Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 23 февраля 2014 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 23 февраля 2014 года.

   1. О событиях на Украине. Почему такое стало возможным? Какие выходы из создавшейся ситуации?   (0:57)

революционный процесс, ЕС, США, цель революции на Украине, Беловежские соглашения, референдум, сохранение СССР, распад СССР, выборы президента на Украине, провокация, Украина, Россия, зависимость Украины, Запад

   2. Так ли Господь будет судить народы, как описано в 25 главе Евангелия от Матфея, или это аллегория? Есть ли какие-то толкования?   (6:25)

приточная форма, Суд Божий, милосердие, близость к Богу, выбор человека, мотивация поступка, Тертуллиан, церковный человек, злость, зависть, раздражительность

   3. Правда ли, что для того, чтобы войти в Царство Небесное, человеку недостаточно быть просто милосердным, но надо ещё принадлежать Церкви?   (9:35)

доброе дело, Бог, гордость, ради Христа, забота о ближних

   4. Можно ли возлагать цветы к вечному огню, совершать там панихиду?   (10:56)

сатанинская власть, вечный огонь, красные звёзды, зиккурат, мавзолей, Красная площадь, человеческие жертвоприношения, сатанинская атрибутика, сатанинская религия, могилы героев ВОВ, панихида, солдаты ВОВ, сатанинская символика, коммунистическая религия, веротерпимость, смыслы, пятиконечная звезда

   5. В какой ситуации стоит отстаивать свою точку зрения?   (14:56)

вопросы веры, немощные в вере, споры о мнениях, апостол Павел, отчёт об уповании, метать бисер,

   6. Один из родителей видит, что другой попускает ребёнку то, что тому вредно. Как быть?   (16:37)

семейные споры, воспитание детей, система компромиссов, развод, домашняя церковь, единство взглядов, государственное устройство, политической устройство, возрастание в любви, терпимость, разномыслие

   7. Как относиться к произведениям Кастанеды?   (20:08)

Кастанеда

   8. Почему сквернословие – грех?   (20:32)

молитва, уста для молитвы, дар Божий

   9. Мать водит шестилетнюю дочь в секту Свидетелей Иеговы. Что делать родственникам?   (21:00)

лишение родительских прав, просвещение

  10. Может ли быть угодно Богу, чтобы человек не создавал семью, а жил в одиночестве?   (22:26)

монашество, жизнь в миру

  11. Что душеполезно читать детям в дошкольном возрасте?   (23:29)

Сказка о рыбаке и рыбке, басни Крылова, евангельские притчи, детские сказки, магизм, жестокость, волшебство, детское восприятие мира, чудо, чистая душа

  12. Господь послал мне мужчину, который, как и я, болен ДЦП. Родители против нашего брака. Как быть?   (25:39)

родители, бракосочетание, венчание, инвалидность, вступление в брак, психическое заболевание, препятствие для вступления в брак

  13. Как преодолеть упрямство годовалого ребёнка?   (28:47)

желание общения, привлечение внимания, манипуляция родителями, возрастная психология

  14. Правда ли, что в момент совершения греха сам дьявол поселяется в человеке и им руководит?   (29:33)

Бесы

  15. Можно ли спастись без Евангелия?   (30:01)

любите враги ваша, заповеди, любовь к врагам, покаяние

  16. Как мне спасти своих ближних?   (31:42)

Господь, благие побуждения, воспитание детей, воцерковление, пример родителей, отцовское воспитание, любовь ребёнка к отцу

  17. Что могут Ангелы-Хранители? Все ли они равны?   (35:16)

служебные духи, благая мысль, напоминание о грехе, нападки дьявола, нападки бесов, молитва к Ангелу-Хранителю

  18. Правда ли, что если человек умрёт, оставив денежные долги, Царствия Божия он не наследует. Почему это так?   (37:01)

апостол Павел, завещание, долги, алчность, безумие, жизнь в кредит, нестабильность, ипотека, своё жильё, съёмная квартира, ипотечная квартира, довольство малым

  19. «…Если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1 Кор. 11, 14). Почему бесчестье?   (40:34)

мода, римская мода, причёски, римские боги, Зевс

  20. Можно ли освятить новый и старый дом?   (42:01)

молитва на освящение дома

  21. Как привлекать ребёнка к православию, к церковной службе, если он этому противится?   (43:06)

любовь родителей, пример родителей, компьютер и дети, влияние компьютера, влияние родителей, внимание родителей, родительский контроль, работа, труды, воспитание детей, материальное обеспечение ребёнка

  22. Я учительница, дети меня любят и привыкли ко мне, но муж просит, чтобы я ушла с работы, т.к. подрос наш ребёнок и нуждается в моём внимании   (45:40)

учитель, воспитание детей, работа

  23. Объясните термин «имя Господне»   (46:58)

древние евреи, имя Господне, Всевышний, Господь, общение с Богом, обращение к Богу, кощунство

  24. Кипят страсти у моих домашних. Терпения не хватает. Как быть?   (49:12)

агрессия, смирение, стяжание смирения, терпение

  25. Люблю женатого мужчину. Как мне его забыть?   (50:48)

память, расставание, терпение

  26. Где грань между смирением и слабостью?   (51:29)

мужество, агрессивность, смирение, духовное развитие, подставить щёку, страх, любовь к врагам, не убий, защита слабого, оскорбление

