Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2014.01.11
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 11 января 2014 года.

   1. Верно ли утверждение, что прежде, чем стать христианином, нужно стать человеком?   (1:48)

Ветхозаветные заповеди, почитание Бога, потеря человечности, Адам, поклонение кумирам, обереги, амулеты, не убий, гнев, отличие человека от животного, брак, не прелюбодействуй, целомудрие, не укради, гражданский брак, разум, слово, религия, стыд, совесть, воспитание детей, детский сад, закон волчьей стаи, воспитание человечности, потеря человечности, потеря разума, переходный возраст, Блок, Мандельштам, преступление

   2. Нередко человек ходит в храм и считает себя христианином, а 10 заповедей Моисея соблюсти не может   (9:46)

млекопитающее, торжище, православные ведьмы, безбожие, потеря разума, отсутствие любви, отсутствие добра, отсутствие сочувствия, старицы, Евангелие, бесовская функция, баба Яга, бабушки в церкви, Знамение Пресвятой Богородицы, святые, гонения Церкви, белые платочки, любовь, забота, воцерковление, Силуан Афонский

   3. Почему Господь принял Дары от волхвов, ведь они занимались оккультизмом?   (18:26)

Маги, древние языческие культы, волшебники, волхвы, самаряне, фарисеи, саддукеи, рыбаки, воины, язычники, звездочёты, разбойник, наука, магия, вселенная, Бог, йога, кришнаиты, Бхагават Гита,

   4. Что значит «Бог избирает» и кого Он избирает?   (27:03)

Преподобный Сергий Радонежский, грешная жизнь, блаженный Августин, покаяние, «Исповедь» блаженного Августина, тайна Божия, избрание Богом, отказ от избранничества, взрыв в Волгограде, жития святых, Россия, история России, моджахед, Пётр Ордынский, храм Митрофана Воронежского, Русская Православная Церковь, крест Андрея Первозванного, мусульмане в Москве, потеря разума, потеря человечности

   5. Можно ли сказать, что если Бог человеку неинтересен, то он уже на пути к потере разума?   (33:42)

академик Гинзбург

   6. Как удалось сохранить Дары волхвов? Есть такая версия, что золото пригодилось Иосифу при бегстве в Египет   (34:26)

Византия, подлинность артефакта, ладан, золото, смирна, монастырь святого Павла, Афон

   7. Даруется ли вера Богом или воспитывается в себе человеком?   (36:14)

Росток веры, потеря веры, идолы, зависть

   8. Порой выбор жизненного пути происходит тогда, когда человек ещё неразумен и выбирать не может, и потом за это всю жизнь расплачивается   (38:00)

воспитание, высший авторитет для ребёнка, авторитет родителей, отрочество, подросток, авторитет отца, смысл жизни отца, соблазн, сохранение детей от соблазна

   9. Почему некоторые молитвы мы читаем определённое количество раз? Нет ли в этом магического смысла?   (40:47)

сильная молитва, особая молитва, магия, красота молитвы, число полноты, бесконечность, сорок, символика молитвы, символическое значение

  10. Является ли проявлением гордыни то, что человек хочет слышать о себе только хорошее и не переносит критику в свой адрес?   (43:10)

Себялюбие, честолюбие, мелкие страсти, смирение, добродетели, совершенство, гордыня, сатана, Тибет, интеллигенция, Шамбала

  11. Каково отношения израильского правительства к святыням Русской Православной Церкви, находящимся на территории Израиля?   (45:34)

Юридические коллизии

  12. Почему знания надмевают?   (46:45)

Знание Бога, главное знание, смерть, мир иной, временное знание, земная наука, упражнение для развития ума, физкультура, Алтухов, Раушенбах

  13. Что могут сделать миряне, чтобы на государственном телевидении было больше православной тематики?   (49:39)

ТК Спас, ТК Союз, православные программы, реклама, битвы экстрасенсов, Дом-2, рейтинг, Голос, интерес к Богу

  14. Люди отказываются от главного в своей жизни, даже не поинтересовавшись   (52:21)

привычка, Константин Леонтьев, Бела Барток, Томас Гейнсборо, Рафаэль Санти, Мекеланджело Буонарроти, Николай Лобачевский, Николай Карамзин, Владимир Соловьёв, Семён Франк, уничтожение носителей культуры, Дмитрий Кабалевский, либерализм, демократия, самоуничтожение, после нас хоть потоп, законодательство, Европа

  15. Какая разница между предвидением и пророчеством?   (56:28)

Пророчество от Бога, анализ ума, пророчество не от Бога, пророки, вещие сны

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Со святыми днями вас, с Рождеством Христовым. Мы начинаем с отцом Александром нашу обычную программу в прямом эфире на радио «Радонеж». Вы можете позвонить нам в студию по телефону 8 (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели. Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы к нам в студию по СМС на короткий номер 5522. Напишите слово «вера» и, через пробел, текст вашего вопроса. Будем рады на него ответить.

«Батюшка, верно ли утверждение: прежде, чем стать христианином, нужно стать человеком? И что тогда вкладывается в понятие «человек»?

