Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 29 мая 2016 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 29 мая 2016 года.

   1. Господь предлагает самарянке воду живую, чтобы вовек не жаждать более (см. Ин. 4, 26). Что это за вода такая?   (0:45)

благодать Святаго Духа, благодать Божия, покаяние, греховная жизнь, следование за Христом, Бог, любовь, Царство Небесное, самаряне, иудеи, избранные

   2. Почему Церковь иногда прославляет в лике святых младенцев, ведь они не успели проявить себя как христиане?   (5:47)

царевич Димитрий, Евгений Родионов, мученическая смерть, чудо канонизация, подвиг, вера во Христа, слава, угодники Божии, жестокое убийство, юноша, чудеса

   3. Могу ли я попросить Господа показать мне мои будущие мучения в аду, чтоб мне наконец оставить грех, с которым сроднился? Или это мне не поможет?   (10:10)

ужастик

   4. Почему я стала плакать во время утренних молитв? Можно ли молиться сидя, если у меня нет сил?   (11:10)

церковь, душевные переживания, страх, беснование, пустяки, суеверия, человеческая природа, трепет, ужас, младенец,

   5. Правда ли, что из младенца легче воспитать христианина, чем из взрослого человека?   (16:31)

протест, плоды воспитания, нерадение родителей, усталость, жизненная установка, ВКонтакте, благополучная семья, забота о детях, душевное воспитание, общение по душам, мультики, кружки, выход из повиновения, уважение к родителям, одиночество, дефицит общения, душа ребёнка

   6. Рай отличается от земли? Значит, Господь специально создал землю отдельно от рая, чтобы нас из рая выгнать на землю?   (20:58)

Божие творение, люди, райские места, пространство, состояние души, создание Божие, притча, книга Бытия, Адам и Ева, пир, виноградник, символ, радость, красота, близость к Богу, земной рай, ад, ужастики, уныние, тоска, не в своей тарелке, рай не для всех, небесное состояние, грех, свет, тьма, гордость

   7. Почему в православных храмах в основном женщины, если христианство – мужская религия? Может ли эта ситуация измениться?   (27:06)

женское сердце, гордость, тяжёлое время, Иоанн Крестьянкин, преданность Богу, женская преданность, помощник мужчине, венец творения

   8. О ком человеку неполезно молиться? Всегда ли Богу угодна наша молитва о другом человеке?   (30:36)

молитва

   9. Я вдруг вспомнила, что не крестила свою теперь уже взрослую дочь, которая всю жизнь считает себя крещёной. Как нам теперь поступить?   (32:18)

Гитлер, Сталин, Ленин, вера в Бога, крещение детей, верующие родители, партийные работники, тайное крещение, обида, грех, любовь к ребёнку, любовь ко Христу, жизнь без Бога, жизнь без Церкви, христианство, отпевание, венчание

  10. Батюшка, которому я исповедуюсь, часто даёт мне советы, хотя я о них не прошу. Должна ли я следовать этим советам?   (40:30)

глас с неба, различение, христианский опыт

  11. Как православие вообще и Вы в частности относитесь к гомеопатическому лечению и методу доктора Фолля?   (41:57)

шарлатанство, антигриппин, диагностика Фолля, чушь

  12. Как бороться с навязчивыми мыслями?   (43:19)

молитва, бесы, борьба с помыслами, сопротивление, Бог

  13. Продолжать ли молиться, если Бог не подаёт просимое?   (44:04)

Евангелие, неотступность, глупая просьба, конечная цель

  14. Может ли мой 40-летний сын, сохранивший своё девство, жениться на разведённой женщине с ребёнком?   (46:21)

молитва матери

  15. Просящему у тебя дай (Мф. 5, 42). Родственница просит у меня крупную сумму денег. Деньги у меня есть, но они нужны на семейные нужды. Как мне поступить?   (48:20)

трезвая оценка, ущерб семье, милостыня, профессиональные нищие

Прот. Александр Березовский: Сегодняшнее воскресенье именуется «Неделя о самарянке», по Евангелию, которое сегодня читалось. И об этом есть вопрос: «Господь предлагает самарянке воду живую, чтобы вовек не жаждать более. А что это за вода такая?» (см. Ин. 4, 4-26) Видно, человек новоначальный, поэтому спрашивает.

