Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2014.04.05
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 5 апреля 2014 года.

   1. Как умом и сердцем всегда предстоять перед Богом?   (1:28)

Авва Дорофей, Лествица, Варсонофий Великий, Антоний Великий, Макарий Великий, Василий Великий, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Оптинские старцы, непрестанная молитва, самодвижущая молитва, благодать Святаго Духа

   2. Почему священник не носит обручального кольца?   (4:29)

рукоположение, посвящение себя Богу, домашняя церковь, обязательства священника перед семьёй, служение Церкви, послушание священноначалию

   3. Будет ли являться признаком гордости то, что муж считает себя главой семьи?   (6:23)

организация жизни семьи, воспитание детей, образование детей, содержание семьи, забота о семье, требование подчинения, мужская истеричность

   4. Нужно ли преклонять голову крещёным людям, когда говорят: «Оглашенные, головы преклоните»?   (8:25)

крестное знамение, молитва Ефрема Сирина, земные поклоны, автоматические действия, молитва об очищении

   5. Может ли мирянин носить на руке чётки? Или это нелепо?   (9:30)

чётки, миряне

   6. Благословляете ли Вы читать Апокалипсис мирянам?   (9:49)

ум, профессор

   7. Что значит «духовный человек»? Может ли быть духовный человек вне христианской веры?   (10:10)

плоды Святаго Духа, любовь, благость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, спасение своей души, спасение ближних, любовь, терпение, эгоизм, страсти, любовь к Богу, благодать Святаго Духа, мечтания, духовность, иллюзии, слёзы, благодать Божия, ощущения, малое стадо, ученик, распятие Христа, храм, Небо на земле, мытарь, фарисейство

   8. Есть ли у детей совесть?   (15:55)

врождённый дар, потеря совести, отсутствие воспитания, правила поведения, семья, окружение ребёнка, реабилитация, любовь к ребёнку, молитва за ребёнка, детские впечатление, совестливый поступок, детский дом, Павлин, сквернословие, юмор, Маугли, способность к учёбе, развитие детей

   9. После того, как я крестилась, Бог дал мне способности в иконописи, вышивке и в поэзии. Это благодать Божия, как Вы считаете?   (20:37)

молитва, вышивка икон, дар, золотошвейное дело, Богословский институт

  10. Что сказать человеку, который осуждает священников за то, что они после службы переодеваются в гражданскую одежду?   (22:32)

осуждение, осуждение Церкви, осуждение Патриарха, состояние души, споры о мнениях, немощные в вере, метать бисер, служение Патриарха, апостол Павел, чужой раб, историческая личность, царство легенды, живая русская история, Крылов, молчание, дипломатическое поведение

  11. Что такое самоизмышленная пагуба?   (26:02)

коммунизм, коммунистическая религия, священномученики, Афанасий Сахаров, святые, спецслужбы, суеверие, чёрная кошка

  12. Что для человека не является крестом?   (28:27)

удовольствие

  13. Христос часто говорил исцелённым Им людям, чтобы они не грешили больше. А как это исполнить, если человек и дня не может прожить, чтобы не согрешить?   (28:49)

прегрешение, причина болезни, исцеление от греха

  14. Насколько паломническая поездка на Святую Землю полезна для духовного становления?   (29:58)

внутреннее состояние, поведение, цель поездки, потеря благоговения, вред от паломничества, испытания, раздражение, благодать Божия, Серафим Саровский, духовный подвиг, скверный характер, абсолютная мерка, самоцен, раб негодный, духовный человек

  15. Правда ли, что после Всеобщего Воскресения те, кто не спасётся, будут уничтожены, а не будут мучиться в вечности?   (34:00)

распад тела, распад души

  16. Не будет ли человекоугодием, если рыцарь своей принцессе под ноги будет кидать шубы и бриллианты?   (34:58)

любовь, драгоценные камни, полудрагоценные камни

  17. Не грех ли в судебном порядке требовать алименты с дочери, которая не помогает матери?   (36:20)

церковные документы, алименты, следствие воспитания, бабушка, внуки, деньги, стимул, строительство дома, бригада строителей, мошенничество, воспитательный приём

  18. Стыдно перед священником после исповеди. Как мне теперь смотреть ему в глаза?   (42:11)

стыд, живая душа, горчичник

  19. В каких случаях крещение младенца бессмысленно?   (44:14)

основы христианской веры, воцерковление, Причастие, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, невоцерковлённые родители, жертва на храм, просвещение

  20. Можно ли считать постом тяжёлую болезнь?   (47:11)

терпение, благодушие, безропотность, опытный постник, вменение в пост, подвижник, отношение к болезни

  21. Приемлемо ли с точки зрения православия подкинуть монетку для решения некоторых вопросов?   (48:13)

принятие решения, молитва, совет

  22. Я слабохарактерная, на мне все ездят. Как себя исправить?   (49:06)

черты характера, война, преодоление характера, заградотряды, атака, русские солдаты

  23. Как преодолеть ненависть к своему свёкру-алкоголику?   (51:22)

жизнь в аду, преддверие ада, погибель, молитва, сдержанность

  24. С какой периодичностью нужно собороваться?   (53:16)

тяжёлая болезнь, Великий пост

  25. Все ли таланты от Бога?   (53:50)

шулерство, карточные игры

  26. Как по-христиански относиться к тому, что теряешь деньги в результате интернет-мошенничества?   (54:00)

ограбление квартиры, воры-карманники

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную передачу в прямом эфире. Телефон студии – 8 (495) 959-59-39, вы можете нам позвонить и задать свои вопросы.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели. Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы нам по смс на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «вера» и, через пробел, текст вашего вопроса.

