1. Что значит «прощение грехов»? Можем ли мы как-то узнать, прощён нам грех или нет? (0:50)
2. Как мне узнать, простил меня Господь за то, что я сделала аборт в молодости? (6:51)
4. Почему человек создан материально-духовно-душевным – трёхсоставным? (9:21)
7. Как поживает А.П. Арцыбушев? (15:36)
9. Может ли человек жить без греха? Почему Бог позволяет нам совершать грехи? (27:01)
15. Что значит не прилепляться сердцем к земному? Разве грех любить искусство, литературу, вещи? (44:58)
Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Что значит прощение грехов? Можем ли мы как-то узнать, прощен нам грех или нет?»
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Если грех изгладился из нашей жизни и если мы редко обращаемся к нему в воспоминаниях, то значит, грех прощен.
Прот. Александр Березовский: А если он продолжает возвращаться к нам в желаниях?
Прот. Димитрий Смирнов: Значит, не прощен.
Прот. Александр Березовский: И что нужно сделать, чтобы это прощение состоялось?
Прот. Димитрий Смирнов: Нужно упросить Спасителя о прощении.
Прот. Александр Березовский: Почему Спаситель может не хотеть простить или не может простить (как тут лучше)?
Прот. Димитрий Смирнов: Сначала должен захотеть сам человек и должен убедить в этом Спасителя.
Прот. Александр Березовский: В том, что он хочет.
Прот. Димитрий Смирнов: Да.
Прот. Александр Березовский: А каким образом убедить: каким-то действием или многократным прошением?
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, молитвой и всемерным воздержанием от этого греха.
Прот. Александр Березовский: То есть Господь дает некий испытательный срок человеку…
Прот. Димитрий Смирнов: Я не думаю, что это какой-то срок. Но Господь же Всевидец, и Он видит и решимость человека, и серьезность его настроя.
Прот. Александр Березовский: Порой человек со слезами кается, и это действительно слезы раскаяния. А проходит какое-то время, он приходит понурый и говорит: «Я опять стал жертвой греха».
Прот. Димитрий Смирнов: Значит, это были слезы не раскаяния, а слезы душевных переживаний. По внешнему виду это то же самое, на самом деле большой цены таким слезам нет. Хотя люди обычно это ценят – именно свои переживания; они думают, что это и есть то самое искомое. На самом деле нет.
Прот. Александр Березовский: Но если человек действительно сокрушается о содеянном грехе со слезами?
Прот. Димитрий Смирнов: Это неплохо как начало. Но нужно-то не сокрушение, нужно отвращение ко греху.
Прот. Александр Березовский: Но отвращение – это же тоже некое чувство человека?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, почему? Мы употребляем это слово «отвращение» в том смысле, что нам вид чего-то неприятен. Некоторые, например, не любят змей, смотрят на них с отвращением. Я этого, конечно, не понимаю, мне змеи очень нравятся. Но что люди смотрят с отвращением, это я сам видел. Но тут отвращение нужно понимать буквально: человек отвращается…
Прот. Александр Березовский: Он поворачивается ко греху спиной.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, поворачивается спиной. Тут важно не чувство. Конечно, человеку неприятно и думать об этом грехе, и вспоминать. Вот бывает так: человек напился, кто-то снял его на мобильный телефон и ему показал. И это отвратительно зрелище настолько может подействовать на человека, что он от греха отвратится; ему противно это вспоминать.
Прот. Александр Березовский: «Неужели это я?»
Прот. Димитрий Смирнов: И всякий риск, что он вернется к этому, его ужасает.
