Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 13 ноября 2016 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 13 ноября 2016 года.

1. Почему Господь даёт бесам власть над людьми? Как избавиться от их власти? Насколько действенен чин отчитки?   (0:47)

клевета на Бога, астрология, мерзость перед Богом, бесовщина, бесовской котёл, попущение Божие, сердце человека, игра с бесами, покаяние, молитва, исцеление, странности, бесноватый, соборование, безнадёжная болезнь, участие в Таинстве, исповедь, Причастие, изменение жизни, бабки, оккультные практики, религии, помощь от беса

2. Правда, что сейчас уже наступил апокалипсис? Боюсь за будущее детей   (8:50)

болезнь, смерть

3. Как относиться к грешникам?   (10:24)

чужие грехи, свои грехи, бревно в глазу, борьба с грехом, осуждение, грех брата, жалость к грешнику, демьянова уха, помощь ближнему, совет, замечание, Макарий Великий, Тихон Задонский, благодарность, христианское устроение, христианское совершенство

4. Почему современные люди часто отвечают злом, грубостью на доброе к ним отношение? Как на это реагировать?   (14:30)

обличение, дух кротости, дух раздражения, чужие грехи

5. Может ли влиять на ребёнка или взрослого борьба со страстями и воцерковление его родителей?   (16:08)

путь бесовский, смерть родителей, художники

6. Как Вы относитесь к В.С. Высоцкому?   (18:19)

поэт, русская поэзия, молитва об упокоении, актёр, однообразие актёрской игры, советская актёрская школа, песни Высоцкого, стихи Высоцкого, Окуджава, самобытность, юмор, незлобие, хулиганство, «Як – истребитель»

7. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Лк. 8, 17). Неужели люди узнают всё друг о друге? Зачем это нужно?   (21:42)

стыд, отношения с Богом, прозорливость, прозрение, открытие, видение грехов, молитва в храме

8. Я одна. Как же мне исполнить заповедь плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 28)? Зачем нужно, чтобы закончилась история моей семьи?   (25:21)

причинно-следственная связь, заключённые, судимость, молитва Богу, деревенские батюшки, покаянные слёзы, смирение, кротость, честность

9. Мы всегда исповедовались и причащались у одного и того же батюшки, а тут его не было, а другой батюшка отказался причастить девочку. Разве так можно?   (29:21)

несовершенства в Церкви, грешные люди, святой отец, французские романы, ожидание святости

10. Как правильно читать Псалтирь?   (32:36)

о здравии, о упокоении, домашняя молитва, келейная молитва, форма, богородичный храм, содержание

11. Как Вы относитесь к адвокатам? Правда ли, что они защищают грешников?   (37:11)

грешные люди, судебное разбирательство, осуждение

12. Как относиться к Вселенскому Православному Собору? Почему Русская Православная Церковь в нём не участвует?   (44:56)

Константинополь, греки

13. Очень боюсь умирать. Как преодолеть этот страх и надо ли его преодолевать?   (47:39)

страх смерти

Прот. Александр Березовский: Сегодняшнее воскресное Евангелие повествует нам об исцелении гадаринского бесноватого. И вот такой вопрос к нам пришел: «Почему Господь дает бесам власть над людьми и как можно избавиться от их власти? Насколько действенен чин отчитки?»

Прот. Димитрий Смирнов: К сожалению, в вопросе содержится клевета на Господа Бога. Это обычная история со времен Адама. Адам обвинил Господа Бога, что он вкусил плода, который дала ему Ева, а Еву ему дал Господь. Так же и здесь. Господь никакой власти бесам над нами не дал. Один русский святой говорил, что самый маленький бесенок, если бы Господь дал ему возможность, одним коготком перевернул бы всю землю. Человек сам дает власть бесам над собою властвовать, сам открывает врата своего сердца, сам им служит, сам их боится. Наш русский народ (шестьдесят два процента по опросам) верует в астрологию. Что такое астрология? В Священном Писании сказано, что это мерзость пред Богом по той причине, что это ложь и бесовщина. Но тем не менее одни люди изобретают прогнозы, другие их, как теперь говорят, озвучивают, третьи с удовольствием слушают, а четвертые даже им следуют. То есть находятся внутри этого бесовского котла. Их что, кто-нибудь заставляет? Нет.