«Отец Дмитрий, научите, пожалуйста, как умом и сердцем всегда предстоять перед Богом».

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, какое дело... Во-первых, я не могу научить тому, чего не умею сам. Это невозможно даже в более простых вещах. Во-вторых, нужно соизмерять вопрос и формат передачи. О том, как это делать, написаны тома. И я Вам советую найти эти тома в качестве домашнего задания, а потом всю жизнь их читать, и узнаете ответ. В рамках нашей передачи это невозможно. Это я должен Вам безо всякой предварительной подготовки прочесть лекцию на 50 минут. Может быть, я и мог бы прочитать такую лекцию, но мне нужен перед собой материал, мне нужно к этому специально подготовиться, потому что такую лекцию невозможно читать без точных цитат произведений тех людей, которые этого достигли. Мне нужно сделать выборку из аввы Дорофея, из «Лествицы», из Варсонофия и Иоанна, Антония Великого, Макария Великого, конечно, из Василия Великого. Может быть, придётся прибегнуть и к Игнатию Брянчанинову, к Феофану Затворнику, может быть, к письмам оптинских старцев. То есть нужна очень серьёзная и разносторонняя подготовка.

Кратко что можно сказать? Самое главное упражнение, для того, чтобы реализовать это предстояние: должна быть у человека непрестанная молитва и постепенное превращение этой молитвы – не без помощи, конечно, благодати Духа Святого – в самодвижимую. И тогда Сам Дух Святый будет осуществлять искомое. Вот, если кратко, только так можно сказать.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Слушатель: Добрый вечер, отец Дмитрий и отец Александр. Отец Александр, почему священник не носит обручального кольца?

Прот. Димитрий Смирнов: Это у тебя спросили. Вот ты почему не носишь?

Прот. Александр Березовский: В момент рукоположения ещё в диаконы, когда меня посвящали в первую стадию священного сана, кольцо сняли, потому что человек, который принимает священный сан, посвящает себя полностью Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: А что же, посвящение домашней церкви снимается?

Прот. Александр Березовский: Нет, не снимается.

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что некоторые священники, плохо учёные, говорят: «Всё, матушка».

Прот. Александр Березовский: Типа «ты на втором плане».

Прот. Димитрий Смирнов: Типа «гудбай».

Прот. Александр Березовский: Нет, это обязательств перед семьёй не снимает со священника. Но первостепенное служение, конечно, Церкви. Человек отдаёт себя в послушание священноначалию и служит Богу, предстоя пред Престолом Божиим. А семья ему в помощь в этом служении. Поэтому обручальное кольцо как символ привязанности человека исключительно к собственной семье отдаётся на хранение матушке. Так что моё кольцо хранится у моей матушки.

Прот. Димитрий Смирнов: Понятно. Ну, хорошо, пойдём дальше.

Прот. Александр Березовский: Такой вопрос. «Будет ли считаться признаком гордости то, что муж считает себя главой семьи?»

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря в чём это выражается. Если в том, что он организовывает всю жизнь семьи, занимается организацией и осуществлением воспитания и образования детей, содержит всё своё семейство, если проявляет о заботу о душе и теле всех, кто в семье состоит, тогда не будет. А если он постоянно об этом говорит, мол, я – глава семьи, то это признак гордости.

Прот. Александр Березовский: То есть человек хочет лишь подчинения, чтобы ему все подчинялись и его слушались.

Прот. Димитрий Смирнов: Если это просто декларация, то это ничего не стоит, это просто гордость. Я встречал таких людей, которые, во-первых, не работают, во-вторых, истерично орут дома, как базарные бабки, совершенно ни о ком не заботятся и требуют от всех подчинения. Подчинение таким истеричным особям, пусть и по внешним признакам мужского пола, разрушительно для семьи. Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер! Любовь из Москвы, у меня три вопроса. Благословляете ли Вы читать Апокалипсис мирянам? [Второй вопрос]. На руках некоторых мирян в храме вижу чётки. Можно ли их носить, или это нелепо? И третий вопрос. После возгласа «Оглашенные, главы ваша Господеви преклоните» половина храма преклоняет головы. Это для некрещёных людей, а в храме стоят крещёные. Спасибо за ответ.

Прот. Димитрий Смирнов: А в чём вопрос-то третий? Я сам видел, что наклоняют главы. А вопрос-то Ваш в чём?

Слушатель: Это от незнания? Разве это нужно, ведь преклонять [голову] должен только некрещёный?

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, просто люди всё делают автоматически и совершенно не осознают, что они делают. Вы разве не замечали? Для большинства людей даже 12 поясных поклонов на молитве преп. Ефрема Сирина – это чисто автоматические действия. Совсем не у многих в это время молитва об очищении. А второй вопрос у нас какой?

Прот. Александр Березовский: Чётки.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы говорите «лепо» это или «нелепо»? Если чётки лепые, значит «лепо». Если нелепые – великоватые или по полу волочатся, это нелепо. «Лепо» – значит «красиво» по-славянски.

Прот. Александр Березовский: И Апокалипсис для мирян.

Прот. Димитрий Смирнов: Апокалипсис для того и печатается, чтобы мы его читали. При чём тут миряне? Некоторые миряне бывают поумней представителей профессорского сословия. Почему же им не почитать?

