Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 6 ноября 2016 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 6 ноября 2016 года.

1. Жизнь в своё удовольствие в богатстве – это уже путь в ад или что-то ещё этому способствует? (по притче о богаче и Лазаре – см. Лк. 16, 19-31)   (0:51)

немилосердие, окамененное сердце, милосердие, многопопечительность

2. Что такое грех маловерия? Как понять, крепка ли моя вера?   (5:37)

двигание горами, Иоанн Кронштадтский, воскрешение мёртвых

3. Как создать православную женскую консультацию?   (8:05)

акушер-гинеколог, православная вера

4. Друг семьи говорит, что скоро придёт антихрист, призывает нас бежать в леса спасаться. Сам не хочет заводить семью, чтобы не видеть, как дети его погибнут. Прав ли он?   (10:32)

злые силы, Ангелы, подготовка к апокалипсису

5. Как укрепляться в вере?   (12:09)

пост, Священное Писание, молитва, дела по вере, бюлагодарность,

6. Порой человек поступает по Евангелию не в силу своей веры, а в силу своего воспитания. Христианский ли этот поступок?   (14:05)

добрые дела, мотив, доброта, разбойник на кресте, рай

7. В воскресении ни женятся, ни выходят замуж (Мф. 22, 30) – значит ли это, что у нас не будет памяти о наших супругах?   (16:20)

души, семейная жизнь, Христос

8. Как возлюбить Господа всем сердцем, всею душою, всем разумением и всею крепостию? (см. Мк. 12, 30)   (18:26)

заповеди блаженства, терпение, смирение, любовь, Севастийские мученики, самопожертвование

9. Может ли быть ложь во спасение?   (21:19)

совесть, корысть, предательство, мужество, враньё, истинная правда, самооправдание, мотивация

10. Как вести духовную жизнь, когда забота о детях и домашние дела отнимают все силы и всё время?   (24:18)

молитвы, многоречие, распределение сил, понуждение себя, Царствие Неебсное

11. Что делать, чтобы молитва была в радость? Всегда преодолеваю сопротивление   (27:13)

верность Господу, рассеянность на молитве, угождение Богу, древние подвижники, самодвижимая молитва, преподобный Амвросий

12. Надо ли заставлять маленьких детей долго стоять в храме, молиться? Или можно прийти ближе к Причастию?   (30:06)

детская исповедь, настроение, метеозависимость, христианское воспитание, период противления, манипулирование, шантаж,

13. У меня двое детей, хотелось бы больше, но очень устаю даже с двумя. Будет ли потом легче?   (30:06)

многодетность, семейный труд, детский труд, душевное состояние, похвала, чадородие, спасение, воспитание детей, мать, отец

14. Внучка, которую я воспитала, родила двух девочек и бросила их. Девочек удочерили другие люди, и теперь я лишена своих правнучек. Как мне простить внучку?   (37:40)

прощение, опека, приёмные родители

15. Будут ли причислять к лику святых трёх Оптинских новомучеников, убиенных в 1993 году на Пасху? Можно просить у Господа и себе такой же кончины?   (42:08)

дерзость, канонизация, готовность к мученичеству

16. Хорошо ли просить Господа, чтоб Он скорее забрал к Себе?   (43:03)

смирение, покаяние

17. Родители постоянно конфликтуют, я невольно копирую мать в своих отношениях с женихом. Есть ли шанс построить крепкую семью?   (43:29)

навык общения, самокритика

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с днем памяти иконы «Всех скорбящих Радость».

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос о притче, которая сегодня читалась в храме, – о богатом и Лазаре (см. Лк. 16, 19-31): «Сказано, что богач жил в свое удовольствие и по смерти оказался в аду. Жизнь в свое удовольствие, в богатстве – это уже есть путь в ад, или что-то еще этому способствует?»

Прот. Димитрий Смирнов: Почему это путь в ад? Потому что богач оказался немилосердным к человеку больному, немощному, который не требовал у него ничего, что ему принадлежало, а хотел только съесть что-то из того, что уже упало со стола и никто, кроме собак, и так сытых при таком изобилии, это не ел. А богач совершенно равнодушно Лазарем пренебрегал. То есть его сердце от собственной сытости окаменело. А богатство дается человеку для того, чтобы он творил добрые дела. Это средство.

Прот. Александр Березовский: Можно сказать, что не просто так оказался Лазарь у ворот дома этого богача – чтобы, послужив ему, богач тоже мог приобрести лоно Авраамово.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что богатство – вещь временная. А милосердие – вещь вечная. Милосердие вводит в вечность, а богатство – нет. Люди им пользуются только несколько десятков лет.

Прот. Александр Березовский: Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23).

Прот. Димитрий Смирнов: А трудно потому, что богатство провоцирует многопопечительность. Богатый человек даже круг друзей формирует исходя из богатства, из-за общих дел… В общем, это жизнь не очень приятная. Свободы нет. Богатство душит.

Прот. Александр Березовский: Можно еще сказать, исходя из этой притчи, что без милосердия войти в Царствие Небесное невозможно?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это определенно!

Прот. Александр Березовский: Иной человек небогат. Говорит: а чем я могу помочь, у меня самого ничего нет…

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, «ничего» – так не бывает. Сегодня я позвонил одной женщине. Живет она в богоспасаемом граде Екатеринбурге. Для нашего канала «Союз» этот город не чужой.

Прот. Александр Березовский: Родной.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, и говорю: «Твой папа здесь, в Москве, застрял больной, почему ты не можешь ему прислать денег на дорогу в Екатеринбург?» Она говорит: «А у меня денег нет, потому что я выплачиваю кредит и все отдаю туда». Я спрашиваю: «Что же ты такое купила-то?» – «Машину». И тут же говорит: «Чтобы на работу ездить, потому что на общественном транспорте толкаться не больно-то…» Это прямо яркий случай. Папа – инвалид афганской войны. Нет денег, чтобы оплатить отцу дорогу домой. Потому что в кредит купила машину. И на голубом глазу…

Прот. Александр Березовский: Да, бывают такие ситуации.

Вопрос: «Что такое грех маловерия? Я считаю себя человеком верующим. Как понять, крепка ли моя вера?»

Прот. Димитрий Смирнов: О, это несложно. Скажи горе сей: «Двигнися и вверзися в море». Если гора пошла и в море упала, значит вера крепкая. Она, правда, небольшая, с зерно горчичное (см. Мф. 17, 20), но весьма крепкая. А если не пошла, значит еще недостаточно крепкая. Может, ползернышка не хватает.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но из истории Церкви мы знаем всего нескольких людей, которые действительно, сказав горе, получили просимое. Все остальные-то на пути…

Прот. Димитрий Смирнов: Они двигали другое. Например, апостол Петр, сказав проповедь, после нее крестил три тысячи человек. Это сильнее. Изменить сознание трех тысяч людей одной проповедью – гораздо сильнее, чем гору двинуть. Как сказала бы молодежь, круче. Так что это просто один из примеров. Отец Иван Кронштадтский однажды помолился, и вода прибыла в реке, и с мели сошел теплоход. А уж сколько за две тысячи лет было воскрешений мертвых, вообще не счесть. А попробуй заставь опять сердце биться, да чтобы кровь опять стала бежать по жилам. Конечно, все это делает Господь, но по молитве человека.

Прот. Александр Березовский: И по его вере.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, без веры вообще Богу нельзя угодить никак.

