Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 19 января 2014 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 19 января 2014 года.

   1. Почему праздник Крещения Господня так почитаем?   (0:50)

Рождество Христово, Сын Божий, Отец Небесный, дух Святых, Пресвятая Троица, воплощение Христа

   2. Почему человек усомнился в том, что Иисус Христос – Мессия?   (2:59)

вера, таинство, Тертуллиан, свобода, человеческое мудрование, рациональное осмысление, гордость, мерило, собственное мнение, безбожники, невежество, апломб, Слово Божие, звёздное небо, молитва, религиозный опыт

   3. Как сапожник, живя в миру, достиг такого смирения, какого не было даже у Антония Великого? Как мне достичь такого состояния?   (12:08)

условия жизни, смирение, духовное развитие, христианин, буддист, молитва, обращение к Богу, результат молитвы, новоначальные, безбожники, Святый Дух, прозрение

   4. О штампах в мышлении большинства людей   (16:27)

терроризм, терроризм не имеет национальности, национальность, живопись, русская школа живописи, Мартирос Сарьян, французская школа живописи, Пикассо, Герника, Мандельштам, поэзия, чужих детей не бывает, погорельцы, желанный ребёнок, похороны, лозунги, бред, слоганы, здравый смысл, бери от жизни всё, бандитское мышление, смысл жизни

   5. Должно ли государство создавать условия для того, чтобы мужчины больше находились дома?   (21:56)

император, хозяин земли русской, современное государство, забота о русском народе, капитализм, Церковь, право законодательной инициативы, противоабортное движение, вахтовый метод работы, офицеры, Сердюков, выборы, демократия, народ, демагогия, пустые обещания, крупный капитал, царская власть, парламент, юристы, многопартийная система, КПСС, совесть, бизнесмен, взращивание совестливого человека

   6. Нам с женой за 50, недавно пришли в Церковь, Бог избавил от пьянства. Надо ли нам продолжать участвовать в пьянках, чтобы к людям быть поближе?   (35:43)

человекоугодие, общественное мнение, суррогат духовной жизни, форма общения, родственники, поминки, Литургия, панихида, кощунство, память усопшего

   7. На Крещение вода во всех водоёмах святая? Почему в Крещение окунаются в прорубь ночью?   (39:25)

условности, Афон, Евангелие, купание в проруби, прощение грехов, покаяние, изменение, Явление Христа народу, Иванов, Святая Троица, Иордан, купель

   8. Как подготовиться к самой первой исповеди?   (44:14)

подготовка к исповеди, учение Христа, грех, осознание греха, борьба с грехом, пост перед исповедью

   9. Трудности с получением квартиры   (46:10)

юридические вопросы, квартирный вопрос, Зураб Церетели, чудо, молитва, Спиридон Тримифунтский

   10. Как о себе должен мыслить христианин: что он ниже всех и ничего не достоин или он должен знать себе цену? Если должен, то какую?   (50:42)

ничтожные заслуги, ломаный грош, качество души, раб негодный

  11. Можно ли спастись в миру, следуя пунктам в книге Иоанна Лествичника «Лествица»?   (52:50)

монашеская жизнь, шествие Духом Святым, самость, смирение, следование за Христом, крест, роптание, жалобы, обида

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», и сегодня, в праздничный воскресный вечер, у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуй, отец Александр.

Всех с Крещением Господним!

Прот. Александр Березовский: Батюшка, сегодня великий праздник, который ставят в один ряд с Рождеством и даже Пасхой. Почему этот день такой знаменательный, почему в Церкви его так почитают?

Прот. Димитрий Смирнов: Мы празднуем и в Рождестве, и в Крещении явление Бога на земле, феофанию (Богоявление – греч.). И в древности это был единый праздник, на это указывает [тот факт], что расстояние между [нынешними] двумя праздниками заполнено Святками. Это как бы один праздник, зимняя светлая седмица. Христос родился в Вифлеемской пещере, потом возрастал, и теперь Он является и выходит на Свое служение – так, что уже Его явление не прикровенно для Его семьи, для всех людей, ищущих Бога. Он заявляет о Себе как о Сыне Божием, это подтверждает и Отец Небесный, и Дух Святый в явлении Пресвятой Троицы на водах Иорданских. Это событие вполне сравнимо с рождением Христа, с Его воплощением. Это начало, как в старину говорили, Его общественного служения. Началось Его служение, ради которого Он и воплотился. Событие вселенского масштаба.

