Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 12 июня 2016 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 12 июня 2016 года.

1. Чем объяснить то, что в Краснодарском крае празднуют языческий индийский праздник Холи?   (0:48)

историческая память, потеря веры, Торфянка

2. Что такое смирение? Как его достичь?   (3:28)

пример смирения

3. Правда ли, что после Причастия нельзя три дня мыться?   (10:46)

догматическая ошибка, гигиена

4. Как достичь ненависти ко греху?   (11:51)

ученик Христов, молитва, пост, воздержание, чудеса, душа, алкоголизм, табакокурение

5. Почему я, будучи грешным человеком, должна стремиться к вечной жизни?   (15:31)

надежда, Царство Небесное

6. Обещала священнику на исповеди разорвать блудную связь, но не смогла это сделать. Теперь стыдно ходить в храм, но и без церкви мне плохо. Что делать?   (18:14)

стыд, покаяние

7. Что означают слова Иоанна Крестьянкина: «У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать»?   (20:20)

Отец Небесный

8. Следует ли поститься в субботу перед Причастием, если я соблюдаю все многодневные посты и пост в среду и пятницу?   (24:05)

совесть, литургический пост

9. Достаточно ли причащаться четыре раза в год, каждым постом?   (26:00)

место жительства

10. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, и дастся ему (Иак. 1, 5). О какой мудрости нужно просить?   (26:38)

Соломон, Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский

11. Посоветуйте православного специалиста, который мог бы помочь наркоману   (27:44)

Данилов монастырь, алкоголизм

12. Через какое время после смерти мужа я могу повторно выйти замуж?   (28:55)

повторное замужество, траур, церковные правила, прелюбодеяние

13. Обманувший меня человек покаялся, но я не могу ему больше доверять. Как вернуть доверие?   (31:40)

сплетни, дневник

14. Двое на поле: один берется, а другой оставляется (Мф. 24, 40). Два разбойника, один из них покаялся, а другой нет (см. Лк. 23, 32-43). Связаны ли как-то эти сюжеты?   (34:10)

покаяние

15. Я сделала аборт. Что мне сделать, чтобы вымолить убитого ребёнка?   (40:53)

Григорий Богослов, детоубийство

16. Грех ли иронизировать над другими или над самим собой?   (43:26)

мотивация

Телезрительница: Вчера у нас в большом, очень хорошем парке прошел праздник красок Холи. Это очень плохо, я знаю, но Вы хотя бы с большого экрана поясните, расскажете людям, что это такое. Были там и мамы, и детки, все очень довольные, счастливые. Я в интернете прочитала об этом два дня назад, это просто ужас, и православному христианину нельзя туда идти.

Прот. Димитрий Смирнов: Я не понимаю даже, о чем речь.

Телезрительница: Расскажите, что означает этот праздник Холи.

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, что такое праздник Холи, первый раз слышу.

Телезрительница: Это индийский праздник, когда обсыпаются красками, в честь демоницы. Вы не знаете такого?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не специалист по индийским языческим праздникам.

Телезрительница: Но это же у нас в России, в Краснодарском крае.

Прот. Димитрий Смирнов:Так чего у нас в России только нет! У нас же народ совершенно, полностью потерял историческую память, потерял свою веру. Ну и что Вы хотите? Что начальство придумает или за что ему заплатят, то мы и увидим завтра же на улице. А что я могу объяснить? Какие-то новые фокусы, и я должен все знать? Да и знать не хочу, мне это совершенно неинтересно.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «О смирении много говорится, его часто используют как всем известное слово, как то, без чего нельзя спастись. Но мне так и непонятно, что же это за состояние для человека? Не могли бы Вы на нескольких примерах растолковать, что я должен испытывать или как мне нужно себя вести, чтобы достичь смирения?»

Прот. Димитрий Смирнов: У меня есть прекрасный пример, я его даже как-то в храме объяснял, и некоторым людям он запомнился. А я это слышал от одного батюшки. Досконально я не могу привести этот пример, но сам смысл дойдет, я думаю.