Телезрительница Ирина, Тольятти: Слышала, что в Москве есть православные женские консультации. Хотела бы работать в такой и по возможности создать у себя в городе. Меня зовут Ирина, я из города Тольятти.

Прот. Димитрий Смирнов: Ир, а зачем для этого ехать в Москву? Создавайте – и все, коли Вы доктор.

Телезрительница Ирина, Тольятти: С чего начать?

Прот. Димитрий Смирнов: Одну комнату в квартире выделить под консультацию.

Телезрительница Ирина, Тольятти: Хотелось бы опыта московских коллег набраться и Вашего совета…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а какой мой совет? Чем больше будет женщин и мужчин, врачей акушеров-гинекологов, у которых в сердце горит православная вера, тем лучше всем нашим мамочкам – и настоящим, и будущим.

Телезрительница Ирина, Тольятти: А приехать куда-то к Вам?

Прот. Димитрий Смирнов: Приехать – я не знаю про эту православную консультацию, это Вы в Интернете поглядите.

Телезрительница Ирина, Тольятти: Я нашла очень хороший сюжет от 2011 года, то, что я ждала и искала, а дальше тишина, информации никакой не могу найти.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вот и я, к сожалению, такую не знаю. Так что Вы можете вслух назвать свой телефон, и если нас слушает кто-то, кто причастен к этой консультации, он Вам позвонит, я надеюсь.

Телезрительница Ирина, Тольятти: Телефон 8-927-615-70-87, Ирина.

Прот. Димитрий Смирнов: Ирина, хорошо. Если я что-то узнаю, я Вам позвоню. Мы записали Ваш телефон, счастливо!

Телезрительница Ирина, Тольятти: Спаси Господи! И будьте здоровы.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы тоже.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «С одним другом нашей семьи у нас появился спор. Он пишет нам и присылает видео, касающиеся пришествия антихриста, призывает нашу семью начинать учиться выживать в экстремальных условиях, а лучше уже сейчас бежать в места, далекие от цивилизации, – деревни, леса. Сам же о себе говорит, что не хочет даже семью создавать, чтобы не видеть, как они будут мучиться, и что лучше бы помереть раньше, чем начнется все это крупномасштабное безумие. Действительно ли это так?»

Прот. Димитрий Смирнов: О дне и часе сем никто не знает (Мф. 24, 36), даже ангелы. Поэтому кто говорит, что скоро или что уже знает когда, тот попал под обаяние злых сил. Потому что никто не знает, только Отец Небесный.

Прот. Александр Березовский: Так вот люди говорят, что готовиться надо заранее. Когда найдет этот час на человека, поздно будет готовиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Готовиться надо не тем, что спички коллекционировать, соль запасать и сухари сушить. Готовиться нужно, чтобы созидать в себе веру и укрепляться духом.

Прот. Александр Березовский: Предыдущий вопрос был о маловерии и вере. Как наиболее правильно человеку укрепляться в вере?

Прот. Димитрий Смирнов: Священным Писанием, молитвой. Может быть, кому-то покажется странным, но даже пост укрепляет веру. А вообще больше всего укрепляют веру дела по вере. Когда вера нам диктует, что нужно сделать по нашей вере.

Недавно один гражданин мне написал письмо: хочу отблагодарить такого-то человека. Я знал, о чем идет речь. Я ему написал ответ: «Следуй своему желанию». И он дал ему денег, и тот был очень рад. К всеобщему удовольствию.

Прот. Александр Березовский: И это дело веры?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Разве благодарность – не дело веры?

Прот. Александр Березовский: Благодарности учат детей и в светской школе.

Прот. Димитрий Смирнов: Очень хорошо.

Прот. Александр Березовский: И даже нецерковные родители хотели бы, чтобы их дети умели быть благодарными.

Прот. Димитрий Смирнов: Этому же надо учить. Правда, этот человек сам многодетный отец. Тем не менее, хотя он человек совсем не богатый, но у него возникло такое желание.

Прот. Александр Березовский: Часто человек поступает правильно, по Евангелию, не в силу своей веры, а в силу воспитания, потому что его так научили, что так надо. И вот он этому следует.

Прот. Димитрий Смирнов: А откуда идет такой мотив – «так надо»? Он идет от того, что его так воспитали. А воспитали его потомки христиан, поэтому поступок остается христианским.

Прот. Александр Березовский: Но не по вере, у этого человека нет веры.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, у того, про кого я говорил, есть. Он в церковь ходит…

Прот. Александр Березовский: Важно ведь к делу еще приложить мотив, чтобы он был христианский – ради Господа, ради того, чтобы исполнить Его заповеди.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется, у христиан вся жизнь должна состоять из поступков, мотивом которых являются слова Евангелия. Как апостол Павел говорит: едите ли, пьете ли,<…> все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31).

Прот. Александр Березовский: Но, может быть, человек не был научен или в силу каких-то обстоятельств не воцерковился, но был добр. Люди так и говорят: добрый был человек, хороший, бескорыстный, многим помогал, но совершенно неверующий, нецерковный.

Прот. Димитрий Смирнов: Всякий такой человек, сказано в Писании, приятен Господу во всяком народе.

Прот. Александр Березовский: А уж что дальше с ним происходит – это…

Прот. Димитрий Смирнов: Бог Сам знает. Если уж и разбойник на кресте оказался настолько приятен Господу, что Он первым из людей ввел того в рай (см. Лк. 23, 40-43)…

Прот. Александр Березовский: Это свидетельство того, что все возможно Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Телезрительница: Я читала в Евангелии, что на том свете, в Царствии Небесном, не будет ни детей, ни жен, ни родственников. Так это что, у нас памяти не будет?

Прот. Димитрий Смирнов: Про детей там ничего не сказано.

Телезрительница: Ну, ни жен, ни мужей, значит и детей нет?

Прот. Димитрий Смирнов: Вы как-то читаете…

Телезрительница: Мимо, да?

Прот. Димитрий Смирнов: Наверное, давно читали?

Телезрительница: Нет, я каждый день читаю по главе, но, конечно, не запоминаю. Но вопрос этот вертится в голове, память останется у нас там или не останется?

Прот. Димитрий Смирнов: Останется, конечно.

Телезрительница: В Евангелии еще было про жену и шесть или семь братьев… (см. Мф. 22, 25-30)

Прот. Димитрий Смирнов: Понятно, о чем речь, я-то получше немножко знаю. Там просто сказано, что в Царствии Божием не женятся и замуж не выходят, потому что там совсем другая жизнь, живут как Ангелы небесные (см. Мф. 22, 30). А тех детей, которых с земли Господь взял, души там присутствуют.

Телезрительница: Спасибо, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста. Там просто…

Прот. Александр Березовский: Семейной жизни в Царствии Небесном не будет.

Прот. Димитрий Смирнов: Другая жизнь. Там не надо дрова колоть или за горячую воду платить, ничего этого не надо, это все не требуется. Там даже солнца не будет. Вместо солнца будет Сам Христос.

Телезрительница: Это я читала.

Прот. Димитрий Смирнов: Все совсем по-другому.

Телезрительница: Просто, прежде чем задавать вопрос, мне надо было сразу открыть Евангелие…

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, пожалуйста.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Как возлюбить Господа всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию своею (см. Втор. 6, 5; Лк. 10, 27)? Не получается это».

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, нельзя же сосредоточиться – и залюбить. Потому что любовь есть совокупность всех совершенств (см. Кол. 3, 14). Все эти совершенства начинаются со смирения. Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3) – первая заповедь блаженств. Чтобы к ней приступить, нужно научиться терпению. Это такая «нулевая группа». Первая ступень – смирение. А последняя – уже любовь.

