Проповедь о жизни в свете Воскресения Христова (2020.01.25)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы вечером 25 января 2020 года

В сегодняшнем отрывке из Евангелия от Иоанна повествуется о том, как Господь третий раз явился Своим ученикам. Очень подробно излагается этот эпизод. Эпизод с виду не представляет ничего особенного. Любые рыбаки могут гораздо красочнее описать, как они в тот или иной день ловили рыбу и как поймали. Спрашивается, почему Господь родился в Вифлееме, потом им с семейством пришлось бежать в Египет, спасаясь от буйства Ирода, потом вернулся, потом жил в семье Своего мнимого отца Иосифа и помогал ему в его плотницком деле? Когда вырос, пошёл в пустыню, где постился сорок дней и сорок ночей, потом взалкал, потом был искушаем от дьявола, потом пришёл на берег к Иоанну Предтече, потом понудил его, чтобы он Его крестил, хотя Иоанн трепетал от этой просьбы. И вот потом три года проповедовал, созидал Церковь Божию, был арестован, перед этим предан, испытал и поношения, и поругания, и избиения и, наконец, совершенно ужасающую казнь. Только для того, чтобы своих ребят накормить рыбой? Как-то странно. Масштаб Его жизни и Его проповедей восходит к вещам гораздо более важным. Апостол Павел однажды это объясняет. Он говорит о том, что если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15, 17). То есть она напрасна. Поэтому мы уже неоднократно говорили, что Воскресение – это главный праздник Церкви Божией, с самых первых дней Её основания. То есть всё это Господь сделал для чего? Чтобы укрепить Своих учеников, простых рыбаков, в том, что Он действительно воскрес, что Он не дух, что в Его смерти не было никакого обмана. Он явился ученикам один раз, второй раз, когда и Фома присутствовал, и даже дал ему возможность вложить свои персты в Его язвы, чтобы только они убедились. Дал им возможность в вере устоять. После ужасающих страданий и насильственной смерти, которую получили все апостолы, кроме Иоанна Богослова, который описывает этот эпизод. Только он остался в живых и дожил до старости. Все остальные были умерщвлены противниками Христа. Потому что они пришли ко Христу, а Он пришёл в этот мир, в котором Он был единственным христианином. Поэтому Он, несмотря на то, что Его миссия уже была закончена, тем не менее уже в воскресшем теле являлся им для укрепления их веры. Нас Церковь укрепляет через богослужения. Мы каждую воскресную службу поём пасхальные богослужебные тексты, для того чтобы наше сердце напиталось этим божественным гимном, в котором такие первые слова: «Воскресение Христово видевше». Видевше очами веры. То, что Христос воскрес, можно увидеть только глазами веры. Это самое важное, что человек, который хочет быть христианином, должен усвоить. Тогда жизнь в свете Воскресения Христова приобретает этот очень важный смысл. Вся жизнь, потому что в свете Воскресения, все слова, помыслы, дела человека приобретают христианский смысл. Таким образом каждый христианин может продолжать дело Христово на земле, и становится как бы «маленьким Христом». Сначала в устремлении сердца, а потом и в практической жизни. Например, когда Христос организовал первый приход, там было около 700 человек. Когда Он взошёл на небеса в Вознесении Своём, Его слушала совсем небольшая группа людей – тысячи и тысячи, кроме женщин и детей, которых в те времена никто и не удосужился посчитать. Только мужчин тысячи. Учениками стали около 700 братий. С этого началась Церковь Божия. Примерно столько, сколько у нас сейчас бывает в воскресенье на службе. Как раз с этого всё и началось. Потом от одного к другому передавалась вера.

Бог создал человека как семью, её главная задача не в том, чтобы ребёнок был здоров и кушал кашку, не чтобы он развился в гармонично развитую личность, а чтобы он стал христианином. Если семья, будучи членами Церкви, крещёными людьми, не выполнила эту функцию, а большинство семей именно таких, то их жизнь напрасна. В ней нет смысла. Это главное дело на земле, которое должны сотворить мама и папа – передать огонь веры в Воскресение Христово от своего сердца к сердцам своих деток. Потому что семья – это малая домашняя церковь. А большая Церковь состоит из семей. Господь и говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Дерзну сказать, что здесь речь идёт о муже, жене и первом детёныше, которого им Господь дал. Христос посреди них, если они собираются ради Христа. Даже брак должен совершаться не потому, что мы как млекопитающие имеем стремление к противоположному полу. У людей не так. Это слишком убого. Человек трёхсоставен: помимо тела у него есть душа и дух. В браке это осуществляется. Под покровом Церкви, с благословения Христа, Спасителя и Учителя нашего.