Прот. Димитрий Смирнов: Этому пониманию помогает ветхозаветная заповедь, которую Господь дал дикому кочевому народу – древнему Израилю – для того, чтобы потерянный в пустыне народ именем Бога услышал, что необходимо знать Бога, Его почитать, что нужно отвергнуть всех кумиров языческих (Исх. 20, 2-6). Потому что верить в кумиров – это потеря человечности. Адам помнил о Боге, а его потомки забыли и, вместо Бога, стали поклоняться каким-то истуканам, куклам, амулетам, оберегам и прочей ахинее. И современный россиянин готов, с подачи родного телевидения, этому служить.

Прот. Александр Березовский: К этому вернуться.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, вернуться и большие денежные жертвы приносить на эти алтари. Да, также [есть другая ветхозаветная заповедь] – чтобы не убивали друг друга (Исх. 20, 13). Сейчас это как-то, даже на слух, кажется дико. Что это такое: забыть «Не убий»? Но, тем не менее, убийства-то не изжиты. Когда человеку хочется особенно много денег и прочего, или в гневе каком-то страшном, он переступает эту черту, которая есть у всех животных. Потому что животные себе подобных, одного [с ними] вида зверей не убивают.

Чем человек отличается от животного? Тем, что у него есть брак. Поэтому есть заповедь «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14). Потому что, если ты прелюбодействуешь, значит, ты животное. Чтобы сохранить человечность, необходимо целомудрие. Также – «Не укради» (Исх. 20, 15). Что для животного значит «укради»? Увидел: вкусно! Съел. Причём, если сыт, не будет брать, про запас – нет. А вот дождётся, когда будет голодный. Если много взял, то часть может отложить. Запасы делают грызуны на зиму. Но и то, только потому, что они спят, чтобы по весне – проснулся, покушал, немножко облегчил себе жизнь.

Ветхозаветные заповеди сохраняют в человеке эту грань отделения от животного мира. Человек, который растерял эти заповеди, допустим, заявляет: «Я не верую в Бога». Или: «Все так делают, и я поэтому нахожусь в том самом, что сейчас так вежливо именуют гражданским браком». Надо понимать, что ты уже стал животным. Ибо человека отличает от животного пять фундаментальных признаков: разум, слово, брак, религия и стыд и совесть. Вот у животного не может быть стыда и совести. Оно не понимает. Поэтому, если кот разбил яйца из холодильника и съел где-то рядом, то ему бесполезно нотации читать, как-то на совесть давить. Кот, конечно, может принять вид сокрушённый. Но он всё равно не понимает: «Лежат яйца – я хочу съесть». Почему нельзя, он не понимает. Как, впрочем, маленький ребёнок. Потому что маленьких человеческих детёнышей тоже нужно лет пятнадцать учить, прежде чем из них выкристаллизовывается человечность. А в детском саду тут же законы волчьей стаи возникают, автоматически. Самый сильный, самый плохо воспитанный, самый подлый из детей начинает всеми руководить. И обязательно угнетают людей, у которых сохранилась или уже воспитана какая-то человечность.

Поэтому тут только таким образом. Есть написанные вещи, по которым можно определить, растратил ли человек свою человечность. Многие люди на этом пути потери человечности теряют не только брак, не только религию, не только стыд и совесть, они теряют и разум. Особенно в переходный период, пубертатный, совершенно какие-то идиотские поступки совершают. В результате ломают свою жизнь категорически. Сидят в тюрьме вместо того, чтобы семью заводить. Поступают, как звери. И теряют словесность. Вместо того, чтобы читать Блока, Мандельштама –мат-перемат. Как шимпанзе: она может до тридцати пяти слов выучить и ими пользоваться. Так вот и они ограничиваются двумя-тремя десятками слов. На этой почве у них такие речевые особенности. Они становятся очень опасными зверями. И, конечно, их приходится изолировать: они только в клетке могут жить. И, как только что-то сделают неудобоваримое для людского общества, сразу отправляются в тюрьму. Потому что у них даже нет ума для того, чтобы как-то спрятать это. Эти их преступления настолько идиотские, что даже при полном нежелании (а лучше сказать – загруженности) правоохранительных органов, и то их ловят. Не могут скрыться они, плохо соображают.

Прот. Александр Березовский: Но вот нередко человек и в храм ходит, и считает себя христианином, а эти десять заповедей Моисея тоже соблюсти не может.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Почти при каждом храме живёт кошка. И она тоже не может эти заповеди соблюсти. В храм может любое млекопитающее ходить, кроме дельфина – или надо тогда организовать ему в «крестилке» какое-то жильё. А так – любой тигр может в храме быть, медведь. Это же не значит, что мишка будет заповеди исполнять. Пока ты его кормишь, он поисполняет. А если забудешь его накормить, он тебе покажет заповедь.

Так же и здесь. Ну, ходит в храм. Ну, молодец. Это лучшее времяпрепровождение. Но просто ходить, так сказать, «тупо» – это ничего не значит.