Прот. Александр Березовский: То есть от терпения по лесенке христианских добродетелей восходим к любви к Господу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Но есть люди, мы знаем, которые возлюбили всем сердцем Господа и даже жизнь свою за Него отдали.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, таких миллионы.

Прот. Александр Березовский: То есть все эти люди прошли эту лестницу?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Но некоторые этапы, может быть, заняли у них много времени, а некоторые человек может пройти за день, за два. А в отдельных случаях человек проходит их за доли секунды.

Прот. Александр Березовский: Как один из сорока Севастийских мучеников.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Стоял среди гонителей…

Прот. Димитрий Смирнов: Или вот, я сейчас забыл его имя, к сожалению, один солдат, когда увидел, что в его офицера целится враг (у них был очень ближний бой), прыгнул и своим телом поймал эту пулю. И умер. А офицеру жизнь сохранил. Сколько он думал, прежде чем прыгнуть? Доли секунды. И все туда уложилось. Он прямо в гимнастерочке в Царство Небесное и явился. И Матерь Божия ему сказала: «Сей от рода нашего».

Телезрительница: Я работаю преподавателем. Мы со студентами проводим дискуссию на тему „Ложь во благо“. Существует ли она? И когда рассуждаем, то встают такие вопросы: а как же, если приходится соврать, чтобы спасти свою жизнь? Хитрость – это ложь или нет?.. Помогите, пожалуйста, разрешить этот вопрос, как по-христиански отвечать студентам, вести их правильно? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть такой алгоритм. Из двух грехов выбираешь меньший. А из двух добродетелей – большую. И этим руководствуйся.

Телезрительница: Так просто.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Совсем нетрудно. Потому что все эти вопросы искусственные. Дело в том, что нас Господь, в отличие от всех других млекопитающих, наделил совестью. И она всегда говорит человеку: он поступает из корысти или по совести. Когда не по совести – всегда по корысти. Корысть понуждает человека на предательство, а совесть – наоборот, способствует мужеству. Так же и здесь. Соврать или сказать истинную правду?

Телезрительница: Ну, они же себя оправдывают, студенты.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, все себя оправдывают. Главное ведь даже не поступок, а мотивация. Оправдывают из каких соображений – корысти или еще зачем-то? Все сразу становится на свои места.

Телезрительница: Понятно, спасибо, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, дорогой преподаватель, преподавайте дальше.

Прот. Александр Березовский: Сколько же может человек ошибок сделать, прежде чем придет к такому разумению, что есть что…

Прот. Димитрий Смирнов: Как я, я сколько сделал ошибок, прежде чем дошло…

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Как вести духовную жизнь, когда заботы о детях и домашние дела отнимают все силы и все время?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это просто такая риторическая гипербола. Так не бывает. Это как человек: «Ой, устал, молиться не могу»… Тут же кто-то позвонил, и на сорок пять минут «ла-ла-ла». Спрашивается, откуда силы? Так они и были. Просто сил молиться нет, а трепаться – есть. Поэтому все зависит от распределения сил. Конечно, когда большое хозяйство или детей много, это сложнее.

Прот. Александр Березовский: Одна женщина, у которой были маленькие дети (один за другим шли), как-то пришла и говорит: «Я раньше так любила всенощную, но уже лет восемь на ней не была. И любовь ушла. Я вспоминаю чувство радости, которое у меня было в душе, а теперь такого нет. Если кто позовет – не побегу, как раньше, как-то чувство ушло».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что, детки вырастут – и опять будет ходить, и еще крепче полюбит.

Прот. Александр Березовский: То есть такое временное угасание возможно?

Прот. Димитрий Смирнов: А потом, понимаешь, какая позиция: вот, пришло, ушло. Это все равно что пошел купаться, смотрю – иду ко дну. Ну вот и иду, вместо того чтобы два взмаха руками – и я опять на поверхности. Или пошел в лес за грибами, смотрю – не знаю, куда идти. Сел на пенек и сижу. День сижу, два, даже есть захотел. Ну так и чего? Человек должен все время нудить. Царствие Небесное нудится. И только употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Что нужно, чтобы молитва стала в радость? Когда молюсь, всегда преодолеваю какое-то внутреннее противление ей».

Прот. Димитрий Смирнов: Всегда в определенный период времени, когда человек уже имеет навык в молитве, возникает очень длительный период, когда это делается с трудом. И если человек неотступно все-таки будет усердствовать в этом, потом возникнет ослаба.

Прот. Александр Березовский: То есть в этот период просто нужно не отступать, не бросать, не уменьшать молитву.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, просто в молитве являть верность Господу.

Прот. Александр Березовский: Приходит человек и говорит: «Очень рассеиваюсь на молитве, угодна ли такая молитва?»

Прот. Димитрий Смирнов: Все рассеиваются.

Прот. Александр Березовский: Спрашивает, может, ему меньше молиться или вообще…

Прот. Димитрий Смирнов: Это не влияет.

Прот. Александр Березовский: Человека заволновала угодность Богу такой молитвы.

Прот. Димитрий Смирнов: Богу угодна любая молитва, кроме той, когда человек на молитве желает кому-то зла, просит, чтобы Бог кого-то покарал, наказал. Это Богу не нравится.

Прот. Александр Березовский: А если у человека не получается молиться внимательно?

Прот. Димитрий Смирнов: Ни у кого не получается! Нет на земле человека, который мог бы молиться, допустим, пять минут кряду не рассеиваясь. Ну нет такого человека, так не бывает. Это свойство всех людей. Как говорили все древние подвижники, молитвенники, не рассеиваются на молитве только одни Ангелы.

Прот. Александр Березовский: Даже они, эти древние молитвенники, были подвержены этому?

Прот. Димитрий Смирнов: Обязательно, а как же? Хотя некоторые древние подвижники могли молиться сутками. Была так называемая самодвижимая молитва. Некоторые из них во время молитвы поднимались от земли. Преподобный Амвросий, например, – на метр над полом. Люди видели. Заходили в келью – он над полом парит. Они в страхе уходили. Но потом опять приходило рассеяние.

Телезрительница: Я ставлю перед собой цель, чтобы деточки выросли и ходили в храм, стали христианами. И очень боюсь заставлять их долго стоять в храме, молиться, им все еще непонятно. Правильно ли я делаю? Мы с мужем ходим ненадолго – перед Причастием, причастим, немножко постоим, помолимся и уходим. Боюсь заставлять их, вдруг они скажут „не пойду“ или будет кислая мина при слове „храм“. Вот этого боюсь.

А второй вопрос, когда услышала Ваши проповеди о семье, загорелась, захотела большую семью. Сейчас у нас двое детей, я как выжатый лимон, никаких сил нет, очень тяжело. Будет ли легче потом?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще все говорят, что с пятым ребенком уже легче. Как мне сказал один мой дружок (я на всю жизнь запомнил эту фразу), когда родился четвертый, мы поняли, что с первыми тремя делали много лишних движений. А если лишние движения делаешь, то устаешь очень, поэтому Вы будете приобретать опыт и лишнего делать не будете, будете все распределять. Ну а почему с пятого? Дети включаются в общесемейный труд. И все постепенно на них перекладывается.

Телезрительница: То есть нужно не бояться старших нагружать?

