.

Прот. Александр Березовский: То есть такого человека просто принимать...  

Прот. Димитрий Смирнов: В Евангелии сказано, что Господь исцелил женщину, которая все свои деньги издержала на врачей, и они не могли ей помочь. Так же и здесь. Проповедь такому человеку не только не будет иметь никакого успеха, но и [принесёт] вред. Потому что проповедь такому человеку – это нарушение заповеди Божией. Такой человек по Евангелию должен быть для христианина как язычник и мытарь для иудея (Мф. 18, 17). То есть обходить нужно этого человека за десять вёрст. Причём, не желая ему зла, сохраняя с ним дипломатические отношения – как-никак по свойству родственники. Ну, есть же выражение «куда подальше». Вот этого надо придерживаться. Чем дальше, тем отношения будут лучше. Потому что их не будет. А при сближении будут отношения ненависти. Ноль-то лучше ненависти.

Прот. Александр Березовский: Но вот Вы правильно сказали: не чужой человек. Это от чужого можно отгородиться и не замечать его. А это, получается, родня.  

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Не замечать, бывает, и не удаётся. Стоит чужой человек, поднял жезл и показывает: прижмитесь к бортику. У меня сегодня дважды так было. Вроде чужой человек. С ним поговоришь, смотришь – уже свой. И тот простил, и этот. Простил, как родного.

Прот. Александр Березовский: «Если Бог есть Дух, и если Бог создал человека по Своему образу и подобию, то почему мы не духи?»

Прот. Димитрий Смирнов: Мы духи. Мы не только духи, мы, вообще, сказано в Писании, боги по благодати Божьей (Пс. 81, 6).

Прот. Александр Березовский: Как-то мы слишком сильно отличаемся от духовного мира, в котором духи живут.

Прот. Димитрий Смирнов: Да я бы не сказал, что сильно. Вот мы сейчас с тобой общаемся, но мы же не «мясной» нашей частью и костной общаемся, общаются наши души бессмертные. Те самые души, которые пойдут на Божий Суд, которые будут жить вечно. Чем же мы отличаемся? Только тем, что временно ограничены своим телом. Вот, собственно. Но это не так уж важно.

Прот. Александр Березовский: Это временное ограничение скоро закончится.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потом, вот Тело Христово по Воскресении могло сквозь стены проходить. Уже вообще такой задержки не будет.

Прот. Александр Березовский: Да, интересно, что нас ждёт впереди.

Прот. Димитрий Смирнов: Ой, Господи! Спаси и сохрани!

Прот. Александр Березовский: «Господь сказал: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники...» (Мф., 6,7). А что подразумевается под словом «лишний»?  

Прот. Димитрий Смирнов: Язычники молитвы украшали всякими риторическими приёмами, театральными витиеватостями. А надо...  

Прот. Александр Березовский: ...в простоте.

Прот. Димитрий Смирнов: В простоте и по делу.

Прот. Александр Березовский: Как согласуются слова из Евангелия «Бога не видел никто никогда» (Ин., 1, 18) и «Видевший Меня видел Отца» (Ин., 14, 9)?

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно две адекватные фразы. Глядя на человека, в коем есть Святый Дух, можно увидеть Отца. Можно увидеть Христа. Можно увидеть Духа Святаго. Всю Святую Троицу. Поэтому отдельные люди – Нафанаил, Пётр – во Христе увидели Отца. Они же к Нему относились, как к Богу. «Ты – Христос, Сын Бога Живаго», – исповедовал Пётр (Мф. 16, 16).

Прот. Александр Березовский: То есть не каждому человеку даётся увидеть?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не каждому. Нужна определённая подготовка.

Прот. Александр Березовский: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Прот. Димитрий Смирнов: Да-да. Но этого ещё не достаточно. Нужно ещё стремление.  «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) общением с Богом. Потому что человеку всё время на земле неймётся, с младенчества. Только родился – уже орёт. Чего-то ему всё «не то». И всё-то ему чего-то «купить», куда-то «уехать»... Всем неймётся. А Бог насыщает человека Собой. Человек успокаивается. Господь говорит: «Придите ко Мне, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер, отец Дмитрий. Почему Вы, будучи духовным чадом отца Тавриона, выступавшего против электронных паспортов, придерживаетесь противоположного мнения? Объясните, пожалуйста.

