Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 16 октября 2016 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 16 октября 2016 года.

1. Почему Царство Небесное уподобляется таким земным вещам как сокровище, жемчужина, невод (см. Мф. 13, 44-48)?   (0:46)

Церковь, притчи, Страшный Суд, любовь к Богу, устремление к Богу, качество сердца, приближение к Богу, угождение Богу

2. Как понять, что человеку по-настоящему нужен Бог?   (6:14)

угодники Божии, Евангелие

3. Благо ли, если человек стремится к власти, чтобы улучшить законодательство страны?   (8:51)

коррупция, казнокрадство, совесть

4. С чего нужно начинать человеку, который возжелал Царствия Небесного?   (14:50)

притчи, будущий священник

5. Купец ради драгоценной жемчужины продал всё (см. Мф. 13, 45-46). Как современному человеку отказаться от всего?   (15:34)

записочки в храме

6. Священник говорит, чтоб мы не подходили к телевизору вообще. А как же тогда смотреть телеканалы «Союз» и «Спас»?   (16:51)

апостол Павел, телевидение, проповедь слова Божия, коммерция, русское изобретение, развлекательная продукция, похабщина, назидательные программы, исторические программы, педагогические программы, духовный уровень, душевный уровень, пожертвования, государство, телеканал «Кульлтура», общественное телевидение, диктор Балашов

7. Как бороться с внутренним тщеславием?   (24:09)

похвала, награда, спокойствие, равнодушие, гордыня, скромность

8. Как отличить реальный сбор денег на лечение детей от мошенничества? Как быть, если у нас в деревне нет терминала для перевода денег?   (25:53)

телевидение, газета, профессиональные нищие, интернет, пьянство, голодные дети, возможности

9. Почему делиться благодатью Святаго Духа значит расточать?   (29:32)

тщеславие, кораблекрушение, святые отцы

10. Как понять, что происходит по Божьей воле, а что по бесовским проискам?   (32:26)

христианская жизнь, Священное Писание, святые отцы, духовный опыт, попущение Божие, дьявол, орудие Божие, Божие произволение

11. Есть ли рычаги, чтобы закрыть Сатанинскую церковь или хотя бы их сайт?   (34:13)

Госдума, секта

12. Я очень мягкий человек, многие этим пользуются. Что мне нужно в себе изменить?   (36:49)

безволие, доброта

13. Долго не было детей, много молилась, наконец, забеременела, но беременность замерла. За какие грехи такое происходит?   (37:56)

жестокость Бога, равнодушие к Богу, заповеди Божии, Таинства

14. Правда ли, что невоцерковлённые и некрещёные люди счастливее, чем церковные?   (40:30)

ад, зависть

15. Почему среди воцерковлённых людей не так много многодетных?   (42:00)

возраст, социологический опрос

16. Согрешил прелюбодеянием. Как исцелиться от последствий?   (42:43)

молитва, покаяние, терпение

17. Расскажите о погребении Иоанна Крестьянкина   (43:52)

Псково-Печерская лавра, пещеры

18. Родители мужа постоянно вмешиваются в нашу семью, муж их во всём поддерживает. Как мне быть?   (45:27)

терпение, конфликт, воля Божия, маменькин сынок, брак, влюблённость, брак с алкоголиком, психическое заболевание, развод, безбожие

Прот. Александр Березовский: Сегодняшнее воскресное Евангелие предлагает нам сразу несколько притч, в которых Господь говорит, чему подобно Царствие Небесное – закваске; человеку, нашедшему сокровище на поле; купцу, ищущему жемчужин (см. Мф. 13, 44-48). А в чем подобие? Где здесь подобность? Почему такие, казалось бы, земные вещи подобны Царствию Небесному?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что Царствие Небесное – уж очень неземная вещь. Поэтому в каждой притче говорится о некотором аспекте. Последняя притча, которая там рассматривалась, говорит, что Царствие Небесное подобно неводу (см. Мф. 13, 47-48). Речь идет о Церкви, куда собираются все люди. Все, кто пожелает. И там эти рыбы плавают, питаются до тех пор, пока их не достанут сетью и не отберут добрых от не очень добрых. Речь идет о том, что смерть или последний день, который называется днем Страшного Суда, разделит людей по тому, кем они стали в результате пребывания в Церкви. Одни стали лучше. А Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу». То есть Бог застанет человека именно в этот день в устремлении к лучшему. А другие стали хуже, а третьи закопали свой талант и не стали ни хуже, ни лучше, но возвращают то, что им было дано (см. Мф. 25, 18). Это также Господь не принимает. Почему? Потому что речь идет не о том, чтобы сохранить сокровище, данное от Бога, а о том, чтобы возлюбить Бога. А это всегда проявляется в устремлении к Нему. Раз не было устремления, значит Бог тебе не нужен. А раз Бог тебе не нужен, ты во всем виноват сам. Потому что человек достигает Царствия Небесного не в результате каких-то успехов…

