Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 29 декабря 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 29 декабря 2013 года.

   1. Как Вы оцениваете прошедший год с духовной точки зрения? О терактах в Волгограде   (0:27)

Волгоград, Адам, убийства, грех, наущение дьявола, совершенное существо, Евангелие, убийцы, угождение Богу, умопомрачение, дьяволопоклонники, несовершенство человека, злоба, террор, брат Ленина, красный террор, памятник Ленину, Киев, евромайдан, волнения в Киеве, революция, самоуничтожение, международный терроризм, попущение Божие, зло, взрывы, терроризм, концентрационный лагерь, немецкий фашизм, Новый год, Архиерейский Собор, Епархиальное Собрание, доклад Патриарха Кирилла, семейное законодательство, Великобритания, ожирение детей, забота о детях, ювенальная юстиция, ювенальная юстиция в Великобритании, Парламент Великобритании, антисемейный терроризм, лоббирование западных идей, вульгарный социализм, защита семьи, защита детей

   2. Профессор А.И. Осипов сказал, что не нужно причащаться, если ты духовно не готов. Так ли это?   (15:12)

профессор А.И. Осипов, Василий Великий, ежедневное Причастие, преподобный Серафим Саровский, готовность к Причастию, подвижничество, внимание к своей душе, монастырь, созерцательная жизнь, митрополите Московский Иннокентий, любовь ко Христу, Евхаристия, умывание ног друг другу, лекции А.И. Осипов, ТК Союз

   3. Как своему домочадцу помочь преодолеть грех сквернословия?   (21:02)

Битьё посуды, сквернословие

   4. Может ли малоцерковный человек причаститься без соответствующей подготовки?   (22:38)

Священник, духовенство, духовное руководство, духовные возможности человека, младенец во Христе, правила, ПДД, правила дорожного движения

   5. Почувствовала вкус крови во рту во время Причастия   (25:51)

совершенная любовь к Богу, страх, искушение, женская впечатлительность, попущение Бога

   6. Каковы необходимые и достаточные условия для совершения Таинства евхаристии?   (28:01)

Епископ, священник, храм, заключение, Константин Великий

   7. В каких случаях Причастие бывает в суд и осуждение человеку?   (29:22)

Священное Писание, рассуждение, страх Божий, вера, осуждение

   8. Как объяснить ребёнку, что такое грех?   (30:02)

Поступки, неосторожность, забывчивость, любопытство, нарушение любви между человеком и Богом, разговоры о Боге с детьми, детская молитва, благодарение Бога, Причастие детей, перспектива мышления, церковно-приходские школы, ТНТ, РенТВ, Священная История

   9. Если Рай и ад — это не место, а состояние души, то как Господь спустился в ад и как ветхозаветные праведники попали в ад, если души их были чистыми?   (34:16)

Пребывание души вне тела, Господь, ад, время, изъятие душ из ада, чистые души, состояние души, пространство, Тертуллиан, Авраам

  10. Что было раньше: отправление святого семейства в Египет или встреча Богомладенца с Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей?   (38:57)

Сретение, Египет, смерть Ирода

  11. Почему мы всё время просим милости у Бога, если он и так долготерпелив и милостив?   (40:27)

Благодать Святаго Духа, милость Божия, спасение, вульгарное понимание спасения

  12. Отец решает за меня проблемы,которые я могу решить сам. Мне уже 21 год   (41:37)

зависимость от родителей, независимость, самостоятельность, послушание родителям, почтение родителей, нанести обиду родителям, тон, слова, раздражительность, советы родителей, принятие решений

  13. Как готовить 10-летнего внука к Причастию?   (45:19)

Подготовка к Причастию

  14. Дочь не приемлет Бога   (47:00)

развод, усыновление ребёнка,

  15. Сын берёт кредиты в банке, подвергая опасности нашу общую квартиру   (48:41)

раздел имущества, суд, жилищный вопрос, письмо Путину, письмо Собянину

  16. Почему Церковь запретила самовольное мученичество?   (50:10)

Членовредительство, самоубийство, ради Христа, крест, твёрдое перенесение страдания, немудрый поступок, глупость, дьявол, самомнение

  17. Если человек смертельно болен, читать молитву о здравии или канон на исход души?   (51:58)

Страдание, облегчение страданий, жизнь, смерть, язычество, предрассудки, пресвятая Троица, молитва

  18. Как объяснить невоцерковлённому парню, почему надо сохранить целомудрие до брака?   (53:19)

Телевидение, вера, желание, замуж за невоцерковлённого, Лолита Милявская, любовь, любовь-морковь, целомудрие, цель брака

  19. О крещении детей, родившихся от суррогатных матерей   (56:05)

суррогатное материнство, крещение младенцев

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», и у нас сегодня в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Добрый вечер, отец Александр. Значит, будем беседовать, да?

Прот. Александр Березовский: Да, батюшка, последняя передача в этом году. Следующая уже будет в следующем году.