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители! Добрый вечер, братья и сестры! Мы начинаем передачу «Беседы с батюшкой», у нас сегодня в прямом эфире протоиерей Димитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, отец Александр, добрый вечер, дорогие братья и сестры.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас сегодня двойной праздник: День защитника Отечества и Неделя о Страшном Суде. Батюшка, хотелось бы в связи с праздником Днём защитника Отечества немножко Ваших комментариев по поводу событий на Украине, потому что эти события сейчас всех людей затронули. У кого-то есть родственники, друзья там. Да и вообще это соседняя страна, с которой нас связывают многие узы, многие бывали там, особенно Киев, столица. Как-то не верится, что там могут происходить настоящие бои, уличные бои с кровопролитием, с жертвами. Почему такое случилось, почему стало возможным? И на Ваш взгляд, какие выходы из создавшейся ситуации?

Прот. Димитрий Смирнов: Мне это не известно, отец Александр, потому что в революционном процессе всегда есть скрытые пружины, и они являются главными. Поэтому, не будучи участником, не имея каких-то документов, или расшифровок телефонных разговоров, или обмена депешами между посольствами различных стран, можно только что-то предполагать. Ясно, что здесь участие европейских стран, Соединённых Штатов, это совершенно очевидно.

Прот. Александр Березовский: То есть их прямой интерес в создании такой ситуации?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Для меня, просто как обывателя, даже немножко непонятна конечная их цель. Поживём – увидим. Поэтому тут наивно рассуждать – делать какие-то выводы может только человек глубоко посвящённый в это, то есть один из непосредственных участников. Но такие люди всегда молчат. Что происходило в Беловежской пуще? Так, до сих пор не понятно, каким это образом после референдума, который был за сохранение единого государства, вдруг раз – и большая страна распалась. Так же и здесь. Только вроде выбрали президента, ну подожди ещё год, и всё, выбирай другого. Даже не понятно, и я не знаю, будет ли понятным, в нашем перевороте, а кто были те снайперы, которые убивали наших военнослужащих во время нашей так называемой революции или переворота, как хочешь называй. Так же и там, не понятно, кто убивал. Цель понятна: чтобы вызвать кипение страстей, обычная подлая провокация. А потом уже, когда процесс пошёл, подталкивать к определённому искомому сценарию. Какие-то другие фигуры выдвигаются, о которых никто никогда не слышал.

Прот. Александр Березовский: А почему Украина, почему её выбрали объектом такого нападения?

Прот. Димитрий Смирнов: По многим причинам. Потому что тут либо Европа с Америкой, либо Россия. И в последнее время президент Янукович выбрал Россию, и сразу всё началось как по команде, как будто стартовый пистолет прозвучал, и все пошли в бой. Через Украину, которая может быть весьма зависима от Запада, нет на Украине таких энергоресурсов, которые необходимы для страны. Есть силы внутренние, которые можно подготовить, революционизировать. То есть это всё изучается, делается ставка, готовятся специальные люди, потом взрывается.

Прот. Александр Березовский: Есть первый звонок у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Телезритель: Батюшки, вас беспокоит раб Божий Владимир из Подольска, Подмосковье. У меня к вам такой вопрос. В Евангелии от Матфея в 25 главе написано, как будет Господь судить людей. Есть ли толкования на этот эпизод из Евангелия? Так ли это будет, как говорит Господь, или это аллегория?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно. Это приточная форма. И вообще Господь не собирается никого судить. И если это сказать 2000 лет тому назад, то люди и не поймут. Поэтому в притче избирается образ Суда, чтобы лучше донести до понимания людей то, что Господь хочет им сообщить. А Господь хочет сообщить только одно: что Он ценит человека по милосердию его сердца. Чем более человек милосерд, тем ближе он к Богу. А судит человека не Бог, а он сам себя своей жизнью, сам выбирая всё в своей жизни: и профессию, и невесту или жениха, и страну проживания. Всегда. Промолчать или вылезти вперёд со своим каким-то утверждением – во всём, во всём. На каждое действие у человека есть сердечная мотивация. И мы из этого сообщения Спасителя познаём, что для Бога самое важное, чтобы мотивация была такова: милосердие. Вот это главное, чтобы человек из этого исходил. Вот, всё очень просто, именно в форме такого рассказа о Суде.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но мы знаем, что и нецерковные люди часто бывают милосердны и жалостливы к окружающим людям.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. Каждая душа по природе христианка. Есть много церковных людей, которые злые, как собаки. Злые, раздражительные, завистливые. Но, если бы они не были церковными, они были бы вчетверо завистливей и в восемь раз злее.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но недостаточно ведь человеку просто быть милосердным, добрым, жалостливым, милостивым? Он должен принадлежать Церкви, чтобы наследовать Царство Небесное?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Дело в том, что любое дело человека, сделанное не во имя Бога, делается во имя гордости.

Прот. Александр Березовский: Даже если внешне оно направлено на помощь.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Человек заботится о ближних, о животных, о природе, и сам от этого приходит в восторг, от собственной личности, и всё время говорит: «Вот я, вот я, вот я». И спрашивается, кому это нужно, если человек пестует свою гордыню? А Господь говорит нам: Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Нужно принимать целиком Евангелие, а не какую-то его часть.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка. Добрый вечер.

