Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2014.01.25
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 25 января 2014 года.

   1. Что означают слова «Не с миром пришёл Я, но с мечом» (см. Мф. 10, 34)? Разве не мир Господь пришёл воцарить на земле?   (1:30)

нелепость, враги, домашние, разделение, вера, мусульмане Сирии, христиане Сирии, меч, Христос

   2. Как узнать, есть ли в человеке Святой Дух?   (4:11)

подставить щёку

   3. Может ли человек каким-то чувственным образом ощутить, что Бог его простил?   (4:38)

покаяние, сокрушение о содеянном, внутренняя перемена, отторжение от греха, исцеление от греха, благодать Божия, память о грехе, епитимья

   4. В сказании аввы Дорофея об авве Досифее говорится, что тот не последовал помыслу, подсказывающему ему лекарство от его смертельной болезни, и умер. В чём заключалась опасность этого помысла?   (6:43)

цель монашеской жизни, встреча с Богом

   5. Смущает налёт физиологичности в словосочетании «невеста Христова»   (7:39)

образ брака, брачный пир, христианский символ, смущение, посвящение себя Христу, девство, служение Богу, Небесный Жених

   6. Можно ли православному ходить в старообрядческий храм?   (10:46)

Цель, мотивация, всё позволено, не всё полезно

   7. Можно ли ходить в католический или протестантский храм, если в том месте, где живёт человек, нет храма православного? И как быть с Причастием в этой ситуации?   (11:18)

Германия, православные храмы в Германии, Европа, Америка, православные храмы в Европе

   8. Что, кроме молитвы и исповеди, я могу сделать, чтобы побороть стеснительность?   (12:39)

стеснительность

   9. Есть ли правила борьбы с грехами и страстями? Есть ли технология спасения в миру, как в Лествице описано спасение монаха?   (13:11)

Лествица, монах, христианин, монашеский путь, особенности монашеского образа жизни, спасение, монастырь, мирская жизнь, семья, свобода монашеской жизни, служение Богу, послушание, раздражение, жертва Богу, распущенность, раздражительность

  10. Как понять притчу о благоразумном домоправителе?   (17:41)

жертва

  11. Что такое ложное смирение?   (19:26)

вздорный человек, молчание

  12. Заниженная самооценка для души – вред или польза? Как самооценка влияет на жизнь души человека?   (21:11)

самость, святые отцы, стимул, угождение Богу, благодать Божия, рвение, желание, усердие, исполнение заповедей, Бог намерения целует, раб негодный, ветхозаветные заповеди, новозаветные заповеди, нищие духом, стяжание нищеты духовной

  13. Почему ребёнка нужно крестить через 40 дней после рождения?   (25:34)

ветхозаветное правило, крещение ребёнка, подготовка крёстных, подготовка к крещению

  14. Как такое может быть, что Христос один, а невест Христовых много?   (27:44)

чада Божии, Отец Небесный

  15. На чём акцентировать внимание родителей в развитии ребёнка?   (29:18)

заповеди, почитание родителей, хамство, современный мир, почитание отца, почитание матери

  16. Как почитать родителей, если они хотели сделать аборт, но не вышло, всю жизнь избивали, унижали?   (29:50)

недостатки родителей, невыносимая жизнь

  17. Отвечают ли дети за грехи отцов?   (31:32)

грех, сквернословие, восприятие греха, атмосфера сквернословия, внутреннее чувство, склонение ко злу, ребёнок, восприятие зла, восприятие добра, удобосклонность, тайна Божия, дар Божий, родовой грех, преодоление греха, агрессия

  18. Должна ли девушка иметь гордость?   (36:39)

О понимании слова «годость»

  19. Верно ли, что когда человека наполняет духовная радость, ему хочется со всеми этой радостью поделиться?   (39:17)

благодать Божия, Мотовилов, Серафим Саровский, Бог, Божия Матерь

  20. Большая ли разница между словами «любить» и «жалеть»   (40:37)

синонимы, славянский язык, сербский язык

  21. Что делать порядочной женщине, чтобы обрести семью, ведь хороших мужчин на всех не хватает?   (41:06)

молитва, маловерие, заповеди, развод, блудное сожительство

  22. Дала обещание Богу, что брошу пить и курить, но не получается. Как можно исполнить данное обещание?   (43:33)

обещание Богу, терпение, табакокурение

  23. В одном монастыре нас с женой не допустили до Причастия, потому что я женился в 42 года на разведённой. Священник сказал, что нам нужно либо развестись, либо жить как брат с сестрой. Для нас ни один из этих вариантов не подходит. Что делать?   (45:36)

апостол Павел, нелепые басни, бабьи басни, монах, монастырь, церковные каноны, церковные правила

  24. Какие молитвы читать за родственников, если они тебя проклинают? Можно ли как-то успокоить их нужным словом?   (47:51)

молитва, спасение души, умягчение сердец

  25. Воспитываю приёмную девочку 3-х лет. Порекомендуйте литературу на эту тему   (48:46)

американская литература по педагогике, американский психолог

  26. За какой грех Моисей не был допущен в Землю Обетованную?   (50:01)

могила Моисея, идол, пастырская забота, избранный народ, место поклонения, Моисей, прообраз Христа, Вознесение Христа

  27. Как правильно построить отношения с одинокой обидчивой подругой, которая постоянно жалуется на других людей?   (51:12)

перевоспитание, одиночество, жалость, алкоголизм, любовь, человекоугодие, служение Богу, капризы, желание власти

  28. Много лет замужем, не могу забеременеть. Смириться или ждать чуда?   (54:35)

молитва, усыновление

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Всех именинниц поздравляю с днём Ангела. Татьянин день нынче. Вы можете позвонить нам в студию радио «Радонеж» по телефону прямого эфира 8 (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы. Мы с отцом Александром постараемся на них ответить.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели. Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы по СМС на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «вера» и, через пробел, текст вашего вопроса. Он поступит нам в студию. Будем рады на него ответить.

