Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 30 октября 2016 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 30 октября 2016 года.

   1. Что значит «прощение грехов»? Можем ли мы как-то узнать, прощён нам грех или нет?   (0:50)

решимость, серьёзный настрой, покаяние, слёзы раскаяния, отвращение ко греху, соблазн, алкогольное опьянение, взгляд со стороны, снисхождение к себе, Симеон Новый Богослов, исповедь, прощение от Бога, список грехов, осуждение себя за грех, зависть, ревность, желание учить, табакокурение

   2. Как мне узнать, простил меня Господь за то, что я сделала аборт в молодости?   (6:51)

молитва

   3. Может ли духовное чадо оставить своего духовника и перейти к другому? Как это происходит и нет ли в этом греха?   (8:09)

обстоятельства, болезнь духовника, смерть духовника, непонимание, основательная причина

   4. Почему человек создан материально-духовно-душевным – трёхсоставным?   (9:21)

Любовь к Богу, творение, дар свободы, разум, уподобление Богу, телесная оболочка, самоубийство, преисподняя

   5. Мама молится дома, а в храм ходить отказывается. Как объяснить ей, насколько важна церковная молитва и Таинства?   (11:20)

Закон Божий, смерть, разочарование, гордыня, свобода выбора, Спаситель, Христос, погибель, дерзость, неготовность к Причастию, насилие, невольник

   6. Я православный человек, но мне интересны и другие религии. Не будет ли вредным для моей души изучение других религий?   (14:05)

твёрдая вера, верующие люди, христианство, разговоры, делание, глубоко верующие, подставить щёку, драка, поверхностная вера

   7. Как поживает А.П. Арцыбушев?   (15:36)

живая легенда, исповедник, современная жизнь, практическая вера, болезнь, благодарность Богу, старец Силуан, делание, Евангельские заповеди, не укради

   8. Дочери 47 лет, развелась с мужем, нашла себе пьяницу и богохульника, сама начала пить, оба теперь курят, к нам с дедушкой не ходят и нас не пускают. Как мне быть?   (20:22)

молитва, вразумление, молебен, Божия Матерь, помощь ближнему

   9. Может ли человек жить без греха? Почему Бог позволяет нам совершать грехи?   (27:01)

свобода воли, попущение Божие, падение, непокорность человека

  10. Несколько человек разных конфессий активно помогают в установке креста на месте разрушенного храма. Надо ли указать их вероисповедание в благодарственной речи?   (30:56)

армяне, католики, баптисты, почитание креста

  11. Когда начал воцерковляться, сердце горело желанием быть с Богом, а теперь это прошло, хотя и стараюсь всё исполнять. Почему такое происходит?   (33:51)

подставлять щёку, милостыня, чадородие, Серафимово правило, иудеи, заповеди, субботство, участие души, стремление к совершенству, Отец Небесный, обычаи, обида, воздержание, прощение, телесный пост

  12. Умер близкий друг, армянин. Как пережить это горе? Могу ли я читать за него молитву? Он был православным, но крестился слева направо   (38:39)

Мария Магдалина, плач

  13. В православии есть определённый порядок (как молиться, как стоять в храме). Насколько эти правила важны для того, чтобы стать христианином?   (41:16)

практика, христианство, нарушение церковных правил

  14. У меня умерла жена, я каждый день читаю о ней молитвы. Могу ли я верить в то, что на том свете мы с ней увидимся?   (43:59)

молитва

  15. Что значит не прилепляться сердцем к земному? Разве грех любить искусство, литературу, вещи?   (44:58)

коллекционеры, музеи, завещание, дар, Третьяков, деньги, сребролюбие, страсть, Евангелие, христианство

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Что значит прощение грехов? Можем ли мы как-то узнать, прощен нам грех или нет?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Если грех изгладился из нашей жизни и если мы редко обращаемся к нему в воспоминаниях, то значит, грех прощен.

Прот. Александр Березовский: А если он продолжает возвращаться к нам в желаниях?

Прот. Димитрий Смирнов: Значит, не прощен.

Прот. Александр Березовский: И что нужно сделать, чтобы это прощение состоялось?

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно упросить Спасителя о прощении.