У некоторого человека был сосед. Он постучал к нему в дверь и говорит: «Слушай, ты не мог бы мне помочь перенести шкаф, потому что он большой и мешает?» Сосед говорит: «Хорошо, давай перенесем. Куда будем нести?» – «Я решил в другую комнату». С большим трудом они положили шкаф на бок, перевернули его на сто восемьдесят градусов, выволокли, потому что многие вещи мешали, их пришлось убрать. Вынесли шкаф в прихожую и хотели уже опять поставить на попа (извините за выражение), но он по своей высоте никак не разворачивался в этой комнате. После этого он говорит: «Давай тогда попробуем лежа перетащить в ту комнату, куда я его предназначал». Попытались его туда занести, а он не разворачивается: по длине мешает. Сосед весь вспотел, говорит: «Ну, что будем делать?» – «Не знаю, давай тогда назад». И с большим трудом они водрузили шкаф назад. Он соседа поблагодарил, извинился.

Через некоторое время снова стучит: «Сосед, прости, что я тебя беспокою, но он так мне мешает, давай мы его вынесем на улицу. Может быть, в лифт он влезет». Тот смиренно согласился, и они потащили шкаф к лифту. В лифт шкаф не вошел. Этаж двенадцатый. Они соорудили из простыней петли. Шкаф был хоть и пустой, но довольно тяжелый и большой по ширине и высоте. Шкаф довольно старинный, не говорилось, из какого он был материала, но в старину нередко использовалось древо дуба, значит, был очень тяжелый. И вот они с отдыхом на каждой площадке, на ремнях, которые соорудили из простыней, тащили шкаф. Пооббивали на углах в доме штукатурку, дотянули до входного фойе, и уже надо было выносить его на улицу. Дверь в фойе была стеклянная, они ее отодвинули, но она пошла назад, стукнула по углу шкафа, и стекло треснуло. Они что-то подложили под дверь, и все-таки им удалось вытащить шкаф. Оказалось, что контейнер с мусором стоял метрах в пятидесяти от их подъезда. Они потащили шкаф туда, поставили его рядом с контейнером. Сосед сердечно поблагодарил другого соседа, тот ответил: «Ничего-ничего, всегда рад помочь».

Вечером пришла с работы жена бывшего владельца шкафа и спрашивает: «А где шкаф?» Он говорит: «Он очень мешал, у нас и так комната небольшая. Я попросил соседа, и мы его вытащили на улицу». – «Ты же говорил, что перенесешь его в другую комнату?» – «Знаешь, он туда не вмещается, а разбирать его нельзя, это не современная мебель». – «Где же он теперь?» – «Мы оттащили его на помойку». – «Немедленно назад! Это память от моего дедушки, я не хочу, чтобы этот шкаф пропадал, я с ним выросла, играла, пряталась от дедушки в этом шкафу. В общем, он мне так же дорог, как сам дедушка».

Что ж, он идет к соседу по лестничной клетке, говорит: «Прости, друг, пришла жена и говорит, чтобы я вернул шкаф обратно. Прошу тебя, давай еще немножко потрудимся». И сосед говорит: «Ну, давай, помогу». И пошли вместе назад, и уже в обратном направлении с первого этажа на двенадцатый принесли шкаф. Вот это называется смирение. Так что, если кто не знает, будьте любезны.

Телезрительница: Мне сказали, что после причастия нельзя три дня мыться. Если это правда, то объясните, пожалуйста, почему?

Прот. Димитрий Смирнов: Это серьезная догматическая ошибка. После причастия нельзя мытья тридцать три дня, а лучше триста тридцать три дня – это вершина благочестия. Поэтому на Афоне монахи вообще не моются. Запомнили? Запишите: триста тридцать три дня не мыться, ходить и вонять.

Прот. Александр Березовский: А зубы чистить можно?

Прот. Димитрий Смирнов: Про зубы не спрашивали. Если спросят про зубы, я тоже что-нибудь отвечу.

Телезрительница:То есть мыться можно?

Прот. Димитрий Смирнов: Не «то есть». Я все сказал.

Телезрительница: Спасибо большое.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Как достичь ненависти ко греху?»

Прот. Димитрий Смирнов: Для начала чисто теоретически, то есть постараться глубоко осознать, что тот грех, который мною владеет, неприятен Господу. А то, что неприятно Господу, должно быть неприятно и Его ученику, и это то, что мешает человеку стать учеником Христовым и получить от Христа спасение. Вот это усвоить и начинать подвизаться. Сей же род (а каждый грех – это влияние, воздействие диавола на человека) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Человек должен все время молиться об избавлении от этого греха и всеми силами души от него воздерживаться. В зависимости от того, как глубоко грех поразил душу, на это придется потратить от месяца до двадцати пяти лет. И человек в процессе постоянной молитвы, воздержания от этого греха его возненавидит.