Прот. Александр Березовский: Пришёл Господь спасти падшего и грешного человека, а человек усомнился в том, что это Христос, Мессия. Хотя сами свидетельствовали, что «не видели таких чудес в Израиле»...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Но с сомнением всё ясно. Вообще вера – вещь таинственная и таинственная. Все люди по своей природе – дети Божии, и каждая душа по своей изначальной природе, сотворенной Богом, христианка. Но каждому человеку его свобода даёт провокативную возможность – уйти очень далеко и даже заблудиться. И вот определенная часть людей, идя этими путями, увлекается, как однажды апостол Павел сказал, «различными философиями» (Кол., 2, 8). Всякой человеческой мудростью, а лучше сказать, мудрованием. И отходит от Бога, и начинает всякую гармонию божественной и небесной музыки проверять алгеброй. И, конечно, здесь он попадает впросак, потому что есть вещи, которые не поддаются рациональному осмыслению. И у этого человека ответные струны в душе не звучат.

Каждый человек по гордости своё мнение считает мерилом всех вещей: «я эталон, я собой отмеряю, что хорошо, что плохо, что правильно и что неправильно». От этого берусь всех учить. Обычно безбожники очень учительны, им кажется, что они всё знают, они этим щеголяют, они очень любят цитировать, они всё время в щеголеватой позе находятся. И несут такую чушь, которая даже с точки зрения ими любимой науки чушью является. Пользуются ещё и повальным невежеством и глупостью, когда благодаря их апломбу [то, что они говорят] ещё может как-то выглядеть. Но бумажка, в которую завернута эта конфета, уже несколько раз была использована как туалетная бумага. Плоды [такой позиции] весьма и весьма прискорбны.

А у некоторых людей слова Господни – я имею в виду не только слова, произнесенные Им как человеком, а всё, что есть Слово Божие... Помню, ребёнком, в детском саду, первое откровение Божие я получил, просто глядя на небо. Я потом ещё в некоторых книгах читал, что некоторые люди нечто подобное переживали – сто лет назад или больше. Я был маленьким ребёнком совсем, детсадовским мальчиком, но вид звёздного неба меня просто потряс – настолько, что до сих пор, когда об этом говорю, будучи уже немолодым человеком, я досконально помню это ощущение, это соотношение цветов. Небо, разноцветные звёзды, силуэты домов, этот двор, поросший травой, потому что дело было в августе... До сих пор эта картина у меня перед глазами, думаю, и умирать буду, этого не забуду. Это тоже Слово Божие было, обращённое к маленькому мальчику. Господь даёт Своё откровение, и остаться к этому равнодушным... Или какой-нибудь, не хочется ругаться, гражданин во фраке будет мне рассказывать, что это всё «само произошло»?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот Вы говорите: не может остаться равнодушным. Но большинство людей всё-таки равнодушным остаётся.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, большинство людей неравнодушно, но они не идут дальше.

Прот. Александр Березовский: Заметив красоту, они её не соизмеряют с Тем, Кто её сотворил.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Просто нет навыка в размышлении. А у меня, например, возникло желание помолиться. Я помню свои первые обращения к Богу, это совершенно не помешало мне заниматься ни науками, ни искусством. А они этого религиозного опыта не имеют и считают, что отсутствие опыта есть доказательство того, что ничего божественного не существует. Хотя большинство населения мира – сейчас нас 7.5 миллиардов – люди религиозные в той или иной степени, в той или иной системе. На вопрос «Есть ли Бог?» они пожимают плечами: «Конечно». Если Бога нет, тогда и тебя нет. «Это мне всё кажется». Вот, собственно.

Прот. Александр Березовский: «Из жития Антония Великого мы знаем о его встрече с сапожником. Как сапожник, живя в миру, достиг такого смирения, которого не было даже у святого Антония? И как мне в сегодняшних условиях достичь такого состояния?»

Прот. Димитрий Смирнов: Условия каждому Господь сочиняет такие, которые максимально способствуют выработке смирения для данного человека в данный момент его духовного развития – независимо от того, верует он или не верует, религиозен или нет, христианин или буддист. Почему – мы все для Отца Небесного Его дети, чада любимые, причём, несмотря на все наши чудачества. Даже на такое безумие, которое доходит до отрицания своего Отца. Ну, многие дети часто в гневе говорят: «ты мне не отец», «ты мне не мать»...  

Прот. Александр Березовский: «Ты меня не любишь»...

Прот. Димитрий Смирнов: «Ты меня не любишь»... Они лучше знают, кто кого любит, и сильно в этом разбираются. Потому что они думают, что любовь – это выполнять все их идиотские прихоти, которые приведут их к тюрьме. А то, что родители хотят как-то избавить их от этого, они воспринимают как некое насилие. Ну, тут ещё бабушки свою роль играют, не будем об этом долго говорить.

