Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 5 июня 2016 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 5 июня 2016 года.

1. Господь помазал брением очи слепому и послал его умыться к купели Силоам (см. Ин. 9, 1-7). Почему? В других случаях Он не отсылал никуда человека, а подавал исцеление сразу (0:48)

испытание веры, вспомоществование, укрепление веры

2. Можно ли искать будущего мужа на православном сайте знакомств? (2:38)

лежачий камень, поиск мужа, вера, молитва, патерик, монах, монастырь, двигать горы, упование на Бога, воля Божия, Божий план о человеке, смирение

3. У меня был школьный друг, мы собирались пожениться, но он исчез, и 50 лет от него не было вестей. Я ждала его и так и осталась незамужней. Лежит ли на мне грех? (4:43)

жизненные коллизии, ощущение греха, исповедь, покаяние, чувство греховности, уныние, вера, Господь, утешение

4. Есть ли общение душ между собой после смерти? (9:09)

притча о богатом и Лазаре, встреча после смерти, встреча с Господом, общение с Господом, ученик Христов, слова Господни

5. Можно ли добрыми делами искупить свой грех? Или всё-таки надо каяться? (11:36)

Искупитель, Христос, искупление, душа, покаяние, отсутствие любви

6. Дочке шесть лет, очень любит, когда ее хвалят, сама выпрашивает похвалу. Как правильно поступать, чтобы в ней не развилось тщеславие? (13:32)

безвкусица, воспитанная девочка, плохое впечатление, хвастовство, грехи, личность, отставание в развитие, биологические родители, детская травма, психическое здоровье, подсознание, Маугли, развитие ребёнка, учёба

7. Мне уже 32 года, хочу семью, но меня за всю мою жизнь никто не любил, всегда любила я. Как смириться со своей участью? (17:38)

одиночество, счастье, кошмар, воля Божия, женская реализация, мать, гармония, Бог, материнство, антисемейная цивилизация, детоубийства, аборты, человечество, мировые войны, война против человечества, война против детей, старики, страдающая женщина, современная цивилизация, школа, воспитание материнства, материнство, домоводство, нестроения в семье, воспитание детей, обучение детей, школа, воспитание халтуры, имитация деятельности, имитация учёбы, домашнее обучение, семейное обучение, среднее образование, самоиллюзия, русский язык, русская литература, философия, история, Германия, прусская система образования, крестьянин, портной, ЦМШ, музыкальная школа, музыкальная литература, история музыки, музыкант, Карузо, гимназия, ЕГЭ, развитие интеллекта, интеллектуальный уровень, педагоги, водители, вождение автомобиля, Швейцария, учёба, медицина, музыка

8. Как понять слова из 149-го псалма, что Господа следует славить с ликами? Как понять, что спасутся только 144 тысячи человек? Как это объяснить сектантам? (31:35)

иеговисты, харизматы, баптисты, царь Давид, духовное произведение, Псалтирь, православное богослужение, Священное Писание, Филарет Московский (Дроздов), Церковь, Сторожевая башня, символ, магия цифр

9. Как быть, если я поклялся в том, что теперь выполнить не в силах? (38:28)

исповедь, гордость

10. Зачем Христос должен был умереть на Кресте, если Он Своей жизнью и проповедью уже указал людям истинный путь? (39:11)

вочеловечение Христа, Воскресение, молитва Богу, созерцание Креста, свидетельство апостолов, вера, божественные книги, воцерковление, Нагорная проповедь, заповеди, обратная перспектива, православная икона, Создатель вселенной, Церковь, воскресение из мёртвых, земная жизнь, вечная жизнь, отсутствие веры, вера в Бога, вера в загробную жизнь, души, новое тело, Символ Веры, воскресная школа, мировые события, резкость, мягкость, сентиментальность, познание истины, влияние родственников, горделивость, святые, стремление ко Христу, преподобный Сергий

11. Когда-то говорила, что детей рожать не буду. Потом вышла замуж, мечтаю о детях, но их нет. Это за мои прошлые слова? Как вымолить у Бога, чтоб Он благословил нас ребёнком? (45:56)

усыновление, сироты, беременность, счастье, Евровидение

Прот. Александр Березовский: Хочу начать с такого вопроса: «Из Евангелия мы знаем, как Господь помазал брением очи слепому и послал его умыться к купели Силоам (см. Ин. 9, 1-7). Почему? В других случаях Он не отсылал никуда человека, а подавал исцеление сразу».