Прот. Александр Березовский: Но Господь попускает бесам таким образом завладевать сердцем человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Чтобы человек понял, какой результат его игры в «поддавки» с бесами.

Прот. Александр Березовский: Человек открыл свое сердце и потом вкусил все «прелести» (в кавычках) такого соседства…

Прот. Димитрий Смирнов: И прибегает в церковь и хочет, чтобы ему помогли. Его встречает священник, который ему говорит, как нужно: к кому обращаться, в чем нужно покаяться...

Прот. Александр Березовский: Но вот люди любят этот чин отчитки…

Прот. Димитрий Смирнов: Чин отчитки – это вещь механическая. Вот стоит человек на отчитке, и совершенно непонятно, что у него происходит в душе. Он хочет как: священник читает, я стою. Потом я выхожу как из душа, и я уже чистенький. А так не бывает. Если в тебе есть покаяние, если ты, участвуя в этом чине, молишься теми словами, которые слышишь от священника, тогда да. А так хоть обстойся. Стоять – это слишком простое упражнение. Можно вообще лечь. Есть такие диски – можно включить диск и лежа дома прослушивать. Что это меняет? Это же человек просто хочет получить какое-то механическое исцеление, без участия души. Так никогда не бывает.

Прот. Александр Березовский: Порой люди, замечая в себе или в своих близких какие-то странности, начинают как раз прибегать к этому чину. «Надо ли мне?..»; «Вот, благословите поехать». Вы вообще знаете какие-то результаты этих отчиток?

Прот. Димитрий Смирнов: Ни одного.

Прот. Александр Березовский: …насколько они действительно помогают человеку избавиться от этого?

Прот. Димитрий Смирнов: За сорок пять лет, что я хожу в церковь регулярно, ни одного случая пока не встретил. Надеюсь, что они где-то есть.

Прот. Александр Березовский: Значит, если и есть, то это редкость?

Прот. Димитрий Смирнов: Во всяком случае, мне не попадались. Мне привезли бы человека и сказали: «Вот, был бесноватый, а сейчас все прошло: пришел, его отчитали, и он после этого (отчитанный) перестал делать то, что он делал».

Прот. Александр Березовский: Но, наверное, если такое и случилось, то, как Вы говорите, стоял человек и каялся. И Господь ему открыл.

Прот. Димитрий Смирнов: Сколько у меня было случаев, когда безнадежные больные после соборования вставали и исцелялись… Не знаю ни одного случая, когда человек пособоровался бы, и ему легче не стало. Потому что человек участвует в Таинстве, он молится, кается, приходит на исповедь, причащается. А вот с отчиткой мне как-то не попадалось…

Прот. Александр Березовский: Уж если попал в такую западню, то нужно менять жизнь.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, главное – покаяние.

Прот. Александр Березовский: Это есть результат, собственно, твоей жизни, твоего выбора.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно. Ведь многих людей, помимо астрологии, интересуют всякие бабки, всякие оккультного рода практики, всякие религии. Как потом?

Прот. Александр Березовский: А вдруг что-то поможет?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, как бес может помочь? Это совершенно исключено. Бес, даже если к нему хорошо относиться, любить его, не может отплатить любовью и благодарностью. Он в ответ все равно нагадит. У него нет человеческих чувств. Это только в сказках бывает.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Я вижу, что сейчас как будто апокалипсис. Это правда или нет? Боюсь за детей, за их будущее».