Прот. Александр Березовский: …Достижений каких-то.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Это не «садись, пять». А важно качество сердца, куда сердце устремлено. То есть годится ли он по своим качествам для Царствия Небесного, или стремится в противоположном направлении, или он ни холоден, ни горяч (Откр. 3, 15), что равносильно тому, что он стремится в противоположном направлении.

А купец, который ищет доброго бисера, продает все и покупает именно эту жемчужину, в одном случае (см. Мф. 13, 45-46), а в другом случае – целое поле (см. Мф. 13, 44). Он покупает жемчужину, которая стоит все его состояние. Под состоянием здесь подразумевается вся жизнь человека. Главное в жизни – не то, чего он достиг. Для Царствия Небесного это вообще ничего не значит. Это повлияет только на то, установят на твоем доме плиту бронзовую или гранитную, в знак того, что ты здесь жил, выбьют на ней всякие медальки, для того чтобы люди ходили мимо и знали, что здесь тоже ходил Петров Иван Сидорович, он создал новый ледокол, стал таким-то… Для Царствия Небесного это не важно. Для Царствия Небесного важно, что он приобрел для Бога.

Прот. Александр Березовский: Что человек отдал ради Царствия Небесного…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, и есть ли готовность все отдать. В чем это выражается? В том, что главным деланием для человека является приближение к Богу. Смысл жизни в этом. Не служение людям, Родине, деньгам, славе, не чтобы стать народным артистом. Это все земное. А достиг ли Самого Бога, Бог тебе нужен? И готовность человека все отдать.

Прот. Александр Березовский: Как проверяется нужность Бога? Многие говорят: «Да, мне Бог нужен, очень нужен, я очень Его люблю»…

Прот. Димитрий Смирнов: Вот, отлично. Это неплохо. Установка, как она звучит, правильная. Только в чем это выражается? Любовь к Богу выражается в том, чтобы Ему послужить, причем послужить так, чтобы об этом служении можно было сказать, что человек Богу угождает. Тогда он становится угодником Божиим. Как святитель Николай, угодник Божий, и много людей, наших предков по Церкви, так послужили Богу, что Ему угождали. То есть в своей жизни они все время старались поступать так, как это угодно Богу. Всегда предпочитали именно это.

Прот. Александр Березовский: А как понять, угодно что-либо Богу или неугодно?

Прот. Димитрий Смирнов: Евангелие нужно знать как собственную квартиру. Тогда человек из этого кладезя божественной премудрости, опять же, с помощью благодати Божией достанет то, что ему нужно в этот момент. И он на любой вопрос своей жизни, который жизнь перед ним ставит, ответит по-евангельски. То есть так, как заповедовал Господь. Сегодня одна молодая девушка на исповеди сказала: «Я хочу достичь…». Я говорю: «Слушай, не надо, это неправильная установка. Во-первых, ты ничего не достигнешь, успокойся. Потом, когда ты достигнешь, то поймешь, что это никому не нужно, и тебе в том числе». Эта установка неправильная. Человек должен достичь только Царствия Небесного. В этом смысл жизни. Все остальное – может быть, и нужные вещи, как зимние ботинки зимой, но все-таки не может быть целью жизни приобрести себе зимние ботинки.

Прот. Александр Березовский: Если человек стремится, например, достигнуть некоего влияния в политической жизни страны, с тем чтобы изменить законодательство этой страны, чтобы сделать его лучше, правильней, ближе к людям, разве это плохая цель?

Прот. Димитрий Смирнов: Обожди, что значит «лучше»? Каждый человек «лучше» понимает по-разному. У нас в стране очень большая проблема. «Лучше» – это мое собственное благополучие и благополучие моей семьи. То есть сама должность, или положение, близость к власти, или возможность стать самой властью используется только с этой целью.