Прот. Александр Березовский: То есть это процесс именно временной? Это не то, что человек что-то сделал, прочитал, исповедал его…

Прот. Димитрий Смирнов: Бывают чудеса, что Господь может убелить душу в одну секунду. Это бывает нечасто, но нельзя сказать, что это какой-то редчайший случай. Бывает у человека такой серьезный настрой, что он решается – и все.

Прот. Александр Березовский: Да, иногда люди рассказывают, что так бросили, например, пить или курить...

Прот. Димитрий Смирнов: Да, у нас сосед по деревне бросил пить сразу. А пил так, что падал в снег и засыпал. И кончалось вообще уже ситуацией, когда он мог замерзнуть насмерть. Но самое поразительное не это, а то, что за некоторое время до смерти он так же бросил и курить, хотя курил с детства. А бросил курить, когда ему уже было немножко за восемьдесят. Я его спрашивал: «Как тебе удалось?» Он говорит: «Ты знаешь, последнее время что-то кашлять стал». И бросил. Так что я видел такую решительность на примере этого простого русского человека, очень трудолюбивого.

Телезрительница: Почему я, простой грешный человек, в общем-то не делавшая ничего особо хорошего для людей, по многим показателям, может быть, хуже какой-то скотины, должна мечтать и стремиться к вечной жизни?

Прот. Димитрий Смирнов: Никому Вы ничего не должны. Это совсем не обязательно. Просто одних людей привлекает вечная жизнь, а других – нет. Одни хотят быть лучше, чем скотина, другие хотят жить по-скотски, а третьи довольствуются тем, что они хуже скотины. Но хуже скотины быть довольно трудно, потому что скотина-то безгрешная. Хотя особенно домашних животных люди иногда ругают, когда они делают, как нам кажется, что-то не так. Мы ворчим на них или даже чем-нибудь в них запускаем, но на самом деле это, конечно, несправедливо, потому что нельзя животному объяснить, что можно, что нельзя. Так что Царство Небесное только для желающих, причем очень-очень.

Прот. Александр Березовский: Но если человек осознает свою греховность и никчемность, на чем основана его надежда, что он достигнет этой жизни?

Прот. Димитрий Смирнов: Так это совсем из другой оперы. Здесь человек не хочет. Нехотя нельзя войти в жизнь вечную.

Прот. Александр Березовский: Мне показалось, что здесь как раз вопрос был: могу ли я надеяться?..

Прот. Димитрий Смирнов: Надеяться можно только на Бога.

Прот. Александр Березовский: Но для Бога ничего хорошего не сделано.

Прот. Димитрий Смирнов: Так еще времени полно, еще вся ночь впереди.

Прот. Александр Березовский: Можно начать и…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.

Прот. Александр Березовский: Я сейчас зачитаю один вопрос по этому поводу: «Я пообещала священнику на исповеди разорвать греховную связь, в которой живу, но не смогла этого сделать. Теперь не могу ходить в храм: стыдно перед батюшкой. Но и без церкви мне плохо. Подскажите, что делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я подсказываю: надо прийти к батюшке и сказать: «С первого захода у меня не получилось. Не подскажете ли чего?»

Прот. Александр Березовский: То есть здесь нужно не бояться, не стыдиться?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как можно не стыдиться? Надо стыдиться и бояться и все равно идти. Представь себе (упаси Бог, конечно, но такое часто бывает): загорелся дом. Ты хочешь выйти, а перед тобой огонь столбом. Если ты будешь стоять ждать, погибнешь от того, что продукты горения тебя отравят. И как ни неприятно, идти в огонь придется, другого пути нет. Твой дом горит, ты знаешь расположение комнат, что надо идти так и так, закрываешь лицо руками – и бегом. Иначе сгоришь. Так же и здесь.

Прот. Александр Березовский Останешься на месте – погибнешь.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Не будет же человек говорить: «Я как-то стесняюсь, огонь все-таки…»

Прот. Димитрий Смирнов: Как бы мне косичку не подпалить…

Прот. Димитрий Смирнов: Или ресницы. Как же я буду без ресниц-то ходить?!

Телезритель: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал: “У Бога все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать”. Объясните, пожалуйста, смысл слов».