Прот. Александр Березовский: «Что такое «духовный человек», и может ли быть человек духовным вне христианской веры?»

Прот. Димитрий Смирнов: Может, но это один случай, может, на сто лет. А так духовный человек – это тот, который стяжал плоды Святаго Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см. Гал. 5, 22). На таковых нет закона – он человек духовный. Такой человек никогда не спрашивает, что можно, что нельзя, что лепо, что нелепо. Потому что ему абсолютно всё равно, носит ли человек чётки, носит ли он вериги, ему есть дело только до спасения своей души, исключительно. Он даже спасение своих ближних видит через спасение своей души, только через эту призму. Он через свою душу смотрит на окружающий мир. Поэтому вся любит, всему верит, на вся надеется, вся терпит. И любовь, которая в нём, николиже оскудевает (см. 1 Кор. 13, 7-8).

Прот. Александр Березовский: Такое, как некоторые говорят, «зацикливание» на своём спасении многие считают эгоизмом.

Прот. Димитрий Смирнов: Да потому что они ничего не понимают. Эгоизм – это то, что у них, а не то, что у людей духовных. Духовные люди жалеют весь мир и даже каждую тварь Божию.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, значит, мы все – недуховные, потому что мы не достигли тех плодов, которые Вы сейчас перечислили.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Апостол говорит: «Если вы духовны, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 25). Если по духу не поступаем, какие же мы духовные?

Прот. Александр Березовский: А что тогда нами движет?

Прот. Димитрий Смирнов: Страсти.

Прот. Александр Березовский: Ведь любить Бога вне благодати Святаго Духа невозможно.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, невозможно.

Прот. Александр Березовский: Мы любим Бога, значит, всё-таки есть в нас...

Прот. Димитрий Смирнов: Есть всякие мечтания. Вот человек, допустим, прочёл какую-то хорошую книжку и начинает мечтать. И вот размечтается: он, дескать, всех любит. А когда к нему обратятся, мол, не вынесешь ли ведро мусора, говорит: «Подожди, мне некогда, завтра вынесу». Вот и всё, вот и вся духовность, вместе с ведром испарилась. Большинство людей, к сожалению, пребывает во всяких иллюзиях о самих себе. [У них] слёзы нервические, а они думают, что это благодать Божия на них сошла. Такие люди обычно всегда определяют: тут благодатно, а тут – неблагодатно.

Прот. Александр Березовский: Храмы так делят.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, делят, потому что они же ничего не чувствуют и не понимают.

Прот. Александр Березовский: А что же тогда чувствуют? В одном храме, говорят, благодатно, а в этом – как-то не очень.

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что это исключительно мечтания.

Прот. Александр Березовский: Но что-то же человек ощущает в «благодатном» храме?

Прот. Димитрий Смирнов: Ощущает. Разбежаться и со всей силы дать ему пинка, и сказать: «Что ты ощущаешь?» Если человек духовный, на него это никак не повлияет, на его внутренние ощущения. А тут – сразу изменится и поведение, и выражение лица, [появятся] спазмы в горле…

Прот. Александр Березовский: Батюшка, таких людей, которые, как Вы говорите, не изменятся в этой ситуации, единицы за всю историю христианской Церкви.

Прот. Димитрий Смирнов: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12, 32). Есть большая разница между человеком, который говорит про себя, что, мол, я только ученик и стремлюсь, и тем, который себя мнит духовным человеком и который от каждого пинка готов убить своего обидчика, как будто он не читал девятнадцатую главу Евангелия от Иоанна. Как будто не читал, как будто это вообще к нему не относится.

Прот. Александр Березовский: Забывается.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот. Никто же гвозди в него не забивал. Чего он так нервничает? Ну, подумаешь, пинка дали. Духовный человек понимает, что, конечно, его в храм приглашают, Христос его зовёт, но храм – это Небо на земле, а он-то тут ещё пока стоять недостоин. Это по милости Божией его туда пустили, как мытаря. Надо всё время помнить, что ты мытарь. Как [только] забыл, что ты мытарь, – так пошёл вон, фарисейская морда.

Прот. Александр Березовский: «Есть ли у детей совесть?»

Прот. Димитрий Смирнов: Бывает.

Прот. Александр Березовский: Как некий врождённый дар.

Прот. Димитрий Смирнов: Врождённый у всех бывает. Но, бывает, очень рано, прямо с трёх лет, ребёнок полностью теряет её – от отсутствия воспитания или от противоположного воспитания. Дети быстро усваивают правила поведения, которые приняты в семье или в том окружении, в котором они живут, это не обязательно бывает семья.

Прот. Александр Березовский: То есть потеря совести происходит именно от окружения, в котором человек оказывается?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: А если она потеряна, как её вернуть?

Прот. Димитрий Смирнов: Это довольно трудная реабилитация. Нужно его просто любить, любить, любить, никогда не бить, никогда не ругать, а только молиться, увещевать, пытаться воздействовать, всю эту коросту нужно отпарить и потихонечку снимать. Это очень трудно и в отдельных случаях невозможно. Недаром [говорят]: «впечатление». В душу ребёнка прямо это (правила поведения окружения – ред.) впечатывается.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а в ваш детский дом дети поступают совестливые или нет?

Прот. Димитрий Смирнов: Когда кто-то поступает по совести, это для нас праздник.

Прот. Александр Березовский: А вы ставите такую цель – разбудить в детях совесть?

