Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 27 ноября 2016 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 27 ноября 2016 года.

1. Не могу ничем помочь обратившейся ко мне родственнице, оказавшейся в трудном положении. Как поступить?   (0:54)

попущение Божие, голос Божий, возможности, болящий человек, внимание к больному, духовный вред, жалость, манипулирование людьми, манипулятор, рассуждение, мудрость, пустые хлопоты

2. Есть желание бросить официальную работу и помогать людям в качестве волонтёра. Угодно ли моё желание Богу?   (7:03)

зарплата, квартплата, семья, иждивенцы, благодать

3. До 80 процентов эмбрионов погибают до того, как женщина узнаёт о наступившей беременности. Получается, все женщины – убийцы? В какой момент творится душа человека?   (9:23)

надуманная вина, момент зачатия, жизнь, богословские споры, убийство младенца, зачатие ребёнка, смерть ребёнка, абортмахер, аборт

4. Среди апостолов у Господа был любимый ученик. Значит, кого-то Господь любит больше, а кого-то меньше. От чего это зависит?   (14:47)

прилежность, духовное родство

5. Чем человек может больше всего угодить Богу?   (17:30)

совершенство, заповеди

6. Правильно ли я понимаю, что чтобы узнать волю Божию, надо не строить планы на будущее, а плыть по течению?   (22:00)

нарушение планов

7. Почему некоторые верующие, которые проповедуют Христа не почитают иконы и не накладывают на себя крестное знамение?   (26:10)

иконы,секта

8. Муж моей дочери – еврей, после 12-ти лет совместной жизни он настаивает на её переходе в иудаизм. Как ей быть?   (32:09)

брак, любовь, домашняя церковь, Христос, распятие Христа воспитание в христианстве

9. Возможно ли, живя в миру, подражать монахам в аскетических подвигах и полезно ли это?   (36:05)

состояние души, попугайчик Кузя

10. Начальник раздражителен и ругается матом. Когда я молюсь об умягчении его сердца, его состояние только ухудшается. Что мне делать?   (39:18)

бесы, бесноватый, сквернословие, административное нарушение

11. Священник дал мне настоятельный совет относительно моих внутрисемейных дел, с которым я не согласен. Могу ли я не следовать его совету и чем мне это грозит?   (42:05)

ошибка священника

12. У нас в деревне раздают тесто от Матроны. Как к этому относиться?   (43:45)

святой хлеб, суеверие

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие наши зрители! С наступлением вас Рождественского поста!

Прот. Александр Березовский: Первый вопрос как раз по Евангелию, которое сегодня читалось во всех храмах.

«В притче о милосердном самарянине Господь показывает, как мы должны относиться к нуждам наших ближних (см. Лк. 10, 25-37). Ко мне обратилась родственница, попавшая в тяжелую ситуацию, но у меня нет никакой возможности ей помочь в решении этой проблемы. Как мне в этой ситуации исполнить заповедь Божию? И пройти мимо совесть не позволяет, и помочь не могу».

Прот. Димитрий Смирнов: Должно тогда обратиться к Богу о вразумлении, чтобы Господь указал, как Вы ей можете помочь. Потому что раз Господь попустил, что она обращается к Вам, надо постараться воспринимать это как голос Божий.

Прот. Александр Березовский: То есть возможно, что человек просто не все свои возможности оценил?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, не сразу увидел, так сказать… Много всяких вещей примешивается, вплоть до воспоминания, что сорок шесть лет назад я ее тоже просила, а она вот…

Прот. Александр Березовский: То есть в этой ситуации ни в коей мере не нужно отодвигаться в сторону именно по причине того, что нет…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, даже и сказать «я ничем не могу помочь» можно по-разному. А можно в эту ситуацию вникнуть и посмотреть, а нет ли тут избыточной трагедизации этого момента. Иногда человеку достаточно сказать: вообще никакой трагедии нет. А так-то и так-то.

