Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2014.02.22
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 22 февраля 2014 года.

   1. О Неделе о Страшном суде   (1:03)

благочестие, Евангелие, грех, ответственность, чувства, мысли, слова, поступки, Великий пост, предстояние перед Богом, приговор, отсутствие времени, загробная жизнь, душа, течение времени, Второе пришествие

   2. За что отлучают от Церкви и почему крещёные Ленин и Сталин не были отлучены от Церкви?   (4:55)

Денисенко, Берия, Ежов, Познер, Мартин Лютер, атеизм, принадлежность Церкви, Лев Толстой, Гитлер, католицизм, Карл Маркс, сатанизм

   3. Как Вы относитесь к новому переводу Священного Писания, несколько лет назад изданному Российским Библейским Обществом?   (5:09)

смысл, перевод Библии

   4. «Не согрешишь – не покаешься, а не покаешься – не спасёшься». Как понять эту народную мудрость?   (9:52)

Исповедь, осознание греха, советское сознание, покаяние, греховность, попущение Божие, свобода воли, мысленный грех, чувственный грех, грех делом

   5. Что мы празднуем на Масленицу?   (12:56)

Великий пост, телевизор, пьянство, карточная игра, эстрада, чревоугодие, покаянное Евангелие, отмена Литургии, сжигание чучела, язычество, христианин, мерзость перед Богом, Неделя о Страшном суде, средоточение, начало поста

   6. Прозападные СМИ сильно влияют на людей. Стоит ли пытаться объяснить людям, что не вся информация, которую они черпают из СМИ, правдива?   (16:10)

радио, Радонеж, способность мыслить, французская революция, Киев, отечественная история, Украина

   7. Почему Церковь с такой ненавистью относится к либерализму и правам человека?   (20:19)

члены Церкви, либерализм, французская революция, свобода, равенство, братство, лозунги, уничтожение французской нации, права детей, право на жизнь, детоубийства, безоружные полицейские, феминизм, сохранение беременности, права животных, лицемерие, фашизм, фарисейство

   8. Неужели во всём мире не видят, насколько грубо разыгран переворот на Украине?   (26:23)

виды спорта, кёрлинг, лапта, городки, СМИ, редакционная политика, лениниана, либералы, мавзолей Ленина, Гитлер, немцы, любопытность, Интернет, газеты, телевидение, подача информации

   9. Если близкий человек предал и не раскаивается, надо ли его простить и вести себя так, как будто ничего не произошло?   (33:16)

тяжкий грех, раскаяние, жалость, прекращение общения, искажение Евангелия, противоречие здравого смысла, прощение, всепрощение

  10. Верно ли, что верующий во Христа человек минует Суд Божий?   (35:52)

верность Богу, спасение, чувства, поступки, слова, помыслы, отвержение помысла, принятие помысла, существо, Филиппины, риск, Иисус Христос, шамбала, культ Ганеши, суеверие, Площадь Революции, венчание, брак, обереги

  11. В одной из статей Ильина есть такие слова: «Господин своих страстей не тот, кто их успешно обуздывает, а тот, кто их духовно облагородил и преобразовал». Что это значит?   (40:52)

страсть, грех, стяжательство, стяжание Святаго Духа, чревоугодие, воздержание

  12. Почему легче веровать умом, а не сердцем?   (42:07)

вера ума, следование заповедям, вера от слышания, Достоевский, вера сердцем, доказательство веры, любовь ко Христу

  13. Какие профессии для женщины самые лучшие и угодные Богу?   (43:29)

домохозяйка, мать, либеральное сознание, работающая женщина, самореализация, высшее счастье, высшее образование, поступление в институт, свобода, невеста, жена, воспитание детей, забота о детях, образование детей, ведение домашнего хозяйства, детский сад, воспитательница, школа

  14. Встречали ли Вы людей, которые тяжело годами болели, смиренно неся этот крест?   (48:05)

тяжко болящие, вера

  15. Полезны ли детям развивающие компьютерные игры?   (49:02)

вред компьютерных игр, мультфильм, привыкание, чтение, польза чтения, читать запоем, родительская цензура, библиотеки, Пушкин, Стругацкие

  16. Часто патриотизм связывают с христианством, а Даниил Сысоев говорил, что гражданство христиан – на Небесах, а не в какой-то определённой стране   (51:09)

граждане Неба, христианский максимум, отечество, культура, восприятие христианства, ментальность, преодоление пола, равноангельская жизнь, максимализм, верхняя планка, Вечная жизнь, патриотизм, национализм, детские воспоминания, любовь к своему дому, любовь к своей стране

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу программу в прямом эфире. Вы можете позвонить к нам в студию по московскому телефону 8 (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели. Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы по смс нам в студию, на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «вера» и, через пробел, текст вашего вопроса.