Прот. Александр Березовский: Почему Спаситель может не хотеть простить или не может простить (как тут лучше)?

Прот. Димитрий Смирнов: Сначала должен захотеть сам человек и должен убедить в этом Спасителя.

Прот. Александр Березовский: В том, что он хочет.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: А каким образом убедить: каким-то действием или многократным прошением?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, молитвой и всемерным воздержанием от этого греха.

Прот. Александр Березовский: То есть Господь дает некий испытательный срок человеку…

Прот. Димитрий Смирнов: Я не думаю, что это какой-то срок. Но Господь же Всевидец, и Он видит и решимость человека, и серьезность его настроя.

Прот. Александр Березовский: Порой человек со слезами кается, и это действительно слезы раскаяния. А проходит какое-то время, он приходит понурый и говорит: «Я опять стал жертвой греха».

Прот. Димитрий Смирнов: Значит, это были слезы не раскаяния, а слезы душевных переживаний. По внешнему виду это то же самое, на самом деле большой цены таким слезам нет. Хотя люди обычно это ценят – именно свои переживания; они думают, что это и есть то самое искомое. На самом деле нет.

Прот. Александр Березовский: Но если человек действительно сокрушается о содеянном грехе со слезами?

Прот. Димитрий Смирнов: Это неплохо как начало. Но нужно-то не сокрушение, нужно отвращение ко греху.

Прот. Александр Березовский: Но отвращение – это же тоже некое чувство человека?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, почему? Мы употребляем это слово «отвращение» в том смысле, что нам вид чего-то неприятен. Некоторые, например, не любят змей, смотрят на них с отвращением. Я этого, конечно, не понимаю, мне змеи очень нравятся. Но что люди смотрят с отвращением, это я сам видел. Но тут отвращение нужно понимать буквально: человек отвращается…

Прот. Александр Березовский: Он поворачивается ко греху спиной.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, поворачивается спиной. Тут важно не чувство. Конечно, человеку неприятно и думать об этом грехе, и вспоминать. Вот бывает так: человек напился, кто-то снял его на мобильный телефон и ему показал. И это отвратительно зрелище настолько может подействовать на человека, что он от греха отвратится; ему противно это вспоминать.

Прот. Александр Березовский: «Неужели это я?»

Прот. Димитрий Смирнов: И всякий риск, что он вернется к этому, его ужасает.

Прот. Александр Березовский: Вот порой не хватает человеку действительно взгляда со стороны на себя и грехи.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Поэтому человек к себе очень снисходителен; и даже очень весело расскажет: «Ну, похулиганили…»

Прот. Александр Березовский: Но прощение не тогда, когда человек этот грех назвал на исповеди?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Преподобный Симеон Новый Богослов даже так говорит: «Священник говорит “прощаю и разрешаю”, а Бог и не прощает, и не разрешает». Чему каждый из нас свидетель тысячи раз, когда человек приходит с одним и тем же списком на протяжении четверти века и даже не думает о покаянии. Чувство осуждения себя за грех у него есть, но это же не отвращение от греха. Отвращение – это когда человек отвратился. Каких-то простых грехов, как курение, например, человек реально отвращается. А ведь есть же другие: зависть, ревность, желание учить… Я устал их вообще перечислять.

Телезрительница: Я сделала аборт в молодости. Это страшный грех. Сейчас я уже на пенсии. Как мне узнать: простил меня Господь или нет?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это надо у Него спрашивать. Мне трудно сказать. Просите и молитесь. Господь даст знак.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Может ли духовное чадо оставить своего духовника и перейти к другому? Как это происходит, и не будет ли это грехом?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, никакого в этом греха нет. И часто этому способствуют всякие обстоятельства: переезд в другое место, или болезнь, или смерть духовника, или возникает какое-то непонимание, что есть обычное дело между двумя людьми.

Прот. Александр Березовский: Вот это непонимание действительно может быть причиной ухода, или надо все-таки посмиряться и потерпеть?

Прот. Димитрий Смирнов: Когда как. Единственное правило – постоянно не менять. Если человек постоянно ходит от одного к другому – конечно, так не годится. Должна быть основательная причина.

Телезритель: Как Вы могли бы объяснить божественную идею соединения телесного с душевным в виде человека? В чем идея?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не понял вопроса.

