Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2014.03.22
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 22 марта 2014 года.

   1. Что христианину нужно понимать под заповедями Нового Завета? Весь Новый Завет, или есть вещи, которые Господь действительно выделяет из остальных?   (1:39)

Заповеди Блаженства, Новый Завет, заповеди Божии, обращение Господа, деяние Господа, притчи Господни, Церковь, слова Господни, современный мир

   2. Люди сталкиваются с внешним противоречием традиций Русской и Греческой Православных Церквей. Чему следовать?   (3:12)

местные обычаи, уставная жизнь, Священное Писание, жизнь по Евангелию, служба в храме

   3. Откуда известно, что в Крещении человеку отпускаются грехи всей его прошлой жизни?   (4:44)

Таинства Церкви, Таинство брака, Иоанн Предтеча, обряд омовения, очищение, Крещение от воды и Духа, покаяние, вульгарность, суеверие, смерть на Пасху, отверстые небеса, разочарование, радио Радонеж

   4. 98-летняя женщина обвиняет жену своего брата в каких-то грехах, ненавидит её и не хочет простить   (8:04)

вечность, молитва

   5. Кто-то из святых сказал, что если человек всю жизнь чувствует какую-то страсть, но ей не поддаётся, он в каком-то смысле уподобляется мученику. Значит, не всегда страсть в погибель?   (9:13)

страсть, крест, подвиг, испытание, святой, мученик, благодать Божия, освобождение от страстей, гордость, искушение

   6. Где находятся оригиналы четырёх канонических Евангелий?   (10:56)

Евангелие от Иоанна, манускрипты, древние рукописи, Англия, мировые хранилища, археология

   7. На последней исповеди не назвал имя. Отпущены ли мне грехи, если священник читал разрешительную молитву без моего имени?   (13:14)

сомнение, благодать Божия, покаяние, молитва, возложение рук, радость, исповедь, решимость оставить грех, Серафим Саровский, слёзы покаяния, благодать Божия, тщеславие, облегчение жизни, Ветхий Завет, Новый Завет, повреждённость ума, безблагодатность жизни, магизм, осуждение, отношения с Богом

   8. Многие люди свидетельствуют, что на Пасху они ощущают действие благодати Божией   (24:00)

храм, Пятидесятница, покаяние, вера

   9. Как быть, если новоначальный не хочет причащаться во второй раз, говоря, что у него нет покаянного чувства?   (25:26)

Мария Египетская, частое Причастие

  10. Как приобрести веру?   (28:20)

благодать Божия, чтение Писания, молитва, Таинства, добрые дела, возрастание веры, формализация, чтение правила, раздражение, радость, служение Христу, Соборование, пост, Дух Святый, прощение обидчиков

  11. Наши с мужем понятия о воспитании детей сильно разнятся. Муж обозлён на меня и на Церковь. Как мне быть?   (33:12)

компромисс, воспитание детей

  12. Какой стереотип складывается у детей пьющих родителей?   (34:43)

пьянство, динамический стереотип, детские ужасы

  13. Как избавиться от рукоблудия?   (36:10)

духовник

  14. Брат сильно пьёт. Можно ли его окропить святой водой?   (36:37)

грех, смена места жительства, молитва о спасении, беснование

  15. По Своём Воскресении Иисус Христос не разрешает Марии Магдалине к Нему прикасаться, а апостолу Фоме позволяет. С чем это связано?   (38:07)

тайна, душевное состояние

  16. Почему Господь призрел на Авеля и дар его, а на Каина не призрел?   (39:48)

зависть, грехопадение, искажение человеческой природы

  17. Может ли человек быть независтливым?   (40:37)

зависть, чревоугодие

  18. Как правильно исповедовать грехи – подробно или нет?   (41:17)

покаяние, подробная исповедь, форма исповеди, магизм, слёзы на исповеди

  19. Может ли человек не знать о собственном покаянии?   (44:27)

изменение жизни, мировоззрение, сомнение, мир, Серафим Саровский

  20. Ребёнок в материальном плане стоит выше родителей, но его душевные качества оставляют желать лучшего. Как ему помочь?   (45:58)

самостоятельность, переходный возраст

  21. Порекомендуйте литературу по воспитанию детей   (48:16)

Сухомлинский, Корчак, Макаренко, Песталоцци, возрастная психология, возрастная физиология, педагогика

  22. Муж постоянно напоминает, что я должна его слушаться. Имею ли я право и на своё мнение?   (51:37)

возможность

  23. Что означают слова Христа: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21)?   (52:18)

интерес

  24. Может ли Бог через погодные явления выражать Своё отношение к ситуации, которая происходит в мире?   (53:18)

художественный образ, гнев Божий, катаклизм

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с отцом Александром начинаем нашу программу в прямом эфире. Вы можете позвонить к нам в студию по телефону 8 (495) 959-59-39 и задать ваш вопрос.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели. Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы к нам в студию по смс на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «вера» и, через пробел, текст вашего вопроса. Будем рады на него ответить.

«Отец Дмитрий, что христианину нужно понимать под заповедями Нового Завета? Весь ли Новый Завет или какие-то конкретные вещи, которые Господь действительно выделяет из остальных?»

Прот. Димитрий Смирнов: Принято выделять Заповеди блаженств, а так весь Новый Завет – это заповеди Божии.

Прот. Александр Березовский: То есть там, где Господь обращается к народу, к ученикам Своим, это всё обращение к нам?