Прот. Димитрий Смирнов: Сегодняшняя неделя посвящена Страшному Суду. Это очень важный момент, некий фундамент нашего благочестия. Точнее сказать, один из фундаментов. Поэтому каждый христианин должен очень глубоко понять и прочувствовать тот евангельский текст, который завтра будет читаться. Страшный Суд – это не то, что будет для человечества в отдалённом будущем. Страшный Суд происходит с каждым из нас ежедневно и ежечасно, потому что мы всё время находимся перед очами Божиими. И, как только мы об этом забываем, мы сразу погружаемся в грех. А христианин должен всегда нести полную личную ответственность за свои чувства, мысли, слова и поступки. Поэтому совершенно не случайно Святая Церковь перед Великим Постом – временем, когда мы все должны устремить внутренний взор в своё собственное сердце – [установила, что] мы должны размышлять об этом. О предстоянии перед Богом, которое для человека всегда есть Страшный Суд.

Прот. Александр Березовский: То есть Суд уже совершается, а приговор отложен?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, приговор тоже совершается, потому что мы своими поступками и своим отношением к Богу и ближним часто вызываем всякие прещения на себя. Просто окончательный приговор отложен. Окончательный приговор с каждым из нас будет после нашей смерти. Когда человек умирает, он переходит в пространство, где нет времени. Поэтому для любого умершего Страшный Суд окончательный происходит практически в то же самое мгновение, когда душа оставила тело. Это здесь на земле мы можем говорить, что время тянется, души где-то пребывают. Но это всё равно мгновение некое, потому что душа не может наблюдать течение времени, его вообще там нет. Поэтому и Второе Пришествие, и сам окончательный Суд практически сразу осуществляются. Некая иллюзорная ситуация про время перед нашими глазами разворачивается только в течение нашей жизни.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Слушатель: Здравствуйте, уважаемые батюшки! У меня два вопроса. За что отлучают от Церкви, и почему крещёные Ленин и Сталин не были отлучены от Церкви за свою ненависть к Богу и Церкви? Вопрос второй. Отец Димитрий, как Вы относитесь к новому переводу Священного Писания, изданного несколько лет назад Российским библейским обществом? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста. Не могу никак относиться, потому что не читал. Хотя, если будет время – я надеюсь, в старости, если сохраню способность соображать, – обязательно прочту, потому что мне вообще-то это интересно. Просто моя всепоглощающая занятость не оставляет интеллектуальных сил, чтобы хотя бы вечером открыть этот перевод. В принципе, меня всегда переводы интересовали, чтобы лучше понять смыслы.

По поводу отлучения от Церкви. Отлучить от Церкви можно человека, который ей принадлежит. Вот Мишку Денисенко отлучили, ещё ряд товарищей. Они были членами Церкви. А перечисленные Вами персонажи отечественной истории никогда Церкви не принадлежали.

Прот. Александр Березовский: Но они же были крещены, значит, через Крещение вошли в Церковь?

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек не реализует свое Крещение... Вообще по канонам Церкви, если человек год не причащается, он уже не член Церкви.

Прот. Александр Березовский: Автоматически.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, нельзя про церковные вещи говорить автоматически. Так же мы можем сказать – Гитлер почему [не отлучен]? Берия, Николай Иванович Ежов?

Прот. Александр Березовский: Длинный список.

Прот. Димитрий Смирнов: Можно бесконечно [продолжать]. Или почему не отлучается Владимир Владимирович Познер? Он же крещён в католической церкви. Мало ли кто крещён. Мартин Лютер крещён. Если человек выходит из Церкви – словами, жизнью, заявляет о своём атеизме или какую-то ахинею скажет, например, «я верю в человека» или «я верю в стакан лимонада», – то тем самым он уже перестаёт быть членом Церкви. А отлучают от Церкви только людей, ей принадлежащих. Поэтому даже Льва Николаевича Толстого [не отлучали], про которого с упорством, достойным лучшего применения, так называемая русская интеллигенция упорно говорит, что его отлучили от Церкви. Ничего подобного никогда не было и быть не могло. Так же, как не могло быть отлучения от Церкви Гитлера – он никогда не принадлежал Церкви. В детстве, когда был мальчиком, а он из Австрии, может быть, прилежал Католической церкви, а потом это всё «рассосалось». Даже Карл Маркс принял лютеранское крещение в отроческий период, а потом стал заядлым сатанистом, даже сатанистские стихи читал и сочинял.

