Проповедь в неделю Всех святых
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о том, что главным делом в земной жизни христианина, желающего стать учеником Христа, является исповедование Его всею своею жизнью в мире, лежащем во зле и погрязшем в одних только материальных продажных благах.

Сегодня День всех святых, все мы являемся именинниками. И Святая Церковь для нынешнего чтения, которое, понятно, всегда попадает на воскресный день, выбирает Евангелие от Матфея, из 10-й главы. Господь говорит: Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10, 32). Что это значит? Это значит, что Господь хочет, чтоб у каждого Его ученика, если кто-то из нас захочет быть таким, главным делом на земле было исповедание Христа, как у апостолов. Эпохи бывают разные. Вот в те времена первого поколения христианского, если ты исповедуешь Иисуса Христа, то тебе надо было готовиться либо к тюрьме, либо к смерти. И вот, никто из них не убоялся. Практически все пошли на смерть. Что это значит? Это значит только одно, что любовь ко Христу и к той правде, которой Он научил, была больше любви к Родине, к детям, к жене, к родичам, ко всякому благополучию, даже к собственной плоти. Что они такого делали? Да с нашей точки зрения ничего особенного – они жили по-христиански. Мудрая пословица говорит: с волками жить – по-волчьи выть. То есть оказался среди волков – будь как волк. Оказался среди тараканов – ну, ползай, как таракан. А Христос учит иначе: среди тараканов или среди волков ты должен быть христианином, что бы с тобой ни случилось. И вот такая жизнь называется исповеданием. Не только словом свидетельствовать об истине, но прежде всего – жизнью. Вопреки всему. Потому что для большинства людей то, как живут все, это есть аргумент. Все так делают. Христианин так не должен. Он должен жить не так, как все, а как Бог велит. Вот в таком случае, если человек так исповедует Его перед людьми, Он того исповедует перед Отцом Небесным. А в чём же Он будет исповедовать? А Христос будет говорить: «Отче! Вот этот человек является Моим учеником». А в чём это ученичество? А в том, что каждый ученик Христов продолжает Его дело на земле, и за это, естественно, страдает. Потому что мир лежит во зле, для мира Христос не представляет никакой ценности. Для мира имеют ценность только одни материальные блага. Вот что можно продать, то ценность. Вот икона – для мира это тоже ценность. Почему? Потому что её можно продать. Человек – ценность? Вспомните идеи гуманизма – конечно, ценность. А в чём ценность человека? А в том, что его можно заставить на себя работать, а потом его можно продать – тоже ценность. Этот мир всё меряет деньгами. Вот такая-то картина такого-то художника на аукционе такую-то сумму стоит. Сколько стоит в денежном выражении, и всё. Всё: электростанция столько стоит, космический корабль столько, ребёнок – столько. В разных странах разный рынок. Дети нужны? Да какие проблемы? На! Красотка – пожалуйста! Если на трёх вокзалах – одна цена, а если в каком-нибудь учреждении, то подороже. Всё что хочешь. У Христа – не так. У Него то, что хорошо – это хорошо, а то, что плохо – это плохо. И это не меняется. Меняется только цена на рынках. Вот это действительно меняется: сегодня одна цена, завтра другая цена, и люди для этого и стараются. Если что-то угрожает собственности, человек начинает беспокоиться, как-то пытаться её защищать, бывает, даже идёт на всякие преступления. А для Христа в этом никакой ценности нет. Поэтому Господь однажды и сказал: нельзя служить и Богу, и маммоне (см. Мф. 6, 24), это никак не получится, потому что очень большое противоречие. Поэтому каждый человек для себя выбирает: он может стать учеником Христовым, исповедуя Его своей жизнью. Потому что так просто в церковь ходить – это каждый дурак может, это как утренняя зарядка. Привык зарядку делать – и делает. Привык в храм ходить – ну и ходи. Я уже тысячу раз говорил: лучшее времяпрепровождение – это ходить в церковь. Ну и что? Ничего это не даст, если ты не исповедуешь своей жизнью Христа. Если человек начинает исповедовать своей жизнью Христа, то город не может укрыться, стоящий наверху горы (см. Мф. 5, 14). Это обязательно будет всем заметно. Такой человек в обществе, как дурачок: все воруют – он не ворует, все берут – он не берёт, все ради карьеры друг друга подставляют, сжирают, а он нет. Всё наоборот, странный, белая ворона. Это сразу заметно. И жулики таким обычно стараются пользоваться, а бездельники стараются на нём нажиться, всё очень просто. Быть христианином с точки зрения материальной страшно невыгодно, страшно. Вплоть до полных материальных потерь. Вот Василий Великий взял, и всё своё большое имение раздал нищим. Всё потерял. Ради чего? Ради Христа. Невыгодно. Поэтому большинство людей стараются ходить враскоряку – одна нога там, другая здесь, потом ноги меняются, они же устают, когда враскоряку человек ходит. Вот, и утешает себя, что он ещё неплохой человек. Ну так и что? А Христос-то всё равно не исповедует тебя перед Отцом Небесным. Потому что постоянно компромисс, а каждый компромисс – это есть отречение. Христос говорит, надо так, а человек делает наоборот. Что это значит? Отрёкся от слов Христа Спасителя. Вот и всё.