Прот. Димитрий Смирнов: Потихонечку. Все надо видеть, смотреть, за всем следить, за их душевным состоянием, уметь вовремя и похвалить, и поставить в пример человека, чтобы он видел, что его труд заметен, что он всем приятен, всем доставляет радость. Это вообще большое искусство – воспитывать детей. Настолько большое, что апостол сказал, что женщина спасается чадородием. Это не просто пройти роддом, и все. Нет – имеется в виду весь комплекс, вплоть до воспитания.

Телезрительница: А Вы могли бы нам в помощь еще провести беседы с многодетными мамочками?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, если мамочки будут задавать вопросы, я с удовольствием буду отвечать. Понимаете, мамочка – это недостаточно. Потому что самая главная роль – это папочка. Одна мамочка – это слабое звено. Главный воспитатель в семье – папочка. А мамочка – во всем ему помощник. Так Богом задумано. Если у Вас так, если папочка тоже хочет, чтобы детки выросли христианами, хочет на это свою жизнь положить, то тогда все будет – и нужные книжки папочка найдет, и прочтут вместе с мамочкой, и все будет хорошо.

Телезрительница: Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, Бог в помощь.

Прот. Александр Березовский: По поводу первого вопроса…

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что есть такая как бы удивительная глупость. Вот исповедовать детей с семи лет. А у некоторых детей потребность в шесть, а некоторые и в девять к этому не готовы. Так же и здесь. Надо смотреть на состояние ребенка, потому что вчера он был готов два часа стоять, а сегодня у него другое настроение. Может, он метеозависимый, может быть, плохо спал. То есть надо от него исходить.

Прот. Александр Березовский: У ребенка возникает противление: «Ой, опять в храм, я не хочу, я устал, мне это не нравится».

Прот. Димитрий Смирнов: Не нравится – оставайся дома.

Прот. Александр Березовский: Он с радостью останется.

Прот. Димитрий Смирнов: С радостью – пусть останется. А ты думаешь… Вот у тебя семь детей, да?

Прот. Александр Березовский: Восемь.

Прот. Димитрий Смирнов: И что, все будут христианами?

Прот. Александр Березовский: Молюсь об этом.

Прот. Димитрий Смирнов: Понятно, но может так быть, что кто-то заартачится? Я знаю одну семью, у них один сынок иеромонах, а другой – раввин. А папа и мама одни и те же.

Прот. Александр Березовский: Так разошлись.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, разошлись, как в море корабли. Ели один хлеб, воспитание одно и то же, ходили в один храм.

Прот. Александр Березовский: Период противления ребенка Церкви, храму…

Прот. Димитрий Смирнов: Период противления ребенка начинается с трех лет в среднем. Когда ребенок становится самостоятельным… Надо понимать, из каких соображений ребенок заявляет то или другое. Просто иногда он манипулирует, пробует возможность своей власти. Папа и мама должны его в этом переигрывать, не давать ему шантажировать.

Прот. Александр Березовский: То есть уметь парировать эти его выпады?

Прот. Димитрий Смирнов: Парировать ведь необязательно логикой, а своим поведением. Потому что дети не любят оставаться одни. «Я не хочу». Не хочешь – хорошо, мама и папа говорят «до свидания», старшие братья тоже, все уходят. Он подбегает к двери, начинает орать. Подходим к двери: «Что случилось? О чем ты плачешь? Ты там не ушибся? Нет? Ну ладно, до свидания». Опять крик. «Что ты хочешь?» – «Я хочу идти в храм» – «А, хочешь? Ну пойдем». Может, так. А может, и не так.

Телезрительница Нина: Внучка родила мне правнучку. Я была опекуном этой внучки. Мне сделали операцию, а внучка бросила свою дочь. Я инвалид второй группы. Через некоторое время она рожает еще девочку и опять ее бросает, ее берут в опеку хорошие люди. Вот как я могу ей в глаза смотреть и прощать? Я не могу. Я ходила в церковь свою, говорила батюшке, а он говорит: «Надо прощать».

Прот. Димитрий Смирнов: Я что-то не понимаю, что за странная задача. У Вас кто-то за что-то просит прощения?

Телезрительница Нина: Нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну нет, и все. Родила, хорошим людям дали девочку хорошую, пусть еще рожает, еще возьмем.

Телезрительница Нина: Я не могу, мы встречаемся, в одном городе живем, не могу смотреть в глаза.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну не смотрите, отворачивайтесь. Какие проблемы-то, я не понимаю? Если бы она пришла, сказала: «Бабушка, прости!». А то никто прощения-то не просит, живет себе, рожает себе в охотку, и чего? Наше дело – деток пристраивать.

Телезрительница Нина: Я хочу проведать правнучек, сходить в эту семью.

Прот. Димитрий Смирнов: Проведайте. Договоритесь с опекой.

Телезрительница Нина: Я с опекой говорила, они сказали: «Не трожьте, там хорошая семья, оставьте их в покое». А мне хочется посмотреть, я же правнучку воспитала.

Прот. Димитрий Смирнов: Я понимаю, хочется, но надо делать не то, что хочется, а то, что Бог велит. Потому что иногда нам хочется чего-то не того. Поэтому нужно с опекой договориться, чтобы они спросили у этих новых приемных родителей, не против ли они, чтобы бабушка пришла проведать, просто поглядеть.

Телезрительница Нина: Я Вам благодарна, так легче стало, спасибо!

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и все, потому что не надо сочинять проблем, у нас и без этого их полно. Глаза какие-то, куда-то в глаза смотреть…

Телезрительница Нина: Я все Ваши передачи слушаю!

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и правильно, а что еще слушать-то?

Телезрительница Нина: Да, каналы «Спас» и «Союз», я даже посылаю деньги на благотворительную помощь в «Союз».

Прот. Димитрий Смирнов: А как же, надо их всех научить так.

Телезрительница Нина: Всех учу.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и правильно. А то смотрят задарма. А мы тут мучаемся.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Будут ли причислять к лику святых трех оптинских новомучеников, убиенных в 1993 году на Пасху, и можно ли себе такой же кончины, как у них, просить у Господа?»

Прот. Димитрий Смирнов: Просить такой же кончины – это очень дерзко, это нехорошо. А канонизированы, конечно, будут, в свое время, обязательно, я нисколько не сомневаюсь.

Прот. Александр Березовский: То есть человек хочет себе того, к чему пока не готов?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, готов или нет. Эти три монаха не просили, им просто Господь дал как дар. Господь Сам знает, кому чего давать.

Прот. Александр Березовский: А просить Господа, чтобы поскорее к Себе забрал, хорошо?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Надо со смирением прожить тот отрезок времени, который Господь отпустил для нашего покаяния.

Прот. Александр Березовский: Не торопись, придет время…

Прот. Димитрий Смирнов: Наша жизнь не такая длинная.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Сколько себя помню, родители постоянно конфликтовали и конфликтуют между собой. То открыто агрессивная, то холодная война, мирные дни можно по пальцам сосчитать. При общении с молодым человеком несколько раз за собой замечала, что веду себя так, как мама с папой. Есть ли у меня шанс создать счастливую семью и что мне для этого делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Раз заметила за собой, значит шанс есть. А если этот навык не уничтожит, то уже вряд ли крепкую семью удастся создать.

Прот. Александр Березовский: То есть если человек все-таки видит в себе недостатки, пусть и почти врожденные…

Прот. Димитрий Смирнов: Если видит, шанс есть. А раз диагноз поставлен, вылечить или облегчить можно.

Прот. Александр Березовский: Спасибо за ответы, нас просят прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, дорогие братья и сестры, до свидания, до следующей встречи.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 6 ноября 2016 г.)