Прот. Димитрий Смирнов: Будущее у всех людей одинаковое – болезнь и смерть. Бывает болезнь быстрая – это когда автомобиль сбивает насмерть: несколько минут поболеешь, и может, даже не довезут до больницы. А бывает болезнь долгая: лет тридцать. Я знал одного человека, он тридцать шесть лет болел раком и в возрасте за девяносто почил в Господе. Но болезнь и смерть в той или иной форме обязательно человека ждет. Поэтому что за будущее бояться?

Прот. Александр Березовский: Что наступят такие времена…

Прот. Димитрий Смирнов: Наступят обязательно. Категорически наступят. Боимся мы, не боимся – это ни на что не влияет. Некоторые думают, что они уедут в деревню и там переждут. А что переждут-то?

Прот. Александр Березовский: Этот самый апокалипсис.

Прот. Димитрий Смирнов: Это очень наивно.

Телезритель: Как относиться к грешникам, если видишь какой-то грех у них?

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно встать на колени, перекреститься, коснуться лбом пола, встать и сказать: «Господи, прости меня, что я замечаю грехи брата моего, а не замечаю своих, хотя Ты сказал: вынь прежде бревно из собственного глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Телезритель: То есть на других не надо внимания обращать?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, как еще лучше Вам объяснить. По-моему, все понятно.

Телезритель: Это-то я знаю.

Прот. Димитрий Смирнов: А если знаете, зачем спрашивать?

Телезритель: Спасибо, извините.

Прот. Александр Березовский: Грех чужой виден больше и лучше, чем свой…

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что бесы помогают.

Прот. Александр Березовский: И хочется с чужим грехом побороться из лучших побуждений, чтобы помочь человеку.

Прот. Димитрий Смирнов: А получается наоборот. Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2). Потому что человек может видеть только то, что есть в нем. Поэтому когда мы видим грех брата, это значит, что такой же сидит в нас.

Прот. Александр Березовский: Одна женщина мне говорит: «У меня нет осуждения, мне его жалко. Я хочу ему помочь, подсказать – что в этом плохого?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ничего плохого. Весь вопрос: как? И тут начинается явление, которое Иван Андреевич Крылов назвал «Демьянова уха». Кто не знает – почитайте эту бессмертную басню.

Прот. Александр Березовский: Некоторые считают, что это даже просто предательство человека, если я могу ему помочь и этого не делаю.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, человеку так помочь нельзя. Человеку можно помочь, когда он захочет, чтобы ему помогли, и обратится к тебе за помощью. А если он не просит и не обращается, как ему помочь? Это навязчивый сервис.

Прот. Александр Березовский: Бывает же, что люди благодарят за данный совет или за какое-то замечание.

Прот. Димитрий Смирнов: Если ты сам вдруг ни с того ни с сего подходишь к человеку и даешь совет? Ну, я еще молодой человек, но опять же, в своей жизни ни разу такого не встречал. Я допускаю, что это могло бы быть, но это когда совет даешь такому человеку, который такого уровня, как Макарий Великий или Тихон Задонский.

Прот. Александр Березовский: Тогда услышишь слова благодарности.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Вот такой – христианского устроения, практически совершенный человек, достигший христианского совершенства, – обязательно отблагодарит.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Почему современные люди часто отвечают злом, грубостью на доброе к ним отношение? И как в этой ситуации реагировать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Вот как раз в силу того, что их учат, а они этого не просят.

Прот. Александр Березовский: Потому что это доброе отношение именно с элементом напористости?

Прот. Димитрий Смирнов: Апостол говорил, что можно даже обличать, то есть показать человеку его грех, но только в духе кротости (Гал. 6, 1). А у нас – в духе раздражения. Поэтому это не то что неэффективно, а, наоборот, чрезвычайно вредно.

Прот. Александр Березовский: Хотя есть в Священном Писании указание, что если согрешил против тебя брат твой, обличи (см. Мф. 18, 15).