Прот. Александр Березовский: Почему человек создан материально-духовно-душевным, то есть трехсоставным?

Прот. Димитрий Смирнов: Чтобы творение смогло возлюбить Бога.

Прот. Александр Березовский: То есть человеку дано такое свойство?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, ему дан дар свободы, разум и его бессмертная душа. И он этим уподобился Богу и способен на любовь.

Прот. Александр Березовский: Может быть, человеку хотелось бы не иметь телесной оболочки, которая доставляет нам так много страданий.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет проблем. С Останкинской башни прыгаешь вниз – телесная оболочка через три дня окажется на кладбище. А душа – в преисподней.

Прот. Александр Березовский: Вряд ли это будет человеку как-то радостно.

Прот. Димитрий Смирнов: Радостно, пока летишь, не будет. Но мало ли, какая блажь…

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Моя мама – человек крещеный, но невоцерковленный. Дома она молится. Ходить в храм считает необязательным; и причащаться не хочет. Как можно ей объяснить важность Причастия и церковной молитвы для спасения души?»

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем?

Прот. Александр Березовский: Ну, сам человек понимает важность этого, и хочется до близкого это донести.

Прот. Димитрий Смирнов: Можно дать маме почитать Закон Божий, главы где об этом сказано. Но мне кажется, что если человек упорствует, он скажет: «Да я плохо вижу», «Да я не понимаю»… А если предложишь: «Давай я тебе почитаю», человек говорит: «Да мне чего-то спать хочется».

Прот. Александр Березовский: Человеку не хочется об этом вообще говорить.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Не хочется – и не надо. Насильно мил не будешь.

Прот. Александр Березовский: Но когда человек умирает, для него уже не будет сомнений: надо, не надо… И вот этот момент для него будет глубочайшим разочарованием.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну так и что ж! От гордыни-то надо лечиться.

Прот. Александр Березовский: Да уж больно дорогая цена.

Прот. Димитрий Смирнов: Какое наше дело? Это выбор самого человека. У него свобода есть? Есть. Некоторые люди (например, дети в таких случаях или родители по отношению к своим детям) почему-то считают, что они вообще спасители. Спаситель у нас один есть – Христос.

Прот. Александр Березовский: То есть человек считает, что если он промолчит, то человек погибнет.

Прот. Димитрий Смирнов: Слишком дерзко. Нет, можно один раз сказать, предложить: «Не желаешь ли ты причаститься?», человек скажет: «Не желаю». Ну и все.

Прот. Александр Березовский: Обычно говорят: «Я не против, но я пока не готова».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, готовься. И можно, допустим, раз в квартал спрашивать: «Ну как твоя подготовка идет?»

Прот. Александр Березовский: Но если человеку уже девяносто или под девяносто?

Прот. Димитрий Смирнов: Так и что? Хоть сто двадцать…

Прот. Александр Березовский: А он все не готов. То есть оставить в покое?

Прот. Димитрий Смирнов: По-моему, да. Ну а чего отношения портить? «Насильно мил не будешь» – одна поговорка. Другая: «Невольник – не богомольник».

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Я православный человек. Но мне интересно знать и о других религиях. Не будет ли вредным для моей души изучение других религий?»

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек твердо верует, то вреда не будет. А если человек имеет какие-то колебания, то может быть.

Прот. Александр Березовский: Твердо или не твердо – кто может определить?

Прот. Димитрий Смирнов: О, это очень просто.

Прот. Александр Березовский: Часто говорят: «Я человек очень верующий». То есть он себя считает очень верующим, но по жизни посмотришь со стороны – как-то не видно этой веры.

Прот. Димитрий Смирнов: Не надо придавать особенного значения тому, что человек говорит. Христианство – это же не разговоры, а делание. Глубоко верующий, когда ему бьют в щеку, подставляет другую.

Прот. Александр Березовский: А если лезет в драку?

Прот. Димитрий Смирнов: Это уже не глубоко, а очень поверхностно. Особенно если говорит: «Как ты смеешь?!»