Прот. Димитрий Смирнов: Эта вода – благодать Святого Духа.

Прот. Александр Березовский: Он ей предлагает вкусить благодати Божией?

Прот. Димитрий Смирнов:Да.

Прот. Александр Березовский: А что она должна сделать, чтобы эту воду получить?

Прот. Димитрий Смирнов: Она должна покаяться, взять свой крест и следовать за Христом.

Прот. Александр Березовский: Оставить свою прошлую греховную жизнь… Ей это было возможно: оставить все и пойти прямо за Христом.

Прот. Димитрий Смирнов: Господь как-то увидел в ней такую возможность, поэтому и стал с ней говорить, чем весьма удивил апостолов…

Прот. Александр Березовский: … и ее саму тоже.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Но вот интересно: человек грешный, а Господь к нему снисходит такой милостью, что и говорит с ним. А иной человек живет по заповедям и вполне собой доволен, а Господь к нему не сходит.

Прот. Димитрий Смирнов: Когда-то, лет сорок тому назад, один священник мне сказал: «Бог есть любовь». А у самарянки было хоть искаженное, но все-таки представление о любви.

Прот. Александр Березовский: То есть Господь откликается на возможность человека отозваться на Его любовь?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Но, видно, это редкий дар, потому что не каждому человеку Господь так помогает.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, не каждому. Такой случай уникален, поэтому апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христов, решил это очень подробно отразить в своем Евангелии.

Прот. Александр Березовский: Удивительно, как он описывает эту встречу, никакая другая встреча так подробно не описана.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, она очень умилительная, обнадеживающая и говорит о том, что каждая душа у Бога на примете и нет людей, которые каким-то образом забыты у Бога.

Прот. Александр Березовский: Если Бог увидит, что человеческая душа способна воспринять в себя эту воду живую…

Прот. Димитрий Смирнов: …Он обязательно поможет такому человеку прийти к покаянию и спасению.

Прот. Александр Березовский: Но Господь говорит о пути к Царствию Небесному, что узок и труден путь, не многие идут им (см. Мф. 7, 14).

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, Царствие Небесное нудится, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12), само это не происходит. И на это косвенно указывают труды самарянки: она пошла за водой, потом оставила кувшин и побежала к жителям Сихари, проповедовала им, потом все вместе пришли ко Христу, те тоже убедились, что ее слова не ложны. И ведь все знали, кто она, тогда были такие города, что особо ничего не скроешь о своей жизни, и все-таки ее слова были убедительны, они поверили ей настолько, что пошли за ней. Это говорит о том, что эти жители хотели узнать истину.

Прот. Александр Березовский: Они просят Его остаться, и Он пробыл там два дня, а жители Гадаринской стороны, наоборот, говорили: уйди от нас… (см. Мф. 8, 28-34)

Прот. Димитрий Смирнов: …и верни нам наших поросят.

Прот. Александр Березовский: Эти – самаряне, полуязычники, а те – иудеи.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот поэтому Не всякий говорящий <…> «Господи, Господи» войдет в Царство Небесное (Мф. 7, 21).

Прот. Александр Березовский: Считающие себя избранными оказываются недостойными.

Прот. Димитрий Смирнов: Во всяком случае, не всегда оказываются достойными.

Прот. Александр Березовский: «Церковь иногда прославляет в лике святых младенцев. Почему? Ведь они еще не успели проявить себя как христиане».

Прот. Димитрий Смирнов: Они обычно проявляют себя после смерти, как царевич Димитрий, который проявил себя многими чудесами.

Прот. Александр Березовский: И по этим чудесам Церковь прославляет?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, люди сразу стали стекаться к его раке, молиться, многие получали просимое – и Церковь его прославила.