1. Жизнь в своё удовольствие в богатстве – это уже путь в ад или что-то ещё этому способствует? (по притче о богаче и Лазаре – см. Лк. 16, 19-31)   (0:51)

немилосердие, окамененное сердце, милосердие, многопопечительность

2. Что такое грех маловерия? Как понять, крепка ли моя вера?   (5:37)

двигание горами, Иоанн Кронштадтский, воскрешение мёртвых

3. Как создать православную женскую консультацию?   (8:05)

акушер-гинеколог, православная вера

4. Друг семьи говорит, что скоро придёт антихрист, призывает нас бежать в леса спасаться. Сам не хочет заводить семью, чтобы не видеть, как дети его погибнут. Прав ли он?   (10:32)

злые силы, Ангелы, подготовка к апокалипсису

5. Как укрепляться в вере?   (12:09)

пост, Священное Писание, молитва, дела по вере, бюлагодарность,

6. Порой человек поступает по Евангелию не в силу своей веры, а в силу своего воспитания. Христианский ли этот поступок?   (14:05)

добрые дела, мотив, доброта, разбойник на кресте, рай

7. В воскресении ни женятся, ни выходят замуж (Мф. 22, 30) – значит ли это, что у нас не будет памяти о наших супругах?   (16:20)

души, семейная жизнь, Христос

8. Как возлюбить Господа всем сердцем, всею душою, всем разумением и всею крепостию? (см. Мк. 12, 30)   (18:26)

заповеди блаженства, терпение, смирение, любовь, Севастийские мученики, самопожертвование

9. Может ли быть ложь во спасение?   (21:19)

совесть, корысть, предательство, мужество, враньё, истинная правда, самооправдание, мотивация

10. Как вести духовную жизнь, когда забота о детях и домашние дела отнимают все силы и всё время?   (24:18)

молитвы, многоречие, распределение сил, понуждение себя, Царствие Неебсное

11. Что делать, чтобы молитва была в радость? Всегда преодолеваю сопротивление   (27:13)

верность Господу, рассеянность на молитве, угождение Богу, древние подвижники, самодвижимая молитва, преподобный Амвросий

12. Надо ли заставлять маленьких детей долго стоять в храме, молиться? Или можно прийти ближе к Причастию?   (30:06)

детская исповедь, настроение, метеозависимость, христианское воспитание, период противления, манипулирование, шантаж,

13. У меня двое детей, хотелось бы больше, но очень устаю даже с двумя. Будет ли потом легче?   (30:06)

многодетность, семейный труд, детский труд, душевное состояние, похвала, чадородие, спасение, воспитание детей, мать, отец

14. Внучка, которую я воспитала, родила двух девочек и бросила их. Девочек удочерили другие люди, и теперь я лишена своих правнучек. Как мне простить внучку?   (37:40)

прощение, опека, приёмные родители

15. Будут ли причислять к лику святых трёх Оптинских новомучеников, убиенных в 1993 году на Пасху? Можно просить у Господа и себе такой же кончины?   (42:08)

дерзость, канонизация, готовность к мученичеству

16. Хорошо ли просить Господа, чтоб Он скорее забрал к Себе?   (43:03)

смирение, покаяние

17. Родители постоянно конфликтуют, я невольно копирую мать в своих отношениях с женихом. Есть ли шанс построить крепкую семью?   (43:29)

навык общения, самокритика

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с днем памяти иконы «Всех скорбящих Радость».

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос о притче, которая сегодня читалась в храме, – о богатом и Лазаре (см. Лк. 16, 19-31): «Сказано, что богач жил в свое удовольствие и по смерти оказался в аду. Жизнь в свое удовольствие, в богатстве – это уже есть путь в ад, или что-то еще этому способствует?»

Прот. Димитрий Смирнов: Почему это путь в ад? Потому что богач оказался немилосердным к человеку больному, немощному, который не требовал у него ничего, что ему принадлежало, а хотел только съесть что-то из того, что уже упало со стола и никто, кроме собак, и так сытых при таком изобилии, это не ел. А богач совершенно равнодушно Лазарем пренебрегал. То есть его сердце от собственной сытости окаменело. А богатство дается человеку для того, чтобы он творил добрые дела. Это средство.

Прот. Александр Березовский: Можно сказать, что не просто так оказался Лазарь у ворот дома этого богача – чтобы, послужив ему, богач тоже мог приобрести лоно Авраамово.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что богатство – вещь временная. А милосердие – вещь вечная. Милосердие вводит в вечность, а богатство – нет. Люди им пользуются только несколько десятков лет.

Прот. Александр Березовский: Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23).

Прот. Димитрий Смирнов: А трудно потому, что богатство провоцирует многопопечительность. Богатый человек даже круг друзей формирует исходя из богатства, из-за общих дел… В общем, это жизнь не очень приятная. Свободы нет. Богатство душит.

Прот. Александр Березовский: Можно еще сказать, исходя из этой притчи, что без милосердия войти в Царствие Небесное невозможно?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это определенно!

Прот. Александр Березовский: Иной человек небогат. Говорит: а чем я могу помочь, у меня самого ничего нет…

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, «ничего» – так не бывает. Сегодня я позвонил одной женщине. Живет она в богоспасаемом граде Екатеринбурге. Для нашего канала «Союз» этот город не чужой.

Прот. Александр Березовский: Родной.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, и говорю: «Твой папа здесь, в Москве, застрял больной, почему ты не можешь ему прислать денег на дорогу в Екатеринбург?» Она говорит: «А у меня денег нет, потому что я выплачиваю кредит и все отдаю туда». Я спрашиваю: «Что же ты такое купила-то?» – «Машину». И тут же говорит: «Чтобы на работу ездить, потому что на общественном транспорте толкаться не больно-то…» Это прямо яркий случай. Папа – инвалид афганской войны. Нет денег, чтобы оплатить отцу дорогу домой. Потому что в кредит купила машину. И на голубом глазу…

Прот. Александр Березовский: Да, бывают такие ситуации.

Вопрос: «Что такое грех маловерия? Я считаю себя человеком верующим. Как понять, крепка ли моя вера?»

Прот. Димитрий Смирнов: О, это несложно. Скажи горе сей: «Двигнися и вверзися в море». Если гора пошла и в море упала, значит вера крепкая. Она, правда, небольшая, с зерно горчичное (см. Мф. 17, 20), но весьма крепкая. А если не пошла, значит еще недостаточно крепкая. Может, ползернышка не хватает.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но из истории Церкви мы знаем всего нескольких людей, которые действительно, сказав горе, получили просимое. Все остальные-то на пути…

Прот. Димитрий Смирнов: Они двигали другое. Например, апостол Петр, сказав проповедь, после нее крестил три тысячи человек. Это сильнее. Изменить сознание трех тысяч людей одной проповедью – гораздо сильнее, чем гору двинуть. Как сказала бы молодежь, круче. Так что это просто один из примеров. Отец Иван Кронштадтский однажды помолился, и вода прибыла в реке, и с мели сошел теплоход. А уж сколько за две тысячи лет было воскрешений мертвых, вообще не счесть. А попробуй заставь опять сердце биться, да чтобы кровь опять стала бежать по жилам. Конечно, все это делает Господь, но по молитве человека.

Прот. Александр Березовский: И по его вере.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, без веры вообще Богу нельзя угодить никак.

Телезрительница Ирина, Тольятти: Слышала, что в Москве есть православные женские консультации. Хотела бы работать в такой и по возможности создать у себя в городе. Меня зовут Ирина, я из города Тольятти.

