Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 57
Пятьдесят седьмой выпуск передачи "Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова", в которой о.Димитрий отвечает на вопросы, поступившие от участников нашего мультиблога, о семейных ценностях и проблемах, о молитвенном делании и толковании непонятных мест в Священном Писании и на многие другие. Ведёт передачу протоиерей Александр Березовский.

   1. Мне 23 года. Хочу жить с Богом в сердце постоянно. Как этому научиться?   (1:03)

юношеский романтизм, упорство, благодать Святаго Духа, сердечная молитва, стяжание сердечной молитвы, очищение сердца от страстей, непрестанная молитва, самодвижимая молитва, сердечная чистота, усердие, упражнение в молитве, смирение, покаяние, гордость, тщеславие, осуждение, страсти, прелесть

   2. Что такое духовный рост и как его достичь?   (5:11)

духовный рост, нищета духовная, христианская аскетика, блаженство, Дух Святый

   3. Если сам человек не может разглядеть в себе корень гордости, значит нужен духовный наставник?   (6:06)

Усилие, Божья воля, духовная жизнь, толкование Священного Писания, духовное руководство, святые отцы, ученик, учитель, Божий дар

   4. Что значит фанатизм в христианстве?   (8:00)

готовность умереть, фанатики, советская власть, гонения на Церковь, упрямство, прелесть, одержимость духом нечистым, повеление Божие, бес, ангел, желание учительствовать, бесовское воздействие, нелепые басни, бабьи басни, ревность новоначальных христиан, христианство, внутренняя жизнь

   5. О скандале с протодиаконом Андреем Кураевым   (12:04)

Андрей Кураев, Диалог под часами с Кураевым, потеря работы, увольнение из МДА, личная духовная катастрофа, гибель души, храбрость, достоинство, пафос, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, книги Кураева, дерево судят по плодам, общество, ненависть к Церкви, героизм, скорбь, смущение, рупор Церкви, царь Соломон, мудрость от Бога, жёны царя Соломона, отступление от Отца Небесного, потеря мудрости, добрые плоды, Пикассо

   6. На каком основании канонизируют праведных людей в лике святых?   (22:12)

Святой человек, помыслы, чистые помыслы, ангелы, человеческое естество, покаяние, отвержение помысла, очищение от помысла, монастырь, внимательная духовная жизнь, откровение помыслов, различение духов, мотив, Черномырдин, хотели как лучше, Бог намерения целует, Димитрий Ростовский, признание своей ошибки

   7. Как не сломаться от клеветы и лжесвидетельства немощной женщине?   (27:16)

анонимка Патриарху, староста, казначей, обида на священника, фельетон, донос на настоятеля, желание отомстить, Иуда, клевета, клевета на христиан, Серафим Саровский, Дух Святый, сатанинская зависть, недоброжелательство, гонения на Церковь, бесы, смирение, терпение, молитва, обида, благочестивая жизнь

   8. Мне хамят мои мальчики (7 и 12 лет). Как мне это пресечь?   (39:16)

страсти, самостоятельная жизнь, отец, отцовское воспитание, единство отца и матери, воспитание детей

   9. Чем ориентироваться при выборе ребёнка в детском доме?   (42:00)

дети из детского дома, детский психолог, работа с детьми, детский коллектив, разновозрастные дети, семья, характер ребёнка, дисциплина, армия, распорядок дня, обязанности, восторг, благородство, любовь, ласка, усыновление ребёнка, телевизор, взять ребёнка на время, травма для ребёнка, уроки взрослой жизни, поверхностные отношения, познание мира, интеллектуальные игры, Бауманский институт, Санкт-Петербург, экскурсия, детдомовские дети, душевное общение, стресс для ребёнка, рождение, душа ребёнка, внимание к ребёнку, Америка

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Может быть, это немного неожиданно для вас, но мы снова с вами в программе «Блогпост», и я не хотел бы, чтобы вы её забывали. Отец Александр приготовил вопросы с наших сайтов, я надеюсь, что вам будет интересно.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, батюшка, добрый вечер, дорогие слушатели. Какой же это уже выпуск по номеру: 55-ый или 57-ой?

Прот. Димитрий Смирнов: Я как-то не считал, но у нас же отмечено на сайте.

Прот. Александр Березовский: Ну что ж, будем надеяться, что этот проект будет продолжаться, с Божьей помощью. Хочу вот с какого вопроса начать, батюшка: «Мне 23 года, хочу жить в сердце с Богом постоянно. Скажите, пожалуйста, как этому научиться? И что такое духовный рост и как его достичь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что ж, когда человеку 23 года, и он думает о таких вещах, это очень похвально. Я больше, чем в два раза старше и понимаю, что это говорит юношеский романтизм, и замах слишком велик. Ожидаемый результат, при условии упорства, может быть достигнут не раньше, чем через 10 лет. Начнём вот с «Бога в сердце». По определению, Бог в сердце – это когда благодать Святаго Духа поселяется в сердце человека. Сам Господь сказал: «Мы придем к нему [с Отцом] и обитель у него сотворим» (Ин. 14,23). Достичь этого можно только сердечной молитвой. Я до сих пор не встречал и нигде не читал, чтобы в 23 года человек стяжал такую молитву. Прежде этого нужно очистить своё сердце от страстей и научиться просто, как дитя, молиться Богу. И эта молитва должна быть непрестанной, после этого она становится самодвижной в сердце. И тогда человек будет всё время ощущать в сердце Бога. И не только ощущать, человек будет Богом водим.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот Вы сказали «не раньше чем через 10 лет», а от чего зависит, как скоро придёт благодать Божия в сердце человека?

Прот. Димитрий Смирнов: Это зависит от чистоты сердечной, «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5,8). Понятно, что узрят только в своём сердце. И по-другому не бывает: человек смотрит в своё сердце и видит там Бога, всё остальное только косвенно.

Прот. Александр Березовский: То есть, чем усерднее человек будет молиться...

Прот. Димитрий Смирнов: А усерднее – это значит, не сворачивая с этого пути, упражняться в молитве. Не смотря на то, что ещё не достиг очищения, нужно со смирением и с покаянием взывать к Богу о помиловании. И тогда результат очень возможен. Если, конечно, в углу сердца не совьёт себе гнездо змей гордости, или тщеславия, или осуждения. То есть, такие страсти, которые обычно для человека бывают скрыты, не заметны. Если они есть, то можно ожидать только прелести.

А какой был второй вопрос?

Прот. Александр Березовский: «Что такое духовный рост?»

Прот. Димитрий Смирнов: В христианской аскетике нет такого выражения – «духовных рост». В христианстве духовный рост завит от того, насколько ты умалился. Когда человек познает нищету духовную, когда человек познает, что ничего духовного в нём нет, причём познает неформально, значит, он уже достаточно вырос. Это первая ступень, которая приводит человека к блаженству. А когда Дух Святый входит в сердце, начинается жизнь в блаженстве, общение с Духом Святым.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот Вы сказали, что сам человек не в состоянии разглядеть в себе корень гордости.

Прот. Димитрий Смирнов: Может разглядеть, но это очень и очень трудно.

Прот. Александр Березовский: Значит, нужен наставник, который мог бы указать...

Прот. Димитрий Смирнов: Для 23-летнего человека такой наставник очень желателен.

Прот. Александр Березовский: Но наставник тогда должен уже пройти этим путём и хоть чего-то достичь...

Прот. Димитрий Смирнов: Это тоже не очень верно. Хотя мы всё время говорим «человек достиг», на самом деле это Бог его достиг. От человека требуется только мужественное усилие. А уж войдёт ли в его сердце Господь, или нет, это только в Божьей воле. Поэтому нельзя сказать, что человек достиг. Это Бог его достиг, счёл возможным прийти к нему.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а духовный наставник – это кто? Это тот, кто наставляет человека в духовной жизни, например, толкуя Священное Писание, или это тот, кто сам прошёл некий духовный путь?

Прот. Димитрий Смирнов: Это по-разному бывает. Не бывает духовного руководства без научения от Священного Писания. Мы видим у всех святых отцов, что они постоянно цитируют Священное Писание.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, люди часто спрашивают, как найти духовного руководителя.

Прот. Димитрий Смирнов: Это тоже дар Божий. Древняя восточная мудрость гласит, что если ученик готов, появляется и учитель.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот такой ещё вопрос: «Объясните, пожалуйста, что значит «фанатизм» в христианстве?»

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря что понимать под фанатизмом. Если это желание умереть за то дело, которому служишь всей своей жизнью и которое ты считаешь праведным, то такую готовность умереть можно назвать благом. При советской власти некоторых священнослужителей уполномоченные по делам религии называли фанатиками. Это было в период, когда расстреливать перестали, гонения ослабли, но всё-таки ещё были в другой форме: священника переводили с прихода на приход, «куда Макар телят не гонял», а тот продолжал фанатично делать ремонт храма, не смотря на запрещения.

А бывает фанатизм в вульгарном понимании, как тупое непробиваемое упрямство. Это, скорее, прелесть. Прелесть – это когда человек, будучи одержим духом нечистым, воспринимает его как Дух Святой и посещение Божее. На самом деле человек управляем бесом, а думает, что им управляет Ангел.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а желание учительствовать, особенно в вопросах веры, можно привести как пример фанатизма?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно, если человека никто не такое не благословлял. Есть учительство по должности, а есть, когда в храме человек без спроса нападает с советами, начинает что-то втолковывать, чаще всего какую-то ахинею, вот это – явно бесовское воздействие. Кстати, явление это очень древнее, ещё апостол Павел так и говорил своему ученику: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4, 7).

