Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 12 января 2014 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 12 января 2014 года.

   1. Допустимо ли подавать записки о здравии и упокоении инославных?   (1:00)

архиереи, богословское образование

   2. Почему людей больше беспокоит вопрос спасения близких, нежели их собственное спасение?   (2:23)

земное благополучие, спасение, дискомфорт, воцерковлённость, преодоление греха, воспитание ребёнка, детский дом, детоубийства, аборты, привести в Церковь, личный христианский пример, воспитание в вере, Промысл Божий, авторитет матери, авторитет отца, педагогический труд, терпение, любовь

   3. Чем отличается православный крест от католического?   (11:12)

Западная Церковь, крест, Восточная Церковь, Турин, Плащаница, христианская вера, западная традиция, восточная традиция, облачение священника, история церковного искусства, форма креста, современные фарисеи

   4. Если святая Матрона предсказывала будущее, значит всё предопределено?   (17:56)

Предсказание будущего, святые, суеверия, Псалтирь, пророчество, Дух Святой, будущее, Книга Бытия, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Евангелие, человеческий род, человечество

   5. Как побороть раздражительность, часто перерастающую в гневливость?   (23:03)

психическое отклонение, психиатр, неадекватное поведение

   6. С какого возраста можно рассказывать ребёнку о существовании бесов?   (24:07)

Детская психика, детство, беззаботность, бесы, конец света, Евангелие, Христос, апостолы, спасение, евангельские притчи, антихрист, русский фольклор, сказки, взросление, детские вопросы, индивидуальность ребёнка, навязывание мнения, школа, музыка

   7. Как правильно себя вести болящему, если он не может ходить в храм?   (28:17)

Вежливость, благодарность, Причащение на дому

   8. Освободит ли полная потеря памяти человека от прошлых грехов?   (30:03)

Память, душа, покаяние, запоздавшее покаяние

   9. Можно ли посещать церковь женщине во время критических дней?   (32:30)

Критические дни, Причастие

  10. Имеет ли значение, кто первый идёт ко Причастию, к целованию креста?   (33:48)

Удобство, уважение к старшим

  11. Мой одноклассник пожелал, чтобы моя душа была грешной. Почему?   (34:56)

Мировоззрение, осуждение, разделение, среда, воцерковлённые люди, гордость, беременность, аборты, детоубийства, радость материнства, поминки, русский обычай, пьянка на поминках, невоцерковлённые друзья, оккультизм, сплетни

  12. Зачем Бог создал Землю, мир, человека?   (41:31)

Невежество, обращение к Богу, люди, книги, кинофильмы, Творец, рождение ребёнка, смирение, гордость, смирение

  13. В юности бросил своих детей, сейчас хочу наладить отношения. Надо ли это делать?   (46:11)

совесть, травма для детей, страх

  14. Почему Вы в своих ответах принижаете мужчин?   (47:44)

работящие мужчины, мужское воспитание, ответственность за воспитание детей, мусульмане, Чечня, Ингушетия, воспитание сыновей, ислам, курящие мужчины, табакокурение, восхищение женщинами, мечеть, мусульманские праздники, великий русский народ, призыв в армию, Вымпел, Альфа, глава семьи, аборты, детоубийства, работающая жена, детские сады, работающая жена, охранники, русские богатыри, Александр Поветкин, Николай Валуев

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Со святыми днями вас поздравляем! Мы начинаем нашу передачу в прямом эфире, и у нас сегодня в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер. С Рождеством Христовым, дорогие братья и сестры!

Прот. Александр Березовский: Удивительное это время, батюшка, когда у нас почти две недели длится праздник Богоявления, с рождественского Сочельника и до Крещения.

Прот. Димитрий Смирнов: Так ещё неделя перед Рождеством. Это, конечно, по аналогии с Пасхой. Это как Светлая пасхальная Седмица переживается Церковью.

Прот. Александр Березовский: «Слышала, что в 2013 году на Межсоборное присутствие была вынесена тема поминовения инославных. Однако не нашла пока информации о том, был ли разработан и принят какой-либо документ по данному вопросу. Знаю, что некоторые приходы за границей допускают в записках о здравии и упокоении указывать инославных. Хотелось бы знать, насколько это допустимо, и говорится ли о поминовении инославных в церковном уставе».

Прот. Димитрий Смирнов: Когда документ будет выпущен, всё узнаем. В разработке этого документа участвуют и представители российского зарубежья, и со всех сторон это взвешивается. Допустимо или недопустимо – это будут решать архиереи Божии, которые имеют [такую] прерогативу, а всю подготовительную работу ведут умнейшие люди, наиболее богословски образованные в нашей Церкви. Поэтому беспокоиться нечего – там будут указаны все уставы, все аргументы. Боязни, которая слышится в этом вопросе, не должно быть.