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, что Вам нужно объяснить. Вот, например, преподобный Антоний Печерский был монахом, отшельником, пещерным жителем. А его духовный сын Феодосий – начальник общежительных монастырей. Съели? Вот. А потом, я от отца Тавриона ничего такого не слышал. И потом, я вообще не понимаю, какое отношение паспорта имеют к духовной жизни. У меня бездна грехов, которые нужно изжить, но то, что лежит в моём бумажнике, никак вообще на духовную жизнь не влияет. Если у Вас влияет – это Ваша проблема, занимайтесь. Я же не против. Я полностью поддерживаю решение Архиерейского Собора нашей Церкви, который обращается к правительству, чтобы тем людям, которые смущены присутствием этих цифр, дать возможность пользоваться бумажными паспортами. Я же не против. Если будет такая возможность, я тоже никуда не пойду. Буду пользоваться тем, что есть. Поэтому для меня тут угрозы нет. Мои грехи столь многообразны и богаты, что, если это окажется грехом, это будет наименьший [грех] из тех, которые отягчают мою жизнь. Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер, батюшка. В детстве меня воспитывала бабушка, её воспитание запомнилось на всю жизнь. Она воспитывала меня в страхе Божием. Мы ходили в церковь, у входа были росписи мук ада. И она всё время тыкала пальцем в эти картинки и говорила: «Не поступай так. Видишь, что с тобой может быть?» А как сейчас воспитывать детей, внуков в страхе Божием, если в современных храмах нет росписей с изображением мук ада?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, какое дело, страх Божий – не чтобы детей пугать. Страх Божий – это, как мне мой духовник говорил, когда мне было девятнадцать лет, боязнь обидеть любимое существо. Вот какой страх, а совсем не тыкать пальцем. Он мне не так объяснял.

Прот. Александр Березовский: «Типичная тема: пьёт сын. Признаю, что неправильно его воспитывала, каюсь и, наверное, буду гореть в аду за него. Но сын пропадает. Где же любовь и милосердие Бога к нему?»

Прот. Димитрий Смирнов: А при чём тут Бог? Не Бог же ему наливает? Бог тут вообще ни при чём.

Прот. Александр Березовский: А всемогущий Бог может остановить эту страсть в человеке?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно! Но человек должен этого захотеть.

Прот. Александр Березовский: Но вот мы сегодня начали передачу [размышлениями о том], что Бог может, даже когда человек не просит, вмешаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Может. Но это же страсть. Нужно, чтобы человек сам отвергся этой страсти, начал у Бога [этого] просить.

Прот. Александр Березовский: Но вот получается, что Бог может, но не делает, потому что человек не просит.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.

Прот. Александр Березовский: Человек гибнет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, пока гибнет. Я много знаю случаев, когда человек в конце жизни вдруг переставал пить. Значит, пока ещё нет подхода к этому человеку.

Прот. Александр Березовский: То есть просто очистить его от этого греха, освободить будет неполезно?

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется, нет.

Прот. Александр Березовский: Как-то не вяжется с нашим понятием о милосердии.

Прот. Димитрий Смирнов: Значит у вас искажённое понятие о милосердии.

Прот. Александр Березовский: Когда Господь не откликался на призывы хананеянки о больной дочери, даже ученики удивились.  

Прот. Димитрий Смирнов: Да, правильно. А на самом деле Он ждал, пока она придёт, поклонится, падет ниц. Он ей и ещё испытание дал. «Ты же, – говорит, – псина». Она говорит: «Да, псина». И Иисус «сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час» (Мф. 15, 28). А те люди, которые обижаются на Бога, не хотят признать свою псивость, рядятся с Богом, не хотят смириться, будучи совершенно неправы. Так, на словах [смиряются]: «Ну да, конечно, мне в аду…» А сейчас не в аду? В раю?