Прот. Александр Березовский: То есть не улучшить жизнь других людей?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, а воспользоваться своим местом для себя. Это называется иностранным словом «коррупция», хотя есть старинное русское слово «казнокрадство», то есть когда используют ресурс государства, царства для своего собственного благополучия, что неправильно, потому что человек, который служит государству, должен довольствоваться жалованьем. А если он жалованьем не довольствуется – это уже, простите, воровство. Ну и так далее.

Прот. Александр Березовский: Наверное, не у всех корыстные цели при достижении того или иного места.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Некоторые утверждают так: «Люблю блатную жизнь, а воровать боюсь». То есть он смотрит по сторонам, может, даже завидует, а сам боится. Ну тогда еще слава Богу. Конечно, не у всех. Но у человека вообще, если он хочет угодить Богу, жизнь должна соотноситься не с начальством, не с тем, чтобы оно было довольно, а чтобы Бог был всем доволен в этом человеке, несмотря даже на волю начальства.

Прот. Александр Березовский: Но это нужно чувствовать, угодно ли Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот, замечательно ты сказал! Когда люди любят друг друга, они чувствуют. И вот, если человек любит Бога, он чувствует, что угодно Ему. Он чувствует это через такой дар, который есть у каждого человека, именуемый совестью. Люди придумали законы, а потом ищут в них лазейки, какие-то дырки, чтобы на законном основании (или на основании отсутствия закона) что-то для себя сделать. Это совершенно неправильно, потому что Господь не мог дать инструкции на все случаи жизни. Это абсурд. Поэтому Он наделил человека совестью, которой тот через чувство любви к Богу начинает понимать, что хорошо, а что плохо.

Вот у моей покойной тетки, Царствие ей Небесное, был кот Масик. Тетка хранила яйца на широком подоконнике, там было более-менее прохладно. А кот выкатывал яйцо, сбрасывал с подоконника, оно разбивалось о паркет, он спрыгивал и съедал его языком. А когда слышал шуршание ключа в двери, прятался под кровать. Значит, даже у кота есть какая-то совесть. То ли он стеснялся того, что натворил, то ли боялся взбучки, но каждый раз эта история повторялась. Конечно, убрать за собой скорлупу он не догадывался, это сложное для него упражнение, но вылизывал все. Вот пришла хозяйка. Обычно нормальный кот хозяйку всегда встречает у двери. Более того, даже в подъезде дверь хлопнула – он уже сидит, ждет. А тут – под кроватью. Значит, гаденыш, знает! Знает кошка, чье мясо съела. Так же и здесь. Знает. Откуда он может знать, как она отреагирует на такое нормальное действие – кот захотел поесть и поел? Так что даже домашние животные (не знаю про диких) наделены такими качествами. Что уж говорить о человеке, высшем создании Божием? Тем более он должен развивать в себе эту интуицию.

Прот. Александр Березовский: Должен, батюшка… Но, к сожалению, совесть частенько у человека в забытьи.

Прот. Димитрий Смирнов: Это я знаю, но вообще-то это печально.

Прот. Александр Березовский: Если человек возжелает Царствия Небесного, то с чего ему нужно начинать?

Прот. Димитрий Смирнов: С притч. Нужно знать притчи. Когда мы экзаменуем будущих священников, я всегда спрашиваю, чему подобно Царствие Небесное. Что он будет отвечать, как вообще ориентируется в жемчужинах, в полях, которые нужно приобрести, предварительно все продав. Каков он рыбак. Он же должен стать ловцом человеков.

Прот. Александр Березовский: Притча говорит нам о том, что купец продал все (см. Мф. 13, 45-46). Современному человеку отказаться вообще от всего, от того, что на земле привычно, очень сложно.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, а стать олимпийским чемпионом – это не сложно? Но если инвалиды становятся чемпионами мира, страны, Олимпиады, значит даже для инвалида можно. А Царствие Небесное – это не прогулка по парку. На это надо потратить жизнь. Об этом-то и речь, что для Бога не достаточно, чтобы человек вот так пришел, записочку подал… А что такое подать записочку? Это значит: молитесь, братья, вот вам сто рублей; и аккуратно на сто рублей будьте любезны, молитесь. А я пошел.