Прот. Димитрий Смирнов: Эта задача решается параллельным транспортом, мы не выделяем [её как] одну из задач. Хотя я придумал такую технологию: дети сами пишут плакат полуметровыми буквами. Сейчас у нас висит такой, [выполненный] разноцветной гуашью: «Не сквернословь». И вот он висит месяц, два, три, чтобы зрительно он у них запечатлелся в мозгу через то, что они [сначала] писали, потом читают это в столовой: когда смотрят на стену, перед ними – «Не сквернословь». Надеемся, это запечатлеется, по крайней мере, они будут знать, что это плохо. И вокруг ни один взрослый не сквернословит, никто не орёт, а только с любовью с ними [обращаются], с юмором.

Прот. Александр Березовский: И как, вы замечаете подвижки в детях?

Прот. Димитрий Смирнов: Чрезвычайно быстро. Чем меньше ребёночек, тем скорее.

Прот. Александр Березовский: Коросты меньше.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это удивительно. Как-то принесли одного мальчика, ему в районе года. Его спасли соседи. Мама его практически не кормила: она напьётся и лежит. А ему воды наливала, туда – сухую смесь молочную, взболтает и даёт, и всё. Так за две недели он у нас научился сам есть ложкой, научился говорить некоторые слова, научился ходить! За две недели прямо резкий скачок.

Прот. Александр Березовский: То есть в ребёнке это было, но было неразвито.

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно. Его ещё так подержать лет пять, и он был бы полным маугли, неспособным к учёбе. Желать учиться, мозги напрягать – чрезвычайно трудно, чем старше, [тем труднее]. А младшие очень быстро развиваются. Все фибры души, ума у них открыты. Интересно наблюдать, что происходит. Некоторые начинают говорить, как взрослые. Быстро учатся, в шахматы играют.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Слушатель: Добрый вечер, это Татьяна. Я покрестилась 23 года назад, мне было 53 года. И мне Бог сразу способности дал: я стала рисовать иконы и вышивать. Потом стала писать стихи, собственные молитвы к некоторым святым. Как Вы считаете, это благодать?

Прот. Димитрий Смирнов: Да ничего я не считаю, я же не бухгалтер. Вышиваете и вышивайте, молитесь – и молитесь. Что это такое? Да ничего особенного. Что тут такого?

Прот. Александр Березовский: Пугает, что вдруг открылся такой дар.

Прот. Димитрий Смирнов: Да какой там дар? Ну, вышивает человек иконы. У нас полприхода вышивает, в том числе дети. Самое обыкновенное дело – иконы вышивать. Какой тут дар? Берёшь пяльцы, берёшь рисунок – и пошёл [вышивать] крестиком. Другое дело – золотошвейное дело. Это надо учиться – либо школу какую-то пройти, либо вот в Богословском институте (ПСТГУ – ред.) есть целый факультет, там учат всему, вплоть до Церковного устава. Искусствоведение, иконография... Там надо попотеть. А тут-то чего? Берёшь мулине, вставляешь в иголку. Какой на шаблоне цвет, тот и вставляешь, и хорошо, и можно кому-нибудь подарить во славу Божию, человек радуется.

Прот. Александр Березовский: Есть ещё вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Слушатель: Здравствуйте, у меня друг осуждает священников за то, что те после службы переодеваются в гражданское и ходят без рясы. Что можно ему ответить?

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем? Пускай осуждает. У меня был друг священник, мне про него рассказали однажды. Кто-то к нему подходит и говорит: «Осуждаю духовенство». А он отвечает: «Так им и надо». Так что пусть осуждает, Вам-то что? «Как ему сказать?» Господи, помилуй! Не связывайтесь.

Прот. Александр Березовский: А когда человек осуждает Церковь, Патриарха, всё на свете, как-то остановить его стоит или нет?

Прот. Димитрий Смирнов: А смысл? Осуждает человек из определённого состояния своей души. Из-за того, что ему скажут, состояние [его] души не изменится. Он только осерчает. Сказано: «немощного в вере принимай без споров о мнениях» (Рим. 14, 1). Что значит [ему] сказать? Это значит вступить с ним в спор. То есть взять бисера и начать перед этой свинкой бисер рассыпать. Но он же всё равно не понимает. Вообще не понимает, кто такой патриарх, каково его служение. Апостол Павел сказал: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Рим., 14, 4) А это – Патриарх. Не успели избрать – это уже историческая личность. Это по телевизору так: человек что-то спел, сплясал и не упал – уже легенда. Это легенда, и то – легенда. Танк – легенда, автомобиль – легенда, старый букет цветов в урне – легенда, какой-то старый червячок на сцене кривляется – легенда. Всё легенда. Мы живём в царстве легенд. А патриарх есть живая русская история. Ай, Моська, знать она слаба, коль лает на слона. Ну, Моська – она и есть Моська. Что перед ней бисер метать? Уйди подальше. 

Прот. Александр Березовский: То есть в этот момент промолчать – самое правильное?

Прот. Димитрий Смирнов: Не только промолчать, но и уйти. Надо действовать дипломатично. Когда фракция несогласна с той темой, о которой говорят в парламенте, все встают молча и уходят. Если фракция большая, голосование не состоится, без всякой драки. Если фракция маленькая, тогда вообще непонятно, чего она там сидит: если драться, большая фракция победит. Вот, собственно, и всё. Надо решать дипломатическим христианским путём, а с дураками рядиться – это уподобляться дуракам.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, поясните, пожалуйста, что означает выражение «самоизмышленная пагуба»?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это коммунизм. Люди эту религию сами придумали. Не богооткровенная религия, а самоизмышленная.