Прот. Димитрий Смирнов: Против тебя. Это совсем другое дело, когда против тебя. Например, два электрика: один стоял на стремянке, другой внизу. И один из куртки уронил плоскогубцы прямо другому на темя. Тот поднял голову и говорит: «Вась, ты не прав». Он говорит: «Прости, пожалуйста».

Прот. Александр Березовский: Ну, это электрики такие…

Прот. Димитрий Смирнов: Такие уже, наверное, в церковь ходят.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Можно ли влиять благотворно на ребенка или уже на взрослого человека? Имею в виду борьбу со страстями и воцерковление родителей».

Прот. Димитрий Смирнов: Борьбу со страстями можно осуществлять только индивидуально: самому человеку со своими страстями.

Прот. Александр Березовский: Вот родители, прожив жизнь, может быть, без Бога, воцерковились. Дети уже взрослые, воспитывать их поздно. Вот это воцерковление и поворот родителей к Богу может ли как-то благотворно отразиться и на их детях?

Прот. Димитрий Смирнов: Не только может. Если дети окончательно не выберут путь бесовский гадаринских поросят, то это обязательно на них повлияет. Но это влияние будет накапливаться очень медленно, и чаще всего это бывает уже после смерти родителей, когда они понимают, чего лишились.

Прот. Александр Березовский: Вообще да: человеку порой нужно умереть, чтобы о нем и о его жизни как-то задумались.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. На художниках это видно: при жизни – одна или полторы выставки, а после смерти картины вдруг идут с молотка по большой цене. А через сто лет так вообще уже миллионы начинают стоить.

Прот. Александр Березовский: А художник жил и умер в нищете.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это как правило. Совсем немногие художники столь удачливы, когда могут себе и дом купить, и живописью жить.

Телезритель: Скажите, пожалуйста, Ваше отношение к Владимиру Семеновичу Высоцкому.

Прот. Димитрий Смирнов: Я Владимира Семеновича ценю как поэта. Некоторые его образы мне очень близки. Я его как поэта считаю небесталанным. Если взять всю русскую поэзию, это, конечно, вершина небольшая, но все-таки у него есть и свои образы, и своя интонация. Помню, когда Семёныч умер, на меня это очень подействовало, и я буквально со слезами о нем молился. Как актер – я видел его и в театре, и в кино, – мне представляется, все очень однообразно. Хотя эта советская крикливая школа, по правилам которой надо орать, в нем расцвела, но мне это как-то совершенно не близко. Я люблю тонкую игру. А как поэт, мне он вполне нравится, и был такой период, я все перечитал: и его песни, и его стихи. И много для себя нашел утешительного. Поэтому Владимир Семенович в моем сердце определенное место занимает. Я его ценю, например, больше, чем Окуджаву. У него гораздо больше настоящих поэтических перлов. Самобытный поэт.

Прот. Александр Березовский: Для своего времени он был действительно единственным таким.

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, русский человек очень ценит юмор. А у него был действительно настоящий юмор: не злобный, не человеконенавистнический, а очень даже теплый. И потом, он был парень такой как бы хулиганистый, и многие такой душевной ситуации как-то сочувствуют. Но его песня, которую он сочинил от имени самолета: «Я – “Як”-истребитель», – это просто здорово!

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Лк. 8, 17). Как это понимать? Неужели люди узнают все друг о друге? И зачем это нужно?»

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что полное покаяние (для того, чтобы войти в Царство Божие) возможно только тогда, когда человеку уже нечего скрывать. Ничего тайного не останется.

Прот. Александр Березовский: А пока что-то стыдно рассказать, о чем-то стыдно исповедоваться.

Прот. Димитрий Смирнов: И отношения с Богом как бы двоятся.

Прот. Александр Березовский: Вот перед Богом люди не боятся открывать свою душу, а перед священником как человеком стесняются.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, они не боятся. Они ее не открывают.