Прот. Димитрий Смирнов: Не только, когда обращается. Любое Его действие – это обращение к нам. Любой Его поступок, любое Его деяние, любая Его притча – это обращение к нам.

Прот. Александр Березовский: То есть Господь хочет, чтобы мы поступали таким образом, несмотря на то, что та эпоха очень сильно отличается от времени, в котором мы живём, и не всегда бывает современным людям понятно, как исполнить ту или иную заповедь сейчас?

Прот. Димитрий Смирнов: А для этого и нужна Церковь, которую Он создал, которая продолжает Его дело, изъясняет слова Господни уже для современного человека, потому что Церковь живёт в современном мире и может стараться изъяснять, переводить.

Прот. Александр Березовский: Жизнь разных православных церквей сейчас всё-таки разная. Греческая Церковь живёт по своим традициям, Русская Православная Церковь по своим, и люди нередко сталкиваются с неким внешним противоречием. А чему следовать?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как? Один человек носит кепку, другой шляпу, а третий зимой и летом без головного убора. Это вообще ни на что не влияет. Местные обычаи не затрагивают главного – ни Священного Писания, ни уставной жизни, ничего. Поэтому это непринципиально.

Прот. Александр Березовский: Главное – это жизнь по Евангелию, которая хранится Церковью в неизменном виде?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Конечно, у каждого народа есть некоторые национальные обертона в строе церковной жизни. Но, с другой стороны, приходя в храм – хоть в греческий, хоть в болгарский, – мы всё равно чувствуем себя как дома, никакого принципиального отличия, мы всё понимаем, что происходит на службе.

Прот. Александр Березовский: Служба идентичная. Даже когда языка не знаешь, всегда можно понять, что происходит сейчас.

«Отец Димитрий, откуда известно, что в Крещении человеку отпускаются грехи всей его прошлой жизни? Из Священного Писания это не следует».

Прот. Димитрий Смирнов: Непосредственно о Таинствах Церкви, о Таинстве брака тоже нет каких-то богословских изъяснений. Но Церковь всегда это понимала, это связано ещё с проповедью Иоанна Предтечи, который тоже начал крестить во Иордане. Вообще обряд омовения, связанный с очищением, существовал во всех древних народах. Просто Христос, говоря о том, что «вам надлежит креститься от воды и Духа» (см. Ин., 3, 5), указал, что это Таинство, которое нельзя обойти.

Прот. Александр Березовский: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие” (там же).

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Но вот то, что именно все грехи… Многие люди думают: потяну до последней болезни.

Прот. Димитрий Смирнов: У людей, к сожалению, вульгарное представление о покаянии. Крещение в покаянии – это знак того, что человек начинает другую жизнь, диаметрально противоположную той, которую он вёл: по своим устремлениям, по своим задачам, по практике жизненной, по целеполаганию, по всему. Вот так должно быть.

Прот. Александр Березовский: Вот нередко такое получается, человек почувствовал, что уже смерть близка, и говорит: «Давай теперь крестимся». Чистеньким, беленьким, пушистеньким, глядишь, Господь меня прямо в Царство Небесное своё возьмёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Это такое же суеверие, как когда некоторые думают, что, если на Пасху умрут, то прямо в Царство Небесное [попадут].

Прот. Александр Березовский: Ну как, Небеса же отверсты. И сразу все туда.

Прот. Димитрий Смирнов: Да ничего не отверсты. Кому как. Для кого-то Небо отверсто, видит Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих (см. Ин., 1, 51), а для большинства отверсто только чрево для куличей, яиц и пасхи.

Прот. Александр Березовский: То есть многих людей ждёт разочарование в их таком ожидании?

Прот. Димитрий Смирнов: Не многих, а подавляющее большинство.

Прот. Александр Березовский: И как быть, батюшка, чтобы людям это как-то донести?

Прот. Димитрий Смирнов: Да никак. Стараться на «Радонеже» всё изъяснять, а другим со смирением слушать, внимать, записывать, учить наизусть.

Прот. Александр Березовский: Вот такой вопрос к нам пришёл: «Бабушке девяносто восемь лет. Обвиняет жену своего брата в каких-то грехах и люто её ненавидит: «Никогда не прощу, ненавижу, умру, но не прощу». Страшно за бабушку, никак не хочет она уразуметь, что совершает тяжкий грех. Как нам можно с ней справиться?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не надо ни с кем справляться. Каждый человек избирает свою жизнь и свою судьбу в Вечности сам. Если какая-то пламенная любовь к бабушке, то можно за неё помолиться, чтобы Господь смягчил. Может быть, Господь и ждёт – ей уже девяносто восемь, ещё два годика, и будет сто, – чтобы она пришла в иное состояние. Я это видел, когда состояние очень пожилого человека вдруг резко меняется.

Прот. Александр Березовский: То есть Господь ждёт от неё осознания своего греха?

Прот. Димитрий Смирнов: Очевидно.

Прот. Александр Березовский: «Какой-то святой сказал, что, если человек всю жизнь чувствует какую-то страсть и ей не поддаётся, он в каком-то смысле уподобляется мученику, даже если она его до смерти не оставит. Значит, не во всех случаях страсть в погибель?»

Прот. Димитрий Смирнов: Страсть, конечно, не в погибель, а в крест и подвиг.

Прот. Александр Березовский: То есть страсть как некое испытание?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, как крест человека.