Поэтому должен Вас разочаровать. Думаю, отлучать от Церкви всех во всём мире бумаги не хватит. Это нужно всех айтишников посадить за компьютеры, чтобы они всю свою оставшуюся жизнь занимались отлучениями и сдавали это хотя бы в электронном виде. Зачем это надо? В этом нет никакой нужды.

Прот. Александр Березовский: Есть ещё вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Слушатель: Раб Божий Сергий. Есть такая народная мудрость: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. О чём это? Благодарю.

Прот. Димитрий Смирнов: Речь идёт не о том, конечно, чтобы мы дружно начали грешить, а только о том, чтобы человек осознал себя. Вот сегодня на Исповедь ко мне пришли четверо людей, пришли первый раз. И это не значит, что они никогда не грешили. А они пришли осознанно покаяться, потому что осознали себя грешными. Вот речь идёт об этом. Значит, для них уже спасение возможно. Некоторые из них в письменном виде осознали грех, они к этому шли, наконец, пришли ко Христу. Одной женщине я даже объяснял: «Христос здесь рядом стоит, я только свидетель. Я буду свидетельствовать, что Вы действительно раскаялись в том, что Вы сказали».

Так что это народная мудрость. Просто для советского человека всё непонятно. Вот Вы даже посмеивались, говоря это. А русский человек понимал, что это значит. Покаяться можно только в грехе, по определению каждый человек, начиная с Адама, грешен. Это значит, нужно прийти к покаянию. Когда покаешься, тогда спасёшься.

Прот. Александр Березовский: То есть Господь попускает человеку совершить некий поступок, чтобы этот поступок выявил живущий в нём грех?

Прот. Димитрий Смирнов: Господь уже однажды попустил, дав нам свободу воли. Вот свобода воли – действуй.

Прот. Александр Березовский: Если человек не совершил поступок, он может не видеть живущего в нём греха.

Прот. Димитрий Смирнов: Ты говоришь о скрытых мысленных или чувственных грехах. Господь, в помощь человеку, чтобы он увидел [грех], может попустить впасть в грех. Это сколько угодно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, такой вопрос. «Воскресным днём начинается неделя. Завтра Неделя о Страшном Суде. А после неё начинается Масленица с плясками, празднованием, весельем, гуляниями. А что мы празднуем?»

Прот. Димитрий Смирнов: А потом начинается первая седмица Великого Поста – со спортивными состязаниями, со смотрением телевизора, безудержным пьянством, карточной игрой. А потом начинается вторая неделя Поста – со спортивными состязаниями, эстрадой, с продолжением Масленицы – потому что за неделю разве можно наесться?

Масленицу не знаю, кто празднует, это время, когда Святая Церковь проживает последние дни Христовой жизни. В среду и пятницу даже отменяется Божественная Литургия, читаются покаянные Евангелия, которые направляют [на это] наш мысленный взор. А празднует кто? Наш родной Минобраз. Вот ко мне тут мальчики пришли: «Что нам делать, нас заставляют чучело жечь?» Я говорю: «Да не ходи». Что значит «заставляют»? Щипцы раскаляют или коктейль Молотова в тебя кидают? А так-то чего? Говорят «надо» – сказать, нет, я не буду, я христианин, а это богопротивная вещь. Что это за «масленица»? Масленица – это густопсовое язычество, и христианину – не просто крещёному, но христианину – в этих мерзостях [участвовать]... всякие наряды или, по-русски, «хари» на себя надевать – это просто богопротивная вещь. Поэтому – не знаю, кто «мы». Ты вот на Масленицу пьянствуешь, что-то празднуешь?

Прот. Александр Березовский: Нет, батюшка, вот потому и мне тоже интересно, что же за праздник-то такой.

Прот. Димитрий Смирнов: Так нет такого праздника. Это седмица, посвящённая Страшному Суду. Тут, знаете, не до празднования. Время отнюдь не праздное, время очень даже серьёзного сосредоточения. Это вообще уже начало поста, мы не едим мяса уже. Это первая стадия поста.

Алло, добрый вечер!

Слушатель: Добрый вечер. Раба Божия Мария, Волгоградская область. Прозападные СМИ сильно влияют на людей. Стоит ли пытаться объяснить людям, что не вся информация, которую они черпают из СМИ, правдива?