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что Господь – наш Отец. А отец знает, в каком возрасте для сынка купить самокат, в каком возрасте – велосипед, а в каком возрасте – мотороллер; сам лучше знает, хотя сын и ноет, и просит. Но если остальные родители действуют по принципу: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» (потому что когда дитя плачет, отвлекает от матча «Россия – Англия», мешает жить, поэтому: «Ладно, вот тебе мопед, иди бейся насмерть»), то Отец Небесный не так: Он каждому человеку дает то, что ему желательно, в то время, когда это будет для человека наиболее приемлемо, безопасно и так далее.

Прот. Александр Березовский: А если человек не просит, но что-то ему необходимо, Господь подает или ждет просьбу?

Прот. Димитрий Смирнов: Всем по-разному. Но очень часто подает, причем подает как-то с юмором, я бы даже сказал. Помню, я квартиру получил. Перед этим, как обычные люди, я пришел в отдел учета и распределения жилплощади, мне сказали там очень вежливо и приятно: «В ближайшие двадцать лет Вам ничего не светит». Я говорю: «Большое спасибо». И в этом же году, ко дню ангела, я получил ключи от новой квартиры. Я не буду рассказывать, как это все произошло, но просто было явное вмешательство, и я даже не просил. Я просил в отделе учета и распределения жилплощади. Все окружающие потом мне говорили, что, наверное, я слишком много денег занес туда и сюда. На самом деле – ничего. Вот так из однокомнатной квартиры – двухкомнатная, и никаких денег, даже ни одной шоколадки не отнес. «Придите за ордером». Так что так бывает. А чтобы я не сомневался – случилось именно в день ангела.

Прот. Александр Березовский: Может быть, иногда излишняя настойчивость человека как раз и мешает подать ему просимое?

Прот. Димитрий Смирнов: Бывает все. Сколько есть людей, столько может быть различных вариантов.

Телезрительница: У меня вопрос по поводу поста перед причастием. Я соблюдаю все многодневные посты и посты в среду и пятницу. Если причастие в воскресенье, следует ли поститься в субботу?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще, чтобы не смущать свою совесть, я думаю (это мое, грешного человека, мнение), что в субботу достаточно мяса не вкушать ради литургического поста. Если Вы в среду и пятницу и все остальные посты поститесь, я считаю, что этого вполне достаточно при условии, если Вы причащаетесь раз в неделю. Если Вы причащаетесь раз в месяц, тогда в субботу надо поститься полноценно, так же, как и в пятницу.

Прот. Александр Березовский: А если еще реже человек причащается, например, четыре раза в год?

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда неделю надо поститься. Вообще это называется – говеть. Если человек причащается четыре раза в году, тогда нужно и на службы ходить по возможности ежедневно в течение этой недели, и поститься.

Прот. Александр Березовский: Так раньше было: длинными постами причащались.

Прот. Димитрий Смирнов: Постами – да, это говение как бы вставлялось в пост. А если причащаться вне поста, тогда неделю очень важно попоститься для очищения души.

Прот. Александр Березовский: Четыре раза в год каждым длинным постом причаститься, на Ваш взгляд, для современного человека достаточно или этого мало?

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря где человек живет. Если человек живет от ближайшей церкви за тысячу семьсот километров, то это прекрасно. А если церковь видна у него с балкона, то это, конечно, никак нельзя назвать достаточным.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Святой апостол Иаков писал: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога <…> и дастся ему (Иак. 1, 5). О какой мудрости нужно просить у Бога, которой нам недостает, и что имел в виду святой апостол Иаков?»

Прот. Димитрий Смирнов: О любой мудрости, хоть о Соломоновой, хоть о мудрости преподобного Сергия или отца Иоанна Кронштадтского, которые в детстве не были мудры, но крепко молились Богу, чтобы Господь подал им великую мудрость: и пастырскую, и государственную.

Прот. Александр Березовский: Но вот им Господь подал действительно удивительную мудрость! А нам, грешным, вообще можно надеяться?

Прот. Димитрий Смирнов: Всегда.

Телезрительница: Я хотела бы узнать Ваше мнение по поводу программы “12 шагов” о лечении зависимости и созависимости. У меня сын наркоман, шестой месяц находится в реабилитационном центре.

Прот. Димитрий Смирнов: Я никогда ничего не читал про эту программу, но название такое слышал. Если ко мне приходят наркоманы, я с ними занимаюсь индивидуально, иногда отправляю к специалистам.