Прот. Александр Березовский: Если он её будет отвергать, не служить ей?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, тогда он вообще к святым мученикам причисляется.

Прот. Александр Березовский: То есть можно сказать, что святые – это не те, кто избавился, а те, кто боролся?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, почему… Святые – это те, кто был освобождён от страстей благодатью Божией.

Прот. Александр Березовский: Но не каждому человеку Господь подаёт освобождение?

Прот. Димитрий Смирнов: Не каждому, потому что некоторому человеку дать – он может возомнить, что это он сам, и впадёт в ещё большее искушение, которое есть гордость.

Прот. Александр Березовский: Если мы видим, что человек, борясь с грехом, так его и не одолел и умер, это же не значит, что он погиб?

Прот. Димитрий Смирнов: Как мы можем судить о ком-то? Это просто грешно.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Слушатель: Добрый вечер, отец Димитрий и отец Александр. С почтением, Алексей Кириллович. Где находятся оригиналы четырёх канонических Евангелий?

Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, самые первые – мы не можем сказать, что это именно [они]. Есть фрагменты. Самое древнее – это, по-моему, конец I века, Евангелие от Иоанна, там одна страничка осталась. А так – второго, третьего, четвёртого, пятого века разные сохранились манускрипты. Я не помню, каким веком датируется первый полный текст. Это можно в справочниках посмотреть. Это очень просто сейчас, через Интернет, очень легко восстановить. У меня на цифры очень плохая память, но вот помню самый древний фрагмент, точно совершенно помню, я даже зрительно помню эту страничку.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а где они, хранятся, такие древние рукописи?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не помню, по-моему, в Англии хранится этот древний манускрипт. На территории России уже только славянские Евангелия, уже после Крещения Руси. А так – в разных библиотеках хранятся, мировых хранилищах. Мы даже, когда учились в семинарии, называли все эти хранилища, их учили. Сейчас, к сожалению, у меня не осталось в памяти, не являюсь специалистом в древней археологии.

Прот. Александр Березовский: Если человек интересуется, наверное, может найти?

Прот. Димитрий Смирнов: В течение пяти минут может это найти.

Прот. Александр Березовский: Может быть, даже фотографии?

Прот. Димитрий Смирнов: Обязательно.

Прот. Александр Березовский: “На последней Исповеди не назвал имя и теперь мучаюсь сомнением: отпустились ли мне грехи? Ведь священник читал разрешительную молитву без моего имени”

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, всё, конец теперь.

Прот. Александр Березовский: Всё надо заново начинать.

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще всю жизнь заново. Труба дело. Так вот и придётся замучиться теперь уже окончательно.

Прот. Александр Березовский: Хочется же уверенность некую иметь в том, что простилось.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не простилось.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, пугаете.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Просто как дважды два. Когда у человека есть сомнения, простилось или не простилось, значит, не простилось. Потому что, когда прощается, это значит, что приходит благодать Божия и очищает от всякия скверны. И не только никаких сомнений, а на душе такая радость, как будто тысяча пасх спустилась с Неба в твоё сердце. Как этого можно не заметить, я просто не представляю.

Если есть хоть какое-то сомнение – хоть двадцать восемь тысяч раз прочитай, имя назови, можешь взять даже календарь и все имена прочесть, которые есть, и мужские, и женские, – всё равно ничего не будет. Потому что нет благодати. Благодать нельзя механически чем-то вызвать, никакими молитвами, никаким возложением рук, только покаянием. А уже к покаянию прилагаются и молитвы, и возложение рук. А без покаяния… Раз человек сомневается, что тут? Значит, ничего не произошло. Вот у женщины родился ребёнок. Может она сомневаться, родила или не родила?

Прот. Александр Березовский: Не может.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, это случилось.

Прот. Александр Березовский: Но она его осязает, она его видит, она его держит.

Прот. Димитрий Смирнов: А благодать Божия разве не осязаема? Очень даже осязаема. Она осязаема даже для окружающих людей. Они смотрели на апостолов и думали, что те напились сладкого вина (см. Деян. 2, 13). Потому что они источали такую радость, которую эти люди никогда не видели – только что-то подобное у пьяненьких. Но это же совершенно другого происхождения радость, и другая по качеству. Это совсем не то.

Прот. Александр Березовский: Человек подходит к исповеди с желанием покаяться.

Прот. Димитрий Смирнов: Доброго здоровья.

Прот. Александр Березовский: Но в то же время происходит лишь исповедание, а покаяния нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Чаще всего так.

Прот. Александр Березовский: В чём причина?

Прот. Димитрий Смирнов: Преподобный Серафим говорил, что нет решимости оставить грех.

Прот. Александр Березовский: То есть человек ждёт просто Божьего вмешательства без его участия?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, чего ждёт человек. В основном ждут вот чего: чтобы священник набрался терпения и выслушал всё про зятя, про сестру, про жену, про любовницу, про соседа, про предстоящий суд, про операцию на стволе головного мозга, про катаракту, про то, что  нет работы, про то, что с жильём трудности. А некоторые просто: дадут денег или нет. То есть про разное. Но чтобы покаяние – это чрезвычайно редко.

Прот. Александр Березовский: То есть вам не встречались люди, редко встречались, которые говорили: «Батюшка, помогите покаяться, научите».