И человек относится к Богу не по-сыновски, и из-за этого возникают всякие проблемы. А Господь каждому человеку даёт условия, которые могут его вывести на истинный путь. Только человек должен это чувствовать и понимать, желательно ещё и молиться. Потому что, если к Богу непосредственно обращаться за помощью, то помощь, особенно новоначальному, скоро приходит. И человек начинает иметь эту связь с Богом. Любой безбожник, если бы начал молиться и молился хотя бы в течение одного дня или вечера, потом увидел бы результат своей молитвы, а он обязательно виден. Даже если человек не верует в Бога, а просто скажет «Господи, если Ты есть...» И Бог ему откроется, потому что Бог всем хочет спастись. Только надо серьезно, не глумясь.

Прот. Александр Березовский: Бог открывается нам во всём, но важно это увидеть и соотнести с Богом. 

Прот. Димитрий Смирнов: Вот ты говорил о дебелости ума человека и тупости, когда он смотрит и говорит, что красиво, но никак не связывает это с Богом, думает, что это «само». Опять же, как маленький ребёнок, которому всё подряд «купи», а это невозможно для мамы и папы: бюджет у каждой семьи разный, и это безумно – требовать, чтобы ему купили то же, что и у Васи. У Васи папа получает 500 тысяч в месяц, а его папа – только 50. Невозможно состязаться, а он всё «купи» да «купи».

И многие люди так и к Богу относятся: «Ты мне это, Ты мне то», какие-то всё претензии... А Господь каждому даёт по его возможности, и каждый человек – Бог этого хочет – приходит в состояние смирения. А со смирением может прийти и Господь Святый Дух, Который наставляет на всякую истину, вразумляет человека, просветляет его ум, он начинает видеть и понимать связи вещей, прозревает, он уже думает не какими-то штампами...

Ведь большинство людей, можно сказать, подавляющее, размышляет штампами. Может быть, ты тоже обращал внимание, люди часто штампами разговаривают.

Прот. Александр Березовский: Да, конечно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, например, все, как попки, повторяют: «Терроризм не имеет национальности». Здрасьте. Это как же это так? Очень даже имеет. Несмотря на все исключения, которые, как известно, подтверждают правила. Всё имеет национальность. Живопись имеет национальность? Имеет. Вот это голландский художник, это фламандский, это итальянский. Это север Италии, это юг, это Флоренция. Это русская школа, это французская школа. А это русский художник-представитель французской школы. Мартирос Сарьян, например. Русский художник Мартирос Сарьян. Да, он армянин. Да, у него восточные сюжеты. Но школа-то французская, а он является русским художником, потому что в контексте русской живописи он прозвучал. Потому что армянской живописи не существует. Вот, собственно, и всё. Или Пикассо. Будь он четырежды испанец – и испанские мотивы, и известная «Герника»... Но он французский художник. Поэтому мы и говорим «Пикассо», хотя по-испански он, может быть, и Пикассо был, и на здоровье. Но никуда от этого не денешься, как и Мальдельштам – не еврейский поэт, а русский. Значит ли это, что поэзия не имеет национальности? Очень даже прекрасно имеет национальность. И терроризм имеет национальность. Но люди как попугаи.

Или «детей чужих не бывает» – замечательно. Тут в одном городе у одной женщины сгорел дом, и погиб её муж, и она осталась одна с пятью детьми, многодетная мать. Позвонили мэру города, а он был сильно пьян – праздник. Рождество он отмечал. И он пообещал, мол, всё решим. А когда к нему пришли насчёт жилья для погорельцев, он: «А где написано, что я ей обязан давать жильё?» Очень интересно. А где эти все «чужих детей не бывает»? «Почему я обязан»? А зачем тогда нужен мэр? Только чистить снег, что ли?

Размышляют люди лозунгами: «желанный ребёнок»... На похоронах – «пусть земля ему будет пухом». Заладили. Каким пухом? Подойди к троллейбусной остановке и [кому-нибудь] скажи: хочешь, мы тебе сейчас землю сделаем пухом? Он скажет: «Ребята, ради Бога, не убивайте». Чего же желать какую-то ерунду? То есть человек на самом деле находится в бреду и не размышляет вообще ни о чём. А чтобы как-то поддержать беседу, он [использует] какие-то штампы. Думает слоганами, какими-то за него решёнными лозунгами, но в них нет никакого смысла, а часто они вообще противоречат здравому смыслу. Или какими-то просто хамскими призывами типа «бери от жизни всё». Ты что, бандит что ли? Что значит «бери» да ещё и «всё»?

