Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2016.11.19
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей и посетителей мультиблога. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 19 ноября 2016 года.

1. Почему некоторые не хотят признавать факта святости Евгения Родионова?   (3:33)

Лев Толстой, Евангелие, пьесы Чехова, пьесы Шекспира, частные мнения, Николай II, мужество, болгары, сербы, Иван Грозный, патриарх Алексий, партиарх Филипп

2. Что означают слова: и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лк. 21, 24)?   (8:06)

римляне, пророчество, разрушение Иерусалима, христианство, Римская империя, ислам, крестовые походы, Гроб Господень, грабежи

3. Должна ли я общаться со своим новокрещённым родственником, если мы очень разные и я терплю духовный урон от общения с ним?   (8:28)

внутренний мир, душевный покой

4. Как и нужно ли говорить домашним о христианстве, если это вызывает ссоры?   (11:26)

метание бисера, апостолы, проповедь христианства, проповедь Иоанна Крестителя, Христос Спаситель, исторические факты, департамент США, бомбёжки в Сирии, ложь, клевета, тьма язычества, родственники,

5. Знаю, что не права, но не могу обидеть человека, даже когда понимаю, что согрешаю перед Богом. Как мне быть?   (16:58)

человекоугодие, терпение, прегрешение, спасение, покаяние, смирение, благодарность, наказание

6. Откладывать ли домашние дела ради того, чтобы поиграть с маленьким ребёнком или включать самого ребёнка в домашние дела?   (19:08)

лепка, подметание, мытьё посуды, уборка, битьё посуды, домашний труд, интерес

7. Что делать человеку, который не согласен с политикой Церкви?   (20:29)

дискуссия, аргументированная позиция, критика, история Церкви, Болотов

8. Правда ли, что при неправильном отношении к иконам они могут быть идолами?   (22:08)

обожествление иконы

9. Монахи при полном отречении от мира и то считают, что не могут приблизиться к Царствию Небесному. А что же тогда делать мирянам?   (23:03)

старания, намерения, помощь Божия, послушание, любовь Божия

10. Часто ли теперь можно встретить любовное родительское воспитание детей?   (24:09)

детское учреждение, детский коллектив, конфликт отцов и детей, ненависть к родителям, доверие ребёнка, школа, образование

11. Из стыда утаивал некоторые грехи на исповеди, но каялся в них мысленно. С этими грехами давно покончено. Остались ли они нераскаянными?   (27:48)

неисповеданный грех, спокойная совесть, полная исповедь

12. Как только у отца стал развиваться бизнес и завелись деньги, он начал пить и всех унижать. Зачем Господь дал такое искушение и не заберёт эти деньги, если от них один вред?   (29:28)

зависть к богатству, дружная семья, тюрьма, воровство, позор, стыд, Запад, Англия, Агата Кристи, детективы, Чисто английское убийство

13. Сильно обидела человека, не один раз попросила прощения, но чувство вины меня не отпускает. Что делать?   (32:22)

душевный покой

14. Как объяснить, что Бог даёт благодать по молитвам святых?   (33:26)

молитва, угодник Божий, гнев Божий, милость Божия, молитвы Богородицы, молитвы Николая Угодника, прощение от Бога

15. Можно ли читать пение на клиросе и молитву в храме заменой утреннего или вечернего молитвенного правила?   (36:54)

личная молитва

16. Во время исповеди нагрешила осуждением, но поняла это только дома. Могу ли я причащаться на следующее утро?   (37:32)

земные поклоны, покаянный канон, отчаяние, победа дьявола, недостоинство перед Богом

17. Какой самый главный мотив семейной жизни? Как семья может прийти ко спасению?   (39:05)

царство любви, взаимная любовь родителей, послушание, воспитание детей

18. Что такое парастас? Почему во время вечерней службы на какое-то время выключают свет?   (40:01)

Шестопсалмие, благоговение, утреня, пришествие Христа, пение Ангелов, заупокойное богослужение

19. Я вдова, глава семьи, есть внуки и дети, их раздражает каждый мой промах. Неужели нельзя меня потерпеть?   (42:26)

воспитание, обида, вежливость, хамство в храме, уважение к старшим, забота о ветеранах, детский коллектив, алчность, правила приличия

20. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16) и Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2, 15) – нет ли тут противоречия?   (47:34)

страсти, монахи, удаление от мира, отсутствие ума, церковное образование

21. Что греховного в ростовщичестве?   (50:12)

скверноприбытчество, быстрые деньги, кредит, лишение квартиры, разорение, казино

22. О чём мы молимся, произнося слова: «Да воскреснет Бог!» или «Воскресни, Господи!», если Господь уже воскрес?   (52:12)

сердце человека, ад

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную передачу в прямом эфире, у микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, наши слушатели!