Прот. Димитрий Смирнов: Научите – да, бывает. Помню, у меня случай был. Я к одному человеку пришёл, он уже очень сильно болел. И он каялся. И махровое полотенце полное наплакал слёз. Вот это покаяние, я сам видел. Помню на его челе каждый волосок, помню каждую морщинку на его лице, потому что – такое покаяние. Вот это покаяние. То ли он с детства не исповедовался, я сейчас уже не помню, то ли вообще никогда.

Прот. Александр Березовский: Правильно говорят, что без Бога человек и покаяться не может.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. Тоже акт благодатный.

Прот. Александр Березовский: Значит, получается, одному человеку Господь подаёт помощь в покаянии, а другому нет?

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. Бог подаёт только тому человеку, которому это надо.

Прот. Александр Березовский: Который поставил такую цель.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно. А у большинства людей совершенно другие цели – тщеславие или облегчение жизни. От Бога хотят всяких таких милостей, не понимая того, что в даре благодати Божией всё человек приобретает. Благодать даже и телесное здравие может дать. Мы же видим, как Господь говорит: «Прощаются тебе грехи твои. Встань и ходи. Возьми постель свою и иди домой» (см. Мф. 9, 2). Связано, даже тело исцеляется.

Прот. Александр Березовский: Да вот хочется, чтобы Господь и нас воздвиг от одра нашей болезни и простил.

Прот. Димитрий Смирнов: Хочется – тогда “покайтесь, чтобы приблизилось к вам Царствие Небесное” (Мф., 4, 17).

Прот. Александр Березовский: Вообще вопрос покаяния – сложный для понимания, потому что кажется человеку: вот всё я делаю правильно. А не получает ожидаемого результата.

Прот. Димитрий Смирнов: Когда человек говорит: «я всё делаю правильно», это выражение тождественно тому, что «я иду в противоположную сторону от Бога». А теперь с конца начнём: «Я иду в противоположную сторону от Бога». Можно ли это назвать правильным?

Прот. Александр Березовский: Хорошо. «Я делаю всё неправильно, но стараюсь исполнять то, что мне Господь повелел. Вот я открываю Священное Писание, я читаю – в меру своего разумения и того, как Церковь учит».

Прот. Димитрий Смирнов: Вот очень важно, как ты разумеешь. Даже Господь только благодатью Своей давал возможность Своим ученикам разуметь и писать, открывал им ум разуметь и писать. До этого они не понимали. Для большинства людей Священное Писание – и Ветхого Завета, и Нового – абсолютно закрытая книга.

Прот. Александр Березовский: В силу чего такое происходит?

Прот. Димитрий Смирнов: В силу повреждённости человеческого ума и безблагодатности человеческой жизни.

Прот. Александр Березовский: Человек приходит к Богу с просьбой: «Господи, очисти меня от греха, дай мне разуметь Твоё Писание, научи меня благодатной жизни».

Прот. Димитрий Смирнов: Вот смотри. Приходит внучок к бабушке: «Бабушка, мне мама сказала попросить у тебя прощения. Прости, я больше так не буду». И тут же поворачивается: «Мам, я попросил». Вот так же и люди подходят к Богу. Но отношения с Богом разве восстановлены? Да нет, его вообще это не волнует. Вот этого человека, про которого мы говорили, немножко волнует, простили его или нет. Его хотя бы интересует божественная реакция, имя назвали или не назвали. Как будто Бог без паспорта грехи не отпускает. Имя-отчество, национальность, прописка, дата выдачи, место выдачи, идентификационный номер – без этого Бог не может, надо Ему обязательно предъявить. Должно быть всё прочитано, тогда всё произойдет. Типичный магизм.

Прот. Александр Березовский: То есть именно из-за такого магического подхода?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я просто говорю «например», но этот человек хотя бы интересуется. А большинство даже не интересуется.

Прот. Александр Березовский: Чтобы причаститься, надо, чтобы батюшка молитву прочитал. И вот цель – «Я пришла причаститься, вы мне, уж будьте любезны, пропуск выдайте».

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Спорить бесполезно. Учить в такой ситуации практически невозможно, потому что человек ничего не слышит. Но это неважно, а важно то, что он не хочет ничего слышать. Он знает какие-то свои дела – ну и на здоровье. Поэтому нельзя никого осуждать. Мы не знаем, в каких отношениях данный человек с Богом, что Бог о нём думает, какие Господь подбирает к нему лекарства, ключики, дорожки, пути, чтобы его спасти.

Прот. Александр Березовский: На Пасху, батюшка, многие люди свидетельствуют о том, что ощущали действие благодати Божией на них.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. Если бы люди не ощущали действие благодати Божией, никто бы в храм не ходил. И даже те, которые сейчас не ощущают, приходят, потому что помнят действие благодати Божией.

Прот. Александр Березовский: То есть когда-то они её ощутили?

Прот. Димитрий Смирнов: Может, давно, может, не так давно, настолько ощущали, что верят: благодать присутствует.

Прот. Александр Березовский: То есть бывают моменты, когда Господь просто снисходит к людям, невзирая на состояние их души, на их покаяние, на их веру?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Вот день Святой Пятидесятницы. Или болящий, которого опустили к ногам Спасителя через разобранную крышу (см. Мк. 2, 1-12). О покаянии ничего не сказано, о вере тоже. Если другие падали ниц…

Прот. Александр Березовский: «...Видя веру принесших» (Мк. 2, 5).