Прот. Александр Березовский: Вообще очень людей беспокоит вопрос спасения близких – не столько собственного спасения, сколько других людей.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, я тоже это замечал. Это связано, на самом деле, не с желанием спасти, а с желанием собственного земного благополучия. Потому что, когда ближний, любимый человек, не в порядке, человек испытывает, выражаясь по латыни, дискомфорт. И всячески хочет этот дискомфорт устранить. Ну, а так как это человек церковный, он придаёт этому определенную форму. Для него благополучие означает воцерковлённость, а если есть подверженность какому-то греху, его преодоление. Но часто речь не идёт о спасении. Если взять такую пару, как «мать-сын», то что-то поздновато взялись за спасение. Если думать о спасении дитяти, надо начинать с грудного возраста. А большинство людей действует по принципу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», потом – «куда бы его отдать, чтобы только оно не мешало». Даже в детский дом наш отдают родители, живые и здоровые, детей. Почему? «Я с ним не справляюсь». То есть отдать, чтобы даже глаза не видали, и справляйтесь, пожалуйста. Ну, мы справляемся. Но человек даже не хочет потрудиться. Потом какие-то бывают претензии к детям, а дети страдают.

Так же и здесь. Когда спрашиваешь у женщины, почему она хочет избавиться от своей беременности, она говорит, что с деньгами плохо и жить негде. А потом выясняется, что ничего этого нет. Речь идёт совсем о другом – просто человек не хочет потерять ту меру комфорта, которую имеет в данный момент. Не то, что ему есть нечего. Отнюдь.

Прот. Александр Березовский: Частый вопрос – «как мне привести родных в Церковь?» Это из этой же области?

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно. Потому что ответ может звучать только так: личным примером. Как в Деяниях святых апостолов – те, кто окружал христиан, говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга». И люди хотели того же – жить в этой любви, в таких отношениях. Спрашивали: «А как это так? А почему так? И мы так хотим». А глядя на современную христианскую жизнь, [люди] понимают, что ничем этот человек [от них] не отличается, только всё время пристаёт со своей церковью, со своими постами, со всякими своими представлениями. Особенно, когда мать и сын. А где ты, собственно, раньше-то была?

Прот. Александр Березовский: Раньше, часто женщина говорит, и сама была невоцерковлённая. Сама в Церковь не ходила, недавно начала.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вот и подожди теперь. Представим себе: человек не вскапывал землю ни осенью, под зиму, ни весной, ничем не засевал, потом в апреле показались сорняки, в мае они превратились в чащу. И человек говорит: «А где же, собственно, урожай?» Ну, а что ты сделал, чтобы выросли помидоры или репа? Ты же ничего не сделал. Какие претензии? Твоё дитя, родил от кого хотел. Это же не просто – пошла в универсам, отошла от кассы, глянь – беременная. Вот что, оказывается, случилось. Нет, это же всем известная с пятнадцати лет процедура. Что хотела, то и получила. И что теперь, куда «привести»?

Господь имеет промышление о каждом человеке. И каждому человеку хочет спастись и прийти в познание истины (см. 1 Тим. 2, 4). Ты можешь только этому немножко посодействовать. Например, если твоё дитя заинтересуется, дать ему возможность [узнать] обязательно – если он спросит, проявит интерес. И являть ему пример христианской жизни – разительно отличаться от всех. «Моя мама – самая добрая, самая разумная, самая любящая, самая щедрая, самая умная, самая начитанная, самая-самая. С кем ни сравню – она всё лучше. А откуда у неё это, если она дочь простого колхозника? Да просто она церковный человек». Вот как должно быть. Тогда и не будет такого вопроса. Каждый захочет [быть таким] вслед за мамой. А если ещё и папа таков, то просто обеспечена человеку и воцерковлённость, и любовь к Богу, к молитве. «Сынок, ты кем хочешь быть?» – «Я, как папа, хочу быть милиционером». А я, [говорит другой], хочу быть трактористом. «Я хочу, как папа». Это понятно, все хотят «как папа». Если папа не урод, потому что ребёночек тоже отличает уродливые явления в поведении папы, который орёт, тот его боится, он кулаками размахивает. А обычно все нормальные дети хотят быть «как папа». Вот в чём дело, другого ничего не изобретено. А то – «вот, мы сейчас какую-то особую молитву прочтём, и ребёночек станет другим». Так невозможно, это обязательно педагогический труд, рассчитанный лет на 15 минимум. Преодолевать все дурные черты характера ребёнка природные – такие тоже есть, они уже в полуторагодовалом младенце видны. Это всё очень трудно, тяжело преодолевать. Нужно огромное количество терпения, любви, совсем не просто. Но тогда будут и плоды. Как и с любым [делом]. Картошку попробуй вырастить – это же очень трудно.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, есть у нас вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.

Телезритель: Когда-то носил крестик, который оказался католическим – начал разбираться в этих вопросах, почитывать литературу. Купил крест православный. Православный крест – восьмигранный, почему?

Прот. Димитрий Смирнов: А я хочу у Вас спросить, в свою очередь. Вот на мне крест какой, католический или православный?

Телезритель: Я думаю, православный на Вас крест.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а сколько Вы тут видите граней, как Вы изволили выразиться?

Телезритель: Я понял, что на православном кресте с обратной стороны должна быть надпись «Спаси и сохрани».

Прот. Димитрий Смирнов: Да? Да что Вы! Сейчас я почитаю.

Телезритель: И второй момент...