Прот. Александр Березовский: Тогда не только коммунизм, а вообще все те религии, которыми сейчас полны...

Прот. Димитрий Смирнов: Я просто привёл пример. Дело в том, что это выражение есть в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, у священномученика владыки Ковровского Афанасия (Сахарова). По-моему, в каноне есть тропарь, где есть такие выражения. Я цитирую владыку Афанасия, которого я, как узнал про него – он ещё не был канонизирован, – почитал чрезмерно. Это человек, который арестовывался разными спецслужбами нашего родного государства более 30 раз за свою жизнь. Уникальный случай.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а вообще, наверное, любое суеверие есть эта самоизмышленная пагуба.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, конечно. Вот чёрная кошка – чем она виновата?

Прот. Александр Березовский: Но сделали её символом чего-то плохого.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Одна баба болтнула, другая повторила, и вот уже все боятся. И мужчины, главное. Ну ладно, баба бестолковая. Но солидные вроде мужчины, семь классов закончили – и чёрную кошку боятся, плюют через одно плечо, через другое и не растирают. Всякая дурь.

Прот. Александр Березовский: «Что для человека не является крестом?»

Прот. Димитрий Смирнов: А вот мы с тобой чаёк попиваем – это не крест. Это крест для того, кто нам этот чаёк приготовил. Спаси, Господи!

Прот. Александр Березовский: «Христос говорит исцелённому расслабленному при Овчей купели: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5, 14). А как можно было это исполнить, если человек и дня не проживёт, чтобы не согрешить?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, Господь тут указывал на конкретное прегрешение, и Он знал, что этот человек поймёт.

Прот. Александр Березовский: То есть Господь ему как бы указывает на причины его болезни.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, конечно. Просто Господь это не афиширует перед толпой, жалеет его, не обличает. Но тот прекрасно понимает, о чём речь, что эта болезнь, расслабление, была дана, чтобы он прекратил этот грех. Он, уже будучи расслабленным, исцелялся таким образом от этого греха. Господь напомнил ему, что, мол, если ты опять [это] повторишь, то будет с тобой так же, но уже до смерти не встанешь.

Прот. Александр Березовский: «Как Вы относитесь к паломнической поездке на Святую Землю? Насколько эта поездка может быть полезна для духовного становления и укрепления в вере?»

Прот. Димитрий Смирнов: Кому как.

Прот. Александр Березовский: То есть не всем это может быть полезно?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: А от чего это зависит?

Прот. Димитрий Смирнов: От внутреннего состояния, от поведения и так далее.

Прот. Александр Березовский: То есть какую цель человек ставит для себя?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Может быть даже, от потери благоговения.

Прот. Александр Березовский: То есть можно получить и вред от такой поездки?

Прот. Димитрий Смирнов: Сколько угодно.

Прот. Александр Березовский: Часто в паломнических поездках возникают серьёзные испытания, люди их просто не выдерживают. Получается, что человек приобрёл вместо благодати Божией осуждение себе?

Прот. Димитрий Смирнов: Почему? Испытание тоже бывает для человека вразумляющим действием руки Господней.

Прот. Александр Березовский: Нередко люди говорят: «Хоть и сдерживалась, но раздражалась. Раздражалась на то, как люди себя ведут, на то, как всё складывается». Это состояние раздражения является же препятствием для благодати Божией?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Если Бог захочет... Был такой случай. У преподобного Серафима спросили: «Кто в монастыре лучше всех Богу угождает?» Он сказал, что повар. Все знали [повара] как злого, раздражительного, нелюдимого человека. Когда высказали это, он (преп. Серафим – ред.) говорит: «Вы просто не представляете: если бы он дал себе волю, от нас всех бы кишмиш остался. А он такие усилия тратит для того, чтобы сдерживаться, что Господь ему это вменяет в большой подвиг». Это только преподобный Серафим мог видеть. И он (повар – ред.) несёт самый высокий подвиг из всех остальных, имея такой скверный характер.

Прот. Александр Березовский: Мы-то привыкли всё абсолютной меркой мерить.

Прот. Димитрий Смирнов: Да мы дураки, поэтому и мерим. А умные люди не мерят ничего.

Прот. Александр Березовский: Только себя.

Прот. Димитрий Смирнов: Тоже нет. Это очень большое заблуждение. Самоцен не угоден Богу. Считаешь себя рабом неключимым (см. Лк. 17, 10). Вот так надо считать.

Прот. Александр Березовский: То есть, сколько ни есть людей, все лучше меня.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это факт. Потому что в себе-то ты должен видеть грехов примерно в миллиончик раз больше, чем в других. В другом ты сколько видишь грехов? Один, два, три. А в тебе-то – три миллиончика, четыре миллиончика, пять миллиончиков. Как сравнить? Да он против тебя ангел сущий. Как солнце, на котором пятнышки, которые не видно, потому что глаза слепятся. Вот как духовный человек воспринимает другого человека. Он не видит в нём [грехов]. Он видит только блеск, блистание Божества.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Слушатель: Правда ли, что после Всеобщего Воскресения те, кто не спасётся, будут уничтожены, а не будут мучиться в вечности, будет полный распад?

Прот. Димитрий Смирнов: Распад чего?

Слушатель: И тела, и души.

Прот. Димитрий Смирнов: Чего это Вы придумываете? Вот так всегда бывает: человек сначала соврёт, а потом на этом строит теорию.