Телезритель: Сегодня в Евангелии мы слышали, что вечный огонь уготован дьяволу и ангелам его. И вот некоторые священники говорят, что в советское время нарочно символика была введена, на кладбище, где монумент установлен Неизвестному солдату, зажигали вечный огонь, который из земли вырывается, из пятиконечной звезды. И вот я хотел узнать Ваше мнение, как можно к этому вечному огню возлагать цветы, поклоняться, служить там панихиду?

Прот. Димитрий Смирнов: Как можно? Ну очень просто. Подходишь к вечному огню, надеваешь епитрахиль, разжигаешь кадило и совершаешь панихиду. Вот так можно. А предыдущая власть у нас в стране была сатанинская, поэтому все её символы: и вечный огонь, и красные звёзды, и зиккурат на Красной площади, и огромные человеческие жертвоприношения миллионов людей, тотальная ложь, и попытка заставить всех людей думать одно, а говорить другое, и детей, и существ, которых людьми нельзя назвать, их изображениями украсить все города и веси, группы в детских садах и школах, кабинетах и так далее. То есть это атрибуты сатанинской религии. Эти атрибуты остались, но сами могилы героев наших тоже остались. Поэтому мы, когда служим панихиду, кадим не этому огню, вырывающемуся из преисподней, а кадим нашим солдатам, нашим героям. Придёт время, вся эта символика, конечно, уйдёт. Потому что сейчас ещё очень много представителей коммунистической религии, и поэтому в угоду им проявляется веротерпимость к сатанинской религии.

Прот. Александр Березовский: Некоторые говорят, что символы остались, но смысл в них уже вложен другой.

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, какой другой символ можно вложить в символ вечного огня. Ну конкретно – вечный огонь. Как можно другой символ вложить? Сколько ни потей, новый символ не придумаешь, начиная с пятирогой звезды, кончая тем, что она лежит именно на земле, и третье, что из неё выбивается это пламя, из-под земли. Ну не знаю, уж конкретнее не придумаешь.

Прот. Александр Березовский: «В какой ситуации стоит отстаивать свою точку зрения?»

Прот. Димитрий Смирнов: Когда в этом есть какой-то смысл.

Прот. Александр Березовский: Какой-то пример можно, батюшка, житейский?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю.

Прот. Александр Березовский: В вопросах веры, если спор возникает.

Прот. Димитрий Смирнов: В вопросах веры апостол Павел нам заповедал: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14, 1). Значит, если мы спорим о вере, мы нарушаем заповедь Писания. Если человек у нас что-то спрашивает о нашей вере, мы должны дать ему отчёт о нашем уповании, тогда каждому, кто спрашивает, мы должны ответить. Очень кратко, чтобы он сумел это воспринять. Если мы видим, что он не воспринимает, надо прекращать метать бисер тут же, в тот же момент. Ну вот у меня такое есть мнение, например, что маленькому мальчику трёх лет мамину булавку для волос не стоит вставлять в розетку. Вот в этом случае надо отстаивать эту точку зрения, чтобы он не ожёгся электричеством в 220 вольт. Вот в этом случае, если ты хотел пример житейский.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, семейный спор о воспитании детей. Когда, например, один из родителей видит, что другой попускает ребёнку то, что ему вредно.

Прот. Димитрий Смирнов: Все эти вопросы надо решать до свадьбы.

Прот. Александр Березовский: То есть когда уже состоялась…

Прот. Димитрий Смирнов: Тут нужна система каких-то компромиссов. Потому что, с одной стороны, если папа говорит глупость, а мама говорит «ты болван», то это приведёт к разводу. Если это приведёт к разводу, то маме одной ребёнка правильно воспитать очень сложно, и поэтому надо взвесить.

Прот. Александр Березовский: Вред от папы или от развода.

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно всё время взвешивать. Поэтому очень важно домашнюю Церковь созидать с человеком, который с тобой в единстве взглядов на всё: на веру, на погоду, на государственное устройство, на политическое устройство, на этническую политику в нашем государстве и так далее, и так далее. То есть очень важно единство, потому что для детей это залог возрастания в любви. Если нет этого единства, если мама с папой рубятся насмерть по любому поводу, то, конечно, ничего не выйдет.

Прот. Александр Березовский: Но большинство семей не имеет единства, но имеет терпимость друг к другу, к разномнениям.

Прот. Димитрий Смирнов: Это очень замечательно. Если их разномыслие превращается в добродетель.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Есть вопрос у нас.

Телезритель: Как Вы относитесь к произведениям Кастанеды?

Прот. Димитрий Смирнов: Отрицательно.

Телезритель: Отрицательно? Там нет ничего положительного вообще?

Прот. Димитрий Смирнов: Там книга хорошо отредактирована, правильно расставлены запятые. Это положительно.

Телезритель: Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста.

Прот. Александр Березовский: «Почему сквернословие – грех?»

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что наш разум и уста, весь речевой аппарат создан для молитвы, а не для сквернословия.