Прот. Димитрий Смирнов: Ир, а зачем для этого ехать в Москву? Создавайте – и все, коли Вы доктор.

Телезрительница Ирина, Тольятти: С чего начать?

Прот. Димитрий Смирнов: Одну комнату в квартире выделить под консультацию.

Телезрительница Ирина, Тольятти: Хотелось бы опыта московских коллег набраться и Вашего совета…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а какой мой совет? Чем больше будет женщин и мужчин, врачей акушеров-гинекологов, у которых в сердце горит православная вера, тем лучше всем нашим мамочкам – и настоящим, и будущим.

Телезрительница Ирина, Тольятти: А приехать куда-то к Вам?

Прот. Димитрий Смирнов: Приехать – я не знаю про эту православную консультацию, это Вы в Интернете поглядите.

Телезрительница Ирина, Тольятти: Я нашла очень хороший сюжет от 2011 года, то, что я ждала и искала, а дальше тишина, информации никакой не могу найти.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вот и я, к сожалению, такую не знаю. Так что Вы можете вслух назвать свой телефон, и если нас слушает кто-то, кто причастен к этой консультации, он Вам позвонит, я надеюсь.

Телезрительница Ирина, Тольятти: Телефон 8-927-615-70-87, Ирина.

Прот. Димитрий Смирнов: Ирина, хорошо. Если я что-то узнаю, я Вам позвоню. Мы записали Ваш телефон, счастливо!

Телезрительница Ирина, Тольятти: Спаси Господи! И будьте здоровы.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы тоже.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «С одним другом нашей семьи у нас появился спор. Он пишет нам и присылает видео, касающиеся пришествия антихриста, призывает нашу семью начинать учиться выживать в экстремальных условиях, а лучше уже сейчас бежать в места, далекие от цивилизации, – деревни, леса. Сам же о себе говорит, что не хочет даже семью создавать, чтобы не видеть, как они будут мучиться, и что лучше бы помереть раньше, чем начнется все это крупномасштабное безумие. Действительно ли это так?»

Прот. Димитрий Смирнов: О дне и часе сем никто не знает (Мф. 24, 36), даже ангелы. Поэтому кто говорит, что скоро или что уже знает когда, тот попал под обаяние злых сил. Потому что никто не знает, только Отец Небесный.

Прот. Александр Березовский: Так вот люди говорят, что готовиться надо заранее. Когда найдет этот час на человека, поздно будет готовиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Готовиться надо не тем, что спички коллекционировать, соль запасать и сухари сушить. Готовиться нужно, чтобы созидать в себе веру и укрепляться духом.

Прот. Александр Березовский: Предыдущий вопрос был о маловерии и вере. Как наиболее правильно человеку укрепляться в вере?

Прот. Димитрий Смирнов: Священным Писанием, молитвой. Может быть, кому-то покажется странным, но даже пост укрепляет веру. А вообще больше всего укрепляют веру дела по вере. Когда вера нам диктует, что нужно сделать по нашей вере.

Недавно один гражданин мне написал письмо: хочу отблагодарить такого-то человека. Я знал, о чем идет речь. Я ему написал ответ: «Следуй своему желанию». И он дал ему денег, и тот был очень рад. К всеобщему удовольствию.

Прот. Александр Березовский: И это дело веры?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Разве благодарность – не дело веры?

Прот. Александр Березовский: Благодарности учат детей и в светской школе.

Прот. Димитрий Смирнов: Очень хорошо.

Прот. Александр Березовский: И даже нецерковные родители хотели бы, чтобы их дети умели быть благодарными.

Прот. Димитрий Смирнов: Этому же надо учить. Правда, этот человек сам многодетный отец. Тем не менее, хотя он человек совсем не богатый, но у него возникло такое желание.

Прот. Александр Березовский: Часто человек поступает правильно, по Евангелию, не в силу своей веры, а в силу воспитания, потому что его так научили, что так надо. И вот он этому следует.

Прот. Димитрий Смирнов: А откуда идет такой мотив – «так надо»? Он идет от того, что его так воспитали. А воспитали его потомки христиан, поэтому поступок остается христианским.

Прот. Александр Березовский: Но не по вере, у этого человека нет веры.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, у того, про кого я говорил, есть. Он в церковь ходит…

Прот. Александр Березовский: Важно ведь к делу еще приложить мотив, чтобы он был христианский – ради Господа, ради того, чтобы исполнить Его заповеди.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется, у христиан вся жизнь должна состоять из поступков, мотивом которых являются слова Евангелия. Как апостол Павел говорит: едите ли, пьете ли,<…> все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31).

Прот. Александр Березовский: Но, может быть, человек не был научен или в силу каких-то обстоятельств не воцерковился, но был добр. Люди так и говорят: добрый был человек, хороший, бескорыстный, многим помогал, но совершенно неверующий, нецерковный.

Прот. Димитрий Смирнов: Всякий такой человек, сказано в Писании, приятен Господу во всяком народе.

Прот. Александр Березовский: А уж что дальше с ним происходит – это…

Прот. Димитрий Смирнов: Бог Сам знает. Если уж и разбойник на кресте оказался настолько приятен Господу, что Он первым из людей ввел того в рай (см. Лк. 23, 40-43)…

Прот. Александр Березовский: Это свидетельство того, что все возможно Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Телезрительница: Я читала в Евангелии, что на том свете, в Царствии Небесном, не будет ни детей, ни жен, ни родственников. Так это что, у нас памяти не будет?

Прот. Димитрий Смирнов: Про детей там ничего не сказано.

Телезрительница: Ну, ни жен, ни мужей, значит и детей нет?

Прот. Димитрий Смирнов: Вы как-то читаете…

Телезрительница: Мимо, да?

Прот. Димитрий Смирнов: Наверное, давно читали?

Телезрительница: Нет, я каждый день читаю по главе, но, конечно, не запоминаю. Но вопрос этот вертится в голове, память останется у нас там или не останется?

Прот. Димитрий Смирнов: Останется, конечно.

Телезрительница: В Евангелии еще было про жену и шесть или семь братьев… (см. Мф. 22, 25-30)

Прот. Димитрий Смирнов: Понятно, о чем речь, я-то получше немножко знаю. Там просто сказано, что в Царствии Божием не женятся и замуж не выходят, потому что там совсем другая жизнь, живут как Ангелы небесные (см. Мф. 22, 30). А тех детей, которых с земли Господь взял, души там присутствуют.

Телезрительница: Спасибо, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста. Там просто…

Прот. Александр Березовский: Семейной жизни в Царствии Небесном не будет.

Прот. Димитрий Смирнов: Другая жизнь. Там не надо дрова колоть или за горячую воду платить, ничего этого не надо, это все не требуется. Там даже солнца не будет. Вместо солнца будет Сам Христос.

Телезрительница: Это я читала.

Прот. Димитрий Смирнов: Все совсем по-другому.

Телезрительница: Просто, прежде чем задавать вопрос, мне надо было сразу открыть Евангелие…

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, пожалуйста.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Как возлюбить Господа всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию своею (см. Втор. 6, 5; Лк. 10, 27)? Не получается это».

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, нельзя же сосредоточиться – и залюбить. Потому что любовь есть совокупность всех совершенств (см. Кол. 3, 14). Все эти совершенства начинаются со смирения. Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3) – первая заповедь блаженств. Чтобы к ней приступить, нужно научиться терпению. Это такая «нулевая группа». Первая ступень – смирение. А последняя – уже любовь.