«Господь говорит: «Не с миром пришёл Я, но с мечом». Что это означает? Разве не мир Господь пришёл воцарить на земле?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Что за нелепость? И человек искажает слова Господни: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34).

Прот. Александр Березовский: Да я, батюшка, прочитал, как вопрос звучит.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Вот в этом много всего открывается, потому что очень часто человек и не понимает, потому что или неправильно прочитал, или неправильно запомнил. Наоборот. Двое на ложе: один берётся, другой оставляется (см. Лк. 17, 34). И «пришел разделить <...> невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф. 10, 35-36). Другое дело, что под мечом Господь имеет в виду разделение. В греческом это одно и то же слово. Поэтому – да, люди разделяются по вопросу веры. Самый острый нынче пример – это как мусульмане в Сирии убивают христиан.

Прот. Александр Березовский: Казалось бы: вы веруете по-своему, мы – по-своему. Давайте каждый будет веровать, как хочет, а уже потом, после смерти, Бог всё расставит по своим местам. Нет – надо склонять всех к своей вере.

Прот. Димитрий Смирнов: А потом, тоже – ну как склонишь? Допустим, человек из-под палки принял другую веру. Но это же из-под палки. Неужели Богу угодно, чтобы из-под палки?

Прот. Александр Березовский: Нет, угодно человеку. Хочется, чтобы «все, как я».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Это говорит о том, что люди, к сожалению, не понимают, что Бог смотрит на внутреннее человека. Но это, опять, в христианской вере. А он может любую секту представлять. И человеконенавистническую.

Прот. Александр Березовский: То есть можно сказать, что меч – это Сам Христос, Который разделил всё человечество на две части.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, можно, конечно.

Прот. Александр Березовский: «Как узнать, есть ли в человеке Святой Дух?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да очень просто: ударить по правой щеке. Подставит другую – значит, есть. Не подставит – значит, нет (Мф. 5, 39). Наглядно и быстро.

Прот. Александр Березовский: Да, наглядно.

«Может ли человек каким-то чувственным образом ощутить, что Бог его простил?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет.

Прот. Александр Березовский: А как тогда понять, стоит ли дальше каяться в содеянном грехе или нет? И сколько должно каяться?

Прот. Димитрий Смирнов: А покаяние же – это просто доля секунды.

Прот. Александр Березовский: Но это сокрушение о содеянном.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это внутренняя перемена, которая происходит с человеком. Сокрушение – это первый этап. Этого ещё не достаточно. Покаяние имеет три стадии. Первая – это [когда] человек умом понимает свою неправоту. [Затем] сердцем отторгает грех. А третья – благодать Божия приходит к человеку и [его] исцеляет. Вот это покаяние.

Прот. Александр Березовский: И всё это – за долю секунды?

Прот. Димитрий Смирнов: Имеется в виду благодать Божия. Приходит и освобождает. И человек чувствует, что он освобождён от этого греха. Это ни с чем не спутаешь.

Прот. Александр Березовский: Но память остаётся при этом?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: И вот люди часто думают: раз я ещё помню о грехе, значит, он не прощён, значит нужно что-то ещё.

Прот. Димитрий Смирнов: Это ошибка. Грех изглажен, но память о нём, если грех тяжёл, конечно, остаётся.

Прот. Александр Березовский: Это некая епитимья, шрам.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, как шрам. Совершенно верно.

Прот. Александр Березовский: «В сказании аввы Дорофея об авве Досифее [говорится, что] при кончине Досифея его беспокоил помысл, подсказывающий лекарства от его смертельной болезни. Но Досифей, по совету своего аввы, не последовал помыслу и умер. В чём заключалась опасность или греховность этого помысла? Может быть, это спасло бы ему жизнь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что цель монашеской жизни – это спасение души, а не спасение жизни тела. Поэтому Досифей просто избрал путь скорейшей встречи с Богом.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Слушатель: Здравствуйте. Отец Димитрий, хотела бы задать вопрос по поводу словосочетания «невеста Христова». Меня всегда смущал такой налёт физиологичности. А очень хотелось бы, собственно говоря, ею и стать. Спасибо за ответ.

Прот. Димитрий Смирнов: Налёт – он же налетел в Вашу голову. Образ брака, брачного пира – это самый что ни на есть церковный христианский символ. Поэтому не знаю, какое тут может быть смущение. Просто те женщины, которые посвящают себя Иисусу Христу, остаются в девстве, но не потому, что никто замуж не позвал, а [делают] сознательный выбор служения Христу Богу нашему и именуются невестами Христовыми. Вот в наше время полный кавардак в этом вопросе, а раньше, если некий человек мужского пола или женского обещался другому вступить с ним в брак, это считалось уже помолвкой, и невозможно было отступление от этого. Если кто и предлагал руку и сердце – «извини, у меня уже жених есть». Так и называли: «мой небесный жених».

Прот. Александр Березовский: Раньше обручение и предшествовало венчанию.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, разумеется.

Прот. Александр Березовский: И задолго [до свадьбы] это всё происходило.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Алло, добрый вечер, слушаю Вас.