Прот. Александр Березовский: То есть Господь явил его в лике святых, а не он себя какими-то делами?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, не при жизни. При жизни Женя Родионов ничем не выделялся, а после своей мученической смерти он стал известен. Ни одного святого так не прославляют, как Женю, хотя он еще даже не канонизирован, и путь к этому, может быть, будет очень долгий, но картины в его честь пишут, иконы; фильмы снимают, бывают о нем передачи по радио и телевидению, делают скульптуры, памятники в его честь, храмы строят. Даже за границей. В православном мире его имя очень известно (на Балканах практически каждый знает его имя). То есть всенародное почитание налицо. Недавно праздновали его день рождения, потому что он погиб в свой день рождения. Сейчас ему было бы 40 лет.

Прот. Александр Березовский: Столько народу в этот день съезжается…

Прот. Димитрий Смирнов: А в остальные дни? Сколько воинов у нас погибло за время всяческих конфликтов? Много, тысячи… Но почему только Женя Родионов собирает людей? Это же он их собирает, этот двадцатилетний мальчонка. Что он успел сделать? Он совершил один подвиг. Он был далеко не воцерковленный юноша, но во Христа Бога веровал. И его слава затмила славу других угодников Божиих. Есть очень замечательные мужи, но им мало кто молится, а на месте погребения Жени всегда полно народу. Его тоже можно рассматривать как младенца, он совсем молоденький мальчик, даже нельзя сказать, что он мужчина, у него и лицо такое совершенно ангельское. Когда узнаёшь, что этого мальчонку убили таким жестоким способом, сердце содрогается. Так что зачастую бывает, что младенец сам себя прославляет, как бы заявляет о себе чудесами.

Прот. Александр Березовский: Пути Господни неисповедимы: бывает, человек вроде всеми почитаем, но нет такой славы на небесах, как у иного неизвестного. А тут Господь явил…

Прот. Димитрий Смирнов:…и являет

Прот. Александр Березовский: Следующий вопрос: «У меня не хватает силы воли оставить грех, хотя не раз уже в нем исповедовался. Могу ли я просить Господа показать мне мои будущие мучения в аду, или это мне не поможет?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я бы не советовал прибегать к такому средству, потому что многие люди думают, что мучения в аду – это какие-то шуточки вроде фильма ужасов. Да не приведи Господь! Придет время – узнаешь, не надо спешить.

Телезрительница: Мне 81 год, я болею, в храм не хожу, молюсь сидя, и батюшка приходит ко мне на дом, когда я исповедуюсь и причащаюсь. Я всегда утром и днем молюсь, приготавливаю себя к молитве, молитва занимает у меня минут тридцать; бывают, и заплачу. А сейчас ежедневно, только начинаю готовиться, как начинаю навзрыд плакать, плачу и плачу всю молитву. Я не могу понять, что со мной такое происходит. Что мне делать, как быть? Хорошо это или плохо?

Прот. Димитрий Смирнов: В этом нет ничего странного, это довольно частое явление, когда человек плачет во время молитвы. Со мной тоже так бывает. Что тут особенного?

Телезрительница: Раньше я немного плакала, а сейчас реву, не знаю как.

Прот. Димитрий Смирнов: Раньше у нас зубы были молочные, а сейчас наполовину никакие. Что было раньше? Раньше была война, а теперь относительно мирное время, раньше было восемь лет, а теперь восемьдесят.

Телезрительница: А ничего, что я сидя молюсь?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и что? Многие сидя молятся, а некоторые лежа.

Телезрительница: Я прошу Вас помолиться как-нибудь в вашем храме о моем здоровье.

Прот. Александр Березовский: Людей иногда пугает изменение их состояния, особенно в церкви. Человек никогда не испытывал каких-то душевных борений, переживаний, особенно после первого посещения такое бывает.

Прот. Димитрий Смирнов: Всякое бывает.

Прот. Александр Березовский: Многие пугаются, не происходит ли с ними беснования, например…

Прот. Димитрий Смирнов: Вопросы всякие задают, иногда такие, в которых есть некое основание, а чаще всего человек озабочен такими пустяками, что и не стоит об этом даже разговаривать.

Прот. Александр Березовский: Из этой области все суеверия, когда послушаешь…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, дело в том, что вся наша человеческая природа такова, как будто с горы сбросили, а потом кое-как склеили. От каких-то пустяков человек приходит в трепет и ужас, а какие-то важные вещи вообще не замечает.