Прот. Александр Березовский: То есть от терпения по лесенке христианских добродетелей восходим к любви к Господу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Но есть люди, мы знаем, которые возлюбили всем сердцем Господа и даже жизнь свою за Него отдали.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, таких миллионы.

Прот. Александр Березовский: То есть все эти люди прошли эту лестницу?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Но некоторые этапы, может быть, заняли у них много времени, а некоторые человек может пройти за день, за два. А в отдельных случаях человек проходит их за доли секунды.

Прот. Александр Березовский: Как один из сорока Севастийских мучеников.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Стоял среди гонителей…

Прот. Димитрий Смирнов: Или вот, я сейчас забыл его имя, к сожалению, один солдат, когда увидел, что в его офицера целится враг (у них был очень ближний бой), прыгнул и своим телом поймал эту пулю. И умер. А офицеру жизнь сохранил. Сколько он думал, прежде чем прыгнуть? Доли секунды. И все туда уложилось. Он прямо в гимнастерочке в Царство Небесное и явился. И Матерь Божия ему сказала: «Сей от рода нашего».

Телезрительница: Я работаю преподавателем. Мы со студентами проводим дискуссию на тему „Ложь во благо“. Существует ли она? И когда рассуждаем, то встают такие вопросы: а как же, если приходится соврать, чтобы спасти свою жизнь? Хитрость – это ложь или нет?.. Помогите, пожалуйста, разрешить этот вопрос, как по-христиански отвечать студентам, вести их правильно? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть такой алгоритм. Из двух грехов выбираешь меньший. А из двух добродетелей – большую. И этим руководствуйся.

Телезрительница: Так просто.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Совсем нетрудно. Потому что все эти вопросы искусственные. Дело в том, что нас Господь, в отличие от всех других млекопитающих, наделил совестью. И она всегда говорит человеку: он поступает из корысти или по совести. Когда не по совести – всегда по корысти. Корысть понуждает человека на предательство, а совесть – наоборот, способствует мужеству. Так же и здесь. Соврать или сказать истинную правду?

Телезрительница: Ну, они же себя оправдывают, студенты.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, все себя оправдывают. Главное ведь даже не поступок, а мотивация. Оправдывают из каких соображений – корысти или еще зачем-то? Все сразу становится на свои места.

Телезрительница: Понятно, спасибо, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, дорогой преподаватель, преподавайте дальше.

Прот. Александр Березовский: Сколько же может человек ошибок сделать, прежде чем придет к такому разумению, что есть что…

Прот. Димитрий Смирнов: Как я, я сколько сделал ошибок, прежде чем дошло…

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Как вести духовную жизнь, когда заботы о детях и домашние дела отнимают все силы и все время?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это просто такая риторическая гипербола. Так не бывает. Это как человек: «Ой, устал, молиться не могу»… Тут же кто-то позвонил, и на сорок пять минут «ла-ла-ла». Спрашивается, откуда силы? Так они и были. Просто сил молиться нет, а трепаться – есть. Поэтому все зависит от распределения сил. Конечно, когда большое хозяйство или детей много, это сложнее.

Прот. Александр Березовский: Одна женщина, у которой были маленькие дети (один за другим шли), как-то пришла и говорит: «Я раньше так любила всенощную, но уже лет восемь на ней не была. И любовь ушла. Я вспоминаю чувство радости, которое у меня было в душе, а теперь такого нет. Если кто позовет – не побегу, как раньше, как-то чувство ушло».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что, детки вырастут – и опять будет ходить, и еще крепче полюбит.

Прот. Александр Березовский: То есть такое временное угасание возможно?

Прот. Димитрий Смирнов: А потом, понимаешь, какая позиция: вот, пришло, ушло. Это все равно что пошел купаться, смотрю – иду ко дну. Ну вот и иду, вместо того чтобы два взмаха руками – и я опять на поверхности. Или пошел в лес за грибами, смотрю – не знаю, куда идти. Сел на пенек и сижу. День сижу, два, даже есть захотел. Ну так и чего? Человек должен все время нудить. Царствие Небесное нудится. И только употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Что нужно, чтобы молитва стала в радость? Когда молюсь, всегда преодолеваю какое-то внутреннее противление ей».

Прот. Димитрий Смирнов: Всегда в определенный период времени, когда человек уже имеет навык в молитве, возникает очень длительный период, когда это делается с трудом. И если человек неотступно все-таки будет усердствовать в этом, потом возникнет ослаба.

Прот. Александр Березовский: То есть в этот период просто нужно не отступать, не бросать, не уменьшать молитву.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, просто в молитве являть верность Господу.

Прот. Александр Березовский: Приходит человек и говорит: «Очень рассеиваюсь на молитве, угодна ли такая молитва?»

Прот. Димитрий Смирнов: Все рассеиваются.

Прот. Александр Березовский: Спрашивает, может, ему меньше молиться или вообще…

Прот. Димитрий Смирнов: Это не влияет.

Прот. Александр Березовский: Человека заволновала угодность Богу такой молитвы.

Прот. Димитрий Смирнов: Богу угодна любая молитва, кроме той, когда человек на молитве желает кому-то зла, просит, чтобы Бог кого-то покарал, наказал. Это Богу не нравится.

Прот. Александр Березовский: А если у человека не получается молиться внимательно?

Прот. Димитрий Смирнов: Ни у кого не получается! Нет на земле человека, который мог бы молиться, допустим, пять минут кряду не рассеиваясь. Ну нет такого человека, так не бывает. Это свойство всех людей. Как говорили все древние подвижники, молитвенники, не рассеиваются на молитве только одни Ангелы.

Прот. Александр Березовский: Даже они, эти древние молитвенники, были подвержены этому?

Прот. Димитрий Смирнов: Обязательно, а как же? Хотя некоторые древние подвижники могли молиться сутками. Была так называемая самодвижимая молитва. Некоторые из них во время молитвы поднимались от земли. Преподобный Амвросий, например, – на метр над полом. Люди видели. Заходили в келью – он над полом парит. Они в страхе уходили. Но потом опять приходило рассеяние.

Телезрительница: Я ставлю перед собой цель, чтобы деточки выросли и ходили в храм, стали христианами. И очень боюсь заставлять их долго стоять в храме, молиться, им все еще непонятно. Правильно ли я делаю? Мы с мужем ходим ненадолго – перед Причастием, причастим, немножко постоим, помолимся и уходим. Боюсь заставлять их, вдруг они скажут „не пойду“ или будет кислая мина при слове „храм“. Вот этого боюсь.

А второй вопрос, когда услышала Ваши проповеди о семье, загорелась, захотела большую семью. Сейчас у нас двое детей, я как выжатый лимон, никаких сил нет, очень тяжело. Будет ли легче потом?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще все говорят, что с пятым ребенком уже легче. Как мне сказал один мой дружок (я на всю жизнь запомнил эту фразу), когда родился четвертый, мы поняли, что с первыми тремя делали много лишних движений. А если лишние движения делаешь, то устаешь очень, поэтому Вы будете приобретать опыт и лишнего делать не будете, будете все распределять. Ну а почему с пятого? Дети включаются в общесемейный труд. И все постепенно на них перекладывается.

Телезрительница: То есть нужно не бояться старших нагружать?