Прот. Александр Березовский: Чем это закончится?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, чем это закончится? А Богу угодно, чтобы человек над жизнью размышлял – прежде всего, над смыслом жизни.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, отец Александр и отец Дмитрий! Поздравляю вас с праздником Крещения Господня. Это снова раб Божий Евгений из Омска. В последней передаче я задавал вопрос по поводу хороших женщин и плохих мужчин. Как вы считаете, должно ли государство создавать условия для того, чтобы мужчины находились больше дома, воспитывали детей? Я много лет жил на Севере и видел, как вахтовый метод работы разрушает семьи, а государство этому способствует, объявляя стройки, где мужчины [вдали от семей] предоставлены сами себе и находятся среди искушений.

Прот. Димитрий Смирнов: Вашу мысль я прекрасно понял, более того, под каждым Вашим словом подписываюсь. Вот сколько слов Вы сказали, столько раз я пишу «Дмитрий Смирнов». Но Вы рассказываете о государстве, при котором его глава является хозяином земли русской, то есть императором, который считает русский народ своим и о нём заботится, печётся. Современное государство такой цели вообще не ставит. Мы сейчас строим капитализм, а у человека, который вкладывает деньги в какое-то производство, меньше всего заботы о наших семьях.

Вы говорите – «государство», «Церковь»... А Церковь вообще отделена от государства, у Церкви нет даже законодательной инициативы, нет такого права. Церковь не может ни во что вмешиваться. У нас иногда звучат какие-то чудовищные законы. Есть и хорошие. Вот сейчас сделан ещё один шаг в противоабортном движении – первое слушание в Государственной думе прекрасного закона о штрафовании медицинского учреждения, не выполняющего законодательства о противоабортной деятельности. Некоторые им пренебрегают, а теперь будет штраф – до миллиона рублей. Мне даже это не могло в голову прийти, а вот государство [здесь] явно заботится и о семьях, и о молодом поколении, и о том, чтобы был прирост населения. А с вахтовым методом – конечно, [всё наоборот]. Так и в армии прошлый министр придумал, чтобы на наших иностранных базах офицеры служили без жён, на год их туда отправлять. Это искушение и для жён, и для мужей, семьи могут развалиться, но министру обороны на это было наплевать, ему главное было – сэкономить деньги. Чем обеспечивать жильём семью, гораздо проще обеспечить офицера. И что, Анатолий Эдуардович заботился об офицерах? Если бы он заботился, все бы давно жильё получили, но эта тема до сих пор продолжается.

Государство начинает заботиться в какой момент? Государство прекрасно осведомлено о том, что происходит внутри народа. Когда градус кипения подходит к 100, и котёл может взорваться, тогда что-то делается. А когда глава государства – император, который знает, что государство достанется его сыну, и он должен его отдать в лучшем виде, чем оно ему досталось от отца, то у него совершенно другой подход, он по-другому к народу относится. А здесь – нужны всякие технологии, выборы эти бесконечные, дурацкие, и сплошной обман... На самом деле никакой демократии не было, нет, и не будет, это сказка для полных дураков. Никогда и нигде – и слава Богу – народ не управляет государством. Народ может управлять селом – выбрать старосту, самого толкового мужика, у которого есть здравый смысл, образование, и, что он скажет, в течение пяти лет принимать. В крайнем случае [народ может управлять] небольшим городом. А уж на губернию надо ставить от верховной власти, потому что иначе будет действовать подкуп и демагогия. Тот, кто владеет демагогией, при демократии будет у власти. А демагогия – это же, по-польски говоря, «обецанки-цацанки, а дурному радость». То есть это пустые обещания, что и происходит во всех странах.

Ваш вопрос абсолютно понятен, Вы рассуждаете абсолютно здраво. Но при той организации государства, как сейчас в России, в Европе, это невозможно, потому что наши государства устроены так, как максимально удобно крупному капиталу. Поэтому – извините, это мы всё сами устроили, сами хотели, всё хотели «как в Америке». Вот теперь будем ждать, пока народ дозреет до нашего исконного пути развития, когда будет у нас постоянно действующая, пусть, может, и выборная, но царская власть. И царь будет заботиться, а если не будет, тогда у народа должна быть возможность через парламент сменить императора и выбрать другого, который будет [править] пожизненно и не бояться, что каждые несколько лет – выборы, нужно опять миллиарды тратить на пустую болтовню, на какие-то шоу, состязания, тратить бумагу на какие-то буклеты. На это тратить время – безумие. Но, конечно, умные люди это создали – для чего? Чтобы успокоить народ, мол, вы же сами выбрали, вот теперь терпите до следующих выборов, а на следующих выборах вместо одного идёт другой. Поэтому надо посмотреть всем, кто самый толковый в государстве, выбрать его пожизненно: когда заболеет, чтобы по совести сам уходил, а за это время подготовил бы сынка своего. А если народ сынком не доволен, он выдвигает свою кандидатуру. И так мы бы двигались, безо всяких этих глупых выборов.