Прот. Димитрий Смирнов: Господь хочет и даёт, Он Сам знает, кого спасти, как и прочее. Мы не можем [Его] вынудить. Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Слушатель: Здравствуйте, батюшка, благословите, Татьяна. Как быть, если новоначальный не хочет причащаться во второй раз, говоря, что у него нет покаянного чувства?

Прот. Димитрий Смирнов: Очень просто: надо его связать, подвести к Чаше, топором раскрыть уста, взять за волосы, откинуть голову назад и насильно причастить. Ну, как? Что же Вы – не знаете, как? Вы не видели, как младенцев причащают? Они орут, сопротивляются – им руки заламывают, рот раскрывают, и всё. Так же и этого. Так как он взрослый, как я понял, нужно обязательно иметь клин, чтобы разжимать [рот]. Вот так надо. Я понимаю, Вам хочется – видимо, важный для вас человек. Поэтому нужно обязательно, согласно нашей традиции, силком его заставить сделать то, чего он не хочет. После этого он у нас будет шибко православным, воцерковлённым и так далее.

Слушатель: Батюшка, он хочет. Он может перечислить грехи, а покаяние в душе не созревает. Как, ему – ждать, пока созреет, и не идти? Другие говорят, мол, мы тоже такие: сердце каменное. Но они всё равно идут, потому что без благодати Божией, без Бога-то, плохо.

Прот. Димитрий Смирнов: А почему без Бога? Мария Египетская причастилась два раза в жизни. Почему без Бога-то она была? Одна из величайших святых. Другие всю жизнь причащаются, каждый день – и никакого толку, вообще никакого, ничего не происходит. Вот смотрю, наблюдаю – и никакого толку. Просто вот всё равно, что гранит причащать. Вы оставьте его в покое. Понимаете? Причём, знаете, скажу Вам – ради Бога оставьте его в покое. Хоть кого-нибудь оставьте в покое, кроме самих себя.

Слушатель: Второй вопрос, простите. В духовной жизни ничего не выходит до конца или веры не хватает. Как приобрести веру? Спаси, Господи.

Прот. Димитрий Смирнов: Вера – это тоже вещь благодатная. А для благодати Божией есть четыре источника. Первый источник – это чтение Писания, второй источник – это молитва, третий источник – это Таинства церковные, и четвертый источник – это добрые дела, ради Христа творимые. Четыре источника. Если мы хотим в себе веру увеличить… Чтение Писания, молитва, Таинства церковные – в этом Вы совершенно правы: причащаясь, мы просвещаем и ум наш, и сердце наше, но это человек должен и понять, и прочувствовать, и в это поверить. Тут рекомендации можно давать только тогда, когда человек спрашивает, и то очень кратко, два-три слова. А браться кем-то руководить – это совершенно бессмысленная, даже, я бы сказал, вредная вещь.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но очень немало людей, которые постоянны и в чтении Священного Писания, и в молитве, и причащаются часто, и добрые дела творят, но вот так, чтобы вера в них возрастала…

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что, во-первых, в разные периоды жизни это по-разному происходит. А во-вторых – человек, в силу греховности своей, склонен к формализации. Молитва превращается в чтение правила, добрые дела делаются с раздражением, а не с радостью, что человек имеет возможность Христу послужить. Частое причащение, соборование – какие-то юбилейные вещи. Праздник – вот я причащусь, пост – значит, пособоруюсь. Вот он всё правильно делает. Хорошо ли он делает? Хорошо. Но нужно всё время раскрывать своё сердце, над этим нужно обязательно трудиться. Так же и чтение Писания. Нужно, как и в правиле молитвенном, стараться, чтобы каждое слово доходило до ума. Не просто так – пробежал глазами главу из Евангелия и всё.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, до ума – это понятно, а как раскрывать своё сердце?

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно обращаться за этим к Богу. Ведь у нас же есть специальные молитвы даже перед чтением Евангелия: «Воссияй в сердцах наших».

Прот. Александр Березовский: То есть мы во всём, что начинаем делать, даже в молитве – обращаемся к Богу, чтобы Он нам споспешествовал?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, Ты нам помоги, споспешествуй. Пусть Дух Святый молится в моём сердце. «Царю Небесный…» Мы же с этого начинаем: «Прииди и вселися в ны». Можно просто скороговоркой… Я не говорю, что надо с выражением читать, нет, упаси Бог, речь идёт о том, чтобы каждое слово дошло до ума. И из глубины своего существа взывать к Богу.

Прот. Александр Березовский: Чтобы Дух Святый вселился, нужно, чтобы место для Него было предуготовлено. По крайней мере, хотя бы прощением своих обидчиков.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это уж непременное условие.

Прот. Александр Березовский: А то ведь человек приходит и говорит: «В раздражении, в обиде живу просто круглые сутки».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, приходят. Что же, я не знаю? Что ты мне рассказываешь?

Прот. Александр Березовский: «Наше с мужем понятие о воспитании детей расходится. Он считает, что нужно воспитывать кнутом, а я больше склоняюсь к тому, что пряником. Муж очень обозлён в мой адрес и в адрес Церкви. Батюшка, как мне себя вести? Смириться с позицией мужа в воспитании или всё-таки придерживаться своих понятий?»

Прот. Димитрий Смирнов: О, это очень сложно. Лучше всего компромисс.

Прот. Александр Березовский: Если муж согласен на него.

Прот. Димитрий Смирнов: А это нужно выяснять примерно за полгода до свадьбы.

Прот. Александр Березовский: У людей зачастую мнения меняются. До свадьбы: «Милая, дорогая, всё, что хочешь».