Прот. Александр Березовский: Вот ревность новоначальных христиан часто выражается в неудержимом желании учить.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, такая ревность часто вырастает в фанатизм, потому что человек, собственно, христианства-то и не знает. Потому что христианство – это некая внутренняя жизнь, которая приводит к воссозданию в себе образа и подобия Божия.

Прот. Александр Березовский: А здесь не в себе, а в своём ближнем. Батюшка, тут не так давно на Радонеже Вам был задан вопрос о скандале, который возник вокруг протодиакона Андрея Кураева, Вы как-то уклонились от ответа...

Прот. Димитрий Смирнов: И ты, Брут?

Прот. Александр Березовский: Вот, да, батюшка... Понимаете, дело в том, что очень многие люди сейчас в каком-то недоумении, потому что очень известный проповедник, миссионер, который многим людям помог прийти к Богу и к вере, и с другой стороны сейчас такие, как многие считают, гонения со стороны Церкви на него, увольнение из Духовной Академии. И конечно, Ваше мнение, батюшка, для людей интересно, потому что человек сам не в состоянии разобраться, почему такое происходит и что там вообще сейчас происходит.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, если честно, я за этим вообще сейчас не слежу. Я из «фанатизма» в течение последних 15-ти лет даже имел четыре беседы с отцом протодиаконом, и даже в пятой, которая случилась на телевидении, тоже были элементы этого обращения, потому что тот путь, на котором он стоял, неизбежно должен был привести к катастрофе. Личной. Потеря работы – это вообще никакая не катастрофа. Сколько из Академии народу увольнялось, увольняли, и, бывало, несправедливо. В этом вообще нет ничего странного и ничего страшного. Это вообще, вообще никакая не трагедия. Трагедия в другом: человека как личности, в силу того, что у него, на мой взгляд, совершенно неправильная жизненная позиция.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, простите, он долгое время…

Прот. Димитрий Смирнов: И это, если – извини, перебил тебя – смотреть по духовной части, неизбежно приведёт к личной катастрофе. Я не хочу приводить примеры, но в недавней ешё церковной истории аналогичные случаи тоже были. Потому что та позиции, в которой он пребывает – он вообще-то в ней всегда стоял, но сейчас это проявилось вот таким образом – это гибельно для его души. Хотя внешне, понятно, всегда может выглядеть как какой-то очень храбрый достойный поступок, и пафос определённый, который можно очертить как весьма положительный. Поэтому очень многие люди и сомневаются – люди серьёзные – в правоте мотивации. Потому что есть мотивация внешняя, которая выдвигается на первый план, а есть мотивация внутренняя. И у меня создалось впечатление, что отец Андрей даже не подозревает об этой своей внутренней мотивации.

Прот. Александр Березовский: Собственной?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Я так, может дерзко, думаю о другом человеке… Я не хочу его осуждать в силу того, что я уже даже делал такие попытки его остановить. Я его помню ещё с семинарии. Когда он учился в семинарии, я уже был таким молодым священником. Молодым по стажу священническому. И, в общем, принципиально он с тех пор не изменился, что жалко. Потому что человек действительно со способностями, и может интересные книги писать… И в общем что… Вот есть такая русская пословица. Это не прямая иллюстрация к ситуации. Она звучит так: «Услужливый дурак хуже врага». Потому что он со своими, так сказать, «услугами» может сделать всем гораздо хуже. Разжёвывая, так сказать. И так же вот и эта ситуация. Господь нам дал такой алгоритм. Вот сейчас зима, придёшь в лес – кроме хвойных, нельзя определить, какое перед тобой дерево, если ты не биолог. Дерево судят по плодам. Вот некое дерево. Выросла груша, значит это груша. Выросло яблоко, значит это яблоня. Если выросло авокадо, значит это авокадо. Хотя, кажется, авокадо – это трава. Но я, опять же, не ботаник. Вот, собственно, и всё. Поэтому если посмотреть, в результате этого «обчество», которое ненавидит Церковь и пользуется всем, чтобы только куснуть её или чем-нибудь облить дурно пахнущим, оно тут же сделало отца Андрея своим знаменем. Вот и смотри: то дерево, которое ты сейчас поливаешь, оно как, приносит какую пользу? Всё это продолжает действовать, мы можем увидеть сразу плоды. Всё судят по плодам. Поэтому тех слушателей, которые тебя там донимали своими вопросами, надо к Евангелию отнести. Не можешь понять? Вот дерево, а вот плоды. Посмотри по плодам, и всё станет ясно. Люди, которые Церкви чужды, они это воспринимают как героизм. Люди, для которых Церковь – Мать родная, кому Бог – Отец, для них это скорбь и смущение. Ну и в заключение что можно сказать? Всякое смущение от дьявола.

Прот. Александр Березовский: Долгое время отец Андрей был рупором Церкви, к его словам относились как к мнению Церкви. И вот теперь Церковь выступила против него. И у людей недоумение: а как теперь относиться к его словам, которые он на протяжении многих лет до людей доносил? Может быть, это тоже не истина и неправда?

Прот. Димитрий Смирнов: Царь Соломон, которому Сам Господь, Отец вселенной, дал мудрость, он был самый мудрый человек во вселенной, эта мудрость была от Бога. Но с каких-то пор благодаря своим бесчисленным жёнам он стал поклоняться (ну так, косвенно) чуждым богам, потому что жёны были, понятно, что красавицы, но из разных народов. Он в угоду им строил для них идолов, которых они считали богами. То есть отступил тем самым от Отца Небесного и творил мерзость в очах Его. И это привело к тому, что он свою мудрость потерял. Поэтому, хотя царь Соломон является одним из авторов Священного Писания (Притчи Соломоновы, Премудрость Соломонова – это Священное Писание), сам не во святых. Поэтому если ты добрые плоды приносишь до какого-то времени, слава тебе от Господа, а если что-то испортилось, и ты стал плохие плоды приносить, то это уже, значит, совершенно другой период. Даже у Пикассо был розовый период, голубой…

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: На здоровье. Так что если кто будет спрашивать, относи к нашему Блогпосту.

Прот. Александр Березовский: Всё, да, теперь есть ответ, пусть ищут.

Прот. Александр Березовский: «На каком основании канонизируют праведных людей в лике святых? Ведь не могут же люди, находящиеся в комиссии, наверняка знать помыслы тех, кого канонизируют? Не смотря на праведную жизнь, может быть, помыслы у них не такие уж и чистые?»

Прот. Димитрий Смирнов: У меня было несколько эпизодов в жизни, когда я исповедовал святого человека. Он не был прославлен, но для меня это вообще необязательно, и все, кто его знали, все свидетельствовали, что это был святой. И что же? Он исповедовался при мне в помыслах. И что такого? Не бывает людей без помыслов, неважно, святой или не святой.

Прот. Александр Березовский: Чистые помыслы только у Ангелов.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, и наличие помыслов обыкновенно для нашего бедного человеческого естества. А святые люди очень тонко чувствуют, и каждое приближение помысла к себе они воспринимают очень болезненно, и покаяние у них настоящее... Я тогда был молодым священником, что-то между 30 и 40 годами, а тот человек, который давно перешагнул за 80, перед Святым Причащением исповедовался в помыслах, и для меня это был урок на всю жизнь.

Прот. Александр Березовский: Главное, помысел не носить в себе. Если он пришёл, его нужно исповедовать, обличить.

Прот. Димитрий Смирнов: Если ты помысел тут же отверг, это не только не вменяется в грех, это вменяется в подвиг.

Прот. Александр Березовский: Некоторые считают, что если скверная мысль пришла, её нужно тут же бежать исповедовать.

Прот. Димитрий Смирнов: Если ты тут же отверг и обратился к Богу, и Бог очистил тебя от этого помысла, то нет никакой нужны нести это на исповедь. В монастыре, где жизнь по идее должна быть более внимательная, существует практика «откровения помыслов». В течение дня человек исповедуется своему духовнику в тех помыслах, которые приходили, и так рождается некоторая опытность различения духов. Вот, кстати, возвращаясь к предыдущему вопросу, тоже можно процитировать Священное Писание: «Различайте духов, от Бога ли они» ( 1 Ин. 4, 1). Ведь каждый человек совершает некоторые свои поступки, потому что человек – существо духовное. Но от какого духа происходит поступок? Или, как говорят, мотив. Вот этот мотив кто тебе наигрывает? Вот это тоже очень важно. И такие будут плоды.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, все говорят: «Но я ж хотел-то как лучше»

Прот. Димитрий Смирнов: И, как Виктор Степанович говорил, «получилось как всегда». Царство ему Небесное! Вот, это уже народная мудрость. Потому что все люди грешные. Хотя Бог и намерения целует. Но с другой стороны, когда ты увидел плоды, зачем же из них варенье готовить? Лучше сразу выкинуть в мусорное ведро и сказать: «Ой, извините, братцы, я вас не тем накормил». И всё!

Прот. Александр Березовский: Не то я хотел.

Прот. Димитрий Смирнов: Когда самому Димитрию Ростовскому указали в его писаниях на некоторое несоответствие православию, он тут же покаялся, признал, и всё, и в его книгах мы не найдём ничего неправославного. Это же как бы очень нормально. Что тут такого, когда человек признаёт свою ошибку? По-моему, очень даже это и замечательно.

Прот. Александр Березовский: «Есть такая пословица афонских греческих старцев – “язык костей не имеет, но кости ломает”. Я это сейчас испытала на себе. Батюшка, как выстоять и не сломаться от клеветы, лжесвидетельства? Как женщине, которая является сосудом немощным, выстоять в волне сплетен?»