Слушатель: Может, я ошибся? Простите.

Прот. Димитрий Смирнов: Да конечно. Полностью ошибся. Читайте тексты. Лучше внимательно – выписки делать, учить наизусть. И всё придёт в норму.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, Вы как-то говорили, что рыцарь своей принцессе должен под ноги кидать шубы, бриллианты. А не будет ли в этом человекоугодия?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Только одна любовь.

Прот. Александр Березовский: Интересно, если кто-нибудь так сделает, какая будет реакция со стороны его принцессы?

Прот. Димитрий Смирнов: Скажет: «Любимый, спасибо!» Или наоборот: «Чего это ты выдумал, старый, с ума сошёл?»

Прот. Александр Березовский: А знаете, привыкают же люди к хорошему.

Прот. Димитрий Смирнов: А чего такого хорошего в бриллиантах, вот ты мне расскажи? Ну, камушки и камушки. Хорошо стекло резать, а так-то?

Прот. Александр Березовский: Ну, батюшка, это у Вас такое отношение к этим камушкам.

Прот. Димитрий Смирнов: Просто люди договорились, что вот эти камушки стоят дороже вон тех. А так-то, в общем, какая разница? Мне, допустим, аметисты не меньше нравятся. А больше всего люблю сердолики – они вообще не считаются драгоценными, они полудрагоценные. Яшму обожаю. Когда вижу яшму, готов целый час [на неё] смотреть. Алло, добрый вечер, слушаем Вас!

Слушатель: Добрый вечер, уважаемые батюшка Дмитрий и батюшка Александр. Если дочь не помогает, не приезжает и не звонит маме, можно ли, по-церковному, подать на алименты? Или это считается греховным, и это только юридический закон?

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, церковных документов по поводу запрета подачи на алименты нет. То, что дочь не заботится о маме, это, конечно, следствие маминого воспитания. Алименты – не такая большая сумма, и от них можно всегда отказаться. Можно такую меру избрать. Если она в результате задумается, можно от алиментов отказаться. Вообще это очень интересная мера, я ещё никому не советовал, с этого дня начну. Бывает, бабушка завещает внучку свою квартиру, а внучок ни малейшего интереса не проявляет. А, собственно, зачем?

Прот. Александр Березовский: Ну да, уже «всё моё».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Лучше найти какую-нибудь узбекскую девочку и сказать: «Ходи за мной, а я буду тебе как мать и квартиру тебе отпишу». И она будет ухаживать. А что с внучка [взять], который о бабушке не думает? Эта будет хотя бы за квартиру думать. А если взбрыкнёт, всегда можно завещание поменять.

Прот. Александр Березовский: Ну, внучок – «своё».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну какое «своё», если она его уже три года не видела?

Прот. Александр Березовский: Бабушки всегда живут воспоминаниями: какой он был замечательный, когда под стол пешком ходил!

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это её дело. Тогда что жалуется? Повесь фотографию его трёхлетнего, когда «Ба-ба! Ба-ба!» говорил.

Прот. Александр Березовский: Всё время хочется переубедить. Своих аргументов не хватает.

Прот. Димитрий Смирнов: Главный аргумент у современного человека – это денежки. Это и предмет вожделения, и предмет веры, опора и надежда. Для большинства людей теперь это самое главное. Люди работают не [для того], чтобы хорошо что-то сделать, а чтобы получить денежки.

Прот. Александр Березовский: Ну, это главный стимул.

Прот. Димитрий Смирнов: Должно быть как? Если я строю дом, я хочу, чтобы был хороший дом, чтобы люди говорили: «Вот как хорошо построил, большое спасибо». Сейчас нет, лишь бы сделать что-то тяп-ляп – что-то скрыть, замазать. То, что потом его ветер продувает, люди будут мёрзнуть, проклинать строителей, их вообще не волнует. Это украли, это пропили, это недоложили... прибили, покрасили, ленточку разрезали – всё! Жить нельзя. Ну, найди мне, пожалуйста, хоть одну бригаду строителей, про которую бы сказали: «Сделали блестяще».

Вот сегодня я с одним человеком говорил, предпринимателем. Он говорит: «Работал три года на Олимпиаде, заключал договоры. Ничего не заплатили». Ему рабочим надо платить – а из чего? Ничего не дали. И те фирмы, с которыми он заключил договор, сейчас банкротятся. То есть они сейчас объявят себя банкротами и откроют новые фирмы с другими названиями. Была «Альфа», а будет «Альфа плюс». И всё, и все будут в интернете опять на эту фирму натыкаться. «А мы ни [при чём]». Даже могут сменить гендиректора: был Иванов, а теперь Петров. И все деньги [при них] того, кто сделал, на ком они заработали миллионы. Вот, пожалуйста. Он-то старался на совесть, а его... Три года впустую. Нормально? Вот что сейчас творится. А смысл работы в том, чтобы дело сделать. А сейчас – деньги. Поэтому приём хороший воспитательный – на алименты подать. Пусть запоздалое воспитание, но, может, и получится.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Слушатель: Добрый вечер, отец Дмитрий. С Вами говорит раба Божия Татьяна. На днях я была на Исповеди у священника и исповедовалась в своих очень тяжких грехах. После Исповеди меня охватил страшный стыд.

Прот. Димитрий Смирнов: Я очень рад.

Слушатель: Мне очень стыдно перед священником, и я не знаю, как смотреть ему в глаза.