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, милая-то милая, а вот давай ты мне расскажи, как мы будем воспитывать своих детей. Какие у тебя мысли насчёт кнута, насчёт пряника, насчёт того, чтобы иголки под ногти, чтобы утюгом прижигать? Без еды оставлять, спать не давать, обливать холодной водой, бить ногами? Спросить: «Как тебя воспитывали, чем тебя лупили?» Это всё очень чревато.

Прот. Александр Березовский: То есть можно некий прогноз составить, как будет?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Нередко дети в пьющих семьях, где родители пьют, ненавидят пьянство, такой разгульный образ жизни. То есть не идут по стопам родителей, а наоборот.

Прот. Димитрий Смирнов: Такое бывает, да. Но чаще бывает, что, когда ребёнок подрастает, у него нет такого антагонизма к спиртным напиткам.

Прот. Александр Березовский: Но когда его папаша лупит, орёт на него матом, он от страха в угол забивается, боится – вдруг такое будет ещё в жизни. И вряд ли сам на это пойдёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Большинство идёт. Полностью повторяют тот динамический стереотип, который сложился в образе отца.

Прот. Александр Березовский: Что, забываются все детские ужасы? Это же всё так живо.

Прот. Димитрий Смирнов: Когда он взрослеет, у него уже ужаса-то нет. Наоборот: он выпил – и море по колено.

Прот. Александр Березовский: То есть всё уже перевернулось?

Прот. Димитрий Смирнов: Он становится взросленьким как папа. Так, чтобы сохранилось устойчивое неприятие хулиганского поведения отца, – это всё-таки исключение.

Прот. Александр Березовский: «Как избавиться от рукоблудия?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет ничего проще. Надо к духовнику пойти и с ним провести беседу на этот счёт.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь всё-таки есть некие рекомендации, которые надо с духовником оговорить?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Спасибо. Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Слушатель: Алло, добрый вечер, батюшка. У меня брат сильно пьёт, иногда даже руку на меня поднимает. Можно ли его окропить святой водой, или это будет грех? Подскажите.

Прот. Димитрий Смирнов: Да никакого греха нет, но это для Вас чревато. Потому что после окропления его святой водой он может на Вас напасть. Поэтому я бы этого не стал делать. Лучше Вам с братом развестись, так будет безопасней. И уже там, в другом месте жительства, молиться о его спасении.

Прот. Александр Березовский: То есть на себя брать роль спасителя не стоит?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, конечно. Чтобы таких людей призвать к порядку, нужно обладать силой, хотя бы в полтора раза превышающей [их силу]. А так – что бедная девушка может сделать? Тем более – что такое пьянство? Это же беснование. Бесноватый человек – невменяемый.

Прот. Александр Березовский: Пытается увещевать.

Прот. Димитрий Смирнов: Это абсолютно бесполезное дело.

Прот. Александр Березовский: «По Своём Воскресении Иисус Христос не разрешает Марии Магдалине к Нему прикасаться, а апостолу Фоме позволяет. С чем это связано?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это есть некая тайна. Много существует толкований, но меня ни одно не устраивает. Может быть, с её – в данном случае – душевным состоянием, не знаю. А Фоме, чтобы… Ведь Фома и не стал вкладывать [руку в рёбра Спасителя – (см. Ин. 20, 27-28)], просто Господь дал ему возможность убедиться. Он же говорил «пока не вложу» (см. Ин. 20, 25). Ну – на, вложи. А он не стал.

Прот. Александр Березовский: Вообще-то заметно, как одному человеку Господь подаёт видимое утверждение в чём-то, а другому – нет, хотя оба просят одинаково. Восприимчивость человека чувствует.

Прот. Димитрий Смирнов: Господь лучше знает. Поэтому Господь и говорит: «Прежде вашей просьбы Я всё знаю» (см. Мф. 6, 8).

Прот. Александр Березовский: Тебе это, тебе это, а ты вообще подожди.

Прот. Димитрий Смирнов: Или прямо говорит: «Не знаете, чего просите» (Мк, 10, 38).

Прот. Александр Березовский: Да, батюшка, это сплошь и рядом.

«Почему Господь призрел на Авеля и дар его, а на Каина и на его дар не призрел(Быт., 4, 4-5)

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что Каин, как говорят духовные люди древности, был исполнен зависти к Авелю. То есть дар его не был чист в очах Божиих.

Прот. Александр Березовский: То есть именно зависть явилась причиной его грехопадения?

Прот. Димитрий Смирнов: Дьявольская зависть уже пустила в нём свои корни. После грехопадения Адама вся природа человека безнадёжно испортилась.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а может быть человек независтлив?

Прот. Димитрий Смирнов: Может.

Прот. Александр Березовский: Некоторые люди так про себя говорят: «Чего-чего, а зависти во мне совсем нет».

Прот. Димитрий Смирнов: «Совсем нет» – так не бывает. Просто у него может быть главенствующая страсть какая-то другая. Например, чревоугодие может подавлять всё.

Прот. Александр Березовский: То есть она (зависть – ред.) где-то на втором плане у человека?