Прот. Димитрий Смирнов: Недавно святая Русская православная Церковь отпраздновала день рождения своего Предстоятеля, Его святейшества Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование продолжалось два дня. Это юбилейный год для нашего Патриарха, ему исполнилось 70 лет. И ещё прошёл день памяти святого мученика Евгения, именины воина Евгения Родионова, память которого у нас с годами только крепнет, увеличивается. Его известность перешагнула границы нашей Родины, и о нём знают и в Балканских странах, и уже и в Западной Европе. Все поражаются его подвигу, который отмечен также государственной наградой. Несмотря на то, что он прожил краткую 19-ти летнюю жизнь, он всему миру показал, как должны умирать православные христиане. На его могиле была совершена панихида при большом стечении народа. Это говорит о том, что люди его помнят. Многие приезжали с его Родины и участвовали в молитвенном поминовении. Поздравим нашего Патриарха, помолимся о нём сугубо, потому что крест Патриарха, его служение – это самое трудное на земле. И он неоднократно обращается к нам с просьбой, чтоб мы молились о нём. Действительно, единение в молитве Предстоятеля и народа церковного совершенно необходимо для нормального существования Церкви Божией.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, если вернуться к Жене Родионову, кроме почитателей есть и те, которые не хотят признавать факты святости Жени и аргументируют: а что он такого сделал?

Прот. Димитрий Смирнов: Всегда такие мнения существуют. Лев Николаевич Толстой, величайший русский писатель, не любил Евангелия. Он считал, что это слабо написанная книга по сравнению с его романами, оно не производило на него впечатления. Я даже не хочу повторять, что он сказал, но сказал он с большим юмором. Я помню, он и к Антону Павловичу обращался и говорил: «Антон Павлович, не пишите пьесы, они у вас даже хуже, чем у Шекспира». Бывают разные мнения: весь мир преклоняется перед Шекспиром, а Льву Николаевичу не нравится! Это совершенно неизбежно, и так же Николая Александровича не все признают. Это ничего не меняет. Недавно парень из милиции, дагестанец, отдал свою жизнь. От него требовали, чтоб он призвал своих соратников к тому, чтобы они уходили из МВД. А он сказал: «Ребята, работайте!» – т.е. все наоборот сказал, и его убили. Путин вручал орден его родителям в Кремле. Кто-то не признаёт. Ну а президент признал.

Прот. Александр Березовский: А иной сочтёт это совсем малым эпизодом.

Прот. Димитрий Смирнов: Малым? Никто ж не мешает, когда будет случай, проявить себя так же мужественно. По-моему, вполне достаточно для 19- летнего мальчика, причём не так уж шибко воцерковленного, но очень глубоко понимающего, о чём речь. Так глубоко, что жизнь отдал. На меня это произвело очень большое впечатление. Вот уже прошло 20 лет со дня смерти Жени, а когда я об этом думаю, испытываю такие же сильные и свежие чувства, как будто это было вчера. С удовольствием смотрю на его прекрасное лицо. Книжка недавно издана о нём, довольно толстая, собираюсь прочитать. А что болгары находят в нём, сербы? Находят люди, молятся и часовни ставят, строят храмы.

Прот. Александр Березовский: Батюшка это, как всегда, вопрос о понимании или непонимании святости.

Прот. Димитрий Смирнов: И это, конечно. Вот, некоторые ратуют за канонизацию Ивана Васильевича Грозного. А приснопамятный Патриарх Алексей говорил, что одновременно в одном иконостасе невозможно, чтобы была икона митрополита Филиппа и рядом – Ивана Васильевича.

Радиослушательница: Здравствуйте, отец Дмитрий! У меня два вопроса. Один по Евангелию от Луки, глава 21, стих 24. Там окончание такое: доколе не окончатся времена язычников. Вот это я не очень понимаю. Второй вопрос у меня житейский. Я человек воцерковленный, у меня близкий родственник только что крещёный. Мы с ним очень разные люди. Его поступки мне очень не нравятся. Всю жизнь я мучаюсь от этого. После общения с ним я вообще теряю душевный покой. А с другой стороны, мне его надо поздравлять с Днём рождения, в Прощёное воскресенье надо просить прощения, хотя я не знаю, за что. Вот, я не знаю, как быть.

Прот. Димитрий Смирнов: Мне кажется, что если вы духовно разные люди, то вам совсем необязательно общаться, тем более, что это разоряет ваш внутренний мир, вы теряете покой. Я немножко не понимаю, зачем тогда продолжать это общение? Ну, а поздравить можно открыткой или смс. Какие в этом сложности? Теперь по поводу вашего вопроса по 24 стиху. Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. Речь идёт о римлянах, которые придут и разрушат Иерусалим. Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лк. 21, 24). Всё очень конкретно, это и есть пророчество. Римляне потом ушли из Иерусалима, потому что он был полностью разрушен и даже перепахан плугом.

Прот. Александр Березовский: Мы знаем, что в IV веке христианство стало официальной государственной религией в Римской империи. Времена язычников закончились.