Прот. Димитрий Смирнов: Два часа назад я читал анонимку, которую одна раба Божия написала Патриарху. И наш владыка, глава нашего викариатства, согласно правилам, обязал меня письменно ответить на эту анонимку, чтобы отрапортовать по инстанциям. Вот и читал я про мои бесстыжие глаза, про то, что я вор, про то, что устраиваю на приходе геноцид русскому народу. Я даже подумывал опубликовать в нашем календаре это письмо, чтобы народ знал, что у них за настоятель. Но я бы опубликовал ещё и фамилию, имя, отчество, фотографию и адрес с телефоном автора. Чувствовалось, что от имени женщины было написано письмо, но автор фамилии не оставил.

Прот. Александр Березовский: Это на Вас Патриарху написали анонимку?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Это вещь обычная. Я не смог много прочитать, там и про старосту, и про казначея...

Прот. Александр Березовский: То есть, это кто-то из наших?

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно. Там приведены такие реалии, что нет сомнений, что это кто-то свой. Человек обижен, что-то не по его происходит... Я даже не знаю, чем можно отвечать. Может быть, из этого сделать целый фельетон, отвечая по пунктам? Но наверное, напишу что-то краткое.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а кому Вы будете писать ответ?

Прот. Димитрий Смирнов: Владыке викарию, а он уже переправит по инстанциям. Когда в канцелярию приходит письмо, его направляют в соответствующее подразделение. Если письмо по вопросам семьи, то это протоиерею Димитрию Смирнову; если по вопросам войны – отцу Сергию Привалову; если по зарубежным приходам, то владыке Марку; если по монастырям – владыке Феогносту. Если по социальной деятельности – владыке Пантелеимону. Вот так и распределяют. Если на настоятеля донос, то письмо направляют викарию, всё очень чётко, система работает.

Прот. Александр Березовский: Ну что же, дай Бог, чтобы человек, написавший анонимку, как-то устыдился бы.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну... из самого текста видно, что человек стоит в такой позиции, и она никак не связана со стыдом, совестью, есть желание только отомстить за ту ситуацию, в которой он оказался. Может быть, выгнали этого человека у нас с работы...

Прот. Александр Березовский: В своё время Иуда, когда был обличён Христом, очень обиделся, осерчал, пошёл и предал Его.

Прот. Димитрий Смирнов: Но здесь человек всё-таки пишет отцу родному, заступнику нашему, Предстоятелю. Можно посоветовать написать куда-нибудь ещё, в газету, может быть...

Прот. Александр Березовский: В «Московский комсомолец»?

Прот. Димитрий Смирнов: И туда можно. Письмо ещё содержит даже угрозы такого плана, что если не примут меры, то автор будет дальше действовать. Но невозможно ведь вести никакие переговоры, авто-то неизвестен.

Прот. Александр Березовский: А как же всё-таки быть женщине-автору вопроса о клевете?

Прот. Димитрий Смирнов: Я дал очень развёрнутые иллюстрации, а если кратко, то клевета – это самое обычное явление для христианина, это не должно вызывать вопросов, как для русского человека не возникает вопроса как быть, когда на улице минус 17 градусов, и так понятно как быть. И для христианина тоже должно быть понятно: наш Господь и учитель что получил? Море клеветы. Что в нашем мире может быть по-другому? Клеветали на апостолов, на мучеников, на преподобных, вообще на всех христиан, с самого начала. Говорили, что они едят детей, что пьют человеческую кровь, и так далее, и так далее. А Серафим Саровский сколько клеветы претерпел внутри монастыря от монашеской братии? Если человек водим Духом Святым, то другие люди вокруг начинают исполняться дикой, свирепой, сатанинской завистью. Причём они не то чтобы хотели сами стать такими же как он, нет, их дико раздражает, что он – не такой, как они. Но они не очень осознают, отчего в их сердце рождается недоброжелательность. Вот отчего все гонения на Церковь, отчего желание подковырнуть, найти какой-то изъян, постоянно ёрничать, хотя Церковь состоит их обычных людей? Даже святые люди все были грешными, безгрешен только един Бог. Так отчего это всё? От бесовской зависти. Когда обычные люди находят изъяны в тех, кто стремятся к Богу, им легче пережить своё несовершенство. Какие-то рудиментарные остатки совести у них есть, и они это несовершенство чувствуют. Так что клевета, несправедливости – это вообще удел нашего мира. Только наивные люди или полные психи думают, что с помощью законов и правильных идей можно устроить идеальное общество, которое будет очень справедливым. Ну а кто эти законы и эту справедливость будет воплощать? Те самые же грешные люди. А значит, получится только более или менее лицемерно. Надеяться на создание очень благополучной системы общества весьма наивно. Всё упирается в качество конкретных людей... Вот бывает, что люди живут в одной квартире, и её невозможно поменять, и нет денег, чтобы другое жильё приобрести. В этом случае только смиряться, терпеть и молиться Богу. А если есть другие варианты, тогда уходить в другое место.

Если вернуться к нашему вопросу – существует возможность подать в суд за клевету, но нужно поговорить со специалистом, есть ли перспектива у такого дела. Специалист может сказать, что иногда такой перспективы нет и лучше не тратить время и деньги.

Прот. Александр Березовский: Ещё замечено, что чем больше человек обижается, тем больше на него нападают.

Прот. Димитрий Смирнов: Это по-разному бывает. Но что же, всё время теперь жить в обиде? Вот если почитать это длинное анонимное письмо, то видно, что автору плохо. Я не могу сказать, что мне хорошо, я хоть и отшучиваюсь, но ясно же, что есть некоторая неприятность... Но с другой стороны, заходишь в лес, а там комары. Если комары для тебя проблема, то ни земляники тебе не будет, ни малины, ни пения птиц, сиди за стёклами и из пульверизатора поливай всё вокруг себя от насекомых. И в деревню тоже не езжай... Всякая радость от пребывания в Церкви неизбежно сопрягается с тем, что ты сталкиваешься с непониманием, раздражением, откровенной ненавистью. И к сожалению, по-другому не бывает, всякий, желающий жить благочестиво, будет гоним. Мы не можем слова Христа отменить, это правда.

Прот. Александр Березовский: Дай Бог Вам сил, батюшка, это всё пережить.

Прот. Димитрий Смирнов: Да не надо никаких сил, обычные человеческие «любовные» взаимоотношения.

Прот. Александр Березовский: «Мне хамят мои 7-летний и 12-летний мальчики. Как я могу это пресечь? Пробовала не разговаривать, договариваться, объясняться, обижалась, но через некоторое время опять повторяется то же самое. Боюсь, что и младших они заразят дурным примером. Как это пресекать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Что, прямо 7-летний, и хамит?

Прот. Александр Березовский: Ну вот написано «7-летний и 12-летний мальчики».

Прот. Димитрий Смирнов: Двенадцать лет – это как бы уже «пора», это начало переходного возраста, а когда хамит 7-летний, это подозрительно... Видно, усвоил это от старшего, копирует. А со старшим мальчиком нужно договариваться.

Прот. Александр Березовский: Автор говорит, что ненадолго хватает договоров.

Прот. Димитрий Смирнов: Ненадолго. Потому что у детей в это время очень бурный рост и очень они подвержены разным страстям. «От юности моея мнози борют мя страсти». Но даже в 12 лет ребёнок не может жить самостоятельно, и если мать ему это покажет, он вполне в состоянии это понять. Еда, уборка квартиры, одежда – это всё на ней. И автор ещё не указал, а где отец мальчиков?

Прот. Александр Березовский: Про отца ничего не сказано.

Прот. Димитрий Смирнов: Всё зависит от отца.

Прот. Александр Березовский: Чью сторону он принимает?

Прот. Димитрий Смирнов: Тут совершенно понятно, чью сторону должен принять отец, даже и говорить не о чем.

Прот. Александр Березовский: Должен-то он должен, но нередко отец принимает сторону детей: «Ты их сама достала своими просьбами, упрёками, напоминаниями, не доставай их и не будут хамить». Вот и такая бывает позиция отца, я такую слышал.

Прот. Димитрий Смирнов: Да? Это неправильная позиция. А если она ещё высказана вслух при детях, то это смерть семье, такое заявление. Отец и мать должны являть полное единство. В противном случае воспитание детей снимается с повестки дня, уж что вырастет, то вырастет.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, подскажите, чем ориентироваться при выборе ребёнка в детском доме? Может быть, вопрос звучит грубо, но часто бывает, что ребёнка возвращают из-за несносного характера или поведения. Как не ошибиться? Хотели бы усыновить, но побаиваемся...»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что все дети из детского дома будут несносными. Это их способ проверки новых родителей. И не готовые родители, конечно, «лезут на стену». А готовые идут к детскому психологу, приглашают его к себе домой, психолог ситуацию с ребенком изучает и предлагает рекомендации. Если родители рекомендациям следуют, то обстановка выправляется, иногда за месяц, иногда за год, по-разному бывает. Но если с детьми работать, всё возможно. Когда в наш детский дом попадает ребёнок, он сначала один, а в течение полугода он меняется.

Прот. Александр Березовский: Это, наверное, влияние детского коллектива?

Прот. Димитрий Смирнов: Не совсем, у нас нет детей одного возраста, у нас как в семье, кто-то старше, кто-то младше. Конечно, дети и друг от друга учатся, но у нас достаточное количество взрослых, которые всё время с детьми занимаются, упорно исправляют то, что детки делают неправильно. В семьях это не так. Обычно родители никак не воспитывают, только когда ребёнок начинает досаждать, распрыгается, раскричится, вот тогда на него «спускают кабана». А так ребёнок предоставлен самому себе, лишь бы не мешал. А должно быть целенаправленное воспитание: вот это хорошо, а это плохо; это терпимо, а это недопустимо. И твёрдое воспитание. Тогда ребёнок понимает правила игры. Поэтому выбор ребёнка с определённым характером – это полная ерунда.