Прот. Димитрий Смирнов: Это зависит от Вашего ресурса. Вот у меня есть ресурс – радио. Маленькая частная радиостанция «Радонеж», но это всё-таки какой-то ресурс, что-то мы можем. А что может бедная маленькая молодая женщина?

Вы знаете, у меня большой опыт всяких объяснений, и я давно уже понял, что объяснить что-то кому-то вообще не представляется возможным. Единственное – если человек хочет что-то узнать, тогда можно ему об этом рассказать. А уж примет он это или не примет, всё равно зависит от него. Большинство людей мыслить и анализировать не в состоянии. Они просто выбирают те мнения, которые сказаны с большим или меньшим апломбом. Потому что все сценарии повторяются, начиная с французской революции и кончая нынешней киевской. И все силы – как в моей молодости говорили, «движущие силы революции» – те же. Собственно, что тут? Это всё равно, что один и тот же футбольный матч смотреть. Если бы это не было трагично, то это вообще было бы скучно.

Прот. Александр Березовский: «Почему Церковь с такой нелюбовью и даже ненавистью относится к либерализму и правам человека?»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что Церковь вообще к этим вещам равнодушна. Но отдельных членов Церкви, например меня, словом «либерализм» не обманешь. Потому что за красивой китайской шелковой ширмой, на которой написано «либерализм» я вижу рога и копыта. Это существо с рогами и копытами, клыками, огнедышащее, пахнущее серой, с тех пор, как я воцерковился, мне очень [хорошо] известно. Я знаю, что за ширмой либерализма стоит вот это сохатое существо. И поэтому либерализм – всего лишь термин, который его скрывает: это существо хитренькое, для большинства людей он сокрыт, и обязательна красивая оболочка. Если вернуться к французской революции, там тоже были «свобода, равенство и братство». Красиво? Красиво. Но мы же понимаем, что это ширма. Что Франция получила в результате «свободы, равенства и братства»? Фактически уничтожение нации. Мы даже видели, кто за Францию выступал на Олимпиаде в фигурном катании. И так далее. Либерализм – это всё обман. А второе слово какое?

Прот. Александр Березовский: Права человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Из всех «прав», которые есть у человека, я больше всего не люблю «права детей». Потому что нигде в мире у детей нет права на жизнь. Детей убивают десятками миллионов.

Это можно раскрыть. Есть ли право на жизнь у безоружных полицейских, например? Где наши правозащитники, чтобы возвысить свой голос? Есть права у них (полицейских – ред.) пожить? Они ни в кого не стреляли, у них с собой пистолетиков нет, им не раздали. И так далее.

Но [право ребёнка пожить] никак не обойдешь. Если передо мной встанет либерал или феминистка, они мне скажут, что у каждой женщины есть «право», как они говорят, «сохранить беременность или не сохранить». У неё право есть. А у ребёнка есть право на жизнь? Он же уже зачат, он существует. Нет, у него такого права нет. Тогда какие могут быть права, если нет права на жизнь? Значит всё это – «либерализм, права» – брехня для дураков. Конечно, я выживаю из ума с годами потихонечку, но всё-таки никак меня не убедишь в том, что можно одновременно бороться за права детей или жирафов, людей с ограниченными возможностями, и быть очень добрым... Всё это замечательно. Но как только мы подходим к родильному дому, мы узнаём, что там гораздо больше людей убивают, нежели рожают. Таких же людей, таких же граждан, только ещё пока не зарегистрированных, потому что они ещё не достаточно родились.

Поэтому от начала до конца это всё ширма, подлое лицемерие, фарисейство, это всё фашизм. Поэтому либерализм для меня лично – Церковь по этому поводу никаких высказываний не делала –абсолютный фашизм. Потому что эти люди лицемеры, действуют так же, как фашисты, которые подожгли Рейхстаг и обвинили в этом других людей. Так же и здесь – всё переиначивают, бесконечно врут, чёрное называют белым. По-моему, это совершенно очевидно, нужно просто отслеживать, ведь всё достаточно откровенно.

Прот. Александр Березовский: То есть не стесняются.

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно. Я не вижу никакого стеснения, наоборот – всё время апломб с такой позиции, что всезнайки собрались. Всё время учат, рассказывают, книги пишут.