Прот. Александр Березовский: Вот порой не хватает человеку действительно взгляда со стороны на себя и грехи.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Поэтому человек к себе очень снисходителен; и даже очень весело расскажет: «Ну, похулиганили…»
Прот. Александр Березовский: Но прощение не тогда, когда человек этот грех назвал на исповеди?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Преподобный Симеон Новый Богослов даже так говорит: «Священник говорит “прощаю и разрешаю”, а Бог и не прощает, и не разрешает». Чему каждый из нас свидетель тысячи раз, когда человек приходит с одним и тем же списком на протяжении четверти века и даже не думает о покаянии. Чувство осуждения себя за грех у него есть, но это же не отвращение от греха. Отвращение – это когда человек отвратился. Каких-то простых грехов, как курение, например, человек реально отвращается. А ведь есть же другие: зависть, ревность, желание учить… Я устал их вообще перечислять.
Телезрительница: Я сделала аборт в молодости. Это страшный грех. Сейчас я уже на пенсии. Как мне узнать: простил меня Господь или нет?
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это надо у Него спрашивать. Мне трудно сказать. Просите и молитесь. Господь даст знак.
Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Может ли духовное чадо оставить своего духовника и перейти к другому? Как это происходит, и не будет ли это грехом?»
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, никакого в этом греха нет. И часто этому способствуют всякие обстоятельства: переезд в другое место, или болезнь, или смерть духовника, или возникает какое-то непонимание, что есть обычное дело между двумя людьми.
Прот. Александр Березовский: Вот это непонимание действительно может быть причиной ухода, или надо все-таки посмиряться и потерпеть?
Прот. Димитрий Смирнов: Когда как. Единственное правило – постоянно не менять. Если человек постоянно ходит от одного к другому – конечно, так не годится. Должна быть основательная причина.
Телезритель: Как Вы могли бы объяснить божественную идею соединения телесного с душевным в виде человека? В чем идея?
Прот. Димитрий Смирнов: Я не понял вопроса.
Прот. Александр Березовский: Почему человек создан материально-духовно-душевным, то есть трехсоставным?
Прот. Димитрий Смирнов: Чтобы творение смогло возлюбить Бога.
Прот. Александр Березовский: То есть человеку дано такое свойство?
Прот. Димитрий Смирнов: Да, ему дан дар свободы, разум и его бессмертная душа. И он этим уподобился Богу и способен на любовь.
Прот. Александр Березовский: Может быть, человеку хотелось бы не иметь телесной оболочки, которая доставляет нам так много страданий.
Прот. Димитрий Смирнов: Нет проблем. С Останкинской башни прыгаешь вниз – телесная оболочка через три дня окажется на кладбище. А душа – в преисподней.
Прот. Александр Березовский: Вряд ли это будет человеку как-то радостно.
Прот. Димитрий Смирнов: Радостно, пока летишь, не будет. Но мало ли, какая блажь…
Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Моя мама – человек крещеный, но невоцерковленный. Дома она молится. Ходить в храм считает необязательным; и причащаться не хочет. Как можно ей объяснить важность Причастия и церковной молитвы для спасения души?»
Прот. Димитрий Смирнов: А зачем?
Прот. Александр Березовский: Ну, сам человек понимает важность этого, и хочется до близкого это донести.
Прот. Димитрий Смирнов: Можно дать маме почитать Закон Божий, главы где об этом сказано. Но мне кажется, что если человек упорствует, он скажет: «Да я плохо вижу», «Да я не понимаю»… А если предложишь: «Давай я тебе почитаю», человек говорит: «Да мне чего-то спать хочется».
Прот. Александр Березовский: Человеку не хочется об этом вообще говорить.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Не хочется – и не надо. Насильно мил не будешь.
Прот. Александр Березовский: Но когда человек умирает, для него уже не будет сомнений: надо, не надо… И вот этот момент для него будет глубочайшим разочарованием.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну так и что ж! От гордыни-то надо лечиться.
Прот. Александр Березовский: Да уж больно дорогая цена.
Прот. Димитрий Смирнов: Какое наше дело? Это выбор самого человека. У него свобода есть? Есть. Некоторые люди (например, дети в таких случаях или родители по отношению к своим детям) почему-то считают, что они вообще спасители. Спаситель у нас один есть – Христос.