Прот. Димитрий Смирнов: Я думаю, это было испытание веры слепого: некое дополнительное задание – как раз та малость, которой не хватало до некоего удостоверения. Господь и в нашей жизни очень часто именно так Себя проявляет. Понятно, что Господь может все, и даже без брения обойтись. Но брение в данном случае является неким вспомоществованием этому слепому, чтобы он осязал, что прилагается некое врачевство, для укрепления веры. А то, что он пойдет в купель Силоам…

Прот. Александр Березовский: Слепому, который никогда не видел, нужно найти дорогу, которую он не знает…

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Я думаю, связано с этим. Хотя, понятное дело, это всего лишь толкование моего окаянства.

Прот. Александр Березовский: Часто Господь какому-то человеку подает что-то, казалось бы, без его усилий…

Прот. Димитрий Смирнов: …и даже без просьбы…

Прот. Александр Березовский: …а от другого требует очень много и времени, и силы; есть серьезные испытания.

Вопрос: «Подскажите, как, на Ваш взгляд: можно ли искать будущего мужа на православном сайте знакомств? Или лучше ждать, когда Господь Сам пошлет с ним встречу?»

Прот. Димитрий Смирнов: Известно из опыта русского народа, что под лежачий камень вода не течет.

Прот. Александр Березовский: Все-таки какой-то поиск человек должен предпринять.

Прот. Димитрий Смирнов: Опять же: ничего и никому он не должен. Это зависит от веры человека и от молитвы. Если есть вера, человек может помолиться, и гора сдвинется и ввергнется в море.

Прот. Александр Березовский: Ну, такой веры мы давно не наблюдаем.

Прот. Димитрий Смирнов: Тем не менее такая вера присутствует. Я помню, еще в юности читал в одном патерике, как один пожилой монах пришел в какой-то монастырь и говорит: «А есть у вас монахи, которые могут горы двигать?» И только он это сказал, гора двинулась. Он ей говорит: «Я не с тобой разговариваю». И она вернулась назад.

Прот. Александр Березовский: Вот в патерике это можно найти.

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек имеет твердое упование на Бога, если молится и если Богу угодно… Часто бывает, что у Бога об этом человеке другой план. Это тоже бывает, и нужно найти в себе смирение.

Телезрительница: У меня был (и есть) давнишний школьный друг. Мы познакомились в пионерском лагере и потом, уже в школе, подружились. Наши школы стояли рядышком (мужская и женская гимназии), и мероприятия проходили обязательно возле школы. У меня была тридцать первая школа, у него – восьмая. Мы вместе проводили эстафеты, занимались посадкой деревьев, когда нас вывозили из школы на уборку урожая…

Прот. Димитрий Смирнов: Это не нужно. Нам очень интересен сам вопрос.

Телезрительница: Потом прошло очень много лет…

Прот. Димитрий Смирнов: Вы опять перешли к повествованию. Представьте, что Вы мне все рассказали и о войне, и о восстановлении разрушенного хозяйства, и о смерти близких людей, и о голодных годах. А теперь задайте Ваш вопрос.

Телезрительница: Будет ли на мне лежать грех до тех пор, пока я его не прощу? В общем, мы с ним не встретились. Я прождала его пятьдесят с лишним лет, когда меня второй раз, так сказать, позовут замуж. Меня не позвали. Я окончила институт, он окончил мореходное училище, переписка между нами прекратилась. Пропал человек, а я не знала, что думать: погиб или нет...