Прот. Димитрий Смирнов: Потом настали времена ислама, который вытеснил из Иерусалима христиан. Потом была эпоха крестовых походов. Попытки вернуть Иерусалим в орбиту христианства. Но с этим ничего не вышло, потому что те, которые сражались за гроб Господень, всё время отвлекались на грабёж. Это, конечно, помешало.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, смс-ка пришла: «Как говорить домашним о христианстве, и нужно ли это? Часто это вызывает ссоры. Или сохранять мир в семье любой ценой?»

Прот. Димитрий Смирнов: Что значит «говорить»? Т.е. имеется в виду метать бисер перед свиньями, что ль? Это запрещено категорически в Священном писании, это значит нарушать повеление Господне и метать бисер. Господь говорит: не мечите бисер (Мф. 7, 6). Нет, всё равно мы будем метать и из этого вызывать бурю, про которую сказано, что свиньи обернутся – и вы потерпите от них урон (см. там же).

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а в каком случае можно, а в каком нет? Апостолы тоже были посланы людям – язычникам и неверующим. Их проповедь обратила многих ко Христу. А проповедь нашим домашним не обратит их?

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, враги человеку – домашние его (Мф. 10, 36), а во вторых, не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем (Мф. 13, 57), и апостолы уходили в совершенно другие страны, исключая первые проповеди апостола Петра, когда обращались сразу тысячами в Иерусалиме. Но эти люди были подготовлены проповедью Иоанна Крестителя, и совсем недавно они слушали Христа Спасителя, и Он им говорил о том, что они пережили. А Пётр свидетельствовал, что Тот, Которого убили на Кресте, воскрес. Это совсем другое. А современному человеку что объяснять? Я тут с кем-то беседовал, говорит: «Христа не было». Я соглашаюсь: «Конечно, не было, а также не было Ивана Грозного, даже Ленина не было. Это всё сказки коммунистов, не было никакого Ленина».

Прот. Александр Березовский: И как он на это отреагировал?

Прот. Димитрий Смирнов: Стал ртом воздух заглатывать, доказывает: «Как же, есть письменные свидетельства!», я говорю: «О Христе больше письменных свидетельств, чем об Иване Грозном». Поэтому что тут говорить, если отрицать существование Христа, я буду отрицать существование Ивана Грозного. Можно всё что угодно отрицать: нет – и всё. Как действует госдепартамент наших любимых Соединенных Штатов. Уже подсчитано, что русская авиация разбомбила столько госпиталей по всей Сирии, сколько не существует на всем Ближнем Востоке, и продолжают их бомбить. Что тут с ними сделаешь? Бомбят больницы, детские дома, школы. Авиация уже не летает месяц, всё равно бомбят.

Прот. Александр Березовский: Чем наглее ложь, тем скорее в неё поверят.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, по-моему, в это уже никто не верит, кроме самого говорящего. Тут нужна скорее школа Станиславского. Нужно вжиться в образ и постараться поверить. Это самые обыкновенные вещи. Не надо от этого приходить в смущение.

Прот. Александр Березовский: Но часто человек, видя, как люди, живя в одной квартире бок о бок, просто погружаются во тьму того же самого язычества, уже неоязычества.

Прот. Димитрий Смирнов: У нас огромная страна. У нас целые области живут без людей, только в городах есть. Пойди в любую деревню, займи дом, два рулона рубероида, напили дров и живи. Земля не ухоженная, но она просто жирная. Там огороды были по 800 лет на одном месте. Но не хочешь, поезжай на Дальний Восток, если ты привык в таком режиме работать: отработал, деньги получил – и домой. Да, пожалуйста, да чего с этими родственниками жить и мучиться, ради чего? Вообще непонятно. Кто будет исполнять волю отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 50) – сказал Господь. Все наши проблемы – от того, что не знаем Священного Писания и не хотим его знать.

Прот. Александр Березовский: Одна женщина, мне прямо так и сказала. Знаю, что неправа, но не могу обидеть человека, даже если согрешаю.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, поэтому поводу Писание говорит: рассыплет Бог кости человекоугодников (Пс. 52, 6). Знаешь, жди, что получишь за то, что знаешь, молодец. Кто знал и не делал, бит будет больше, с чем можно поздравить. Тут, опять же, спорить не надо. Некоторые без кнута – как без пряника, что мы можем сделать, неужели спорить? Нельзя спорить.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, человек задает как бы неразрешимый вопрос: что мне делать, когда я всё знаю, но грешу?

Прот. Димитрий Смирнов: Как? С терпением получать то, что Господь тебе даст за твои прегрешения. Вот что делать. Я уже пятьсот раз говорил и могу ещё повторить. Есть три вида спасения. Первый: не грешить, и спасешься. Второй способ: грешить и каяться, и спасешься. Третий: со смирением терпеть то, что Господь тебе пошлёт за твои прегрешения и с благодарностью принимать наказание – и тогда тоже спасешься. Это самый простой способ, но самый больной.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, большинство выбирают второй: грешу и каюсь.