Прот. Александр Березовский: То есть человек считает, что если он промолчит, то человек погибнет.
Прот. Димитрий Смирнов: Слишком дерзко. Нет, можно один раз сказать, предложить: «Не желаешь ли ты причаститься?», человек скажет: «Не желаю». Ну и все.
Прот. Александр Березовский: Обычно говорят: «Я не против, но я пока не готова».
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, готовься. И можно, допустим, раз в квартал спрашивать: «Ну как твоя подготовка идет?»
Прот. Александр Березовский: Но если человеку уже девяносто или под девяносто?
Прот. Димитрий Смирнов: Так и что? Хоть сто двадцать…
Прот. Александр Березовский: А он все не готов. То есть оставить в покое?
Прот. Димитрий Смирнов: По-моему, да. Ну а чего отношения портить? «Насильно мил не будешь» – одна поговорка. Другая: «Невольник – не богомольник».
Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Я православный человек. Но мне интересно знать и о других религиях. Не будет ли вредным для моей души изучение других религий?»
Прот. Димитрий Смирнов: Если человек твердо верует, то вреда не будет. А если человек имеет какие-то колебания, то может быть.
Прот. Александр Березовский: Твердо или не твердо – кто может определить?
Прот. Димитрий Смирнов: О, это очень просто.
Прот. Александр Березовский: Часто говорят: «Я человек очень верующий». То есть он себя считает очень верующим, но по жизни посмотришь со стороны – как-то не видно этой веры.
Прот. Димитрий Смирнов: Не надо придавать особенного значения тому, что человек говорит. Христианство – это же не разговоры, а делание. Глубоко верующий, когда ему бьют в щеку, подставляет другую.
Прот. Александр Березовский: А если лезет в драку?
Прот. Димитрий Смирнов: Это уже не глубоко, а очень поверхностно. Особенно если говорит: «Как ты смеешь?!»
Телезрительница: Батюшка Дмитрий, я смотрела Ваши «Диалоги под часами», и мне очень интересно было наблюдать за Алексеем Петровичем Арцыбушевым. У меня один вопрос: скажите, пожалуйста, я о нем молюсь как о здравствующем. Как у него дела?
Прот. Димитрий Смирнов: Недавно он мне звонил. 98 лет, так сказать, перешагнул.
Телезрительница: Спаси его Господи.
Прот. Александр Березовский: Вот человек – живая легенда.
Прот. Димитрий Смирнов: Так сложилось, да.
Прот. Александр Березовский: Так Господь дает нам прикоснуться, пообщаться. Конечно, среди того поколения людей есть какие-то драгоценные камни, как алмазы.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что сама эта жизнь насыщена всякими событиями. И потом, он же все-таки исповедник. Представляешь, живой человек. Все исповедники, которых я знал, уже отошли ко Господу. А этот вот живет.
Прот. Александр Березовский: А современная жизнь как-то все упрощает, все делает поверхностным. Вот это очень заметно. И вера у людей порой становится поверхностной.
Прот. Димитрий Смирнов: Она такая практическая. «У дочки операция: помолитесь, благословите…»
Прот. Александр Березовский: Как какая-нибудь болезнь, начинается со слов: «Батюшка, у нас беда в семье».
Прот. Димитрий Смирнов: Да, катастрофа.
Прот. Александр Березовский: Оказывается, Господь посетил болезнью, а вот для людей – беда. За все благодарите (1 Фес. 5, 18) – это уже…
Прот. Димитрий Смирнов: Ты говорил о глубокой вере, вот глубокая вера – это когда человек за все благодарит, когда человек всегда радуется (см. 1 Фес. 5, 16). Или как старец Силуан говорит: «А любит ли он своих врагов?» (см. Мф. 5, 44). Если врагов не любит, он считал, что это уже не христианство.