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Людмила. Батюшка, лет пятнадцать назад на одной из конференций я Вам задала вопрос с места: «Что такое праздник в христианском понимании?» Вы сказали, что это тема для диссертации, и ответили мне по первому душевному порыву. Вот мне интересно, через пятнадцать лет изменилось что-то? Вам открылось что-то новое? Можете ещё раз ответить?

Прот. Димитрий Смирнов: Вы меня что, экзаменуете?

Слушатель: Я не экзаменую. Меня просто очень сильно удовлетворил тот Ваш ответ, и мне интересно, а вдруг Вы что-то такое скажете…

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет. Дело в том, что я уже давно всё забыл, понимаете? И что тогда говорил, и что такое праздник. Так, ещё какие-то всплески бывают. Но и то уже ненадолго. Поэтому вряд ли я Вас чем-то порадую.

Прот. Александр Березовский: Останемся удовлетворёнными тем ответом.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А то вдруг разочарую? Я буду плакать.

Прот. Александр Березовский: «Можно ли православному ходить в старообрядческий храм и наоборот?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ходить можно, куда угодно. Апостол Павел нам сказал, что всё позволительно, но не всё полезно (см. 1Кор. 10, 23). Всегда важна цель и мотивация. Всё от этого зависит.

Прот. Александр Березовский: Нередко люди, живущие за рубежом, спрашивают: «Нет православного храма, есть протестантский или католический. Могу ли я прийти и там помолиться? И как быть с Причастием в этой ситуации?»

Прот. Димитрий Смирнов: Никак. Потратить немножечко денежек... Есть немецкие города, допустим, где православных храмов на душу населения больше, чем в ином русском городе. Открываешь интернет, [ищешь] ближайший храм и едешь на электричке. Это же не Россия-матушка. Всё доступно, всё рядом. Где это там в Европе нет православных храмов?

Прот. Александр Березовский: Под боком нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Под боком – ну, бывает… В Америке – там большие расстояния. Триста миль – считается, рядом храм. Ну а в Европе-то чего?

Прот. Александр Березовский: Сама Европа с Московскую область.

Прот. Димитрий Смирнов: Чуть побольше.

Прот. Александр Березовский: «Чувствую, что стеснительность – признак гордости. Понимаю, что надо молиться Богу, чтобы избавил от этой гадости и исповедовать этот грех. А что ещё практически я могу сделать, чтобы её побороть?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, что тут? Перекрестился: «Господи, благослови!» – и вперёд.

Прот. Александр Березовский: И шаг навстречу.

«Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, есть ли правила борьбы с грехами и страстями? И есть ли технологии спасения именно в миру – так, как в «Лествице» описано спасение монаха?»

Прот. Димитрий Смирнов: А принципиально [спасение монахов от спасения мирян] ничем не отличается. Живёшь ли ты на улице Коперника или Галилео Галилея – какая разница? От Луны ты одинаково близко. Так же и здесь. Те же самые технологии. Когда «Лествицу» читаешь, «монаха» можно заменить на «христианина». Ничего не изменится. Что для мужчины, что для женщины.

Прот. Александр Березовский: Но всё-таки монашеский путь имеет свои особенности, и не всё применимо из того, что советуют.

Прот. Димитрий Смирнов: Но эти особенности – чисто технические. Сам образ жизни [в монастыре] более соответствует спасению. Вот мне один монах говорил – он жил в миру, кстати, служил при церкви алтарником, Царство ему Небесное, отец Иван. Он всегда мечтал жить в монастыре, но тогда в России монастырей было меньше, чем пальцев на двух руках. И потом, он был уже в годах, кто бы его взял, старика. Он говорил: «Как премудро всё устроено в монастыре! Вот вечер, колокол зазвонил, глядишь из окна кельи – братия пошла в храм. Чего, ты будешь один сидеть? Вот и ты пошёл». Вот как-то это приводит человека к спасению. В этом смысле – конечно.

Прот. Александр Березовский: Но всё-таки мирская жизнь человека, обременённого семьёй, сильно отличается от свободы монашеской жизни. Там монах может всё своё время, все свои силы посвятить именно служению Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: А послушание? Ведь к семейной жизни тоже надо иметь правильное отношение, как к послушанию. Тогда не будешь раздражаться на детей. Будешь знать: раз он тебя зовёт – это не он тебя зовёт, это тебя Бог призывает, чтобы ты отложил себя и занялся другим. Чтобы осуществлял слова: «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50, 19).

Прот. Александр Березовский: В семье по поводу служения как раз побольше даже возможностей.

Прот. Димитрий Смирнов: В общем, да. Но, с другой стороны, это как-то естественно. Потому что всё-таки в монастырь собираются люди незнакомые, с разной жизнью. А здесь – одна семья, все люди близкие. В общем, одно другое компенсирует. Поэтому эти два пути Церковью называются равночестными.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, каждый второй человек говорит: «Вот всех могу потерпеть, на работе меня считают скромнейшим человеком, но дома – просто как в сериале».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, дома-то все распускаются, в том-то и дело. Потому что человек расслабляется. На работе надо имидж поддерживать, как говорится, фикстулить. А дома-то все знают, кто ты есть, особенно дети. Господи помилуй! Раскалывают любого взрослого на раз. Дети-то – прозорливые. Это же не то, что мы, взрослые. Это нам голову можно заморочить. А детям – нет.