Прот. Александр Березовский: Очень частая ситуация, когда болящий человек требует полного внимания только к своим проблемам. Вот ты сиди рядом со мной, рядом со мной будь или звони обязательно каждые полчаса. Такая приватизация другого человека на сто процентов…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, когда человек переступает свои прерогативы (если это не грудной больной младенец), то идти у него на поводу – это наносить ему духовный вред.

Прот. Александр Березовский: Но он злится, когда не получает.

Прот. Димитрий Смирнов: «Злиться, – скажешь, – голубчик, нехорошо. Если будешь злиться, как мы сможем продолжать наши отношения? Вот ты сейчас испортишь, и что? И останешься без меня».

Прот. Александр Березовский: Давит на жалость.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я жалею.

Прот. Александр Березовский: Но сидеть с тобой 24 часа в сутки…

Прот. Димитрий Смирнов: В этом я не вижу никакой нужды. Никакой нужды не вижу.

Прот. Александр Березовский: То есть такое тяжелое духовное или, так скажем, душевное состояние человека…

Прот. Димитрий Смирнов: А оно может быть совершенно не тяжелое и не душевное: просто каждый человек, особенно одинокий, особенно немощный, очень любит манипулировать. Есть такие люди, которые сами очень немощные, но очень любят делать добрые дела. Позвонил кому-то, послал его, тот поехал, потом отчитался. И вот человек сидит, считает, что он очень, так сказать, вообще при деле находится. При этом может приврать.

Прот. Александр Березовский: Такой манипулятор получается.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Когда есть такой элемент манипуляции – ни в коем случае. Если идем на поводу, мы человека укрепляем в его этой мнимой правоте. А это ему очень вредно, особенно если человек молодой, растущий. Когда старый – уже ничего не повредишь, все равно скоро Страшный Суд, там ему все объяснят конкретно.

Прот. Александр Березовский: Особенно воцерковляющиеся люди так горят желанием творить добро…

Прот. Димитрий Смирнов: Очень хорошо: поле деятельности огромное. Только опять: это добро не должно быть навязчиво, все это должно делаться с очень большим рассуждением, чтобы добро не превратилось в зло, в демьянову уху, как бессмертный Иван Андреевич писал.

Прот. Александр Березовский: Это сколько же времени должно пройти, пока человек научится такому рассуждению?

Прот. Димитрий Смирнов: Вся жизнь есть приобретение этой мудрости, иначе жизнь пройдет в каких-то пустых хлопотах в казенном доме с отрицательным результатом.

Прот. Александр Березовский: То есть творимое добро может быть и с отрицательным знаком?

Прот. Димитрий Смирнов: Да сколько угодно. Даже святые так говорили: когда доброе делается не ради Христа, оно очень быстро превращается просто в зло.

Прот. Александр Березовский: Следующий вопрос очень в тему, мне кажется: «В моей душе постоянно возникает желание бросить официальную работу и просто помогать людям в их трудах ради любви ко Господу. Как понять, угодно ли мое желание Богу?»

Прот. Димитрий Смирнов: Мало данных. Тут нужно учитывать все: и размер зарплаты, и расстояние от работы до дома, и количество иждивенцев, и квартплату, и общий доход на душу членов семьи – все-все-все.

Прот. Александр Березовский: А то сядет на шею своей семье.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.

Прот. Александр Березовский: Зато добро делает людям, помогает им. Сидя на шее.

Прот. Димитрий Смирнов: Добро нельзя делать за счет кого-то. Если найдешь пять-десять энтузиастов, которые так же, как ты, захотят делать добро, можно вместе; и каждый пятую часть сделает. Или кто-то порасторопнее, сделает побольше. Но это как бы вместе. Но ведь в том-то и дело. Очень многие люди…

Прот. Александр Березовский: Берутся за дело не по силам.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну нет, не то что не по силам. Такое тоже, конечно, бывает. Но, не зная броду, полезут в воду, а потом все кругом становятся виноваты и дело, которое затеяли, получает такой урон, что цунами теплой благодати, которое должно было упасть на всех остальных участников, оказывается ледяным дождем.