Прот. Александр Березовский: Некоторые говорят: «Вот когда я молюсь, я все-все, что у меня на душе…»

Прот. Димитрий Смирнов: Если бы ты был прозорливым, ты бы сказал: «А вот это?». Это человеку кажется. Ведь каждый человек о себе думает то, что ему о себе кажется, а не то, что есть на самом деле. А для того, чтобы узнать, что есть на самом деле, нужно обязательно все увидеть. А так как это зрелище ни один живой человек выдержать не может, то это происходит сразу после…

Прот. Александр Березовский: Вот уж тогда наступит такое прозрение!..

Прот. Димитрий Смирнов: Это не прозрение. В Писании есть такие слова: отверз им ум разумети Писания (Лк. 24, 45). Это такое открытие; просто Господь эту штору отодвигает.

Прот. Александр Березовский: Но почему так поздно, батюшка?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, потому что если человек сразу увидит, кто он есть, он умрет от инфаркта, сердце ни у кого не выдержит.

Прот. Александр Березовский: О! Есть такие сердца гранитные.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет-нет. Чтобы это выдержать, нужна подготовка всей жизни.

Прот. Александр Березовский: Мы просим: «Господи, дай мне видение моих грехов».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, мало ли чего мы просим? Мы просим о мире всего мира, благосостоянии Святых Божиих Церквей. И что: кто-то о благосостоянии Святых Божиих Церквей проливает горячую слезу, окрашенную кровью? Диакон на амвоне думает о звуке, священники в это время молитву читают, миряне родственников в уме перебирают. А чтобы о мире всего мира молиться – таких всего человек пять-шесть есть на весь земной шар, и слава Тебе, Господи! Благодарим за их молитвы.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Первая заповедь: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 28). Я одна. Зачем нужно, чтобы на мне закончилась история моей семьи?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не «зачем», а «почему». А вот на вопрос «почему» много всяких ответов, много чего можно порассказать, почему так вышло.

Прот. Александр Березовский: Вопрос «почему» всегда перед человеком стоит. Самое главное – что делать? Похоже, человек стоит уже на грани отчаяния.

Прот. Димитрий Смирнов: Что делать? Есть ситуации, когда нельзя не убивать, например война. Никто не спрашивает. Потому что если ты стреляешь не во врага, а мимо, то ты, извини, предатель и растратчик казенного имущества. Вот и всё. Разные ситуации. И у каждого человека определенная жизнь, определенные родственники, и он во многом сам сковал свою судьбу. Если бы узнать вехи судьбы этой женщины, то можно ей прямо как домино разложить на столе: почему? Вот поэтому, поэтому и поэтому.

Это как человек, который в восьмой раз сидит в тюрьме, и спрашивает: «Зачем нужно, чтобы я две трети своей жизни провел за решеткой?» Как «зачем»? Затем, чтобы тебя изолировать от общества. А вот почему ты там оказался, этому есть определенная причина.

Прот. Александр Березовский: Но, докопавшись до этой причины, человек не разрешает свою проблему.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ему нужно просто донести это до конца этого срока, вести себя хорошо, пойти на УДО, а потом начать другую, очень трудную жизнь. Самая большая трудность на первом этапе – это устройство на работу, потому что только сумасшедший возьмет на работу человека, который шесть раз сидел. И вот надо такого найти. Это ж как надо молиться Богу!

Прот. Александр Березовский: Среди батюшек деревенских есть такие подвижники.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть. Найти можно, потому что не может быть, чтобы Господь оставил человека. Но для этого он должен полведра слез пролить, молиться Богу, питаться отбросами, быть согласным на все, на любую работу. Сначала его будут обманывать и так далее. Он должен все свое тюремное отложить, забыть и начать другую жизнь: смиренную, тихую, кроткую.

Прот. Александр Березовский: Честную.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это уж само собою.

Телезрительница из Липецкой области: Скажите, мы все время причащались и исповедовались у одного батюшки, и в один из выходных дней этого батюшки не было, а другой батюшка отказался причастить девочку. Такое может быть?