Прот. Димитрий Смирнов: Если это «каюсь».

Прот. Александр Березовский: Слово "каюсь" присутствует.

Прот. Димитрий Смирнов: Господь судит не по словам, а по делам.

Радиослушательница: Батюшки, вопрос такой. Опять от многодетной женщины. Пока мои детки маленькие, и я толком не знаю, что с ними делать. Старшей два года. Меня мучает вопрос, что предпочтительней, как Вы считаете? Домашние дела откладывать на то время, пока они спят, и с ними заниматься, спускаться до их уровня: играться, лепить, рисовать? Или эти домашние дела никуда не откладывать? А как можно в два года включать в эти дела?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще, домашние дела – это для детей самая лучшая игра. Лепить, и всё остальное – это как дополнение. Гораздо важнее с трёхлетним человеком подметать, вытирать тарелочку. Мама моет, а он вытирает и аккуратно складывает. Может, что-то разобьет, но зато, если кто-то пройдёт эти упражнения, то он получит ребёнка, который не боится домашнего труда. И это детям самое интересное и важное.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, что делать человеку, который не согласен с политикой Церкви? Со Священным Писанием согласен, никаких противоречий у него не возникает. Но с тем, что делается в Церкви, человек не согласен.

Прот. Димитрий Смирнов: Да ничего.

Прот. Александр Березовский: У того, кто спрашивает, возникает чувство внутреннего неспокойствия.

Прот. Димитрий Смирнов: Неспокойствие – тогда пусть напишет статью. Возникнет дискуссия, если другие люди сочтут интересной, аргументированной статьей.

Прот. Александр Березовский: Т.е. иметь некое несогласие, это не есть грех?

Прот. Димитрий Смирнов: Эта позиция должна быть аргументирована. Тогда в чём тут грех? Человек желает лучшего же!

Прот. Александр Березовский: Это если он умеет аргументировать.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, если не умеешь, тогда лучше не берись. Потому что, бывает, человек критикует, а его критика несостоятельна, на уровне базарной бабы. Что тут говорить? Почитай хотя бы что-нибудь из истории Церкви, Болотова почитай. Потом найди себе собеседника по уму, будешь говорить.

Прот. Александр Березовский: «Прочитала в интернете, что при неправильном отношении к иконам, они тоже могут быть идолами. Так ли это, и что это за неправильное отношение?»

Прот. Димитрий Смирнов: Сейчас это полностью изжито, но я ещё встречал в своём детстве, когда люди в храме называли иконы «богами». Т.е. это говорит, что человек свою или чужую икону отождествлял с каким-то «богом».

Прот. Александр Березовский: Т.е. к самой иконе было отношение как к Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, что это не образ, изображение, а сам Бог.

Прот. Александр Березовский: «Монахи при полном отречении от мира и то считают, что и приблизиться не могут к Царствию Божьему. А что же тогда мирянам делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Стараться всё равно. Бог и намерения целует. Потому что если человек карабкается, то Богу это приятно. Мама наблюдает: вот ребёнок полепил, порисовал и потом начинает ползать. Она же с интересом смотрит, куда он ползёт, не угрожает ему какая-то опасность, не близко ли он подползает к краю? Так же и Господь смотрит на наши потуги. В чём-то нас направляет, в чём-то помогает нам, иногда на ручки берёт, жалеет.

Прот. Александр Березовский: И как бы Он хотел, чтобы мы были послушные!

Прот. Димитрий Смирнов: Как всякий любящий родитель.

Прот. Александр Березовский: Как порой родитель думает: «Эх, сынок, вот послушался бы ты меня – скольких бы бед ты избежал, как бы тебе сейчас было хорошо!»

Прот. Димитрий Смирнов: Да. К сожалению, такое любовное воспитание редко наблюдается. Родители раздражаются, начинают орать, ребёнок только пугается – и контакт прерывается, он погружается в собственный мир. Потом его (опять – для его блага) отдают в детское учреждение, там он вступает в детский коллектив, который завершает это уродство его души – и уже тогда что-либо сделать уже нельзя. Конфликт потом продолжается до того момента, когда ребёнок полностью отказывается повиноваться и доходит до ненависти к родителям.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, в такой ситуации можно каким-то образом вернуть доверие ребенка?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, можно, но большинство родителей вообще не понимают такой задачи. Вот мамочка, которая звонила, она говорит, что не знает. Вместо того, чтобы почитать книжки, она звонит на радиостанцию. Это говорит о полной беспомощности. Любая кошка знает, что ей делать с котятами, а человеческая мама не знает.

Прот. Александр Березовский: У кошки нет задачи воспитать.

Прот. Димитрий Смирнов: Как же, есть, иначе котенок не вырастет во взрослое животное.

Прот. Александр Березовский: Есть задача: научить.

Прот. Димитрий Смирнов: Научить, конечно. Она им мышей приносит. Начинает с ними играть, обучает своих котят, как обращаться с мышкой, учит и птиц ловить.

