Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2016.10.29
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей и посетителей мультиблога. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 29 октября 2016 года.

1. Что дало возможность Лонгину Сотнику увидеть в Иисусе Христе Сына Божия и почему это сокрыто было от других?   (0:38)

обращение к Богу

2. Как бороться с гневом, раздражительностью и вспыльчивостью?   (4:22)

молитва, пост,

3. Меня одолевает чувство страха, боюсь ночевать одна, обращалась в врачам, но они помочь не смогли. Как мне быть?   (6:34)

медикаментозное лечение

4. С чего начать воцерковление? Как искупить грехи?   (7:44)

помилование, Господь, воскресенье, храм, суббота, всенощное бдение, пост, двунадесятые праздники, Причастие, Божественная литургия, Евхаристия, тайноводственные беседы, неофит

5. Если я сдам агрессивного психически больного сына в интернат, будет ли это отказом от креста, который дан мне Богом?   (14:15)

опасность, забота о сыне, злокачественное психическое заболевание

6. Смущение в вере и смущение перед людьми – это разные вещи или всё это от дьявола?   (16:18)

сомнение в веред, бесовское наваждение

7. Зачем Господь попускает бесам нападать на человека, который явно им проигрывает?   (17:49)

обращение к Богу, осуждение

8. Будут ли в Царстве Небесном личные отношения между супругами?   (18:40)

общение, бытие в вечности, общение с Богом, вершина любви, единство любви, душевные отношения

9. Можно ли венчаться православной девушке и юноше, крещёному в Армянской апостольской церкви? В чём отличия наших церквей?   (21:00)

армяне, Вселенские Соборы, скандалы, воспитание в Православии, развод, единство в вере, крещение, вера, текст богослужений, обычаи, уклад жизни, католикос, национальность

10. Почему Господь даёт такие серьёзные испытания? Почему человек, который меня спас, потом из-за меня же и настрадался?   (24:30)

благо

11. Как помочь человеку, который по своей безумной гордости выбирает разрыв отношений с Богом?   (26:23)

молитва, милость Божия

12. Перестала ненавидеть мать и бывшего мужа, когда перестала ждать от них добра. Правильно ли моё отношение к ним или тут что-то не так?   (29:16)

сострадание, чувство, женская церковь, пребывание в аду

13. Какая реакция должна быть, когда человек полностью противоположен тебе в мнении?   (32:42)

споры о мнениях

14. Как отсекать греховные помыслы?   (35:37)

молитва

15. Как жить, если умер сын или муж, в котором состоял смысл жизни?   (35:58)

обращение к Богу, тоска, ропот на волю Божию, Царство Небесное, христиане, радость, смерть от рака, святость, подготовка к смерти, время на покаяние, смерть, несчастный случай

16. Воцерковлённая супруга, многодетная мать обрела нового духовника-монаха, постоянно ездит в монастырь и хочет там жить. Это нормально?   (43:03)

ненормальность

17. Как часто надо прибегать к телесному наказанию в воспитании детей?   (44:32)

либералы, антивоспитание, подзатыльник, Иоанн Златоуст,

18. Я священник, мой прихожанин утверждает, что к нему приходила Богородица. Как ему помочь?   (48:19)

психиатрическая помощь, острый психоз

19. От чего надо отрешаться ученикам Христовым?   (50:22)

имущество, собственное мнение, святоотеческие книги

20. Может ли мирянин носить медали, которыми его наградили в храме?   (52:25)

стеснение

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы вновь с отцом Александром в студии радио «Радонеж». У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели! Батюшка, хочу вот с какого вопроса начать передачу. Сегодня день памяти Лонгина Сотника, стоявшего у Креста Господня. Он стал нам известен по словам, приведенным в Евангелии: истинно Человек сей был Сын Божий (Мк. 15, 39) . Он увидел в Распятом Иисусе Христе Сына Божьего. А что дало ему возможность Его увидеть? И почему это было сокрыто от других?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще, это тайна. Почему душа одного человека реагирует, а другого молчит? Это тайна между Богом и человеком. Мы точно знаем, и каждый из нас убеждался в своей жизни много раз: бывает так, что душа зреет. На моем коротком веку удавалось наблюдать, когда обращались к Богу девяностолетние старцы. Именно обращались к Богу, очень серьезно. Начинали каяться и со слезами на глазах причащались. Чего не делали.....

Прот. Александр Березовский: Всю свою жизнь.

Прот. Димитрий Смирнов: Практически да, может быть в детстве когда-то. Это тайна. Вот Евангельский пример нам оставлен в такое назидание, что душа Лонгин, который ещё не был крещеным человеком, прозрела при лицезрении невинных страданий.

Прот. Александр Березовский: Т.е. она была готова к восприятию этой тайны и этого откровения Божьего.

Прот. Димитрий Смирнов: Я думаю, что готовность была неполная. Но кротость Спасителя и Его терпение как бы завершили это дело, работу Божью. Господь трудится над каждой душой.