Как Вы вообще оцениваете прошедший год – с точки зрения церковной, духовной? Вы много общаетесь с людьми, какие-то у Вас есть наблюдения?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, я из тех людей, про которых апостол Павел говорил, что они не различают времени (см. Рим., 14, 6).Я иногда даже затрудняюсь вспомнить, какой месяц нынче. Как-то жизнь так идёт. Но сейчас все мысли поглощены вот этим событием в Волгограде, и меня это убивает. Убивает и выбивает из колеи, и как-то очень грустно получается.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но о чём это говорит, когда такое происходит в наше время?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это же не только в наше время. Вся история человечества, начиная с праотца Адама, это история убийства. Грех, который действует в человеке по наущению дьявола, превращает человека из совершенного существа, которого задумал Бог, в совершенно сумасшедшее существо. В Евангелии есть такие слова: придёт время, когда убивающие вас будут думать, что они этим службу Богу творят (см. Ин., 16, 2). Те люди, которые это совершают, думают, что таким образом угождают Богу. Но представляешь, что происходит в уме и сердце человека, который чёрное видит белым? Это полное умопомрачение. Как на старых плёнках фотографических – сплошной негатив: то, что черно, там бело. Всё наоборот, мир перевёрнут зеркально. Это, конечно, ужасно. Люди дьявола принимают за Бога, становятся дьяволопоклонниками.

Вообще, конечно, люди несовершенны – по долгу службы каждый день с этим сталкиваюсь. С несовершенством людей, со своей несовершенной реакцией на эти несовершенства. Но это уже крайняя степень несовершенства, злоба, возведённая в абсолют. Но ведь для нашей страны террор – это вещь традиционная. Террористом был и брат Владимира Ильича Ульянова, сынок Марии Александровны, его мамы, и эти дети были так воспитаны. Красный террор объявил [другой] сынок и младший братец, и сколько людей уничтожил – не так, потаённо. А все города утыканы его памятниками до сих пор. Единственное полезное деяние [в эти дни] в Киеве – то, что разбили ему башку. Так-то, конечно, жаль, что такие волнения происходили на Центральной площади замечательного города Киева, это один из самых красивых городов на земле.

Поэтому – всё знакомо, и очень тяжело думать об этих годах революции и послереволюционного периода, когда зло завладело миллионами людей. И эти события возвращают [нас] в это время. Конечно, если бы не Господь, Который даёт силы жить среди всего этого, было бы очень печально. Конечно, хочется, чтобы Господь нас от этого избавил. Но я также понимаю, что это попущено Богом, чтобы нам показать, и всем, что путь самоуничтожения никуда не приводит. Люди, которые в этом участвуют – даже те, кто финансируют это, планирует... Ведь международный терроризм создан вообще-то людьми умными, это проект, в котором заставляют всех участвовать: летишь на самолете – тебя заставляют ботинки снимать, как в тюрьме, ремень из штанов вытягивать и идти, как будто ты каторжанин, сейчас на допрос к следователю, где тебя будут бить. Всё человечество протаскивают через это, и говорят «ради вашей безопасности».

Я рассказывал, как однажды видел: женщине под 90 лет, совершенно глухой, кричали в ухо «это для Вашей безопасности»? Она ничего не понимала, а с неё пытались что-то снять. Конечно, сцена душераздирающая. Я [у сотрудницы] спросил: «Ну, что Вы бабушку-то мучаете? Пропустите её». А она говорит: «Тут же видеокамеры. Меня потом с работы выгонят». Она бы, конечно, пропустила, эта молодая сотрудница. Но так всё завязано, чтобы обязательно человек творил зло. Вот обязательно – с одной стороны, с другой стороны. А кому надо взорвать, даёт полторы тысячи и взрывает самолёт.

Понятно, что терроризм радикально изменить ничего не может, он может только ужаснуть. То же и немцы использовали: чтобы лишить людей, которые приехали в концентрационный лагерь, возможности сопротивляться, на их глазах отбирали младенцев и тут же разрывали их на части, бросали собакам. И после этого все, кто это видел, были в таком шоке, что никаких мыслей о сопротивлении уже не было. Вот и к этим временам тоже как-то мысль уходит.

Для меня лично весь Новый год окрашен этой красочкой, к сожалению. Слава Богу, Новый год для меня не является какой-то большой ценностью. Даже в детстве [не являлся]. Помню, кто-то отцу дал на работе билетик в Колонный зал (дома Союзов – ред.), а там с родителями не пускали. И помню, я там потерялся, бедный такой, маленький, искал зрительный зал, а в фойе тоже какие-то клоуны были. Помню, медведь был большой – одетый человек. А в зал я так и не попал. Ходил там, бродил, не знал, где подарок получать. Так на эту ёлку съездил. Зрительно многое помню, а радости какой-то особой нет, как-то я спокойно к этому отношусь. Хотя очень уважаю чувства людей и радуюсь за тех, кто может радоваться в этот день.