Телезрительница: А какого бы Вы посоветовали специалиста? Какой православный центр?

Прот. Димитрий Смирнов: У нас в Даниловом монастыре живет такой человек, он сейчас, правда, в основном занимается с алкоголиками, но думаю, и по наркоманам даст дельные советы.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «У меня умер муж. Через какое время я могу повторно выйти замуж?»

Прот. Димитрий Смирнов: Может женщина на следующий день замуж выходить, потому что у нас нет никаких возможностей запретить человеку делать то, что он хочет.

Прот. Александр Березовский: А какие-то церковные ограничивающие правила на этот счет есть?

Прот. Димитрий Смирнов: Есть. Сорок дней – это обязательно, потому что это время посвящается молитве об усопшем. А приличия и народные обычаи говорят о том, что целый год человек должен носить траур.

Прот. Александр Березовский: То есть в течение этого года тоже особая молитва об усопшем?

Прот. Димитрий Смирнов: Не особая: те же самые молитвы.

Прот. Александр Березовский: Но это связано именно с загробной участью усопшего?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Это связано с тем, что Господь сказал: Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). А тут смерть развела.

Прот. Александр Березовский: Остался ли без жены? не ищи жены (1 Кор. 7, 27).

Прот. Димитрий Смирнов: И такие есть слова. Но Церковь оказывает снисхождение: позволяет человеку вступать во второй брак, в отдельных случаях – и в третий.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Человек, которому я во всем доверял, обманул меня. Потом просил прощения, но доверия ему больше нет. А ведь он покаялся. Как вернуть доверие к человеку?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да никак. И вообще, зачем это? Простить и забыть.

Прот. Александр Березовский: А червячок-то точит в душе.

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек покаялся, то ничего его и не точит. Предательство, человек забыл – это самые обычные вещи на земле. Что тут такого? Если сказал кому-то что-то по секрету – через неделю будет полмира знать; это закон. А если сказал женщине – то вообще через два дня, да еще со своими интерпретациями, причем с догадками. А другой человек уже воспринимает эти догадки как случившиеся факты, и пошло-поехало…

Прот. Александр Березовский: Иногда в догадках уже и первоначальная информация теряется.

Прот. Димитрий Смирнов: И это бывает, что тут особенного? Если человек хочет что-то сохранить, он хранит это в своем сердце, не доверяя и бумаге. Если человек пишет дневник – успокойся, его обязательно прочтут: во-первых, тот человек, про которого ты знаешь, что ни в коем случае не хотел бы, чтобы он прочел; во-вторых, это обязательно станет достоянием людей, от которых ты это хотел бы сохранить.

Прот. Александр Березовский: Хорошо еще, если не опубликуют.

Прот. Димитрий Смирнов: Сейчас-то с помощью интернета вообще только вздохнешь – и уже эхом по земному шарику... А может, и до луны долетает, там лунатик сидит, улавливает.

Телезрительница: В Евангелии есть такие слова, что двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится (Лк. 17, 36). С другой стороны, мы знаем о двух разбойниках, висевших со Христом, один из которых покаялся, а второй нет (см. Лк. 23, 32-43). Есть ли связь между этими сюжетами?

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, есть связь между любыми людьми, потому что все человечество – это единый человеческий род. Вот сейчас мы говорили про секрет, который мы доверяем, – это касается и европейцев, и африканцев, и азиатов – всех; все люди таковы. Так же и здесь: что разбойника касается, то и того, кто на одном ложе лежит или на одном поле трудится.

Прот. Александр Березовский: Господь предлагает каждому принести покаяние, но не каждый откликается на этот призыв.

Прот. Димитрий Смирнов: Он зовет к покаянию, потому что покаяние – первый шаг ко Христу.

Прот. Александр Березовский: И вот у одного сердце откликается на этот зов…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, этот отклик добровольный. Вроде люди в одинаковом положении. Также бывает, что в семье один ребеночек с охотой учится, а другой – ничего не хочет делать.

Прот. Александр Березовский: У одного есть совесть, и он хоть и противится матери или отцу, но потом слушается.

Прот. Димитрий Смирнов: И так бывает. Все по-разному.