Прот. Александр Березовский: С таким внешним образованием у нас тоже справляются: в школу отдал...

Прот. Димитрий Смирнов: Опять: отдал. Кошка ж никому не отдает.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, кошка умеет научить.

Прот. Димитрий Смирнов: А у человека для этого книги есть. Можно в интернете всё что угодно найти: и как ребенка пеленать, и как готовить грудь к кормлению, и как сцеживать, что нужно и какие делать компрессы, как избежать мастита. Ну, всё-всё: и первые шаги, и буквари, и упражнения для мелкой моторики – всё есть. Но ничем не прошибёшь эту косность. Они лучше будут смотреть проект «Голос».

Прот. Александр Березовский: Как Вы говорите, всё зависит от целей.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот в этом то и проблема. Если ты месяц с ребёнком не занимался, уже есть месячный провал. А ребёнок, особенно в первый год жизни, развивается бешеными темпами.

Прот. Александр Березовский: За месяц он другим человеком становится.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: «Были в моей жизни грехи, как говорится, стыдом утаённые на исповеди. Исповедуясь, каялся мысленно в этих грехах. Это уже дело прошлое, с теми грехами уже давно покончено, но остаётся ли такой грех нераскаянным?»

Прот. Димитрий Смирнов: А что такое «нераскаянный»?

Прот. Александр Березовский: Перед священником он не был озвучен.

Прот. Димитрий Смирнов: Он остается не исповеданным, а то, что грех нераскаянный, нельзя сказать, если человек не перестал грешить.

Прот. Александр Березовский: И каялся, как он говорит.

Прот. Димитрий Смирнов: Значит, грех раскаянный. Если человек хочет свою совесть успокоить, то он должен исповедовать.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, этот вопрос возникает постоянно. Насколько полно человек должен исповедовать всё, что он вспомнит греховного в своей жизни?

Прот. Димитрий Смирнов: Насколько его согласны выслушать.

Прот. Александр Березовский: Некоторые вещи стыдно рассказывать, хотя человек давно уже перестал их совершать.

Прот. Димитрий Смирнов: К некоторым врачам тоже весьма стеснительно ходить.

Прот. Александр Березовский: Но если хочешь исцелиться, придется.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, никуда не деться.

Прот. Александр Березовский: «Когда родители жили бедно, у нас была очень дружная семья. Как у отца начался развиваться бизнес, начались ссоры. Отец стал пить, всех унижает. Зачем Господь дал такое искушение и почему не заберёт назад то, что дал, если видит, что от этого столько зла?»

Прот. Димитрий Смирнов: Успеется, заберёт, пусть не волнуется.

Прот. Александр Березовский: Т.е. это просто вопрос времени.

Прот. Димитрий Смирнов:Дело в том, что у всех людей возникает зависть к богатству, а такие примеры лечат от этой зависти. Вот к чему это приводит.

Прот. Александр Березовский: Т.е. сейчас домашние вкусят плодов общения с таким человеком, глядишь – сами потом воздержатся от этих желаний и завистей.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Но какой ценой это порой дается!

Прот. Димитрий Смирнов: Некоторым приходиться и в тюрьме посидеть. Лечит от богатства. Миллиардик украл – сядь. Но даже больше, чем сядь, заплати штраф в сто раз больше, чем ты украл. Но это вообще тяжело.

Прот. Александр Березовский: Для многих позор – это самое страшное наказание.

Прот. Димитрий Смирнов: Для русских людей – да. Поэтому лица закрывают, очень стыдно. Но стыд тоже лечит человека.

Прот. Александр Березовский: А почему говорите, что для русского, это не для каждого человека?

Прот. Димитрий Смирнов: На Западе всегда был культ богатства, в Англии, например. Почитайте Агату Кристи. Вообще во всех детективах наподобие «Чисто английского убийства» всё происходит из-за денег. Поэтому там, по-моему, народ притерпелся. А у нас это ещё пока действует. Люди очень тщательно стараются скрывать.

Прот. Александр Березовский: Может, поэтому какая-то есть грань, что ль.

Прот. Димитрий Смирнов: Грань всегда есть, даже не одна. От года до трёх, от трёх до пяти – такие грани.

Прот. Александр Березовский: «Я сильно обидела человека, потом осознала, попросила прощения не один раз уже, но не чувствую спокойствие на душе. Эта ситуация меня не отпускает. Прощу прошения всякий раз при воспоминании. Что сделать, чтобы на душе вернулось спокойствие?»

Прот. Димитрий Смирнов: Молиться за этого человека Богу. Молиться и просить прощения долго, пока не наступит покой души. Пока не почувствуешь, что Бог простил.

Прот. Александр Березовский: Одна пожилая женщина ко мне пришла и говорит: «Батюшка, представьте себе, уже больше сорока лет обида не отпускает. И молилась, и просила за себя молиться, и постоянно этого человека поминаю, и в записочках пишу. А вот память всё время возвращает меня к тому событию».