Телезрительница: Батюшка Дмитрий, я смотрела Ваши «Диалоги под часами», и мне очень интересно было наблюдать за Алексеем Петровичем Арцыбушевым. У меня один вопрос: скажите, пожалуйста, я о нем молюсь как о здравствующем. Как у него дела?

Прот. Димитрий Смирнов: Недавно он мне звонил. 98 лет, так сказать, перешагнул.

Телезрительница: Спаси его Господи.

Прот. Александр Березовский: Вот человек – живая легенда.

Прот. Димитрий Смирнов: Так сложилось, да.

Прот. Александр Березовский: Так Господь дает нам прикоснуться, пообщаться. Конечно, среди того поколения людей есть какие-то драгоценные камни, как алмазы.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что сама эта жизнь насыщена всякими событиями. И потом, он же все-таки исповедник. Представляешь, живой человек. Все исповедники, которых я знал, уже отошли ко Господу. А этот вот живет.

Прот. Александр Березовский: А современная жизнь как-то все упрощает, все делает поверхностным. Вот это очень заметно. И вера у людей порой становится поверхностной.

Прот. Димитрий Смирнов: Она такая практическая. «У дочки операция: помолитесь, благословите…»

Прот. Александр Березовский: Как какая-нибудь болезнь, начинается со слов: «Батюшка, у нас беда в семье».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, катастрофа.

Прот. Александр Березовский: Оказывается, Господь посетил болезнью, а вот для людей – беда. За все благодарите (1 Фес. 5, 18) – это уже…

Прот. Димитрий Смирнов: Ты говорил о глубокой вере, вот глубокая вера – это когда человек за все благодарит, когда человек всегда радуется (см. 1 Фес. 5, 16). Или как старец Силуан говорит: «А любит ли он своих врагов?» (см. Мф. 5, 44). Если врагов не любит, он считал, что это уже не христианство.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но человек, который постиг эту премудрость: любите врагов (Мф. 5, 44)…

Прот. Димитрий Смирнов: А тут дело не в постижении, а в делании. Что там постигать? Все написано. Вот написано: дважды два – четыре. Надо это постигать?

Прот. Александр Березовский: Надо это применять.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот. У нас в школе таблицу умножения не выводят, ее зубрят. И люди очень гордятся тем, что они знают, что семью семь – сорок девять.

Прот. Александр Березовский: Но евангельские заповеди тоже порой цитируют наизусть.

Прот. Димитрий Смирнов: Ничего в этом плохого нет. Но одно дело, когда человек может объяснить, почему не укради (Исх. 20, 15), когда все воруют. Как советская поговорка говорит: «Если от многого взять немножко – это не кража, а просто дележка». Нас так в школе учили. Или так учили: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Или: «Пусть работает трактор – он железный». Ты помнишь?

Прот. Александр Березовский: Да.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот. Это же учили.

Прот. Александр Березовский: И это запоминалось мгновенно.

Прот. Димитрий Смирнов: Общественное сознание. Ум с этим соглашался. А христианство должно человека понуждать соглашаться с другим.

Прот. Александр Березовский: Да вот душа порой сопротивляется этому – любить врагов.

Прот. Димитрий Смирнов: Да не порой, а постоянно. И это говорит о том, что не глубокая вера, а поверхностная.

Телезрительница: Мне 71 год, я инвалид первой группы. У нас с дочкой получился разлад. Ей 47 лет, мы жили с ней всегда душа в душу. Она разошлась с мужем, встретила мужчину, а он выпивает. И она стала выпивать. Мы придем, а они нас с дедушкой выгоняют. Как мне за нее Богу молиться? Она не стала к нам ходить, обиделась. Говорит: «Я его люблю». А какая любовь, если они выпивают?..

Прот. Димитрий Смирнов: У двух пьяниц очень крепкая может быть любовь.

Телезрительница: Он богохульничает... Они курят в коридоре, а я психически больная, я не могу проходить мимо. Я не сплю ночами, сама себя гроблю. Молюсь перед иконами, плачу. А она говорит: «Мы поженимся». А когда они поженятся? А то сопьются…

Прот. Димитрий Смирнов: Когда захотят, тогда и поженятся. А Вы тут ничего не сделаете. Оставьте их в покое.

Телезрительница: Ну, оставить в покое, а как мне молиться-то за нее?