Прот. Александр Березовский: Но человек может каким-то образом приблизить такую возможность для себя?

Прот. Димитрий Смирнов: Человек, который уже просвещён Евангелием, может. Потому что Господь рассыпал в Евангелии очень много такого бисера, который является указанием пути в Царствие Небесное.

Прот. Александр Березовский: Надо этот бисер искать, собирать, складывать.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, и нужно как-то понимать, что это значит, этот глубокий христианский смысл.

Радиослушатель: Здравствуйте, батюшка! Хотел бы задать такой вопрос. Подскажите, как бороться с гневом, с раздражительностью и со вспыльчивостью? Очень серьезная беда, которая волнует не только меня, но и всех людей. Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Род сей – бесовский – изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17, 21). А гневливость – это форма беснования. Кто в этом сомневается, в момент гнева может посмотреть на себя в зеркало и увидеть бесовскую рожу. Поэтому нужно всячески воздерживаться от того, чтобы дать гневу проявиться. Какие упражнения для этого можно делать? Когда обуревает гнев, надо выйти в другую комнату, перекреститься, взмолиться Богу. Если сразу не помогло, выпить полстакана святой воды. Гнев уляжется, вернуться и продолжать жить дальше. А пребывание в гневе – это не жизнь, это прогулка по преисподней. Если человек будет воздерживаться и при этом и утром, и вечером, и всегда, когда вспомнит о Боге, будет взывать к Нему, Господь ему поможет. Например, такая молитва: «Боже, очисти мя, грешного». Если это будет неформально, то обязательно Господь помилует. Можно просто: «Господи, помилуй». «Помилуй» – это имеется в виду: «Помилуй мя, исцели мя от страсти гнева».

Радиослушательница: Добрый вечер, отец Дмитрий, отец Александр! Простите, можно задать вопрос? Меня одолевает чувство страха, оно меня преследует. Боюсь ночевать в доме одна. Обращалась к невропатологам, читаю Псалом 90-ый. Помогите мне, пожалуйста, невропатологи не смогли мне помочь.

Прот. Димитрий Смирнов: Почему?

Радиослушательница: Не знаю, почему. Пила я их таблетки, ничего не помогло.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, понимаете каждому человеку нужно терапию подобрать. Если вам не помогают эти таблетки, надо прийти опять к доктору и сказать: эти таблетки мне не помогают. Он пропишет следующие, пока не найдете те, которые Вам помогут. А так, конечно, чего мучиться? Это очень неправильно.

Радиослушательница: Да, очень тяжело.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, я понимаю.

Прот. Александр Березовский: «Мне 22 года, моя семья никогда не занималась моим духовным воспитанием. Я крещёная, несколько раз за всю жизнь была в Церкви. Живу по совести, но успела наделать множество грехов. В последнее время пришло осознание этой неправды и тянет к правильной православной жизни. Вопрос: как начать эту правильную православную жизнь, с чего? И как искупить грехи?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет такой задачи – искупать грехи, потому что нельзя сделать нечто, чтобы изгладились прошлые грехи. Нас искупил Господь. Наша задача – упросить Его о помиловании. С чего надо начинать? Первое упражнение – записывайте – это научить себя неукоснительно ходить в храм каждое воскресенье. Второе упражнение – присовокупить при посещении храма в воскресенье ещё субботний вечер, всенощное бдение. Третье упражнение – то же самое проделать в двунадесятые праздники. Их 12 в году, неукоснительно их посещать. Дальше – среда и пятница, начинать поститься. Когда в среду и пятницу научимся поститься, переходим к большим постам. Сначала учимся поститься в Великий пост. Когда в Великий пост научились поститься, учимся поститься в Рождественский и все остальные. Дальше, а лучше параллельно этим упражнениям, завести себе обычай – каждый день читать главу из Евангелия и главу из Апостола. Читать не спеша, размышляя, делая пометки, а ещё лучше – читать с толкованием. Приобрести себе толкование или найти в интернете толкование на Евангелие и на Деяния и Послания апостольские. Вот это на каждый день. Если это мы уже освоили, приступаем к домашней молитве. Если на протяжении всего этого времени мы молились, допустим, читали молитвы, которые знали, утром «Отче наш» и вечером, нужно добавить утренние молитвы и вечерние. И начиная с этого дня постоянно читать утренние и вечерние молитвы. Причащаться нужно не реже, чем раз в месяц. Когда Последование ко Святому Причащению научились читать, нужно добавить три канона и неукоснительно это соблюдать. Так потихонечку научимся.

Прот. Александр Березовский: Т.е. не всё сразу, а именно потихонечку.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Потому что когда человек спрашивает: «Что мне нужно, чтоб стать церковным человеком?», на него сразу это всё надевают и говорят: «Вот, ты должен все это делать».

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно всё потихонечку, а особенно с постом, потому что в этом участвует тело. Нужно достаточно много времени. Поэтому нужно уметь себя организовывать.

Прот. Александр Березовский: Насколько важно на этом этапе человеку найти духовного руководителя?