В детском доме ребёнок имеет одно поведение, потому что там вот такие правила игры, и для ребёнка весьма трудные, да дисциплина для человека вообще трудна. Кстати, большинство молодых людей, воспитанных мамами, боятся армии, дисциплина для них стресс, ну как это – делать то, что скажут? Обычно-то было: «Поспи, милый, нечего в эту школу идти, там учителя все дураки», и прочее. А тут есть распорядок, есть занятия, есть обязанности, много всего такого, что усыновлённый ребёнок дома не получает. Он из привычной атмосферы вдруг попадает совершенно в другую, где родители в полном восторге от собственного благородства, исполнены любви и ласки. И ребёнок тут же оказывается «в другой тарелке», где всё к нему благоприятно, а обязанностей никаких нет.

Я вот не представляю, чтобы ребёнка усыновили, и с первого дня сказали: поели, теперь пойдём посмотрим, как ты моешь посуду. Я такой ситуации не вижу, а в нашем детдоме он посуду мыл. Должен быть плавный переход. Нужно прежде, чем брать ребёнка, хотя бы несколько раз посетить этот детский дом и узнать, каков там порядок.

Один из сотрудников нашего детского дома взял домой мальчика погостить. Тот зашел в дом, ходит по комнатам, смотрит, и спрашивает: «А где у вас воспитательская?» Он привык к этой системе. А тут вдруг всё другое. Телевизор в комнате, да ещё и работает. У нас такого нет. Представь себе: в комнате работает телевизор, как ты ребёнка оттащишь? Никак. Если ты берёшь ребёнка, а в детском доме телевизора не было, то домашний телевизор первое время должен быть выключен, или включай его, когда приёмный ребёнок спит.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а как Вы относитесь к такой практике, когда ребёнка берут на время в семью, а потом возвращают в детский дом, это полезно для детей?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не полезно. Детям полезно знать, как люди живут. Но это не должно травмировать. В нашем детском доме есть такая программа – «Уроки взрослой жизни», для которой выделена обычная городская квартира. Ребёнку даются ключи, деньги, адрес. Часть задания –добраться до квартиры, сообразить, как проехать: на автобусе до метро, как там смотреть схему. Потом ребёнок с сопровождающим приезжает по адресу, пользуется лифтом, можно предложить ему проверить почтовый ящик. Ребёнок на практике обучается всем «домашним» навыкам: как открыть входную дверь, как раздеться, как переобуться в домашнюю обувь, и так далее. Другая часть программы включает в себя готовый план некоторых занятий в доме. Это может быть «как принимать душ», «приготовление еды», и так далее. Такая программа даёт очень ценный опыт, и позволяет ребёнку как-то прикоснуться к другим, неказённым отношениям. Он очень ждёт таких уроков, и не столько домашней обстановки, сколько именно персональных отношений. Самое трудное, что есть в детском доме – это поверхностные отношения со всеми. А в семье есть душевные персональные отношения, например, внучок-дедушка, и человека, даже повзрослевшего, воспоминания о таких отношениях очень греют. И для детдомовских детей нужно обязательно это создать. Детей воспитывать – это очень умное дело.

Прот. Александр Березовский: Люди как раз и пишут, что насовсем усыновить пока ещё нет возможности, а вот на время взять, на несколько дней, или организовать какую-то поездку – ещё можно.

Прот. Димитрий Смирнов: Дело очень тонкое. Ребёнок всё время рвётся познавать мир, хотя детские дома имеют свою прилегающую территорию, ребёнку всегда нужно больше. Он же понимает, что живет не так, как все. Самое ужасное – это приезд каких-то людей с конфетами, мягкими игрушками, потом фотосессии, и на этом всё. Такая «благотворительность» – только детей растравлять. В наших детских домах есть хорошая форма: ребята из Бауманского института приезжают и с детьми просто играют. Приезжают в гости. Вот это детям интересно и полезно. Гости – студенты первого и второго курса – это очень близко к ним по возрасту. Наши дети любят всякие выезды. Недавно в Санкт-Петербурге были, на замечательных экскурсиях. Один благодетель оплатил поездку и дети побывали везде-везде, осталось чудное впечатление.

Прот. Александр Березовский: Детдомовские дети бывают даже более просвещёнными, чем домашние.

Прот. Димитрий Смирнов: Но нужно ещё и душевное общение. Которое даёт только семья. Хотя недавно я видел сцену, как один наш более старший мальчик взял за руку малыша, просто как старший брат. И тот смотрел ему в глаза с таким доверием. И это то, что нужно. Без душевного компонента человека не вырастишь. Поэтому нельзя просто взять ребёнка, а потом вернуть в детский дом, он же будет ждать... Тот мальчик, который спрашивал про воспитательскую, теперь всё время спрашивает, когда лето, скоро ли лето. Его ведь летом брали в гости на два-три дня, и жизнь в семье оставила такое впечатление, что он теперь непрерывно ждёт лета... С другой стороны, когда люди собираются брать ребёнка в семью, это лучше делать в несколько этапов. Сначала на несколько часов, потом оставить на ночёвку, и наблюдать за реакцией, что происходит с ребёнком, когда он возвращается в детский дом, потом ждать момента, когда ребёнок попросится остаться в доме, и оставить его на несколько дней. Нужно разговаривать с ребёнком по телефону, пока он в детском доме. Это должен быть постепенный процесс. Переезд из детского дома в семью – это стресс. Это как рождение. В утробе матери 36,6 градусов температура, а на воздухе 22 градуса в родильном отделении. Да ещё родовыми путями проходит ребёночек, это же шок.

Надо очень беречь душу ребёнка, очень внимательно с ним обращаться. И хорошо бы записывать свои наблюдения. И с этими записями приходить к психологу консультироваться. Если серьёзно этим заниматься, то не и нужно будет детей возвращать назад в детский дом, или как в этой бедной Америке бывает, морить голодом в подвале или даже убивать...

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Вашу сегодняшнюю беседу.

Прот. Димитрий Смирнов: А что, уже всё?

Прот. Александр Березовский: Вопросы ещё есть, но уже целый час прошёл.

Прот. Димитрий Смирнов: Спасибо за ваше внимание, извините, что затянули передачу.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, спасибо, вам, дорогие зрители, всего доброго.

Прот. Димитрий Смирнов: До свидания.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 137

    1. madam0803:

      Спасибо большое за ответ!!!

    2. Nadiusha:

      Спасибо отцу Димитрию! Особенно актуально про воспитание детей!!!

    3. s2235:

      Прелесть а не овечка :)

    4. gennady333:

      Спасибо большое за передачу.Как всегда всё очень полезно.А главное за искренность в ответах

    5. admin:

      Уважаемые участники нашего мультиблога!
      Дискуссия по сюжету с протодиаконом Андреем Кураевым прекращена.

    6. Tina:

      Какие же светлые люди объединяются вокруг нашего дорого Батюшки!
      Низкий поклон Вам, отец Димитрий от Казахстана и славного города Астаны!
      Валентина Фиронова

    7. Александр, Москва:

      Спасибо за беседы, дорогие батюшки.
      А о ругательных письмах нечего волноваться. Лучше подойти к этому делу с юмором.
      Мало ли кого бесы распирают. Сколько таких неугомонных.

    8. Mari_N:

      Спасибо большое отец Димитрий за передачу и за оздоровительные проповеди.

    9. MarinaSPB:

      Помню, в советское время анонимки вообще не рассматривали. Что это, такое влияние Сети?
      Уважаемый батюшка Димитрий, дай Вам Бог здоровья!

    10. Lena.it:

      Ответ отца Димитрия о дьяконе Кураеве- блестящий! Очень важная и глубокая мысль о мотивах внешних и внутренних. А относительно «голубого лобби» в Церкви, есть замечательный ответ отца Тихона (Шевкунова) по этому поводу на православии.ру, там указан правильный алгоритм действия при возникновении подобных проблем. Этими двумя ответами замечательных батюшек, искренне преданных матери- Церкви ситуация вокруг дьякона Кураева исчерпывающе объяснена, больше спорить не о чем, ну если не преследовать каких-то своих «внутренних мотивов».

      • Gal:

        + 1

      • neonilla:

        Вряд ли, что кто-то вступал в полемику, не ознакомившись с интервью о.Тихона (Шевкунова), однако, опять вроде «детский сад на лужайке» с цитатами, аккуратненько, преподносят как случайно упавшего… да видно головой повредившегося. Как будто не было у нас уже такого, когда выходцы из семинарий и «духовно» образованных в первых рядах революционеров шли, становились злейшили врагами Церкви и вредили ей больше, чем 10 институтов марксизма-ленинизма…да ещё народ и без этого подверженный либерастической пропаганде баламутит.

        • neonilla:

          ПС. надо пояснить, что речь идет о некоторых благостных комментариях насчёт г-на Кураева типа: ну, ошибся, с кем не бывает, и об исторических параллелях, когда выходцы из духовного сословия, становились адептами революционных идей «по-русски», т.е. экстремистки, нигилистически (Добролюбов, Чернышевский, Гапон Г.А., Дзержинский — верующий католик и готовящийся в священники, заливший кровью страну, Сталин…)

          • Lena.it:

            neonilla,мне кажется не следует преждевременно делать такие обобщения. Лучше верить в то, что Господь вразумит отца Андрея.