Прот. Димитрий Смирнов: Нет-нет, Вы меня не перебивайте. Я Вам почитаю, какая тут надпись. Написано: «Поместный Собор Русской Православной Церкви 2014 года». Никаких «Спаси и сохрани». И что Вы теперь мне скажете?

Телезритель: Ничего не скажу.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вот и всё. И будьте спокойны, живите счастливо, благополучно. Ходите в церковь, носите крестик.

Телезритель: А всё-таки на православном кресте ноги и руки Христа прибиты четырьмя гвоздями, а на католическом – всего три гвоздя, два на руках и один на переплетённых ногах.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, могу Вам показать десятки крестов, которые созданы в западной церкви, где ноги не переплетены. Десятки старинных крестов. Реже, но встречается и среди крестов, которые созданы в восточной Церкви, что ноги переплетены. Это что-нибудь меняет? Более того Вам скажу. По научным исследованиям Туринской Плащаницы Христовой, которая находится в итальянском городе Турин, есть абсолютно научный факт: обе ноги Христа Спасителя были прибиты одним гвоздем. Это что-нибудь меняет в нашей христианской вере? Да ничего. Это не играет абсолютно никакой роли. Просто это – западная традиция, устоявшаяся не сразу, а это – восточная традиция, устоявшаяся тоже не сразу. И что с того? А если мы посмотрим на облачения у духовенства... Может быть, Вы в Церковь иногда ходите, посмотрите, они все украшены крестами равноконечными. То есть абсолютно ровненький крест. С этим что будем делать? Отпарывать?

Так что вот. Надо подмечать всё, а не какие-то отдельные детали. И уже включать ум, и начинать действовать. А ещё лучше – книжки не почитывать, а читать, вникать. По истории церковного искусства есть немало книг.

Прот. Александр Березовский: Кстати, и по форме креста замечательная есть книжка, где описываются все возможные [формы].

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Есть выставки даже, которые устраивались в разных музеях, наш храм в этом участвовал.

Прот. Александр Березовский: Есть такие формы креста, что, если сейчас предложить православному человеку [такой крест], он в ужасе скажет: «Да вы что мне предлагаете?» А это древний крест.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, православный человек может от двух цифр к ряду прийти в ужас, и это совсем не аргумент. В нашем храме, где мы служим с отцом Александром, есть крест XVII века. Там перекладина расположена в обратную сторону, и каждый сотый человек это замечает. Подходит и нам об этом рассказывает. Я говорю: «Ты какой раз в наш храм пришёл, второй? А я здесь служу уже больше 20 лет. Ты думаешь, я не знаю?» Не только знаю, но и сам участвовал в приобретении этого креста. Просто для мужика, который жил в XVII веке, что «право», что «лево» – это не играло никакой роли. Как маленькие дети – они букву «я» иногда пишут в обратную сторону. В первом и втором классе это даже не считается за ошибку, потому что это естественно для детского восприятия. А тут простой мужик, который жил где-то в Вологде и 400 лет назад изготовил этот крест, а потом художник на нём написал изображение. Тогда никто даже внимания не обратил на такую мелочь. И только для современных фарисеев это проблема. Ну, если уж так мучаешься – ну, пойди и с другой стороны на крест посмотри. И всё будет нормально, когда с обратной стороны смотришь.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Телезритель: Добрый вечер. Святая Матрона отдельным людям предсказывала будущие события. Получается, есть судьба у человека, и будущая жизнь его предопределена, и эти события невозможно было предотвратить?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, абсолютно не знаю. Я только знаю, что, когда святые предсказывают то, что будет, они обычно говорят, что «если ты не перестанешь делать то-то и то-то, произойдет то-то». А «будет то-то» – так святые не предсказывают. Но бывает и такое явление – я сам однажды на автобусной остановке 80-го номера, который едет к нам в Алтуфьево, слышал такую сцену. «Слышь, Марфа, батюшка сегодня проповедь говорил, ты не помнишь, когда чёрная кошка переходит дорогу, надо через левое плечо плевать или через правое?» Это так она восприняла проповедь о суевериях. Поэтому – одно дело, что говорила Матрона, другое – как человек понял, а третье – кто это всё записал. Нельзя совершенно, без всякой критики, верить каждому печатному слову, понимаете? Прошли те времена, прошли очень давно: с тех пор, как появилась у нас свободная литература, надо обязательно критически относиться к написанным текстам.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но вот Псалтирь – это же пророческая книжка?

Прот. Димитрий Смирнов: Безусловно.

Прот. Александр Березовский: А каким образом тогда эти события, которые должны были совершиться много лет спустя, были известны псалмопевцу?

Прот. Димитрий Смирнов: Псалмопевцу они не были известны, но они могли быть известны Духу Святому, Который является также автором этого произведения.

Прот. Александр Березовский: Дух Святой ведает, что будет.