Поэтому – у меня из-за события этого всё как-то потускнело. Хотя событий было много: Собор Архиерейский, и очень большое впечатление на меня произвел доклад Святейшего Патриарха на Епархиальном собрании. Я потом текст читал и даже дерзнул Святейшего поблагодарить за это очень живое слово, оно как проповедь прозвучало. Много событий. Но мне даже трудно сказать, что было в этом году, а что уже год назад.

Я сейчас окунулся в проблемы вокруг семьи – что у нас происходит, что в законодательстве. Вот сегодня слушал радио в автомобиле, и пришла весть, что в Великобритании решили бороться с ожирением детей, очень много стало [детей с ожирением]. Дети едят то, что вкусно, а создано всё специально, чтобы детей прикормить – сладенько, – но это всё очень вредно. Родители не очень на это смотрят – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, – родители везде одинаковые. Ну, и ничего умнее не придумали, как отбирать полненьких детей у родителей.

Прот. Александр Березовский: Ну, это повод просто придумали.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Но ведь как замечательно придумали – детей отбирать. Это забота о детях. Ну, это о чём говорит? Либо эти люди уже эсесовские садюги – и те, кто предлагает этот закон, и те, кто за него голосует... И само общество. Вместо того, чтобы на Parliament Square (площадь Парламента в Лондоне – прим. ред.) прийти и разнести этот парламент к шутам, чтобы дальше уже неповадно было...

Отбирают детей, когда считают, что есть угроза жизни, хотя бывает, что и ни за что, а просто семьи не могут сопротивляться, такой антисемейный терроризм. Но всё, что происходит на Западе, через деньги спустя некоторое время оказывается здесь. Парламентарий, несмотря на свою большую зарплату, склонен за определенные деньги лоббировать на разных уровнях идеи, которые приходят с Запада, и выползает то одно, то другое. Поэтому идеи вульгарного социализма начинают опять возникать. Поэтому действительно семья нуждается в защите. Земной шар стал маленьким, и то, что происходит в Великобритании, очень напрягает сердце [здесь] и сейчас. Мне вот очень жалко этих бедных толстых мальчиков и девочек, их будут лишать мам и пап. Сначала их подсадили на эту еду, вместо того, чтобы эту еду – как МакДональдс – просто запретить раз и навсегда. И тогда всё было бы замечательно. Нет, идут вот таким путём.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас есть первый вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Дорогие батюшки, муж отошёл от Церкви Христовой – года два уже, как не ходит в церковь. Обычно причащался в день именин, на Андрея Первозванного. В этом году на мой вопрос, будет ли он причащаться, он мне сказал: «Не вижу в этом необходимости: я слушал лекции Алексея Ильича Осипова, который сказал, что, если ты не готов духовно, то не надо [причащаться], это будет во грех». И второй вопрос: что делать, если в доме человек очень сильно сквернословит? Как ближним реагировать на это, и как помочь ему в этом?

Прот. Димитрий Смирнов: Помочь ругаться? По поводу [первого вопроса]. К моему большому сожалению, я не имею возможности все беседы Алексея Ильича слушать, хотя, когда слушаю, всегда получаю пользу. И я надеюсь, что он (муж – прим. ред.) что-то недопонял. Я придерживаюсь такого мнения – на собственном опыте и на опыте тех людей, которых очень глубоко почитаю и люблю. Те люди из священников, которые для меня являются духовным авторитетом, говорили, что причащаться... Ну, вот начиная, допустим, с Василия Великого – вот буквально цитирую слово в слово: «хорошо и преполезно причащаться каждый день». Преподобный Серафим Саровский говорил, что чем чаще причащаешься, тем лучше. А готов или не готов – это знает только один Бог или очень опытный подвижник, который очень внимательно следит за своей душой на протяжении не менее трёх десятков лет и который может, заглянув себе в сердце, почувствовать какую-то готовность или неготовность. Но это обычно для людей, живущих в монастыре, у которых Евхаристия в двадцати шагах совершается. Он вполне может, если не сегодня, то завтра приступить к Чаше. Ибо в монастырях мужских [Литургия совершается каждый день]. В женских монастырях они, бедные, зависят от того, придёт священник или нет, есть монастыри, где и раз в месяц причащаются или раз в неделю, счастливы те монахини, у которых Литургия каждый день.

Ну, и собственный опыт – небольшой, потому что для приходского священника созерцательная жизнь в такой полноте вряд ли возможна, но, тем не менее, я на своем опыте убеждался, что, если хочешь быть с Господом, надо причащаться. А великий наш святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки, говорил, что, кто не причащается, тот не любит Господа Иисуса Христа. Непричащающийся человек – не христианин, у него уже какая-то другая жизнь и ситуация. Потому что Святую Евхаристию Господь нам оставил в Своём завещании. Умывать друг другу ноги и совершать Таинство Евхаристии. Поэтому, скорее всего, Ваш супруг что-то недопонял. Надо просто взять текст, проанализировать, а ещё лучше, Алексею Ильичу позвонить, и он растолкует, что он имел в виду. Я Алексея Ильича знаю давно, много лет, очень его чту и считаю его своим учителем – что так и есть, потому что я помню его лекции по Основному богословию. А потом, как и Вы, я тоже много его лекций по «Союзу» слушал и в других местах. А бывало, что мы даже вместе с ним выступали, лет 20 назад, на разных площадках – не часто, но несколько раз так было, для меня это очень памятно. Так могу отреагировать на Ваш вопрос.