Прот. Димитрий Смирнов: Ой, в нашей жизни все бывает, даже люди в космос летают, а некоторые по полгода там живут. Я вообще не представляю. Я бы не смог. Да я и в люк там не пролезу из отсека в отсек: застряну где-то на уровне талии. Так что мало ли?.. Всё бывает. По улицам слонов водят, как будто напоказ.

Прот. Александр Березовский: Вообще Церковь воспринимается как что-то не от мира сего, где должно быть все идеально.

Прот. Димитрий Смирнов: Это верно, и это очень хорошо, это правильное восприятие. Но забывается, что даже если мы купим из какой-то коллекции самый шикарный и самый дорогой наряд, заплатим, допустим, миллион, надевать-то его будем на себя. А ты – человек грешный, фигура у тебя неидеальная. Этот наряд нужно еще подгонять, покупать к нему аксессуары и так далее, и так далее.

Да, Церковь есть невеста Христова, непорочная. Но люди-то, к сожалению, этому уровню не соответствуют. И люди в Церкви разные: не только священники, но и диаконы. Про владык не будем говорить, их и так у нас мало, их надо любить, жалеть.

Прот. Александр Березовский: Вот человек приходит, говорит: «Я грешный». А священник должен быть святым. Так и обращаются: святой отец.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это они просто смотрели экранизации французских романов. У нас так не принято.

Прот. Александр Березовский: Конечно, ждут от священника именно такого отношения, поведения.

Прот. Димитрий Смирнов: Что ж, ждут. Священник, к сожалению, большинство забывает, чего там ждут. Не хватает, особенно смолоду, терпения.

Телезрительница из Челябинской области: Я много лет читаю Псалтирь, но до сих пор не знаю, правильно ли я ее читаю. Объясните, пожалуйста, первая слава: что я должна произносить – имена за здравие или за упокой? В общем, я, наверное, неправильно читаю.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы Псалтирь можете читать, как Вы привыкли, как умеете. Правильно или неправильно – это совершенно не важно. Вы можете поминать во время чтения Псалтири и о здравии, и о упокоении. Можете поминать людей, которые нуждаются в Вашей помощи. Это, например, болящие или находящиеся в каком-то трудном условии: например, кто-то о квартире хлопочет, а Вы хотите о нем помолиться. Тут нельзя сказать: правильно или неправильно. «Слава» прошла, почитали, помолились, сердечко Ваше разогрелось, и молитесь. А можете читать и о здравии, и о упокоении, и никто Вам слова не скажет. Почему? Потому что Вы читаете дома, а дома человек сам волен: сам себе слуга и господин, а его храмина – дом его, где он слуга и господин.

Прот. Александр Березовский: Вот эти вопросы чаще всего говорят о том, что человек боится неправильной формой оскорбить Бога.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, у нас из-за тяготения к форме даже раскол произошел: одни говорят так креститься, другие – так креститься; одни говорят, что крестным ходом надо идти против часовой стрелки, другие – по часовой стрелке. А русский народ давно ответил на этот вопрос: что в лоб, что по лбу – совершенно идентично. Приставка разная – смысл один, и шишка того же размера. Так что это вообще к христианству никакого отношения не имеет.

Вот перед нами в студии изображение: храм с одним куполом, а рядом – пятиглавый. А есть храмы с тринадцатью куполами: в честь двенадцати апостолов и Христа. А есть с семью. Так и что? Как-то одна женщина смотрит на наш храм и говорит: «А что же он красный? Раз он Богородичный, он должен быть голубой». А голубая краска вообще появилась в окраске храмов только с XVIII века. Но люди ничего не знают; слышали звон, а не знают, где он. А храм изначально был красным, так построен.

Прот. Александр Березовский: Но вот форма, к сожалению, перебивает значимость содержания.