Прот. Александр Березовский: Батюшка, но человек, который постиг эту премудрость: любите врагов (Мф. 5, 44)…
Прот. Димитрий Смирнов: А тут дело не в постижении, а в делании. Что там постигать? Все написано. Вот написано: дважды два – четыре. Надо это постигать?
Прот. Александр Березовский: Надо это применять.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот. У нас в школе таблицу умножения не выводят, ее зубрят. И люди очень гордятся тем, что они знают, что семью семь – сорок девять.
Прот. Александр Березовский: Но евангельские заповеди тоже порой цитируют наизусть.
Прот. Димитрий Смирнов: Ничего в этом плохого нет. Но одно дело, когда человек может объяснить, почему не укради (Исх. 20, 15), когда все воруют. Как советская поговорка говорит: «Если от многого взять немножко – это не кража, а просто дележка». Нас так в школе учили. Или так учили: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Или: «Пусть работает трактор – он железный». Ты помнишь?
Прот. Александр Березовский: Да.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот. Это же учили.
Прот. Александр Березовский: И это запоминалось мгновенно.
Прот. Димитрий Смирнов: Общественное сознание. Ум с этим соглашался. А христианство должно человека понуждать соглашаться с другим.
Прот. Александр Березовский: Да вот душа порой сопротивляется этому – любить врагов.
Прот. Димитрий Смирнов: Да не порой, а постоянно. И это говорит о том, что не глубокая вера, а поверхностная.
Телезрительница: Мне 71 год, я инвалид первой группы. У нас с дочкой получился разлад. Ей 47 лет, мы жили с ней всегда душа в душу. Она разошлась с мужем, встретила мужчину, а он выпивает. И она стала выпивать. Мы придем, а они нас с дедушкой выгоняют. Как мне за нее Богу молиться? Она не стала к нам ходить, обиделась. Говорит: «Я его люблю». А какая любовь, если они выпивают?..
Прот. Димитрий Смирнов: У двух пьяниц очень крепкая может быть любовь.
Телезрительница: Он богохульничает... Они курят в коридоре, а я психически больная, я не могу проходить мимо. Я не сплю ночами, сама себя гроблю. Молюсь перед иконами, плачу. А она говорит: «Мы поженимся». А когда они поженятся? А то сопьются…
Прот. Димитрий Смирнов: Когда захотят, тогда и поженятся. А Вы тут ничего не сделаете. Оставьте их в покое.
Телезрительница: Ну, оставить в покое, а как мне молиться-то за нее?
Прот. Димитрий Смирнов: Молиться очень просто: «Господи, помилуй!» – и осенить себя крестным знамением.
Телезрительница: «Прости рабу Божию…»
Прот. Димитрий Смирнов: Но это слишком долго. Достаточно «Господи, помилуй!». А потом, какая же она раба Божия? Она раба пузыря с водкой.
Телезрительница: Так они еще и курят, и матерятся.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот. Они рабы курения, сквернословия, но не Божии. Какая же она раба Божия?
Телезрительница: Но я бы не хотела, чтобы она с ним связывалась. У них детей нет.
Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, и я бы не хотел. Если бы она мне позвонила и спросила: «Хочешь ты, чтобы я связалась с пьяницей и с ним спилась?», я бы ей сказал: «Нет, не хочу». Но это не в нашей власти.
Телезрительница: Но что же это за любовь? Надо, наоборот, их разлучить, чтобы они не пили. Она совсем может опуститься.
Прот. Димитрий Смирнов: А как мы можем?
Телезрительница: Нам с дедушкой надо как-то вразумить их.
Прот. Димитрий Смирнов: Да они вас с лестницы спустят.
Телезрительница: Она всегда ходила в церковь, в Бога веровала.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, мало ли кто ходил.
Телезрительница: А этот, извините меня за грех, дьявол заявился, матерится…
Прот. Димитрий Смирнов: А она, конечно, ни в чем не виновата? Она пьет, курит, матом ругается, но ни в чем не виновата, а вот этот дьявол… Она вообще святая, ни в чем не виновата, а все он. Здорово так получается!