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем смотреть в глаза? Смотрите в пол, а не в глаза. В глаза смотреть вообще не очень прилично. Смотрите в пол, и всё, и дело с концом. А то «я вчера была, стыдно...» Стыд-то это прекрасно. Значит, у Вас душа живая. Раз Вам стыдно, у Вас живая душа. Стыд как горчичник: очень жжёт, но лечит. А вот представьте себе: Вы купили горчичники. В кипяточек – и приложили себе на грудь, на спину. И никакого эффекта, не жжёт. И на кой такой горчичник? Только в мусорное ведро. А если жжёт, это хорошо. Поэтому, если стыд жжёт, я Вас поздравляю, значит, всё у Вас хорошо.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, в каких случаях Крещение младенцев не имеет смысла?»

Прот. Димитрий Смирнов: Когда дитяте не преподают основы христианской веры и его не причащают. Тогда нет никакого смысла.

Прот. Александр Березовский: То есть, если родители не собираются его воцерковлять и учить христианству...

Прот. Димитрий Смирнов: Никакого смысла [Крещение] не имеет.

Прот. Александр Березовский: Знаете, как говорят: «Ну, вырастет, сам придёт».

Прот. Димитрий Смирнов: И сам покрестится. Как Василий Великий, как Иоанн Златоуст, как Григорий Богослов. Выросли и сами покрестились.

Прот. Александр Березовский: Но это особые люди.

Прот. Димитрий Смирнов: Они сами себя сделали. А младенца крестят только при том условии, если родители, с помощью крёстных, будут их учить и воцерковлять.

Прот. Александр Березовский: Но если родители сами ещё не очень-то воцерковлённые?

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда зачем крестить? Ты сам воцерковись как следует, «очень» воцерковись, а потом то, чему ты научился, передай своим детям. А зачем делать бессмысленную вещь? Если смысл в том, чтобы на Церковь подать лепту – подай так. Приди и дай. «Сколько вы за Крещение берете, 500 рублей? Вот вам 500 рублей, до свидания». В этом есть смысл, ты Церковь поддержал. А крестить-то зачем? Вот ты читал чин Крещения?

Прот. Александр Березовский: Читал.

Прот. Димитрий Смирнов: Там же написано – «просвещение». А где просвещение?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, Вы как-то говорили, что многие крестят, потому что хотят.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, конечно.

Прот. Александр Березовский: Просто – хочу. Я крещён в детстве и хочу, чтобы мой ребёнок тоже был крещёный.

Прот. Димитрий Смирнов: Я на это всегда отвечаю: «Я хочу быть китайским императором». Хотеть не вредно. Вот я хочу быть китайским императором, но мало ли чего я хочу?

Прот. Александр Березовский: Иногда вредно, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вредно, поэтому Господь не даёт. Но я уже столько раз об этом говорил, что, может быть... Хотя я уже староват для императора, я такую большую державу не потяну.

Прот. Александр Березовский: А то вдруг выберут? Как услышат…

Прот. Димитрий Смирнов: Узнают, что один всё просится.

Прот. Александр Березовский: «Можно ли считать постом тяжёлую болезнь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. «Болезнь» – это одно слово, «пост» – другое. Тяжёлая болезнь вменяется в пост, но это зависит от того, как человек её терпит. Если терпит спокойно, с благодушием, безропотно… Как опытный постник – он же не ропщет на свой пост, наоборот, радуется посту. И если человек болеет тяжело и радуется болезни, тогда она ему вменяется в пост. Если у него отношение к болезни, как к посту. Это давно замечено старыми подвижниками.

Прот. Александр Березовский: То есть это происходит именно [в зависимости от] отношения человека?

Прот. Димитрий Смирнов: Исключительно.

Прот. Александр Березовский: Не само по себе.

Прот. Димитрий Смирнов: Не само по себе. «Само по себе» – совсем другое слово.

Прот. Александр Березовский: «Приемлемо ли с точки зрения православия подкинуть монетку для решения некоторых вопросов?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, неприемлемо.

Прот. Александр Березовский: А нельзя сказать, мол, так Бог мне подсказал – через эту монетку?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это только бес может так подсказать.

Прот. Александр Березовский: А как человеку тогда принять решение, когда есть два пути равнозрачных?

Прот. Димитрий Смирнов: Надо думать и молиться. Ещё хорошо помогает советоваться с умными людьми.

Прот. Александр Березовский: Помогает?

Прот. Димитрий Смирнов: Мне всегда помогало.

Прот. Александр Березовский: Сколько людей, столько разных мнений.

Прот. Димитрий Смирнов: Я говорю «с умными». А умные – это штучный товар, чрезвычайно редкий.

Прот. Александр Березовский: «Я слабохарактерная. Мне кажется, что все на мне «ездят», но поставить людей на место не получается – боюсь. Подскажите, как в этой ситуации мне поступить. Как себя исправить?»

Прот. Димитрий Смирнов: Только поступать наоборот, [в противоположность] своему характеру.

Прот. Александр Березовский: То есть набраться смелости.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот некоторые люди боятся летать. Как это преодолеть? Некоторые напиваются и оказываются в тюрьме. А надо лететь и всё. Или успокаивающую таблетку, ещё хорошо – легкое снотворное. Пришёл, сел в кресло, таблеточку – и заснул. Перед этим вызвал стюардессу и сказал: «Мне еды не надо, будить меня не надо». И всё, и проспал всю дорожку.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но это с самолётом. А со слабохарактерностью? Это же черта характера.