Алло, добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте, батюшка. Я Вашу прямоту очень ценю. Неужели во всём мире не видят, насколько грубо разыгран переворот на Украине?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, есть странные виды спорта. Допустим, кёрлинг – люди трут лёд какими-то щётками или швабрами. Зрелище странное. Уж лучше бы домино или лапта, в крайнем случае, городки – наглядно, размахнулся и дал. А тереть лёд шваброй – смотрится, конечно, странно. Но всё равно там есть какие-то правила. Так же и здесь. Есть люди, у которых есть профессия, которые получают за это деньги. Ты устраиваешься в средство массовой информации, у каждого средства массовой информации есть редакционная политика. Есть люди, которые выбирают [где им работать], а есть те, которым всё равно – служат верой и правдой тому хозяину, который им платит зарплату. Они так и говорят. Все наши либералы «верой и правдой» создавали лениниану – фильмы, романы... Вступали в партии, подписывали какие-то вещи. А потом ничтоже сумняшеся – «ну, работа такая, время такое». И всё у них в порядке. И, как сейчас это модно, начинают вспоминать, как было тяжело, какое оказывалось давление, и на любые вопросы говорят: «вы что, не понимаете что ли?» или «жить-то надо».

А людей, которые в состоянии до чего-то докопаться и как-то разобраться, не так много. Поэтому [насаждение определенных идей] зависит от того, какой у СМИ ареал воздействия на какую аудиторию, и сколь часто повторяется одно и то же. Постепенно человек [определенными идеями] проникается. Мы видим до сих пор, как люди ходят по улице с красными флагами и тратят деньги на венки к мавзолею Ленина. А немцам так промыли с «Ванишем» мозги, что они даже слово «Гитлер» боятся произносить, на всякий случай. Никто там не говорит «это наша история».

Поэтому – чего тут удивляться? А сохатому [дать отпор] – зависит от нас, кто кого слушает, кому что нравится. «Средство массовой информации» – тоже название условное, «информация» – это такая приманка, потому что человек по природе своей любопытен. Раньше любопытство удовлетворялось на лавочке перед домом: кто куда пошёл, кто с кем живет, кто к кому приехал. Всё это накапливалось и обсуждалось. А потом, с XVIII века у нас, это стали заменять газетой, а теперь всё больше интернет, телевидение до сих пор играет большую роль. На информационном ресурсе что-то повторяется, и человек это воспринимает как истину. А преподать можно по-разному. Каждый, кто работал когда-то в кино или на радио, понимает, что всё зависит от этого, от редакционной политики издания.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос, батюшка, у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Слушатель: Здравствуйте, батюшка. Если предал близкий человек и не признаёт свою вину, оправдывается, мне не хочется с этим человеком общаться. Но по-христиански я должна простить и общаться, как будто ничего не было, так получается?

Прот. Димитрий Смирнов: Первый раз слышу, что по-христиански надо простить предателя и продолжать общаться, как будто ничего не было. Христианство здесь совершенно ни при чём. Если человек тяжко согрешил и раскаивается, если тому человеку, против которого согрешили, стало его жалко, – тот так жалок или сам переживает, – и преданный человек его оправдывает, ищет причины этого [предательства], то он сам может простить, если захочет. Это безусловно. Но может и совершенно перестать общаться. В Евангелии есть и такие слова: «…будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф., 18, 17). То есть как человек, которого нужно обходить. К сожалению, очень многие из нас, крещёных, не зная Евангелия, всё время его искажают. Начинают на Евангелие возводить напраслину, как будто Евангелие – это некое учение, которое противоречит здравому смыслу.

Прот. Александр Березовский: Господь часто говорит о прощении, поэтому возникает ощущение, что мы должны прощать всех, всегда и за всё.

Прот. Димитрий Смирнов: Это абсолютно неправильно. Тогда откуда слова «будет тебе как язычник и мытарь»? Это чьи слова?

Прот. Александр Березовский: Спасителя.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Значит, есть ситуации, когда с человеком можно не общаться. Потому что «будет тебе как язычник и мытарь» – это не значит, что ты должен его убить. Просто сделать большой крюк.

Прот. Александр Березовский: СМС к нам пришло. «В Евангелии написано, что верующие на Суд не приходят, а сразу идут в жизнь вечную. Значит ли это, что уверовавший во Христа человек минует Суд Божий?»

Прот. Димитрий Смирнов: Осталось разобраться, что такое «верующий». С точки зрения Евангелия «верующий» – это значит «верный», который верен Богу и Его не предаёт.

Прот. Александр Березовский: Человек, сумевший прожить жизнь верным.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Такой человек на Суд не приходит, почему? Суд – это сама жизнь наша. А он как с Христом есть, так и есть.