Прот. Димитрий Смирнов: На четвёртом.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот опять вопрос к исповеди возвращается: «Как правильно исповедовать грехи? Подробно, или не нужна подробность и конкретика?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это совершенно неважно. Когда-то, когда мне было лет 15, я поступил в секцию мотоспорта, и все мальчики спрашивали у нашего тренера, какой мотоцикл самый-самый лучший. И вот он ответил, а я запомнил на всю жизнь: «Самый хороший мотоцикл – это собственный». Что верно. Сейчас уже выбор огромный, всё по деньгам, но тот мотоцикл самый лучший, на котором ты ездишь. Поэтому человек приходит на Исповедь, у него цель – покаяние. Если покаяние произошло, значит, Исповедь была хорошей. А если покаяние не коснулось сердца, значит, Исповедь была никудышной. А уж что он при этом говорил, подробно или не подробно… Мне один священник старенький рассказывал, что он, когда был юношей, пришёл к священнику, стоял на Исповеди и ничего не говорил. Тот накрыл его епитрахилью, и он стал рыдать и после этого всю прежнюю жизнь оставил. Хотя исповеди не было, он ничего не поведал. Слезы его поведали, что с ним это произошло. Как правильно? Правильно – это чтобы было покаяние. То есть видите, сам вопрос говорит о том, что человек думает, что надо что-то [делать] механически. Может, с выражением: «Согрешаю гордостью».

Прот. Александр Березовский: То есть здесь вопрос опять же о форме?

Прот. Димитрий Смирнов: Да-да, опять магизм.

Прот. Александр Березовский: Нередко люди во время Исповеди плачут. Это свидетельство покаяния?

Прот. Димитрий Смирнов: Не обязательно.

Прот. Александр Березовский: Потому что люди сами удивляются: «Слёзы сами текут, я не то что бы выдавливал из себя».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, пусть текут. Слёзы – это… Как и нетление мощей не есть признак святости. Есть нетленные мощи у святых, есть нетленные мощи не у святых. Так же и слёзы. Слёзы могут быть совершенно разного происхождения.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а может человек не знать о собственном покаянии?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, то, что у него изменилась жизнь и мировоззрение, и воззрение на самого себя – это невозможно не заметить не только ему, а всем окружающим.

Прот. Александр Березовский: То есть, если человек усомнился, то значит, не было, скорее всего?

Прот. Димитрий Смирнов: Не было. Если человек покаялся, его сразу начинают гнать, приставать: «Что с тобой? Да ты поешь, да ты выпей, да ты оденься, да ты ляг». От мира житья не будет, если ты покаялся.

Прот. Александр Березовский: Значит, мир будет пытаться вернуть своё?

Прот. Димитрий Смирнов: Безусловно. В лице всех: мамы, папы, приятелей, товарищей, начальства на работе, даже внутри церкви. Вот, казалось бы, человек работает кем-то в церкви. Даже в монастыре могут житья не давать такому человеку.

Прот. Александр Березовский: Преподобному Серафиму не давали.

Прот. Димитрий Смирнов: Да таких святых сколько угодно.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, подскажите, как вести себя со взрослыми детьми. По материальному положению они уже выше своих родителей. Ребёнок сребролюбив, тщеславен, высокомерен, но всё-таки остается ребенком. Как можно ему помочь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Оторвать от груди. Я последние год или два всем эту рекомендацию даю.

Прот. Александр Березовский: То есть перевести в самостоятельное плавание?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что я узнал: если долго кормить грудью, это не всегда полезно, можно испортить зубы, оказывается.

Прот. Александр Березовский: А из Вашего опыта, когда нужно прекращать?

Прот. Димитрий Смирнов: Я сейчас уже не помню. Я просто запомнил, что излишнее кормление грудью приводит к тому, что в дальнейшем будут плохие зубы.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, я в переносном смысле. Когда можно уже отпускать детей в свободное плавание?

Прот. Димитрий Смирнов: Когда это уже для них безопасно.

Прот. Александр Березовский: Но каждый родитель считает, что и в 40 лет ребёночек в опасности.

Прот. Димитрий Смирнов: Если он так считает, значит, надо голову лечить, потому что, если человек до 40 лет несамостоятелен, он никогда не будет самостоятельным. Поэтому, когда мамочка его умрёт благополучно, это будет один из самых несчастных людей в своем окружении.

Прот. Александр Березовский: Ну вот, на Ваш взгляд, человеку с какого времени нужно давать всё больше и больше самостоятельности, учить его?

Прот. Димитрий Смирнов: Когда начинается переходный возраст.

Прот. Александр Березовский: То есть лет в 13-14?

Прот. Димитрий Смирнов: Иногда в 12, иногда в 16. Надо смотреть.

Прот. Александр Березовский: То есть не в 25? Пораньше?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, в 25 – это уже поздно. Если до этого не отпустили – всё, пропал парень.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, порекомендуйте полезную литературу по воспитанию детей. На Ваш взгляд, из современных авторов или из уже известных, кто наиболее полезен?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, что значит, «наиболее полезен»? Сухомлинский, Корчак, Макаренко, Песталоцци. Всех можно прочесть, у каждого человек найдёт для себя какие-то примеры, рекомендации. Обязательно нужно прочитать книги по возрастной психологии, физиологии, по детской психологии.

Прот. Александр Березовский: Наших русских авторов или зарубежных тоже?

Прот. Димитрий Смирнов: Зарубежные давно вперёд ушли. Конечно, если кто-то владеет иностранными языками.

Прот. Александр Березовский: Многие [книги] переведены уже на русский.

Прот. Димитрий Смирнов: Я давно от этого отстал.