И в парламент выбирать не бывших чиновников, а просто юристов, которым император или царь, как мы его назовём, даёт задание: нужен такой-то закон. Они сидят и пишут. Он читает, и его советники, которых он сам выбирает, говорят: да, это толковый закон. Он его принимает, пишет высочайший указ, который неоспорим, ему подчиняются. Если жизнь народа улучшается, народ любит своего императора, радуется ему, благословляет его.

Вот Вы говорите: Церковь. Сейчас попробуй что-нибудь скажи – сразу организуют десятки статей, пятнадцать передач, ток-шоу: «Церковь опять вмешивается в дела государства». Очень непросто Церкви заботиться о народе в нашей ситуации, потому что те люди, у которых в руках микрофон, настроены против Церкви в силу своего безбожия.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот Вы сказали: народ дозреет. А народ сейчас отодвинут вообще от власти и от какого-то влияния на власть.

Прот. Димитрий Смирнов: Мне очень нравится такое выражение: «Дошло, как до жирафа – на седьмые сутки». Народ должен потихонечку, с годами подразобраться, что та система, о которой, казалось бы, мечтали – «будет многопартийная система, надоела одна КПСС со своим коммунизмом», [оказалась несостоятельной]. Вот тебе много партий, ничего не меняется. Не в этом дело совсем, а дело в совести: человек трудится себе на карман или для блага народа. Ну, и понятно, власть его не забывает за его труды. Это же ответственность огромная. Надо трудиться-то по совести. Всё дело в совести. Если будет совесть, будет государство процветать. А у нас сколько уходит впустую – на воровство, на полицию...

Прот. Александр Березовский: Батюшка, если будет совесть, то неважно, какая будет форма правления.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот именно. Поэтому все усилия государства, образования, Церкви должны идти на взращивание совестливого человека. Не бизнесмена – бизнесмен может быть хорошим, если он совестливый человек. Он по совести будет заботиться. Вот я вчера с одной бизнес-леди говорил, она взяла к себе [на работу] сто инвалидов, и они у неё работают, получают деньги. Просто [взяла] из сочувствия этим людям. Она с них ничего не имеет. Они трудятся и получают зарплату, а она и радуется. То есть совершенно другая мотивация. Ей хватает и на шпильки, и на бензин, [у неё нет] каких-то немыслимых и совершенно бездарных дворцов, как у некоторых шоу-звезд. Это же мультфильм какой-то, а не дом. Стыдобища с точки зрения и архитектуры, и вкуса, просто какой-то цыганский табор.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Телезритель: Нам с женой за пятьдесят, в Церкви мы недавно. Чем дальше, тем тяжелее воспринимаем гуляния с роднёй, свадьбы. Стоит ли пропускать такие мероприятия, или нужно всё же к людям ближе быть?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, я для себя, к старости, открыл такой закон: Богу не угодно, чтобы мы делали то, чего нам совсем не хочется. Зачем идти на какую-то свадьбу, когда нам там противно? Зачем нужно идти в собрание, которое нам чуждо? Нам это неинтересно, этот процесс уже закончился. Это, знаете ли, называется человекоугодием, что Богу не угодно. Сказано в Писании: «...рассыплет Господь кости человекоугодников» (Пс., 52, 6). Поэтому не надо повиноваться общественному мнению, нет в этом никакой нужды. И я очень Вас понимаю: эти все пьянки-гулянки, это курево бесконечное, какие-то разговоры, все эти поминки... Понимаете, это для людей как бы суррогат духовной жизни, у них же нет ничего.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но это форма общения родственников в большинстве случаев.

Прот. Димитрий Смирнов: Надо предложить свою, другую форму. Например, они устраивают поминки, а я устраиваю для всех тех, кто к Церкви прилежит, поход в Церковь – отстоять Божественную Литургию, причаститься в день поминовения усопшего родственника, а потом ещё послужить панихиду, а потом поехать на кладбище. Вот и замечательно. А то говорят «помянуть» – и стакан с водкой поднимают. Это, что ли, помянуть? При чём тут водка и память? Водка отшибает память, иногда человек не помнит, что было вчера. Помянуть – это значит, я молюсь, на молитве вспомнил человека и говорю: «Упокой, Господи, его душу». Вот что значит «помянуть». А не так: «Ну, помянем!» – стакан хлопнул и занюхал. Какое же это поминовение? Это кощунство.