Не думайте, – дальше говорит Господь, – что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его (Мф. 10, 34-35). Зачем же Он пришёл разделить? Нет, это не значит, что Он пришёл разделить специально, но так происходит. Ни в одной семье не бывает полного, однородного духовного состояния. Нет, всегда кто-то опережает, кто-то против. Иногда дети восстают на родителей, начинают их упрекать, что они ему не сколотили состояние, чтоб он мог сейчас спокойно жить, гулять, и дети остаются очень недовольны. Всегда человек сам выбирает, кем ему быть. Хотя, может, родители и старались вырастить из него христианина. И сразу начинается разделение, это совершенно неизбежно. Совершенно неизбежно. И вот об этом мече Господь и говорил. И в этом ничего удивительного нет. Потому что если ты хочешь жить по-христиански, этот мир никогда тебя не примет и не поймёт. Но все святые, память которых мы нынче празднуем, все до одного были такие. Они ставили во главу угла как раз слова Господни. А того, что предлагал мир, они отметались. И вот, если кто-то из нас захочет быть христианином, он должен выбирать такой путь. В противном случае, как говорит та же мудрая русская пословица, заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт, а толку не будет. Потому что исповедание – это только всею жизнью. Нельзя кусочками: в этом исповедал, в этом исповедал, а вот в этом – нет. Верный в малом будет верен и в большом, неверный в малом неверен и в большом (см. Лк. 16, 10).

Большой корабль, плавает хорошо, сделай в нём небольшую дырку – некоторое время пройдёт, всё равно утонет. Вроде бы огромная площадь, огромные объёмы водоизмещения, но вот эта дырка всё равно его утопит. Так же и с жизнью человека. Если человек всё исполняет, но чего-то одного не делает, что Бог заповедовал, то вся жизнь его идёт насмарку, и он идёт ко дну, хотя может пребывать в полной иллюзии, что он вообще хороший человек, не хуже других. И вот там, на этом дне житейского моря масса вот таких разбитых кораблей. У одного такая пробоина, у другого другая, а у третьего вообще весь нос отвалился, а у четвёртого и нос, и корма. А какая разница? Какая разница, от чего ты утонул – от того, что тебя перевернуло, и ты через полторы минуты ушёл на дно, или тебя торпедировали и ты два часа тонул? Конец один. Поэтому не надо кичиться, что у меня такая пробоина, а у него вон какая! Он такой, он сякой. Главное – не потерпеть кораблекрушение, переплывая житейское море. Но нас, к сожалению, это не заботит. Нас заботит товар, который есть в трюмах. Ну а рыбам всё равно, что есть на дне морском – наш товар или товар какого-то другого человека. Всё бессмысленно. Всё, что мы здесь накопили, всё это останется, мы этим не воспользуемся. Для большинства людей, просто абсолютно подавляющего большинства, жизнь совершенно не имеет никакого смысла. Абсолютно. Как медали и ордена – ну никакого смысла. Так, удобная, конечно, форма: чтобы человек был доволен – раз ему, железочку, и он как бы доволен. Почему? Его тщеславие, честолюбие немножко потешили. Цена этому 15 копеек. И он доволен, и все довольны, и уже вешать некуда. Смысла – никакого. Вот так вот жизнь устроена, что человек трудится, и некоторые очень много. Некоторые говорят: «Я всю жизнь отдала детям». Отлично. Ну и где твои дети? «Они меня посылают куда подальше». Вот плоды твоих трудов. Всё напрасно. Всё напрасно, всё наоборот. Потому что нужно было не над тем трудиться, чтоб накормить, одеть, обуть. Нужно было трудиться над душой человека, привить ему любовь, благодарность, а не алчность. Поэтому можно очень много делать всяких бестолковых вещей. А какой конец? Только конец делу венец, только он. Доплывёт ли корабль до другого берега или сгинет в пучине морской. И вот, святых угодников мы нынче прославляем, корабль каждого из них доплыл. Многие из них физически погибли, а духовно – проходят сотни, тысяча лет, а их помнят. А чтобы люди вспомнили тех, кто утонул, это им надо какие-то страшные злодейства совершить, тогда как великого злодея, может быть, могут и помнить. А святых помнят, потому что от них идёт всем радость и свет, и они есть пример. Они жили на нашей земле или в соседних землях, эти люди – всегда радость всем, как и Господь. Господь – для всех всегда радость. И у нас есть такая возможность: либо стать учеником Господа Иисуса Христа, либо отвергнуть Его Слово.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 7

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшка.

    2. Nadezda Tsyganova:

      Спасибо

    3. Nina V.:

      Спасибо,отец Димитрий за правильные слова…Воспитывались в атеистической среде, Жаль, что ушло время.

    4. VeraIRK:

      Отец Димитрий,спасибо за проповедь.Ваши слова никогда не оставляют меня равнодушной.Опять и опять убеждаюсь,что мой корабль идет ко дну.Спаси,Господи!

    5. olga 777:

      Спасибо, о. Димитрий! Здоровья и всех благ Вам и Вашей семье!
      Очень отрезвляющие слова, возвращают в нужную колею и задают правильный вектор жизни. Вспомнилось такое выражение: «Нельзя быть немножко беременной». Если идти за Христом — то во всем и в каждой минуте, иначе и смысла нет, компромиссы изматывают и раздирают душу. Но как это трудно и легко одновременно. Господи, дай нам сил жить согласно Твоей воле!

    6. Ania:

      Спасибо, отец Димитрий, за чудесную проповедь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.