Прот. Димитрий Смирнов: Дух Святый не ведает, что будет – для Духа Святаго нет слова «будущее». Дух Святый знает Книгу Бытия как автор – от начала и до конца. Поэтому, когда псалмопевец был в Духе Святом, Дух Святый мог ему это поведать. А тот уже в поэтической форме изобразил.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, можно сказать, что Книга Бытия существует от начала и до конца?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, разумеется. Вот как Ефрем Сирин, Исаак Сирин пишут о духовной жизни, а мы потом узнаём себя в этих писаниях. Это же не значит, что они знали: вот, в Москве будут два таких священника...

Прот. Александр Березовский: И писали про них.

Прот. Димитрий Смирнов: ... и они про нас пишут. Некоторые люди частенько даже обижаются: «Батюшка, Вы про меня сказали в проповеди». Я говорю: «Извини, голубушка, но я про себя сказал». Несмотря на большое различие, даже мужчины и женщины, душа человеческая и законы этой души одинаковы. Говоришь про себя, а человек думает, что это про него. Вот и весь ответ.

Прот. Александр Березовский: Евангелие обращено к тем людям, которые окружали Христа, а мы себя узнаем, как будто к нам эти слова.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Во-первых, мы – тоже часть человеческого рода. Вообще всё человечество – это единый организм. Поэтому тут нет ничего удивительного. Если мы даже генетически на 99.9% совпадаем.

Прот. Александр Березовский: «Скажите, пожалуйста, как побороть свою раздражительность, часто перерастающую в гневливость? Нападаю с кулаками на мужа, царапаюсь, после первой беременности стала сильно сквернословить. Знаю, что все мои действия – страшный грех, но это меня не останавливает».

Прот. Димитрий Смирнов: Да к психиатру. Господи, помилуй! Давно пора.

Прот. Александр Березовский: То есть это уже свойство нарушенной психики?

Прот. Димитрий Смирнов: Безусловно. Или нервной системы. Ну, что значит «набрасываюсь, царапаюсь и ничего не могу с собой сделать»? Это уже неадекватно нормальному поведению.

Прот. Александр Березовский: Ну, вот хотя бы она понимает.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот поэтому я и посылаю к психиатру, что есть критика.

Прот. Александр Березовский: Значит, ещё можно помочь?

Прот. Димитрий Смирнов: Безусловно. Очень даже легко. Лечиться надо.

Прот. Александр Березовский: «С какого возраста можно рассказывать ребёнку о существовании бесов, чтобы не повредить его душе? И надо ли это делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: А дело не в возрасте, дело в том, когда в этом возникает необходимость, и когда психика ребёнка готова. Это может быть в разном возрасте. Иному и в 15 лет не стоит об этом говорить. Всему своё время. Чем дольше длится детство человека, тем он счастливее, и дольше проживёт.

Прот. Александр Березовский: Действительно, смотришь на детей и думаешь: какие они счастливые!

Прот. Димитрий Смирнов: Счастливые, беззаботные, головка ясная, улыбается так чисто. Душа открытая, и Господь его хранит. Я думаю, когда ребёночек сам проявит интерес – и то, отвечать нужно очень кратко, не сгущая краски, без всякого нажима. А то ко мне вчера подошла женщина: «Храм недалеко от дома, а не хочу туда ходить». Я говорю: «В чём причина?» А потому что в каждой проповеди батюшки – «бесы» да «конец света». Говорит, уже полприхода перестало ходить. Бесы, конечно, существуют. Конец света – да он обязательно будет. Если мы возьмем Евангелие, то там тоже о бесах говорится, но удельный вес бесов гораздо меньше, чем Христа, апостолов и речи о спасении.

Прот. Александр Березовский: Да, вот как-то люди о Христе не очень любят говорить, а вот об антихристе...

Прот. Димитрий Смирнов: Не любят, потому что они Его не знают и не понимают.

Прот. Александр Березовский: В русском фольклоре, в сказках часто бесы представлены или смешными, или добренькими, совершенно не страшными, не ужасными. Такое представление для детей полезно или нет?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет.

Прот. Александр Березовский: То есть лучше эту тему вообще обходить?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, лучше обходить. Когда ребёночек уже большой, мы видим, что он взрослеет, он сам будет вопросы задавать. Вообще с привычкой детей задавать вопросы нельзя бороться. Обычный взрослый говорит: «Отстань, надоел, вырастешь – узнаешь». Это неправильно. Наоборот – надо, чтобы у него выработалась привычка смотреть на мир глазами папы и мамы. Папа и мама не должны лениться объяснять детям. А иначе мальчишки во дворе объяснят самым наипрепохабнейшем образом.

Прот. Александр Березовский: Нет, родители иногда боятся навязать своё мнение ребёнку, тем самым задавить его индивидуальность. Мол, это будет тогда копия родителей, а где же его индивидуальность?

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, копии никакой никогда не будет, это совершенно другой человек, двух людей одинаковых не бывает. Дети информацию получают не только от родителей – и в школе, и из музыки, которую слышат, и из обсуждения с детьми в школе всяких проблем. Не надо думать про своих детей, что они такие идиоты. Это несправедливо.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, добрый вечер. Анатолий, Свердловская область. Как правильно себя вести болящему, если он не может ходить в храм?

Прот. Димитрий Смирнов: Надо быть очень вежливым по отношению к тем людям, которые за ним ухаживают. Быть очень ненавязчивым, терпеливым и всегда благодарить. Вот так надо себя вести.