      • ОльгаНиколаевна:

        Лена, а Вы не могли бы дать ссылку на статью отца Тихона (Шевкунова) про «голубое лобби» ?

        • Lena.it:

          Ольга, о существовании «голубого лобби» говорит только дьякон Кураев. Статья, которую я упомянула- «Ответ архимандрита Тихона (Шевкунова) на вопрос о действиях протодиакона Андрея (Кураева) в интервью корреспонденту телеканала «Союз»», на сайте православие.ру

    11. colocol:

      Реакция о. Дмитрия про о. Андрея ожидаемая. Он это же говорил в передаче «Диалог под часами» лично о. Андрею. Алексий II называл гомосексуализм болезнью. Не будет же нормальный доктор обсуждать диагноз в обличительной форме через СМИ. «Пациентам» же могут даже лишение свободы прописать, см. интервью Шевкунова. В действиях о. Андрея больше самопиара.

      • Сергей С.:

        не забывайте, что сетевые хомячки, особенно которые позиционируют себя православными, очень любят участвовать во всяких анонимных бурлениях и кипениях, никого ни к чему не обязывающих, но позволяющих им чувствовать себя сопричастными к некому действу, например, как бы обличению как бы содомитов… но обычно, когда возникает угроза реального дела типа суда, свидетельских показаний против содомитов и т.д. … быстро убегают анонимно менять памперсы…

        • Irene:

          Иванов, что ль, прорвался из затвора, сменив ник?

          • admin:

            Спасибо за Вашу бдительность, будут проверены IP-адреса и, если Ваше сообщение подтвердится, все причастные будут тоже отправлены в затвор.

            • neonilla:

              уважаемый admin, а за что? за то, что взялся разъяснять некоторым наивным и не понимающим, или, в отдельный случаях, делающим вид, что они таковые и есть? :) имхо

    12. tatiana11:

      Спасибо за поздравление! Всех благ!

    13. moroz:

      Батюшка, дорогой, вы — наша надежда, наша вера и наша любовь. А что до анонима — ей бы к хорошему доктору-неврологу, да книжек почитать про то, как лечиться от последствий тяжелого детства. Вообще, вероятно, лечить надо всю страну. Держитесь, помоги, Вам, Господи!

      • Анна Вихляева:

        Тяжело переносить клевету. Это же та самая пощечина. Больно, обидно, хочется от всей души врезать в ответ, но, нет, надо другую щеку подставлять… Испытание, но с другой стороны, это и некий показатель правильного направления жизни. Клевещут — значит другим способом достать не могут.

      • Nina55:

        Отец Димитрий своим примером показал, как надо относиться к клевете, не смотря на то, что стало неприятно, скорее всего по человечески больно. Даже в таком случае батюшка думает о нас.

    14. Amor:

      «Вам, Татки, Танечки, Танюши, Святая Мученица -щит,пусть счастьем окрыляет души, добром и радостью хранит!» (О.Абайкина)
      Всех Татьян с праздником!

    15. julia l:

      Спаси Господи.
      Дай Бог Вам сил,о.Димитрий.

    16. Екатерина:

      как жалко, что вышел такой скандал! может еще все поправится!!очень хорошего мнения была об отце Андрее. Думала — вот что отец Димтрий скажет -так и буду думать…

      • Анна Вихляева:

        «Людям свойственно падать и скоро восставать от падения» из “Лествицы”. Бог даст, отец Андерй скоро поймет свои ошибки.

    17. Анатолий Ирина:

      О.Дмитрий, спасибо за ваше служение.

    18. Дм:

      Считаю, что Кураев не тот человек, от которого можно принять подобную критику, достаточно ему и того пиара, что он поимел от кормления блинами. Но справедливости ради, раз уж в ответе про него зашла речь про мотивацию Кураева, то неплохо бы рассмотреть и мотивацию тех, кто молчит про эту проблему, насколько она продиктована малодушием и нежеланием наживать себе проблемы.
      Ну и да, соглашусь, что акценты в ответе (а может и в том, как о.Александр его задал) были смещены. Вопросы то у людей больше про то, правда ли то, что говорит Кураев. А ответ прозвучал, как будто спрашивали, как теперь относиться к Кураеву. Вместо «у меня рак» говорим «у меня онкология», вместо «вопрос о гомиках среди священноначалия» говорим «вопрос о скандале с Кураевым».
      Ситуация поганая. Теперь церкви долго придется изо всех сил прикрывать гомиков среди священноначалия и ни в коем случае не выносить сор из избы, чтобы не дать повода говорить, что Кураев был прав. Вот такие плоды.

      • Екатерина:

        вот да, кстати. я, например, побоюсь своих детей отправлять туда учиться.

      • Nina55:

        О каком смещении акцентов вы говорите? Они уже расставлены господином Кураевым, он несколько раз за последнее время говорил — я не изменился, меняется Церковь. Иначе можно сказать — Я монолит, Церковь — дом из песка. А бывают ещё и Наполеоны. А по поводу остального… Вот стоит гора, а вот около неё мечется мышь. Когда вы начинаете говорить о Церкви, прежде всего сами расставьте акценты где гора, а где мышь (кто есть кто).

      • I am Ivanovna:

        «Вопросы то у людей больше про то,правда ли,что говорит Кураев». -Тем людям,кого это интересует,нелишне подумать:»А зачем мне это знать?Каким бы ни был ответ на этот вопрос,на моей посмертной участи это никак не отразится».И вместо того, чтобы о своей душе заботиться,люди пускаются по ложному следу,вполне душепагубному. Вот такие плоды.

        • Дм:

          А премудрым пескарям нелишне бы подумать, от Бога ли их мудрость.
          Если бы не «пускались по ложному пути», у нас уже педерастов бы венчали и все бы премудрые пескари молчок, продолжали бы тихо веровать в своей баньке. А пока эта тема еще хоть как-то людей возмущает, этого не произойдет.
          Так что продолжайте спасаться нахаляву пока еще не в содоме, пока другие идут по ложному пути и гоняют педерастов, где могут, честь им и хвала.

      • Татьяна:

        «Теперь церкви долго придется изо всех сил прикрывать гомиков среди священноначалия и ни в коем случае не выносить сор из избы, чтобы не дать повода говорить, что Кураев был прав.» — А что, есть повод говорить, что Кураев был прав?Я так поняла, что Кураев сказал, что у него «есть свидетели». А он уполномочен проводить следствие? Церковь — это наша семья. В семье бывает всякое. Бывает, что и наказать надо кого-то, бывает, что члены семьи совершают преступление.Но никогда ни один нормальный родственник (сын, брат, сестра и т. д.)не станет по наговору какого-нибудь «свидетеля» с улицы (например,norik,или X,или Y)выходить и кричать во всеуслышание, что его брат — вор.Даже та анонимная дама, написавшая жалобу на отца Димитрия, поступила более логично и, если так можно выразиться, «порядочнее» чем протодиакон Кураев. Те же norik, или gnomik,или gomik должны были обратиться со своими жалобами, или подозрениями, или свидетельствами «о злодеяниях епископов» в патриархию, а потом уж идти «дальше», если их заявления игнорируют…
        Отцу Димитрию и отцу Александру — помощи Божией и терпения. А злые языки подобны лопатам, которые пытаются вырыть яму другому, но того гляди — сами в неё упадут.

        • Дм:

          Их более чем и без Кураева, просто кто не хочет слышать, тот и не слышит.

          • Татьяна:

            Точнее было бы сказать в вашем случае: кто Что хочет, тот То и слышит…Та анонимка, которая написала пасквиль на отца Димитрия тоже, наверное, говорит, что у неё много «свидетелей». Если они, эти свидетели, есть лично у Вас, и Вы им верите, как родной маме, то идите, добивайтесь «правды»: доверяете РПЦ — в Патриархию, доверяете Российскому правосудию — в следственные органы…В противном же случае, вся Ваша болтовня — лжесвидетельство.

    19. SergZvaginov:

      Братья и сестры, простите меня я не понял, так что Кураев не правильно поступил? Надо было молчать? Объясните что Кураев сделал не так. На сегодня никто не берет на себя смелость об этом сказать.

      • Алла:

        Ну конечно, давайте все будем цитировать, что отец Андрей не так сказал, чтобы все были в курсе, даже те кому дела нет. Все-таки умнейшие люди, в том числе отец Всеволод Чаплин уже давно ситуацию прокомментировали для нас. Надо чуть-чуть смириться и признать, что священноначалие лучше нас понимает

      • Altuzor:

        Отца Андрея ,отец лжи — может и уже использует, отец Андрей уже пишет опровержения в своём блоге на свои интервью СМИ,против Церкви. В этом опасность для него, для Церкви-нет.

      • dmitry.r:

        Кураев — знамя-икона либерастов-педерастов и борется не с «голубым лобби», а выполняет свою функцию по дискредитации церкви, пока успешно только для либерастов-педерастов и их сетевых хомячков…как встал в такт с пляшущими гениталиями, так и продолжает плясать…

    20. Tina:

      Каждая встреча с отцом Димитрием — новая ступенька в понимании сути бытия. Вроде речь идет о простых, обыденных вещах, известных тебе ранее, а послушаешь батюшку, радуешься своему прозрению и ужасаешься слепоте, которую не замечала. Да, горько, когда на тебя клевещут! Обидно, когда увольняют с насиженного места. НО! Но не каждый может пожалеть того, кто, не замечая собственного бревна в глазу, обличает чужую соринку.
      Может, кому -то покажется крамолой, если я скажу, хорошо,что эта заблудшая овечка ( чем-то она мне напоминает ту, что на столе у отца Димитрия: милая, но неживая, ноги есть, а ходить не может, нужна ей бедной для передвижения дощечка, поводок и колесики) написала письмо.
      С трудом, но хочется надеяться, что реакция на него отца Димитрия, может встряхнет душу этого несчастного человека. Раз так ей «поперек горла» этот батюшка, значит, как открываются двери в храм знает. Значит, и как спастись понимает — перед Богом покаяться и у отца Димитрия прощения попросить. Конечно, не будь подобного вопроса о клевете, мы не узнали об этой ситуации, но она очень поучительна. Остается горько вздохнуть вместе с отцом Александром и пожелать помощи Божией отцу Димитрию.