Как всё началось? Были все вместе, даже перечисляется, что был и Пётр, и Фома Близнец, Нафанаил из Каны Галилейской, сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн) и два других ученика, чьи имена Иоанн Богослов, возможно, забыл, а может, не счёл нужным упомянуть. Пётр, как старший, пошёл ловить рыбу. Что ещё делать рыбаку? Тем более жарища там была ужасная – невозможно днём не только ловить рыбу, но и сама рыба не клюет. Поэтому они ловили рыбу только ночью. Как это бывает, всю ночь они ловили и ничего не поймали. Когда настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус (Ин. 21, 4). То ли ещё было очень рано, а может быть, в воскресшем теле Он немного видоизменился. Как-то они ещё не могли Его узнать.

Тогда Господь как опытный и прекрасно знающий их Учитель, давал им наводящие вопросы, через которые они могли бы узнать Его. Он знал даже, что им и веры не хватает. Ведь когда Мария Магдалина рассказала им, что Христос воскрес, они сперва даже не поверили. Господь им говорит: дети! есть ли у вас какая пища? (Ин. 21, 5) Тоже поразительно. Человек воскрес, спускался в недра ада, вывел оттуда праведников ветхозаветных, вывел Предтечу, Адама и Еву, всех пророков Израилевых, которые ждали Его пришествия в ад. И вдруг спрашивает, есть ли у них какая-то еда. От такой возвышенной цели к самому простому – еде.

Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете (Ин. 21, 5-6). Сказал твёрдо как Бог, Который конечно знает, где какая рыба и куда нужно кидать сеть. И потом, стоит Господу сказать одно слово, как придёт целый косяк рыбы, что и случилось. 153 больших рыбы. Тогда уже в этом очередном чуде они узнали Христа Спасителя.

Каждый из нас должен увидеть Христа Спасителя в своей жизни. Отец Павел Груздев, сколько я к нему ездил в молодости, всегда говорил одну и ту же проповедь, но на разные лады. Я всю, конечно, не буду повторять, но смысл такой, что одной женщине было извещение о том, что к ней придёт Христос. Она прибрала горницу, всё погладила, вымыла, вымела, приготовила обед и ждала, что придёт Христос. Постучали в дверь. Она открывает, а там какая-то нищенка. Женщина говорит: «Слушай, извини, мне некогда, ко мне сейчас Спаситель придёт». И она ушла. И так к ней приходили разные люди, а она их отправляла. Христос так и не пришёл. Батюшка говорил, что она не узнала в тех людях, которые к ней приходили, что пришёл Христос. Она ждала, что Он во славе, может быть, с Ангелами придёт. Нет. Господь ждёт, чтобы каждый человек для нас явился дверью в Царство Небесное, чтобы мы его приняли так, как Христа. Отец Павел этому учил. Каждый раз эта проповедь носила разные повороты.

В этом эпизоде апостолы Его узнали. И в том, что Он назвал их Своими детьми, и в том, что Он сказал, куда забросить сеть, чтобы поймать. Они поймали столько, сколько никогда в жизни не ловили. Он их убедил. Закончилось их общение как раз трапезой. Рыбой, которую Он, Христос, им пожарил. Представьте себе, Царь Вселенной, Создатель макромира и микромира, Он им жарит рыбу. Какая милость Божия. Могли бы они это забыть? Никогда. Каждый человек, которого мы принимаем по-христиански, никогда не забудет, как мы его по-христиански приняли. Как будто мы для него в этот миг стали самим Христом. Это очень важно для того, кого мы принимаем, но стократно это важнее для нас самих. Потому что Господь хочет нас именно этому и научить. Если за нашу маленькую жизнь мы успеем этому научиться и научить этому детей, то наша функция в земной части жизни будет выполнена.

Спаси всех Господи! Дай Бог, чтоб это с нами произошло.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Галина:

      Так просто и так емко в одном небольшом эпизоде. Спасибо Вам, отец Димитрий, за разъяснение!

    2. PetriFevronia:

      Батюшка, спасибо за проповедь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.