Проповедь о явлении Христа в мир и о задаче покаяния (2020.01.17)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 17 января 2020 года.

Закончились святки, завтра мы вступаем в Крещенский сочельник. Даже назначается постный день, для того чтобы мы подготовились к празднику, торжеству Крещения Господня. Завершается этот удивительный цикл празднованием Богоявления – явления Христа-Бога на землю. Началось это явление Бога в Вифлеемской пещере, когда Он появился на свет. Вспоминаем все события жизни Христовой до того, как Он явился к Иордану, где проповедовал Иоанн Креститель, Его Предтеча, пророк Божий, который указал на Христа, что это и есть Агнец Божий. Христос вошёл в воду, для того чтобы принять Крещение, и Дух Святый в виде голубя на Него сошёл. Так явление Бога было раскрыто во всей полноте. Началось Богоявление сначала для родителей, Его мнимого отца Иосифа, для Богородицы и братьев, детей Иосифа от первого брака (он был вдовец). Так постепенно, по мере взросления Христа, с Ним было несколько удивительных происшествий. Но самое важное изложено в Евангелии: когда Он остался в Храме и беседовал там с мудрецами. Все удивлялись Его ответам, хотя Он был ещё отрок и никогда нигде не учился в школах при Храме. Удивлял своей мудростью и таким богословским пониманием духовных вопросов, что указывало на Его необыкновенное просвещение. Так постепенно это явление было для всё большего и большего количества людей. На Иордане Христос пришёл к тем людям, которые действительно искали спасения, и поэтому стекались к Иоанну. Именно самые лучшие, кто был из людей народа Израиля. Они смотрели на него как на пророка, потому что он был и проповедник замечательный, и обличитель грехов, и призывал к покаянию: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). И оно приближалось со Христом. Иоанн, как пророк, Духом Святым, Который был в нём, это чувствовал. Поэтому он сразу узнал грядущего к реке Иисуса Христа и рад был Ему послужить. Он говорил, что не достоин даже развязать ремень на обуви Христа. Такое у него было совершенно евангельское смирение. Вообще он был такой человек, который одной ногой уже был в Новом Завете. Несмотря на его некоторую ревность, он, тем не менее, был весьма и весьма смиренным. Когда Христос пришёл, мы помним, что Иоанн говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Христос же отвечал: надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Потому что жизнь Христова, так как Он первый христианин на земле, должна была в веках служить образцом. Поэтому Он принимает крещение, давая понять всем тем людям, которые захотят покаяться и начать новую жизнь во Христе, что они должны прежде всего покаяться и смыть с себя всю духовную скверну. И этим очиститься. Он показывает, как это нужно делать. Иоанн исполнил это Таинство и над Христом, хотя у Него, конечно, никакого греха не было. Он просто давал нам всем образ, снисходя к нашей людской немощи.