    21. Tanyal:

      Спасибо батюшка за ответ!
      Мир и Божье благословение да пребудет на Вас!

    22. fartunatu:

      Честно говоря о. Димитрий удивил своей позицией. Не ожидал. Давно слушаю ваши проповеди. Что то я вас не понял. Вы говорите, что надо на ситуацию смотреть через Евангелие. Тогда нужно такому епископу сказать: брат, ты живешь в грехе, с таким грехом нельзя быть епископом. Ласково по братски объяснить ему что он погибнет. Естественно лишить сана. Тогда не будет соблазна и смущения для других. А то,те которые рядом и обо всем знают и молчат. Более того пользуются плодами их греха. Легко Кураева пинать толпой, страшно против порочной системы идти.

      • Сергей С.:

        Это правильно, просто уверен, что Вы материализуетесь из виртуального пространства и обойдёте всех содомитов с благим словом вести об их грехе. Думаю, что вся сетевая общественность поддержит Вашу инициативу. Спасибо Вам за Вашу смелость и христианскую любовь к падшим!!!
        ——
        ПС Большая просьба к администрации блога, сразу же публиковать сообщения «fartunatu» о том, до кого из содомитов она (или он) уже достучалась, чтобы повысить эффективность и избежать дублирования в работе.

        • fartunatu:

          Вы не поняли Сергей С. Это о.Димитрий по поводу Кураева. Что мол зря он поднял эту тему. Что надо по Евангелию. Я иронизирую. Хотя не до иронии. Я удивлен тем, что людей больше разозлило то, что Кураев озвучил то о чем давно говорят между собой, а не сама эта постыдная тема. Гомоепископам это на руку. Кураев вздумал идти Христовым путем. Указывать иерархам на их грязь. Распять его!!! Пусть каждый пнет его за каждого названого им гомоепископа, два раза.

          • Сергей С.:

            Вы не поняли fartunatu. Кураеву глубоко нас…ть на эту тему (в отличие от о.Димитрия), просто сейчас так фишка (конъюнктура) легла, чтобы попиариться… бешеные матки-то уже отыгранный матерьял

            • Нина:

              Сергей по себе судите? А представить что кто то делает шаги по зову совести тяжело?

              • Сергей С.:

                по Вас, по Вас сужу, милая анонимная под ником «Нина»… и таким же сетевым бездельникам, которые и могут, что лясы в сети точить… как бы обличая содомитов … в уютной тёплой комнатке, постукивая пальчиком по клавиатуре и попивая чаёк-кофеёк с кураевскими баранками… конечно, по зову совести )))))))))))))))))))

                • Нина:

                  Нина это мое настоящее имя, как вам это не странно :))

                  • Сергей С.:

                    Нина — это ник
                    а настоящее имя на этом блоге только у протоиерея Дмитрия Николаевича Смирнова, с указанием его местонахождения и возможностью личной встречи (я сам этим воспользовался) — всё остальное это безликая анонимность, боящаяся действовать в реальном пространстве и за что-либо отвечать

                    • Анна Вихляева:

                      Ну, и где Ваш адрес с телефоном, аноним Сергей С, выступающий против анонимов? Как-то не логично Ваше поведение, уж извините. :)

      • Коробкова Анна:

        Неужели вы не понимаете, что вообще разговоры о всякой мерзости в принципе не нужны? Это первый «порог», который проходит грех (типа «прилога»). Просто сначала люди даже не говорят об этом, это стыдно (сразу отмечу, что «не говорить» — это не значит «ничего не предпринимать против обнаруженного факта»). Потом эта грань переступается, начинается сначала робкое, потом открытое обсуждение. Потом уже переваливается за черту «принятия» и, далее, мерзость признается нормой. Я вполне доверяю о.Димитрию в этих делах. И если он доверяет действиям священноначалия, то и мне, следовательно, стОит это делать. С другой стороны, даже если б такой скандал произошел в нашей епархии (упаси Боже, конечно), думаю, я б и сама не захотела бы трезвонить в СМИ об этом. Меры там, наверняка, приняты. А то, что об этом не говорят, так это ничего не значит. К тому же, я еще помню, как на нашего покойного архиерея (Царство ему Небесное!) и на мне знакомых священников такую клевету несли, до слез обидно было! Была свидетельницей, как перевирались слова и поступки. Знаю, как доносят на священников прихожане, несут чушь несусветную! Так что, если мы не были свидетелями, то не нам судить…

        • Коробкова Анна:

          А вообще, мне так нравились многие книги о.Андрея, так мне вся эта ситуация болезненна… Очень, очень жаль… Давайте лучше молиться, чтобы всё миром закончилось! Чтобы закончились резкие слова и колкости, чтобы Дух Христов обитал и в нем, и в нас!

          • Нина:

            Дорогая Анна присоединяюсь к вам! Мы все одно тело Христово не надо разделяться а давайте молиться. Да убережет Господь нашу церковь от всякой мерзости!

    23. Сергей С.:

      Просто интересно, а кто-нибудь из комментаторов поддержал в открытую Ивана Охлобыстина? Или только так… анонимно в кулачок ?

      • SergeySV:

        Вы что — смеётесь? Охлобыстин предложил геев в печах сжигать. Ведь если ему следовать, тогда первыми в печь придётся бросить тех епископов русской православной церкви, которые являются содомитами.

        • Сергей С.:

          ишь, какой жалостливый попался…
          кстати, что такое «гей» — это педераст что ли или просто содомит?
          или друг Президента?

          • SergeySV:

            В информационном веке живёте, а не знаете кто такие геи. Прямо как Познер, который неоднократно говорил, что был пропагандистом советского строя, а на передаче с отцом Димитрием не мог взять в толк, что же такое пропаганда. По крайней мере сами геи говорят, что они такие же как все, поэтому и назвали себя таким выражением. Например, когда тележурналист Антон Красовский признался в том, что он гей, то сказал, что он даже не такой, как друг президента, а как сам президент! :)

            • Сергей С.:

              В информационном веке живёте, а разводят вас как «лохов ушастых»:
              1. Иван Охлобыстин пишет открытое письмл президенту, предлагает провести референдум о запрете педерастии и гомосексуализма в России, т.е. вернуть в УК 121 статью (в результатах нет ни у кого сомнения).
              2. Кураев начинает обличения содомитов в церкви (отвлекающий манёвр).
              3. Президент заявляет о своих друзьях-педерастах и всячески лебезит перед иностранными содомитами (круг очерчен — задача поставлена).
              —-
              Вывод: Разрешено бороться с содомитами в церкви, запрещено во властных структурах и против евросодома и гомобамы.
              Константация: о.Кураев блестяще справился с заданием отвлечь хомяков и лохов от запрета гомосексуализма в России. Возможно, даже получит награду от ЛГБТ-сообщества (по совопупности — за похотливых девок и защиту содомии в России)
              —-
              Если Вы даже ёж из лесу, Вам должно быть всё про гомиков и казачка Кураева ясно.

              • SergeySV:

                Да кто всерьез из власти воспринимает заявления Охлобыстина?! Чего он только не декларировал. В радиоэфире серьёзно пророчил, что станет новым царём России, его помажут на царство, присягнут военные. Написал открытое письмо президенту. И что? Путин тут же будет референдум проводить — это же смешно. Вы вспомните, когда у нас последний раз референдум проходил хоть на какую-то тему. Охлобыстин и Патриарху открытое письмо писал — ах за что Вы караете пусек!. Да, есть такой талантливый экстравагантный сценарист — Иван Охлобыстин. Но это совсем не авторитетное лицо для президента, чтобы по зову Ивана референдум собирать.

                • MarinaSPB:

                  Простите, но для меня лично, и, думаю, для очень многих в России, особенно молодых, о. Иоанн не просто талантливый, и не просто сценарист. Он, если хотите, честное молодое сердце еще живой России. Пусть для некоторых,- Иванушка-дурачек, но он же лучше старших, «умных», братьев, и уж точно, милей нам.
                  П.С. Вообще, о. Димитрий, о. Тихон Шевкунов и о. Иоанн,- наши «три богатыря, походу.. и все в строю, дай Бог им здоровья!

                • MarinaSPB:

                  А что, классный царь. Царь-священник, отец прекрасного семейства, умный, добрый, веселый, и зовут Иван! Хорошая идея, чего нам терять..

              • Татьяна:

                Как Вы, Сергей быстро поставили точки…да не там, где надо. У президента нет друзей гомосексуалистов, во всяком случае, он об этом не говорил (зачем все выворачивать наизнанку и домысливать?). Во-вторых, президент не заискивает перед гомиофилами, а просто отвечает (в который уже раз!) на их вопросы о «преследовании» гомосексуалов в России. Вы бы были поосторожней в выражениях — не из страха перед властями, а из страха «произнести свидетельство ложно»…Всего Вам доброго.