Прот. Александр Березовский: Вот такая у нас человеческая привычка.  

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, чего ты мне рассказываешь, отец Александр? Что, я не знаю наши человеческие привычки? На себя в зеркало посмотришь – и все человеческие привычки сразу видишь. Но нелепо же Бога в этом обвинять. Если я грешу, то я грешу сам. Меня Бог этому не учил. Он меня учил – и через людей, и через книги – совершенно другому. Если человек грешит, он делает это сам. И сам будет нести последствия. Надо терпеливо это переносить, с терпением. Про смирение я уже молчу. Хотя бы с терпением. А ножкой топать на Бога – это просто хамство.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, чем отличается празднословие, болтливость как греховное качество, от общительности – по слову преподобного Антония Великого, одного из качеств благочестивой души?»

Прот. Димитрий Смирнов: А общительность не обязательно выражается в болтливости.

Прот. Александр Березовский: В чём она выражается?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно молча ухаживать за человеком, который к тебе пришёл в гости, подавая ему чай, салфеточку, вареньице к чаю и так далее. Его выслушать. Не обязательно трещать, как пулемёт, [так, что] человеку даже слово нельзя сказать. Есть такие люди, которые, как [тебя] увидят, так прямо сразу включают первую – и уже всё: «забуксовал», и невозможно. А если делаешь попытку отойти, за рукав хватают. Это общительность? Это не общительность, это невоспитанность.

Прот. Александр Березовский: Ну, общительность всё-таки подразумевает какое-то участие человека в общем разговоре.

Прот. Димитрий Смирнов: «Да, да; нет, нет; а остальное – от лукавого» (Мф. 5, 37).

Прот. Александр Березовский: Интересный получится разговор двух людей: один – «да», другой – «нет».

Прот. Димитрий Смирнов: Общение – это не обязательно обмен какими-то глупостями. Души сообщаются – просто в глаза смотрит человек, и всё понимает. Иногда просто взять человека за руку – это человеку больше скажет, чем всякие слова.

Прот. Александр Березовский: Но это – искусство общения.

Прот. Димитрий Смирнов: Можно назвать это искусством, но это общение совсем другого уровня.

Прот. Александр Березовский: Вот иногда в житиях святых читаешь: двое встретились – как Павел Сирийский и Антоний Великий – и провели ночь в духовной беседе. Вот интересно, конечно, было бы эту беседу послушать.

Прот. Димитрий Смирнов: Если бы ты сидел там, это бы изменило беседу. Потому что появление любого другого тела меняет, так сказать, траекторию.  

Прот. Александр Березовский: Просто всегда на примере учиться легче, чем доходить до чего-то самостоятельно.

Прот. Димитрий Смирнов: При условии, если человек действительно хочет научиться. А человек обычно… Вот в классе сидят эти человечки (дети – ред.). Им главное – сказать, о себе заявить. Он не хочет ничему учиться. Некоторые руку тянут, а когда встают, не знают, что сказать.

Прот. Александр Березовский: А чего тянул?

Прот. Димитрий Смирнов: А вот спроси.

Прот. Александр Березовский: «Скажите, пожалуйста, для чего Господь дал полную свободу выбора человеку, а не ограничил её? Уж очень человек своевольно распоряжается этой свободой себе во зло».

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что только свободный человек может любить.

Прот. Александр Березовский: То есть, если человеку свободу ограничить…

Прот. Димитрий Смирнов: Он не сможет любить Бога.

Прот. Александр Березовский: Но всё равно же мы ограниченны. Мы же не как Ангелы.

Прот. Димитрий Смирнов: Но способность к любви уравнивает нас с Ангелами. Некоторыми нашими возможностями мы совсем как Ангелы.

Прот. Александр Березовский: То есть эта свобода распространяется даже до того, что человек способен...

Прот. Димитрий Смирнов: … любить Бога, Который шире вселенной.

Прот. Александр Березовский: … или ненавидеть Его.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, большинство-то ненавидит.

Прот. Александр Березовский: И злословить, и осуждать, и порицать.