Прот. Александр Березовский: Насколько легче из младенца воспитать человека, чем из взрослого сделать христианина…

Прот. Димитрий Смирнов: Из младенца тоже непросто, ведь непонятно, будет ли он воспринимать то, как его воспитывают. Может быть, у него будет какой-то протест. Конечно, с младенцем легче иметь дело, но совсем не факт, что получится.

Прот. Александр Березовский: Сколько людей хотели бы из своих детей воспитать христианина и потом радоваться плоду своего воспитания.

Прот. Димитрий Смирнов: Тем не менее если не получается какого-то успеха, это в основном зависит от нерадения родителей. Жизнь строится таким образом, что воспитание детей оставляется на потом. Человек говорит: «Я устаю, у меня нет на это сил». Большинство людей думают, что заниматься со своими детьми – это менее важно, чем работа или еще что-то. Это совершенно неправильно. Раз неправильная установка, значит и жизнь неправильная, и неправильное воспитание. Мне сегодня одна бабушка рассказала, что зашла на сайт «ВКонтакте», а там ее внучка пишет: «Я никому в этой жизни не нужна». Вот так, это уже чревато.

Прот. Александр Березовский: Такое состояние нередко встречается даже у детей в благополучной семье.

Прот. Димитрий Смирнов: А в чем выражается благополучие семьи?

Прот. Александр Березовский: Там, где о детях заботятся, ими занимаются, с ними проводят много времени, это не брошенные дети, но вдруг вот такое явление.

Прот. Димитрий Смирнов: Самое главное – душевное воспитание, общение по душам, а большинство родителей даже не знают, о чем с детьми говорить, все время рот им затыкают, сначала соской, потом мультиками, всякими развивающими кружками, и ребеночек начинает жить своей жизнью. А когда становится чуть постарше, то полностью выходит из повиновения родителям, потому что он даже не знает, за что их уважать. Он не знает родителей, кем они являются по существу, поэтому совершенно их не ценит, это те люди, благодаря которым он может приобрести то или иное для себя. «Пап, купи!», «Мам, купи!» – вот для чего они нужны. А сам папа ребенку неинтересен, и ребенок неинтересен папе, он живет своей жизнью.

Прот. Александр Березовский: Сначала родители отодвигают его, чтоб он не мешал жить своей жизнью, а потом он живет своей жизнью.

Прот. Димитрий Смирнов: Так это протекает, и поэтому человек испытывает такой дефицит, он одинок. Дома полно народу, а ему одиноко, потому что нужно смотреть на его душу, что с ним происходит, что отражается у него на лице.

Телезрительница: Я прочитала у Игнатия Брянчанинова, что один святой видел рай необыкновенной красоты. Получается, что рай отличается от земли, значит Господь специально создал рай и отдельно землю, чтобы нас выгнать, рая же нет на земле. Я этого не понимаю.

Прот. Димитрий Смирнов: Рая на земле нет, потому что человек испортил все на свете. Он любое Божие творение превращает в антипод. Если земля с травой – он землю перевернет. Если какие-то деревья – он их сожжет. Если море – он туда кинет окурок и плюнет. Сейчас показывают весной, сколько водолазы из прудов вынимают всяких вещей: кирпичи, бетонные обломки, арматуру, резиновые шины. Люди загаживают всякие райские места, а где не могут загадить, там травку поджигают, чтоб все сгорело вместе с домами.

Телезрительница: Получается, вся земля была раем когда-то?

Прот. Димитрий Смирнов: Было особое место, где, собственно, человек появился на свет, но Господь так хотел, чтобы люди плодились и размножались, наполняли землю и всю землю превращали в рай.

Прот. Александр Березовский: А теперь земля от рая отделена?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Теперь рай – это уже не место где-то в пространстве, это состояние человеческой души. А без человека рай возможен? Или в нем тогда вообще отпадет смысл?

Прот. Димитрий Смирнов: Смысл тогда отпадет.

Прот. Александр Березовский: То есть рай – это некое создание Божие для человека?