Телезрительница: Вопрос по поводу нерожденных младенцев. Известно, что Господь дает душу во время зачатия. Также известно, что до 80% всех зачатых эмбрионов погибают еще до того, как женщина узнает о своей беременности, – по причине какой-либо неполноценности. Получается, что Господь дает душу и Сам же ее забирает? Почти каждая женщина (почти сто процентов) является убийцей?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, какое дело. В Махачкале была авария, в нее попал человек, его задавили насмерть. Вы от этого являетесь убийцей?

Телезрительница: Нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, нет; так и что? Зачем говорить, что каждая является убийцей… Потом, говорится, что в момент зачатия – а какой момент? Одна секунда, две секунды, полторы минуты?..

Телезрительница: Бывает, зародыш живет несколько суток, и просто беременности как таковой еще нет…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, беременность уже есть. Дело в том, что, может быть, этот младенец по своим генетическим свойствам нежизнеспособен.

Телезрительница: Но душа у него уже есть?

Прот. Димитрий Смирнов: Что мы об этом можем знать? Мы же с ним в контакт не можем войти. Придет время, отойдем ко Господу, и нам все неведомое откроется. Главное, чтобы мы сами руку не поднимали на чужую жизнь, которая нам не принадлежит, а принадлежит самому этому человеку и Богу. Вот и все. Больше ничего нам не надо. А сколько, кого, почем – это все рассуждения вроде таких: в Средние века на Западе были богословские споры, сколько бесов может устоять на кончике иглы, например. Это совершенно бессмысленная затея.

Телезрительница: Ясно, спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, я очень рад, что Вам понятно.

Телезрительница: Спасибо, меня очень интересовал этот вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: А вот я удивляюсь – почему? Уж сколько лет, как на пенсию вышел, и никогда меня это не интересовало. Совсем.

Телезрительница: Видимо, потому что я медик, имею к этому отношение.

Прот. Димитрий Смирнов: Если медик, и причастны к убийству младенца, это одно.

Телезрительница: Нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну тогда чего? Как можно мать, которая зачала ребенка, назвать убийцей?.. А если чума, всех, у кого умерли в доме дети, бабушки, назвать убийцами, что ли?

Телезрительница: Нет, конечно…

Прот. Димитрий Смирнов: Где логика-то? Я понимаю, Вы женщина, тут особый способ мышления, но все-таки… Убийца – это тот, кто убивает, поднимает руку. Врач, делающий аборт, – это, безусловно, убийца. Муж, который принуждает жену сделать аборт, безусловно, убийца. Начальник на работе, который говорит: «Если уйдешь в декрет, то больше к нам не возвращайся», – это убийца. Женщина, которая говорит: «Мне надо сессию сдать, не вовремя» и убивает ребенка – тоже убийца. Ну и так далее.

Телезрительница: Понятно.

Прот. Димитрий Смирнов: На здоровье, пожалуйста.

Прот. Александр Березовский: Вообще, часто у людей возникают достаточно странные вопросы. Совершенно не имеющие никакого отношения к Церкви.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, просто вот возникает такая вещь, и все.

Прот. Александр Березовский: Особенный интерес люди проявляют к жизни первых людей в раю. И вообще, как там было, и что, и почему, как они поверили змею…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, я помню. «Откуда змей взялся?» Помнишь?

Прот. Александр Березовский: (Прим. Ред.: Смеется) Да.

Вопрос: «Среди апостолов у Господа был любимый ученик. Значит, и нас Господь любит по-разному? От чего это зависит?»