Прот. Димитрий Смирнов: Это всегда хорошо.

Прот. Александр Березовский: Т.е. ходя в храм, к какому- то батюшке, ходя на исповедь.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: И спрашивать, может быть, совета.

Прот. Димитрий Смирнов: Про это мы ещё не говорили, про исповедь. Сначала то, что человек должен сделать сам.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, Вы сказали: каждую неделю – в храм, на двунадесятые праздники – в храм, а причастие – раз в месяц. Или возможно чаще? Насколько полезно человеку причащаться в каждый приход в храм?

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек мало что в этом понимает, это не полезно.

Прот. Александр Березовский: Т.е. надо тоже как-то к этому подойти.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, подойти нужно, и закон Божий почитать нужно, и книги почитать про Евхаристию, нужно Божественную литургию изучить, её молитвы, о чем там Церковь молится устами священников. Это всё надо знать. Так называемые тайноводственные беседы в Церкви совершались с каждым новокрещеным человеком.

Прот. Александр Березовский: Т.е. такой план на несколько лет жизни.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Человек неофитом считается десять лет. Вот за десять лет он должен это всё хорошенечко освоить.

Радиослушательница: Добрый вечер! Здравствуйте, батюшки! Я хотела задать вам вопрос. Сын у меня психически больной и временами угрожающе опасен для моего здоровья. Врачи уже двадцать лет предлагают определить его в интернат. Вопрос такой: будет ли это отказ от креста, который дан мне Богом? Благодарю. Нина, Москва.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, совсем не будет, потому что Вы его будете посещать. Это тоже крест. По крайней мере, человек не будет опасен для окружающих и для Вас.

Прот. Александр Березовский: А то получается, вот мне сын дан, а я как бы снимаю с себя заботу о нем, помещая его в больницу в интернат. У многих людей это камень преткновения, когда в доме престарелый человек.

Прот. Димитрий Смирнов: Одно дело – престарелый человек. Другое дело – когда у человека злокачественное психическое заболевание.

Прот. Александр Березовский: Ему самому, наверное, в стационаре находиться безопасней.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: «В Евангелии, обращаясь к иудеям, Господь говорит: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Если их оставил Бог, то кому они молятся?»

Прот. Димитрий Смирнов: Там написано, читайте дальше. Чтобы Евангелие понимать, нужно воспринимать его целиком. В Евангелии всё написано.

Прот. Александр Березовский: «Смущение перед верой в Бога и смущение перед людьми – это разные вещи, или и то, и другое – от дьявола?»

Прот. Димитрий Смирнов: Немножко непонятен вопрос. Ведь смущение смущению рознь. Смущение может быть, как просто некое стеснение.

Прот. Александр Березовский: Может быть, имеется в виду сомнение?

Прот. Димитрий Смирнов: Смущение как сомнение может быть. Поэтому тут надо подробней, что имеется в виду.

Прот. Александр Березовский: Сомнение в вере, батюшка, это всегда бесовское наваждение, или бывает какая-то иная причина?

Прот. Димитрий Смирнов: Без наваждения тут не обходится. Конечно, и какая-то собственная работа падшего ума прибавляется. Допустим, какая-то книга может привести к смущению.

Прот. Александр Березовский: Когда Господь попускает бесов нападать на человека, и человек явно им проигрывает в этом нападении, какой смысл в этом попущении?

Прот. Димитрий Смирнов: Смысл в том, чтоб человек понял.

Прот. Александр Березовский: Свою немощь.

Прот. Димитрий Смирнов: Свою немощь, чтобы обратился к Богу, чтоб не надеялся на себя, чтоб не шибко других учил, осуждал.

Прот. Александр Березовский: Потому что явно человек слаб перед тем испытанием, которое он несет.

Прот. Димитрий Смирнов: Это бывает очень часто, когда человек претерпевает то же самое, за что он осуждал раньше других.

Радиослушатель: Батюшка, у меня такой вопрос. Будут ли личные отношения в Царстве Небесном между людьми?

Прот. Димитрий Смирнов: Что Вы имеете в виду?

Радиослушатель: Со своими супругами там, как в земной жизни? Конечно, это другие отношения, но необходимость в этих отношения будет?

Прот. Димитрий Смирнов: Что Вы имеете в виду?

Радиослушатель: Как объяснить…

Прот. Димитрий Смирнов: Как есть, так и объясните мне, старому дурню, что Вы имеете в виду.

Радиослушатель: Я имею в виду, в земной жизни мы нуждаемся друг в друге, в общении. Может ли быть такая нужда там в этом общении?

Прот. Димитрий Смирнов: Нужды не будет, но общение будет.

Прот. Александр Березовский: Мы сейчас не можем рассуждать о той форме общения вообще и нашего бытия.

Прот. Димитрий Смирнов: Если муж сподобится общения с Богом, и супруга тоже, тогда они достигнут вершины любви, в которой два человеческих существа и Божество будут пребывать в единстве любви, и эта любовь, конечно, душевные, человеческие отношения вытеснит. Как солдат в сказке Андерсена: серебро выкинет, а золото засыплет в ранец.