Прот. Димитрий Смирнов: Молиться очень просто: «Господи, помилуй!» – и осенить себя крестным знамением.

Телезрительница: «Прости рабу Божию…»

Прот. Димитрий Смирнов: Но это слишком долго. Достаточно «Господи, помилуй!». А потом, какая же она раба Божия? Она раба пузыря с водкой.

Телезрительница: Так они еще и курят, и матерятся.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот. Они рабы курения, сквернословия, но не Божии. Какая же она раба Божия?

Телезрительница: Но я бы не хотела, чтобы она с ним связывалась. У них детей нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, и я бы не хотел. Если бы она мне позвонила и спросила: «Хочешь ты, чтобы я связалась с пьяницей и с ним спилась?», я бы ей сказал: «Нет, не хочу». Но это не в нашей власти.

Телезрительница: Но что же это за любовь? Надо, наоборот, их разлучить, чтобы они не пили. Она совсем может опуститься.

Прот. Димитрий Смирнов: А как мы можем?

Телезрительница: Нам с дедушкой надо как-то вразумить их.

Прот. Димитрий Смирнов: Да они вас с лестницы спустят.

Телезрительница: Она всегда ходила в церковь, в Бога веровала.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, мало ли кто ходил.

Телезрительница: А этот, извините меня за грех, дьявол заявился, матерится…

Прот. Димитрий Смирнов: А она, конечно, ни в чем не виновата? Она пьет, курит, матом ругается, но ни в чем не виновата, а вот этот дьявол… Она вообще святая, ни в чем не виновата, а все он. Здорово так получается!

Телезрительница: Я не говорю, что она святая.

Прот. Димитрий Смирнов: Но получается, Вы только его ругаете, а она прямо такая агница невинная…

Телезрительница: У нее денег нет, он приносит пить.

Прот. Димитрий Смирнов: Видите, на чужие пьет. Здорово устроилась.

Телезрительница: Да как она устроилась? Он не уходит.

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем уходить? Ему хорошо: она его любит, есть с кем выпить.

Телезрительница: Да кто знает, любят они друг друга или не любят?!

Прот. Димитрий Смирнов: А это не наше дело, понимаете?

Телезрительница: Но как же мне молиться? Они же сопьются…

Прот. Димитрий Смирнов: А я же Вам сказал, Вы уже забыли? Повторить еще раз?

Телезрительница: Забыла. Я инвалид первой группы с психикой.

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда дедушку позовите к телефону, я ему расскажу, как молиться.

Телезрительница: Да дедушка… он почти не молится.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот видите. Так что она в папку пошла.

Телезрительница: Праздника Казанской иконы Божией Матери хочу дождаться. Какой молебен надо отслужить, подскажите, чтобы Господь их вразумил?

Прот. Димитрий Смирнов: Любой.

Телезрительница: Божией Матери “Неупиваемая Чаша”?

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, такой тоже есть, и икона такая есть.

Телезрительница: Я знаю, что есть. Все передо мной.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот и всё. И молитесь на здоровье.

Телезрительница: До свидания, большое Вам спасибо.

Прот. Александр Березовский: Такие вопросы – как помочь другому – постоянно возникают.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Но вот представь себе: человек красит стены в квартире в фиолетовый цвет. Я прихожу с ведром желтой краски и говорю: «Давай я тебе помогу», – и начинаю красить. Помочь – это когда человека позовут и поручают ему. А тут что? Пришла в чужую семью, начинает их исправлять. Человеку 47 лет!..

Прот. Александр Березовский: Следующий вопрос такой: «Может ли человек жить без греха? Почему Бог позволяет нам совершать грехи?»

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что Бог дал нам свободу, в этом мы подобны Ему. Теоретически может человек жить без греха, мы об этом даже молимся: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». Мы же не просто воздух сотрясаем. Мы хотим, чтобы Господь нам помог.

Прот. Александр Березовский: Но на деле получается, что…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, чаще это у нас не получается. То мы забываем, что мы молились, то забываем, что мы христиане, то забываем, что надо просить об этом у Бога и так далее.

Прот. Александр Березовский: Но человек не впадет в грех без попущения Божьего, то есть Господь ему попускает это падение. Во власти Божией отвести, например, от него это падение.