Телезрительница: Я не говорю, что она святая.
Прот. Димитрий Смирнов: Но получается, Вы только его ругаете, а она прямо такая агница невинная…
Телезрительница: У нее денег нет, он приносит пить.
Прот. Димитрий Смирнов: Видите, на чужие пьет. Здорово устроилась.
Телезрительница: Да как она устроилась? Он не уходит.
Прот. Димитрий Смирнов: А зачем уходить? Ему хорошо: она его любит, есть с кем выпить.
Телезрительница: Да кто знает, любят они друг друга или не любят?!
Прот. Димитрий Смирнов: А это не наше дело, понимаете?
Телезрительница: Но как же мне молиться? Они же сопьются…
Прот. Димитрий Смирнов: А я же Вам сказал, Вы уже забыли? Повторить еще раз?
Телезрительница: Забыла. Я инвалид первой группы с психикой.
Прот. Димитрий Смирнов: Тогда дедушку позовите к телефону, я ему расскажу, как молиться.
Телезрительница: Да дедушка… он почти не молится.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот видите. Так что она в папку пошла.
Телезрительница: Праздника Казанской иконы Божией Матери хочу дождаться. Какой молебен надо отслужить, подскажите, чтобы Господь их вразумил?
Прот. Димитрий Смирнов: Любой.
Телезрительница: Божией Матери “Неупиваемая Чаша”?
Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, такой тоже есть, и икона такая есть.
Телезрительница: Я знаю, что есть. Все передо мной.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот и всё. И молитесь на здоровье.
Телезрительница: До свидания, большое Вам спасибо.
Прот. Александр Березовский: Такие вопросы – как помочь другому – постоянно возникают.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Но вот представь себе: человек красит стены в квартире в фиолетовый цвет. Я прихожу с ведром желтой краски и говорю: «Давай я тебе помогу», – и начинаю красить. Помочь – это когда человека позовут и поручают ему. А тут что? Пришла в чужую семью, начинает их исправлять. Человеку 47 лет!..
Прот. Александр Березовский: Следующий вопрос такой: «Может ли человек жить без греха? Почему Бог позволяет нам совершать грехи?»
Прот. Димитрий Смирнов: Потому что Бог дал нам свободу, в этом мы подобны Ему. Теоретически может человек жить без греха, мы об этом даже молимся: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». Мы же не просто воздух сотрясаем. Мы хотим, чтобы Господь нам помог.
Прот. Александр Березовский: Но на деле получается, что…
Прот. Димитрий Смирнов: Да, чаще это у нас не получается. То мы забываем, что мы молились, то забываем, что мы христиане, то забываем, что надо просить об этом у Бога и так далее.
Прот. Александр Березовский: Но человек не впадет в грех без попущения Божьего, то есть Господь ему попускает это падение. Во власти Божией отвести, например, от него это падение.
Прот. Димитрий Смирнов: А человек все равно найдет. Что значит «отвести»? Идет в магазин – магазин закрыт; он пойдет в другой, если выпить хочет.
Прот. Александр Березовский: Если цель есть – препятствий не будет.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.
Прот. Александр Березовский: То есть получается, что сам человек порой ищет греха?
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.
Прот. Александр Березовский: И ничего тут не сделаешь…
Прот. Димитрий Смирнов: Сделать можно очень многое. Но человек человеку не может же навязывать. Вот человек – учитель. Перед ним ученик. Он может его попробовать научить. Или отец сына. Это вполне возможно. Или начальник и ученик начальника (или молодой специалист): он его учит, что надо так и так, а вот это – не надо.
Прот. Александр Березовский: А научится или нет, это зависит…
Прот. Димитрий Смирнов: А не научится – выгоним. Жизнь, что ли, на него тратить? Это пусть мама с папой делают. Так и говорят: «Иди к маме, пусть она с тобой и нянчится, а здесь серьезное предприятие». Тебя учили – ты не хочешь; не можешь даже на работу вовремя прийти. Ну и зачем ты нужен? С тобою нервы трепать и все время спрашивать: «А где он?» Или отпрашивается через день, у него какие-то дела. Все же заинтересованы, чтобы все дела были на работе.