Сказать: «Мы люди верующие, мы в Церковь. Пожалуйста, пойдем с нами». А пьянствовать – это кощунство над памятью усопшего. Безбожники пусть, что хотят, делают, мы им не указ. А они нам не указ. Вот и всё. Не надо им в угоду. Пусть они откажутся от своей пьянки – потому что она им дорога, – и идут в Церковь в угоду нам. Вот это будет лучше. И всё, и будьте спокойны.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте. В Крещение Господне вода святая и ночью, и целый день, и во всех водоёмах? И почему окунание в прорубь происходит ночью?

Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, ночь – это понятие подвижное. Когда у нас день, в Калифорнии ночь. Поэтому ночь или день – это всё условно. И очень мало людей у нас в стране на самом деле знает, который час. У нас декретное время, потом не то зимнее, не то летнее, это всё условно, это необязательно. Вот на Афоне, например, время византийское: солнце село, значит, ночь.

Прот. Александр Березовский: Двенадцать ночи. Заход – всё, 12 ночи.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Солнце встало – значит, день. Очень удобная вещь. Ещё темно – значит, ночь, спи. А солнышко поднимается – значит, уже день.

Я бы Вам советовал, дорогая моя, почитать Евангелие. Потому что очень много значения мы на Крещение придаём водоёмам, воде, освящённая или неосвящённая... Вообще-то, к Крещению Господню, которое мы празднуем, это никакого отношения не имеет. Даже купание в проруби никакого отношения к Крещению Господню не имеет. Это просто русский человек такой разудалый, и ему надо повыпендриваться – себя показать, людей посмотреть, – и вот он идёт, окунается, и от этого счастлив. А некоторые сочинили даже такую сказку, мол, окунулся три раза, и грехи простились. Нет уж, дудки. Так слишком просто. Чтобы грехи Бог простил, нужно покаяться. А покаяться – значит, перестать их совершать. А если человек как их совершал, так и совершает, то ничего в нём не меняется.

Поэтому, если Вам охота – да купайтесь. Даже можно порекомендовать поехать в Якутию, где мороз минус пятьдесят, и там найти какую-нибудь прорубь, вырубить полынью в толще льда в полтора метра и окунаться. Вода везде плюс четыре, тёпленько, а выйдешь на махровое полотенце. Но надо помнить: к празднику это никакого не имеет отношения. Это просто такое совпадение, произошла такая подмена. И это видно по нашему телевизору. Если бы телевизор говорил о духовном смысле выхода на проповедь Христа Спасителя, что гениально отразил великий русский художник Иванов на своей картине «Явление Христа народу», которую знает каждый школьник... На этом гениальном полотне, которое в Третьяковской галерее висит, отражено и [затем] репродуцировано очень много раз это событие: Христос явился народу! И явилась вся Святая Троица, и Отец Небесный указал на Него: «Вот сын Мой, Его послушайте» (см. Мф. 3, 17). А Христос ничего не говорил ни о купаниях, ни о купелях, ни о морозе, и вообще Иордан – река тёплая круглый год. Поэтому, как современная молодёжь говорит, не надо на эту тему париться, нервы будут крепче.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, как подготовиться к самой первой Исповеди?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще существуют для этого книжечки. Во-вторых, обязательно посмотреть на свою жизнь: в чём моя жизнь не соответствует тому, чему учил нас Господь Иисус Христос. И вот эта разница – между тем, что должно быть, и что есть на самом деле – называется «грех». И нужно этот грех осознать, сказать о нём на Исповеди и вступить с этим грехом в борьбу, чтобы это уже не повторять. Вот это будет хорошая подготовка. Можно перед первой Исповедью попоститься денёчек или три, но не больше. Это будет тоже хорошо.

Прот. Александр Березовский: Многие переживают, что не могут сказать всё в этой первой Исповеди.

Прот. Димитрий Смирнов: Не могут почему, по техническим причинам?

Прот. Александр Березовский: Ну, может быть, не всё вспомнилось, а на душе тяжесть есть.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, всё вспомнить бывает трудно. Могу сказать, когда я совершил первую Исповедь, я взял и всё написал – всё, что вспомнил.

Прот. Александр Березовский: На тот момент.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И принёс священнику. Он улыбнулся, взял. Уж не знаю, читал или нет, но я почувствовал большое облегчение.

Прот. Александр Березовский: Вот так вдруг взять и из себя вынуть, исповедать.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Телезритель: С 1998 года наша семья с ребёнком-инвалидом испытывает трудности с жильём. Мы с мужем сейчас тоже инвалиды, я на инсулине живу. Законодательство в течение этого времени постоянно лишает различных льгот. Что Вы можете подсказать в этой ситуации?