Вот у нас сегодня в храме из детской коляски утащили одежду ребёнка и сумку мамы. Вот тебе и храм. Вот этот человек для чего пришёл в храм? Что-нибудь стырить. Храм – это как торжище. Ведь кот не понимает, что он в храме. Так же очень многие люди, заходящие в храм – они вообще ничего не понимают. Эти православные ведьмы наши, которые набрасываются [на людей] – они, как звери, чувствуют: пришёл новенький. Два шага человек сделал, головку повернул – они уже понимают, что это новенький, можно наброситься. Начать учить, говорить «не так», на что-то указывать. Готовы разорвать его. Что, они христианки что ли? Они живут своей жизнью, нашли себе такое времяпрепровождение. Я думаю, храм на них оказывает какое-то психотропное воздействие, [даёт] покой. Если бы они не ходили в храм, может, уже давно бы пили кровь вживую у людей. А так – всё-таки родственники от них отдохнут. Потому что ясно, что там, у них дома, царит полное безбожие. Если спросить что-нибудь из догматов – они ничего не знают, не в состоянии ничего усвоить. Почему? У них давно потерян разум. Это неразумные млекопитающие, сохраняющие внешние признаки человека. Но нет ни любви, ни добра, ни сочувствия.

Вот раньше в церквах были старицы, которые несли определённую функцию – они обучали новоначальных христианству. Не так: куда встать, куда что поставить. Это к христианству не имеет отношения. А именно заповедям, Евангелию. Потому что поприще-то огромное. Ведь каждого приходящего можно так встретить! Прямо за ручки взять, усадить: «Что тебе, милый, рассказать? Далеко ли ты живёшь? Хочешь, я с тобой позанимаюсь? Что ты читаешь? Давай я тебе подарю книжечку. Ты когда-нибудь исповедовался? Хочешь про это почитать? Пойдём к лавке. Я тебя научу. Не знаешь, как себя вести? Не волнуйся, всё тебе расскажем. Вот тебе такая книжечка, вот тебе такая. Не беспокойся, денег не надо, я заплачу». Всё – и приобретёшь христианина.

Нет – они выполняют функцию как раз бесовскую: человека отлучить, чтобы он больше никогда не пришёл. Такую же и в своей семье. Потому что после таких христиан никто не захочет в церковь ходить, боится: «У меня дома одна баба-яга, а там, наверное, сорок пять. Разорвут в клочки». Просто люди боятся в церковь ходить. А священник не всегда видит. Пока кто-то не пожалуется, против них и меры трудно принять, потому что действуют исподтишка. Это общий враг церкви. Ничего в них христианского нет.

Вот я когда начинал в церковь входить, какие были бабушки! Просто живые ангелы. Я даже про одну знаю такое чудо. Когда меняли время на зимнее, одна такая бабушка – она трудилась в храме Знамения Пресвятой Богородицы на Рижской – пришла к метро по своему обычаю в шесть утра, потому что она на раннюю всегда [ездила]. Но метро закрыто – время поменялось. Смотрит, толкает – нет. Она взяла, перекрестила двери – открылись. Пришла, зашла в вестибюль, а там её спрашивают: «Бабушка, ты как сюда попала? Первая электричка-то будет через сорок минут». «А, – говорит, – я подожду». Села, дождалась и приехала, ей было и невдомёк. Ей уже там объяснили, что время передвинулось. Но то, что она перекрестила запертую дверь в метро, и она перед ней открылась, как Сезам… И, причём, она знала, как [открыть]. Вот это сила Божия. То есть Господь всегда был при ней. Скромная такая труженица алтаря Господня: она там прибиралась, облачение батюшкам выкладывала. Так всю жизнь служила, так и отошла ко Господу. А сколько таких святых бабушек! Тысячи и тысячи. А сейчас – что это? Комсомол пятидесятых.

Прот. Александр Березовский: Что, уже нет таких?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, уж очень редко. Есть, попадаются. Но это очень штучный товар.

Прот. Александр Березовский: То есть те не передали традицию молодым?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Эти же – уже вновь пришедшие двадцать-тридцать лет назад, после того, как у каждой [было] два эшелона грехов. А те, которые нам сохранили Церковь, они как ангелы, вот как журавли, про которых песни поют, так и ушли на Небо. Которые, несмотря на гонения, несмотря ни на что – вот те самые, о которых старые люди говорят «белые платочки» – спасли Церковь.

Я их видел! Это счастье просто – общаться с такими людьми. Сколько мне было, когда я стал в церковь ходить? Лет пятнадцать-шестнадцать. Вот я пришёл – они меня окружили. Одна подарила молитвослов, другая – календарь Московской Патриархии. Причём, это всё было на ксероксе размножено. Кто-то давал мне тетрадки с молитвами от руки. Любовью и заботой сразу окружили. Вот это христианство. Поэтому воцерковляться было легко, очень легко.