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Татьяна, Санкт-Петербург: Здравствуйте, батюшка Дмитрий и батюшка Александр! Татьяна из Санкт-Петербурга. Как объяснить, что Бог даёт благодать по молитвам святых?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не пойму, а как объяснить, что трамвай ходит по рельсам?

Татьяна, Санкт-Петербург: Ну, батюшка, так и знала, что Вы мне подобное скажете.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я не понимаю.

Татьяна, Санкт-Петербург: Говорят: молитесь святым.

Прот. Димитрий Смирнов: Молитесь.

Татьяна, Санкт-Петербург: Да, и по их молитвам Господь Вам даст то, что Вы просите, т.е. без моего участия.

Прот. Димитрий Смирнов: А чего это без Вашего участия, коли Вы молитесь святым? Почему ж без участия?

Татьяна, Санкт-Петербург: т.е. помолилась, и Господь даст через их молитвы. Я же к ним обращаюсь не к Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: Не через, а по их молитвам.

Татьяна, Санкт-Петербург: А что-то меняется от того, что я к ним обращаюсь, а не сразу к Богу?

Прот. Димитрий Смирнов: Меняется вот что. Если Вы упросите какого-то угодника Божьего, то уж его-то Господь скорее послушает, чем Вас.

Татьяна, Санкт-Петербург: Т.е. Господь поменяет свое мнение обо мне?

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, никакого мнения он о Вас не поменяет.

Татьяна, Санкт-Петербург: А что?

Прот. Димитрий Смирнов: Господь знает про вас всё, и в каждую минуту и следующую, ничего Ему менять не надо.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, мы знаем, что Господь менял гнев на милость по молитвам Богородицы.

Прот. Димитрий Смирнов: Да сколько угодно, и по молитвам Николая Угодника.

Прот. Александр Березовский: В монастыре монахи молятся, Господь не принимает их молитв, а матерь Божья умягчает.

Прот. Димитрий Смирнов: И так бывает. Дело в том, что это живая жизнь.

Прот. Александр Березовский: Вот у людей возникает недоумение: как может в Боге быть непрощение, если мы его просим об этом?

Прот. Димитрий Смирнов: Просто люди не понимают, что такое прощение. В Писании используются слова для того, чтобы нам объяснить, как действуют. Но мысли Бога, они совсем другие, чем наши. Просто употребляется этот термин, а это совсем не то, что мы под этим словом понимаем. Даже в Писании говорится: И разгневался Господь (3 Цар. 11, 9). Но ни на кого Он не может гневаться, у Него нет такого чувства.

Прот. Александр Березовский: И ожесточил Господь сердце фараона (Исх. 14, 8).

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что видят, что фараон осерчал. Другими словами: попустил разозлиться фараону.

Прот. Александр Березовский: Можно ли считать пение на клиросе и молитву в храме своеобразной заменой утреннему или вечернему молитвенному правилу? Или личные молитвы к Богу нельзя ничем заменить?

Прот. Димитрий Смирнов: Нельзя, конечно.

Прот. Александр Березовский: То, что человек отстоял, может быть, длинную всенощную – это не есть замена вечернего правила.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, человек не хочет, вот и изобретает себе замены. Никто ж тебя не заставляет, да вообще не молись. Какие, вообще, вопросы?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, к нам такой крик души пришел: «Сегодня была на исповеди. Во время исповеди согрешила осуждением и поняла это только тогда, когда пришла домой. Сижу теперь, и такое пакостное настроение. Завтра причащаться не пойду, а так хотелось».

Прот. Димитрий Смирнов: Значит, дьявол добился своего. Человек опустил руки, вместо того чтобы взять помолиться, сейчас ещё не поздний вечер. Если силы есть, спина позволяет, прочитать покаянный канон с земными поклонами, попросить у Бога прощения и завтра с радостным, лёгким чувством пойти причащаться. А человек говорит: нет, причащаться не буду. Поздравляю, дьявол победил, заставил осуждать, а теперь заставил впасть в отчаянье.

Прот. Александр Березовский: Полная победа.

Прот. Димитрий Смирнов: Полная победа дьявола, конечно, в данном небольшом сражении.

Прот. Александр Березовский: Человек считает себя не достойным Причащения теперь, после осуждения.

Прот. Димитрий Смирнов: Причащаться категорически нельзя, когда человек считает себя достойным. Вот как только посчитал достойным – всё, тогда нельзя причащаться.

Прот. Александр Березовский: Я надеюсь, батюшка, что вопрошающая услышала ответ.

Прот. Димитрий Смирнов: Я надеюсь, надо ещё понять, все не так просто конечно.

Прот. Александр Березовский: Какой самый главный мотив в семейной жизни? Каким путём семья может прийти ко спасению?

Прот. Димитрий Смирнов: Главный мотив – это строительство домашней малой церкви. И через неё получить спасение. Сделать внутри своей семьи божественное царство любви. Это угодно Богу. Богу угодно, чтоб дети возрастали в любви отца к матери, матери к отцу, в атмосфере взаимного послушания, любви, взаимной помощи в трудах и воспитании деток.