Прот. Димитрий Смирнов: Знаете, Вы в этом вопросе, так как Вы уже в этой теме 20 лет, разбираетесь гораздо лучше меня. Я могу Вас проконсультировать в том, что относится к духовной жизни. Кое-что знаю о загробной жизни. Если задумаете с мужем повенчаться, могу вас повенчать. Вам нужен какой-то юрист, я совершенно по другой специальности человек. Я поп, моё дело крестить, венчать, отпевать. Могу организовать реставрацию храма. Могу построить храм. Могу найти художников для росписи. Могу Великое освящение воды совершить. Вот сейчас два раза совершил и не замёрз – умею тепло одеваться. А вот что касается квартир...

Я помню, пришёл в отдел учёта и распределения жилплощади и говорю: «Какая у меня перспектива? У нас квартира, ребёнок родился, может ли быть какое-то улучшение?» Нам сказали, мол, сейчас даём очередь такого-то года. Тогда – это было ещё при советской власти – я подсчитал, что ждать лет пятнадцать. Ушёл. А потом звонят через два месяца: срочно [получите] смотровую. Оказывается, та квартира, в которой я был прописан, понадобилась Зурабу Константиновичу Церетели под мастерскую. И мы получили квартиру там, где хотели. Чудо? Чудо. А ещё откуда знаю, что это чудо – получил ключи в День своего Ангела. Понимаете? Вот и всё, и даже не хлопотал. Я даже удивился: два месяца назад говорили, мол, вам ничего не светит, а тут – с неба упало. Поэтому – вот помолиться даже знаю кому можно о жилье. В Игарке я у вас был, но не знаю, есть ли у вас местные святые, которым можно помолиться. Мученики наверняка есть, узнайте и помолитесь. Ещё Спиридону Тримифунтскому. Вот это по нашей части, даже Вам обещаю: келейно помолюсь, чтобы Господь разрешил вашу проблему. А в остальном я совершенно некомпетентен.

Прот. Александр Березовский: «Как о себе должен мыслить христианин: что он ниже всех и вся, и ничего не достоин, или же всё-таки он должен знать себе цену? И, если должен, то какую?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ломаный грош в базарный день. Очень хорошая цена.

Прот. Александр Березовский: То есть всё-таки – ниже всех и вообще ничто?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, почему. Это же каждый христианин так должен. Поэтому – совсем не ниже, а со всеми наравне. Дело в том, что все наши заслуги перед Богом, по сравнению с Его заслугами, ничтожны, как ломаный грош. То есть не стоят вообще ничего, и об этом даже говорить смешно. Поэтому те люди, которые что-то из себя изображают, кичатся, какие-то свои заслуги начинают выпячивать... Такому человеку должно быть просто стыдно. Перед Богом это – ничто. Звания, ордена, любые награды, титулы перед Богом ничего не значат. Перед Богом значимы только качества души.

Прот. Александр Березовский: «Я много людям помогаю»...

Прот. Димитрий Смирнов: Это ничего не значит. Даже если ты не многим людям помогаешь, а всем 7.5 миллиардам помог, говори про себя, что ты «раб негодный» (Лк.,17, 10). Это написано в Писании.

Прот. Александр Березовский: И ничего не сотворил достойного.

Прот. Димитрий Смирнов: А сотворил только то, что должен. Каждый человек должен людям помогать, чего же тут такого? Я, говорит, на молочную кухню ходил детям за питанием. Так ты же отец. А кто будет ходить, дядя Вася? Какие-то глупости.

Прот. Александр Березовский: «Можно ли спастись в миру, следуя пунктам книги Иоанна Лествичника “Лествица”»?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Только Иоанн Лествичник всё-таки писал для монахов, поэтому эта величайшая из книг о монашеской жизни должна быть в уме человека адаптирована к нашей – мирян – жизни, да ещё и к современной российской ситуации. Вот этот труд обязательно надо сделать в голове, иначе впадёшь не туда.

Прот. Александр Березовский: То есть, можно сказать, что по этой лесенке можно взобраться до вершины...

Прот. Димитрий Смирнов: До спасения. Безусловно.

Прот. Александр Березовский: Но ведь Бог спасает человека. Не сам человек вдруг взобрался и постучал в дверь, мол, отворите.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это Бог стоит и стучит у сердца. Человек должен отворить. Шествие-то Духом Святым. Это не просто человек «сам» идёт. Как [только] человек сказал «я сам» – всё, конец. Считай, что ты не вниз упал, на нижнюю ступеньку, а провалился даже ниже того уровня земли, на котором стоит лестница. Это называется «самость».