Прот. Александр Березовский: Т.е. человеку нужно сначала увидеть, почувствовать это золото.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Пока перед человеком только куча меди, он и ей рад.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: А когда увидит что-то подороже, то медь уже ценность теряет.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Воспринимает просто как гирю.

Прот. Александр Березовский: «Скажите, пожалуйста, вот девушка крещена в Русской Православной Церкви, а её жених крещен в Армянской апостольской Церкви. Можно ль им обвенчаться, и какие основные различия Русской Православной Церкви и Армянской апостольской Церкви?»

Прот. Димитрий Смирнов: Кратко различия такие. Армяне не признают большей части Вселенских Соборов. Это нехалкидонские церкви. Вот в этом главное отличие. Но выходить замуж за армянина можно, потому что он исповедует Христа. Можно и венчаться.

Прот. Александр Березовский: Существует такая практика венчания?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Ну, а дальше уже решать проблемы...

Прот. Димитрий Смирнов: А дальше скандалы, потому что жена будет хотеть воспитывать в православии, а муж в армянской церкви. Вот и всё.

Прот. Александр Березовский: Порой так далеко люди просто не заглядывают.

Прот. Димитрий Смирнов: А не надо заглядывать, жизнь сама научит всему. И разводами и скандалами.

Прот. Александр Березовский: Но женятся не с тем, чтоб разводиться и скандалить, а чтоб жить счастливо.

Прот. Димитрий Смирнов: Чтобы жить счастливо, надо, чтоб было единство в вере, а это же очень сильное осложнение.

Прот. Александр Березовский: Тут вопрос не о вере, а о крещении. Один крещен в одной церкви, другой - в другой.

Прот. Димитрий Смирнов: Крещение – это же не просто какой-нибудь акт. Это валюту можно в специальной конторе поменять. А вера – там совершенно другое отношение к иконам, к правилам богослужения, к обычаям.

Прот. Александр Березовский: Вообще весь уклад жизни другой.

Прот. Димитрий Смирнов: Католикос – он католикос всех армян. А остальные, что, не люди? А у нас Патриарх всея Руси. В нашем приходе люди тридцати пяти национальностей, и никто не спрашивает, хотя армяне тоже есть. Армянин ты или грузин, кому какое дело? А тут только для армян. Значит, ты признаешь, дорогая жена, что твои дети – армяне, и т.д.

Радиослушатель: Здравствуйте, отцы Дмитрий и Александр! Это я, Александр, хотел бы спросить у вас один вопрос. Почему Господь попускает различные испытания человеку, когда он оказывается на грани выживания? Неужели стремление выжить превращается в грех? Просто был в моем окружении человек, который помог мне выжить, спас меня от сиротской жизни, и сам настрадался.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, Саша, дорогой, вот так, по двум фразам невозможно ничего объяснить. Если бы ты изложил кусок твоей жизни, может быть, там мы что-нибудь и нашли бы, чтобы тебе объяснить. А того, что ты сказал, недостаточно.

Прот. Александр Березовский: Есть, батюшка, мне кажется, одно незыблемое свойство того, что Господь делает. Это благо для человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, но в это надо твердо веровать. А Саша не верит, у него такой веры нет. У него какая-то претензия. А раз претензия, значит он Бога не знает. Он за Бога принимает какое-то другое существо. Но он сейчас не при смерти, он ещё поживет и убедится в благости Божьей или разорвёт с Ним все отношения, его душа погибнет. Тогда он во всем убедится, но после своей смерти. Что, конечно прискорбно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но когда человек по своей безумной гордости всё-таки выбирает разрыв отношений с Богом, каким образом можно ему помочь?

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек по своей безумной гордости или под чьим-то влиянием сигает с 17 этажа головой вниз, каким образом можно ему помочь?

Прот. Александр Березовский: Если он ещё на подоконнике стоит, то можно.

Прот. Димитрий Смирнов: Можно, а если уже сиганул? Хотя пока он летит, можно и помолиться. Вот тут один гражданин с 26 этажа упал. Как-то жив остался, что-то там себе сломал. Но вот милость Божья явилась на нём.

Прот. Александр Березовский: Да уж, бывает.

Радиослушатель: Здравствуйте, отец Дмитрий, отец Александр! Может, вы мне подскажете? Вроде по Ветхому завету мы знаем, что священники, прежде чем совершать таинства, должны были сами очиститься, т.е. совершить очищение жертвы, а потом уже какие-то обряды. Вот сейчас, например, иудеи совершают так называемый обряд очищения пищи. Могут ли они это делать, если у них нет ни храма, ни жертвенника, ни жертвы, ни огня, ни еды, ничего нет? Это нормально или это с нарушением идет у них?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю. Надо вам не у священника спрашивать, а у раввина. Сходите в синагогу и спросите, как это так. Вам обязательно объяснят. Потому что раввины объясняют всё. Почему сома нельзя есть, почему есть лифты беcкнопочные, а голосом управляются, всё объяснят. Поэтому наверняка объяснение какое-то есть. Мне оно неизвестно. Раз Вас интересует этот вопрос, почему бы не спросить? Я не такой знаток иудаизма. Да вообще никакой.