Прот. Димитрий Смирнов: От степени успешности нашего ученичества… Каждый учитель любит своих учеников, которые успевают. Которые понимают учителя, во время уроков не ковыряют в носу, не играют в какие-то электронные игры, делают задания; у которых в головке остается то, о чем говорил учитель. И которые то, что им преподано, применяют в своей жизни.

Прот. Александр Березовский: Когда учитель видит результат своей работы…

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что обидно. Каждому учителю, каждому священнику очень обидно сорок лет одно и то же талдычить, и видеть никакого результата. Поэтому когда встречаешь какой-то результат в ком-то – это необычайная радость.

Прот. Александр Березовский: Человек становится тебе как-то ближе, роднее.

Прот. Димитрий Смирнов: Это вообще неоценимо.

Прот. Александр Березовский: Хотя есть такие понятия – духовный отец, духовная дочь или сын. Но этого родства как-то порой и не возникает.

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что происходит какая-то техническая процедура.

Прот. Александр Березовский: Назначение такое.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Люди привыкли: подпись; фамилия, имя, отчество, да еще подпись. Да, число не забудьте. Не понимая, что вошли в другую сферу, не банковскую, не нотариальную.

Прот. Александр Березовский: Но от этой системы оторваться ужасно тяжело.

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, что тут тяжелого. Мне, наоборот, войти в эту техническую…

Прот. Александр Березовский: А Вы в ней не были, батюшка, поэтому Вам не тяжело.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну почему, я же работал и на производстве, был инженером, занимался специфической деятельностью в отделе труда и заработной платы. Там всякая цифра… А всякие были соревнования, премии по этому поводу… Это все было очень развито.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Чем человек может больше всего угодить Богу?»

Прот. Димитрий Смирнов: Тем, что выполнит основное Его пожелание: достигнет совершенства, как Отец Небесный совершенен есть (см. Мф. 5, 48). Наивысшая степень угождения Богу.

Прот. Александр Березовский: Но достижима ли эта планка для человека?

Прот. Димитрий Смирнов: Речь идет о степени. Это как в олимпийских соревнованиях. Результат все время растет понемножечку, а где предел…

Прот. Александр Березовский: То есть Богу угоден человек, который поставил для себя целью достижение этого совершенства?

Прот. Димитрий Смирнов: Это просьба Самого Бога к нам.

Прот. Александр Березовский: Будьте совершенны (Мф. 5, 48).

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Насколько эта заповедь применима к каждому человеку? Или это все-таки избранные?

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно к каждому.

Прот. Александр Березовский: Неважно, какой образ жизни человек избрал – монашеский, мирской ли.

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно. Человек избирает образ жизни тот, к которому он лучше благорасположен. Так же и занятие. Для достижения Царствия Небесного совсем неважно, кто ты есть. Как академик Раушенбах: он сначала занимался ракетной техникой, а в конце жизни занялся изучением икон. Или композитор Бородин: занимался химией и параллельно – музыкой. Одно другому совсем не мешает. Человек сам распределяет. Сейчас напишу какую-то пьесу или концерт, а потом сделаю то-то и то-то. Питер Пауль Рубенс занимался еще и дипломатией, например. Очень был важный в государстве человек. А другие – нет, так ничего и не получилось в плане успеха, как обычно люди достигают.

Поэтому разные могут быть поприща. Для Бога это совершенно не важно. Для Бога важно, добрый ты или злой, честный или подлец, щедрый ты человек или вор. Для Бога важно внутреннее твое состояние души. А по сравнению со всеми людьми, которые живут вокруг тебя, Богу угодно, чтобы ты был совершенным. Чтобы твое совершенство по сравнению с другими люди видели и прославляли Отца твоего, Который есть на небесах (см. Мф. 5, 16).

Прот. Александр Березовский: Не важно, кто ты по профессии, важно, какой ты человек.

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно не важно. Это совершенно не важно. Космонавт или печник, как и руководитель государства, может быть человеком благородным, а может быть гад и садист.