Телезритель из Магнитогорска: Сейчас у “Союза” очень сложная ситуация. Этот канал нам не просто необходим, а жизненно необходим, потому что нам нужно возгревать сердце. А чем возгревать? Тем, что нам периодически говорят по “Союзу”. Правильно ли поступают отдельные батюшки, которые поворачивают людей от телевидения вообще, говорят не подходить к телевизору, что он не нужен нам?

Телевидение, конечно, большая помойка, но два канала у нас есть: “Союз” и более светский “Спас”. Но “Союз” главнее. Очень много людей у нас на приходе пожилых, которым скажешь: “Посмотрите, послушайте, будет передача хорошая”, а они отвечают: “Что, телевизор, зачем к нему подходить?” Да не надо к нему подходить, надо смотреть правильные, хорошие передачи. Как Вы считаете?»

Прот. Димитрий Смирнов: То, что я считаю, я уже сто раз высказывал; или четыреста, сейчас не помню. Но помню, что я был в Магнитогорске не так давно. Мне у вас там очень понравилось. Когда священник говорит не подходить к телевизору, имеется в виду вообще телевизор, а не эти два канала, конечно. Поэтому речь идет просто о том, что люди не понимают. Или есть такие медвежьи углы, где эти каналы не принимаются. А так, в целом, где бы я ни был, все здороваются, говорят: мы вас смотрим. Такое явление, чтобы кто-то не видел, довольно редкое.

Я не встречал, чтобы какой-то священник выступал против этих телеканалов, потому что там мы можем видеть и служение Святейшего Патриарха, его проповеди по тем или иным случаям, его выступления. Недавно было прекрасное выступление перед молодежью. То есть бывает так, что съездить на это собрание не представляется возможным – по служебным занятиям или еще каким-то. А потом смотришь телеканал «Союз» и оказываешься в центре наших церковных событий. И потом, на «Спасе» очень много передач исторических, духовно-исторических, с показом хроники. Очень интересно. Краеведческие передачи я тоже очень люблю смотреть. Они успокаивающе действуют на душу, не будоражат так, как государственное или даже региональное телевидение.

Ведь никто не против телевидения. Если бы сейчас среди нас жил апостол Павел, он обязательно выступал бы на телевидении. Это сто процентов. Телевидение – это гениальное изобретение русского ума, потому что это изобретение русского человека. Правда, оно пошло с Америки, но телевидение сочинил русский человек. Конечно, это замечательное изобретение для того, чтобы проповедовать слово Божие. К сожалению, оно превратилось в коммерческое мероприятие, поэтому там показывают всякие детективы, какие-то конкурсы, развлекательную продукцию. Не говоря уж о том, что бывают откровенно похабные вещи. Конечно, если бы была моя воля, я бы это заменил назидательными программами, историческими, военными, педагогическими, для того чтобы поднимать духовный, душевный, воспитательный, умственный уровень народа, а не опускать. Так что такая Ваша любовь к этим телеканалам понятна, я ей симпатизирую.

Вашим вопросом можно воспользоваться вот для чего. Любовь-то слабенькая. На лето забыли о канале «Союз», и он задолжал несколько десятков миллионов. В бегущей строке это было написано. Поэтому каждому необходимо заботиться, а если мы не будем посылать наши взносы микроскопические, то всё закончится. От того, что нас много, канал выживает. Государство ничего не дает на содержание этого канала, как, допустим, на канал «Культура» или «Общественное телевидение». Там содержит государство, а здесь только те, кто смотрит. Нужен, нужен… Правда, после моего первого выступления неделю назад денежки полились, но все равно ручеек жиденький пока, так не годится. Если это твое, ты должен это поддерживать. Это отношение нужно изменить, чтобы не только лозунги были. Потому что под тем, что Вы сказали, подпишется любой зритель. Я помню, выступал диктор, старенький такой, Балашов. Говорит, что смотрит только «Союз» и «Спас». Вот это очень мне понравилось, ведь диктор Балашов – это была, как бы сейчас сказали, звезда телеэкрана семидесятых годов (или даже шестидесятых). Так что если вы любите канал, давайте. Сейчас уже вроде поздно, но завтра ждем от вас ваших перечислений.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Подскажите, как бороться с внутренним тщеславием? Вслух стараюсь не хвастаться, но внутри очень часто возникает самодовольное чувство».