Прот. Александр Березовский: Самое непокорное существо на земле – это человек.
Прот. Димитрий Смирнов: О! Это еще в четвертом веке святые отцы отметили. Григорий Богослов заметил, что управлять человеком – все равно что диким конем.
Прот. Александр Березовский: Никогда не знаешь, куда он ломанется.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, куда он попрет.
Телезритель: Несколько человек разных конфессий предложили вместе с православными принять участие в подготовке и установке поклонного креста на высоком берегу Волги на месте разрушенного храма. И не только словами, но уже сегодня и делом: бетонируют площадку, сваривают различные металлические предметы, стругают брусья. Можно ли как-то их отблагодарить? Может быть, не указывать, что это представители других конфессий в благодарственном слове при установке креста? Или можно об этом сказать?
Прот. Димитрий Смирнов: Я о таких событиях ранее ничего не слышал. Смотря какие конфессии. Если армяне и католики, то они крест почитают, а если баптисты-пятидесятники, адвентисты – то они не почитают. Я же не знаю, с кем Вы дело имеете. Но если баптист ставит крест, то, знаете, он большую эволюцию проделал в своем сознании, в своем сердце, в своей вере. Поэтому тут информации мало, чтобы Вам ответить.
Прот. Александр Березовский: Как помните, однажды был вопрос. Человек говорит: «Я некрещеный и неверующий. Можно ли мне крест на себе носить? Не будет ли это грехом?»
Прот. Димитрий Смирнов: Здорово, да?
Прот. Александр Березовский: Видно, может, прочитал или где-то услышал, и возникло желание крест надеть.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, человек – очень сложное, многосоставное существо. Порой мне кажется, что левая половина мозга думает иначе, чем правая. Некоторые даже говорят, что влияет, с какой ноги встал.
Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Когда начал воцерковляться, сердце горело желанием быть с Богом. А потом это горение стало угасать, хотя я стараюсь все исполнять. Почему такое происходит?»
Прот. Димитрий Смирнов: А что исполнять? То есть старается подставлять другую щеку? Старается десятую часть отдавать нуждающимся и на Церковь? Старается родить детей, сколько Бог даст? Что значит «старается»? Или старается Серафимово правило читать утром и вечером, и всё – оставьте меня в покое?.. Что старается?
Прот. Александр Березовский: Батюшка, здесь нет комментария.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот. Поэтому нельзя сказать, в чем человек старается. Он работает на совесть, без брака? Не требует себе прибавки жалованья? Не врет никогда? В чем он старается, интересно.
Прот. Александр Березовский: Это интересно.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Вот поговорили бы. А то: «я стараюсь и охладеваю».
Прот. Александр Березовский: То есть, видно, старание в чем-то несущественном.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Ведь каждый человек старается выбрать что поменьше. Почему иудеи выбирают такие заповеди технического плана? Например, субботствуют, ничего не делают. Потому что хоть это и составляет некоторое неудобство, но это не требует такого участия души, как заповедь: будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48); приобретать совершенство, как у Отца Небесного. На это даже не замахиваются. Можно остановиться на чем-то…
Прот. Александр Березовский: На технической стороне православной жизни.
Прот. Димитрий Смирнов: …на чем-то детском: по средам, пятницам курицу не есть. Или, например, некоторые считают, что надо обязательно окунуться с головой три раза на Крещение.
Прот. Александр Березовский: Но это традиция у нас.
Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, на здоровье! Только не надо думать, что это как-то связано с христианством. То есть это некая подмена. Вот человек выходит из воды, у него сосуды сжимаются, телу становится горячо, и он говорит: «О, благодать!» Но это ж не благодать. Это обыкновенная реакция организма на холод, который вокруг. Тело покраснело. Так и что? Но так же проще!..