Прот. Александр Березовский: Много лет мучилась ненавистью к своей матери. Стало легче, когда перестала ждать, что она изменится. Поступки бывшего мужа тоже вызывают нехорошие мысли и чувства. Поняла, что спокойней буду относиться к нему, если перестану ждать добрых дел. Подскажите, вот такое моё отношение к близким людям правильно или что-то не так?

Прот. Димитрий Смирнов: Оно правильнее, чем было, но оно пока ещё не христианское. Потому что христианское отношение – это ещё сострадать их состоянию души. Вот это будет более правильно.

Прот. Александр Березовский: Но когда человек настрадался за всю жизнь от кого-то…

Прот. Димитрий Смирнов: Тем дороже будет его сострадание к нему. Это уже будет очищенное, переплавленное золото 98-ой пробы.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а каким образом душу, просто убитую таким отношением...

Прот. Димитрий Смирнов: Душу нельзя убить.

Прот. Александр Березовский: Нередко я, батюшка, сталкивался, как люди жалуются на издевательства над ними с детства, со стороны даже родителей.

Прот. Димитрий Смирнов: Так это сплошь и рядом.

Прот. Александр Березовский: Да, и вот говорит: «У меня убиты все чувства к матери ей же самой, этой матерью».

Прот. Димитрий Смирнов: А дело в том, что сострадание – это не чувство. У нас Церковь женская, а все женщины, которые ходят в Церковь, всё время ищут спасения в чувствах. А Бог совсем не об этом говорит. Он говорит о доброделании: был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25, 36). Он не говорит: а вот с каким чувством ты пришел? Или я есть хотел, ты меня покормил (см. Мф. 25, 35). Вот, какое у тебя чувство в этот момент разбирало? Нужно что? Кротко, спокойно, с почтением покормить. Вымыть посудку и спокойно отходить ко сну.

Прот. Александр Березовский: При том, что, может быть, чувство самое поганое при этом.

Прот. Димитрий Смирнов: Не будет поганого чувства. Оно будет, если человек будет всё время купаться в мести, в злопамятстве, в гневе, в раздражении, тогда они будут. Но если человеку нравится быть в аду, то пусть будет в аду, пожалуйста. Если человек сам выбирает?

Радиослушательница: Батюшка Дмитрий, добрый вечер! С праздником Вас. Я быстренько задам вопрос. В среду позвонил Александр, который звонит постоянно, и сказал, что самое лучшее время, он считает, это война. Я была, конечно, возмущена. Позвонила и спросила: он что, с ума сошел, если так сказал, что самое лучшее время – это война? Тут же на меня начались нападки. Позвонила Нина, стала его защищать, а меня ругать, что я со злом. Я не со злом, я пережила войну. Я знаю, что это такое. Как это так можно сказать, что лучшее время – это война? И потом Григорий сказал, что у меня куриные мозги. Вообще нельзя так, каждый имеет право задавать вопросы. Простите, пожалуйста, я уже две ночи не сплю.

Прот. Димитрий Смирнов: Примите снотворное и уснёте, как младенец. Каждый имеет право на куриные мозги. Что тут такого? Ну и что, если куриные? Никаких в этом проблем нет. Потом, Вы должны знать, как человек поживший, такую пословицу: «Кому война, кому мать родна». Поэтому Вам война не нравится, а ему нормально. Поэтому что возмущаться, как он мог сказать? Да очень просто – взял и сказал. Просто у Вас как бы неравное положение. Он в войне не участвовал, а Вы потерпели, поэтому у Вас свой опыт, а у него такие всякие мысли, мечтания на эту тему.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, какая, на Ваш взгляд, должна быть реакция, когда человек полностью тебе противоположен во мнении?

Прот. Димитрий Смирнов: Ты что хочешь, чтоб я сказал: надо посадить на кол? Вот, что? Ну, мнение. Апостол Павел же сказал: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях (Рим. 14, 1). Что мне, опять же повторюсь, старому дураку, против апостола, как против рожна, переть. Сказано же в Писании. Для чего сказано? В наше научение. Прямо подробно: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. А тут пожилой человек спорит, какая-то Нина, Маня вообще незнамо чего городит.

Прот. Александр Березовский: Хочется за правду побороться.

Прот. Димитрий Смирнов: И как один умрем за все за это.

Прот. Александр Березовский: Как правильно отсекать греховные помыслы?

Прот. Димитрий Смирнов: Молитвой «Господи, помилуй».

Прот. Александр Березовский: До тех пор, пока помысел тебя не оставит.

«Уважаемый батюшка Дмитрий! Как мне жить, если жить не хочется. Я прошу Бога о смерти».