Прот. Александр Березовский: Он не сделал ничего, достойного Суда.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Это же не Бог судит. Он не судить пришёл мир, а спасти. Каждый сам себя судит. Его судят те чувства, которые он испытывает, поступки, слова, те мысли, которые он принимает. Вот мысль пришла – и он либо с гневом её отвергает, либо принимает. И тем самым человек сам судит себя. Зачем его судить? Все же ясно. Суд – это значит, кто ты по своему существу. И никто не будет разбираться, [смотреть на] какие-то доказательства, какие-то оправдания... «А вот, меня никто не учил». А как же тот молодой человек, который родился на Филиппинах, где абсолютно мусульманская страна и вообще христианство было запрещено? Он, тем не менее, стал христианином. И в другие страны поехал, и выучился, сначала в одной семинарии, потом стал православным, учился в другой семинарии, и сан священника получил, и стал служить, и целую общину основал, просто рискуя жизнью. Как? Да так. Так что нет вообще никакого оправдания. Нет человека на земле, который не слышал имени Иисус Христос. Ты поинтересовался? Ты поискал? Тебе это было интересно? Или ты шамбалу искал у себя на огороде?

Прот. Александр Березовский: То есть каждый человек проявил интерес в жизни.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, кому поклоняться – Спасителю или слону с хоботом. Есть же культ Ганеши. И в Индии, и сколько европейцев слонику поклоняется. Говорят: хочешь счастья – почеши слона между бивней, дай ему орешка. Он же счастья хочет и верит, что он сейчас то и то покрутит, погладит... Люди гладят даже статую в метро. Собаку пограничную по носу гладят.

Прот. Александр Березовский: Зачем?

Прот. Димитрий Смирнов: Ради счастья.

Прот. Александр Березовский: Да Вы что?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Вот оно где, счастье-то, оказывается.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Площадь революции, там надо подраить нос бронзовой собаки – и тебе привалит. Или замки вешают. Они хотят свой брак укрепить замком за три пятьдесят. Повесят, он там ржавеет, мост проваливается, и они счастья [ждут]. А некоторые – венчаться. «Мы хотим венчаться, чтобы всё было хорошо». Интересно, как это – брак, и всё хорошо? Это очень трудное плавание вообще-то, не всё хорошо. Очень трудный путь. Сам апостол Павел говорил: «…мне вас жаль» (1Кор., 7, 28). Трудное очень дело. Но люди думают, вот сейчас они себя [обезопасят]... Один оберег купит за семь шестьдесят, другой ещё что-то, и вот они оберегаются незнамо от чего, носы чешут.

Прот. Александр Березовский: А потом – «Почему Бог так строго судит»?

Прот. Димитрий Смирнов: Бог судит? Да сами себя судят.

Прот. Александр Березовский: «У Ильина в статье о свободе и духе человека есть такие слова: «Господин своих страстей не тот, кто их успешно обуздывает, а тот, кто их духовно облагородил и преобразовал». Что значит «духовно облагородить и преобразовать» страсть?»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что каждая страсть дарована Богом, но искажена грехом. Ну вот, например, стяжательство. Это страсть греховная. Но если человек эту страсть развернёт в сторону стяжания Святого Духа, она тут же становится добродетелью. Вот о чём Иван Александрович говорил.

Прот. Александр Березовский: А всякую ли страсть можно преобразовать и облагородить?

Прот. Димитрий Смирнов: Наверное.

Прот. Александр Березовский: Даже чревоугодие?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Преобразовать в воздержание.

Прот. Александр Березовский: Развернуть на 180 градусов.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Градус поменяй, и всё. Алло, добрый вечер!

Слушатель: Здравствуйте, батюшка. Почему легче веровать умом, а не сердцем? Умом всё понятно, разумно, а сердцем никак.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, у меня такого нет.

Прот. Александр Березовский: Но вера ума – это начальная стадия, если человек следует заповедям Христовым.

Прот. Димитрий Смирнов: Начинается всё равно с ума, вера-то от слышания.

Прот. Александр Березовский: Может быть, просто человек ещё недостаточно воцерковлён?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Человек, конечно, говорит из своего опыта. Но вот Фёдор Михайлович Достоевский однажды сказал: «Если я узнаю, что Христос – это не истина, я всё равно останусь со Христом» (Ф.М. Достоевский — Н.Д. Фонвизиной (28, кн. 1: 176)). Значит, он сердцем принял [Христа]. То есть он уже всякие доказательства, всякие насмешки просто отметает, он любит сердцем Христа. «Аще кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет» (Ин., 14, 21). Это уже Христос сказал. Поэтому мне тут не всё понятно.