Прот. Димитрий Смирнов: На мой взгляд, тут никакого греха с Вашей стороны нет, и почему он на Вас лежит, совершенно непонятно. В жизни всякие бывают коллизии.

Прот. Александр Березовский: Иногда человека мучает какое-то событие давних-давних дней и даже возникает ощущение греха.

Прот. Димитрий Смирнов: Ощущение греха – это вообще-то вещь нормальная для грешного человека и правильная. Потому что если человек не ощущает себя грешником, то значит, у него что-то болезненное в душе. Есть такое русское выражение: с грехом пополам. Это вся наша жизнь. Поэтому такое ощущение может примешиваться. Лежит или не лежит?.. Даже если лежит, если какое-то событие ты воспринимаешь как грех, приди на исповедь и покайся.

Прот. Александр Березовский: А вот это чувство собственной греховности должно быть постоянно с человеком? Не приведет ли оно к унынию, если человек не очень крепок в вере?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что Господь достаточно нам посылает всяких утешений, поэтому в унынии невозможно все время пребывать. Во всяком случае, это чувство должно быть близко, в шаговой доступности.

Телезрительница: Бог встречает души умерших, как бы получается, что Бог общается с этой душой первым. А есть ли понятие общения душ между собой?

Прот. Димитрий Смирнов: Понятие есть. Но есть ли на самом деле общение, мы твердо не можем знать, – об этом не сказано. Но есть об этом намек в одной притче – о богатом и Лазаре. Можете ее перечитать, там есть на это указание. Правда, это не событие, а именно притча, но она вполне дает нам такие основания.

Прот. Александр Березовский: Вообще этот вопрос очень людей волнует: встретимся ли мы с душами наших родных, тех, кого любили, кто нас любил. Если эта встреча будет, значит, и общение будет.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, людей это волнует. Как бы я хотел, чтобы людей так же волновала встреча с Господом, какое это будет общение, и как бы я хотел, чтобы люди ожидали этой встречи так же, как встречи со своими родичами. Как бы я хотел, чтобы люди поняли, что тот, кто не возненавидит отца, мать и всей жизни своей, не может быть учеником Христовым. Как бы мне хотелось, чтобы люди услышали эти слова Господни и поняли их. Тогда, возможно, души и встретятся.

Прот. Александр Березовский: Вот со слышанием и пониманием здесь, конечно, проблема.

Прот. Димитрий Смирнов: Да не только здесь, в Африке тоже.

Телезритель: Можно ли добрыми делами искупить свой грех? Или все-таки надо каяться?

Прот. Димитрий Смирнов: Да зачем каяться? Искупайте: идите в купальню и там купайте. Родной мой, грехи наши искупил Христос на Кресте. Когда же вы все это усвоите? Сколько же можно говорить десятилетиями? А мы можем приобщиться к этому искуплению, если будем каяться. Неохота Вам, я Вас понимаю; это непростая операция для души. Но другого пути у Вас нет, его вообще нет.

Прот. Александр Березовский: Никакими способами человек сам искупить никакой грех не может.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Даже всяческие искупительные дела есть только «свидетели» покаяния. Если покаяния нет, то эти дела не имеют, собственно, никакой цены. Только внутри покаяния.

Прот. Александр Березовский: Апостол говорит об отсутствии любви в человеке: что все остальное, если любви нет? Хоть тело свое отдай на сожжение…

Прот. Димитрий Смирнов: …медь звенящая и кимвал звучащий.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Дочке шесть лет, очень любит, когда ее хвалят, сама выпрашивает похвалу. Как правильно поступать, чтобы в ней не развилось тщеславие?»

Прот. Димитрий Смирнов: Уже развилось.

Прот. Александр Березовский: Уже привилось, но еще пока не выросло.