Прот. Александр Березовский: То есть это использование дара Божьего с противоположной целью?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: «Мать водит дочь 6 лет в секту Свидетелей Иеговы. Чем могут родственники помочь девочке, потому что мать ни на какие увещевания не реагирует?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это вопрос сложнейший. На него ответа вот такого заочного нет. Тут разный диапазон: начиная от лишения родительских прав и заканчивая параллельным просвещением. Очень много. Это зависит и от самой мамы, и от девочки, и от того, какие у них отношения, и как девочка это всё воспринимает.

Прот. Александр Березовский: Вообще такие мамы обычно не подпускают к своим детям других инакомыслящих родственников.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Но есть ещё и папа, по идее.

Прот. Александр Березовский: Да, если он на горизонте вообще обретается.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. А тут надо всё рассматривать, все возможности, если мы что-то хотим.

Прот. Александр Березовский: «Может ли быть угодно Богу то, чтобы человек не создавал семью, а жил в одиночестве?»

Прот. Димитрий Смирнов: Может быть.

Прот. Александр Березовский: «Может ли быть угодно Богу, чтобы человек жил в одиночестве и не создавал семью?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Но это если монашеский путь? Или в миру просто человек остался один?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Дело в том, что монашество возникло в конце третьего века – четвёртого. А до этого очень много было людей, которые посвящали свою жизнь Богу и не вступали в брак.

Прот. Александр Березовский: Живя просто в миру среди других людей?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Потом, когда их стало уже какое-то количество, они находили друг друга, собирались вместе и начали устраивать свою жизнь, которая потом выросла в монашество.

Прот. Александр Березовский: «Что душеполезно читать деткам в дошкольном возрасте?»

Прот. Димитрий Смирнов: «Сказку о рыбаке и рыбке».

Прот. Александр Березовский: То есть сказки? Или всё-таки выборочные сказки?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно, выборочные. Басни Крылова, Евангельские притчи.

Прот. Александр Березовский: Очень часто в сказках главный герой, положительный, побеждает с помощью хитрости, обмана, какого-то подлога.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, такие не надо сказки читать. И вообще все подряд сказки читать – это безумие, потому что в сказках есть и магизм, и жестокость, и всякие выражения. Это совсем источник, так сказать, не чистый. Взрослый человек может всё отфильтровать, ребёнок – нет, поэтому сказки нужно обязательно в адаптации преподавать.

Прот. Александр Березовский: Почти во всех сказках присутствует некое волшебство. Оно детям не вредно?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет.

Прот. Александр Березовский: Потому что не оговорён источник этого волшебства?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, просто у детей такое восприятие мира.

Прот. Александр Березовский: Для них более всё чудесно, чем для взрослых?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: В силу своей ещё неразвитости, да?

Прот. Димитрий Смирнов: Я бы не сказал, что неразвитости. Может, наоборот, оттого, что им больше открыто, чем взрослым.

Прот. Александр Березовский: Пока душа чище.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: «Господь свёл меня с мужчиной, который, как и я, болен ДЦП. Мои родители против наших отношений, против брака. Подскажите, как быть: постараться добиться родительского благословения или тайно расписаться, ибо Господа люблю больше, чем родителей, и хочу жить в браке».

Прот. Димитрий Смирнов: А почему тайно? Можно и явно расписаться. Можно даже их пригласить на церемонию. Чего тут таиться? В этом же нет ничего стыдного.

Прот. Александр Березовский: Видно, родители активно противоборствуют.

Прот. Димитрий Смирнов: Опять. Ну на здоровье. Сколько угодно. Сколько угодно пусть противоборствуют. Но это вообще не их прерогатива. Есть ограничения: когда девушке 16 лет, нужно согласие родителей. А если 20, то уже нет.

Прот. Александр Березовский: «Дорогие родители, приглашаем вас в пятницу на наше бракосочетание, венчание».

Прот. Димитрий Смирнов: Да. О венчании там речь не шла, может, они люди не церковные. Нет никакого запрета. Никакая форма инвалидности не может быть запретом для вступления в брак. Никогда в церковных документах об этом ничего не было.

Прот. Александр Березовский: Если только психическое заболевание. Оно же является препятствием для совершения брака?

Прот. Димитрий Смирнов: Если злокачественное. А так нет.

Прот. Александр Березовский: То есть если люди знают об этом заболевании…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, если они знают об этом, согласны. У меня такие случаи были. Я даже знаю один брак. Я с невестой поговорил. Говорю: «Ты знаешь, что он психически не здоров?» – «Знаю». – «А знаешь, что он инвалид 2 группы?» – «Знаю». Ну, раз знаешь, тогда всё в порядке. Говорю: «Еще посоветовал бы тебе с его лечащим врачом поговорить». Вот уже сейчас не помню, это давно было, и они живут уже лет 10, по-моему, в браке, и всё у них хорошо. Я вообще за них рад. Более того, у него, насколько мне известно (мне известно не много), это никак не проявляется, его заболевание, как-то отрицательно.

Прот. Александр Березовский: То есть не прогрессирует оно?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, наоборот. Это любой психиатр скажет, что вступление в брак улучшает ситуацию психическую.

Прот. Александр Березовский: «Как преодолеть упрямство годовалого ребёнка? Всё понимает, но, пока не крикнешь, не слушается?»

Прот. Димитрий Смирнов: Так он просто ждёт, когда крикнешь. Ребёнок хочет общения и таким образом, через упрямство, привлекает к себе внимание.

Прот. Александр Березовский: То есть это такая форма воздействия на родителей.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, манипуляция, конечно.