Прот. Александр Березовский: «Какие профессии для женщины Вы считаете самыми лучшими, полезными и угодными Богу?»

Прот. Димитрий Смирнов: Домохозяйка и мать. Вот эти две профессии самые богоугодные. Не только богоугодные. Это и детям угодные, и мужу угодные, и друзьям мужа угодные, и народоугодные, и государствоугодные, и так далее. Это только либеральное сознание выперло женщину из дома и сделало её несчастной – переходящей из рук в руки, вечно обманутой, работающей, как загнанная лошадь. Да ещё дома придёшь и занимаешься то готовкой, то мытьём, то стиркой – ну просто кошмар. И ещё посеяло в головы мысль, что это и есть счастье, что работать как лошадь – это называется самореализацией. Хотя самое высшее счастье – заниматься детьми.

Прот. Александр Березовский: Большинство женщин, мне кажется, мечтает об этом, но нужда заставляет [работать].

Прот. Димитрий Смирнов: Но боятся, и родители к этому не готовят. «В институт поступить». Сейчас вообще любое образование можно, не отрываясь от монитора, получить. На любом языке. Если ты хочешь что-то знать – узнай. О чём речь? Если ты хочешь быть самым образованным, стань. Никаких проблем сейчас нет для самообразования, нет преград. Спрашивается, зачем? «Чтобы работать, чтоб был диплом»... На это же ориентируют.

Прот. Александр Березовский: Ну, хотят женщине дать большую свободу, не запирать её в четырех стенах.

Прот. Димитрий Смирнов: Надо женщину научить стать сначала невестой, потом женой, потом матерью, и чтобы дома всё было хорошо. Чтобы дома была не конюшня, не помойка, не контейнер для отходов. А чтобы был дом, в который приятно войти, где детки воспитаны, молятся Богу, где над ними не издеваются в школе. Можно подготовить любую маму, чтобы она стала учительницей сначала начальных классов, потом средней школы, чтобы детки поступали в школу лет с 13-14. А до этого взрослели, сохранялись бы от улицы, от этого бесконечного хамства. Чтобы она их возила по музеям, по концертам, следила за их здоровьем, за их занятиями спортом. Чтобы они учились и грядки на своем палисадничке обрабатывать, что-то выращивать, чтобы они учились, как мама с папой взаимодействуют. А то – мамы нет, папы нет, сначала сумасшедший детский сад, где все без конца орут, и самые гнусные мучают всех остальных. И трижды бедные воспитательницы и нянечки, а про директора я вообще не говорю – бедное и беззащитное существо. И то же самое в школе. Ребенок уже к 13 годам психом становится. Доходит до того, что незнамо зачем берёт винтовку и убивает учителя, про которого говорит «Я его любил». Нормально? Наверняка у него мама работала, у этого бедного парня.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте, батюшка. Встречали ли Вы людей, которые тяжело годами болели, но смиренно несли свою болезнь? Как этого добиться? Как только заболеваешь тяжело, теряешь всякую веру. Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, я встречал людей замечательных, которые болели очень тяжело и от болезни умерли, и умерли очень тяжело, и улыбались. Встречал нечасто, потому что столь тяжко болящих не так-то часто и встретишь. А вера уходит – ну, значит, её, наверное, и не было.

Прот. Александр Березовский: «Развивающие компьютерные игры для детей полезны?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я никогда в жизни не играл ни в какую компьютерную игру. Ни одного положительного отзыва я тоже не слышал, а о вреде [их] слышал много. Поэтому у меня нет компетентного мнения. Я просто знаю, что всякие электронные вещи для ребёнка очень привлекательны, а эта привлекательность сама по себе вредна. Как есть хороший мультфильм, но мультфильм в принципе, как некий объект, вреден.

Прот. Александр Березовский: Потому что вызывает привыкание.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И не только привыкание, а постоянную жажду смотреть мультики. Родителям лень с детьми заниматься. Вот чтение всегда полезно, кроме тех случаев, когда ребёнок начинает читать запоем. Нужна строгая цензура родительская, что он читает. Потому что всё, что читают дети... Я бы многие библиотеки просто сжёг из-за того контента, который там содержится. Во всяком случае, перетряхнул бы его. Потому что это нельзя читать. Взрослому человеку, который окреп уже – вполне, пусть читает. А так – очень важно, на чём человек вырос, на Пушкине или на Стругацких. Другой человек получается. Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер, батюшки, раба Божия Мария из Москвы. Очень часто патриотизм каким-то образом связывают с христианством, а убиенный священник Даниил Сысоев учил такому понятию, как уранополитизм, небесное гражданство, [и говорил], что гражданство христиан – на Небесах, с Богом, а не в какой-то определённой стране. Разъясните, если возможно.