Телезрительница: Правильно ли я понимаю: чтобы узнать волю Божию, не нужно строить планы на будущее, а просто плыть по течению?

Прот. Димитрий Смирнов: Неправильный вывод. Христианин плывет только против течения. Потому что вода всегда течет вниз, а низ – это преисподняя. Поэтому планы тут ни при чем. Планы нужно строить. Вот у меня нынче план – закончить передачу, поехать домой, попить чаю, помолиться и лечь спать. И что в этом такого противоестественного? Вот такой план. Он может быть нарушен – телефонным звонком, аварией, мало ли чем. Или что-то вспомню. Так бывает: о, я и забыл. И начинаю, прямо не выходя из автомобиля, заниматься каким-то делом. А бывает, сворачиваю и еду туда, куда обещал, но забыл. Поэтому я все время, допустим, гляжу в свой дневник, что у меня на сегодня. Вот и все. Не знаю, как Вы сделали такие странные выводы.

А плоть человека ему все время диктует такие вещи: спи, ешь, отдыхай, накройся двумя одеялками. Устал лежать – включи телевизор или что-нибудь почитай. А лучше всего – электронную книгу. Она говорит, а ты слушай. Минимальные затраты. Чувствуешь, что уже дремлешь, – тогда выключай. Вот. А христианство, которое, как и Царствие Небесное, внутри нас есть, понуждает. Понуждает помолиться, ответить на письмо, которое ты получил, помолиться за того, за которого тебя просят. Понуждает, когда все нормальные люди уже давно дома отдыхают, ехать на телеканал «Союз». Благо, что по пути к дому. Вот и ждешь, когда придет время садиться в автомобиль и ехать. Так вот и делаешь все наоборот тому, что велит твоя немощная плоть. Все время против течения. Каждый Божий день.

Вы послушайте нашего Святейшего Патриарха. Он постоянно об этом говорит. Он говорит это нам, но на самом деле я-то понимаю, что он говорит это и себе. Потому что он абсолютно беспощаден к своим годам, к своему самочувствию. Попробуйте вот столько полетать взад-вперед. Это, знаете ли, упражнение не из легких.

Телезритель Василий: Есть верующие, которые в Церковь ходят, на иконочки смотрят, молятся. А есть верующие, у которых тоже церковь, они Иисуса Христа проповедуют, прославляют на музыкальных инструментах, но почему-то на иконочки не молятся и крест на себя не накладывают. Меня этот вопрос интересует, объясните, пожалуйста.

Прот. Димитрий Смирнов: Да очень просто: есть Церковь, а есть секта. Это группа людей, которые не согласны с учением Церкви. Тогда они идут в отделение Минюста и основывают какую-то свою церковь. И там уже придумывают, на каком инструменте им играть – на банджо или на арфе, может, на трубе, что-то сплясать ради Господа. И каждый, кто чем горазд, старается. Но пользуются все равно нашим, как говорится, Священным Писанием, потому что у них не хватит образования взять и сделать перевод Священного Писания, так как оно изначально написано на греческом. Поэтому они берут наш церковный православный текст, разбитый на отдельные книги. Это разделение на Марка, Матфея, Луки, Иоанна, Деяния святых апостолов, Соборное послание апостолов и Апокалипсис – это разделила наша Православная Церковь; потом разделили на главы, на зачала, на отдельные предложения, потому что сам текст написан в одну строчку. Все это для них сделали, они этим пользуются. А уже музычку подбирает сам кто как хочет.

Поэтому и называем их сектой, потому что они отделились от основного тела Церкви. Они в иконах ничего не понимают, поэтому иконочки не признают. Почему? По неграмотности. Потому что если бы они захотели, поехали бы со мной в Рим (конечно, за их счет), я повел бы их в катакомбы, показал на стенах иконочки первого века, апостольского периода. Вот изображение Господа Иисуса Христа, вот Богородицы… Это с первого века христианства, с первого века основания Церкви. Рассказал бы им, как произошла икона, как повлияло египетское искусство на создание икон, какие краски использовались к тому времени – специальные восковые; называлось энкаустика – они сохраняют свой цвет до сегодняшнего дня. Но они ничего этого не знают, их старшие товарищи им что-то объяснили, и они в это беззаветно верят. А на простые вопросы у них ответа нет.