По поводу того, что кто-то из домочадцев ругается – надо с ним договориться. А если он артачится, нужно создать ему какую-то проблему. Сказать: будешь ругаться – я буду бить посуду, а ты уж ешь из чего знаешь, и даже не буду остатки тарелок с пола убирать. Выругался – тарелку о батарею. Для начала, чтобы муж поверил, советую купить стопочку самых дешёвых тарелок на рынке. Поставить их в буфет, и оттуда брать не те, которые мы на Новый год, на Рождество будем ставить, а подешевле. Может быть, уже [этим] вразумится – обычно со второй тарелки помогает. Сначала человек удивляется, начинает даже ругаться – тут же берёшь вторую тарелку. Если он не в пьяном виде. Если в пьяном виде, может быть драка, это опасно, а если он по трезвости разрешает себе... Ну, разные бывают развлечения – у одного матерщина, а у другого – быть тарелки. Ну, я же терплю, и ты потерпи.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, в продолжение Вашего первого ответа. «Малоцерковный человек хочет причаститься, но не хочет три дня поститься, читать всё правило, говорит, что ему это тяжело. Как быть в этой ситуации? Может ли он причаститься без обычной подготовки?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, может.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь домашним лучше ему не препятствовать?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. А какое домашние имеют право? Эти права принадлежат исключительно духовенству. Это священник от Бога наделён такими прерогативами – вязать и решить (Мф., 18, 18). Какие там домашние? Ещё начинают руководить.

Прот. Александр Березовский: Советовать. Каждый же знает, как должно быть.

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, советы нужно давать исходя из психофизических и духовных возможностей данного человека. А этот человек, ты же сказал, невоцерковленный. Он ещё младенец во Христе. Ну как младенцу, допустим, полугодовалому, который грудью матери питается, сказать: «Нет, надо три дня попоститься. Вот водичка тебе, дорогой». И пусть он орёт, и в церкви на службе. За три дня не умрёт, конечно, но орать будет здорово. Поэтому правила – не для всех. Даже правила дорожного движения не для всех. Если едет машина с голубой мигалкой, [её водитель] может нарушать. У него есть прерогатива ехать так, как ему заблагорассудится. Также имеет такое право милицейская машина. Ну, что ты ему скажешь? Едет и едет. Хочет поперёк, хочет – по разделительной полосе, хочет – по тротуару. Нам всегда милиция говорит: правила для всех. Очень строго так. Конечно, когда никуда не спешит, и мы все это видели сколько раз, он едет в ряду со всеми. А когда ему что-то надо...

Прот. Александр Березовский: Все правила – в сторону.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, как-то спокойно к этому относится. Ну, действительно, полиция – хозяева на улице, не мы же. Хозяин едет, как он хочет, а все остальные... Ну, можешь рискнуть, но рискуешь залететь на денежку, и всё по закону.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Здравствуйте, батюшки, у меня тоже вопрос о Причастии. Когда-то на Причастии я почувствовала вкус крови во рту и очень испугалась. Потом долго не причащалась. А сейчас всякий раз испытываю чувство страха. Как быть?

Прот. Димитрий Смирнов: Совершенная любовь к Богу изгоняет всяческий страх (1 Ин., 4, 18). А любовь к Богу выражается в том, что христианин устремляется к Чаше и причащается. Если Вы, ничтоже сумняшеся, будете приступать к Чаше и молиться Богу, чтобы Он от этого искушения Вас избавил, Господь избавит. Вот Вы вспомните, когда Вы тогда причащались и почувствовали этот вкус, Вы же не умерли? И в другой раз не умрёте. Женщины – существа впечатлительные. Так Господь иногда попускает по маловерию нашему, чтобы мы посерьёзнее к этому относились. К Причастию Святых Христовых Таин – и, я думаю, Алексей Ильич Осипов это имел в виду – нужно относиться очень серьёзно.

Прот. Александр Березовский: «Каковы необходимые и достаточные условия для совершения Таинства Евхаристии? Если Крещение может выполнить и мирянин в критических условиях, то есть ли такие аналогии для Причастия?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Евхаристию можно совершать только во главе с епископом или священником.

Прот. Александр Березовский: Но она может совершаться и не в храме.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это когда обстоятельства таковы. Например, в местах заключения или по домам, когда нет [другой] возможности. Ведь было время, когда храмов у Церкви не было, такая ситуация была три века. Христиане и не мечтали о храмах и даже думали, что этого никогда не будет. И вдруг Константин Великий издал в Милане свой великий эдикт – в прошлом году (2012-м – ред.) мы праздновали его юбилей.

Прот. Александр Березовский: «Когда священник выносит Чашу перед Причастием, он говорит слова «да не в суд или во осуждение будет Причащение». Скажите, а в каких случаях Причастие бывает в суд или во осуждение человеку?»