Прот. Александр Березовский: Так хочется быть со своими близкими и ласковым, и добрым, и терпеливым. А вот не получается.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, не сразу Москва строилась. И у какого монаха сразу всё получается? Только к старости что-то начинает проясняться.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Слушатель: Добрый вечер, батюшки, отец Дмитрий и отец Александр. Как понять притчу о неверном управителе (Лк., 16, 1-9)? Переписать записки [с целью уменьшения долга] – это же неправильно, нечестно.

Прот. Димитрий Смирнов: Отец Александр, расскажи.

Прот. Александр Березовский: В очередной раз.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Когда в очередной раз – я тебя прошу.

Прот. Александр Березовский: Дело в том, что, когда составлялась расписка о долге, в неё была включена ещё и доля этого управителя. Он таким образом своё благосостояние улучшал. А когда пришло время расставаться с этим местом, он подумал: «Я могу пожертвовать своей долей ради того, чтобы эти люди меня приняли». И вот тем, что ему причиталось, он пожертвовал. Тем самым Господь призывает нас всем тем земным, что нам дано от Бога, не кичиться. Не думать, мол, это моё, а, если нужно, принести в жертву ради Царства Небесного. Вот об этом речь.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Слушатель: Раб Божий Сергий из Москвы. Что такое ложное смирение? У меня характер вздорный, вспыльчивый. Промолчишь, ничего не скажешь – опять плохо, упрекают в ложном смирении. Я знаю, что смиряться можно во всём, кроме греха.

Прот. Димитрий Смирнов: А что такое ложные белые грибы, знаете? Это когда на вид – белый, а этот гриб в народе называют «горькушка». Его срезал – у него ножка становится зелёная. Он горький, несъедобный, его нельзя в пищу употреблять. А на вид – прямо беленький такой боровичок. Вот то же и ложное смирение. Смирения нет, а человек изображает смирение. А если человек промолчал – ну так правильно сделал, ничего тут ложного нет. Если бы каждый вздорный мужик так вот помалкивал, постепенно его вздор бы прошёл. Выздоровел бы от своего вздора.

Прот. Александр Березовский: Да это каждому человеку такой совет можно дать: помалкивай побольше, когда тебе что-то не нравится. А то получается: «Господи, помоги!», а места Богу не даём.

Прот. Димитрий Смирнов: И так бывает.

Прот. Александр Березовский: Когда Бог приходит – уже громы  и молнии.

«Заниженная самооценка для души человека – вред или польза? И как самооценка влияет на жизнь человека?»

Прот. Димитрий Смирнов:  Самооценка всегда бывает вредна. Потому что всякая самость с большими ошибками и искажениями. Поэтому святые отцы не рекомендуют самооценкой заниматься.

Прот. Александр Березовский: То есть лучше вообще себя никак не оценивать? Просто делать...

Прот. Димитрий Смирнов: Но это невозможно. Человек обречён на ошибку.

Прот. Александр Березовский: А какой тогда стимул для человека к движению вперёд? Всё-таки какие-то достижения стимулируют человека дальше продвигаться.

Прот. Димитрий Смирнов: А нам не нужны такие стимулы. Мы же не спортом занимаемся. У нас один единственный – угодить Богу. Господь человеку для того, чтобы он совершил нечто богоугодное, подаёт благодать Божию. Она является свидетельством того, что человек угодил Богу. Какой ещё стимул, кроме благодати Божией? Всё остальное – олимпиада.

Прот. Александр Березовский: То есть именно пришествие в сердце человека благодати Божией есть ответ Бога на то, что человек сотворил: угодное или неугодное.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не сотворил. Человек не может сотворить  ничего без благодати. Человек может сотворить что-либо, заповедь малейшую исполнить только благодатью Божией. Человек может только проявить рвение, желание, усердие. И Господь, когда видит, что это всё есть, и искренность [есть], даёт благодать. И совершается то, чего человек вожделеет.

Прот. Александр Березовский: То есть исполнение заповеди Божьей – это, можно сказать, тоже некая награда человеку за его усердие?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Но усердие без благодати Божией бесплодно.

Прот. Александр Березовский: А как хочется Богу подарок сделать, сделать что-то такое!

Прот. Димитрий Смирнов: Если очень хочется, Господь это увидит. Само такое желание не греховно. Бог целует намерение, Иоанн Златоуст нам это открыл.

Прот. Александр Березовский: Тут именно стремление такое – как бы Бога удивить. Вот я сейчас перестану грешить...

Прот. Димитрий Смирнов:  Удивить – это, конечно, невозможно.

Прот. Александр Березовский: … и вот, Господи, смотри.

Прот. Димитрий Смирнов: То, что Господь порадуется – это да. Но удивить невозможно, потому что человек перестаёт грешить только благодаря благодати Божьей. Это заслуга Бога, а не человека. У человека нет заслуг. Когда Господь говорит: «Называйте себя рабом негодным, даже если исполнили всё, повеленное вам» (см. Лк. 17, 10), – это абсолютная истина. Потому что человек ничего не может исполнить, ни одной заповеди малейшей. Это нереально. Если бы человек мог исполнить хоть одну заповедь, тогда зачем Христос приходил? Дал заповеди – ты выполняешь. Человек может исполнить только ветхозаветные заповеди. Это просто: быть человеком, не быть животным. Это он может. А вот новозаветные... «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3) – ну-ка исполните. Я сейчас посмеюсь. Стяжать нищету духовную – как это без благодати Божией? Это невозможно.

Прот. Александр Березовский: «Почему ребёнка нужно крестить через сорок дней после рождения? Откуда это правило?»

Прот. Димитрий Смирнов: Правило из Ветхого Завета.