А сейчас, через заслоны этих, так сказать, ведьм человеку пройти довольно трудно. Конечно, на нас, священниках, лежит большая забота – просвещать с амвона. Чтобы [не так,] как вот старец Силуан говорил: «Кому не дано учить, а он учит, оскорбляет величие Божие» (архимандрит Софроний Сахаров. «Старец Силуан Афонский», гл. 20). Потому что городят чушь незнамо какую.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, есть у нас вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Слушатель: Здравствуйте. Батюшка Дмитрий, благословите рабу Божию Елену. Когда родился Христос, к Нему пришли волхвы. В нашем понимании волхвы – это волшебники и люди, как сейчас сказали бы, занимающиеся оккультными мероприятиями. Почему Господь принял от них Дары?

Прот. Димитрий Смирнов: А можно сказать, что, по нашему восприятию, они были алкоголики, наркоманы, они то, они сё, они выступали в цирке, как Давид Копперфильд… Наговорить можно всё, что угодно. На самом деле мы этого не знаем. Более того, по латыни и на всех западных языках эти люди вообще называются «маги». А, если кто хочет знать, по-английски «Ваше Величество» – «Your Majesty». То есть «верховный маг». Что это значит? В древних языческих культах и родовых отношениях, действительно, таких людей именовали и магами, и волшебниками, по-славянски это волхвы. Но мы знаем, что ко Христу приходили разные люди: и самаряне, и фарисеи, и саддукеи, и люди, не определившиеся в какую-то религиозную партию, простые рыбаки, воины-язычники и так далее. И Господь был открыт для всех. И вот из всех звездочётов, которые были на земле – а их были десятки тысяч – нашлось со всего земного шара всего трое, которые, увидев звезду на востоке, пришли поклониться Христу Спасителю. Понимаете? Из всех разбойников только один, и то уже с креста, возопил к Богу, чтобы Он его помянул.

Господь призывает к себе всех. Просто вся наука того времени была с магией пополам. И человек, который хотел узнать истину, естественно, обращался в школу и там пытался что-то узнать: о вселенной, о Боге. И получал разные сведения. И сейчас очень часто: приходит человек, который занимался в молодости йогой, а потом стал христианином.

Я знал одного кришнаита, который даже участвовал в том, что переводил «Бхавагад-гиту» с английского на русский язык. Участвовал в этом переводе, который потом современные кришнаиты распространяли у нас в Москве. То есть был заядлый язычник, кришнаит –  и стал христианином. Вот не знаю, слышит ли он меня. Я уж не видел его, может, пару десятков лет. Жив ли, не знаю. Дай Бог. Я всё время о нём помню, думаю о нём, иногда молюсь. Пришёл – стал христианином. Так что Господь ко всем обращается.

И они стремились к истине. И Господь дал им такую возможность. Поэтому нет ничего удивительного. Если простецы, пастухи пришли сразу, в ночь Рождества, то волхвы пришли только спустя два года. Пришли поклониться тому месту, где жил Христос со своей семьёй. Поэтому не надо об этом беспокоиться. Одно дело – тогда, в эпоху дохристианскую, до проповеди быть волхвом, другое дело – сейчас по телевизору народ портить, когда уже две тысячи лет христианству. Разница большая. Каждый человек, который сейчас живёт на земле и не является христианином, сознательно отвергает Христа. Либо по невежеству, потому что не хочет прочитать Евангелие, хотя оно переведено на все языки, либо по внутреннему духовному сопротивлению, потому что в душе его дьявол. Это совершенно другая вещь. Понимаете? Поэтому, наоборот, тем Дарам, которые они от чистого сердца принесли – и Господом через его Матерь эти Дары были приняты, – сейчас народ стремится поклониться, и мы воспринимаем Дары этих волхвов как святыни.

Не надо забывать, что те люди, которые окружали Христа – Иоанн Предтеча, например, – это были люди некрещёные. Они не были членами Святой Соборной и Апостольской Церкви. Они только предвкушали то, что мы так легко имеем и к чему привыкли. Поэтому, наоборот, мы с удивлением обнаружим, что даже среди магов и волхвов нашлось три человека, которые пришли, проделали долгий пеший путь для того, чтобы поклониться Христу Спасителю. И не просто поклониться, а принести Ему Дары, которые несли в себе пророческий смысл.

Прот. Александр Березовский: И ещё можно добавить, что Господь принял и эти Дары, и этих людей, несмотря, может быть, на их такое магическое занятие.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Вот эта молодая женщина, которая спрашивает, согласна ли ради Христа пешком из Ирана пройти до Вифлеема? Вот и сразу выяснится. А они ради того, чтобы принести Дары, совершили этот подвиг, полный всяческих опасностей. Это сейчас – сел на самолёт да прилетел. Да и то тебя там обшарят: чтобы не было с собой детского питания, сними ботинки, сними ремень… А тогда – кругом разбойники, кругом войны. Это чрезвычайно опасное было дело – путешествие. Причём, с собой иметь драгоценности. И их Бог сохранил. Бог знал, что они идут. Бог их охранял. Чтобы ради их подвига, который они взяли на себя, принять эти Дары. Так что их подвиг никогда не будет забыт, потому что они преодолели своё волховство.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но вот мы знаем, что Бог всех призывает. А что значит: «Бог избирает» (Ин. 15, 16)? И кого Он избирает?