Прот. Димитрий Смирнов: К сожалению, человек привязан не к тому. Богу, Который сказал: очисти прежде внутренность чаши (Мф. 23, 26). Не нужны гробы окрашенные. Потому что это все равно ничего не дает, все равно в гробу лежит покойник. Крась его, не крась – не в этом дело.

Телезрительница: Отец Дмитрий, я хотела бы узнать Ваше отношение к адвокатам. Я лично считаю, что они защищают грешников перед мирскими судьями. Правильна ли моя оценка?

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно правильна. А врачи лечат грешников. А могильщики хоронят грешников. А таксисты возят только одних грешников. И вагоновожатые метро возят исключительно одних грешников. И космические корабли водят по просторам безбрежного космоса одних только грешников. Дело в том, что безгрешен один только Бог. Поэтому и адвокаты грешные, и судьи грешные. И весь миллион полицейских (мы их поздравляем с прошедшим праздником) – все грешные обязательно. Но тех, которые встали на путь покаяния, на путь исправления своей жизни, поступают правильно и заботятся о своей душе, тоже немало. Я знаю одного полицейского, который регулярно с группой товарищей совершает крестный ход из Москвы в Звенигород.

Вот у меня адвокат очень хороший. Он очень скромный человек, и каждый раз, когда я с ним встречаюсь, для меня это праздник. Мне так с ним интересно! И он такой благородный человек! И очень обязательный. Я хоть и грешный человек, но участвовал в нескольких судах, и мы с его помощью выиграли эти суды. Так что я по гроб жизни ему благодарен.

Вот давеча администрация района, где мы устроили лагерь для детей из многодетных семей, заставила нас с помощью суда на третью смену покинуть лагерь. Почему? Потому что боялись, как бы чего не вышло. Мы в этом месте уже двадцать лет, но так как в Карелии погибли дети, пришла сверху какая-то бумага, как всегда у нас бывает. Им наплевать, что дети будут в Москве. Погибнуть или получить травму в Москве примерно в сто раз больше шансов, чем на берегу Москвы-реки. Но им-то на детей наплевать, они только свою собственную шкуру берегут. И вот наш адвокат выиграл суд, теперь высшая инстанция велела этому судье дело пересмотреть и признать свою ошибку; дело возвращено. Так что очень полезная вещь. В другой раз она уже не будет автоматически выполнять повеления начальства, иначе мы ей всю карьеру испортим. Вот такой хороший адвокат.

Телезрительница: Спасибо, отец Дмитрий. Доброго Вам здоровья!

Прот. Димитрий Смирнов: И удачных судов.

Прот. Александр Березовский: Каждый раз вспоминаются слова Христа: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Если даже встретился тебе грешный человек, вспомни о своих грехах и потерпи.

Прот. Димитрий Смирнов: Тем более, понимаешь, адвокатов, наверное, полмиллиона человек-то есть? Ну как можно обо всех судить? Это ж каждый человек сам выбирает. Как и врача себе. Сколько я знаю врачей (по одной своей болезни сегодня я обращался к седьмому врачу) – все прекрасные люди. Двое из них направили меня на рентген, исследовали, утешали, говорили, что скоро пройдет.

Прот. Александр Березовский: Давно уже замечено: как ты к людям – так и они к тебе. Это же тоже по Евангелию.

Прот. Димитрий Смирнов: Не всегда. Бывает наоборот – говоришь: «Здравствуйте», а он тебе: «Пошел ты…» Он не в настроении, бывает же такое?