Прот. Димитрий Смирнов: Наверное. Нам трудно об этом рассуждать, потому что у нас нет такого опыта. Если бы нам это было важно, Господь оставил бы не просто обозначение словом «рай», а обязательно бы пояснил его. Поэтому рай – это есть некая притча, и называет Он это слово «рай» потому, что у людей было понятие о нем на основании книги Бытия, что Адам и Ева жили в раю. Я так думаю, Господь использовал слово «рай», как использовал в притчах слова «пир» или «виноградник», то есть это некий символ, который всем известен.

Прот. Александр Березовский: Как выражение какой-то удивительной радости…

Прот. Димитрий Смирнов: … радости, красоты, близости к Богу.

Прот. Александр Березовский: Хотелось бы многим жить в раю, но чтобы он был с элементами земного рая.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и немножко ада, некоторые же любят ужастики. Как же человек может жить без ужастиков? Он же будет скорбеть.

Прот. Александр Березовский: Жизнь покажется пресной?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что тут сделаешь? Так что рай совсем не для всех.

Прот. Александр Березовский: То есть человек, попав в рай, может не ощутить радости?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, а ощутит уныние, тоску. Есть такое выражение: «не в своей тарелке»; или у англичан – «попал в суп». Суп – нужная и вкусная вещь, но если туда попал – как-то не очень хорошо

Прот. Александр Березовский: Удивительно: самое светлое состояние, какое только есть и в этом мире, и в небесном – и для человека это мука…

Прот. Димитрий Смирнов: Самый любящий младенца человек – это мама, а он на нее машет рукой и говорит: «Плохая мама, уходи». Сам гонит.

Прот. Александр Березовский: Да, все перевернуто с ног на голову. Что за жизнь?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что за жизнь? Это именуется грехом, когда все перевернуто.

Прот. Александр Березовский: Из света человек перешел во тьму и за нее держится.

Прот. Димитрий Смирнов: Еще из гордости держится.

Телезрительница: Я где-то слышала, что христианство – это мужская религия, да и богословие, в общем, с женщинами не сочетается, а в храмах в основном женщины. Почему такое положение? Всегда ли так было и может ли что-то измениться?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, христианство для всех, а женщин всегда было больше, поэтому даже и в Евангелии их вообще никто не считал: около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф. 14, 21), потому что это вообще огромное количество. Постоянно с этим сталкиваюсь: женщин всегда больше, потому что их сердечко в меньшей степени гордое, не так, как у мужчин

Прот. Александр Березовский: Телезрительница спрашивает, может ли эта ситуация измениться таким образом, когда мужчины станут преобладать в Церкви?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, я как-то об этом не задумывался, захотят – будут, не захотят – не надо.

Прот. Александр Березовский: Ведь действительно на женских плечах выносятся все тяготы…

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Если все женщины вдруг исчезнут из церкви, многие храмы просто опустеют и останется один батюшка. Мышки будут заходить, котик, пара воробьев будет летать под куполом – и всё. Есть женщины – есть церковь. Даже отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что если мужской монастырь полностью освободится от женщин, то они зарастут насекомыми

Прот. Александр Березовский: Храмы просто опустеют.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно

Прот. Александр Березовский: Такой они труд несут на себе.

Прот. Димитрий Смирнов: Преданность женщин Богу гораздо больше, и они радуются: «Вот, мой муж крест надел» – для нее это прямо праздник, она рада этому событию. «Вот, перед смертью я позвала ему священника, а он был не против» – и она счастлива.

Прот. Александр Березовский: Такого помощника Господь создал мужчине – и не ценит.

Прот. Димитрий Смирнов: В женщине сосредоточено все лучшее.

Прот. Александр Березовский: Она как венец творения.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Следующий вопрос: «О ком человеку неполезно молиться? Всегда ли Богу угодна наша молитва о другом человеке?»

Прот. Димитрий Смирнов: Если наша молитва совершается по любви, то она всегда Богу угодна.

Прот. Александр Березовский: Даже если тот, за кого мы молимся, хулитель Церкви и богоборец?

Прот. Димитрий Смирнов: Если это наш родич, мы плачем о нем, проливаем горячую слезу, как говорят святые отцы, то это совсем не возбраняется.