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, это нам неизвестно. Иногда есть на это особенные указания. Ну вот, как преподобный Сергий, в [юбилейный] год которого мы вступили. Это величайший из подвижников наших русских, спаситель России, прямо от младенчества. «Ихже бо предуведе, тех и предустави» (Рим. 8, 29), как апостол Павел говорит. А бывает, что человек живёт обычной, грешной жизнью – как, допустим, блаженный Августин, который ещё не был блаженным, – и вот Господь его останавливает в его грехе, он кается и становится величайшим христианином, отцом Церкви. А был грешным человеком, о чём свидетельствует его книга «Исповедь», которую всем полезно почитать.

Поэтому это тайна Божия, тайна взаимоотношения души человеческой и [Бога]. Только Бог знает душу каждого человека. Даже сам человек себя обычно очень плохо знает.

Прот. Александр Березовский: То есть всё-таки происходит избрание Богом человека или человек должен как-то двинуться навстречу?

Прот. Димитрий Смирнов: А всегда человек отзывается. Избрание не может быть без участия самого человека. Потому что очень многие люди отказываются от своего избранничества.

Ну, представь себе. Парень, который в Волгограде устроил взрыв. Что ему дано? Русский крещёный парень. Живёт не где-то в Новой Зеландии, а в России: почитай историю, почитай жития святых, узнай, откуда ты родом, какой великой истории ты принадлежишь, какой Церкви ты принадлежишь. Узнай что-нибудь. Нет, он становится моджахедом, отрекается от всего этого и взрывает своих же, абсолютно невиновных, граждан. Разве он не отказался от своего избранничества? Каждый русский человек по рождению своему – избранник.

Вот Пётр, царевич Ордынский, сын царя Золотой Орды – стал же христианином. Храмы-то открыты. Писание читай. Посмотри, почитай, что ты выбираешь: троллейбусы взрывать или Иисуса прославлять? Человек сам выбирает. Один выбор выводит человека на небесную высоту, а другой приводит в преисподнюю. Вот и всё. В Индонезии, допустим, человек не имеет таких возможностей. У нас каждое село, каждый город имеет храм. Если ты слепой – слушай колокольный звон и спроси: что это там за звуки? А там церковь – пойди, полюбопытствуй.

В Митрофане (храм свт. Митрофана Воронежского на Хуторской – ред.) через двор церковный народ ходит туда-сюда, а в храм не заходит. Это что, церковь инопланетян, что ли? Это же твои предки строили, твои предки сюда ходили, твои предки донесли до нас [веру]. Ну, хоть поинтересуйся, кроме погоды, Олимпийских игр, ещё чем-то. Что-то вообще есть у тебя, какие-то корни духовные? Или только цена на колбасу? Что тебя, человек, интересует? Ведь тебя крестили – зачем? Поинтересуйся. Нет, не проявляет интереса. Что это значит? Отрёкся от избранничества. Бог-то Россию избрал. Мы – самая большая во вселенной православная Церковь. У нас богатейшая история, богатейшие святыни, даже вот, вдобавок, ещё нам привозят [святыни] с Афона и из других мест. Из Греции вот Крест Андрея Первозванного привозили. Пожалуйста, молись. Ну, миллион стоит в очереди. А остальные четырнадцать миллионов где? У нас в Москве миллион живёт мусульман. Поинтересуйся: зачем люди стоят по десять часов? Зайди, глянь. Что их заставляет под дождём стоять и греться в автобусах? Что людьми движет? Нет, как будто это их вообще не касается. Интерес-то должен быть – неинтересно. Это значит, человеку была дана возможность, а он её отринул. Разберись, человек. А почему не разбирается? Он потерял разум. Потеря человечности, то, с чего мы начали.

Прот. Александр Березовский: Можно ли сказать, что, если человеку Бог неинтересен, то человек уже на пути потери разума?

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. Взять вот академика Гинзбурга, Царство ему Небесное. Физик, лауреат Нобелевской премии. Ну, раз Нобелевская премия, значит, по идее, человек должен быть неглупый. Но послушай, что он говорит о Боге. Чушь несусветная. Даже стыдно, что академик такие вещи говорит. Это говорит о том, что очень узкое образование.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер, отец Дмитрий. Это говорит Олег. Не могли бы Вы чуть-чуть рассказать историю сохранения Даров, особенно золота. Я слышал по «Радонежу», что золото очень пригодилось Иосифу при его бегстве в Египет.

Прот. Димитрий Смирнов: Возможно, Олег, я не знаю. Я только знаю, что во времена Византии эти Дары оформили в том виде, как они сейчас есть. Тогда, в те времена, люди не старались сохранить подлинность артефакта. Главное – сам предмет. Поэтому оформили в виде золотой скани, ладан и смирну сплавили в такие, похожие на оливку...

Прот. Александр Березовский: … чётки.