Телезритель: А если он не может ходить в храм?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и что? Не может и не может. Можно время от времени приглашать священника домой. Очень многие люди не могут ходить в храм, я к некоторым по 30 лет хожу. Уже знаю, и время от времени их причащаю на дому – не могут ходить в храм. Есть такие у меня друзья, знакомые. Так и живём вместе. Звонят – прихожу. Чего тут такого, чего тут нового-то? Всегда так было.

Телезритель: Понятно. Спасибо большое.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста.

Прот. Александр Березовский: «Освободит ли человека полная потеря памяти от прошлых грехов?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Потому что грех уже совершён, и потом, когда душа покинет тело, все грехи вспоминаются. Наша память теперешняя зависит от сосудов головного мозга. А когда душа от тела отойдёт, ни от каких сосудов [память] уже не зависит, и становится чистенькая, всё помнит.

Прот. Александр Березовский: Как такому человеку покаяться в грехах, которые он не помнит? Или это уже на Божие произволение?

Прот. Димитрий Смирнов: Никак. Так и умрёт во грехах. Раньше надо было думать. Утешительно, да? Ну, что же делать.

Прот. Александр Березовский: Приглашают иногда причастить бабушку какую-нибудь, очень старенькую, и говорят: «А она уже ничего не понимает, ничего не слышит, ничего не помнит».

Прот. Димитрий Смирнов: Вовремя позвали.

Прот. Александр Березовский: «Вы уж её как-то так, без исповеди».

Прот. Димитрий Смирнов: «Как-то так» – пожалуйста. Как-то так заплатил – как-то так, в общем-то, и доедешь. В Одессе, говорят, такая поговорка есть. Очень, мне кажется, мудрая.

Прот. Александр Березовский: Вспоминают, порой, в такой момент, когда уже...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это очень неправильно. Врачи скорой помощи тоже жалуются: «Зачем до двух часов ночи было ждать? Когда боли начались?» – «Часов в пять». – «А сейчас третий час ночи – где вы были?» – «Мы думали, что пройдет». Или «Он говорил, что не надо». И очень часто бывает, что спасти уже нельзя. Слишком поздно. А можно было помочь, очень даже нетрудно, простая операция.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, мы Вас слушаем.

Телезритель: Многим священникам задавали этот вопрос, и ответы очень расходятся. Можно ли женщинам посещать церковь во время критических дней, молиться, святыням поклоняться? Если нет, то почему?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно – ответ. И поклоняться святыням тоже можно. Существует обычай, который идёт от Ветхого Завета, что прикладываться нельзя к святыне. А поклоняться можно – отойди на 15 сантиметров да поклонись. Вот и всё.

Прот. Александр Березовский: И причащаться нельзя в этот период.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, в этот период пауза для Святого Причащения.

Прот. Александр Березовский: «Имеет ли значение, кто первый идёт к Причастию, после службы ко Кресту – дети, мужчины, женщины? Если да, то какое, и почему такое разделение существует в наших приходах?»

Прот. Димитрий Смирнов: Оно существует для удобства. Поэтому – сначала младенцев...

Прот. Александр Березовский: Чтобы не орали.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, чтобы не орали, не суетились и так далее. Потом все остальные. А так, по идее, – сначала идут старцы, потом – старицы. Потом мужчины, женщины, отроки, отроковицы, потом – младенцы. Чтобы каждый знал своё место. И вот если будет так, будет естественным уважение к старшим.

Прот. Александр Березовский: То есть это некий воспитательный момент?

Прот. Димитрий Смирнов: Безусловно.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, после того, как я начал веровать и молиться, друзья и знакомые стали относиться ко мне хуже, бывший одноклассник вообще пожелал мне, чтобы моя душа была грешной. А я ведь ему ничего плохого не сделал. Объясните, почему так происходит».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, очень понятное дело. Каждый человек ищет себе друга, приятеля по тому мировоззрению, которое у него есть. И он видит, что у человека стал совершенно другим взгляд на мир. И, конечно, его это не устраивает. Это как бандит с бандитом, шахматист с шахматистом, музыкант с музыкантом. Это очень естественно. Редко встречается, когда скрипач из какого-то хорошего оркестра, допустим, Мариинского театра, дружит с разбойником с большой дороги. У них разные интересы. Они друг друга не понимают и не поймут.

Прот. Александр Березовский: Но осуждение-то при чём тут? Каждый выбрал свой путь.

Прот. Димитрий Смирнов: Человек всегда осуждает. Если человек в кепке, он осуждает того, кто в шляпе. Если человек лохматый, то лысый его осуждает: «Зарос, как Карл Маркс, противно смотреть». А этот – «лысый, как коленка, блестит – глазам больно». Богатый презирает бедных, бедный презирает богатых. Богатый говорит: «Не может на хлеб заработать». А бедный: «Зажрался, не может поделиться». У каждого своя компания. Очень естественно это разделение, потому что очень влияет на человека та жизнь, та среда, в которой он живёт. А если человек переходит в другую среду – допустим, людей воцерковлённых, – даже в одной семье [возникает разделение]. Как Христос сказал: двое на ложе, один берётся, другой оставляется (см. Лк.17, 34).