Прот. Димитрий Смирнов: Да-да. И воевать с Ним.

Прот. Александр Березовский: Да, серьёзное оружие в руках у человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вот. Оружием можно защищать, а можно и разбой совершать.

Прот. Александр Березовский: «Почему Господу так важно именно нравственное совершенство человека, а не то, чего он достигает в жизни, реализуя те таланты, которые в нём заложены Самим Творцом? Или эта сторона жизни человека тоже важна для Господа?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, нравственность эта нужна больше для человеческого общежития. Нравственность христианская вытекает уже из приобщённости к Святому Духу. Это уже продукт вот этого состояния. Как тяжелому физическому труду сопутствует пот. Вот нельзя, допустим, колоть дрова и не вспотеть. Это невозможно. Пилить ещё можно, не потея, если пилу наточить. А если тупая пила, то вспотеешь. Поэтому пилить дрова может даже старый человек. А вот колоть старому всё-таки тяжеловато. Так же и здесь. То же самое. В человеке, который приобщается к Богу через молитву, Таинства, нравственность неизбежно будет развиваться.

Прот. Александр Березовский: То есть это уже некий побочный эффект его духовной жизни.

Прот. Димитрий Смирнов: Нельзя сказать, что побочный. Не побочный, а прямо [из духовной жизни] вытекающий. Это как у живого дерева есть листья, хотя цель существования растения – не листья, а плоды. А плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (см. Гал. 5, 22-23). И такой человек, конечно, нравственный. Он и вежливый, он, конечно, и старших почитает. Он, конечно, скромный. Он, конечно, работящий. Он, конечно, мыслящий. Он, конечно, аккуратный. И так далее. Это само собой начинает разуметься.

Прот. Александр Березовский: Ну да, апостол же говорит, что на таковых нет закона (там же). Им уже не нужен закон нравственности, морали.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Мораль – это уже дело вторичное. Хотя для общества всегда приятнее иметь дело с человеком высокоморальным, чем с человеком аморальным. Комфортнее. Этот не оскорбит, в лифте на пол он не плюёт, в скатерть не сморкается, не рыгает, не чавкает. В троллейбус пропускает. Не толкается, громко не разговаривает, не орёт. В храме ведёт себя тихо, скромно. Так встаёт, чтобы никому не мешать. Не так встаёт: «Как мне удобно», а так встаёт, чтобы всем было удобно. Нравственный человек. Но это ещё не христианство. Человек может быть очень воспитанным человеком и законченным негодяем, который просто умеет себя вести.

Прот. Александр Березовский: «Почему большинство верующих женщин ведут себя хуже неверующих?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, про большинство я не знаю. Что-то я сомневаюсь.

Прот. Александр Березовский: Видно, у человека такой опыт личный.

Прот. Димитрий Смирнов: У меня, по-моему, другой.

Прот. Александр Березовский: Всё-таки, если человек по-настоящему верующий…

Прот. Димитрий Смирнов: … то это отражается на его нравственности. Так бывает, есть отдельные люди, не знающие Бога так же, как мы, ходящие в церковь… И этот в морально-нравственном отношении лучше, чем тот, который ходит в церковь, причащается, но ведёт себя порой по-хамски. Это бывает, но не сплошь и рядом.

Прот. Александр Березовский: Но очень часто, почти во всех храмах, новоначальные сталкиваются с тем, что их встречают не очень-то любезно.

Прот. Димитрий Смирнов: Те, кто их встречает – это особая категория. Они просто видят новенького и набрасываются на него, потому что он безобиден. Если бы этот новенький взял их за шиворот и сказал: «Ещё раз пикнешь, и это будет последний писк в твоей жизни»… И она больше вообще никогда не подойдёт. А дело в том, что человек всегда приходит в церковь со страхом Божиим в первый раз. Он боится не так ступить. Они это чувствуют своим звериным нутром, эти православные ведьмы. И сразу им хочется в загривок человеку вцепиться. Сразу начинают учить, что-то бормотать. Начинают распоряжаться. А надо взять – и к носу. «Ещё раз пикнешь – и всё». И она сразу – «простите, извините». Поэтому всем рекомендую. Драться, конечно, не надо. Тихим шёпотом.