Прот. Димитрий Смирнов: А это написано в Священном Писании, поэтому отсылаю туда. Это если без рассуждения, если не понимает.

Прот. Александр Березовский: А ещё мы говорим такие слова: «Со страхом Божиим и верою приступите».

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Вот кто без страха Божия и веры, тот во осуждение.

Прот. Димитрий Смирнов: И это тоже, конечно.

Прот. Александр Березовский: «Как объяснить ребёнку, что такое грех? Можно ли сказать, что это поступки, которые могут плохо обернуться для человека?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не «могут», а обязательно обернутся, но не это главное. Бывает и не грех оборачивается плохо для человека – какая-нибудь неосторожность или забывчивость. Или любопытство. Любопытство – это же не грех. Люди молодые, начиная с трёх лет, уже куда-то пальчики суют. Это же простое свойство человека, который развивается. Но ведь нельзя же мамину шпильку от волос вставлять в электрическую розетку – может быть ожог или даже пожар.

Нужно говорить, что грех – это нарушение любви между нами и Богом, Который наш Отец, Создатель. Вообще с детьми отец и мать, лучше отец, должны говорить о Боге. Рассказывать ему, молиться вместе. «Вот давай, сыночек, вместе помолимся Богу, чтобы мама наша выздоровела». Мама выздоравливает – «Сынок, вот видишь, мы с тобой молились, и мамочка наша поправилась, давай Бога поблагодарим. А самая лучшая возможность благодарения Бога – это Святая Евхаристия. Пойдём вместе причастимся. Господь её исцелил, а для того, чтобы она окрепла и встала на ножки, и вы опять начали гулять, играть, давай причастимся. Когда причастимся, когда Господь будет в нас, мы ещё поблагодарим Бога». Тогда ребёночек будет всё делать осмысленно.

А у нас же обычно мамаша приходит, глазами хлопает, ничего не понимает, мечется. Ребенок тоже начинает пугаться, что тут сейчас с ним будут делать. Начинает дико орать, ему ложку вставляют между зубов, как эпилептику, чтобы он язык себе не прикусил, как будто у него приступ. Ну, у нас, у русских, очень часто всё делается таким образом – хуже некуда. Но потом бывают очень довольны: мы, говорят, его причастили. Потому что человек не понимает, что, как, для чего. Не видит, к сожалению, конечной цели, нет перспективы мышления. К сожалению. Потому что народ не обучен. Раньше же именно детей учили этому – в России было 80 тысяч церковно-приходских школ, всё начальное образование было в руках Церкви. Поэтому народ более или менее этому обучался. А сейчас – ну дикость полная.

Прот. Александр Березовский: Да, у людей просто нет ориентира, чтобы понять.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, а ориентир – только то, что сеют нам ТНТ, Рен ТВ, «Пятый канал» и другие очень обидчивые каналы.

Прот. Александр Березовский: Вообще, как дети любят слушать Священную Историю! Для них это завораживающе.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Так и для всех. Я сам тоже очень хорошо помню, когда [её] для себя открывал – очень интересно.

Прот. Александр Березовский: «Если рай и ад – это не место, а состояние души, то как тогда Господь спустился во ад к ветхозаветным праведникам, и как они вообще могли там оказаться, если их души были чистыми?»

Прот. Димитрий Смирнов: Человек говорит ерунду, а потом делает из этого выводы. Это всё равно, что сказать: «Если снег горячий, как кипяток, то почему родители не разрешают детям есть на улице снег, чтобы они не простудились?» И, представь себе, что тут ответить? Я вообще затрудняюсь. Душа же бессмертна? Бессмертна. Значит, когда она ушла из тела, она где-то пребывает? Значит, Господь может, когда Его душа покинула тело, пойти туда, где души всех остальных людей? Ну, а может Евангелие, в соответствии с представлениями, которые были у людей того времени, сказать, что Он «спустился»? Пожалуйста, кому нравится, может сказать «поднялся в ад». Потому что там нет ни «право», ни «лево», ни верха, ни низа, ни зимы, ни лета, ни времени, ничего. Можем так сказать? Можем. А Господь, Который Своей волей создал этот мир, видимый и невидимый, разве не может изъять из ада преисподнейшего души (см. Пс., 85, 13)? А потом – «души были чистые». Как это у Адама и у всех его чад души могут быть чистые, когда чист един Господь? Что за чушь несёт этот бедный человек?

Прот. Александр Березовский: Ну, он услышал, что именно состояние души определяет ад или рай.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, определяет.

Прот. Александр Березовский: Поэтому не место, где душа в пространстве находится...

Прот. Димитрий Смирнов: Да дело же не в пространстве. Мы об этом говорим как о пространстве. Но это же не пространство физическое, у которого есть длина, ширина и высота.