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет ничего проще. Конечно, мы, как сказано, граждане неба и свои Богу (см. Еф., 2, 19). Это слова из Священного Писания. Понятно, что это христианский максимум, и мы к этому стремимся. К тому, чтобы помимо гражданства, принадлежности к определенному отечеству, определенной культуре, определенному восприятию христианства, которое свойственно именно этой ментальности, [принадлежать Небу]. Это совершенно не отрицается. Во Христе нет ни мужеского пола, ни женского (см. Гал., 3, 28), но это не значит, что все гермафродиты. Просто пол во Христе преодолевается. Но, во-первых, это не для всех, это когда человек уже становится на путь равноангельской жизни. Это всё равно удел тысяч, а не десятков и сотен миллионов, это некий идеал. Так же и здесь. Конечно, отец Даниил [говорил это] как человек молодой, максималист, и есть такой прием риторский – говорить о самой верхней планке. Но есть ещё обычная жизнь, когда нужно ямку выкопать, посадить дерево, семь лет ждать яблок. Одно другому никак не противоречит, одно другое пронизывает. Если бы Господь это отрицал, он бы пришёл к эвенкам, но он пришёл к евреям, потому что только они могли понять глаголы вечной жизни. И наскрёб среди них несколько сотен Своих учеников, буквально наскрёб. А все остальные собрались и Его убили под крики «Распни, распни Его» (см. Мк., 15, 13). Но Он же всё равно не выходил за пределы Своей страны. Так же и здесь – никакого противоречия. Просто есть разные мощности множеств. Бывает, своими краями множества пересекаются. Высшее, конечно, – небо.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но нередко чувство патриотизма перерастает в национализм.

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря что называть национализмом. Каждый психически нормальный человек националист. Либо он запрограммированный и с промытыми мозгами человек. Каждый ребёнок любит то, что видит вокруг себя: папу, маму, дедушку, улицу, свой барак. Я вот вырос в бараке и вспоминаю свой барак с любовью. Даже на тех клопов, которые пикировали с потолка на кровать и оставались в складке шеи, у меня сейчас нет обиды. Хотя мы вставали искусанные. И бесполезно было с ними бороться, потому что, если ты всех выдавишь, через два дня от соседей приползут. Конечно, отец [с ними] боролся, было даже средство такое – я помню, как оно называется – «Дезинсекталь». Можно было перед сном тех, которых видно, сокрушить, но к утречку приползут другие. Детки пахнут вкусно, нежно, и они нас ели. Но всё равно – я помню даже штукатурку, помню, какими накатом, вместо обоев, были [декорированы] наши стены, рисунок могу воспроизвести – тёмно-красной английской охрой. Дети впитывали это, и эта совершенно кошмарная жизнь не могла восприниматься как что-то адское. Хотя умом я сейчас понимаю, что это был ад.

Прот. Александр Березовский: Но Вы любите своё детство.

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, пожалуй. Когда мне что-то из детства снится, я просыпаюсь всегда в холодном поту. Я не могу сказать, что это приятные сны, потому что вспоминается настолько реально, что жуть берёт. Но всё равно человек любит свой дом. Вот я люблю то дерево, которое отец посадил перед окнами, такой прутик метровый, а сейчас это уже дерево огромное. Это естественно. Сначала человек любит вот этот кусочек, потом всё больше, потом страну, потом он любит своих писателей, любит свою историю, любит свою музыку. А потом переходит к тому, что любит немецкую музыку, французскую музыку... Вот на французской музыке и закончим.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Всего доброго.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. Галина:

      Ответы на вопросы о предательстве, о Родине, о Суде, об отлучении от Церкви ….надо выучить наизусть!!! :-) Отличная просветительская работа!!! Бог в помощь!

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    3. makdalin:

      Спасибо!

    4. Раиса:

      Низкий поклон вам, батюшки, за беседу.Здоровья вам крепкого и долголетия.

    5. dmitry.r:

      «Либерализм(от лат. liberalis — бесноватый) — это абсолютный фашизм.»
      Человек, поддерживающий это течение, называется — Либераст(сахатое существо)… — сокращённый вариант для Википедии

    6. igor.:

      Интересно — есть ли такие женщины сейчас?

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.