Прот. Александр Березовский: Но давать манипулировать собой разве хорошо родителям?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Для этого нужно почитать книжку по детской возрастной психологии и посмотреть, какие там даются рекомендации.

Прот. Александр Березовский: «Правда ли, что в момент совершения греха сам дьявол поселяется в человеке и им руководит?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я не думаю, что прямо вот сам. Бесов достаточно.

Прот. Александр Березовский: Служителей дьявола, да? И одноимённый бес провоцирует в человеке тот грех.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: «Можно ли спастись без Евангелия?»

Прот. Димитрий Смирнов: Как без книги можно. А без того, что в нём написано, нельзя. Потому что есть вещи, до которых человек додуматься сам не может. Например, «любите враги ваша» (Мф. 5, 44). Человек не в состоянии до этого додуматься.

Прот. Александр Березовский: А без этих заповедей спасение невозможно?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет.

Прот. Александр Березовский: Интересно, если человек в результате своей жизни не возлюбил врагов своих, не научился этой заповеди…

Прот. Димитрий Смирнов: …значит, он не стал христианином. Старец Силуан так и говорил: «А любит ли он своих врагов»? Вот критерий христианства. «…Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Человек сделал тебе гадость, а ты ему сделай что-то такое благодарное. И он тогда ещё быстрей покается и ещё глубже оплачет свой грех.

Прот. Александр Березовский: То есть тем самым поспособствуешь спасению ближних.

Прот. Димитрий Смирнов: Делу Божию, да. Тем самым покроешь множество своих грехов. Что и требовалось.

Прот. Александр Березовский: Это к вопросу: «Как мне спасти своих ближних? Как мне помочь им?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это такой же вопрос: «Как мне получить «золото» на Олимпиаде?» Никак. Спасает ближних наших и дальних Господь наш Иисус Христос. Мы можем этому способствовать, можем этому мешать. Большинство людей, ходящих в церковь, этому мешают. Начинают в церковь приводить. Доприводятся до такой степени, что человека при слове «церковь» начинает трясти просто.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но из благих побуждений.

Прот. Димитрий Смирнов: Которыми вымощен весь ад. Ад очень большой, и все дно ада вымощено вот этими благими побуждениями.

Прот. Александр Березовский: Но вера-то от слышания. Вот пусть постоит, послушает.

Прот. Димитрий Смирнов: Пусть. Но это дело добровольное, когда человек сам хочет что-то узнать, но только не насильно.

Прот. Александр Березовский: А вот, скажем, дети подросшие не хотят знать ничего о Церкви, о Боге, их интересует только светская жизнь.

Прот. Димитрий Смирнов: Это зависит от того, кто и как их воспитывал. Большинство же родителей своих детей не воспитывают никак, а автоматом их отдают в детские садики, потом в школу.

Прот. Александр Березовский: Большинство родителей воцерковились сами не так давно, и конечно…

Прот. Димитрий Смирнов: …и конечно, пройдёт какое-то время, если ребёнок увидит, что у него был хороший папа, а в результате воцерковления папа просто стал прекрасным человеком, он обязательно захочет быть как папа. А если этот папа превратился в монстра, который орёт, не дает есть, истязает маму и так далее, то, конечно, ребёнок будет думать, что правы те, которые говорят, что религия сводит людей с ума.

Прот. Александр Березовский: В предыдущей, по-моему, передаче мальчик 11 лет звонил. Помните: как преодолеть страх?

Прот. Димитрий Смирнов: Не помню сейчас уже.

Прот. Александр Березовский: И он говорит: «У меня папа смелый, сильный. Хочу быть как папа».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот. Значит, как-то папа, его образ, покорил сердце мальчика. Так и должно быть. Я знаю одну девочку: когда ей мама чем-то особенно угождала, она в знак восхищения мамой говорила ей «папа». Это в устах девочки была высшая награда.

Прот. Александр Березовский: То есть настолько был велик авторитет папы?

Прот. Димитрий Смирнов: Не авторитет, а, я не знаю, любовь, впечатление.

Прот. Александр Березовский: «Что могут Ангелы-Хранители и все ли они равны у нас?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, у одного чуть побольше, а у другого чуть поменьше. А могут они всё, но только то, что согласно с волей Божией.

Прот. Александр Березовский: То есть можно сказать, что Бог делегирует Ангелам некую власть?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, Ангелам и дана такая прерогатива. Что такое Ангелы? Ангелы – это служебные духи.

Прот. Александр Березовский: Они исполняют то, что велит им Господь.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, все послания, которые Господь направляет к нам.

Прот. Александр Березовский: Вот мы их называем Ангел-Хранитель. Это значит, что Ангел хранит нас от каких-то бед, напастей дьявола?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, пытается и сохранить, и предупредить.

Прот. Александр Березовский: А вот эта форма предупреждения, она в чём?

Прот. Димитрий Смирнов: Разная бывает.

Прот. Александр Березовский: То есть то, что нам порой приходит на ум или на нашу совесть?..

Прот. Димитрий Смирнов: Это может быть и от Ангела, да. Во всяком случае, всякая предупреждающая благая мысль или напоминающая нам о грехе – это есть стук Ангела в наше сердце.

Прот. Александр Березовский: А от нападок дьявола и бесов Ангел защищает?