Прот. Александр Березовский: Одна женщина как раз задает вопрос: «Мой дед в советское время разрушал церкви своими руками. Могу ли я за него молиться?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это надо спрашивать у нее, может ли она это делать.

Прот. Александр Березовский: Видно, ей очень хочется…

Прот. Димитрий Смирнов: Может ли она забить гвоздь в высушенную лиственницу? Это надо, чтобы она попробовала и посмотрела, сможет она или нет. Так же и здесь. Могу ли я? Пусть попробует и посмотрит, может она или нет.

Прот. Александр Березовский: Угодна ли будет Богу такая молитва?

Прот. Димитрий Смирнов: Бог укажет. Можно у Него спросить: «Господи, благослови, хочу помолиться за этого урода, то есть заблудшего человека, прости, Господи».

Телезрительница: Мне уже 60 с лишним лет, в молодости я жила в Средней Азии, в городе Чарджоу, где родила дочь. Там не было русских церквей и только недавно появилась маленькая церковь. Я работала там по партийной линии, тогда многое запрещалось, но я сама верила в Господа Бога и верю сейчас. Я до сих пор мучаюсь, вспомнив год назад, почему я тогда не крестила свою дочь. Сейчас я встретила людей, которые тогда жили там, они сказали, что, возможно, кто-то когда-то крестил тогда на дому. Я помню все детали, как я своих крестников крестила, а про свою дочь ничего не могу вспомнить.

Прот. Димитрий Смирнов: А при чем тут Вы?

Телезрительница: Но она некрещеная, а думала, что крещеная.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, а вот Гитлер был крещёный. Вас это утешает?

Телезрительница: Мне Гитлер безразличен.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, Сталин был крещёный. Вас это утешает?

Телезрительница: Я Сталина тоже…

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, Ленин был крещёный.

Телезрительница: Я вообще знаю, что Ленин нам вредя принёс много.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, если человек хочет, он идет и крестится – мы-то с Вами тут при чем?

Телезрительница: Вот сейчас я виновата перед дочерью или нет, что я ее маленькую не окрестила, а сообщила об этом только год назад?

Прот. Димитрий Смирнов: А ее это интересовало?

Телезрительница: Да, она всех детей окрестила и говорит, что и сейчас верит в Бога, она не знает, что ей делать: второй раз креститься?

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек верит в Бога, он идет и крестится – и всё.

Телезрительница: И всё? Вот этот вопрос у меня и возникает…

Прот. Димитрий Смирнов: А никакого вопроса нет, Вы тут совершенно ни при чем. Когда ребенок маленький, а родители у него верующие, то они идут и крестят своего ребенка, а если родители у него партийные деятели – зачем им крестить своего ребенка?

Телезрительница: А я хотела крестить, потому что и моя мама верила, и я верила, я родилась в большой сельской семье…

Прот. Димитрий Смирнов: Обождите, у Вас веровала не только мама, а еще бабушка, прабабушка и другие более дальние предки веровали, все веровали… И я не понимаю, почему Ваша дочь не может креститься, если она верует в Бога?

Телезрительница: Мне вот только недавно пришло на ум, почему я считаю ее крещеной, если я не помню, где и когда я ее крестила, понимаете? Я вспоминаю, что церквей русских там не было.

Прот. Димитрий Смирнов: Я понимаю. Когда я крестил свою дочь, я запомнил, как зовут священника, улицу, на которой это было, кто был крестный отец… Я все помню, хотя мне столько же лет, сколько и Вам.

Телезрительница: У меня дочь обижается на то, что когда я родила сына, я тайком увезла его в Астрахань и окрестила, а про ее крещение забыла. Меня мучает вопрос: это грех на мне?

Прот. Димитрий Смирнов: Ваши мучения абсолютно безосновательны. Вы столько лет уже мучаетесь – и зря.

Телезрительница: Нет, я только год назад поняла, что не помню про ее крещение.

Прот. Димитрий Смирнов: Годик помучилась, да и ладно.

Телезрительница: Я и плакала, и просила у Господа прощения, как я могла ребенка не окрестить. Младшего тайком увезла в Астрахань, а эту не окрестила, она тоже мой любимый ребенок.