Прот. Димитрий Смирнов: Тщеславие – вещь бесконечная: может расти всю жизнь и даже уже за гробом. Например, человек при жизни может заказать себе настолько помпезный мемориал, что будет удивлять прохожих своей безвкусицей и дороговизной.

Надо ребенка воспитывать. Нужно провести «контрработу»: десять тысяч раз спокойно и вовлекая в диалог объяснять, что воспитанные девочки так не стремятся к похвалам, это производит плохое впечатление. И вот тут тщеславие будет помогать, потому что тщеславный человек очень заботится о впечатлении, которое производит, и сначала устно он перестанет желать похвалы. Потом надо переходить к более сложным вещам: чтоб и в уме этого не было, не было хвастовства и так далее. То есть это серьезная работа не на один год, гораздо больше, чем эти шесть лет.

Прот. Александр Березовский: Интересно, как совсем в маленьком человечке, еще только начинающем жить, уже такие взрослые грехи.

Прот. Димитрий Смирнов: Основное формирование человеческой личности происходит к четырем годам.

Прот. Александр Березовский: То есть эти четыре года важнее…

Прот. Димитрий Смирнов: Это фундамент. Конечно, всякое бывает движение. Про одного моего знакомого мальчика (ему сейчас десять лет) одна доктор сказала: «Можно ожидать, что он догонит сверстников в развитии к своим двадцати восьми годам». То есть придется ждать довольно долго, практически две жизни.

Прот. Александр Березовский: А с чем связано его отставание?

Прот. Димитрий Смирнов: С травмами, которые нанесли ему, как их теперь называют, биологические родители.

Прот. Александр Березовский: В эти четыре года его жизни?

Прот. Димитрий Смирнов: Раньше даже.

Прот. Александр Березовский: Человечек родился вполне здоровым психически?

Прот. Димитрий Смирнов: Сейчас это трудно сказать. Известно, что были травмы, причем такие мощные, что они изгладились из его жизни и памяти, ушли в подсознание.

Прот. Александр Березовский: И теперь нужно ждать…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не ждать. Нужно с ним активно заниматься, его развивать. Если ждать, то будет Маугли, он даже никогда не научится говорить. В доме, где диалоги «бу-бу-бу» и еще употребляется группа непечатных слов, ребенок не развивается: он не может учиться, у него нет никакой тяги.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Я одна, скоро тридцать два года. Хочу семью, хочу заботиться о детях, о муже, не курю, не пью, но это никому не нужно. Вроде бы не страшная, но меня за всю жизнь никто не любил, всегда любила я, и из этого ничего хорошего не выходило. Как смириться со своей участью и одиночеством?»

Прот. Димитрий Смирнов: Чтобы что-то сказать, нужно расшифровать фразу: «всегда любила я». Что человек в это вкладывает?

Прот. Александр Березовский: Вообще это может быть разночтимое понятие.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, особенно в наш век.

Прот. Александр Березовский: У некоторых любовь – очень тяжело переносимое заболевание.

Прот. Димитрий Смирнов: Поэтому сказать трудно, это вопрос не для радио и телевидения, а все-таки для индивидуальной беседы.

Прот. Александр Березовский: Но когда действительно Господь судил человеку быть одному…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18) – слова Господни. Жизнь, которая могла бы быть исполнена счастья, люди сами превратили в кошмар, построенный совершенно против воли Божией. Им внушили: женщина должна реализоваться, должна кем-то стать, она – то, она – се… Никто никогда ни в учебном заведении, ни в детском саду не объясняет, что женщина должна реализоваться, во-первых, как мать. А когда выйдет на пенсию или откажет всем своим женихам – пожалуйста, пусть играет на арфе или строит мосты, ничего в этом плохого нет. Но если она хочет быть счастлива, жить в гармонии с Богом, с собой, то ей обязательно нужно реализовать свое материнство. Даже женщинам, которые родили только одного ребенка, не хватает этого счастья.