Прот. Александр Березовский: То есть сразу другому некомфортно.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Во-первых, все люди гордые. Эта гордость проявляется в чём – все хотят от меня, чтобы я делал то, что они мне скажут. То есть, если юная женщина хочет родить ребёнка, на неё ополчаются все: и мама, и бабушка, и соседи, и двоюродные, и троюродные, и подруги, чтобы она сделала аборт. Ваше-то какое дело? Мне много мам говорили: «Я всё время скрываю беременность от матери, потому что как только я беременная, так скандал на полгода». Почему? Ну, для неё это непривычно, что женщина рожает детей. Потому что она один раз родила, а остальные восемь – аборты. Она хочет, чтобы и дочка так. А та не хочет. Почему? Потому что она узнала радость материнства. И всё, конфликт. Так что это самое обыкновенное дело. Хотят, чтобы все были «как я». Так советская власть хотела, чтобы все были одинаковые. Если человек начинал думать иначе, это было очень неприятно для сотрудников государства. Иногда даже пытались принудить.

Прот. Александр Березовский: Человек начинает каждую неделю в храм ходить – «ты замолился».

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, замолился. Почему? Он сам не ходит. «Ну, что – мы тоже верующие. 12 лет назад на отпевании я же была». Я же со свечкой стояла, я же чёрный, этот идиотский, платок на себя надевала. Синие джинсы, оранжевые носки и черный платок на голове. Какая красота! Как на корове седло. Я же стояла. Губы оранжевым морковным цветом накрасила, всё у меня было, полный траур. Я очень верующая – сожгла свечку, даже пальцы чуть не обожгла. И хочу, чтобы ты так же. Чтобы ничего не читал, не молился, постов не соблюдал, в веру не вникал – а чтобы стоял. Вот я стою и ты стой, и ничего больше. Потому что главное – это выпивка на поминках. А если человек говорит, что «это не главное, это даже богопротивное дело...», – нет, говорят, это русский обычай. Какой русский обычай? Водка появилась только в 30-х годах при советской власти. Это изобретение нашей родной советской власти.

Нет, бесполезно говорить, даже лучше не спорить, уходить от этого. Поэтому человек уходит, все старые друзья отпадут. Говорить не о чем. Не о чем говорить. О чём говорить с неверующим человеком? Единственное, о чём можно говорить – о той сфере жизни, в которой он участвует. Если он учёный, музыкант или поэт, об этом кусочке можно говорить, это интересно. А обо всём остальном у него совершенно дикие представления – смесь оккультизма, инопланетян, эстрадных имен и каких-то сплетен. Ну, ещё ругать нынешнюю власть – «Путин такой-сякой, эти такие-сякие». И обсуждение одних и тех же людей на экране телевизора, которые членами нашей общероссийской семьи являются. Вот их и поносят.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, батюшки. У меня такой вопрос, может быть, он покажется Вам глупым.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и что. Я к этому привык. Не стесняйтесь.

Телезритель: Я только на пути познания Бога и веры, мне 37 лет, и я дитя советского времени по большей части.

Прот. Димитрий Смирнов: Я ещё больше дитя советского времени, чем Вы. Нашли чем хвалиться.

Телезритель: Ну, вот я к Вам как к старшему товарищу...

Прот. Александр Березовский: По несчастью.

Телезритель: Вопрос следующий: а зачем вообще Бог создал землю, мир, человека? Непонятно, ради чего всё это?

Прот. Димитрий Смирнов: Так это же Вам непонятно, мне-то понятно. Видите, я сижу перед Вами весёлый и довольный, потому что мне понятно. Как человек в лесу гуляет. Смотришь – там боровичок, срезал. Здесь груздь. Там малинка наклонилась – подошёл, ягодки съел. А где дом? А вон там, вот тропинка. А если впотьмах гулять, то страшно. Всё это человек не понимает от невежества. Вы только начали, потихонечку всё узнаете. Чтобы узнать, зачем Богу это надо, Вы у Него спросите, чего Вы у меня-то спрашиваете? Мне-то Бог давно ответил, но это наши с Ним отношения. Почему я должен это выплёскивать на весь земной шар? Совсем не хочу. Это наши интимные с Ним отношения. Это касается Его и меня.

Поэтому Вы сами спрашивайте, и Он Вам ответит. Будете просить – к Вам придут нужные люди, нужные книги, обязательно Вам попадутся кинофильмы, которые для Вас будут играть роль просветительскую. Вам 37 лет, Вы ещё молодой человек, Вы должны очень много потратить усилий для того, чтобы это узнать. Не могу Вам в рамках передачи – слишком тесный формат – рассказать, зачем. Тут целая лекция нужна. Ключевое слово могу сказать: Бог – Существо творческое. Вот как поэт – он не может не писать стихов. Так и Бог-Творец не может не творить этот мир. Вот, этим пока ограничусь.

Прот. Александр Березовский: Одна женщина рожает ребёнка, а другая недоумевает: «Зачем тебе это надо?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И более того, с таким ещё акцентом это говорится, мол, ты дура дурой.