Прот. Димитрий Смирнов: Замечательно. Через «не могу» и через «не хочу», мне так мама говорила в детстве, когда говорил, что не могу и не хочу. Через «не могу».

Прот. Александр Березовский: У неё умер сын, и жизнь потеряла смысл.

Прот. Димитрий Смирнов: Очень хорошо, что потеряла. Теперь нужно вновь его обрести, потому что жизнь, которая вся сосредоточена на сыне – это жизнь неправильная, нехристианская. Поэтому Господь и прибрал сына, чтоб обратить мать к Себе.

Прот. Александр Березовский: Такой серьезный урок для неё, и вот, она его не выдерживает.

Прот. Димитрий Смирнов: У Бога всё уроки серьезные, там шуточных не бывает.

Прот. Александр Березовский: И вот, она не выдерживает его.

Прот. Димитрий Смирнов: Не выдерживает, потому что надо обращаться к Богу. Надо немедленно идти на исповедь, раскаяться, причаститься и начать жизнь духовную.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас есть одна прихожанка, я её встречаю в храме почти каждый день. Она очень пожилой человек. У неё умер супруг, с которым они прожили более 50 лет. Вот, она очень по нему тоскует. Как ей тяжело, как трудно! Она молится, я вижу, очень усердно, и вот, не оставляет её эта тоска.

Прот. Димитрий Смирнов: Я знал одну женщину, она родила 11 детей. А в 40-м году, прямо перед войной, умер у неё муж. Вот, когда умер один из её детей, она говорит: «Батюшка, у меня мой бывший сын умер, помолись». Совершенно спокойно, потому что у неё было правильное отношение к детям. Почему «бывший»? Потому что она приняла монашество. У неё другое имя теперь. Вот она, заботясь о его душе, попросила батюшку, чтоб и он за него помолился. Вот и всё, никакой тоски, никакого осуждения, никакого ропота на волю Божью никогда не было. Вот это христианское отношение к жизни! Например, два человека живут, и вдруг не муж умирает, а она, и Господь хочет её взять в Царствие Небесное. А это невозможно, потому что она там будет в тоске пребывать: «Где мой муж?». Он на земле остался. Ну и что, там все радуются, Христа славят и ангелы, и человеки, а она с тусклой физиономией будет ходить: «Где мой муж? Дайте мне мужа! Дайте лавочку, на которой мы сидели, дайте мне баян, пусть он мне поиграет». Это что, Царство Небесное в деревенский балаган нужно превратить? Нет, надо другого искать.

Прот. Александр Березовский: Трудно человеку перестроиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, то, что трудно я понимаю, но человек должен перестраиваться всю жизнь, а не тогда, когда ты стал старый, пожилой. Христианская жизнь отличается от той, которую живут обычные люди. У обычных людей такая жизнь, у христиан она противоположная.

Прот. Александр Березовский: Да, там человек радуется тому, от чего в обычной жизни человек скорбит и о чём вообще боится даже подумать.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Например, я знал одну святую женщину, она мне говорила, представляешь: «Как бы я хотела умереть от рака!», я спрашиваю: «А почему?», а она объясняет, что, во-первых, если ты узнаешь, что ты раком болен, ты понимаешь, что всё равно умрешь, сколько б ни лечился. Второе: у тебя есть время, это не инсульт или инфаркт, тут тебе дается время на покаяние. Только единственного просила у Бога, чтоб не было сильных болей. Всё Господь ей дал. Умерла от рака, ничего не болело вообще, просто угасла, как свечечка. Все, кто её знал, скажут и подтвердят, я просто не хочу имя называть, что это была святая женщина, по-настоящему святая.

Прот. Александр Березовский: Вот Господь свою угодницу так ублажил.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ты встречал такое? Обычные люди, люди слово «рак» боятся произнести. «У меня, – говорит, – онкология». Какая у тебя онкология? Учебник, что ль, по онкологии? Почему-то никто не говорит: «У меня стоматология». Нет, говорят, что зуб болит. Но боятся сказать «рак». А что рак? Обычное русское название. Вот выписывают: «онкология». Какая у тебя онкология? Онкология на Каширке, там умные люди изучают. У тебя никакая не онкология, у тебя обыкновенный рак. Вот боятся, а она просила у Бога, чтоб Господь дал. Вот это понимание в жизни и смерти. И умерла, ей было уж за 80.

Прот. Александр Березовский: О смерти вообще говорить не принято.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, «если что случится». «А если что случится, где хоронить-то?» Ну, просто анекдот, случай какой? Несчастный случай, человек умер. Господи, помилуй.

Радиослушатель: Отец Дмитрий, у меня вопрос. Ситуация следующая, многодетная семья, четверо детей и есть маленький ребенок. Вобщем-то супруга воцерковлена, в храме работала под руководством известного священника. Вдруг приобретает нового духовника в удалённом монастыре, 400 километров. И этот монастырь становится для неё единственным местом, центром вселенной. Этот иеромонах – главным человеком в её жизни. Она два раза в месяц туда ездит и без этого жить не может. Она хотела бы там жить. Семья, дети и муж, хотят жить в Москве. Вопрос: здесь, что-то в этой ситуации не нормально, или это может быть нормальная ситуация при каких-то случаях?