Прот. Александр Березовский: Ну, вот она пишет: «Хочу семью».

Прот. Димитрий Смирнов: Я слышу. Но люди у нас в Европе построили совершенно другую цивилизацию – «антисемейную» и «антидетскую». Люди во всех странах Европы десятками миллионов убивают детей! И кто-то из них хочет детей. Но человечество – это же единый организм. И если будет война в соседнем государстве, других это тоже касается. Войны теперь, начиная с XX века, очень быстро перерастают в мировые, которые касаются всех, причем даже тех, кто склеивает эти войны, – им тоже достается. Но так как сейчас нет нужды самому возглавлять войско, возглавляют только твои деньги, и чьи деньги победят, тот больше и наживется.

Прот. Александр Березовский: То есть получается, сейчас идет война против собственных детей?

Прот. Димитрий Смирнов: Против человечества. А дети, старики и на третьем месте женщины – это самая незащищенная часть, вот они и страдают. Страдающая женщина – это продукт нашей цивилизации. Причем все эти постулаты продолжают действовать, их продолжают внушать. Наша государственная школа должна же готовить не юристов, экономистов, а должна готовить мать, учить женщину материнству, воспитывать ее. Должны быть такие предметы в школе: возрастная детская физиология, психология. Она должна к 17–18 годам, когда окончит школу, быть теоретически готовой матерью и знать все, начиная от бальных танцев и заканчивая тем, как пеленать младенца, знать все основные группы лекарств, все детские болезни, домоводство. Наша цивилизация калечит людей душевно, делает их несчастными.

Прот. Александр Березовский: Судя по тому, какие вопросы люди задают, восемьдесят процентов вопросов связаны с нестроениями в семье, воспитанием…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно. С недостатками, которые люди допустили при воспитании своих детей, с полным непониманием, что это такое. Современный человек учит детей незнамо чему.

Прот. Александр Березовский: Обычно дети сами учатся. Их просто отпустили на свободу…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, что-нибудь, где-нибудь и когда-нибудь. В основном школа – это воспитание халтуры: учителя имитируют деятельность, а школьники имитируют свое учение. Когда беседуешь с родителями, говоришь им: «Учи их дома сам», слышишь ответ: «Ой, я не смогу». – «Ты школу кончал?» – «Кончал. А я ничего не помню, ничего не знаю». Значит, тебя ничему не научили, значит, ты десять лет провел зря, выплюнул их, и у тебя нет никакого среднего образования, это утопия, иллюзия. В родном языке ты делаешь чудовищные ошибки, родной литературы не знаешь, история – это вообще конец света, что такое философия, никогда не знал, как устроена Вселенная – тоже. Как построить семью – не знают. Современные молодые люди не умеют даже за девушками ухаживать. Умеют какие-то простые вещи, которым и шимпанзе можно научить: покурить, поржать… Хорошие животные лошадь и обезьяна, но для человеческого счастья совершенно недостаточно безобразничать, как обезьяна, и скакать, как лошадь.

Прот. Александр Березовский: Так внушается как раз, что достаточно, зачем тебе остальное?

Прот. Димитрий Смирнов: Внушается. А просто поразмыслить?.. Некоторые люди в Германии придумали вот эту «систему образования» и по этой системе жестко образовывают всех, независимо от того, крестьянин человек или портной. Единственное исключение – это наша музыкальная школа: там учат музыке, а остальные какие-то предметы идут, но на них не обращают внимания. Тогда, собственно, вырастает музыкант, он к этому готовится, этого хочет. И предметы там музыкальные: музыкальная литература, сольфеджио, история музыки. Он в этот мир входит, и получается какой-то результат. Если он хочет выдающихся результатов, тогда он должен читать. Хотя Карузо – гений теноров, а ноты не знал.

Прот. Александр Березовский: С современным образованием, конечно, вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Оно бессмысленно. Заявка: «Мы готовим человека к жизни, мы показываем ему разные направления науки»... Как человек может освоить разные направления науки, если не бесконечно халтурить, если вместо науки ему предлагают какие-то суррогаты?