Прот. Димитрий Смирнов: Так что ж, такие чувства очень естественны для грешного человека. Но если человек вслух никак это не проявляет, то постепенно это чувство будет уменьшаться и лет за двадцать исчезнет совсем.

Прот. Александр Березовский: То есть всячески бегать любой похвалы.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Стараться все делать незаметно, как Господь наш учил: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). К похвалам, наградам относиться спокойно, равнодушно. Не хулить эти награды, но и чтобы сердце не загоралось от удовольствия, потому что это очень мешает.

Прот. Александр Березовский: Но когда оно все-таки загорается непроизвольно…

Прот. Димитрий Смирнов: Обратиться с молитвой к Богу: «Господи, помилуй мя, грешного!». Вот и все. Потому что тщеславие – грех. Это есть производная нашей гордыни. Ничего в этом хорошего абсолютно нет. Все любят только людей скромных, которые себя не выпячивают.

Телезрительница: Везде пишут о помощи детям, sms, объявления в газетах. Как правильно, посылать деньги или нет? Потому что слышишь иногда, что и обманывают, не всегда деньги доходят…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, если собирают через какие-то телевизионные каналы, то это все-таки государственным аппаратом как-то контролируется. Тут более надежно. Когда собирают на улице, этому, конечно, верить нельзя. Это профессиональные нищие.

Телезрительница: А в газетах объявления?

Прот. Димитрий Смирнов: В газетах – нет, там даже погоду перевирают. Просто человек приходит и публикует объявление от частных лиц, и не стоит этому верить.

Прот. Александр Березовский: А в Интернете?

Прот. Димитрий Смирнов: В Интернете тоже.

Телезрительница: А если в семье родители пьянствуют, подавать ли им?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот стоит семья из двенадцати человек, и в ней Вы видите двоих пьяных – отец и мать. И вот Вы подходите к этой семье и думаете, подавать или нет, так?

Телезрительница: Нет...

Прот. Димитрий Смирнов: А как Вы знаете, кто там пьет, как Вы это узнаете?

Телезрительница: Мы в деревне живем, поэтому знаем, пьют или нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Если пьют, и дети там голодные, Вы их зовите к себе и там кормите. Если в одной деревне. Это все вообще очень просто. Что, трудно покормить? Сами едите и на них приготовьте.

Телезрительница: Нет, не трудно, хорошо! Еще по поводу платежей. Мы живем в деревне, а в нашем районном городе ни одного терминала Qiwi нет, а бабушкам не всегда можно послать по сложному адресу, где много номеров…

Прот. Димитрий Смирнов: Надо исходить из возможностей. Для такой ситуации, когда человек не может, нет терминалов, есть русская пословица: на нет и суда нет. У вас, значит, какие-то средства в большей степени остались, ну купите ботиночки к школе тем бедным ребятам, у которых папа с мамой все пропивают. Не деньги им давайте, а какие-то необходимые вещи: обувь, курточки, может, ранцы купить.

Телезрительница: Спасибо.

Прот. Александр Березовский: Мне еще подсказывают, что можно позвонить по телефону 8 (495) 781-49-52, это координатор канала, который подскажет, каким удобным образом можно помочь каналу и перечислить деньги.

Вопрос: «Отец Димитрий, Вы раньше говорили, что делиться благодатью Святого Духа – значит расточать. Скажите пожалуйста, что это значит?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Тут человек что-то не понял.

Прот. Александр Березовский: Видно, когда человек любит рассказать о какой-то своей поездке или встрече…

Прот. Димитрий Смирнов: А, в этом смысле «делиться». Ну да, тогда конечно, потому что к этому примешивается тщеславие. О тщеславии святые отцы говорили так: это кораблекрушение, когда корабль уже достиг гавани. Раньше (а это высказывание очень древнего святого отца) люди плавали на деревянных кораблях под парусом. Даже не было никакой машинной тяги. И все корабли плавали под ветром от гавани к гавани. И морские города, порты, строили всегда в гаванях. Гавань – это такой залив в море. Для чего нужна гавань? Когда сильный ветер, на море волны, а в гавани потише. Или есть такие гавани, где вообще тишина. Это лучшее место для порта. Корабль заходил туда и уже был в безопасности.