Прот. Димитрий Смирнов: А человек все равно найдет. Что значит «отвести»? Идет в магазин – магазин закрыт; он пойдет в другой, если выпить хочет.

Прот. Александр Березовский: Если цель есть – препятствий не будет.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: То есть получается, что сам человек порой ищет греха?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: И ничего тут не сделаешь…

Прот. Димитрий Смирнов: Сделать можно очень многое. Но человек человеку не может же навязывать. Вот человек – учитель. Перед ним ученик. Он может его попробовать научить. Или отец сына. Это вполне возможно. Или начальник и ученик начальника (или молодой специалист): он его учит, что надо так и так, а вот это – не надо.

Прот. Александр Березовский: А научится или нет, это зависит…

Прот. Димитрий Смирнов: А не научится – выгоним. Жизнь, что ли, на него тратить? Это пусть мама с папой делают. Так и говорят: «Иди к маме, пусть она с тобой и нянчится, а здесь серьезное предприятие». Тебя учили – ты не хочешь; не можешь даже на работу вовремя прийти. Ну и зачем ты нужен? С тобою нервы трепать и все время спрашивать: «А где он?» Или отпрашивается через день, у него какие-то дела. Все же заинтересованы, чтобы все дела были на работе.

Прот. Александр Березовский: Самое непокорное существо на земле – это человек.

Прот. Димитрий Смирнов: О! Это еще в четвертом веке святые отцы отметили. Григорий Богослов заметил, что управлять человеком – все равно что диким конем.

Прот. Александр Березовский: Никогда не знаешь, куда он ломанется.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, куда он попрет.

Телезритель: Несколько человек разных конфессий предложили вместе с православными принять участие в подготовке и установке поклонного креста на высоком берегу Волги на месте разрушенного храма. И не только словами, но уже сегодня и делом: бетонируют площадку, сваривают различные металлические предметы, стругают брусья. Можно ли как-то их отблагодарить? Может быть, не указывать, что это представители других конфессий в благодарственном слове при установке креста? Или можно об этом сказать?

Прот. Димитрий Смирнов: Я о таких событиях ранее ничего не слышал. Смотря какие конфессии. Если армяне и католики, то они крест почитают, а если баптисты-пятидесятники, адвентисты – то они не почитают. Я же не знаю, с кем Вы дело имеете. Но если баптист ставит крест, то, знаете, он большую эволюцию проделал в своем сознании, в своем сердце, в своей вере. Поэтому тут информации мало, чтобы Вам ответить.

Прот. Александр Березовский: Как помните, однажды был вопрос. Человек говорит: «Я некрещеный и неверующий. Можно ли мне крест на себе носить? Не будет ли это грехом?»

Прот. Димитрий Смирнов: Здорово, да?

Прот. Александр Березовский: Видно, может, прочитал или где-то услышал, и возникло желание крест надеть.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, человек – очень сложное, многосоставное существо. Порой мне кажется, что левая половина мозга думает иначе, чем правая. Некоторые даже говорят, что влияет, с какой ноги встал.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Когда начал воцерковляться, сердце горело желанием быть с Богом. А потом это горение стало угасать, хотя я стараюсь все исполнять. Почему такое происходит?»

Прот. Димитрий Смирнов: А что исполнять? То есть старается подставлять другую щеку? Старается десятую часть отдавать нуждающимся и на Церковь? Старается родить детей, сколько Бог даст? Что значит «старается»? Или старается Серафимово правило читать утром и вечером, и всё – оставьте меня в покое?.. Что старается?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, здесь нет комментария.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот. Поэтому нельзя сказать, в чем человек старается. Он работает на совесть, без брака? Не требует себе прибавки жалованья? Не врет никогда? В чем он старается, интересно.

Прот. Александр Березовский: Это интересно.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Вот поговорили бы. А то: «я стараюсь и охладеваю».

Прот. Александр Березовский: То есть, видно, старание в чем-то несущественном.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Ведь каждый человек старается выбрать что поменьше. Почему иудеи выбирают такие заповеди технического плана? Например, субботствуют, ничего не делают. Потому что хоть это и составляет некоторое неудобство, но это не требует такого участия души, как заповедь: будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48); приобретать совершенство, как у Отца Небесного. На это даже не замахиваются. Можно остановиться на чем-то…

Прот. Александр Березовский: На технической стороне православной жизни.