Прот. Александр Березовский: Но как сейчас человеку выбрать направление своей жизни, если не познакомиться со всеми возможными направлениями?

Прот. Димитрий Смирнов: У каждого человека есть склонности, и все великие ученые читали книги. Поэтому и рождались потом разные энциклопедии, всякие направления в науке. Они сами это делали, этому не в гимназии их учили.

Прот. Александр Березовский: Но учили думать, по крайней мере.

Прот. Димитрий Смирнов: Думать – замечательная вещь. Поэтому с помощью ЕГЭ человек сильно начинает думать. Кто-то мне сегодня рассказал об о дном вопросе ЕГЭ: девочка поднимает книжечку, и ты должен определить, что за книгу она держит. Буковки на этой книжечке можно прочесть только в лупу. Там написано: «ноты». То есть нормальному, психически здоровому человеку невозможно даже представить, что он должен взять лупу и прочитать, тогда ответ будет правильный. Все обычно говорят: «Букварь», еще что-то. Вот такой уровень развития интеллекта.

Есть отдельные школы, отдельные замечательные педагоги – всё это есть и всегда было. Как и всегда, есть хорошие водители, хотя понятно, что большинство людей не умеют ездить на автомобиле. Реально не умеют, потому что у них пассажиры в салоне летают, как птицы, на каждом повороте, они не умеют ни поворачивать, ни тормозить. Поэтому водителю надо пристегиваться, иначе он лоб расшибет о ветровое стекло: он все время тормозит, газует, тормозит, газует. Парковаться не умеют ни передом, ни задом.

Ну, что делать? И учиться не хотят, просто едут, как медведь в цирке. Вместо того чтобы взять и научиться… Для этого нужно найти человека, который умеет и знает. Как в Швейцарии или в Германии: хочешь научиться – найди врача, который лучший в стране, и иди к нему в подмастерья, найди врача, который сделал тысячу двести операций вот таких, каким ты хочешь научиться. Поработай у него ассистентом за еду и научишься. Это же вот так совершается. Так же и музыке учатся, и боксу, и чему угодно. Только так можно научиться – из уст в уста. А не так: «Петров, иди к доске».

Телезрительница: Я среагировала на Вашу критику, что мы, православные, спим: не проповедуем, не знаем, что ответить сектантам. Хочу Вас спросить, как отвечать сектантам по 149-му псалму? Там написано: славьте Господа с ликами. В словаре Даля написано, что это хоровод, медленная пляска с песнями, поэтому харизматы пляшут. Как им ответить, что это не так? А иеговисты все время апеллируют, что спасутся сто сорок четыре тысячи. Как им тоже объяснить? И что нигде не сказано в Библии о Троице, у них только Иегова.

Прот. Димитрий Смирнов: Родная моя украинка! Беседовать и полемизировать с иеговистами – это совершенно пустое дело.

Телезрительница: А посеять же нужно.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы ничего не посеете, там асфальт и гранит. И потом, я никогда не говорил таких слов по поводу того, что мы, православные, не умеем… Вы меня с кем-то спутали.

Телезрительница: Вы говорили (я по Интернету видела), что баптисты зовут в свое собрание, проповедуют, а мы – нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, какое дело. У меня в приходе на литургию собирается больше тысячи человек. Я не могу никого звать, больше никто не войдет, все остальные будут стоять на улице. Куда еще звать? Поэтому приходится пользоваться телевидением. Баптисты зовут, потому что они могут собраться в любой палатке, им храм не нужен. У них богослужение как партийное собрание: стоит стол, графин. Икон им не надо, ничего не надо, любой клуб наняли – и пожалуйста. А у нас двухтысячелетняя традиция.

Телезрительница: Это я им объясняю…

Прот. Димитрий Смирнов: Да не надо им ничего объяснять. Вы поймите, это совершенно бесполезно. .