Прот. Александр Березовский: Они говорят, что неважно как, главное – прославлять Христа. Вот мы прославляем так. Мы Его любим, почитаем, прославляем.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, все-таки Господь очень многие вещи нам просто заповедовал. Поэтому надо все-таки понимать. Потом, Господь же научил апостолов, научил не просто мужиков из Тамбовской области – научил конкретных людей. Церковь живет две тысячи лет, и каждое поколение учится у предыдущего поколения, а последующие – у предыдущих. И так передается. Предание Церкви. А есть люди, которые вне Предания. Вот – вполне можно перенести термин – украл книгу, прочел и сделал свои самостоятельные выводы. А ты кто такой-то? Откуда ты вообще взялся, почему название такое употребляешь – церковь? Ты никакая не церковь. Ведь можно назвать себя хоть слоном, но раз хобота нет, какой же ты слон? Ты шарлатан, и разбойник, и обманщик. Но мы не запрещаем. Сам Христос не запрещал таким. Пусть, банджо так банджо.

Прот. Александр Березовский: (Прим. ред.: Смеется.) Потом разберемся.

Прот. Димитрий Смирнов: Потом Страшный Суд, и всё расскажут. И даже тут не извольте «сумлеваться».

Телезрительница: У меня дочка живет в Америке уже 12 лет, замужем за евреем. Год назад он ей сказал, чтобы она перешла в еврейство. А она не захотела, отказала. Уехала в Россию, полгода жила в России, но не смогла, уехала обратно. Сейчас с ним живет четыре месяца, они любят друг друга, и она срывается, а живут вместе, в одной квартире. Потому что некуда уходить. Как ей поступить?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а кто я такой, чтобы ей указывать?

Телезрительница: Просто переходить же как бы грех? Как ей пережить это?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как пережить? Каждый себе сам выбирает и мужа, и жену. Вообще что значит «переходить в еврейство»? Это вообще очень даже интересно. Крещеный человек переходит в религию тех людей, которые распяли Христа Спасителя. Вот это отлично, просто даже так слушать приятно. То есть брак вообще для чего существует? Очень многие люди любят животных. Но никто же не женится на своих котах, на попугайчиках. Ну любят, ухаживают, чистят. Живет в доме; когда болеет – лечат. Операции всякие делают. Любят. Никто не скажет. Некоторые за домашними животными ухаживают лучше, чем за своими детьми, внуками, племянниками. Некоторые имеют по тридцать кошек, а про внуков вообще забыли, по именам их не знают, а своих всех знают по именам. Но никому в голову не придет за тридцать котов выйти замуж.

Брак христианский служит для того, чтобы создать домашнюю церковь, родить для Христа Бога деточек и их воспитать как христиан. Совсем другая задача, понимаете? Поэтому брак христианина с нехристианином как таковой даже невозможен, понимаете? Я понимаю этого парня-еврея, который хочет такую жену, чтобы она разделяла его веру. Это очень нормально. Только такой вопрос нужно решать до того, как брак зарегистрирован. Уже приехали в Америку, 15-16 лет прожили – спохватились. Поэтому мне им и сказать-то нечего абсолютно. Как это я, взрослый человек, буду вмешиваться в жизнь двух других взрослых людей? Что хотят, пусть то и делают. Всего Вам доброго, им от меня привет.

Телезрительница: Понятно, спасибо, до свидания.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Возможно ли, живя в миру, подражать монахам, живущим в монастырях, в аскетических подвигах? И полезно ли это?»

