Проповедь о Богоявлении и о сотворении рая в душе своей (2020.01.18)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы вечером 18 января 2020 года

Богоявление, по-гречески «Феофания» – событие, когда Бог явился человекам. Явился таким, можно сказать, самым милосердным для человека образом, потому что Бога никто, никогда и нигде видеть не может (см. Ин. 1, 18). Слишком большая разница между тварью и Творцом. И вот Господь решил, чтобы явить себя людям, стать Человеком. Чтобы людям на человеческом языке дать образ совершенного человека, к которому люди могли бы стремиться и подражать ему. И через слово и Свои поступки научил, как войти в божественную жизнь, чтобы и Бог, и человек жили одной жизнью, как и было изначально задумано. Некоторые люди не понимают, почему уже Адам нарушил заповедь Божию, единственную. Дело в том, что Бог создал Адама для любви. Любовь не может быть из-под палки. Из-под палки может быть только дрессировка. Шаг влево, шаг вправо – палкой по спине. Человек быстро выучится, что от него требуется, чтобы не получать палкой. В течение недели. А любовь предполагает свободу, когда человек сам, по собственному желанию делает то, чего от него ожидает Отец Небесный. Предоставление такой свободы предполагает, что человек может нарушить договор. Что с Адамом и Евой и случилось. Весь путь человечества, его размножение по лицу всей земли, потом пришествие Христа на землю, основание церквей по всей земле, перевод Священного Писания на все языки мира – это долгий двухтысячелетний путь, через который прошли миллионы. Многие спаслись. В чём это спасение выразилось? В том, что они выпрямили свои пути. Для этого Иоанн Предтеча приходил, чтобы выпрямили люди стези свои (см. Мк. 1, 3). Потому что обычный путь человека – в преисподнюю. Многие люди уже с 14 лет оказываются в настоящем аду, в тюрьме. Бессмысленная трата жизни в насильственно закрытом помещении, в принуждении к тем вещам, которые им совсем не нравятся. Они сами себя на это обрекли. Большинство людей живут очень тяжело – и в семейной жизни, и на службе и т.д., потому что они живут в постоянном недовольстве и неудовлетворении своей жизнью. Они осуждают людей и постоянно недовольны тем, как всё это устроено. Мы видим через телевизор, в каком они ужасном состоянии. Они жгут автомобили, они бьют витрины, они дерутся с полицейскими, те их травят слезоточивым газом, стреляют до ранений резиновыми пулями, очень болезненными. Всё в дыму, транспорт не работает, на улицах ад. Транспорт не ходит по всей стране, никуда нельзя добраться. И это продолжается месяцами, эта квинтэссенция. Кто хочет пожить в аду, должен совершить революцию в стране, в которой живёт. Тогда он узнает, что такое ад. Когда бессмысленные убийства, когда человек не может выйти на улицу, когда грабёж сплошной, когда убивают полицейских. У нас в стране это тоже было. Началось это с удивительных вещей – белого хлеба не завезли. В Санкт-Петербург, уже позже, в 1943 году, не завезли вообще еды. А как её завезти? И что-то никто не роптал, никакой революции не было. В 1917 году – пожалуйста. И «долой царя!», и «долой правительство!» Хотя «незавоз» был специально спровоцирован, чтобы вызвать волнения. В разные эпохи всё по-разному. В одно время человек хочет организовать здесь ад на земле, соответственный тому аду, который у него в душе. Сначала ад в душе, а потом он на улице, повсюду, в других душах. Это всё заражает остальных по закону толпы. У толпы тоже своя психология. Христос пришёл, чтобы рассказать, показать и научить, как сделать в своём сердце рай и как этот рай распространить на свою семью, а потом на большую семью – собственный народ. Чего надо искать? И как? И что это такое? Вот этим путём прошли сотни тысяч людей из разных народов. Мы можем у них учиться, потому что многие из них были совершенно гениальными писателями, хотя жили в глубокой древности. Они жили в самую лучшую эпоху, про которую люди, живущие в аду, называют «эпохой мрачного Средневековья». Но посмотрим на иконы Андрея Рублева. Есть ли