Когда человек делает что-то доброе, считается, он уже приобрел себе прибыль. То есть товар на корабле уже достиг гавани. Но в гавани бывали рифы. Если корабль попал на риф, он тонет прямо в гавани. Получается, весь твой торг, все твое плавание, все штормы – все напрасно. Поэтому если человек сделал доброе дело и потщеславился – считай, все твои добрые дела утонули. Поэтому и говорили: потерпел кораблекрушение уже в гавани. Как сегодня сказано в Евангелии, это должно быть между человеком и Богом, только втайне.

Прот. Александр Березовский: То есть если тебе Бог дал, благодари, храни, молчи.

Прот. Димитрий Смирнов: Молчи, строго. Как только ты рассказал кому-то, распрощайся. Это уже аккуратненько вычеркивается, все твои благодатные достижения.

Телезритель: Время от времени со всеми людьми случаются те или иные события, в некоторых случаях ты себя чувствуешь комфортно, уютно, а в некоторых случаях что-то на душе скребется, и чувствуешь, что что-то неправильно. Как понять, что происходит по Божьей воле, а что по каким-то бесовским поползновениям?

Прот. Димитрий Смирнов: Никак. Чтобы суметь это определить, надо быть очень начитанным в Священном Писании – раз, в святых отцах – два, и еще в течение лет двадцати пяти упражняться в христианской жизни. Тогда приобретется на основании Писания и святых отцов некоторый собственный опыт, и изнутри этого опыта человек будет определять, что по воле Божией, а что нет.

Прот. Александр Березовский: Есть воля Божия, а есть попущение Божие. То есть все равно в любом случае Богу ведомо, что происходит, и попущено.

Прот. Димитрий Смирнов: Ему все ведомо.

Прот. Александр Березовский: То есть тут можно воспринимать даже действия дьявола как попущение Божие для какого-то научения.

Прот. Димитрий Смирнов: Что дало основание некоторым отцам древности говорить, что дьявол – всего лишь орудие в руках Божиих.

Прот. Александр Березовский: То есть без Божьего произволения он ничего сделать не может…

Прот. Димитрий Смирнов: Не может.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Обнаружил в Интернете сайт сатанинской церкви Российской Федерации, где указано, что она официально функционирует с 10 мая 2016 года в качестве религиозного объединения. Есть ли рычаги, чтобы закрыть ее или хотя бы заблокировать их сайт, что делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, есть, это очень даже просто. Через Государственную думу, которая представляет, так сказать, весь наш народ. Обратиться с тем, чтобы запретили существование такой секты. И все. Должно быть достаточное количество человек, которое разделяло бы мнение того, кто обратился с этим вопросом.

Прот. Александр Березовский: То есть люди через своего депутата, которого они же избрали, поднимают этот вопрос в Госдуме?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А если он не реагирует, тут же начать вопрос о его отстранении. Я думаю, это будет ему очень приятно. И всем другим депутатам тоже очень интересно. Журналисты, когда у них есть пауза во всяких новостях (там сгорело, тут машина перевернулась, тут погибли), с удовольствием об этом напишут и будут рассказывать, как идет дело – в тех окнах, когда нет ни штормов, ни ураганов, ни новостей о том, как посадили какого-то губернатора или мэра. Они с удовольствием в этом деле помогут. Это же сенсация для нашей страны – отзыв депутата. Так как ты не защищаешь нас, народ, мы не хотим, чтобы ты нас представлял. И тут же выберут нового. А уж новый обязательно учтет этот опыт своего неудачливого или ленивого коллеги. А так – если кто не борется с сатанизмом, значит он ему друг. Вот хорошие аргументы.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Я очень мягкий человек и, как правило, всегда иду навстречу, даже если по отношению ко мне что-то делается несправедливо. Многие этим пользуются и садятся на шею. Многие люди начинают быть необязательными со мною. Отец Димитрий, помогите разобраться в себе, что мне нужно в себе изменить?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да я не знаю, что нужно, это зависит от целеполагания. Чего хочет достичь человек в результате. В вопросе об этом не сказано.

Прот. Александр Березовский: Смущает человека, что он такой безвольный.

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет тут никакого безволия. Сказано только, что очень добрый. Ну так и ладно. Это же важнее.