Прот. Александр Березовский: Координаты.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Это совсем не трёхкоординатное пространство. Это нечто абсолютно недоступное возможностям нашего восприятия. Поэтому – что об этом рассуждать, если у нас и опыта такого нет? Мы только знаем факт, что Господь был в аду, вывел оттуда разбойника, Адама с Евой – на всех иконах их пишут, – Авраама, Исаака и Иакова, всех ветхозаветных праведников, но мы пишем на иконах только тех, о ком мы точно знаем, что Он их вывел. Вот сегодня Неделя праотцев. А кто ещё – мы не знаем, а может быть, там были и китайцы какие-то древние. Может, Он Конфуция оттуда вывел. Мы же не знаем. Мало ли у разных народов всяких мудрецов и людей благородных и честных, возвышенных. Душа каждого человека по своей природе христианка. Но что там были чистые души... Как же чистая душа может быть в аду? Да нет. Даже наш праотец Авраам, отец всех верующих, только благодаря свое вере [был оправдан], Господь её вменил ему в праведность. А какой же он праведник? Почитай Ветхий Завет – совсем не праведник.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Телезритель: Добрый вечер, вопрос касается Рождества Христова. В одном из Евангелий сказано, что по Рождестве Христовом Иосифу явился Ангел и сказал, чтобы он взял Младенца и Матерь Его и шёл в Египет.

Прот. Димитрий Смирнов: Точно. Так и было.

Телезритель: В другом Евангелии сказано, что после Рождества Христова младенец был принесён в Иерусалимский храм, где произошла Его встреча с Симеоном Богоприимцем и Анной пророчицей. Как хронологически всё происходило?

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, нет ничего проще. По пути в Египет зашли в храм. И всё. Проще простого. И было Сретение. А уже в Египте Святое Семейство пребывало до смерти Ирода.

Прот. Александр Березовский: «Мы знаем, что Бог долготерпелив и многомилостив. Почему мы всё время просим милости у Бога? Обычно так просят у жестокого судьи, но ведь Бог не жестокий».

Прот. Димитрий Смирнов: Мы так просим – вернее, это в наших языках отражается, – потому что мы живём среди людей жестоких. И поэтому у нас такое впечатление. А милость Божия – это Его благодать, благодать Святаго Духа. Слово одно, а оттенки его разные. Мы можем слово употреблять в вульгарном смысле – как многие люди спасение воспринимают так, что это спасение от болезни, чтобы «всё было хорошо», чтобы «ничего не было плохо»...

Прот. Александр Березовский: Подольше пожить.

Прот. Димитрий Смирнов: Подольше пожить, умереть во сне, чтобы ничего не болело...

Прот. Александр Березовский: «Одно и то же ли повиновение родителям и их почтение? Проблема в том, что мне 21 год, а отец всё считает меня маленьким ребёнком и за меня решает те проблемы, которые я могу решить сам. Воспротивиться ему – значит, его очень сильно обидеть».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, придётся. Нельзя же ждать, когда Господь папу приберёт. Надо потихонечку. 21 год – это уже совершеннолетие. Но тут всё зависит от того, в чьём доме живёшь, чью еду ешь, кто покупает одежду и кто платит за квартиру. Поэтому нужно стать сначала независимым человеком, а потом уже самостоятельным.

Прот. Александр Березовский: Послушание и почтение связаны, но это всё-таки не одно и то же.

Прот. Димитрий Смирнов: А надо прислушаться. Сыр и колбаса – это одно и то же?

Прот. Александр Березовский: В одном холодильнике лежат.

Прот. Димитрий Смирнов: Но это одно и то же?

Прот. Александр Березовский: Разное.

Прот. Димитрий Смирнов: Разное. Так же и здесь. «Послушание» и «почтение» – совершенно разные слова. Как можно думать, что это одно и то же?

Прот. Александр Березовский: Нанести обиду родителю – это же нарушить заповедь о почтении?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. А что тут обидного? Обида может быть заключена в тоне, которым сказано, или в словах. Ну, отец что-то говорит, а этот раздражается. А можно сказать: «Папочка, вот смотри, мой паспорт, и день рождения уже был. Мне 21 год. Я официально совершеннолетний. Нас живёт здесь пять человек. Вот тебе пятая часть за квартиру, вот тебе деньги на еду. Отныне вещи я буду покупать себе сам и буду сам строить жизнь. И, если я с тобой посоветуюсь как с человеком, жизнь прожившим, моим отцом, который меня любит, ты уж мне не отказывай. Я это говорю, не чтобы тебя обидеть, а чтобы не оставаться папенькиным сынком, потому что мне надо в этой нашей жизни сложной своё место находить, а для этого мне нужно приучаться самому принимать решения. Если тебе будет так легче, то давай, на первый раз, я буду тебя извещать: жизнь мне предлагает вот это, я считаю, что надо так. Если хочешь, я буду даже у тебя советы брать, но поступать буду всё равно так, как я решил». И всё, поговорил, как мужчина с мужчиной. Папаша скажет: ничего себе! Незаметно сынок-то вырос! Я думаю, папа обрадуется.

Прот. Александр Березовский: Ну, дай-то Бог. Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.