Прот. Димитрий Смирнов: Потихонечку. Все надо видеть, смотреть, за всем следить, за их душевным состоянием, уметь вовремя и похвалить, и поставить в пример человека, чтобы он видел, что его труд заметен, что он всем приятен, всем доставляет радость. Это вообще большое искусство – воспитывать детей. Настолько большое, что апостол сказал, что женщина спасается чадородием. Это не просто пройти роддом, и все. Нет – имеется в виду весь комплекс, вплоть до воспитания.

Телезрительница: А Вы могли бы нам в помощь еще провести беседы с многодетными мамочками?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, если мамочки будут задавать вопросы, я с удовольствием буду отвечать. Понимаете, мамочка – это недостаточно. Потому что самая главная роль – это папочка. Одна мамочка – это слабое звено. Главный воспитатель в семье – папочка. А мамочка – во всем ему помощник. Так Богом задумано. Если у Вас так, если папочка тоже хочет, чтобы детки выросли христианами, хочет на это свою жизнь положить, то тогда все будет – и нужные книжки папочка найдет, и прочтут вместе с мамочкой, и все будет хорошо.

Телезрительница: Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, Бог в помощь.

Прот. Александр Березовский: По поводу первого вопроса…

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что есть такая как бы удивительная глупость. Вот исповедовать детей с семи лет. А у некоторых детей потребность в шесть, а некоторые и в девять к этому не готовы. Так же и здесь. Надо смотреть на состояние ребенка, потому что вчера он был готов два часа стоять, а сегодня у него другое настроение. Может, он метеозависимый, может быть, плохо спал. То есть надо от него исходить.

Прот. Александр Березовский: У ребенка возникает противление: «Ой, опять в храм, я не хочу, я устал, мне это не нравится».

Прот. Димитрий Смирнов: Не нравится – оставайся дома.

Прот. Александр Березовский: Он с радостью останется.

Прот. Димитрий Смирнов: С радостью – пусть останется. А ты думаешь… Вот у тебя семь детей, да?

Прот. Александр Березовский: Восемь.

Прот. Димитрий Смирнов: И что, все будут христианами?

Прот. Александр Березовский: Молюсь об этом.

Прот. Димитрий Смирнов: Понятно, но может так быть, что кто-то заартачится? Я знаю одну семью, у них один сынок иеромонах, а другой – раввин. А папа и мама одни и те же.

Прот. Александр Березовский: Так разошлись.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, разошлись, как в море корабли. Ели один хлеб, воспитание одно и то же, ходили в один храм.

Прот. Александр Березовский: Период противления ребенка Церкви, храму…

Прот. Димитрий Смирнов: Период противления ребенка начинается с трех лет в среднем. Когда ребенок становится самостоятельным… Надо понимать, из каких соображений ребенок заявляет то или другое. Просто иногда он манипулирует, пробует возможность своей власти. Папа и мама должны его в этом переигрывать, не давать ему шантажировать.

Прот. Александр Березовский: То есть уметь парировать эти его выпады?

Прот. Димитрий Смирнов: Парировать ведь необязательно логикой, а своим поведением. Потому что дети не любят оставаться одни. «Я не хочу». Не хочешь – хорошо, мама и папа говорят «до свидания», старшие братья тоже, все уходят. Он подбегает к двери, начинает орать. Подходим к двери: «Что случилось? О чем ты плачешь? Ты там не ушибся? Нет? Ну ладно, до свидания». Опять крик. «Что ты хочешь?» – «Я хочу идти в храм» – «А, хочешь? Ну пойдем». Может, так. А может, и не так.

Телезрительница Нина: Внучка родила мне правнучку. Я была опекуном этой внучки. Мне сделали операцию, а внучка бросила свою дочь. Я инвалид второй группы. Через некоторое время она рожает еще девочку и опять ее бросает, ее берут в опеку хорошие люди. Вот как я могу ей в глаза смотреть и прощать? Я не могу. Я ходила в церковь свою, говорила батюшке, а он говорит: «Надо прощать».

Прот. Димитрий Смирнов: Я что-то не понимаю, что за странная задача. У Вас кто-то за что-то просит прощения?

Телезрительница Нина: Нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну нет, и все. Родила, хорошим людям дали девочку хорошую, пусть еще рожает, еще возьмем.

Телезрительница Нина: Я не могу, мы встречаемся, в одном городе живем, не могу смотреть в глаза.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну не смотрите, отворачивайтесь. Какие проблемы-то, я не понимаю? Если бы она пришла, сказала: «Бабушка, прости!». А то никто прощения-то не просит, живет себе, рожает себе в охотку, и чего? Наше дело – деток пристраивать.

Телезрительница Нина: Я хочу проведать правнучек, сходить в эту семью.

Прот. Димитрий Смирнов: Проведайте. Договоритесь с опекой.

Телезрительница Нина: Я с опекой говорила, они сказали: «Не трожьте, там хорошая семья, оставьте их в покое». А мне хочется посмотреть, я же правнучку воспитала.

Прот. Димитрий Смирнов: Я понимаю, хочется, но надо делать не то, что хочется, а то, что Бог велит. Потому что иногда нам хочется чего-то не того. Поэтому нужно с опекой договориться, чтобы они спросили у этих новых приемных родителей, не против ли они, чтобы бабушка пришла проведать, просто поглядеть.

Телезрительница Нина: Я Вам благодарна, так легче стало, спасибо!

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и все, потому что не надо сочинять проблем, у нас и без этого их полно. Глаза какие-то, куда-то в глаза смотреть…

Телезрительница Нина: Я все Ваши передачи слушаю!

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и правильно, а что еще слушать-то?

Телезрительница Нина: Да, каналы «Спас» и «Союз», я даже посылаю деньги на благотворительную помощь в «Союз».

Прот. Димитрий Смирнов: А как же, надо их всех научить так.

Телезрительница Нина: Всех учу.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и правильно. А то смотрят задарма. А мы тут мучаемся.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Будут ли причислять к лику святых трех оптинских новомучеников, убиенных в 1993 году на Пасху, и можно ли себе такой же кончины, как у них, просить у Господа?»

Прот. Димитрий Смирнов: Просить такой же кончины – это очень дерзко, это нехорошо. А канонизированы, конечно, будут, в свое время, обязательно, я нисколько не сомневаюсь.

Прот. Александр Березовский: То есть человек хочет себе того, к чему пока не готов?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, готов или нет. Эти три монаха не просили, им просто Господь дал как дар. Господь Сам знает, кому чего давать.

Прот. Александр Березовский: А просить Господа, чтобы поскорее к Себе забрал, хорошо?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Надо со смирением прожить тот отрезок времени, который Господь отпустил для нашего покаяния.

Прот. Александр Березовский: Не торопись, придет время…

Прот. Димитрий Смирнов: Наша жизнь не такая длинная.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Сколько себя помню, родители постоянно конфликтовали и конфликтуют между собой. То открыто агрессивная, то холодная война, мирные дни можно по пальцам сосчитать. При общении с молодым человеком несколько раз за собой замечала, что веду себя так, как мама с папой. Есть ли у меня шанс создать счастливую семью и что мне для этого делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Раз заметила за собой, значит шанс есть. А если этот навык не уничтожит, то уже вряд ли крепкую семью удастся создать.

Прот. Александр Березовский: То есть если человек все-таки видит в себе недостатки, пусть и почти врожденные…

Прот. Димитрий Смирнов: Если видит, шанс есть. А раз диагноз поставлен, вылечить или облегчить можно.

Прот. Александр Березовский: Спасибо за ответы, нас просят прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, дорогие братья и сестры, до свидания, до следующей встречи.



Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.