Прот. Александр Березовский: И насколько оно строгое?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще нестрогое. В любой день можно крестить ничтоже сумняшеся. Поэтому у нас на Руси, допустим, с сорокового дня это сместилось на восьмой. Мамулька чуть окрепнет – и уже можно идти на восьмой день.

Прот. Александр Березовский: Но вот сейчас такое правило существует в храмах?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. О нём даже никто не знает, даже священники уже забыли.

Прот. Александр Березовский: Приходят, спрашивают: «Когда крестить?» – «Ну как соберётесь, так приходите».

Прот. Димитрий Смирнов: И то рады будем.

Прот. Александр Березовский: Сейчас ещё говорят: «Когда крёстные подготовятся немножечко».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, сейчас же крёстных тоже учат.

Прот. Александр Березовский: Это вообще замечательная вещь, потому что, когда стоит крёстный и не знает, во что он сам верит... Его спрашиваешь: «Ты во что веришь?» – «В Бога» – «А какой Бог?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, как зовут? Не врубается.

Прот. Александр Березовский: Не в теме, да?

Прот. Димитрий Смирнов: Это как мне один батюшка рассказывал. Пришёл он в тюрьму на Пасху поздравить народ. Вышел народ тюремный, их построили. Он говорит: «Христос Воскресе!» Они молчат. Он говорит: «Христос Воскресе!» И один из толпы говорит: «Батя, извини, мы не врубаемся». То есть не знают, чего отвечать.

Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Слушатель: Ещё раз добрый вечер. Прошу прощения, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Прощаю. Я такой добрый – ужас.

Слушатель: Я, знаете, хотела уточнить по поводу невест... Христос у нас один, а невест Христовых много. Вот это смущает. Рассейте моё непонимание, пожалуйста.

Прот. Димитрий Смирнов: А чего надо рассеять-то, я не пойму?

Прот. Александр Березовский: Как у одного Жениха столько невест может быть.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, тут не поможешь ничем. Это надо какого-то учителя попроще. Это знаешь, вопрос есть такой: «Мы чада Божии?»  – «Чада». – «А как у одного Отца столько может быть чад?» У Отца Небесного семь с половиной миллиардов чад. Как это возможно?

Прот. Александр Березовский: Это только живущих. А сколько уже умерших.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, у Бога же нет мёртвых. Он – Бог живых, и все для Него живы. И вот как тут? Я не знаю, что сказать.

Прот. Александр Березовский: Ну, можно только посоветовать не думать о Боге, как о [обыкновенном] человеке.

«На чём формировать внимание родителей в развитии ребёнка? Пожалуйста, поделитесь своим педагогическим опытом».

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуй, на заповеди «Чти отца и мать» (см. Исх. 20, 12). Это очень важно, особенно в нашем современном мире, где хамство просто разлито в атмосфере, как свинец, ртуть и другие, вредные для здоровья, миазмы.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот СМС пришло нам. Читаю: «Как почитать родителей, если они хотели сделать аборт, но не вышло, и всю жизнь избивали до увечий, унижали?»

Прот. Димитрий Смирнов: Как почитать? Имеется в виду форма?

Прот. Александр Березовский: Я думаю, что сущность. Ведь всё-таки не по форме почтение Богом приемлется, а по состоянию души. Ну, нет ничего доброго, что мог бы человек вспомнить о своих родителях.

Прот. Димитрий Смирнов: А это неважно. Есть такая поговорка в армии: «Я начальник, ты – дурак; ты начальник, я – дурак». Вот и всё. Это родители. От тебя требуется почтение. Видишь их недостатки, чем-то там недоволен – ну помолись, чтоб Господь исправил. Если жизнь невыносима, покинь дом.

Прот. Александр Березовский: И вообще забудь о том, что они есть.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, почему. К 7 ноября – открытку. На 8 марта – звонок: «Здравствуйте, поздравляю вас с международным днём имени Клары Цеткин».

Прот. Александр Березовский: Есть звонок, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. Батюшка Дмитрий, благословите задать вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: О, это надо подумать.

Слушатель: Раб Божий Василий. В Библии говорится, что дети отвечают за грехи отцов до двух-трёх поколений. И в то же время есть такой момент, что дети не отвечают за грехи отцов. За какие грехи отвечают дети? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Тут вот какая история. Взрослые заражают грехами детей. Вот, например, дедушка ругается матом, а внук слышит. А внук – это третье поколение. И запоминает, а потом, когда чуть-чуть подрастёт, тоже начинает ругаться. То есть у него тот же грех, что и у дедушки. А если у дедушки есть ещё и правнук – то до четвёртого колена. Если дедушка уже отошёл в мир иной, то правнучек ничего такого не услышал от дедушки. Он за грех дедушки не отвечает. Дедушка его не успел заразить. А если его заразил старший брат, то он отвечает за грех старшего брата, потому что он его, этот грех, воспринял.

Прот. Александр Березовский: А как ребёнку, который в этой атмосфере живёт, не воспринять то, что он слышит каждый день?

Прот. Димитрий Смирнов: Каждый ребёнок и каждый взрослый, абсолютно все, сто процентов, знают, что есть слова хорошие, а есть плохие. Вот маленький ребёнок подходит на исповедь и говорит: «Произносил скверные слова». Я говорю: «Какие?» Стесняется, боится даже произнести. То есть он прекрасно понимает, что это плохие слова. Поэтому он может отвергнуть их и не произносить.

Прот. Александр Березовский: Но эти знания о хорошем и плохом всё-таки как-то из семьи приходят.