Маргарита, Москва: Здравствуйте! Это Маргарита из Москвы. Отец Дмитрий, объясните, пожалуйста, я ещё не очень воцерковлённая. Что означает служба – вечерний парастас? Это первый вопрос. Второй вопрос: во время вечерней службы выключают свет и гасят свечи, что это означает?

Прот. Димитрий Смирнов: Свечи гаснут во время шестопсалмия. Читают шесть псалмов, в которых начинается служением утрени, т.е. этим изображается раннее утро до восхода солнца. Вот эти псалмы должны читать с особым благоговением. В монастырях шестопсалмие всегда читал настоятель, игумен. Такое значение придавалось шести псалмам.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, я тут слышал недавно, что этими псалмами Христос молился перед предательством Иуды.

Прот. Димитрий Смирнов: Всяких преданий много существует.

Прот. Александр Березовский: Но всё равно этот момент особенно отмечается в службе именно тем, что человек должен находиться в максимальном внимании.

Прот. Димитрий Смирнов: Сама утреня изображает собою пришествие на землю Христа Спасителя. Даже начальные слова: «Слава в вышних Богу, и на землю мир, в человецех благоволение» напоминают о пении Ангелов, как среди ночи они запели, когда Христос родился.

А парастас - это заупокойное богослужение.

Радиослушательница: Добрый вечер! Батюшка, простите, такой повседневный вопрос. Я нахожусь много лет в скорбных обстоятельствах. Так получилось, что я глава семьи, муж у меня погиб. Я одна, есть внуки, дети. Я хожу в храм по мере сил возможностей, причащаюсь, мама старенькая. Вот и стараюсь терпеть все недостатки, которые вижу вокруг себя, в своих близких. Стараюсь молчать, стараюсь хранить мир. Но когда сама по немощи делаю что-то не так, меня терпеть никто не хочет, и на меня всё выливается, я ухожу, закрываюсь. И такая боль внутри, Вы знаете, невыносимая от того, что люди неблагодарные. Я не требую благодарности, но хотя бы чуть-чуть меня можно потерпеть, я же тоже не без греха.

Прот. Димитрий Смирнов: Можно, если человек этому обучен. А если человек этому не обучен, он никогда не будет терпеть. Он будет раздражаться, как только его чуть тронешь. Поэтому даже не рассчитывайте на это. Если мы родившееся дитя будем приучать к терпению, уважению, к любви, к вежливости, то это к 15-ти годам войдёт в его сознание и в его сердце. А если этим не заниматься целенаправленно 15 лет, то вырастет из сына свин. Поэтому виновным будет тот, кто упустил эти важные аспекты воспитания. Ничего с этим не сделаешь. То, что Вы уходите к себе, это очень хорошо. А то, что у Вас обида, это не правильно.

Прот. Александр Березовский: Да, не хотелось бы, батюшка, обижаться, но порой это так звучит из уст твоего ребёнка, что даже слов не находишь.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, откуда у ребёнка это?

Прот. Александр Березовский: От неправильного воспитания, от недостатка внимания, усердия и заботы о нём в нужный период жизни.

Прот. Димитрий Смирнов: Значит, человек занимался чем-то другим, более важным.

Прот. Александр Березовский: Человек говорит: я сам только три года в церковь хожу.

Прот. Димитрий Смирнов: Причем тут церковь? Разве вежливость – это только для тех, кто в церковь ходит? Тогда, если для тех, кто в церковь ходит, откуда тогда мы в церкви встречаем хамство? Просто все люди знают об уважении к старшим, о заботе о ветеранах, о том кто старше, кто младше. Много всяких вещей. Это и есть наша культура. Конечно, она большей частью идёт из Церкви, но в этом наш народ жил веками. Если отдали детей в коллектив - ну, коллектив и научил. Так чего ж теперь на зеркало пенять? Поэтому женщина совершенно правильно делает, что удаляется.

Прот. Александр Березовский: Чтоб не подливать масло в огонь.

Прот. Димитрий Смирнов: Я б даже и ел там же. Купил бы себе маленький холодильничек и там же жил. Если выходить, то только в туалетную комнату, и то тогда, когда уже все спать легли. Тишина, покой, никого не трогаю. Я сегодня недавно с одной дамой говорил, зять с ножом к горлу: ты перепиши свою квартиру на него. Я говорю: «Ты с ним поговори, что если ещё одно слово о квартире, ты всего наследства, которое есть, его лишаешь и отдаешь кому-нибудь другому». Сказать: «Вот ещё один разговор будешь заводить, тут же, в этот же день иду к нотариусу – и ничего никогда не получишь». Вот и всё. И он будет: «Мамочка, здрастье, как себя чувствуете?». Потому что есть люди настолько алчные, что забывают о правилах приличия. Если же его мама не воспитала, его может теща воспитать.