Прот. Александр Березовский: Действительно, непонятно, что он хочет. Стать злым?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, непонятно.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Очень долго не было детей. Молилась, просила. Наконец забеременела, но произошла замершая беременность. Я понимаю, что раз это произошло, значит так надо и для чего-то это нужно. За какие грехи такое возможно и каковы возможные причины с точки зрения Церкви?»

Прот. Димитрий Смирнов: Если бы мы сейчас были в прямом эфире, можно было бы спросить, за какие грехи. А также приложить номер паспорта, прописку и со всей Российской Федерацией вслух поговорить о грехах данного человека. За какие грехи… Мне это неведомо. Это нужно у автора спрашивать о грехах.

Прот. Александр Березовский: Часто люди недоумевают, видя, как некоторые даже говорят, достаточно жестокое отношение к ним со стороны Бога. Начинают искать, в чем они согрешили, и не находят.

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что обычно, вот из моего опыта, люди вообще не понимают, что такое грех. Вообще. И хотят все от Бога как-то откупиться, «отмазаться», чтобы Бог их оставил в покое. И Господь попускает всякие вещи, чтобы люди хотя бы потрудились голову в сторону Бога на какое-то время повернуть. Они думают, грех – это церковь взорвать. Я же не взрываю церкви, чего Он ко мне имеет? А сам при полном равнодушии к Богу, Его заповедям, Его словам, Его Церкви, Таинствам хочет жить припеваючи. Это очень наивно.

Прот. Александр Березовский: Замечаю, что люди нецерковные, не ходящие в церковь и даже некрещеные живут порой гораздо и богаче, и здоровее, и счастливее…

Прот. Димитрий Смирнов: Возможно. Только непонятно, как ты это замечаешь.

Прот. Александр Березовский: Смотришь на окружающих людей.

Прот. Димитрий Смирнов: У тебя много таких знакомых – невоцерковленных, некрещеных, которые не знают Бога, которых ты хорошо знаешь, дружишь домами? Что ты можешь о них знать?

Прот. Александр Березовский: Я – ничего.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и все. Все остальное – просто какая-то фантазия. Может, они живут как собаки, жрут друг друга? Может, они уже в аду? В аду! Так издали – сел в хорошую машинку, дверью хлопнул и покатил. Думают: «О как…»

Прот. Александр Березовский: Хорошо живет!

Прот. Димитрий Смирнов: А что «о как»? Может, это у него третья машина, а две предыдущие разбил вдребезги. В одном случае позвоночник сломал, а в другом – ноги. Никто же не знает. Стоят, завидуют: во повезло!

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Почему среди воцерковленных людей не так много многодетных? Ведь многодетность – это так естественно для верующих»

Прот. Димитрий Смирнов: А воцерковление происходит в разные годы жизни. И гораздо чаще в то время, когда и родить детей уже нельзя.

Прот. Александр Березовский: То есть и хотел бы, а уже время ушло.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Можно у себя в храме сделать социологический опрос, составить анкету. Люди заполнят, и можно подсчитать, будет очень интересное исследование.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Согрешил грехом прелюбодеяния. Помогите советом, как исцелиться от последствий данного греха?»

Прот. Димитрий Смирнов: Каждый грех побеждается противоположной добродетелью. А так Церковь считает этот грех очень тяжким.

Прот. Александр Березовский: Видно, человек уже ощущает на себе эти последствия и хотел, может быть, как-то их смягчить.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, придется потерпеть долго.

Прот. Александр Березовский: То есть каких-то действий, которые смягчили бы это, предпринять нельзя?

Прот. Димитрий Смирнов: Всякое рубцевание ран происходит в результате молитвы и покаяния.

Прот. Александр Березовский: Если человек чувствует грех – молись и терпи то, что Бог тебе судит.

Прот. Димитрий Смирнов: Молись и кайся, как сказано в книге «Несвятые святые».