Прот. Димитрий Смирнов: Не только. И внутреннее чувство [есть].

Прот. Александр Березовский: Некая преграда в душе человека, когда человека склоняют ко злу, всё-таки препятствует этому злу.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, конечно. А как же?

Прот. Александр Березовский: Просто ребёночек же как пластилин. Вот что из него слепят...

Прот. Димитрий Смирнов: Это пластилин, но он живой. Пластическая масса мертва. Что вылепил – то и есть. А ребёночка – попробуй, вылепи. Он сопротивляется. Он воспринимает то, что ему любо.

Прот. Александр Березовский: Вот интересно, одни дети воспринимают зло, а другие с большей охотой – добро. От чего это зависит?

Прот. Димитрий Смирнов: От удобосклонности.

Прот. Александр Березовский: А она вот эта удобосклонность это – Божий дар?

Прот. Димитрий Смирнов: Это тайна Божия. Если все в роду были матерщинники, то, если человек не матерщинник, это дар Божий. Безусловно. Но во Христе человек любой родовой грех может преодолеть.

Прот. Александр Березовский: Но это уже труд взрослого человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.

Прот. Александр Березовский: Ребёнок-то пока не может сопротивляться этому. Он живёт тем, что вокруг него.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Он может на первых порах воспринимать это в порядке вещей. Но ребёнок всегда воспринимает, как и любое млекопитающее, сначала тон, которым говорят. Мат ещё окрашен агрессией. Поэтому ребёнок может различить. Ну, уж пятилетний – точно. Пожалуй, двухлетний – ещё нет. А пятилетний уже прекрасно всё, если и не понимает до конца, то чувствует точно.

Прот. Александр Березовский: Вот нам задают вопрос, батюшка, о девичьей гордости. «Должна ли девушка иметь гордость? И что это такое?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, конечно. Она должна первому встречному всё, что он ни попросит, предоставлять – и бесплатно. Конечно, зачем же девичья гордость? Всё по первому требованию или по первому свисту. Вот она что должна. Какой-то странный вопрос.

Прот. Александр Березовский: Слово «гордость» уже как красная тряпка.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, дело в том, что гордость в аскетическом понимании – душепагубная страсть. А гордость в вульгарном плане, в народном  – это чувство. Вот мы испытываем чувство гордости, когда [наша] команда выиграла – поднимают государственный флаг. Хотя мы к этому непричастны. Ребята там потели, синяки получали, у них слёзы на глазах – это понятно, они выложились. Это совершенно другое чувство.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а гордость за своих детей – это как, нормально?

Прот. Димитрий Смирнов: Да это не гордость, это тщеславие. Конечно, труд родителей огромен, но всё-таки взращивает Господь. Поэтому трезвые родители очень скромно к своим заслугам относятся. И всегда благодарят Бога.

Прот. Александр Березовский: То есть то, что люди любят рассказать о своих детях, об их достижениях...

Прот. Димитрий Смирнов: Это тщеславие, это не гордость. И ещё желание поделиться чем-то для себя очень дорогим.

Прот. Александр Березовский: Вообще людям свойственно делиться тем, что наполняет их душу радостью.

Прот. Димитрий Смирнов: Это очень естественное чувство, но во всём нужна мера. Потому что, когда женщины собираются, одна как первую включит – и пошла: а вот мой это, а вот мой то…

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а вот когда человека наполняет духовная радость: приложился к святыне, которую привезли…

Прот. Димитрий Смирнов: Обычно такой человек молчит. Молчит и в сердце своём молится – он боится «расплескать».

Прот. Александр Березовский: Но хочется со всеми поделиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет-нет. Этим не поделишься. Бывали такие случаи в истории. У Николая Александровича Мотовилова – преподобный Серафим дал ему ощутить благодать Божию. Но это случай уникальный. Можно сказать, просто фантастический. Просто преподобный Серафим был настолько родным для Бога и для Матери Божией, что мог попросить, что угодно, даже для служки своего Николая Александровича. А так-то как благодать Божию передать? Или там: «Твои грехи на мне». Это же глупость. Как это на тебе? На тебе будут, когда ты пойдёшь и согрешишь так же. И то – это будут не его грехи, а твои, аналогичные.

Алло, добрый вечер.

Слушатель: Батюшка, здравствуйте. Вот я начала говорить дочери своей, что её жалею. А она мне говорит, что её надо любить.

Прот. Димитрий Смирнов: А это одно и то же. В славянском языке «жалеть» и «любить» – это синонимы. В сербском языке вообще слова «любить» нет.

Прот. Александр Березовский: «Недавно услышала от своего мужа, что мужчины, прежде, чем жениться, проводят «тест-драйв» женщинам. Не подошла – другую ищут. Что делать порядочным женщинам, чтобы обрести семью, ведь хороших мужчин на всех не хватает?»

Прот. Димитрий Смирнов: Надо быть хорошей женщиной и молиться Богу. И найдётся хороший, который разглядит. Сделает тест, посмотрит – всё отлично. Без всякого драйва, очень спокойно.

Прот. Александр Березовский: Некоторые смущаются: ну уже столько лет, уже «возраст». Кто же на меня посмотрит?

Прот. Димитрий Смирнов: Веры маловато. Вот Авраам веровал Богу – и Господь ему послал потомство, [числом] как песок морской (Быт. 22, 17).

Прот. Александр Березовский: В старости.

Прот. Димитрий Смирнов: И испытывал его, да. Поэтому он и именуется отцом всех верующих. А по горячке-то – потом слёзы.