Телезрительница: Для себя можно узнать, что значит: славить Господа с ликами?

Прот. Димитрий Смирнов: Лик – это значит хор. Понимаете, то, что написал царь Давид три тысячи лет тому назад, совершенно не имеет непосредственного отношения к нам, жителям XXI века. Это духовно-художественное произведение. Нельзя же строго следовать Псалтири. Хотя в нашем православном богослужении Псалтирь, конечно, используется очень широко, глубоко, Псалтирь в течение недели читается полностью. Поэтому никакой баптист нас не может попрекнуть; они просто не знают, как у нас все устроено. И мы любое слово можем объяснить, все словари у нас есть. У баптистов нет Священного Писания, они пользуются православным Священным Писанием, его перевел на русский язык Филарет Московский (Дроздов). У баптистов напечатана книга: откуда она у них? А кто им сказал, что это Священное Писание? Это же взято из Церкви.

Они пользуются чужим достоянием и еще дерзают нас учить. Это же просто анекдот! Это все равно что надеть мой подрясник и говорить: «Я – Дмитрий Смирнов». А иеговисты – они вообще не христиане. Что с ними говорить? Это бедные, несчастные бабушки, которых когда-то крестили в православной вере, а потом их привели в секту, дали им всякие выдержки из Священного Писания, и они этому следуют. «Промыли» им мозг своей «Сторожевой башней», своими анилиновыми картинками, которые как будто из журнала «Пионер». Нет ни одного иеговиста, с которым вообще можно было бы о чем-то поговорить, потому что у них образование на нуле. Они ничего не знают о жизни Церкви…

Телезрительница: Благодаря Вам и тому, что Вы говорите в проповедях, я им это передаю, и одна уже вышла из секты. Есть результат, понимаете?

Прот. Димитрий Смирнов: Да Вы бы лучше занялись молитвой и чаще причащались.

Телезрительница: Хорошо. А про то, что спасутся сто сорок четыре тысячи, объясните, пожалуйста.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть такие слова в Откровении, но эта цифра символическая. А если сто сорок четыре тысячи плюс один? И что тогда будем делать? Магия цифр получается.

Телезрительница: Значит, это условно?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Просто это число обозначает множественность: сто сорок четыре – это удвоенные семерки, а семь – число полноты. Это такой символ, иероглиф.

Телезрительница: Большое спасибо.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Я поклялся Богу в том, что теперь выполнить не в силах. Как мне быть? Можно ли с меня эту клятву как-то снять?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да как нечего делать: пришел на исповедь, покаялся: «Прости, Господи, меня, дурака – самонадеянного, горделивого и тщеславного, нарушителя Священного Писания, которое говорит: не клянись вовсе. Прости меня, Господи, неграмотного болвана, я больше никогда в жизни так делать не буду». Всё. Священник прочтет разрешительную молитву – и иди с Богом.

Телезритель: Зачем Христос должен был умереть на Кресте, если Он Своей жизнью и проповедями уже указал людям истинный путь?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело не в проповеди, проповедь не самое главное. Самое главное – это Его вочеловечение и воскресение. Проповедь – только пояснение к этим событиям. Пояснения может и не быть. Если человек будет молиться Богу, он и сам может понять через созерцание Креста и через свидетельства апостолов и учениц Христовых о Воскресении. Если Христос не воскрес, то наша вера тщетна (см. 1 Кор. 15, 14). Но вера живет и действует даже в нашем обществе, где люди часто не способны ни читать книги (тем более божественные), ни понимать их.

Прот. Александр Березовский: Для человека, начинающего воцерковляться, первые несколько глав Евангелия от Матфея, Нагорная проповедь уже все открывают о христианстве...

Прот. Димитрий Смирнов: Да, но человек не понимает.

Прот. Александр Березовский: …а суть вочеловечения Христа и Его Крестной Жертвы уходит на второй план после этих заповедей.