Прот. Димитрий Смирнов: Чётки, да. А как было изначально, мы не знаем. Может быть, часть Иосиф и потратил на бегство в Египет, это вполне может быть. Но я просто этого не знаю. Когда я был в монастыре святого Павла на Афоне, мы там прикладывались к этой святыне – после воскресной службы выносят эти Дары для всех паломников.

Прот. Александр Березовский: «Даруется ли вера Богом или воспитывается в себе человеком?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, даруется Богом. Как веру можно воспитать?

Прот. Александр Березовский: Ну как небольшой росточек даруется. А уже человек её укрепляет.

Прот. Димитрий Смирнов: Это – да. Человек может трудиться над возделыванием сада своего сердца: удобрять, поливать, бороться с сорняками и насекомыми. Ещё рыхлить.

Прот. Александр Березовский: Вот кому-то удаётся сохранить этот росточек и даже его укрепить.

Прот. Димитрий Смирнов: Любому, кто хочет это сохранить.

Прот. Александр Березовский: Если в человеке вера гибнет...

Прот. Димитрий Смирнов: Значит, труда нет. Вот был маленький, ходил в церковь. Сейчас не ходит, потому что ему это всё не нужно. Другие идолы заслонили самое главное, что есть в жизни. Зависть: хочу плеер, как у Васи. Вот для него это важно, плеер в мозгу засел, как некий чип. И всё. И он хочет в уши воткнуть наушники и быть как Вася, и слушать то, что Вася слушает. А то, что мама говорит с папой, он уже не хочет [слушать].

Прот. Александр Березовский: Но вот порой происходит выбор человеком своего жизненного пути, когда он ещё не разумен и выбирать-то не может. А потом за это всю жизнь расплачивается.

Прот. Димитрий Смирнов: Воспитание должно заключаться в том, чтобы отец и мать оставались для дитя высшим авторитетом. Когда все Васи вселенной выйдут и будут кричать «плеер, плеер, плеер», ребёночек и устами, и сердцем будет говорить «папа, папа, папа». Всегда выберет вместо плеера папу. Папа должен оказаться в нужное время для отрока важнее, чем плеер. Важнее, чем скутер, важнее, чем стакан водки.

Прот. Александр Березовский: Непростая задача для папы.

Прот. Димитрий Смирнов: Задача как раз христианская. Потому что зачем папа живёт на земле, если у него есть сын, который пьёт водку? Этот папа зря коптит небо. Он не выполнил главную задачу. Будь этот папа четырежды герой Советского Союза, если у него сын пьёт водку, он как папа не выполнил своего главного послушания от Бога. То есть жизнь его напрасна, главного смысла не имеет, он утрачен. Потому что главное в твоей жизни – это твои дети. Вот главный плод.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но при таком обилии соблазнов вокруг...

Прот. Димитрий Смирнов: А кто тебе мешает от этих соблазнов детей сохранить? Должна быть такая альтернатива, чтобы ребёнок всегда предпочёл семью, тебя, мать. Дома должен быть рай. Каждая душа всегда выберет рай. А если дома такой же ад, как и в песочнице на улице, то ребёнок из двух адов выбирает тот, который ему милей. Там хоть с музыкой.

Прот. Александр Березовский: «В православии нет магического отношения к молитве. Почему же всё-таки...»

Прот. Димитрий Смирнов: Как так? Сколько угодно. Постоянно с этим сталкиваемся. Даже в основном – магическое.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну это уже не православие. Это околоправославие.

Прот. Димитрий Смирнов: Да даже не «около». Но что делать? Очень многим людям просто это не объяснишь. Все ищут «особых молитв». Некоторые говорят такую бредятину, как «сильная молитва». Вот имеем две бумажки. Вот это – сильная молитва, а это – нет. Ну, магия чистой воды. А теперь волхвы виноваты.

Прот. Александр Березовский: Да уж, кто тут ещё маг?

Прот. Димитрий Смирнов: Да сколько угодно. И даже говорить бесполезно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, конец [такой] вопроса: «Почему некоторые молитвы мы читаем определённое количество раз? Нет ли в этом именно магического смысла?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, в этом – красота. Двенадцать раз «Господи, помилуй». Или три раза «Святый Боже...». Двенадцать раз – вспоминаем апостолов. А три – в честь Святой Троицы.

Прот. Александр Березовский: Сорок?

Прот. Димитрий Смирнов: Сорок – это вообще число полноты. Сорок заменяет бесконечное число раз. Когда-то надо остановиться, вот избрали такое число. Ведь мы говорим, смотри: «десять», «два-дцать», «три-дцать». И вдруг – сорок. Дальше опять пошло: «пять-десят», «шесть-десят», «семь-десят». То есть сорок выделяется, как некое особое число. Хотя оно в десятеричной системе ничем не отличается от пятидесяти. Выделяется исключительно, как некий символ.

Прот. Александр Березовский: То есть это некая символика православных молитв?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Да-да. Исключительно символическое имеет значение.

Прот. Александр Березовский: «Является ли проявлением гордыни то, что человек о себе хочет слушать только хорошее и больно переносит критику и замечания в свой адрес?»