Прот. Димитрий Смирнов:Кому полезно, кому вредно. Это зависит от состояния ума человека, от состояния его души.

Прот. Александр Березовский: Вот возжелал человек, мирянин…

Прот. Димитрий Смирнов: Да на здоровье.

Прот. Александр Березовский: Дай-ка я вот тоже…

Прот. Димитрий Смирнов: Дай-ка выйду замуж за еврея – да Господи помилуй!

Прот. Александр Березовский: Насчет кошек в Америке уже есть прецеденты.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот.

Прот. Александр Березовский: Регистрируют.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, это прогресс. Тогда я скажу: а с попугайчиками? Вот у нас один гражданин верил в попугайчика Кузю. Его обожествил, они ему молились, когда уже – хотел сказать, что копыта отбросил, а копыт-то у него нету – лапки склеил, все нормально, и денег много набрал. Не могу сказать, что завидно, но удивительно.

Прот. Александр Березовский: Удивительно, что народ поверил?

Прот. Димитрий Смирнов: У нас в России только ленивый за пророка не прослывет, если ставится такая задача. Пятнадцать минут, и будут толпы стоять. Можно это прямо на «Союзе» организовать. Последнюю сделать передачу. Только адрес уже дать, все подготовить, что вот – новое. Вот, с неба упала фиолетовая черепаха, она сказала… Я ничего не понял, записал на магнитофон, показал лингвистам. Оказалось, что она говорит на санскрите, и она поведала… И дальше покупаешь черепаший панцирь, красишь, всем показываешь издали, что это как раз та черепаха, которая на санскрите говорила. И «слушай, что я тебе говорю; я тебе сейчас расскажу, что она сказала». И всё, несите деньги, побольше – и поехали на Канарские острова отдыхать.

Прот. Александр Березовский: Вот народ, а? Чем дурнее ложь, тем… (Прим. ред.: Смеется).

Прот. Димитрий Смирнов: Дурнее?! По-моему, я неплохо так придумал.

Прот. Александр Березовский: Так с ходу…

Прот. Димитрий Смирнов: Друг, а обижаешь, понимаешь… (Прим. ред.: Смеется.).

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Начальник нашего небольшого коллектива часто раздражается, иногда позволяет себе даже нецензурно ругаться. Молюсь об умягчении его сердца, но он, кажется, становится только злее. Почему моя молитва так влияет на него, что не так?»

Прот. Димитрий Смирнов: А молитва всегда на бесов влияет. Потому что если он раздражительный, значит он обладает бесом гнева. Раздражительность – это проявление гневливости. И конечно, бесу не нравится, что кто-то молится.

Прот. Александр Березовский: Выход из этой ситуации – продолжать злить беса или оставить молитву?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, оставлять молитву не надо.

Прот. Александр Березовский: Человек хочет как-то смягчить ситуацию, а тот ужесточается.

Прот. Димитрий Смирнов: А бедный бесноватый начальник будет вынужден – либо беса унесет оттуда, либо его организм не выдержит.

Прот. Александр Березовский: Придется меняться.

Прот. Димитрий Смирнов: Придется. Можно ему помочь еще, потому что сквернословие в общественном месте является административным правонарушением. Такое преступление закона подлежит штрафу. Нужно поинтересоваться, если в учреждении дежурят милиционеры, спросить: «Ребята, вы тут в наеме или по договору с отделением?». Пойти в отделение: «Вот, у нас матерится начальник, я могу вам видеоматериалы предоставить, не угодно ли его вам поставить в стойло?». И все, милиционер вынужден… Найти такого, кто это сделает, придут и скажут: «Знаете, ваше поведение недостойно гражданина Российской Федерации. Вы нарушаете такой-то закон». Все законно.

Прот. Александр Березовский: Чаще всего люди боятся портить отношения с начальником, с ним связываться не захотят: он уж точно отомстит.

Прот. Димитрий Смирнов: Всякое бывает. А может быть наоборот.