Прот. Димитрий Смирнов: Может, если мы к нему обратимся.

Прот. Александр Березовский: «Говорят, что если человек умрёт и оставит долги денежные, то Царствие Небесное он не наследует. Если это так, то почему?»

Прот. Димитрий Смирнов: Апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Поэтому каждый нормальный человек должен оставить завещание для того, чтобы за ним долгов не оставалось.

Прот. Александр Березовский: Ну вот набрал человек долгов, а отдать не может.

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек набрал долгов, этот человек либо безумец, либо алчный.

Прот. Александр Березовский: Сейчас всё больше и больше людей на западный манер живут в кредит. А ситуация в стране очень нестабильная, и многие люди просто не в состоянии расплатиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Это очень большая ошибка. Уже были же расплаты. По-моему, надо всё-таки чему-то и учиться. Брать кредиты под современные проценты – это просто безумие.

Прот. Александр Березовский: Но порой человеку просто никаким образом не сдвинуться с мёртвой точки.

Прот. Димитрий Смирнов: Не надо никуда сдвигаться.

Прот. Александр Березовский: Огромное количество россиян берут сейчас жилищные кредиты, ипотеки, а иначе просто никогда своего жилья не будет. Всю жизнь будешь жить на съёмном.

Прот. Димитрий Смирнов: А сколько людей лишаются вообще всего, и в том числе ипотечной квартиры? Вот он говорит: у меня работа, у меня это, ему тут же дают кредит. А взяли с работы и выгнали. И что ты сделаешь?

Прот. Александр Березовский: А дальше всё пойдёт в уплату долга.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, а квартиры-то нет, отнимут. И вот будешь платить за то, чего у тебя нет.

Прот. Александр Березовский: Да, такие ситуации часты.

Прот. Димитрий Смирнов: Да сколько угодно.

Прот. Александр Березовский: То есть лучше терпи то, что есть, довольствуйся малым.

Прот. Димитрий Смирнов: Понятно, у нас в стране жилья полно пустого. Просто пустого, и не только в деревнях, но и в городах.

Прот. Александр Березовский: В каких?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, какой-нибудь Вилючинск.

Прот. Александр Березовский: Откуда люди сбежали, потому что нет работы.

Прот. Димитрий Смирнов: Обожди. Что значит «работы нет»? Земля есть? Море есть? Вот она еда. Жиры, белки, углеводы. Что ещё надо-то?

Прот. Александр Березовский: Не думаю, что люди бегут из мест, которые способны их прокормить.

Прот. Димитрий Смирнов: Но когда-то эта земля кормила всех сотни лет, а теперь деревья на ней растут. Ну пожалуйста, я не против ипотеки, спаси и сохрани. Выплачивай, Господи, помилуй.

Прот. Александр Березовский: Бери, плати, хоть три квартиры сразу.

Прот. Димитрий Смирнов: Я-то тут при чём?

Прот. Александр Березовский: «В Послании к Коринфянам апостола Павла есть слова: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1 Кор. 11, 14). А почему бесчестие?»

Прот. Димитрий Смирнов: Мы об этом уже говорили недавно. Потому что в Риме была другая мода.

Прот. Александр Березовский: И просто это как некое соответствие принятому образу?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И он приводит это в пример. Мы не увидим римский портрет за много веков, где мужчина с длинными волосами. Может быть, в изображении богов, Зевс, у Аполлона мы можем встретить. Этому придавался некий сакральный смысл. Даже императоров нет с длинными волосами. Был определённый образ мужчины.

Прот. Александр Березовский: Есть у нас вопрос, по-моему, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Мы построили дом и хотели бы освятить и его, и старый дом, в котором живём. Это можно спокойно сделать?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно и не спокойно, с волнением сделать. Ничего такого страшного. Даже, знаете, можно самим освятить.

Телезритель: Ну, сами-то мы делаем, ходим, святой водичкой кропим.

Прот. Димитрий Смирнов: Даже можно и молитву прочесть.

Телезритель: Ходим в храм, исповедуемся и причащаемся.

Прот. Димитрий Смирнов: Я тоже хожу в храм, исповедаюсь и причащаюсь. Так что всё у нас с вами очень хорошо.

Телезритель: Спасибо, батюшка, здоровья, благополучия. Храни Вас Господь.

Прот. Димитрий Смирнов: Взаимно, и Вам того же.

Прот. Александр Березовский: «Как мне привить своему сыну любовь к православию, к церкви и церковной службе? Чем можно привлекать ребёнка, который этому противится?»

Прот. Димитрий Смирнов: Только своей любовью. Конечно, это труднее, потому что всё доброе с большим трудом, всё злое очень легко, с первого урока усваивается. Потому что все люди грешные.

Прот. Александр Березовский: То есть постепенно, изо дня в день являть ему пример? К сожалению, дети сейчас от компьютера очень редко отрываются. Они этот пример не способны видеть.

Прот. Димитрий Смирнов: Опять, можно устроить такие правила игры, когда роль компьютера будет сведена до минимума.

Прот. Александр Березовский: То есть при наличии компьютера в доме можно удержать ребёнка от его влияния?