Прот. Александр Березовский: Бывает. Но если ты к нему продолжаешь с любовью относиться…

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Я вот, например, люблю разговаривать с сотрудниками ДПС, просто обожаю. Говорю им: «Здравствуйте! Чем я согрешил?» Мне говорят: так-то и так-то. Я говорю: «К сожалению, полосу запорошило, и я наехал не туда». А потом обязательно говорю: «Извините за беспокойство». Потому что ему пришлось жезл поднимать. Всегда руку жму при расставании. Иногда они сообщают имена, чтобы помолиться за них. Расстаемся самыми хорошими друзьями. А уж когда я был в общественном совете министерства, так вообще обнимались. Потому что на некоторых попадаешь и второй раз. Сейчас, конечно, этого стало меньше: всё делают камеры, нет живого общения. Я их очень жалею: работа тяжелейшая. Но журналисты называют их взяточниками. А сотрудник ГАИ никогда не бывает взяточником, они просто не понимают этого. Самая большая текучка кадров в МВД, как мне говорили, – это в ДПС. Тяжелейшая работа. Иногда бывает целый месяц без выходных. А погодка?.. Очень трудное дело.

Телезрительница: У меня вопрос касательно Вселенского Собора, который был на Крите в июне, и наша Церковь не предполагала там свое участие. Вот светская пресса начала как бы осуждать действия, решения нашего Патриарха. Во-первых, какое они имеют право это делать? И во-вторых, чтобы нам не запутаться, объясните, пожалуйста, что значит участие в этом Соборе? И как нам, православным, в данной ситуации ориентироваться?

Прот. Димитрий Смирнов: Я, к сожалению, не могу сказать Вам, как в этом ориентироваться. Я Вам скажу, как я ориентируюсь. Я вообще не интересуюсь этим вопросом по той причине, что он меня совершенно не касается. Я прочитываю итоговые документы Священного Синода по тому или иному поводу на сайте www.patriarchia.ru, чтобы быть в курсе дела. А что там придумают наши братья греки, особенно в Константинополе, меня так мало интересует, что даже больше погода интересует в Москве.

Вот к Владимиру Семеновичу у меня есть отношение, а к тому, что постановят их собрания… И это никакой не Вселенский Собор. Без Русской Церкви никаких Вселенских Соборов даже и быть не может. Вообще Вселенским может называться только Собор, в котором будет и Римская Церковь участвовать. А это может быть только Всеправославный. Но какой он Всеправославный…

Телезрительница: Благодарю Вас, извините, пожалуйста. Здоровья Вам.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот здоровье меня больше интересует.

Телезрительница: Всего Вам доброго, до свидания!

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Очень боюсь умирать. Как преодолеть этот страх? И надо ли?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я тоже боюсь. Но что делать?.. Надеюсь, что уже поближе к смерти как-то это пройдёт. Потому что когда я был молодой, я не боялся, совершенно искренне. А сейчас, когда поближе, видимо, ответственность над этим тяготеет. А так идешь по льду – ножки осторожно ставишь, боишься упасть. На машине езжу теперь с меньшей скоростью, чем раньше.

Прот. Александр Березовский: Уже как-то не очень хочется.

Прот. Димитрий Смирнов: Неохота совсем. Мне, наоборот, нравится спокойная езда, нравится на дома смотреть. Раньше хотелось побыстрее Москву проехать, потому что везде были рекламные растяжки, особенно меня ужасало, когда какие-то экраны стоят прямо на домах, то есть архитектура – хаос. Говорят, в Шанхае так. Я не был в Шанхае. В Пекине был, в Харбине. Там действительно много огромных плакатов, иероглифы надвигаются на тебя, как паучки, из каждого угла, разных размеров. От этого, конечно, очень устаешь. А сейчас в Москве очень даже стало прилично. Все растяжки сняли, здания освободили, архитектура как-то выявляется. Структуру города стало видно, фасады. Не везде, конечно, но по тем маршрутам, где я езжу, стало лучше. И хочется это впитывать в себя. В Питере всегда была красота. Правда, грозят, что какую-нибудь гадость там обязательно построят, которая будет уродовать город, но я уж думаю, придется смириться. Ну никак не могут у нас так строить, чтобы ничего не портить. Как будто у нас земли мало.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Сильные Духом Крепче Стены:

      о.Димитрий, о.Александр, низкий поклон. Про пол ведра слез очень сильно сказано. Еще лить и лить…

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.