Телезритель: Здравствуйте, батюшки. По поводу Причастия. Я бабушка десятилетнего внука, у него родители в разводе и оба относятся к вере не очень хорошо, а хотелось бы, чтобы внук не отпал от храма, он ходит каждое воскресенье в храм. Как его готовить к Причастию – полностью или покороче, чтобы ребёнок мог осилить это?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот, например, у человека большая семья, и он идёт в магазин, ему нужно купить 15 килограммов картошки. И вот он берёт с собой трёхлетнего ребенка. Надо ли давать ребёнку 15-килограммовую сетку с картофелем, чтобы он пёр ее домой? Вот такой простой вопрос. Вот надо так делать или нет?

Телезритель: Спасибо, батюшка, я поняла.

Прот. Димитрий Смирнов: Я очень рад. Но вопрос Ваш такой странный, как будто Вы не бабушка, а какая-то с луны упавшая 18-летняя воспитательница.

Телезритель: Простите, Христа ради.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот.

Телезритель: Можно по поводу дочери задать вопрос?

Прот. Димитрий Смирнов: Да пожалуйста.

Телезритель: Она не приемлет сейчас Бога, все попытки её вразумить не удаются, к сожалению, вовремя не сделали этого.

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно оставить все попытки. Оставьте женщину в покое. Она и так травму перенесла в связи с разводом. Оставьте её в покое. Пусть она живёт своей жизнью. Господь всех любит, Господь каждого мечтает привести к Себе. Так что Он найдет способ, ключик к её сердечку найдет. Это, вообще-то, не Вы в Вифлееме родились, чтобы людей спасать. У Вас была возможность с девочкой заниматься, читать ей Священное Писание, водить её в храм – Вы её не использовали. Что же теперь приставать к взрослому человеку? Так что – не надо. Слава Богу, она не запрещает внука пытаться чему-то научить. В дальнейшем, даже если он отпадёт от Бога, дорожка будет проторённой, он всегда будет знать, куда возвращаться, как ходить на Исповедь, как поститься, очень многие важные вещи будет знать. Поэтому занимайтесь внуком, и этого для Вас хватит. Если почему-то не хватает, ещё энергии у Вас много – ну, возьмите, усыновите ещё ребеночка и занимайтесь, пожалуйста, будет у Вас ещё внучок, сделайте ещё третью попытку.

Прот. Александр Березовский: «Мы живём вместе с нашим взрослым сыном, у него есть часть в нашей квартире. Сын часто берёт без нашего ведома кредиты в банке. Отдавать ему нечем, они повисают на нас, и банк грозится отнять у нас нашу собственность. Как в этой ситуации нам поступить? Никакие увещевания сына не помогают».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как – нужно разделить на части. Либо по обоюдному согласию, либо по суду. Либо, когда выделят эту часть, можно у него сразу выкупить его часть – вот твои деньги, выписывайся, auf wiedersehen. А все подробности надо у юристов спрашивать, я могу ошибиться, тут есть какие-то тонкости. Это вообще вопрос-то не ко мне. Это не с батюшкой беседа должна быть, а беседа с юристами по жилищным вопросам.

Прот. Александр Березовский: Ну вот, людям просто некуда обратиться порой бывает.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, когда некуда, пишут Путину.

Прот. Александр Березовский: Собянину ещё, если в Москве живёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.

Прот. Александр Березовский: «Известно, что в истории Церкви было такое явление, как самовольное мученичество, когда люди сами искали штык, на который они смогли бы броситься ради Христа. Отец Дмитрий, не могли бы Вы рассказать подробнее об этом явлении, и почему Церковь запретила его?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как – почему? Потому что у нас есть канон в Церкви, который выступает против членовредительства. Во-первых, броситься на штык – это самоубийство.

Прот. Александр Березовский: Но вроде мотив-то – ради Христа.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, дураков-то много. Богу это не угодно. Богу угодно, что, когда тебе такой крест посылается, ты твёрдо переносишь страдания, лишения. А когда сам – это очень поступок немудрый. И чтобы наших глупых чад Церкви... не только же умные есть, и дураков полно, но мы тоже их любим. Хотя говорят: сам виноват. Ну, виноват, но всё равно жалко. Чтобы их предохранить от всяких глупостей, потому что сидит дурак, размышляет, и что-нибудь ему в голову взбредёт.

Прот. Александр Березовский: А дьявол ему ещё и шепнет: ну, ты ради Христа.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И там его хочет поглотить. Потому что это самомнение дурака.

Прот. Александр Березовский: «Подскажите, если человек смертельно болен и находится уже на пороге смерти, как правильнее: молиться за него как за болящего и просить ему здравия, или читать [канон] о разлучении души с телом?»

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек страдает, то надо читать канон на исход души, да. Можно и не один раз читать, а ежедневно, просить, чтобы Господь облегчил страдания, потому что это конец всех нас, землян.

Прот. Александр Березовский: Ну а здесь не ошибёмся мы, в том, что человек уже умирает?