Прот. Димитрий Смирнов: А тут главная действующая сила – не любовь к ребенку, а любовь ко Христу, Богу нашему, просто Вы, к сожалению, пока ничего этого не понимаете. Но Вы еще не такая старая женщина, у Вас еще все впереди, Вам еще очень многое нужно понять и даже, может, в чем-то покаяться, но только не в том, что Вы не крестили свою дочь. Из всех Ваших прегрешений это самый незначительный грех.

Телезрительница: Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Мы уже об этом говорили: не о том человек беспокоится, что жил без Бога, без Церкви. Увезла, тайком крестила и думает, что все в порядке. Все христианство заключается в том, чтобы крестить, потом отпеть. Можно спросить: «А ты вообще с мужем венчалась?» Но это ей даже в голову не приходит, поэтому я не стал даже спрашивать. Интересует только начало и конец, а что посерединке – это не так важно. К сожалению, вот это занимает мысли человека, а попробовать что-то объяснить невозможно, потому что человек ничего не слушает, приходится перекрикивать.

Прот. Александр Березовский: Следующий вопрос: «Батюшка, которому я исповедуюсь, часто дает мне советы, хотя я их не прошу. Насколько я должна следовать этим советам?»

Прот. Димитрий Смирнов: Насколько Вы соглашаетесь с этими рекомендациями.

Прот. Александр Березовский: То есть если этот совет не воспринимается как жизненно необходимый, то можно его проигнорировать?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, а что тут такого? То, что батюшка советует, – это что, глас с неба?

Прот. Александр Березовский: Именно так это и воспринимают.

Прот. Димитрий Смирнов: Это большое заблуждение. Даже если глас с неба, не всякому гласу верьте, а испытывайте, от Бога ли он (см. 1 Ин 4, 1). А то глас-то был, и вроде бы с неба, а может, и слева. Надо обязательно различать.

Прот. Александр Березовский: Но чтобы различать, нужно иметь некий опыт.

Прот. Димитрий Смирнов: Не некий, а христианский опыт духовной жизни.

Телезритель: Как Вы относитесь к гомеопатическому лечению и диагностике Фолля? Вы в этом разбираетесь, если можно, скажите, как православие к этому относится?

Прот. Александр Березовский: Православие здесь совершенно ни при чем, к методу доктора Фолля отношусь как к шарлатанству. А про гомеопатию могу сказать, что Антигриппин порой употребляю, и в каждом втором случае помогает. Поэтому про гомеопатию ничего не знаю: не принимаю и не отвергаю, а про доктора Фолля могу сказать, что это точно совсем не то.

Телезритель: Его диагностику Вы отвергаете?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, мне это все кажется несусветной чушью.

Прот. Александр Березовский: Интересно, воспримется ли этот Ваш совет?

Прот. Димитрий Смирнов: Мне-то что? Меня спросили про мое отношение.

Прот. Александр Березовский: Следующий вопрос: «Как бороться с навязчивыми мыслями? Я им противлюсь, а они все равно атакуют».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и хорошо. У одного монаха спросили: «Кто тебя научил молиться?» А он говорит: «Бесы». Потому что они всегда препятствовали молитве, а он упорно молился – и научился. Так же и при борьбе с помыслами: очистилась голова от них, но они же и научили этому.

Прот. Александр Березовский: То есть сопротивляйся и сопротивляйся, молись Богу, чтобы Он помог.

Прот. Димитрий Смирнов: Только Богу, а кому еще?

Прот. Александр Березовский: Человек просит Бога о чем-то, и Бог ему не подает, и возникает сомнение: просить ли дальше?

Прот. Димитрий Смирнов: Как хочешь, а лучше почитай Евангелие, где на эту тему сказано две вещи: первая – «просите, и дастся вам» (см. Мф. 7, 7). Но не сказано, что немедленно и в полном объеме. И потом еще сказано – «за неотступность…» (см. Лк. 11, 8). Просто большинство людей не читают Евангелие, а если и читают, то в одну извилину вошло, а из другой вышло, и ничего не остается. Вместо того чтобы задавать вопросы, лучше бы Евангелие почитали.