Сегодня одна раба Божия пришла. По глупости развелась с мужем, вышла замуж за другого. Он пьяница, брак не регистрировал, а теперь выгоняет [её] из дома. Но она же – никто. Она-то думала, что она жена. А она – никто. Ну и кто виноват?

Прот. Александр Березовский: Обещал.

Прот. Димитрий Смирнов: Опять. Приходит человек в ресторан. Его обещают покормить. Но сколько можно сидеть [и ждать], когда этот блаженный миг наступит? Никто же не платит до того, как поел. Когда обещание выполнишь, тогда и всё остальное. А не так: деньги вперёд, а потом «до свидания». Для чего заповедь дана – чтобы не думать над глупыми вопросами. «Любовь? Когда пойдём в ЗАГС?»

Прот. Александр Березовский: «Будучи в Киево-Печерской Лавре дала обещание, что брошу пить и курить. Но не получается – не могу справиться. Как можно [это] исправить и исполнить обещание Богу?»

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, никаких обещаний не надо давать. Потому что, опять же, только благодатью Божией можно исцелиться. Поэтому надо просить у Бога помощи до тех пор, пока это не произойдёт.

Прот. Александр Березовский: И терпеть.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, недолго. Тут один гражданин стал в наш храм ходить. Я говорю: «Ты давай, кончай курить-то». И он – по-моему, месяца не прошло – бросил. Я говорю: «Ну что, поздравляю, молодец. Респект и уважение». Ну, правильно. Мужчина – и курит. Ну, это вообще как-то не солидно.

Прот. Александр Березовский: А женщина курит – солидно?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, женщина – слабое существо, несчастное.

Прот. Александр Березовский: Мужчинами брошенное.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А потом, любой мужчина скажет: «Давай так, милая. Я на тебе женюсь, но только такое условие: чтобы я целовался не с пепельницей, а чтобы ты была женщиной, а не как какой-то прокуренный одиннадцатиклассник». И всё. Семья для женщины гораздо дороже, чем табачок.

Прот. Александр Березовский: «А, тебе не я нужна. Ты мне условия ставишь».

Прот. Димитрий Смирнов: «Ну, не хочешь – не надо. Собственно, наше дело – предложить».

Прот. Александр Березовский: Да. Ваше – выбирать.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Не Бог весть, какое условие.

Прот. Александр Березовский: «Недавно в одном монастыре после исповеди нас не допустили с женой к Причастию, так как я женился в сорок два года, а по канонам можно только до сорока. К тому же я женился на разведённой. По наставлению священника нам нужно либо развестись, либо жить, как брат с сестрой. Ни один из этих путей мне не кажется возможным. Как быть?»

Прот. Димитрий Смирнов: Надо следовать словам апостола Павла, то есть нелепых и бабьих басен отвращаться (см. 1Тим. 4, 7), кто бы эти бабьи басни ни произносил. Если человек, с какими бы регалиями он ни был, говорит ерунду, это надо оставлять без внимания.

Прот. Александр Березовский: Но монах в монастыре…

Прот. Димитрий Смирнов: Монах – это что? Он Дельфийский оракул или семинарию окончил на одни пятёрки? Ну, монах. А может, этот монах всю жизнь был истопником. Некому служить – и вот его посвятили. Ничего, кроме возгласов, говорить не умеет и вообще ничего не понимает ни в канонах, ни в правилах. Их сам изобретает.

Прот. Александр Березовский: То есть это собственного изобретения правило?

Прот. Димитрий Смирнов: Это даже не правило, это ахинея. Просто ахинея. Я бы этого, с позволения сказать, монаха послал на полгода на кухню и уж, конечно, от Исповеди бы отлучил. Служит и служит, а на Исповедь, пока он не закончит учебное заведение, канонические все правила церковные не выучит... Ну, раз у него ума нет, он тогда должен наизусть знать всю канонику. Пусть зубрит, нечего сочинять.

Прот. Александр Березовский: «Какие молитвы нужно читать за родственников, если они тебя не считают частью своей семьи, обзывают, проклинают? Можно ли как-то успокоить их словом? Разговаривать они не хотят».

Прот. Димитрий Смирнов: Нет-нет. Никаким словом. Нужно за них молиться. Просто в тиши, в келье, в сердце, чтоб Господь им подал и доброго здоровья, и всякого благополучия, и спасения души, и умягчения их сердец.

Прот. Александр Березовский: Но вот интересно: человеку смерти желают, а ты – «дай Бог тебе здоровья».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. А чего? Так по-христиански полагается. Смерти желать или не желать – куда мы от неё денемся?

Прот. Александр Березовский: «Воспитываю приёмную девочку трёх лет. Порекомендуйте, пожалуйста, какую-то литературу по воспитанию приёмных детей».

Прот. Димитрий Смирнов: Вы возьмите Интернет. Если нет интернета, обратитесь в отдел опеки и попечительства.

Прот. Александр Березовский: А вот дальше: «…в интернете в основном публикации американских педагогов».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, там очень много есть толкового. В этом смысле американская наука далеко продвинулась. Конечно, тоже надо зёрна от плевел отделять, потому что американские реалии другие. Там есть свои педагогические моды. Там другая ментальность. Психолог-американец, например, русскому не подойдёт. Недаром говорят: что для немца хорошо, для русского – смерть, и наоборот. Мы, конечно, другие. Но я уже давно ничего не читал, кроме отдельных статей. И то – те куски, которые меня интересуют.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. За какой грех Моисей не был допущен в Землю обетованную? Я не поняла.