                • admin:

                  Мы не поддерживаем манеру диалогов Сергея С., но в данном случае, к сожалению, он прав — слова президента про друзей приведены практически дословно, это легко найти в интернете, также легко найти в интернете интервью западным и отечественным телеканалам, в котором просматривается некоторая робость перед журналистами, настроенными явно прогомосексуалистски. Но данная тема, уважаемая Татьяна, не будет больше развиваться и обсуждаться.

    24. Ruben:

      А с гомосексуалистами что делать?

      • Сергей С.:

        а ничего, благодаря таким сетевым смельчакам-анонимам 121 статья удалена из УК — торжествуйте Ruben

    25. SergeySV:

      О какой личной катастрофе отца Андрея может идти речь, когда он сам говорит, что поступил по совести, на тв признался, что имеет свидетелей, готовых подтвердить скандальные непотребства иерархов. Личная катастрофа это когда епископ занимается гомосексуализмом, а потом преспокойненько служит и ещё священников гнобит.

      • Сергей С.:

        Когда следует ждать порнофильмы от о.Кураева, чтобы оценить непотребства иерархов?
        На каких каналах? И дату, если можно?

        • SergeySV:

          Выступал Кураев на канале ТВ 100 в прямом эфире, тема программы — Голубое лобби в церкви: миф или угроза? Гей-порно не рекламировал ;)

      • LEV:

        А кому служит епископ — гомосексуалист?

    26. valeryfaema:

      Ишь, что задумал этот Кураев. Хочет по стопам Христа идти. Против корпорации. Надо его распять.

      • neonilla:

        ишь, хватили, он просто достойно и уверенно шагает по стопам Хамова племени (Быт.9.20-24)

      • regent:

        выходит в чём-то о.Димитрий всё-таки прав — для вас, либерастов, господин Кураев знамя-икона, только вот у нас, христиан, наша вера, надежда и спасение — это Христос

        • regent:

          Господин «valeryfaema», вы ещё забыли про часы, автомобили, пыль в библиотеке и страдалиц с бешеными матками написать )))
          НЕХОРОШО!

        • moroz:

          ну так кураев-то уж точно не наша надежда, не наша вера и не наша любовь…

      • Dace:

        Отец Димитрий прав. Чувство подсказывает, что так как о. Андрей действовать нельзя. В семье же дети не идут соседям рассказывать, что им в семье не нравиться.
        Но проблема, к сожалению есть и она не уменьшается. У нас один паренек хочет поступать в семинарию. Как его отговорить, чтобы ничего непотребного не упоминать?

    27. neonilla:

      для Irine (к прочитанной, но удаленной реплике)
      Поражает словесное любвеобилие нашей читающей публики.
      Позвольте спросить: где вы все живете? Ведь в повседневной жизни людей с такими ангельскими мыслями днем с огнем не сыщешь. Люди привычно и массово завидуют, годами носят в себе различные обиды, раздражаются по пустякам, совсем не умеют прощать, ….. – и вдруг проливаются дождем словесного человеколюбия там, где нужна одна лишь суровая адекватность (это слова одного уважаемого мной известного священника)

    28. AlexandrFed:

      Душу и искренность о.Андрея ,конечно, нужно оставить суду Всевышнего.Но вот с озвученной им проблемой как?Когда Господу угодно и камни начинают вопить и Соломону на его грех указывали. Просто это вылезло через Кураева.Мне кажется,проблема доже не в голубизне,а в золотом тельце,с котором и Моисей боролся 40 лет.От него надо очищать свои ряды.Понятно,что как только Церковь объявит борьбу с ростовщичеством и наживой,произойдет ее мгновенное отделение от «Государства»,но можно ли иначе?

    29. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам дорогие Батюшки!

    30. Ygrek:

      Думаю, что высказывание о.Димитрия насчёт смущения верующих вследствие скандала с нечестивыми епископами не вполне обоснованно. Здесь наоборот, все ждут результатов выступления о. протодиакона в виде расследования, всем важно знать истину и видеть реакцию Предстоятеля. Смущаться должен сам о. Андрей Кураев, если он цитирует клевету и сплетни. Однако никто ни прямо ни косвенно не опровергает эти сведения и не выступает против них в принципе. Стало быть, дело набирает некий ход. Светская пресса также на удивление ровно реагирует на скандал, хотя, казалось бы, для них это подарок. Не вижу смущения ниоткуда, если только Патриархия выступит по этому поводу более внятно. А если не выступит, то будет смущение.
      Подлинный вред нанесла нашим верующим «перпендикулярная позиция» о. Андрея, как он сам её назвал, в деле плясуний. Я делаю вывод, что человек не способен отличить частное от соборного. Рассуждать на тему сломанного носа и синяков под глазами при задержании хулигана, в то время как он из укрытия ослепляет глаза пилота самолёта? Нечто подобное, по примеру всей местечковой мафии, которой дорога своя каморка, делал и о. Андрей.

      • Dace:

        Есть и смущение и горечь. А о.Андрей с радостью подбрасывает новых дровишек. Все-таки хотелось бы слышать от Священноначалия хотя бы формальный ответ (мол, вопрос изучается…)

    31. belyakovda:

      Спасибо батюшки за беседу и за ваш личный пример смирения и рассудительности в момент нападений из вне.

    32. Tatiana71:

      К вопросу №14:В казённом детском доме нет самого главного — изначально близкого человека для ребенка.До восьми месяцев это просто жизненно необходимо, как воздух, как молоко, как пища.Если привязанности нет, то ребенок не развивается.Это называется депривация. Многие дети просто погибают.Чем раньше вытащить их из системы, тем лучше.После того, как ребенку исполнится два, три года, его сложно адаптировать.Наука давно доказала, что депривация в раннем возрасте как раз и ведет к поведенческим нарушениям в дальнейшем.Выбирать ребёнка по каким бы то ни было признакам бессмысленно, в домашней обстановке это будет совсем другой человек. И потом, когда мы рожаем собственного, мы ж его не выбираем- кого Бог дал :).Много лет работаю нянькой, и поверьте, через месяц это уже родненький ребёночек, хоть ему пять месяцев, хоть пять лет.Главное уповать на Бога, учиться и ЛЮБИТЬ(не путать со вседозволенностью!)

    33. Инна:

      Слушала в эти годы не только прд. Кураева, но и тогда, и до сих пор слушаю лекции А.И. Осипова и ВСЕГДА смотрю и слушаю о. Димитрия в мультиблоге,а также во всех передачах на ТВ СОЮЗ, радио «Радонеж» и ТВ. ЕСТЬ С КЕМ СРАВНИВАТЬ!

    34. msa:

      спасибо

    35. Инна:

      Видимо, перед пр. Кураевым открылась «золотая жила» в смысле PR.Наконец-то, он будет БОЛЬШИМ МЕДИЙНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ и уже никто и ничто ему не помешает и не будет здерживать. Время такое, что на поверхности — одни «правдолюбцы»?…
      Мне кажется, что анонимка — звенья одной цепи. Человек, написавший донос, тоже хочет «славы и почета». И «слава» его найдет в лице пр. Кураева.
      Пишу о нем потому, что семь лет назад слушала его лекции по интернету и приобщалась к православию. Последнии 3 — 4 года,к моему глубокому сожалению,перестала понимать его высказывания.
      Прости меня за мои мысли вслух.

      • LEV:

        А почему Церковь рассматривает анонимки? Ведь даже государственные структуры этого не делают.

    36. Tatiana K.:

      Я разочарована ответом о Кураеве. Дело вовсе не в его личных грехах, а в том, насколько правдивы его обвинения ряда священников и епископов в педерастии. Если о. Димитрий предлагает мне сместить акценты обсуждения на личность Кураева, то я не буду это делать. Косвенным образом то, что пишет о. Андрей подтверждается, потому что это любимый прием риторики- смещение акцентов.

      • I am Ivanovna:

        Сынок Ноя тоже правду сказал…Евангельский алгоритм озвучивания проблемы:»Если согрешит…брат твой,обличи его между тобою и им одним,…если не послушает,возьми с собою ещё одного или двух,…если не послушает их,скажи церкви»-про то, что выносить всё на медийные просторы,ничего не сказано.

        • Сергей С.:

          невольно на ум приходит Фрейд — (в русской интерпретации для доступности понимания сетевыми массами) у кого чего болит, тот о том и говорит )))

    37. lampa alladina:

      Спасибо,отец Дмитрий за Ваши честные, смелые, умные ответы на вопросы.Ваши слова помогают мне смотреть в сторону Бога, церкви.

    38. makdalin:

      Спасибо!

    39. norik:

      Мое имя никому ни о чем не скажет. Я всего лишь певчий. Никому не известный. Доказательств у меня нету, потому что это должны быть документы, записи и видео, а где их взять? Есть только свидетельства многих людей, которые так же обеспокоены ситуацией, бывших свидетелями многих злодеяний епископов.

      • ВладимирМ:

        Из Ваших слов явствует, что свидетелей это вполне устраивает. Правда, не совсем понятна их обеспокоенность при полном бездействии… Например, Иван Охлобыстин призывает провести референдум по поводу возвращения в УК 121 статьи. Вопрос: лично Вы и ваши свидетели уже как-то поддержали Ивана, или только предпочитаете быть обеспокоенными?

        ПС Для справки: в русском языке есть ироническое устойчивое словосочетание «сексуально обеспокоенный/озабоченный» — делайте выводы :-)

    40. Иванов:

      Розовый период о.Андрея — это, наверное, его увлечение шлюшками PR, с которыми он так мечтам попить чайку и поесть бараночек… что благостно и осуществил перед камерами после выхода существ из застенков кровавого режима (теперь либерастическая общественность именует их не иначе как правозащитницами и активистками).