Прот. Димитрий Смирнов: …на чем-то детском: по средам, пятницам курицу не есть. Или, например, некоторые считают, что надо обязательно окунуться с головой три раза на Крещение.

Прот. Александр Березовский: Но это традиция у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, на здоровье! Только не надо думать, что это как-то связано с христианством. То есть это некая подмена. Вот человек выходит из воды, у него сосуды сжимаются, телу становится горячо, и он говорит: «О, благодать!» Но это ж не благодать. Это обыкновенная реакция организма на холод, который вокруг. Тело покраснело. Так и что? Но так же проще!..

Допустим, есть какая-то обида, кто-то со мной плохо обошелся. Я могу всем вокруг рассказывать, как меня обидели, а могу никому не говорить и простить, как будто этого не было. Это же важнее.

Прот. Александр Березовский: Но труднее гораздо.

Прот. Димитрий Смирнов: Воздерживать свой язык или воздерживаться от мясного бульона? Ем я кашу на воде или на молоке: какая разница? Какой тут труд?

Прот. Александр Березовский: Хочется повкуснее, но я себя удерживаю.

Прот. Димитрий Смирнов: Но это же задача для пятилетнего ребенка, которого мама приучает к посту. Но не задача для человека, которому восемьдесят лет.

Телезрительница: Скажите, пожалуйста, армянин усопший (Царство ему Небесное), новопреставленный. Он молился и осенял себя крестным знамением слева направо. Мы-то справа налево…

Прот. Димитрий Смирнов: Я в курсе дела, как мы молимся. Зачем Вы мне это рассказываете?

Телезрительница: Я не знаю, Вы мне поясните. Это первый вопрос. И второй вопрос: как мне успокоиться? Я не могу его забыть, каждый день плачу.

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек любит, то когда умирает его близкий? он плачет. Вот мы давеча читали Евангелие в церкви: Мария Магдалина пришла ко гробу и плачет. Почему плачет? На Кресте умер ее Господь и Учитель, она жалеет Его, плачет. Что тут такого? Самое обыкновенное дело. Хоть армянин, хоть татарин. Человек всегда по близким ему людям плачет.

А креститься – это что в лоб, что по лбу.

Телезрительница: Он крещеный, православный.

Прот. Димитрий Смирнов: Слава Тебе, Господи! Если Вы будете креститься и смотреть на себя в зеркало, окажется, что Вы креститесь наоборот.

Телезрительница: Но это не в зеркало я смотрела, когда он крестился. Это их нация так крестится.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, как его научили, так он и крестится. Ведь Господь будет смотреть не на то, как человек крестится, а будет смотреть, был ли он христианином.

Телезрительница: Скажите, я могу читать за него молитву?

Прот. Димитрий Смирнов: Читайте на здоровье! Почему нет?

Телезрительница: Благословите меня. Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Бог благословит. Всего доброго!

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот у нас в православии есть определенный порядок: как креститься…

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Как в церкви стоять: мужчины – справа, женщины – слева. Нигде это не выполняется, потому что мужчин десять процентов, а женщин – девяносто. Поэтому это невозможно выполнить.

Прот. Александр Березовский: Насколько эти правила важны для того, чтобы человек стал христианином?

Прот. Димитрий Смирнов: Ни насколько. Это для порядка. Если человек хорошо знает правила уличного движения, это не значит, что он хорошо умеет ездить на машине. Поэтому существует два экзамена: один на правила, а другой – на вождение, на езду. Христианство – это езда. А правила – это очень хорошая, нужная вещь, потому что иначе на дороге будет сутолока, возникнут пробки, возникнет большее количество аварий. Поэтому правила нужны. В любом деле есть правила: правила противопожарной безопасности; правила, в какой последовательности надевать скафандр; правила уличного движения; правила поведения в обществе. Множество правил. Правила, как ставить свет в студии.

Прот. Александр Березовский: Но нарушения вот этих правил порой действительно приводят к катастрофе, особенно на дорогах. А нарушения церковных правил приводят к катастрофе? Где человек встал, или как перекрестился, или в какой одежде вошел в храм?..