Прот. Димитрий Смирнов: Но характер тоже преодолевается. Вот была война, и у всех свой характер. Но никто же не спрашивал: «Простите, у Вас какой характер? Не угодно ли Вам завтра в атаку в 5 часов утра?» Кто же так [спрашивает]? «В атаку!» А дальше непечатные слова. И беги. Кто тебя спрашивает, какой у тебя характер? Шаг назад – тебя расстреляют. Вперёд – может, докуда-нибудь и добежишь. Шли все – и молодые, и кто постарше. Да и женщины в атаку ходили.

Прот. Александр Березовский: Такое ощущение, что это были люди вообще из другого теста.

Прот. Димитрий Смирнов: «Гвозди бы делать из этих людей», – сказал поэт (Николай Тихонов. «Баллада о гвоздях»  – ред.). Это действительно так. Как сказал другой поэт, «богатыри, не мы». Это, конечно, просто удивительно. Когда я вижу хронику, как идут наши солдаты, без слёз не могу смотреть на эти лица. Это какие-то фантастические люди.

Прот. Александр Березовский: «Постоянно борюсь со своей ненавистью к свёкру-алкоголику. Знаю, что с этими чувствами только отдаляюсь от Господа. Во время очередного гнева повторяю: «Господи, помилуй!» Но мысли и проклятья тяжело удержать. Боюсь, что это будет плохо для меня потом».

Прот. Димитрий Смирнов: Почему потом, а сейчас? Человек живёт в этих чувствах. Как вариться в этом бульончике?

Прот. Александр Березовский: Живёт, как в аду.

Прот. Димитрий Смирнов: Не «как», это и есть ад. Просто его преддверие. А так – полный ад.

Прот. Александр Березовский: Понимает, что гибнет, но сдержать эти чувства не может.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, как же? Человек молится в это время, не даёт волю своим чувствам. Всё правильно делает. Смягчает этот ад.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь [действовать] только таким смягчением?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ещё квартиру разменять. Выменять комнатку, сменить её на квартиру в Туле. Цена примерно такая же. Какие проблемы-то?

Прот. Александр Березовский: Многие говорят: «Да без меня погибнет. Кому он нужен?»

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда выбирай. Человек иногда жалуется не потому, что хочет каких-то изменений. Просто он хочет кому-то что-то сказать. Пришёл, священнику сказал и отошёл, и доволен. И исповедоваться не надо, потому что знает, что ничего не изменится, и причастился, доволен. Ну и с Богом.

Прот. Александр Березовский: «Скажите, пожалуйста, с какой периодичностью нужно собороваться? Слышал разные мнения, а как правильно?»

Прот. Димитрий Смирнов: В тяжёлой болезни соборуются один раз, в болезни, которая угрожает жизни. А так как сейчас здоровых нет, ещё вошло у нас в обычай собороваться один раз Великим постом. Я считаю, что этого вполне достаточно.

Прот. Александр Березовский: Один раз в год.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: «Все ли таланты от Бога?»

Прот. Димитрий Смирнов: Талант к шулерству в картах не от Бога.

Прот. Александр Березовский: «Как правильно по-христиански относиться к тому, что в результате интернет-мошенничества теряешь деньги?»

Прот. Димитрий Смирнов: Так же, как к ограблению твоей квартиры или как к тому, когда в трамвае тебе кто-то запустил руку в карман за кошельком.

Прот. Александр Березовский: И как это должно быть?

Прот. Димитрий Смирнов: У меня это было дважды. Один раз в Москве, в автобусе. Я взял этого человека за руку, эту руку ему сжал выше кисти и отобрал кошелёк. Вернул себе, положил в другой карман. Он на меня такими жалостливыми глазами [посмотрел], видимо, чтобы я его не сдавал куда надо, и на остановке выпрыгнул. А второй раз было в Риме. Еду в трамвае, вошли три молодых человека, я стал на них глядеть и сразу понял, что это карманники. Они, конечно, определили, что тут иностранцы, и определённым [образом] встали, окружая. Я понял, чего они хотят, изготовился. Они поняли, что я их намерение раскрыл. Как в шахматах фигуры расставили: один на пути – если я брошусь, сможет мне воспрепятствовать, – у двери тот, который выпрыгнет уже с кошельком… В таких случаях [остальные] говорят, мол, мы вообще тут ни при чём, мы зашли, а этот побежал. Я их замысел раскрыл и очень был собой доволен. Когда они вышли, жене рассказал, что была такая ситуация. Но тоже выпрыгнули на следующей остановке. Так что всем желаю вовремя выпрыгнуть.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка!

Прот. Димитрий Смирнов: Всего доброго, до свидания, с праздником памяти преподобной Марии Египетской.

Прот. Александр Березовский: Всего доброго!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 9

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    2. dmitry.r:

      когда выложат беседу с В.Расторгуевым?

    3. Mikhail Ivlev:

      К вопросу номер 16. Шубы и бриллианты нужны чтобы вызвать зависть у других людей.

      • Иванов:

        А Вы просто не завидуйте и всё )))

      • moroz:

        Как говорила моя старенькая преподавательница по экономической теории: «Бриллианты существуют, чтобы их передавали по наследству, а не чтобы их носили в институт». Во как.

    4. Andriy Melnik:

      Спасибо за ответы. Храни Бог отца Димитрия и отца Александра!

    5. Инна:

      Спасибо большое за ответ!!!!

    6. maximka:

      Ясно.Простите меня.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.