Прот. Александр Березовский: Чтобы другим не мешать молиться.

Прот. Димитрий Смирнов: А другие... Там же не одна такая. Обычно полторы-две. Или одна как полторы. И они это всё увидят, скажут: «С этим не связываться». Между собой сразу: «жу-жу-жу». Потом будут обсуждать, но уже ни одна не подойдёт.

Прот. Александр Березовский: «Должна ли я нести крест насилия в семье до конца, если от этого страдают и дети тоже?»

Прот. Димитрий Смирнов: Никто никому ничего не должен. Каждый поступает по своей вере и по тому, как он понимает Евангелие. В каждом конкретном случае нужно творчески, по-христиански решать ту или иную жизненную задачу, исходя из обстоятельств, из психофизических свойств людей, которые в этом участвуют, из своих собственных. Вот я, например, говорю, что надо взять кулак и поднести к носу. Но ведь не каждый это может. Есть люди, которые не могут этого сделать. Тогда спокойно уйди на другой конец [храма]. Тоже выход.

Прот. Александр Березовский: Ну да, может быть, не догонит. Хотя вряд ли.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, может, отстанет. А можно просто громко сказать: «Люди добрые, избавьте меня от этой ведьмы!» Тоже будет очень эффективно. Вообще «Караул!» всегда даже на воров действует. Опять же не на всех. Иной и пырнёт. То есть нужно оценивать ситуацию. Нельзя на все случаи жизни инструкцию дать. Всегда нужно соображать.

Прот. Александр Березовский: «Я родился только после того, как родители моё появление вымаливали в течение многих лет. Значит ли это, что Бог не хотел, чтобы я жил на этом свете и не видел моей роли в этой жизни, если я родился только после долгих просьб и молитв?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не значит. Это значит, что человек либо никогда не читал Евангелие, либо он ничего в нём не понимает. Есть ещё третье: он Евангелие читал, понял, но в одно полушарие влетело, из другого вылетело. Вот ещё третий вариант есть. Больше ничего это не значит.

Прот. Александр Березовский: Евангелие даёт ответы на все вопросы, которые к нам приходят.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, понятное дело!

Прот. Александр Березовский: Надо его повнимательнее почитать. Хотя бы вспомнить Рождество Пресвятой Богородицы.

Прот. Димитрий Смирнов: К примеру.

Прот. Александр Березовский: Мало, кто может похвастать тем, что он, как Иоаким и Анна столько молился, прежде, чем ему Господь дал ребёночка.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: «Отец Димитрий, что лучше читать святому, к которому мы обращаемся в молитве: акафист или канон? И в каких случаях читаются акафисты, а в каких – каноны?»

Прот. Димитрий Смирнов: Лучше читать каноны, потому что каноны составлены гораздо раньше. А то, что древнее, то лучше. Потому что те авторы жили в христианском обществе. Тогда песнописцы канонов были высочайшей духовности люди. А сейчас акафисты пишут все, кому не лень. А авторство [на произведении] всё равно отражается.

Прот. Александр Березовский: Даже очень заметно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.

Прот. Александр Березовский: Некоторые акафисты невозможно осилить даже до середины.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Наше время подошло к концу. Пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго. До свидания.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы. Всего доброго.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. makdalin:

      Спасибо Вам!

    2. makdalin:

      Спасибо!

    3. NatBel:

      Спасибо Вам о. Димитрий! Начининает светлеть в мозгах после встреч с Вами! Если бы не Вы, так и сидела бы в темнице! Слава Богу, что есть у нас такой батюшка! Нам без Вас никак!

    4. Анна Вихляева:

      Батюшка дорогой, Ангела Вам Хранителя за рулем.

    5. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    6. Раиса:

      Как быстро пролетает время бесед,но как обильно просвещает! Спасибо.
      батюшка Димитрий,спасибо отец Александр!!!
      Иркутск.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.