Прот. Димитрий Смирнов: А там написано же. Ни за какой ни за грех. Просто, чтобы его могила не стала объектом, который мог бы превратиться в идол. Вот из таких пастырских соображений Господь Отец Небесный, заботясь о народе Своём избранном, так устроил. Чтобы это не превратилось в какое-то место поклонения. И потом, Моисей во многом был прообразом Христа. Христос вознёсся на Небо. Уход Моисея и его кончина, и неизвестность [места] погребения знаменовали собой будущее Вознесение Христа Спасителя.

Прот. Александр Березовский: «У меня очень обидчивая подруга. Она одинокая, и мне её жаль. Но отношения очень тяжёлые, потому что она постоянно меня «грузит» своими проблемами и жалобами на других людей. Подскажите, как мне правильно построить с ней отношения? Бросить её не могу, и слушать нет сил».

Прот. Димитрий Смирнов: Эта задача нерешаема. Это всё равно что человек спрашивает: «Батюшка, вот я люблю ходить босиком, особенно в дождь. Как мне сделать, чтобы кожа моих ног не намокла?»

Прот. Александр Березовский: Таких вопросов много.

Прот. Димитрий Смирнов: «Батюшка, я очень люблю булочки с вареньем. Как мне избавиться от толстоты?» Ну, как? Не есть булочки с вареньем. Другого нет пути. Невозможно похудеть, кушая булочки с вареньем. Это нереально. Надо что-то выбирать. Так же и здесь. Либо любовь к подруге с теми нагрузками, которые от неё [исходят], либо лишиться подруги. Потому что перевоспитать человека невозможно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но нередко одинокие люди, увидев к себе доброе отношение, жалость, просто прилипают к человеку.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. И пьют кровь.

Прот. Александр Березовский: И пьют кровь.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Даже священники от этого страдают.

Прот. Александр Березовский: Но говорить «брошу» – разве это по-христиански?

Прот. Димитрий Смирнов: А как же? Очень даже по-христиански. Вот какой-то человек любит выпить, а ему не с кем. «Ну, давай выпьем». И что это будет? Раз выпил, два выпил, тысячу раз выпил – вот ты и алкаш. Семью потерял, детей потерял, работу потерял, печень потерял. Это, что ли, надо?

Надо различать любовь и человекоугодие. Нам всё позволено, но не всё полезно. Общаться с такими людьми, которые пьют кровь, совершенно неполезно. Будешь все их капризы выполнять. А надо Богу служить. А Богу это неугодно, чтобы человек выполнял чьи-то капризы. Собственному ребёнку, мамочке своей престарелой надо делать то, что надо. И всё.

Каждый человек грешный хочет властвовать над другим. Дети властвуют через крик: орёт, пока не сделают то, что он хочет. Бабушки рыдают.

Прот. Александр Березовский: «Вы неблагодарные дети...»

Прот. Димитрий Смирнов: «Я сейчас умру,  я выброшусь из окна…» И всё – и добиваются.

Прот. Александр Березовский: «Много лет замужем, не могу забеременеть. Как нам быть с мужем? Смириться или ждать чуда?»

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще чуда ждать не полагается, но... А потом же – заболел зуб: идти к стоматологу или ждать чуда?

Прот. Александр Березовский: Вдруг пройдёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. А знаешь, как надо? Надо священномученику Антипе молиться. Помолился – идти к стоматологу. Так же и здесь. Нужно пойти к доктору, провериться, может быть, вообще какой-то пустяк, легко это устранить. Ну, а потом, деток можно взять и из приюта.

Прот. Александр Березовский: Говорят, у нас сто тысяч детей усыновили за прошедший год. Я где-то читал.

Прот. Димитрий Смирнов: Да? Ну, слава Богу! У меня на цифры память плохая, но, по-моему, поменьше.

Прот. Александр Березовский: Вот всё-таки призыв к этому доходит до людей.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно.

Прот. Александр Березовский: Потом люди приходят говорят: «Чудо! Мы взяли ребёночка, а тут свой родился».

Прот. Димитрий Смирнов: Вот это очень часто бывает. Это значит, Господь увидел, что люди действительно хотят.

Прот. Александр Березовский: Хотят детей.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Вот это самое лучшее свидетельство. Я таких случаев очень много знаю.

Прот. Александр Березовский: У нас в приходе есть такие?

Прот. Димитрий Смирнов: Что родились после? Ну да, есть. Я узнавал не от прихожан, просто многие мне говорили.

Прот. Александр Березовский: У меня знакомая такая есть. Просто потрясающий случай. Ей поставили уже полностью диагноз невозможности собственных родов. Они взяли девочку, и через год родилась своя. Никто не знал, как такое может быть. Вот чудо, о котором человек свидетельствует. Батюшка, пора нам прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Да? Хорошо. Всего вам доброго. До свидания.

Прот. Александр Березовский: Спасибо Вам за ваши ответы. Всего доброго.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. anatolevna:

      Спасибо, батюшки!

    2. maslenok80:

      спасибо

    3. makdalin:

      Спасибо!

    4. msa:

      спасибо

    5. Инна:

      Спаси Господи! Как всегда изумительно точные ответы!

    6. Silnov:

      В отношении невесты Христовой, можно сказать следующее, что слово «Невеста» в славянском языке означает — «Не ведающая мужа». Простите!

    7. VIKTOR:

      Да спасет Господь отца Димитрия и отца Александра и нас их святыми молитвами и вразумлениями.

    8. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.