Прот. Александр Березовский: Как правило, сама не родила никого.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, чтобы смириться: раз человек это делает, значит, ему это надо. Это же так просто.

Прот. Александр Березовский: Вот каждый хочет не понять, а чтобы было «по-моему».

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Это от гордости, конечно. К сожалению, она потихоньку всё заполняет в нашем человеческом бытии. А для того, чтобы что-то понять, необходима известная доля смирения.

Прот. Александр Березовский: «В юности бросил детей своих. А сейчас, когда стал взрослым, хотелось бы с ними общаться и налаживать отношения. Но сомневаюсь, надо ли это: они меня не знали почти всю свою жизнь».

Прот. Димитрий Смирнов: Так это вопрос не ко мне.

Прот. Александр Березовский: Вот, совесть, видите, как проснулась у человека. Не говорит, сколько лет прошло, но где-то она теплилась у него.

Прот. Димитрий Смирнов: Надо ли это – вот сам и отвечай, я-то тут при чём?

Прот. Александр Березовский: Он, видно, боится, не будет ли это для детей травмой и вмешательством в их жизнь. А может, боится, как воспримут, как встретят. Как спросят: «Папа, а ты где был?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Может, ведро помойное на голову наденут – тоже неплохо.

Прот. Александр Березовский: Ну, мне кажется, если совесть всё-таки заговорила в человеке, попробовать стоит.

Прот. Димитрий Смирнов: Всякое бывает. Но опять, стоит или не стоит – сам пусть решает человек. Отчего такая беспомощность?

Прот. Александр Березовский: Страшно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, страшно.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, Вы за меня примите решение».

Прот. Димитрий Смирнов: Ага.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Слушаем Вас, здравствуйте.

Телезритель: Раб Божий Евгений вам звонит из Омска. Отец Дмитрий, почему Вы в своих ответах как-то принижаете мужчин? В семье в воспитании детей принимает участие отец, который не пьёт, не сквернословит, старается держаться определённых правил, ходит в церковь. Сейчас очень много мужчин, которые ведут себя намного лучше женщин.

Прот. Димитрий Смирнов: Я не говорю, что их мало, их много. Допустим, их 100 тысяч человек. Это много или мало? 100 тысяч мужиков, которые прекрасно себя ведут, которые не пьют, не курят, которые работают, которые жёнам на зиму шубу покупают, которые воспитывают своих детей. Много? Много. Замечательно. Ну, а сколько [таких, которые] всего этого не делают? 70 миллионов. Ну и сравните. Я не против. Но в жизни сталкиваюсь с тем, что всё как раз наоборот.

И я ловлю Вас на слове, дорогой Женечка. Вы вот сказали: «Мужчины тоже участвуют в воспитании детей». Женщина должна участвовать в воспитании детей. А воспитывать должен мужчина. А если мужчина участвует, то этого, извините, недостаточно. Ответственность за воспитание детей лежит на мужчине. Спросите у любого мусульманина, у любого жителя Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. В этих странах мужчины являются воспитателями своих сыновей, дочерей. В большей степени, конечно, сыновей – у них крен в эту сторону, потому что они представители исламской религии. Вот. А у нас – нет. Мужчины сами курят, и их сыновья курят с 10 лет. Мы стали самой курящей страной в мире. Да, есть мужчины, которые не курят. Вот отец Александр, я знаю, не курит, я не курю. Я очень многих знаю, которые не курят, знаю таких сотни. И десятки миллионов не знаю, но они курят. Мало того, что они курят, они ещё из окон автомобилей всё время бросают сигареты под ноги моего автомобиля.

И потом, мужчин уничижать не надо. Они и так лежат ниже плинтуса. Я восхищаюсь женщинами – они в такой тяжелой ситуации ещё и несут на себе такой воз. В мечеть придёшь – одни мужчины. Ну, на женской половине или на галёрке какое-то количество женщин. Как какой-то праздник мусульманский – десятки тысяч мужчин стелют ковры, встают на колени перед Богом. В церковь же придёшь – 10% мужчин, остальные женщины. Так что мы очень отстали. Я это говорю, не чтобы унизить, а мне обидно. Обидно за мужчин. Потому что наши предки-мужчины были великим народом. На лошадках освоили шестую часть всей суши земного шара. Всю эту вечную мерзлоту прошли на лошадях, построили дороги, заводы, выиграли все войны. Вот какие были мужчины. А сейчас? Сейчас некого в армию призывать, все скурились и спились. Да, есть, конечно, [и сейчас]. Я многих знаю ребят из «Вымпела», из «Альфы». Прекрасные мужики, с ними и пообщаться одно удовольствие. Но это – десятки. А где десятки миллионов?