Прот. Димитрий Смирнов: Для гордыни это слишком слабовато. Скорее всего, это себялюбие и честолюбие. Потому что, когда человек болен гордыней, у него такие мелкие страсти в гордыне растворяются. Человек не снисходит до того, чтобы обижаться на то, что кто-то что-то там сказал про него. Он на всех смотрит, как на существ бесконечно ниже себя. Это всё равно, что обижаться на комаров, на клопов.

Прот. Александр Березовский: Да, такой человек может быть даже...

Прот. Димитрий Смирнов: … очень добродетельным.

Прот. Александр Березовский: Внешне очень смиренным.

Прот. Димитрий Смирнов: Да-да. Вот в некоторых религиозных системах люди достигают такой добродетели, что далёкие от христианства люди восхищаются совершенством этих людей. Они не понимают, что гордыня в них убила все остальные страсти. Это как чёрная дыра, в которую всё ушло.

Прот. Александр Березовский: Ну, это уже – сатана.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Натурально. Поэтому вот к этим всем тибетским штучкам очень все, особенно интеллигенция, склонны, восхищаются. Узнают своё. Потому что чем характерна интеллигенция? Непомерной гордыней. Просто непомерной. Какой-то маленький человечек, который прочёл два десятка книг, уже считает, что он всё знает, обо всём может иметь суждение, он всех учит. А все, что не так, объявляет бредом. Но при слове «шамбала» замирает и трепещет. Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер, отец Димитрий. Это Александр. Скажите, пожалуйста, каково отношение израильского правительства к святыням Русской Православной Церкви, находящимся на территории Израиля?

Прот. Димитрий Смирнов: Там чисто юридические есть коллизии, но, если земля юридически оформлена, то мы этим и пользуемся. Просто очень много земель было упущено во времена советской власти.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, в одной из своих передач Вы сказали, что знания надмевают. Почему так? Разве Богу угодно, чтобы мы были неграмотными людьми? Тогда будем смиреннее?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Конечно, будем смиреннее, но не настолько, чтобы спастись. Просто самое главное знание – это знание Бога. А знания без знания Бога – это как туловище без головы. Поэтому это знание тупое. Ну, как человеку [жить, если] голову ему отрубить? Так же и это всё знание. Ну, вот представь себе, человек – крупнейший биолог. И вот он умер. Его душа перешла в другой мир. И что ему эта биология? Он знает – осталось это знание в нём, – что там, на земле, действует биологический процесс. Он серьёзный специалист, доктор наук. Но здесь, в мире ином, биологии нет. Это всё знание временное. Поэтому знание сапожника и знание биолога перед смертью практически одинаковы. Ни сапоги там не нужны, ни биология не нужна с её лабораторией. А вот знание Бога нужно и сапожнику, и биологу.

Прот. Александр Березовский: Тогда наши все земные изыскания научные, получается, пустая трата времени?

Прот. Димитрий Смирнов: Почему? Во-первых, это упражнение для развития ума. Это всегда полезно, как и физическая культура. Хотя мы живём здесь небольшой отрезок времени, несколько десятков лет, но физическая культура даёт возможность нашему телу существовать без многих болезней. Так же и это. Когда встречаешься с теми же академиками (Алтухов, Рожин, Бах), которые познали Бога, говорить с этими людьми – это как небесная красота. Потому что у них в уме, в сердце складывается общая картина мира, в центре которой – Бог. Они гораздо лучше могут объяснить законы природы. Тогда достраивается эта безголовая конструкция. Алло, добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте, дорогие батюшки. С Рождеством, со Святками. Доброго вам здоровья. Что могут сделать миряне для того, чтобы каким-то образом, хоть на один из нынешних государственных каналов, давать как можно больше программ православной тематики?

Прот. Димитрий Смирнов: О! Нет ничего проще. Все крещёные люди – а нас сто миллионов – должны полностью выключить телевизоры. Смотреть только «Спас» и «Союз». И тогда все каналы перейдут исключительно на православные программы, потому что им не будут платить за рекламу. Потому что всё телевидение живёт на рекламе. А так как народу интересны «Битвы экстрасенсов», «Дом-2» и всё, что ниже пояса... Вот если все выключат телевизор, то он увянет, весь этот контент, как теперь говорят, по-английски. И будут искать тот, который даёт рейтинг. А рейтинг будет давать то, что соответствует христианскому вероучению. Вот и всё. И ничего они не сделают. Они будут тратить миллионы на всякие там «голоса», «ледовое», такое-то. А никто не смотрит. Будут звонить, опрашивать: «Вы смотрите телевизор?» – «Нет, мы не смотрим, нам надоело». И быстро-быстро это дойдёт до рекламодателей. Никто не будет ничего платить. Как и сайты. Есть сайты, которые посещают. Есть сайты, которые вообще никто не посещает. Так что всё зависит от нас.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, если интерес к Богу проявляет всего несколько процентов нашего населения, то вряд ли такое получится.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Я тоже думаю, вряд ли.