Прот. Димитрий Смирнов: В очень редких случаях это может быть нормально. Как правило, это не нормальная ситуация. У нас в приходе тоже такая трагедия есть. Там явно не нормальная ситуация. Женщина продала квартиру в Москве и уехала в Заполярье с детьми. Там всё себе нашла. Поживем – увидим.

Прот. Александр Березовский: Отец Дмитрий, поясните, пожалуйста, мысль святителя Иоанна Златоуста: «Ударами не злоупотребляй, чтобы не привык наказуемый к этому способу воспитания. Ибо приучится и будет пренебрегать этим. Но пусть всё время боится он побоев, да не подвергнется им. Пусть угрожают ему розгой, но не пускают её в ход, и угрозы пусть не доходят до дела. Но вместе с тем пусть не будет ему ясно, что всё закончится угрозами». Как понять: “ударами не злоупотребляй”, в тоже время “да не подвергнется им”?

Прот. Димитрий Смирнов: Слушай, я не знал такую цитату, просто гениально.

Прот. Александр Березовский: Вот я её так специально прочитал медленно каждое слово.

Прот. Димитрий Смирнов: Просто прекрасно. Я не знаю, что тут комментировать. По-моему, всё понятно. Просто у нас народ настолько ленив, что не хочет вникнуть в эти абсолютно ясные слова.

Прот. Александр Березовский: Что побоями человека не воспитаешь.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, наши либералы, считают, что вообще чтоб никогда не всыпать, но некоторые мальчонки определенного характера без этого, как без пряника. Но, если лупить часто, то вырастет трусом, вруном и подлецом. Если воспитывать побоями, зуботычинами, подзатыльниками, то это антивоспитание. Начинают говорить: а где грань? Т.е. ты ему напиши, думать вообще не хотят. Все хотят быть фарисеями. Ты мне разработай, какой длины должна быть розга, из какого дерева, сколько вымачивать её, надо через брюки или по голому заду. Вот, всё ему напиши, но рогом шевелить – ни в коем случае. Твой же сынок, и ты будешь нести ответственность, и ты будешь кушать плоды своего воспитания. Нет! Уж Златоуст написал! Слушай, спиши слова. Надо выучить наизусть, как стихи.

Радиослушатель: Добрый вечер, уважаемый батюшка Дмитрий! Добрый вечер, уважаемый батюшка Александр! Александр к вам обращается, беспокоит вас. Батюшка Дмитрий, каюсь, про женщину я сказал. Я сказал: хорошее самое время война. Но я сказал как? На войне обостряются самые лучшие и плохие качества человека, потому что на войне все ходят под смертью. А в мирной жизни люди ожесточаются почему-то, хотя жизнь мирная.

Прот. Димитрий Смирнов: Я сильнее скажу информацию, Саш, запиши. Дважды два – четыре, и особенно строго между нами, никому не говори: трижды три – девять. Понимаешь? Записал, вот и хорошо.

Прот. Александр Березовский: Священник задает нам вопрос: «У меня есть прихожанин, этот человек всегда казался богобоязненным, глубоко верующим. Однако он исчез на три недели, потом вернулся и стал рассказывать, что к нему приходит Богородица. Когда я начал с ним говорить и как бы пытаться зародить в нём некую искру сомнения в этом, он не захотел слушать и настаивал на своём. Кроме молитвы за этого человека, что можно ещё сделать, чтоб помочь ему?»

Прот. Димитрий Смирнов: Сейчас это затруднительно, но я стараюсь обычно родственникам сообщить, что он срочно нуждается в психиатрической помощи, и что если мы ему её не окажем, то мы можем его потерять.

Прот. Александр Березовский: Т.е. с ним на эту тему говорить не стоит.

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно. Сначала нужно пройти определенную терапию.

Прот. Александр Березовский: Т.е. если человеку начинают являться воочию святые, Богородица, Господь, то это признак.

Прот. Димитрий Смирнов: В 99-ти процентах это признак острого психоза.

Прот. Александр Березовский: А в одном проценте?

Прот. Димитрий Смирнов: В одном проценте – преподобный Серафим Саровский Христа Бога нашего видел. Преподобный отец наш Сергей, игумен земли Русской, к нему Богородица приходила в окружении апостолов. Серафим Вырицкий. Но это плоды молитвы и подвига. А не то, что человек куда-то уехал, приехал – и «здрасьте».

Радиослушательница: У меня вопрос по Евангелию: Так всякий из вас, кто не отрешится всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 33). Объясните, от чего отрешаться надо? Подробно на примере.

Прот. Димитрий Смирнов: От всего. Ничто – ни ботинки, ни мода, ни спрятанные деньги, ни автомобили – не должно нами владеть.

Прот. Александр Березовский: Как ещё преподобный Авва Дорофей говорил: «Анафема мне и моему мнению».