Допустим, есть какая-то обида, кто-то со мной плохо обошелся. Я могу всем вокруг рассказывать, как меня обидели, а могу никому не говорить и простить, как будто этого не было. Это же важнее.
Прот. Александр Березовский: Но труднее гораздо.
Прот. Димитрий Смирнов: Воздерживать свой язык или воздерживаться от мясного бульона? Ем я кашу на воде или на молоке: какая разница? Какой тут труд?
Прот. Александр Березовский: Хочется повкуснее, но я себя удерживаю.
Прот. Димитрий Смирнов: Но это же задача для пятилетнего ребенка, которого мама приучает к посту. Но не задача для человека, которому восемьдесят лет.
Телезрительница: Скажите, пожалуйста, армянин усопший (Царство ему Небесное), новопреставленный. Он молился и осенял себя крестным знамением слева направо. Мы-то справа налево…
Прот. Димитрий Смирнов: Я в курсе дела, как мы молимся. Зачем Вы мне это рассказываете?
Телезрительница: Я не знаю, Вы мне поясните. Это первый вопрос. И второй вопрос: как мне успокоиться? Я не могу его забыть, каждый день плачу.
Прот. Димитрий Смирнов: Если человек любит, то когда умирает его близкий? он плачет. Вот мы давеча читали Евангелие в церкви: Мария Магдалина пришла ко гробу и плачет. Почему плачет? На Кресте умер ее Господь и Учитель, она жалеет Его, плачет. Что тут такого? Самое обыкновенное дело. Хоть армянин, хоть татарин. Человек всегда по близким ему людям плачет.
А креститься – это что в лоб, что по лбу.
Телезрительница: Он крещеный, православный.
Прот. Димитрий Смирнов: Слава Тебе, Господи! Если Вы будете креститься и смотреть на себя в зеркало, окажется, что Вы креститесь наоборот.
Телезрительница: Но это не в зеркало я смотрела, когда он крестился. Это их нация так крестится.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, как его научили, так он и крестится. Ведь Господь будет смотреть не на то, как человек крестится, а будет смотреть, был ли он христианином.
Телезрительница: Скажите, я могу читать за него молитву?
Прот. Димитрий Смирнов: Читайте на здоровье! Почему нет?
Телезрительница: Благословите меня. Спасибо.
Прот. Димитрий Смирнов: Бог благословит. Всего доброго!
Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот у нас в православии есть определенный порядок: как креститься…
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Как в церкви стоять: мужчины – справа, женщины – слева. Нигде это не выполняется, потому что мужчин десять процентов, а женщин – девяносто. Поэтому это невозможно выполнить.
Прот. Александр Березовский: Насколько эти правила важны для того, чтобы человек стал христианином?
Прот. Димитрий Смирнов: Ни насколько. Это для порядка. Если человек хорошо знает правила уличного движения, это не значит, что он хорошо умеет ездить на машине. Поэтому существует два экзамена: один на правила, а другой – на вождение, на езду. Христианство – это езда. А правила – это очень хорошая, нужная вещь, потому что иначе на дороге будет сутолока, возникнут пробки, возникнет большее количество аварий. Поэтому правила нужны. В любом деле есть правила: правила противопожарной безопасности; правила, в какой последовательности надевать скафандр; правила уличного движения; правила поведения в обществе. Множество правил. Правила, как ставить свет в студии.
Прот. Александр Березовский: Но нарушения вот этих правил порой действительно приводят к катастрофе, особенно на дорогах. А нарушения церковных правил приводят к катастрофе? Где человек встал, или как перекрестился, или в какой одежде вошел в храм?..
Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Только если какой-нибудь особенно ревностный возмутится и вдруг его застрелит. Скажет: «Крестишься не так!», достает пистолет и стреляет.
Прот. Александр Березовский: Да, можно сейчас, наверное, и такое встретить.