Прот. Димитрий Смирнов: Если влияние отца и матери больше, то можно. Ребёнок должен ценить отца и мать, их внимание, их к нему обращение больше, чем компьютер. А вообще, чем позже компьютер появляется, тем он лучше, менее вреден. Потом, надо сразу всякие фильтры на него поставить, сразу.

Прот. Александр Березовский: У большинства родителей такая проблема – они вынуждены работать, причём много, и дети большую часть дня одни.

Прот. Димитрий Смирнов: Дети – самое важное. Все вынуждены работать. Бог труды любит. Но всё-таки главное – это дети. Работа работой, но дети – это очень важно.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь лучше предпочесть воспитание собственного ребёнка, чем обеспечение его материально?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну безусловно.

Прот. Александр Березовский: Вот тут есть один вопрос, батюшка. Я его попробую сформулировать по-своему: «Я учительница в школе. Дети меня любят в классе. Но мой собственный сын сейчас подрос и требует много внимания. Муж хочет, чтобы я оставила школу и занималась собственным ребёнком. Но тогда мне придётся бросить целый класс, который мне доверяет и ко мне привык. Как мне быть в этой ситуации?»

Прот. Димитрий Смирнов: Свято место пусто не бывает. И ответственность учителя, или повара, или водителя троллейбуса прежде всего за собственного ребёнка. С другой стороны, ведь ребёнок тоже в школе. Можно так устроить, всегда есть какие-то возможности, чтобы, не бросая работу, уделять много внимания. Например, сократить количество часов.

Прот. Александр Березовский: Просто выделить побольше времени для дома.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, какой-то найти компромисс. А если никак нельзя, то, понятно, дети важней.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос, батюшка. Добрый вечер.

Телезритель: Батюшка, мне не понятен один термин, в псалмах, молитвах часто говорится «имя Господне». Я знаю имя второго Лица Троицы – это Иисус Христос. А что касается остальных лиц Троицы: Бога Отца и Святаго Духа?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело вот в чём. В понимании древних евреев в имени содержался и Сам Бог, поэтому они так понимали заповедь «Не упоминай имени Господня всуе», потому что, называя Бога, ты сразу перед Ним. Поэтому, если ты называешь какое-то имя Бога: Всевышний, Господь, Милосердный Владыко и как-то иначе, ты сам сразу предстоишь перед Богом. То есть назвать по имени – это вступить с Богом в общение. Поэтому это не термин какой-то абстрактный, это есть призывание имени Божьего. Можно сказать, окликаю Бога, этим самым хочу, чтобы Он ко мне повернулся. А нельзя просто сказать – Господь повернулся к тебе, а ты продолжаешь какие-то нелепые шуточки по тому или иному поводу. Это, конечно, кощунство.

Прот. Александр Березовский: «С годами начинают закипать страсти у моих домашних. Смиряться никто не хочет, начинает возрастать агрессия. Плачу, грущу, понимаю, что Господь посещает, Господь спасает, но спасаюсь ли я? Терпения не хватает. Как мне быть?»

Прот. Димитрий Смирнов: Если не хватает, то, значит, не спасаюсь. Что тут «как быть»?

Прот. Александр Березовский: Но если такая агрессия в семье?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что, если человек не знает, что каждому христианину необходимо стяжать смирение. Его никогда никто не учил, а наоборот, в мире, чем ты более агрессивен, тем ты более безопасен. Потому что люди как звери, только чуть похуже, потому что они ещё разумные.

Прот. Александр Березовский: Одна женщина пришла, говорит: «Батюшка посоветовал в проповеди мне всё терпеть, со всем смиряться, со всеми соглашаться. Стараюсь так делать, но просто так вот нападают, на пустом месте. Стоит мне огрызнуться, сразу все шёлковые, всё тихо-спокойно». То есть такое вот свидетельство.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, так у зверей принято.

Прот. Александр Березовский: «Люблю женатого мужчину. Знаю, что это большой грех, но никак не могу избавиться от этого чувства к нему. Как мне его забыть? Не знаю, что делать. Посоветуйте, батюшка».

Прот. Димитрий Смирнов: Только расстаться. Другого ничего нет.

Прот. Александр Березовский: Я сократил вопрос, они расстались, не видятся. Но вот сама память и тяга к нему существуют.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. Придётся потерпеть.

Прот. Александр Березовский: То есть это чувство будет со временем ослабевать?

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется.

Прот. Александр Березовский: «Христианство говорит о смирении и понимании собственной «нехорошести». А как при этом мужчина должен быть уверенным в себе, внушающим уважение окружающим, чтобы быть примером для своих детей? Где грань между смирением и слабостью?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет такой грани. Это два совершенно разных качества.

Прот. Александр Березовский: Не граничат друг с другом?

Прот. Димитрий Смирнов: Совершенно. Смирение – это вообще высшее мужество. Агрессивным может быть любой котёнок. А вот смиренным –только очень сильные и развитые люди. Развитые духовно.

Прот. Александр Березовский: Ударили в одну щёку, и он подставил другую – что ж ты слабак-то?

Прот. Димитрий Смирнов: Да такой один на десять миллионов. А людей, которые дают сдачи, это каждый второй. А каждый первый плачет и идёт жаловаться.

Прот. Александр Березовский: То есть если человек подставил щёку, то он не слабак, а мужественный человек?

Прот. Димитрий Смирнов: Если так может сделать один из десяти миллионов? Какой же он слабак?