Прот. Александр Березовский: Вот как интересно люди устроены: от главного в своей жизни готовы отказаться, даже не поинтересовавшись.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, что делать? Древние отцы ещё в четвёртом веке говорили: «В человеке всё привычка». Человек привык: футбол, хоккей. И он этим питается. Но помимо футбола и хоккея есть же Константин Леонтьев, есть Бела Барток, есть Гейнсборо. Да мало ли в мире чего есть! Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. Есть Лобачевский. Да масса всего! Карамзин, Соловьёв, Семён Франк.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но всё это требует определённого развития серого вещества в человеке.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. От простого к сложному. Но это же всё зависит и от семьи. Это выращивать можно веками, как в России это выращивалось. Потом всех носителей уничтожили. Теперь надо снова выращивать. Но те люди, которые принимают решения в стране, должны этим быть озабочены. Литературой, поэзией, музыкой. Вот я помню, как к нам в школу приезжал Дмитрий Кабалевский. Я уже пенсионер, а этот урок, который нам преподал Кабалевский, помню до сих пор. Такой композитор – и приезжал, играл, пел с нами в обыкновенном школьном актовом зале. Сейчас же тоже можно это всё возродить. Конечно, такого популяризатора музыки, как Дмитрий Кабалевский, мы сейчас не найдём. Это обыкновенный русский гений. Но что-то подобное же возможно. Не всё же мерить на деньги. Нужно это выращивать. Каждая семья должна вкладывать в детей. Это наш капитал для государства. Не только – нефть, газ.

Прот. Александр Березовский: Государство – это люди.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Главное – это люди. Кто будет здесь жить? Надо пропагандировать то, что ценно, то, что вечно, то, что благо, то, что прекрасно. А не то, что, во что бы то ни стало, только либерально, демократично, самоуничтожительно. После нас – хоть потоп.

Прот. Александр Березовский: Но такое ощущение, что у большинства законодателей такое настроение, что о будущем...

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Вот те законодатели, с которыми общаюсь, очень все симпатичные люди. Мне трудно понять. Я так глубоко не вникал, что вообще происходит. Но, с другой стороны, в других государствах, в Европе – там и похуже. Там такое законодательство, что просто хоть вешайся.

Прот. Александр Березовский: Но всё к нам идёт сейчас из Европы. Значит, дело времени.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Не дай Бог дожить.

Прот. Александр Березовский: «Какая разница между предвидением и пророчеством?»

Прот. Димитрий Смирнов: Пророчество – это от Бога. А предвидение – от анализа ума.

Прот. Александр Березовский: То есть некая такая аппроксимация вперёд того, что есть.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: А как понять, от Бога ли?

Прот. Димитрий Смирнов: А не надо понимать. Всё, что у нас – это не от Бога.

Прот. Александр Березовский: Так просто?

Прот. Димитрий Смирнов: Надо успокоиться. Да. Пророки так редки, что у нас не должно быть задачи беспокоиться. Некоторые говорят: у меня сон был вещий. Он не вещий. Спи спокойно. Тоже мне, нашёлся.

Прот. Александр Березовский: Так сбылось же.

Прот. Димитрий Смирнов: Тем опасней. Спаси и сохрани. Как говорится, «Господи, избавь меня от друзей, от врагов я сам избавлюсь». Так же и это.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Нам пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго. До свидания.

Прот. Александр Березовский: Всего доброго. До следующей встречи.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 19

    1. msa:

      спасибо

    2. makdalin:

      Спасибо!

    3. VladSh:

      Добротный жёсткий эфир, о. Дмитрий был в ударе! Распугали всех вопрошающих)
      Лично мне немного не хватило тёплых уравновешивающих комментариев о. Александра, но знаю, что всё ещё будет.
      Ждём новых передач, спасибо!

    4. galynka:

      спасибо,о.Димитрий!

    5. Раиса:

      Первые такты Чайковский, потом Свиридов.

    6. Алевтина:

      Скажите пожалуйста, я не могу смотреть видео с сайта на своем планшете «Самсунг», написано, что плагин не поддерживается, что мне сделать? Подскажите, кто знает.

      • s2235:

        Вам нужно установить адобе флешплеер для андроида, для этого на планшете в настройках ставите галочку на «установка приложений из неизвестных источников» в разделе безопасность или что-то наподобие, узнаёте версию своего андроида там же в настройках в разделе описания, потом набираете в гугле 4pda флеш плеер прям с телефона или планшета, и там первая ссылка, думаю разберётесь, нужно скачать сначала, потом установить. Скачивать и устанавливать нужно программу для версии вашего андроида.

    7. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    8. Vladim:

      Спасибо, отец Александр и отец Димитрий! Как на празднике побывал…

    9. Татьяна:

      Отец Дмитрий — это одна из лучших Ваших передач!!! Прямо на одном дыхании… Спасибо Вам, дорогие батюшки!!!

    10. Анна:

      В самом начале не знаю… но на 14 секунде «Зимняя дорога» — Георгий Свиридов

    11. vbofyz:

      Здравствуйте! Может кто-нибудь знает, что за чудесная музыка звучит в начале передачи?

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.