Прот. Димитрий Смирнов: Да можно что хочешь встретить.
Телезритель: Два месяца назад умерла моя любимая жена. Мы венчаны с ней. Я читаю каждый день о ней молитвы, кафизмы; хочу помочь ей. Скажите, могу ли я верить, что на том свете мы с ней увидимся?
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, можете. Что ж тут такого? Вы даже можете об этом просить у Господа. В этом нет ничего неестественного.
Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Что значит не прилепляться сердцем к земному? У нас у всех есть любимые места, любимые вещи, любимые произведения искусства, литературы, живописи. Они очень скрашивают нашу жизнь. Разве все это любить грех?»
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не грех. Грех – прилепляться. У нас у всех есть деньги, но нельзя любить деньги, потому что это сребролюбие. Деньги – это всего лишь орудие для удобства обмена товаром. А сами по себе – милиция правильно говорит – денежные средства.
Прот. Александр Березовский: То есть нужно относиться к ним как к удобному средству.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. И ко всему. Все психически нормальные люди любили картины, скульптуры. Допустим, были большие коллекционеры. Но уже ближе к пенсии они свою коллекцию завещали в какой-то большой музей, либо в какой-то город. Узнает, что в каком-нибудь «Днепрокурыханске» нет картинной галереи, а у него есть восемьсот полотен современных и не очень современных художников… Он передает это в дар, даже условие ставит: чтобы был отдельный особнячок. И если мэрия захочет принять этот дар, то пишут договор. Третьяков подарил свое собрание – теперь у нас есть замечательная галерея русского искусства. А то ничего бы не было. Поэтому он не прилеплялся.
Прот. Александр Березовский: Он любил искусство.
Прот. Димитрий Смирнов: Любил, но не прилеплялся.
Прот. Александр Березовский: А то вдруг не вещь человеку принадлежит, а человек вещи. И без нее уже просто катастрофа.
Прот. Димитрий Смирнов: Это уже страсть. А страсть – это всегда для души неполезная вещь.
Прот. Александр Березовский: А что нужно, чтобы любовь не переросла в страсть? Как себя приостановить?
Прот. Димитрий Смирнов: А надо над своей душой бдеть, быть очень внимательным к своей душе: что там происходит? Все время поверять свою жизнь Евангелием: не уклоняюсь ли я вправо, или влево, или вниз?
Прот. Александр Березовский: Но это такой труд ежедневный…
Прот. Димитрий Смирнов: Но он главный. Без этого труда человек перестает быть человеком.
Прот. Александр Березовский: Оказывается, что самое трудное на земле – это быть христианином.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.
Прот. Александр Березовский: Легче стать академиком или дважды академиком.
Прот. Димитрий Смирнов: Гораздо. Хотя про дважды академиков я что-то не слышал. Хотя говорят: «доктор физико-математических наук», а он все равно либо занимается механикой, либо чистой математикой.
Прот. Александр Березовский: И все-таки Господь надеется и ждет, что мы захотим стать христианами.
Прот. Димитрий Смирнов: Он, во-первых, готов нам в этом всемерно помогать. А во-вторых, Он это делает Сам Своею благодатью. От нас требуется только неослабевающее желание.
Комментариев 5
Спасибо Вам Батюшки.
Пока слушал передачу почему-то в голову пришли старые неисповеданные грехи…
Спасибо, уважаемые Батюшки, за беседу.Как терпеливо Вы, Батюшка Димитрий, поясняли звонившей женщине по поводу воспитания ее 47-летней дочери)))А ведь в душе хотелось наверняка послать ее куда подальше)))Это конечно-же я рассуждаю со своей колокольни…
А смайлики — это, видимо, радость от того, что вы не являетесь психически больным человеком с I группой инвалидности, как эта женщина. Причём женщина-то относится к себе критически, сама о. Димитрию два раза сказала о своём психическом заболевании. Смешно-то как.
вот и смейся, пока живой
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.