Прот. Александр Березовский: Нередко даже человек физически крепкий пасует перед двумя-тремя противниками просто из страха.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, пасует – это одно. А когда человек подставляет другую, он же не из соображений, что он «пас». А совершенно из других. А соображение такое: «Любите враги ваша» (Мф. 5, 44). Совершенно другая мотивация. Ну пасует, ну испугался, ну убежал. Ну прибежал к маме, в её юбку начал рыдать. Ну так и что такое? Нормально, деточка. Другое дело, когда идёт мужчина, а двое других бьют третьего. Он этим двоим навалял, того отряхнул, посадил в свой автомобиль и отвёз домой. Всё разные ситуации. Нельзя в одну кучу. Некоторые болваны говорят: а вот как же так, из автомата стрелять? Ведь Бог сказал «не убий».

Прот. Александр Березовский: Смотря в какую сторону.

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря в какую сторону, смотря в каких ситуациях. Что всё в одну кучу?

Прот. Александр Березовский: Вот, батюшка, поэтому звонят и спрашивают, с тем, чтобы разобраться, эту кучу разделить.

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем в кучу сваливать, чтобы потом делить? Ведь надо посмотреть, ведь совершенно разные ситуации. Вот в стакане что-нибудь есть оскорбительное? Нет, ничего, очень полезная вещь. А если воду выплеснуть в лицо напротив сидящего человека? Это уже оскорбление. Всё меняется мгновенно от ситуации. От тех чувств, которые в данный момент человека посетили. А может быть, он не хочет никого оскорбить, а это просто цирк такой, чтобы его получше запомнили.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Простите, если что не так. Пора нам прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, всё так, слава Богу. Всего доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы. Пишите, будем рады ответить на них. Всего доброго.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 19

    1. s2235:

      С днём рождения Батюшка :) !!! Так же поздравляю с днём рождения Батюшки отца Александра, Регента и всю дружную команду, всех участников и посетителей блога. Слава Богу!!! :)

      • moroz:

        Присоединяюсь к поздравлениям!

      • Svetlana Angell:

        Присоединяюсь! Многая лета дорогой отец Дмитрий!

      • dvornick:

        Благоденственное и мирное житие, здравие и спасение, и во всем благое поспешение подаждь, Господи, протоиерею Димитрию и сохрани его на многая лета. С Днем Рождения, отец Димитрий.

    2. julia l:

      Спаси Господи.
      Многая лета!

    3. Natalya t:

      С днем рождения, дорогой отец Дмитрий! Здоровья Вам, счастья, радости на много-много лет! Храни Вас Господь.

    4. Larkisa:

      Батюшка, любимый и дорогой, с Днем Рождения!
      Храни Вас Господь!

    5. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки. Отец Димитрий поздровляем Вас с днем рождения. ГАИХАРЕТ!!!

    6. Tigri:

      Дорогой отец Дмитрий! Поздравляю Вас с днем рождения.

      • Анна Вихляева:

        Многая лета, многая лета, многая лета, дорогой отец Дмитрий!

        • moroz:

          Анечка, как обстановка «за большой лужей»? Когда в наши края собираетесь? Уж год почти прошел…Мульт концерт пересмотрели недавно — интересно! :)

          • Анна Вихляева:

            Вот, как раз сегодня увидела американские новости про Крым. Они не признают решение Крыма о присоединении к России легальным. Ну, дальше, конечно, про Российские войска «незаконно введенные». Потом, про подавление несогласных. Иллюстрировали это кадрами, где милиция уводила какую-то белобрысую тетку… Опа. Новое вранье! Где бы и кто бы это мог быть? Очень скоро в интернете нашла, что это была одна из участниц группы Фемен. Они там вчера против Путина голыми скакали. Ну, понятное дело, их задержали. А в американских новостях это подавалось под соусом «народ против»! Все перевирают самым наглым образом!
            16 марта будет референдум о статусе Крыма. Молитесь, пожалуйста, чтобы в Крыму не было провокаций, чтобы все прошло мирно. И, конечно, за всю Малую Русь и за пропавших Владимира и Павла.

    7. Светлана Иванова:

      Спасибо за ответ по Украине.

    8. Sergej Obrazumov:

      Спасибо.
      Вечный огонь можно рассматривать как советский прототип свечи или неугасимой лампады. Память о наших мертвых героях, вечная память. А огонь — как символ молитвы. Ни чего кощунственного в этом нет. Истерию подняли либерасты по высказываниям одно православного публициста. Но там речь шла о сравнении меморила вечного огня с Храмом Христа Спасителя. В этом контексте кртитика была справедливой. Но СМИ как всегда все переиначили. Отсюда и стали возникать такие вопросы.

    9. nb:

      Каждый раз, когда слушаю вопросы-ответы двух замечательных пастырей, радостно удивляюсь неисчерпаемости мудрости и опытности православного духовенства в лице отца Димитрия и отца Александра. Спаси вас Господь, батюшки! Низкий поклон от немощной.

    10. Andriy Melnik:

      Спасибо батюшки.

    11. 23091978:

      Спасибо большое за важное для нас пояснение.

    12. Alexis:

      И Вам спасибо за ответы. Не перестаю удивляться мудрости батюшки Дмитрия Смирнова!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.