Прот. Александр Березовский: И вот удивительно: в одной семье, в одних условиях такие разные дети. Такое ощущение, что Богом одному дано быть послушным, а другому нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Но с другой стороны, то, что делает на пути к Богу непослушный, гораздо больше ценится.

Прот. Александр Березовский: Ему труднее.

Прот. Димитрий Смирнов: Ему труднее, но это и дороже стоит. В ценообразование входит заложенный труд.

Прот. Александр Березовский: Да. Иногда смотришь: человек – инвалид с детства, а через труд достиг действительно каких-то успехов в жизни.

Прот. Димитрий Смирнов: Чемпионами мира становятся инвалиды. Поди стань! Какая нужна воля, выдержка, какой нужен характер! Я бы каждому из них по две медали вешал. Или двойную, как в старину была монета, называлась «дублон». Не знаю, как она выглядит, но слово знаю точно – дублон. Вот такие надо им.

Прот. Александр Березовский: Одну – за победу, а вторую – за характер, волю.

Прот. Димитрий Смирнов: Характер требуется каждому спортсмену. Без характера даже в шашки не выиграешь.

Прот. Александр Березовский: Один не может насморк безропотно пережить, а другой всю жизнь болеет, да еще на такие высоты всходит!

Прот. Димитрий Смирнов: Один растет в суровых условиях, а другой – в разнеженно-расслабленных. И ясно, что тот, который рос в более суровых условиях, конечно, адаптируется к нашей жизни гораздо эффективнее. Если ребеночек один в семье, он вырастает маменькиным сынком и малоприспособленным к жизни. А если человек родился в многодетной семье, он конкурентоспособен, потому что все время с братьями выживает, завоевывает себе «место под солнцем», и у него вырабатывается характер.

Телезрительница: Одно доброе слово ввело в рай разбойника (см. Лк. 23, 32-43), и одно слово недолжное лишило святого Моисея земли обетованной. Какое же слово сказал Моисей, что Господь не допустил его до земли обетованной?

Прот. Димитрий Смирнов: Я начинаю мучительно вспоминать. Не помню.

Прот. Александр Березовский: Моисей усомнился.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, но какое слово он сказал?

Прот. Александр Березовский: Слово не помню. Помню, что Господь ему за его сомнения воспрепятствовал.

Прот. Димитрий Смирнов: Какое слово, не помню. Домой приду, почитаю.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Я сделала аборт. Считаю себя очень грешной, искренне каюсь, хочу вымолить моего убитого ребеночка. Что мне для этого надо сделать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно вымолить себя. Что значит «вымолить ребеночка»? Это непонятная формула. Нужно вымаливать себя, потому что с человеком, который дошел до того, что убивает собственное дитя, происходит очень тяжелая духовная катастрофа.

Прот. Александр Березовский: То есть не об убитом младенце надо молиться?

Прот. Димитрий Смирнов: О себе.

Прот. Александр Березовский: А о нем как? И вообще нужно ли обращать молитвы к Богу о таких детях?

Прот. Димитрий Смирнов: Что мы просим? Вот младенец, вот он убит…

Прот. Александр Березовский: Чтобы Господь его принял в Свои обители.

Прот. Димитрий Смирнов: Господь Сам знает, что Ему делать.

Прот. Александр Березовский: Но сказано же: молитесь друг за друга.

Прот. Димитрий Смирнов: Например, Григорий Богослов говорит, что эти младенцы не могут увидеть Божественного света, потому что они не были крещены в образ Святой Троицы. Вот есть такое мнение одного крупнейшего православного богослова IV века.

Прот. Александр Березовский: Но и сказать о том, что они где-то в месте мучений, тоже нельзя.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И он так и говорит, что они и мучиться не могут, потому что свое уже отмучились, потому что когда их убивали, им было очень больно.

Прот. Александр Березовский: А женщине нужно каким-то образом свою жизнь выправлять?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Грех ли иронизировать над другими или над самим собой?»

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря какая мотивация.

Прот. Александр Березовский: То есть что хочет человек: унизить или, наоборот, может быть, взбодрить, поддержать.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Или, например, можно с помощью иронии человека обличить, но это не будет так обидно, как назвать его, например: «Скотина ты бессовестная».

Прот. Александр Березовский: Это обидно.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А сказать: «Ну что ты, как козлик, бодаешься?» – это вроде ирония и сравнение с козликом. Но все же не козел.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. timofey92:

      Спаси Господь за ваши ответы.

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.