      • Tatiana71:

        Фи, как некультурно. Себе внимай(те). Не то: в чём осудишь в том и согрешишь.

        • Иванов:

          красиво-розовое фи )))

          • regent:

            Уважаемый господин «Иванов», пока Вы не добрались до голубого периода Пабло Пикассо, сообщаем Вас, что этот период назван так именно по голубому цвету картин, сотворённых им в это время.

        • Tatiana_Piter:

          Как интересно: содомита осудишь — педерастией согрешишь? Оригинально… На Иванова фикнешь, — тут же где-нибудь «некультурно» и выступишь. Куда христьянину деваться?

      • Vladimir Sosnin:

        (Ин.8:9-11) «В конце концов остался один Иисус и женщина [блудница]. Иисус поднял голову и спросил: – Женщина, где твои обвинители? Разве никто не осудил тебя? – Никто, Господин, – ответила она. – И Я тебя не осуждаю, – сказал Иисус. – Иди и больше не греши».

        Как Вы считаете, у Христа это тоже был «розовый период»?

        • Иванов:

          Причём здесь Христос, если это просто у Вас с головой что-то не в порядке, да и в явном превозношении Вы, если мните себя новоиспечённым святым отцом — толкователем Священного писания… уж не протестант ли Вы, отче?

          • regent:

            1) всё, «Иванов» — в затвор
            2) не очень умные адепты о.Андрея Кураева, которые не в состоянии понять, о чём говорит о.Димитрий, могут тоже отдыхать

            • ВладимирМ:

              Я достаточно редко пишу комментарии, но регулярно просматриваю мультиблог о.Димитрия с самого его открытия в 2011 году.
              Мне непонятна причина, по которой модератором был отправлен «в затвор» господин «Иванов», который написал совершенно нормальный текст по поводу недостойного поведения о.Андрея Кураева в ситуации с похотливыми существами в Храме Христа Спасителя, а потом вполне здраво ответил «христианину» под ником «Vladimir Sosnin», который умудрился сравнивать Христа с Кураевым. Да, я тоже считаю, что о.Андрей Кураев чутко держит «нос по ветру» в плане конъюнктуры, чтобы постоянно оставаться любой ценой «на мультимедийном плаву», и, к сожалению, это стало его внутренней потребностью — о чём, собственно говоря, и сказал о.Димитрий в своём слове. Кстати, это можно подтвердить и «исторически», потому что этот блог практически начался с двух публикаций о.Димитрия, в которых он без каких-либо обиняков впервые так откровенно вступил в бой с содомитами:

              «Всё прогрессивное человечество скорбит о Деннице педерастии и педофилии в нашей стране Игоре Семёновиче Коне…»
              Дата публикации: 2011.04.29 Дата записи: 2011.04.28 Продолжительность: 2 мин. 17 сек.
              http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-5279/

              «Почтим память выдающегося педофила и педераста 100-летним молчанием…»
              Дата публикации: 2011.05.01 Дата записи: 2011.05.01 Продолжительность: 2 мин. 31 сек.
              http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-5311/

              и потом практически в одиночку сражался с содомитами и либералами всех размеров и сортов, обрушившимися на него потоками лживой грязи. И ни один диакон Кураев не вякнул ни одного слова в поддержку и солидарность… не та была конъюнктура… а вот теперь Кураев и его приспешники вдруг прозрели и возгорелись «праведным» гневом…

              вообще говоря, это называется лицемерием и фарисейством
              ————
              PS а содомитов надо «жучить» везде, в том числе и среди друзей нашего уважаемого Президента, а не только, где это выгодно господину Кураеву.
              PPS хочется надеяться, что мое мнение не будет отправлено в затвор

              • fartunatu:

                потому что этот блог практически начался с двух публикаций о.Димитрия, в которых он без каких-либо обиняков впервые так откровенно вступил в бой с содомитами:

                ну так это ведь не епископы. с ними воевать можно. а с гомоепископами низзя.

                • ВладимирМ:

                  сильно подозреваю, что Вы просто неумный тролль или толстощёкий хомяк, но скорее всего склоняюсь, что просто засланный гомосексуалист из почитателей Кона

            • Nina55:

              Уважаемый regent, не надо Иванова в затвор. Спасибо ему, нельзя же в таком смысле использовать текст из Евангелия и так говорить о Христе. Простите, для меня это особенно дорогое место из Евангелия.

      • VladSh:

        В этот раз Вас куда-то занесло.

    41. nb:

      Спаси Господь отца Димитрия и отца Александра. Благодарю вас, батюшки, за честный ответ, который мы, миряне, получили о диаконе Кураеве. Совершенно справедливо сказал отец Димитрий о личной катастрофе диакона, к которой, судя по его поведению и устройству внутреннему, он должен был прийти. Человек «дорос» до прелести. Но, боюсь, это не только его личная катастрофа, это и наша с вами в некоторой степени, потому что диакон был долгое время «энфан террибль» РПЦ и медийным лицом русского Православия. Лицо превратилось в морду. Прости, Господи!

      • Tatiana71:

        А батюшка Димитрий не стал осуждать и ругаться…

      • Tatiana_Piter:

        Хорошо сказали.. Насчет лица особенно.

        • Курилов Василий:

          Дорогие Татьяны, присоединяюсь к «Моржу» и поздравляю с днём ангела.

      • olga liv:

        В результате этого превращения Невзоров забеспокоился — появился у него серьёзный конкурент.

      • VladSh:

        Это не по православному. Как минимум надо иметь желание понимать и уметь прощать, а как максимум всё то, о чём говорится в завершении молитвы оптинских старцев. Понимается хорошо, когда сам делал подобные ошибки.
        Лично у меня по поводу этой ситуации сожаление (на его месте можно и нужно было выбрать другой, более действенный метод), всё равно тёплое к нему отношение, хотя мне и не всё у него нравилось, и надежда (даже скорее уверенность), что всё исправится.

        • regent:

          Средства-методы обычно определяются целью, в данном случае цель вполне очевидна и также, как и в случае с бараночным чаепитием с PR-существами, далека от подлинной борьбой с грехом, а целиком подчинена саморекламе человека, попавшему в наркотическую духовную зависимость от внешнего мира.

      • I am Ivanovna:

        «Лицо превратилось в морду» и в неё (в морду) тут же прилетел камень…

    42. viktorr:

      А что тут комментировать,нам бы самим спастись ,спасибо батюшка,как же всё сказаное правильно!

    43. NatBel:

      Огомное спасибо, о. Димитрий, о. Александр! За передачу, за разъяснения! Божией Вам помощи! Не представляю жизни без вашего блога! Спасибо!

    44. Vladim:

      Спасибо Вам огромное, дорогой отец Александр,что вы заставили-таки нашего уважаемого Батюшку наконец-то высказаться о Кураеве! Очень ждал его слова, не сомневался что оно будет взвешенным и мудрым, на Слове Божием основанном. СПАСИБО!

      • Vladimir Sosnin:

        О.Дмитрий сначала сказал: «Если честно, я сейчас за этим не слежу.», — а затем назвал позицию Кураева «гибельной для души». Вы правда считаете «взвешенным и мудрым» со стороны о.Дмитрия так судить о ситуации, за которой он не следит?

        • Natalya t:

          А Вам самому-то не странно, что А. Кураев, протодиакон Русской Православной Церкви, навещает после выхода из тюрьмы кощунниц с уверениями, что никогда не понимал, за что их посадили?

    45. Natalya t:

      Спасибо о. Дмитрий и о. Александр. Батюшка, не расстраивайтесь из-за клеветников и недоброжелательных людей, хотят потрепать нервы, но у них это не должно получиться. Храни Вас Господь от всякого зла.

    46. Раиса:

      Дорогие батюшки,о.Димитрий и о.Александр! С нетерпением ждали 57 выпуск
      (пишу во мн.числе,потому что нас тут трое). Ради Бога,продолжайте эти встречи с нами,хотя мы понимаем,как вы заняты.Спасибо вам за вразумление,за терпение и снисхождение к нашим грехам.Иркутск.

    47. alexa:

      Таки спросили про Кураева!
      Послушаем..
      Интересно, рекорд по комментариям будет?

      • MarinaSPB:

        А теперь-то чего копья ломать.. Теперь все ясно.

      • regent:

        Рекорда не будет. Те уважаемые посетители, которые в комментариях будут выказывать низкий уровень понимания смыслов сказанного в данном материале, будут отсеяны на этапе премодерации.

        • Sosnin Vladimir:

          Уважаемый regent, к сожалению, не всем дано иметь высокий «уровень понимания смыслов», поэтому люди и пытаются выяснить для себя непонятные моменты именно здесь, где с ответами помогут более понятливые товарищи. Я очень уважаю как о.Дмитрия, так и о.Андрея, но какие-то их слова/действия вызывают смущение и непонимание, например:
          1) зачем о.Андрей обильно смакует грязные подробности, когда предъявляет свои обвинения?
          2) зачем о.Андрей употребляет тюремную лексику, навешивает на оппонентов обидные ярлыки, придумывает оскорбительные неологизмы?
          3) зачем о.Дмитрий обсуждал только Кураева, а не саму проблему, которую затронул Кураев (странное решение комиссии о.Максима Козлова по Казанской семинарии, реабилитация без суда трёх уличённых епископов)?
          4) зачем о.Дмитрий сказал, что позиция Кураева гибельна для души, хотя в начале оговорился, что не следит за ситуацией?

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.