Так что, Женечка, я рад, что Вы исправились, стали другим, стали участвовать в воспитании своих детей. Это замечательно. Теперь надо всё брать в свои руки. Мужчина должен быть главой семьи, который все процессы ведёт в доме – и хозяйство, и воспитание, и образование, и замужество дочерей, и женитьбу своих сыновей. И чтобы парней в доме было человек семь-восемь, и девочек. Вот это мужчины. А у нас мужчины призывают своих жён к тому, чтобы они аборты делали. А многие мужчины гонят своих жён на работу, как будто это лошадь или верблюд, как будто у женщины мало работы по дому. До того мужчины обнаглели, что, вместо того, чтобы кормить жену, одевать её в меха и дарить ей на праздники драгоценности, ещё и говорят «иди на работу». От дома отрывают, от детей маленьких. А детей – это же позорище – в детский сад. Заставляют государство строить детские сады. Что такое детский сад, зоопарк для моих детей? А что дома тогда? У меня, говорит, зарплата маленькая. Иди на три работы, на четыре. Учиться надо. А то у нас миллион мужчин – охранники. Целый день смотрят телевизор и курят. Что это за работа для мужчин? Это работа для ветерана, который пришёл с войны без ноги. Вот для такого охранником работа, кто на одной ноге. А то – здоровые бугаи, им пахать надо. Нет, он «охранник». Чего там охранять? Только приди и скажи: «На пол!» Вся эта охрана легла, и всё.

В общем, ладно. Вы затронули для меня больную тему. Но я это не со зла. Я немножко знаю русскую историю. Я знаю, что такое русские богатыри. У меня даже друзья есть из русских богатырей, по пять сковородок выворачивают. Есть люди. Все мы восхищаемся и [Александром] Поветкиным, и [Николаем] Валуевым. Есть богатыри настоящие. Но это всё – единицы, остаточки. А должен быть таким весь народ. Мужчины должны не телевизор смотреть, «гол» кричать, а должны парней своих воспитывать. А не бросать, как давеча тут один написал: «Я бросил, я не знаю, идти или не идти...» Это что, мужчина, что ли? Это слизняк. Пусть вызывает меня на дуэль, посмотрим, что из этого выйдет.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, пора нам прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот на этой прекрасной ноте мы и закончим. С Рождеством Христовым, мои дорогие женщины и остатки наших мужчин. Всего вам доброго.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы. Всего доброго.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 24

    1. Инна:

      Супер Батюшка!

    2. evgenykokovkin:

      Спасибо за ваши ответы

    3. Nata_H:

      Спасибо за адекватное отношение к исламу.

    4. sylph:

      Браво!
      и спасибо последнему позвонившему.

    5. msa:

      спасибо

    6. Раиса:

      Батюшка Димитрий! Ваш испепеляющий юмор чистит совесть лучше любой нравоучительной «щётки» Спаси Господи Вас и о. Александра. Иркутск.

    7. VladSh:

      Отличный эфир!
      Дай Бог здоровья вам, батюшки! Спаси и Сохрани!

    8. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам дорогие Батюшки !!! ГАИХАРЕТ!!!!!!!!!!!!!!!!!

    9. Vladimir Bilibin:

      Спасибо вам о.Дмитрий и о.Александр очень понравилась беседа,будет нам всем на пользу.

    10. viktorr:

      Спасибо,теперь знаю,что отвечать своим детям.

    11. nataliana:

      о.Димитрий, спасибо за отрезвляющую честность. о.Александр, Вы помогаете нам дополнительными,»наводящими», как говорится,вопросами к о.Димитрию.
      Многому научили батюшки.

    12. Vladim:

      Ну, кто ещё так могёт?! Да никто кроме батюшки отца Димитрия!Мужик? А то!..

    13. Oleg_Taran:

      Правда жизни от о.Дмитрия!Такую правду не найти в средствах массовой информации.Эта Правда — Иисус Христос живет только в Храмах Православной Церкви ,в пастырях Христовых ,в народе Божьем и в блоге уважаемого о.Дмитрия.Спаси Вас Господь за Ваши труды !

    14. игорь:

      Вы ответили на все мои вопросы. Спасибо. Хотя для меня это снова оплеуха.

    15. VIKTOR:

      Замечательная передача.Батюшкам поклон.

    16. makdalin:

      Спасибо!

    17. moroz:

      Супер выпуск. Вдохновил, знаете ли :) Особенно ответ на финальный вопрос. Спаси, Господи!

      • alyx:

        Последний ответ Вас вдохновил, а мне, наоборот, как будто в очередной раз сказали: «Ты ничего не добьёшься». — Руки опустились. Сейчас снова собираюсь с силами.

        • Анна Вихляева:

          Но ведь это же не Вам лично было сказано. Чего же руки опускать? Отец Дмитрий совсем недавно говорил как надо поступать: «Перекрестился. Господи, благослови и помоги!…и … Урааа!»

          • s2235:

            Кстати «ураа» переводится (с тюркского) как «туда» «в ту сторону» :).

            • AleksanderAndreevich:

              Последний ответ — это просто шикарно!!!!!!!! слава ВДВ!!! продолжайте дорогой отец Дмитрий в том же духе. Ваши сентенции в этом направлении так бодрят, надо сказать!)

              • s2235:

                Александр Андреевич, Вы или комментарий не туда сделали, или принимаете меня за о. Дмитрия.)

                • AleksanderAndreevich:

                  да. пардон. не там написал.) я имел в виду последний ответ отца Димитрия. С Вашим комментарием никак не связано)

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.