Телезрительница: В клуб Печерского монастыря привезли книгу «Слово из вечности», проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина. Я очень люблю этого батюшку. В этой книге есть фотография „Богом зданные пещеры принимают нового насельника“, и Вы там стоите при погребении у изголовья батюшки Иоанна Крестьянкина. Я хотела бы, чтобы Вы хотя бы два словечка сказали о погребении в пещерах, потому что батюшку глубоко почитаю.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а что сказать? Тело монаха, который умирает в Псково-Печерской лавре, по обычаю захоранивают в пещере. Есть специальные закрытые помещения, где стоят гробы все один на другом. А особо почитаемых, таких как отец Иоанн, укладывают в выдолбленные ниши, гроб стоит отдельно, и его закрывают каменной доской. На ней выбивается имя, сан и даты жизни усопшего монаха.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Мама моего мужа очень часто вмешивается в нашу семью. Я считаю, что мы семья и должны сами со всем справляться, не жить по указаниям родителей. Подскажите, как мне быть. Пыталась поговорить с мужем, но он думает, что я плохо отношусь к его родителям. Он только рад, что они нам во всем помогают и подсказывают».

Прот. Димитрий Смирнов: Все такие вопросы следует выяснять до вступления в брак. А сейчас уже, когда некоторые жизненные установки выясняются после, остается только терпеть. Или идти на конфликт, а конфликт чреват.

Прот. Александр Березовский: То есть все-таки принять позицию мужа и неизбежное вмешательство?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, я не могу это рекомендовать. Некоторым мужьям я советую жениться на собственной мамочке. Потому что у них нет ни воли, ни разума. Они каждую свободную минуту едут к мамочке. Вопреки воле Бога, Который сказал: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Мф. 19, 5). Это воля Божия.

Прот. Александр Березовский: Но если нет в человеке воли, мужского начала?

Прот. Димитрий Смирнов: Это надо выяснять до брака.

Прот. Александр Березовский: Период влюбленности порой меняет человека очень сильно…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, поэтому период влюбленности нужно продлить настолько долго, когда в голове появятся хоть какие-то трезвые мысли.

Прот. Александр Березовский: Одна женщина рассказывала, что ее будущий муж ухаживал за ней больше года. И только после свадьбы она узнала, что он алкоголик. Он целый год вообще в рот не брал ради того, чтобы на ней жениться.

Прот. Димитрий Смирнов: У меня тоже был такой случай. Я ей сказал на следующий день после свадьбы: разводись. Потому что брак, когда жених или невеста утаивает серьезное психическое заболевание (а это именно такое), считается недействительным. Но она не стала, а через полгода все равно развелись. Потому что жить невозможно. Это совершенно другой человек. Она-то выходила замуж за трезвого, а этот пьет, причем у него всякие мозговые явления. Он и мне звонил, что-то говорил совершенно несусветное, как умалишенный.

Прот. Александр Березовский: Алкоголизм – это психическое заболевание, а такая болезненная привязанность к матери – слабость…

Прот. Димитрий Смирнов: А это проявление безбожия, при чем тут слабость? Сказал Господь: оставит человек отца и мать и прилепится к жене (Мф. 19, 5). А он к маме прилепился больше, чем к жене. Куда это годится-то?

Прот. Александр Березовский: Ну, с мамой дольше прожил. (Смеется – прим. ред.).

Прот. Димитрий Смирнов: Ну не важно. И мама из безбожной среды. Вместо того чтобы готовить сына стать мужем, она продолжает до седых усов его пестовать и грудью кормить.

Прот. Александр Березовский: Порой такие попадаются…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ну порой люди людей едят, что это обсуждать? Даже неинтересно.

Прот. Александр Березовский: Не будем это обсуждать, оставим.

Прот. Димитрий Смирнов: Оставим их мучиться.

Прот. Александр Березовский: Так ведь жалко, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: В таких вещах, как супружество, торопиться нельзя. Как говорил известный персонаж у Антона Павловича Чехова, женитьба – шаг серьезный. Замечательные слова, как бы чего не вышло.

Прот. Александр Березовский: Выходит частенько не так, как хотелось.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    2. elena was:

      Спаси Вас Господи, батюшка.
      По 12-му вопросу. Окружающим, конечно, хорошо, когда у них есть такой добрый. Но человек этот просто не умеет говорить слово «нет». И корабль с его добром также тонет в гавани, потому что делает уже не по любви, потому что внутри у него гнев или раздражение на себя или на тех, кто его откровенно использует. О преодолении этой и подобных ей проблем очень хорошо написали христианские психологи Генри Клауд и Джон Таунсенд в книге «Барьеры».

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.