Прот. Димитрий Смирнов: В православной иконе используется прием обратной перспективы – то, что дальше, то больше.

Прот. Александр Березовский: Просто заповеди понятнее.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, что делать? Понятнее, чем на Своем примере, никто не может объяснить, как Господь. Создатель вселенной – Сын Божий пришел с небес на землю (как святые говорили: «преклонив небеса»), стал Человеком, прожил человеческую жизнь, говорил, создал Церковь, отдал Себя арестовать, был убит и на третий день воскрес. О воскресении Он говорил все время, и цель Его пришествия на землю – воскресение. Он открыл путь к воскресению из мертвых каждого человека, Он смертью смерть попрал, Он ее уничтожил.

Люди цепляются за земную жизнь, а Господь предлагает вечную. А люди не понимают. Что делать?.. Почему не понимают? Потому что веры нет. Есть вера в Бога, в высшие силы, в загробную жизнь, даже какая-то вера в Церковь есть, но нет веры в воскресение мертвых. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Все говорят о душах, о том, будут ли души общаться… Да каждая душа тело получит! Как будто Символ веры не написан на стене храма, как будто это нас не касается, как будто дети воскресной школы не выучивают этот текст наизусть.

Прот. Александр Березовский: Но для начала хочется пожить здесь.

Прот. Димитрий Смирнов: Так я сам хочу, еще лет сто я бы пожил с удовольствием. Мне так все нравится.

Прот. Александр Березовский: Даже мировые события, которые Вы так резко критикуете? Мир-то лучше не будет становиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Это просто манера у меня такая. Нам тренер всегда говорил: «Резче, резче!» И я привык все резко. Но на самом деле я вообще не резкий. Наоборот, кто меня близко знает, мне говорят: «Ты очень мягкий человек, даже сентиментальный». Это просто манера, поэтому на это не надо обращать внимания. Речь идет о другом. Человек должен понять Христа, он должен услышать. Вера от слышания.

Прот. Александр Березовский: Но для этого нужно отвергнуться того, что есть.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, и себя тоже отвергнуться. И родичей отвергнуться, но не потому, что они плохие и так далее, а в том случае, если они являются препятствием к познанию истины, имеется в виду, отвергнуться от их влияния. А не горделиво отстраниться или перестать оказывать им помощь, перестать любить их – нет.

Прот. Александр Березовский: Этого достичь смогли немногие, их мы именуем святыми, которые действительно смогли оставить все и устремиться только к Христу.

Прот. Димитрий Смирнов: Церковь и прославляет святых, ставит их на пьедестал, для того чтобы светили всем в доме. Не надо ничего изобретать, смотри на преподобного Сергия, ведь это главный русский святой. И в нем есть всё – в красоте его лика, в поступках. А много ли слов от него осталось? Нет, несколько фраз.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Когда-то мечтала пожить для себя, говорила, что детей рожать не буду. Потом все эти глупости прошли, вышла замуж, но детей нет. Это за мои прошлые слова? И как умолить Бога о прощении, чтобы Он благословил нас ребеночком?»

Прот. Димитрий Смирнов: Самый лучший способ – усыновить сироту. Как только человек усыновит сироту, так и дети пошли. Я постоянно с этим сталкиваюсь. А сегодня вообще был такой случай: ко мне подошла беременная женщина и говорит: «Благословите меня сироту взять». То есть ей не терпится. Вот это правильный подход.

Прот. Александр Березовский: Что ж, дай Бог нам уразуметь…

Прот. Димитрий Смирнов: …в чем счастье.

Прот. Александр Березовский: Счастье – это отдельная тема.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, к сожалению, «промыли мозги». Некоторые думают, что счастье – это победа на «Евровидении», а несчастье – когда нет победы на «Евровидении».


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    2. Tomik:

      Полностью согласна насчёт образования. Спасибо за то, что вы об этом говорите.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.