Прот. Александр Березовский: Часто люди вопрошают, как юноша евангельский: «Что мне сотворить, чтобы достигнуть Царствия Небесного»? (см. Мф. 19, 16)

Прот. Димитрий Смирнов: Смириться. Смириться и следовать за Христом. Могу даже ещё добавить – «возьми крест свой» (Мк., 8, 34). Свой! Не какой-то, а тот, который Бог дал. Вот женщина звонила – у неё диабет. У меня тоже. Надо вот с этим жить.

Прот. Александр Березовский: Смириться – это и есть взять крест.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, взять крест – это смириться. Совершенно верно.

Прот. Александр Березовский: Перестать роптать, жаловаться, постоянно на всех обижаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Вот человек объясняет свою трудную ситуацию: так и так. Но по старой нашей советской привычке [человек ждёт помощи государства]. Государство советское на себя брало заботу о жилье, если у кого-то была какая-то недвижимость, то только дача. А собственный дом... В Москве собственный дом – невозможная была ситуация. А так, вообще-то, что значит «государство даёт»? Это значит, что кто-то заработал и мне дал. Человек должен всё сам.

Другое дело, что людей всех обманули. Все родились при советском режиме, а теперь им говорят: «капитализм». Причём, перед этим все деньги отняли. Человек поехал на Игарку и там вкалывал в нечеловеческих условиях. Я в Игарке был, у меня даже дома висит фотография Игарки, чтобы я не забывал, я там купил, на аэродроме. Место мрачнейшее, там нечеловеческие условия. Ну, а что государство? Махнуло рукой.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, до свидания, с Крещением Господним.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы, всего доброго.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 12

    1. brat Andrey:

      Ваше служение для меня как глоток свежего воздуха.Спаси Вас Бог.

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    3. VladSh:

      Спаси Господи, отец Дмитрий и отец Александр! Душевная передача получилась! :)

      По поводу системы управления, по моему, прав отец Александр, что если по совести, то любая система управления будет годна.
      «Хозяин» — ничего, как оказалось, не решает — людям в 90-х раздали паи на землю для приватизации, а жить стали хуже,чем при Союзе, ни какого скачка не произошло, хотя все стали хозяевами.
      При любой система управления самое сложное, это механизм смены правительства. Любая система по определению стремится сохранить себя, т.е. такой, какая она есть. Поэтому с нашим подходом, что президент и орава парламентариев, что самодержец — попробуй их сдвинь…

      По первой исповеди у меня точно так было — написал всё, а сказать не смог, — слова в горле застряли. Батюшка прочитал сам. На следующие разы уже смог говорить))

      По времяпровождению. Записываю отцу проповеди и передачи отсюда, а он у себя в селе людей зазывает в гости, на чай, и вместе смотрят. Сначала 2 человека ходило, теперь до 6-ти, — люди безгранично благодарны и рады; огромный привет вам, батюшки! :)

    4. msa:

      спасибо

    5. strannik075:

      Батюшка Димитрий! Я восхищен Вашей мудростью, находчивостью и силой веры. Ваши проповеди беседы для меня, — как бальзам на душу. Очень надеюсь и верю, что мне выпадет честь приехать и познакомиться с Вами лично. Желаю Вам крепкого здоровья и жизненных сил для Вашей нелегкой миссии в настоящее время.

    6. Муквич Николай:

      Спасибо, о.Дмитрий. Вчера случайно в интернете попал на Ваши «Вопросы и ответы». Всю ночь не мог оторваться, слушая Вас. Слава Богу, что есть такая передача.Ваши слова очень помогают укрепить веру.

    7. V.Olga:

      Спасибо, о.Дмитрий! Очень помогают Ваши передачи! Воистину Бог во всём: думаю над какою-то проблемою, включаю наугад или проповедь, или беседу, и обязательно звучит ответ на волнующий вопрос.

    8. Vladimir Bilibin:

      Под каждым словом о.Дмитрия подписываюсь. Спасибо вам батюшки.

    9. Раиса:

      Какая благодать слушать вас, батюшки, и какая жалость, что не все имеют такую возможность! Если касаться совести,то часто кажется, что у животных(собак,например) её больше,чем у некоторых людей.

    10. Evgenij-pozitivnyi:

      Многая лета вам — отец Димитрий и отец Александр.

    11. игорь:

      10. Очень помогает в тех случаях, когда грешишь, или конкретно «поедаешь» ближнего своего, не только в среду-пятницу, но и в любой празднично-будничный день, вспоминать Евангелие от Марка, главу 14, стих 18-19, и задавать самому себе вопрос: «А Не я ли?»

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.