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Только если какой-нибудь особенно ревностный возмутится и вдруг его застрелит. Скажет: «Крестишься не так!», достает пистолет и стреляет.

Прот. Александр Березовский: Да, можно сейчас, наверное, и такое встретить.

Прот. Димитрий Смирнов: Да можно что хочешь встретить.

Телезритель: Два месяца назад умерла моя любимая жена. Мы венчаны с ней. Я читаю каждый день о ней молитвы, кафизмы; хочу помочь ей. Скажите, могу ли я верить, что на том свете мы с ней увидимся?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, можете. Что ж тут такого? Вы даже можете об этом просить у Господа. В этом нет ничего неестественного.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Что значит не прилепляться сердцем к земному? У нас у всех есть любимые места, любимые вещи, любимые произведения искусства, литературы, живописи. Они очень скрашивают нашу жизнь. Разве все это любить грех?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не грех. Грех – прилепляться. У нас у всех есть деньги, но нельзя любить деньги, потому что это сребролюбие. Деньги – это всего лишь орудие для удобства обмена товаром. А сами по себе – милиция правильно говорит – денежные средства.

Прот. Александр Березовский: То есть нужно относиться к ним как к удобному средству.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И ко всему. Все психически нормальные люди любили картины, скульптуры. Допустим, были большие коллекционеры. Но уже ближе к пенсии они свою коллекцию завещали в какой-то большой музей, либо в какой-то город. Узнает, что в каком-нибудь «Днепрокурыханске» нет картинной галереи, а у него есть восемьсот полотен современных и не очень современных художников… Он передает это в дар, даже условие ставит: чтобы был отдельный особнячок. И если мэрия захочет принять этот дар, то пишут договор. Третьяков подарил свое собрание – теперь у нас есть замечательная галерея русского искусства. А то ничего бы не было. Поэтому он не прилеплялся.

Прот. Александр Березовский: Он любил искусство.

Прот. Димитрий Смирнов: Любил, но не прилеплялся.

Прот. Александр Березовский: А то вдруг не вещь человеку принадлежит, а человек вещи. И без нее уже просто катастрофа.

Прот. Димитрий Смирнов: Это уже страсть. А страсть – это всегда для души неполезная вещь.

Прот. Александр Березовский: А что нужно, чтобы любовь не переросла в страсть? Как себя приостановить?

Прот. Димитрий Смирнов: А надо над своей душой бдеть, быть очень внимательным к своей душе: что там происходит? Все время поверять свою жизнь Евангелием: не уклоняюсь ли я вправо, или влево, или вниз?

Прот. Александр Березовский: Но это такой труд ежедневный…

Прот. Димитрий Смирнов: Но он главный. Без этого труда человек перестает быть человеком.

Прот. Александр Березовский: Оказывается, что самое трудное на земле – это быть христианином.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Легче стать академиком или дважды академиком.

Прот. Димитрий Смирнов: Гораздо. Хотя про дважды академиков я что-то не слышал. Хотя говорят: «доктор физико-математических наук», а он все равно либо занимается механикой, либо чистой математикой.

Прот. Александр Березовский: И все-таки Господь надеется и ждет, что мы захотим стать христианами.

Прот. Димитрий Смирнов: Он, во-первых, готов нам в этом всемерно помогать. А во-вторых, Он это делает Сам Своею благодатью. От нас требуется только неослабевающее желание.



Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    2. violka-vitali:

      Пока слушал передачу почему-то в голову пришли старые неисповеданные грехи…

    3. Vera57:

      Спасибо, уважаемые Батюшки, за беседу.Как терпеливо Вы, Батюшка Димитрий, поясняли звонившей женщине по поводу воспитания ее 47-летней дочери)))А ведь в душе хотелось наверняка послать ее куда подальше)))Это конечно-же я рассуждаю со своей колокольни…

      • natalianiko:

        А смайлики — это, видимо, радость от того, что вы не являетесь психически больным человеком с I группой инвалидности, как эта женщина. Причём женщина-то относится к себе критически, сама о. Димитрию два раза сказала о своём психическом заболевании. Смешно-то как.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.