Ещё совсем не так давно 84 процента людей нашего народа жили в деревнях и сёлах. Чем отличалась деревня от села? В селе была церковь, а в деревнях не было. Все жители деревень сходились в село. В этот день вырубали в реках полынью, которая называлась иорданью. Из неё черпали воду, предварительно освятив её. Освящали воду в сочельник. Потом в Крещение приходили и набирали воду те, кто был в дальних деревнях. В городах то же самое. Теперь, в силу того, что воду из рек невозможно употреблять, она вся испорчена всякими отходами, воду берут водопроводную. Её всю вычерпывают, поэтому появилась необходимость освящать воду ещё и на Крещение. Ну а раз и на Крещение, значит перед каждой литургией для людей, которые пришли в первый раз, и ещё до трех раз происходит освящение воды. От этого вода не делается ни хуже и ни лучше. По химическому составу это обычная очищенная вода, абсолютно безвредная, даже очень хорошего качества. Гораздо лучше, чем вода, которая продается в пластмассовых бутылках. Хранение в этой пластмассе влияет на качество. Водопроводная вода течёт по трубам, поэтому её качество намного лучше. Нам кажется, что та вода, которую разливают в бутылки, якобы должна быть лучше. Это совсем не так. Её состав химический намного хуже, потому что она искусственная, там многих элементов не хватает. Крещенская же воду мы берём из водопровода. То есть это та вода, которая поступает к нам из Москва-реки, предварительно очищается, потом течёт к нам, а мы её ещё освящаем, благодать Божия снисходит на неё. Это завершение праздника Богоявления. Потом ещё есть продолжение, до отдания, после чего Богоявление закрывается до следующего года. Для чего явился нам Бог? Чтобы дать нам откровение. Что бы для нас ни делал Господь, всё является откровением. Что же Он нам открывает? Он открывает нам Свою волю через Свои слова. Он говорит о том, что Ему желательно от нас как Своих чад. Потому что каждого из нас, помимо папы и мамы, создал ещё и Господь. Он участник каждого рождения. Поэтому мы все такие разные, оригинальные. Бог никогда копий не делает, даже близнецы и то различаются. У каждого человека своё предназначение. В откровении Божием человек должен увидеть своё предназначение. Тогда его жизненный путь будет более или менее прямой, для того чтобы познать Бога и прийти к Нему. В этом весь смысл жизни человека. Важно не заблудиться в язычестве, как многие люди сегодня блуждают в мыслях, чувствах, своих занятиях. А понять язычество гораздо проще, чем познать истину Божию. Поэтому для людей очень наглядно заниматься какой-нибудь йогой, звёзды считать или верить в созвездия. В любую чушь верить проще, чем вести духовную жизнь. Поэтому очень многие наши советские люди лишились Бога и прилепились к какой-то халдейской ерунде, которую человечество проехало три тысячи лет тому назад. Это просто. Ведь проще смотреть телевизор, чем решать задачки по алгебре. Проще смотреть ток-шоу, чем смотреть фильмы Бергмана. Они сложные, заставляют мыслить. А тут сплетни и сплетни. Все понятно. Люди, и не только люди, но и кошки, и любые животные, выбирают для себя самый лёгкий путь. Путь духовной жизни, наоборот, самый трудный. Поэтому Христос отбирает себе таких людей, которые готовы на эту трудность ради Него и Его Царства. Такие люди к Церкви и прибиваются. Через Евангелие, через проповеди, через свой молитвенный опыт. Постепенно становятся христианами, начинают жить христианской жизнью. Потом входят в понимание, в её вкус и прилепляются к Богу. Тогда жизнь человека выправляется. Но для этого человеку нужно многое в себе победить: лукавство, всякие попытки через чёрный ход куда-то попасть. Это невозможно. Само откровение говорит: кто не дверью (а дверь – это Христос) входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник (Ин. 10, 1). Человек вроде хочет попасть в Царство Небесное, но как вор. Не получится, только через дверь. Поэтому отношения с Богом должны быть прямые и честные. Это довольно трудно, потому что мы с детства привыкли обманывать, скрывать то, что мы натворили. А тут нужно, наоборот, перед Богом открываться. Только тогда получится, что Бог явился и для нас.

Очень многие в церковь ходят десятилетиями, но так и не могут ничего понять и познать. Отчего? Оттого, что нет чистоты сердечной, нет истинного покаяния. Человек просто фиксирует свои недостатки, рассказывает об этих недостатках на исповеди, но ничего в нём не меняется. Одно и то же происходит. Почему так? Потому что нет покаяния. Нет изменения мыслей, слов, поступков и чувств. Для этого нужно трудиться, это самое сложное. Встанем на этот путь, который называется покаянием, только через него можно стать христианином. Поэтому Христос, когда вышел на проповедь и явился всему народу, также продолжил говорить, как говорил Предтеча: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Если человек не покаялся и не понимает, как большинство людей, что такое покаяние, то невозможно для такого человека никакого Царства Небесного. Будь он 16 раз воцерковлённым, это ничего не даёт. Это очень поверхностная часть – знать, когда креститься, когда какой праздник. Этому и обезьянку можно выучить. А вот изменить себя – это задача как раз покаяния. Будем размышлять. Поэтому Церковь нам даёт постный день, как раз для размышлений духовных, а не для того чтобы только глядеть в тарелку и думать, что съесть. Обжираться, конечно, всегда не полезно, но под постом здесь имеется ввиду «быть на посту своей души». Разглядеть, что мне нужно исправить в себе, что во мне от лукавого? Совершенно честно, без всякого пристрастия к самому себе, перед лицом одного Бога. Чтобы свою жизнь перевернуть.

Давайте этот сочельник проведём с пользой для души. Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. PetriFevronia:

      Благодарим Вас отец Димитрий. Смотрим и слушаем проповеди всей семьёй!

    2. Кирилл Львович:

      Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.