Прот. Димитрий Смирнов: А это не от нас зависит, жизнью и смертью распоряжается Господь. Я знаю такие случаи, что читали усердно отходную, и человек восстал. И все были очень рады.

Прот. Александр Березовский: А если умер, говорят: «Ну вот, сами же накликали ему смерть».

Прот. Димитрий Смирнов: Никто ничего не накликал. «Накликал» говорят люди, которые верят во всякие языческие предрассудки. А для тех, кто верит в Пресвятую Троицу, молитва – никакое не «кликание».

Прот. Александр Березовский: «Мне 21 год...»

Прот. Димитрий Смирнов: О! Опять совершеннолетие.

Прот. Александр Березовский: Да. «...Я встречаюсь с парнем, невоцерковлённым. Подскажите, пожалуйста, как ему объяснить, для чего нужно сохранить целомудрие до брака, и чем так плоха совместная жизнь без официальной регистрации?»

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем это объяснять? Он всё равно не будет согласен с этим.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь даже и не пытаться?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, по-моему, бесполезно. Телевизор уже так воспитал нашу молодёжь, что это только верующий человек [способен понять]. Потому что, если в человеке нет веры, то нет никаких аргументов, чтобы его убедить противу его желаний.

И то, я бы поостерегся выходить замуж за невоцерковленного. Три года медведь молодой может выступать, а потом сожрёт дрессировщика. Поэтому медведи выбраковываются через некоторое время – они становятся опять дикими и неподдающимися дрессировке. Так же и здесь. Поживёт-поживёт – а потом что-то не по его. Или «ты знаешь, Маша, я полюбил другую женщину». И всё, гудбай. «Ты что, не понимаешь, что это любовь? Если не понимаешь, Лолиту Милявскую послушай, она тебе про любовь всё расскажет». Поэтому современные люди и говорят: «любовь-морковь». У них любовь рифмуется со словом «морковь». То есть это нечто такое... ну, как съел морковку – похрустел, и всё.

Поэтому для людей невоцерковленных любовь – это «морковь». И отдавать себя, свою жизнь, в руки человека, для которого любовь – «морковь», просто опрометчиво. А так – объяснить, мол, если ты хочешь, сам узнай. Почитай книжечки и про целомудрие, и о том, как люди должны относиться друг к другу, и о цели брака – всё есть в интернете. Что я сейчас буду тексты читать, учить по ролям – что ты должна сказать, что он должен сказать?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но нередко в церковь приходят люди уже в возрасте и говорят «только воцерковляюсь». Всё-таки приходят же люди в течение жизни.

Прот. Димитрий Смирнов: Приходят, я же не против. Даже те младенцы, которых Церковь отказывается крестить, добытые суррогатным путем. Когда он придёт, мальчик девяти-десяти лет, и скажет: «Я, батюшка, уверовал, прочитал Евангелие. Крестите меня, пожалуйста. Меня мамка и папка сделали суррогатным способом, я суррогатный человек». Конечно, его покрестят, никто не будет [отказывать]. А так принесут – «мы суррогатные родители, чихать хотели на ваши представления, на ваши церковные постановления, на ваши соборы, а вы нас крестите»... Вы хотите на нас чихать, а потом хотите, чтобы мы вас крестили? А смысл? Ведь крестят человека не для того, чтобы он потом имел возможность чихать на Церковь. Церковь же – мать. Поэтому надо перед ней благоговеть, её любить, трудиться для неё. А не чихать.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, нам пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего доброго, до свидания, всех с наступающим Новым годом! Желаем и здоровья, и счастья, и поменьше пить в Новом году, ибо 1 января – это день памяти святого мученика Вонифатия.

Прот. Александр Березовский: И ещё преподобного Илии Муромского.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А то Илия Муромец очень воин крепкий.

Прот. Александр Березовский: Всего вам доброго, до свидания.

Прот. Димитрий Смирнов: До свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 10

    1. Vladim:

      Хочу от души поблагодарить отца Александра!То чем мы восхищаемся и чему так радуемся на экране — это совместный плод двух замечательных священников. Глубоко убеждён — без отца Александра такого сильного эффекта не было бы.Нельзя не удивляться, как мудро он ведёт эту передачу…

    2. alexa:

      < --Осипов говорил, что -->надо крайностей избегать. А что полезнее: часто, но без благоговения, или редко, но с подготовкой — это вопрос.

      • s2235:

        Мало но настоящего или много но фальшивого — что лучше?
        Что взяли бы, если выбор у Вас — пять тысяч настоящих или пол миллиона фальшивых?

    3. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    4. msa:

      спасибо

    5. Vladimir Bilibin:

      Спасибо.

    6. Natalia1603:

      Cпасибо, батюшка. Вы такой мудрый человек: открыли мне грешной глаза на мою проблему. Теперь знаю, что мне делать надо, чтобы исправить ситуацию. За это еще раз огромное Вам Спасибо. Дай Вам Бог здоровья!

    7. makdalin:

      Спасибо!

    8. tatiana11:

      Спасибо!

    9. Osoka:

      Спасибо, дорогие батюшки!!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.