что-нибудь на земле более светлое? Нет, ничего. Вот вам и Средневековье. Если почитать средневековых писателей, увидим, что они писали о заповедях Божиих, о страстях, о Христе. А каким изумительно тонким поэтическим языком! Многие писали прямо в стихах – Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов. Помимо того, что они были величайшие богословы, они были ещё замечательные поэты. Мы до сих пор используем их тексты, для того чтобы передавать Богу наши чувства. Мы учимся у них. Вот Богоявление для этого. Не для того, чтобы завезли хлеб, не для того, чтобы все ходили в норковых шубах и ездили на дорогих автомобилях. Совсем не для этого. Потому что от этого совершенно не прибавляется красоты человеческому сердцу и человеческому уму. Господь спасает только ту часть человека, которая бессмертна. Кому это интересно, тот стремится стать христианином. Но есть и такие, которым это неинтересно или не понятно, такое тоже бывает. Большинству людей вообще непонятно, для чего существует Церковь. Говорит: «Я верую в душе, зачем мне церковь?» А зачем тебе зарплата? Ты можешь в душе её получать. Лучше вообще денёк поспи, а в день выдачи зарплаты не ходи. И душа у тебя будет полна твоей зарплаты. К пустому колодцу никто не ходит, он сухой. Церковь – это источник подлинной жизни. А то, что нам предлагает мир – это суррогат, замена. Всё человечество пребывает в ужасном унынии. Чтобы от этого уныния отвлечься, стараются жить другой жизнью, чужой. Для этого существуют сплетни. Обсуждают либо знакомых, друзей, родственников, либо, что сейчас намного проще, артистов. Кто с кем живёт, куда ходит, сколько жён, сколько детей, о которых он не знает. И на весь мир показывают всяческую срамоту. Подол поднимают и показывают срамоту. А человек смотрит: «О, у меня трое, а у неё восемь, я лучше». Как один киллер приходит в храм и говорит: «Батюшка, я работаю киллером, работа тяжёлая, но хорошо оплачивается. Я, правда, не как другие по семь-десять человек в месяц, а только по два-три». Но убийцей-то ты всё равно остаёшься, хоть одного в год. Это ни от чего не спасает. Даже статья есть «двоих и более людей», а срок за это один. Люди всё время себя оправдывают. Если у него на рубль меньше, то он считает себя уже чуть ли не героем. Я не такой вор как тот, я всего 150 млн. взял, а не 600 млрд. Но всё равно ты ворюга, и конец у всех один. Хоть ты в законе, хоть не в законе, рано или поздно конец один. Но самый главный конец – когда организм уже истощится, мы предстанем на суд Божий. От этого суда никто не может ничего скрыть, потому что Бог про каждого из нас знает всё. Даже то, что забыл наш дедушка, когда нас на свете не было. Поэтому правильно поступает тот, кто хочет узнать, что же Богу от него угодно. Этому может научить Церковь. Церковь – это и школа, и больница. Она может не только научить, но и излечить. Для этого Господь дал Церкви великие Таинства, с помощью которых мы можем свою душу преображать и облагораживать. Для этого и Богоявление. Поэтому с таким торжеством и радостью мы отмечаем это великое событие, когда Господь пришёл к людям, искавшим покаяния на берегу маленького Иордана, который даже более узкий, чем наш храм. Кто бывал в Святой Земле, знает. Для того чтобы омылись в этой реке святой их грехи, Предтеча их погружал в воду. И тут сам Христос. Он искал Себе тех, которые пойдут от Предтечи за Ним. Ибо как Господь Он знал, что скоро Предтечу захватят в темницу, после чего его ждет мученическая кончина как первого мученика, который послужил Христу. Так что дай и нам Бог прожить такую жизнь, которая будет не огорчать нашего Спасителя, отдавшего за нас жизнь, а радовать, что мы чему-то в церкви научились после Святаго Богоявления.

Спаси всех Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. verina:

      Дорогой отец Димитрий, добрых и долгих Вам лет ! Вы наша совесть! Помогай Вам Господь во всех ваших делах!

    2. Vasiliy Grig:

      Спаси Господи!

    3. DILAVR:

      Слава Богу за всё!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.