Прот. Александр Березовский: Но дело в том, что там иные взгляды на воспитание детей. Там довольно своеобразные есть советы.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, если человек тупой, то ему лучше вообще ничего не читать, потому что он будет тупо следовать. Если человек тупой, ему даже нельзя Евангелие читать – он себе обязательно вырвет глаз или отсечёт правую руку, которая будет его соблазнять (см. Мф. 18, 8), и отпадёт от Церкви, потому что таких полагается извергать из лона Церкви за членовредительство. Это же больной человек. Поэтому – кто воспринимает любую книгу как инструкцию к поведению, тому книг вообще нельзя читать. Ему лучше читать поэзию. Как Александр Сергеевич [сказал], поэзия чуть-чуть глуповата должна быть (из письма А.С. Пушкина поэту и другу П.А. Вяземскому – прим. ред.), и этим она должна ограничиваться: образы, лирика, размышления у парадного подъезда – вот такие вещи безопасны.

Прот. Александр Березовский: Но каждый родитель хочет научиться воспитывать детей. Одной лирикой же себя не напитаешь.

Прот. Димитрий Смирнов: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Прот. Александр Березовский: Этот вопрос очень часто возникает, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, возникает, но я не специалист. Я окончил педагогический институт полторы тысячи лет тому назад. Там тоже у нас изучали Надежду Константиновну – она же 500 детей родила и 800 воспитала, своего мужа по мордам била. Очень была сильнейший педагог. И то у нас была педагогика. Как наш учитель в том же институте говорил, Иван Иванович: «Умный и у дурака может чему-то научиться, а дурак и у умного ничего не возьмёт». Поэтому надо искать, читать. У меня такого списочка нет.

Прот. Александр Березовский: «Мой муж по несколько раз на дню напоминает мне, что я должна его слушаться. Что бы я ни делала, он хочет, чтобы я обязательно поступила, как он говорит, хотя его советы и его мнение не всегда, на мой взгляд, верны. Слушаться ли мне его во всём, или всё-таки я имею возможность и на своё мнение?»

Прот. Димитрий Смирнов: А откуда я знаю, имеет ли эта бедная супруга такую возможность? Это только она сама знает.

Прот. Александр Березовский: Даст ли он ей.

Прот. Димитрий Смирнов: Ведь всё надо взвешивать.

Прот. Александр Березовский: «Что означают слова Христа:«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф., 6, 21)

Прот. Димитрий Смирнов: То, что для человека является столь важным, что он прячет ото всех, скрывает ото всех. Сокровище – это от глагола «скрывать». Там, рядом с этим сокровищем, его сердце. То есть он это любит, этим дорожит.

Прот. Александр Березовский: То есть, что человек больше всего любит, рядом с этим его сердце находится?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А ты как думаешь?

Прот. Александр Березовский: Я тоже так думаю.

Прот. Димитрий Смирнов: Слава Богу.

Прот. Александр Березовский: Это даже проявляется в том, что именно об этом люди больше всего говорят. Для них интерес в том, что для них дорого. Вот хочет человек только о футболе говорить – ясно ведь, где его сердце находится. «Может ли Бог через погоду и погодные явления выражать Своё отношение к каким-либо ситуациям, происходящим в мире?»

Прот. Димитрий Смирнов: Может, конечно, а почему нет? Это и художники, особенно кинематографисты, всегда использовали: идёт герой какой-то обиженный, а весь небосвод тучами усеян – молнии, волосы развеваются. Это вполне.

Прот. Александр Березовский: Но это некий художественный образ, а насколько он соответствует реальности?

Прот. Димитрий Смирнов: А Господь всё использует для блага человека. Если уж художники подглядели, насколько соответствует внутреннему состоянию героя внешняя обстановка, значит, это влияет на человека. И, когда Господь хочет что-то сообщить человеку, Он может [это использовать].

Прот. Александр Березовский: Когда какой-то катаклизм случается в мире, говорят: «Бог гневается».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, конечно, Бог не гневается, но то, что люди так говорят, говорит об этой связи.

Прот. Александр Березовский: По крайней мере, о Боге вспомнили.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Раньше, если что-то происходило в жизни человека, он… Мне даже батюшка один говорил, как он однажды в машине перевернулся, и пока машина летела, и он из неё вылетал, пока он летел до земли, вспомнил: «Чем-то я согрешил». И благополучно приземлился. Он не говорил, понял ли он, чем, но покаянная такая мысль пришла в полёте. Хотя полёт был, может, полторы секунды. Просто в таких ситуациях всё в замедленном плане происходит.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, пора нам прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего доброго, до свидания. С Крестопоклонной Неделей вас.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. irina kopteva:

      Спасибо Вам отец Димитрий !Храни Вас Господь.

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий и отец Александр. Спасибо Вам отец Димитрий с поздравлением, Вас тоже поздровляем с Крестопоклонной Неделей.

    3. Feodor Nikolaev:

      Низкий поклон Вам Батюшка и большое спасибо за Ваш труд. Храни Вас Господь.

    4. Инна:

      Спасибо большое!!! Очень интересная передача получилась! Особенно интересно было услышать Ваш ответ о покаянии!!!!

    5. Job:

      Спасибо Дмитрию Смирнову, за все ответы , более эрудированного, грамотного, интересного человека Не встречала. Огромное спасибо за ваш труд, за проделанную вами Работу. Дай Бог вам сил , здоровья и терпения на долгие года. Спасибо !!!!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.