Прот. Димитрий Смирнов: И даже мнение. Это вообще гениальные слова.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, это преподобный к этому пришел. Мы не преподобные.

Прот. Димитрий Смирнов: Мы пока нет. Мы можем почитать книгу преподобного.

Прот. Александр Березовский: Это то, к чему должен стремиться каждый христианин.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть великое благо – святоотеческие книги. Когда мы можем не надеяться на свой падший ум, а черпать премудрость от умов, просвещенных благодатью Святого Духа.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, мы часто слышим совет от человека исполненного Духом Святым, а мы не исполненные. Как мы можем к этому совету относиться?

Прот. Димитрий Смирнов: А исполненный Духом Святым даст такой совет, который нам по силе. Он не будет 80-тилетней бабушке говорить: 600 поклонов делай. Ясно, что не исполнен Святым Духом, а просто болящий человек.

Радиослушательница: Добрый вечер, батюшки Александр и Дмитрий! У меня такой вопрос. Мирянину в храме вручили или дали орден. Он надевает на какие-то праздники – у меня папа и дедушка на военные праздники одевали военные ордена. А мирянин свою награду дома только может хранить?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, почему? Вот Святейший Патриарх благословлял всему духовенству надевать ордена, медали на Рождество, на епархиальное собрание, будем надевать, на Пасху. И, по-моему, на день, когда мы прославляем наших воинов. Потом миряне могут вообще всегда носить, если есть медаль или орден. Это вообще не возбраняется. Просто дома держать и надевать в присутственные дни. В этом нет ничего плохого. Хотя немножко неудобно, говорят, у кого много, они всё время норовят отколоться, упасть, в транспорте ездить неудобно.

Прот. Александр Березовский: Люди иногда стесняются этих наград.

Прот. Димитрий Смирнов: Если стесняешься, тогда не надо, если такой стеснительный.

Прот. Александр Березовский: Как бы хвастаясь неким своим превосходством.

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем? Не надо хвастаться. Так это можно вообще хвастаться и прической, и шпилькой, и брошью в волосах, английскими ботинками или итальянскими сапогами. А некоторые хвастаются драными портками. Я раньше думал, что это только женщины кусочек бедер и голени показывают и тем вызывают определенные ощущения. Оказывается, нет, и парни ходят в дранье.

Прот. Александр Березовский: Но это сейчас такая мода.

Прот. Димитрий Смирнов: Отличная мода: принц и нищий. В орденах и рваных штанах.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. Olga_n:

      А , по моему скромному мнению, отец Дмитрий перешел на самое самое тяжёлое и сложное поприще, туда, где он просто необходим. Воинство, безусловно, важно сейчас , но вопросы брака и семьи еще важнее и насущнее. Слава Богу , что он именно выбрал вопросы семьи и брака!

    2. Vlad.V.A:

      Советую этому гражданину поехать на Донбасс.
      и посмотреть как война выявляет качества людей.
      - — -
      Ещё до начала войны был убежден и не меняю своего мнения — достаточно чуть-чуть затронуть личное пространство человека и посочится…
      А война притягивает и вытягивает — только плохое. По крайней мере я не видел ничего хорошего за эти 2 года…

    3. makdalin:

      Спаси Бог!

    4. Irina L:

      Виртуозные диалоги отца Дмитрия и отца Александра производят весьма интересный эффект. Становится очевидным следующее. Невероятная внутренняя мощь и крепость в вере,а так же былинная внешность отца Дмитрия очень полезны были бы в окормлении русского воинства, солдатиков наших. Жаль, что отцу Дмитрию стало слишком тяжело вести эту работу и он перешел в комиссию по вопросам семьи. Дерзну предположить, что в комиссии ему скучно. А между «тяжело» и «скучно» он наверняка выбирает «тяжело». Может он вернется в вооруженные силы?

      • regent:

        Вы именно не очень удачно дерзнули, потому что о.Димитрий неоднократно называл работу с детьми и семьёй — лучшим делом всей своей жизни, которым ему наконец-то посчастливилось заняться. Вероятно, Вы мало слушали его выступления, интервью и проповеди :)

        • Irina L:

          Вы правы, я не всегда внимательно слушаю о. Дмитрия. Просто запомнила, как он однажды говорил, что очень устал работать на военном поприще и ушел в комиссию по делам семьи. Я вполне понимаю, почему о. Дмитрий называет работу с детьми лучшим делом в своей жизни. Работа с детьми позволяет видеть конечный результат собственных усилий. А это — мощный стимул.

    5. Роман/ Россия/ Новомосковск:

      К восемнадцатому вопросу… С психиатрами тоже надо быть поосторожнее. Возьмут на учет, поставят диагноз, потом не на каждую работу возьмут. На что семью кормить? Затем, чтобы снять диагноз, немалую сумму запросят, тысяч так на сто, а то и поболее. Да, еще и напрямую не подойдешь, придется подходы искать. Опять — деньги!

    6. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.