Радиослушательница: Здравствуйте! Знаете, у меня, по моему идиотизму, какая-то обида идёт. В том смысле, что смотрите, сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего (Ин. 3, 16), чтобы мир спасся. И в тоже время: Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2, 15). Понимаете, я не могу успокоиться. Господь Бог хочет, чтоб мы с ума сошли?

Прот. Димитрий Смирнов: Обождите. Вы с чего начали наш диалог, не помните? Я прекрасно помню, что Вы сказали.

Радиослушательница: Просто у меня обида такая, что в Евангелии...

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, а Вы сказали, почему у Вас обида.

Радиослушательница: Противоречия там постоянно.

Прот. Димитрий Смирнов: Да у Вас просто нет ума. Поэтому Вы не можете своим умом охватить и воспринимаете это как противоречие. А речь идёт о совершенно разных вещах. Когда говорится, что Господь хочет спасти мир, имеемся в виду мы. А когда говорится о том, что в мире похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16), имеются в виду наши страсти. Именно от этого мира и удалялись всегда монахи. Не удалялись от метро, у нас в центре Москвы есть монастыри замечательные. Нет, имеется в виду – от кипения наших страстей. Вернее, Ваших, потому что Вы на Господа Бога обижаетесь, Вам кажется, что Он хочет, чтоб Вы сошли с ума. После таких слов язык может отняться навсегда. У Вас ума нет, и Вы на Бога ропщете, потому что нет. А начали Вы с того, что сами сказали, что у Вас ума нет. Вот из этого надо исходить. Ума нет, а берётесь рассуждать. Нет, чтоб взять книжечку какую-нибудь хорошую, Закон Божий начать читать с карандашиком, помечать, что-то себе выписывать, разбираться. Понимаете, надо заниматься своим церковным образованием. Тогда не будете всякие нелепости говорить на весь белый свет в прямом эфире.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, могли бы Вы сориентировать меня, что греховного в ростовщичестве?»

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, это неугодно Богу. Во-вторых, это называется скверноприбытчество. Человек не работает, а деньги отдает в рост. Он их не зарабатывает, он ничего не делает. Он сидит и дает взаймы, а получает больше. Это Богу неугодно, а потом ведь у нас же как? Сколько у нас случаев, особенно когда быстрые деньги? Человек взял в кредит 10 тысяч рублей. Проходит два месяца – он уже должен 100 тысяч, и т.д. Потом его лишают квартиры. Просто разоряют людей. Также к скверноприбытчеству относится содержание казино. Человек ничего не делает, там рулетка крутится, колода карт раскладывается, люди пьют, курят, а потом остаёшься гол как сокол, иди гуляй. Сам образ игорного бизнеса совершенно противен Богу.

Прот. Александр Березовский: Любой нетрудовой заработок противен Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Радиослушатель: Батюшка, вечер добрый! Кратенький вопрос. Просто не могу понять, мы молимся этой молитвой постоянно: «да воскреснет Бог», или: «воскресни, Господи». Господь уже воскрес, о чём мы молимся?

Прот. Димитрий Смирнов: Имеется в виду в нашем сердце.

Прот. Александр Березовский: Господь-то воскрес и ад разрушил. Тогда спрашивается, куда же люди попадают, если ад уже разрушен?

Прот. Димитрий Смирнов: Это же внутри нас.

Прот. Александр Березовский: А мы его опять созидаем.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно. Поэтому мы просим: пусть Господь воскресит наши души, пусть Господь опять победит ад. Вот женщина говорит: «Такая обида внутри!» – это же ад! А Господь воскреснет, она помолится – и ад отступит. И опять на душе будет светло, будет победа.

Прот. Александр Березовский: Дай-то Бог, батюшка.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий и отец Александр.

    2. Коробкова Анна:

      Спаси Господи, батюшки!
      Однако при всем моем глубочайшем почтении к о.Димитрию не соглашусь с его мнением по вопросу молодой мамочки. Сейчас тема материнства настолько поставлена с ног на голову, книжек море, часто в них (в т.ч. православных) полная ахинея (а уж противоположных советов — хоть отбавляй!), и если нет реального опыта общения с младенцами (как у меня) или опытными многодетными мамочками, то в голове получается полный бардак. В довесок куча советчиков, которые говорят противоположные вещи. Поэтому совет грамотного человека очень-очень нужен. Нужен тот, кто направит, объяснит (а с младенцами так там вообще просто необходимо, чтобы даже руки «поставили»: как брать, как держать, как грудь дать и т.д. и т.п.). А там и круг полезной литературы очертится. Всегда эти навыки передавались из рук в руки, сейчас — когда по одному ребенку в семье — все утратилось и позабылось… Посмотришь просто как на ручках держат: и руки, и ребенок «нараскаряку»… :( Благо мне людей Бог послал: научили, направили. А там уже сама. Но только к 3-му и 4-му ребенку более-менее гладко само пошло…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.