Прот. Александр Березовский: Ну, может, найдется такой смельчак.

Прот. Димитрий Смирнов: Спрашивают, что делать, – я рассказываю.

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Священник дал мне настоятельный совет, с которым я не согласен. Дело касается моих внутрисемейных отношений. Могу ли я не исполнять совета и чем мне это грозит?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это грозит тем, что ситуация в семье наладится. А если следовать этому совету, все может и развалиться. Потому что любой священник судит со стороны, причем судит на основании одной версии. Всегда. А даже самый справедливый наш российский суд выслушивает две стороны. И еще добавляет свидетелей. И еще опытные судьи смотрят: врет – не врет. Включают такие внутренние свои аппараты, задействуют умственные центры и смотрят, кто врет, кто не врет. Если он судит не за деньги, а по честности. И это ближе бывает к истине. А священник сколько угодно может ошибаться, как и все остальные люди.

Телезрительница: У нас в деревне раздают тесто и говорят: это тесто от Матроны.

Прот. Димитрий Смирнов: Это она это тесто замесила? Или что? Откуда оно?

Телезрительница: У меня тоже такое сомнение.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы все подробно узнайте, потом звоните, мы это обсудим.

Телезрительница: Мы даже не знаем, откуда…

Прот. Димитрий Смирнов: Вы узнайте. Это же очень просто, опять: сказали. А может, это от Пелагеи? Надо узнать. Справка есть, печать, сертификат?

Телезрительница: Нет, ничего нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а тогда почем Вы знаете? Может, туда вам что-то подмешивают не то.

Телезрительница: У меня вот тоже сомнения…

Прот. Димитрий Смирнов: Вот и у меня сомнения.

Телезрительница: Ну и что нам, выбросить?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, думайте сами. Это вопрос не ко мне. Мне что-то никто теста не приносит. Сегодня, правда, банку икры мне принесли. Буду есть потихоньку, с хлебушком. Сейчас пост, замечательно.

Телезрительница: Спасибо большое!

Прот. Димитрий Смирнов: Приедете ко мне – я Вас угощу, бутербродик намажем. Ну все, счастливо Вам!

Прот. Александр Березовский: Вот, батюшка, духовный вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и ладно. Я совсем не против. Надо просто, чтобы человек узнавал, как, что, откуда. Сейчас же очень много всего развелось.

Прот. Александр Березовский: Но вот в это «кто-то там сказал» люди верят с ходу.

Прот. Димитрий Смирнов: Как в голубую черепаху, я тебе говорю.

Прот. Александр Березовский: Я про эти хлеба не первый раз слышу.

Прот. Димитрий Смирнов: А я в первый.

Прот. Александр Березовский: Но на самом деле никто не может объяснить, что это такое. Все говорят: святой хлеб.

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще весь хлеб святой.

Прот. Александр Березовский: Да, а в чем его особая святость – никто не знает. Мне дали, сказали: только смотри не выброси. Выбросишь – все, тебе хана.

Прот. Димитрий Смирнов: Так всем и так хана, хоть выбросил, хоть не выбросил.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, спасибо за передачу.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, дорогие наши зрители, с наступающим вас Рождественским постом, уже вступаем в пору, когда готовимся к Рождеству Христову. Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. Vlad.V.A:

      когда ты совершенен — разве могут быть проблемы? — вряд ли.

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    3. Natalia1603:

      Спасибо. Очень полезно. Каждый раз, что то новое берешь себе «на вооружение». Как-будто ответ на мои вопросы.

    4. LenaNik:

      Добрый вечер!Благодарю Бога,за то,что услышала вашу проповедь 9 лет назад.Вы просто перевернули всю мою жизнь,тяжелый груз лжи и обмана свалился с моих плеч.Спаси вас Господь,отец Димитрий!!!

    5. irina.schabranskaya:

      Спасибо, дорогие наши батюшки.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.