Прот. Александр Березовский: И тут сразу у человека возникает вопрос: сколько молиться, чтобы не надоедать Богу, может быть, глупой просьбой?

Прот. Димитрий Смирнов: Один человек, встретив путника, говорит: «Далеко ли до города А?». «Не знаю», – отвечает тот. «Ну, извините» – и пошел дальше. Тот окликает: «Постойте!» – «Что такое?» – «Два с половиной часа» – «А что ж ты сразу не сказал?» – «А я же не знал, с какой скоростью ты идешь». Увидел, как он зашагал: бодро или, наоборот, медленно. Так же и здесь. Нужна ведь конечная цель. В одном случае – столетняя война, в другом – четырехлетняя.

Телезрительница: Будьте любезны, ответьте просто: да или нет? Моему сыну 40 лет, он чистый, бесподобный человек. Мы читаем Евангелие, где сказано, что если мужчина женится на разведенной, значит, он прелюбодействует (см. Мф. 5, 32). Грех ему жениться или нет? Скажите, как ему теперь быть? Допустим, найдется женщина, которая с ребенком или была замужем, а он не был женат, даже ни одну девочку еще не держал за руку, очень чистый и верующий. Я в его жизнь не лезу, хотя считаюсь его матерью. Как нам поступить? Я в растерянности.

Прот. Димитрий Смирнов: Да никакой растерянности быть не может, Вас это не должно касаться. Ваше дело – молиться Богу, чтобы Господь послал ему хорошего человека.

Прот. Александр Березовский: «Господь говорит: просящему у тебя дай. Ко мне обратилась родственница с просьбой одолжить крупную сумму денег, деньги у меня есть, но они нужны на семейные нужды. Как быть?»

Прот. Димитрий Смирнов: Этот вопрос требует исследования. Когда мне было лет двадцать, мне позвонил мой приятель и обратился ко мне с таким вопросом: «Митя, есть ли у тебя какие-нибудь деньги?» Я говорю: «У меня только советские». «Можно к тебе приехать?». Приехал, занял, не помню сколько, допустим три рубля. Он говорит: «Слушай, пойдем пива попьем». Купил две кружки пива, потом взял такси на оставшиеся деньги и уехал. Надо ли рассказывать, что он эти деньги не отдал. И вообще непонятно, так ли он хотел этого пива? Поэтому тут нужно очень трезво оценить, на что пойдут эти деньги, какой возможен ущерб семье. Есть такой памятник христианской письменности – «Учение двенадцати апостолов», там есть такие слова, что прежде чем ты подашь милостыню, она должна вспотеть в твоей руке.

В церковь каждый день приходят люди и просят, показывают какие-то документы, но у всех этих людей специфическое выражение лица, и я это сразу вижу: человек профессионал или ему действительно надо? Просит больше, а дашь сто рублей – очень благодарен. Так и здесь. Может, тут и не крупная сумма денег нужна, надо спокойно дать столько, сколько не жалко, и забыть.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. maxpospelov:

      «Хотелось бы многим жить в раю, но чтобы он был с элементами «земного рая»»

    2. maxpospelov:

      Человек человеку рознь
      Рай земной

    3. s2235:

      «Хотелось бы многим жить в раю, но чтобы он был с элементами «земного рая»»… :) , более того хотелось бы чтобы он был с элементами люльки, чтоб «ЛЮЛЬКА» вообще как начала так и не переставая не заканчивалась никогда :) . Удобно, красиво, сытно и ходишь под себя… конфортно… чем не рай? Ему по настоящему любящий до хрипоты доказывает, осип уже :) , говоря что так нельзя, нельзя обманывать себя… нехорошо под себя , хоть и «приятно», бережно говорит, любя, иначе никогда не вырастешь говорит дорогой мой, если будешь фанатеть от люльки так и останешься фанатом в ней, а он ему в ответ люлькой по голове, ребёнок видимо «подрос» :) .
      Человек когда рождается тут же кричит, протестует даже против воздуха жизненно необходимого ему, очень некомфортно, на всех кричит и в первую очередь на Маму, не согласен с ней… :) . Почему родила, там было комфортнее :)

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.