Проповедь о стяжании Духа Святаго и духовном прозрении (2020.01.26)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 26 января 2020 года

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском (Мф. 4, 12-13). С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Что такое приближение Царства Небесного? Царство Небесное – это Дух Святый, Который приходит в сердце человека, очищает его от всякия скверны, делает его сосудом, избранным Богом, и воцаряется в сердце. Каждый человек из детей Адама рождается во грехе. Господь сошёл на землю и призвал вслед за Иоанном Предтечей людей к покаянию, потому что Дух Святый может прийти к человеку, только если человек стремится к тому, чтобы ему освободить место в своём сердце. Обычный человек управляется в жизни страстями во всех их проявлениях. Какие это проявления? Гордость, тщеславие, многоглаголание, жадность, зависть. Очень много грехов, прегрешений. Дух Святый не может находиться в нечистом месте. Чтобы приготовиться, привлечь Духа Святаго, человек должен покаяться. Господь к этому и призывал. Чтобы покаяться, нужно выполнить два условия. Первое – человек должен возненавидеть сам грех. Второе – просить у Бога, чтобы Господь ему послал Духа Святаго и очистил от всякия скверны, как мы молимся в молитве «Царю Небесный»: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище Благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Такое обращение ко Святому Духу приводит к результату. Только, конечно, обращение должно быть не механическое, а с полным пониманием, чего просишь, у Кого и перед Кем стоишь. Тогда человек под воздействием Духа Святаго начинает меняться. Постепенно становится человеком, который ведёт христоподражательную жизнь, становится христианином. Путь этот, конечно, не быстрый, потому что мы привыкли управляться своими страстями. Это можно наблюдать уже в маленьких детях. Если ему что-то хочется, то для того, чтобы этого добиться, он орёт противным голосом. Тем самым выводит родителей из себя, и возникает столкновение. У одного родителя не хватает терпения, а ребёнок понимает только одно «хочу». А воздержание очень важно для духовной жизни, и нет ни одной религиозной системы, которая бы не знала поста. Что такое пост? Пост – это как раз воздержание не только от каких-то родов пищи, а прежде всего воздержание от своих греховных желаний. Если человек сдерживается, Господь это видит. Тогда по просьбе человека Он посылает ему духовную помощь, очищает его. Но обязательно самому нужно захотеть. Вот о чём нам поведал евангелист Матфей.

Второе Евангелие, которое нам довелось сегодня услышать, это Евангелие от Луки, где говорится о том, как Господь подходил к Иерихону: один слепой сидел у дороги, прося милостыни (Лк. 18, 35) – потому что никогда никаких пенсий, пособий по инвалидности, никаких обществ слепых не было. На что мог надеяться слепой? Только на то, что ему подадут. Каких-то специальных работ для слепых никто никогда не организовывал. Человек питался подаянием. Дадут – поешь, не дадут – будешь сидеть голодным до следующего дня.

И, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? (Лк. 18, 36) Спросил, потому что тогда не было каких-то шествий. Возможно, только церемониальные, на праздник. А тут явно идёт толпа. Слепой по шуму определил и захотел узнать, что это такое. Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Лк. 18, 37-38). Почему он Его назвал Сыном Давидовым? Потому что он уже слышал – слепой, но не глухой – что по городам Палестины, в частности в Капернауме, ходит Иисус. Сын Давидов – это одно из имён Мессии. Он, будучи слепым, уверовал в Него. В то, что это не просто один из проповедников, которых было не так уж мало в Израиле, а Человек, Которого Израиль как раз ожидает, что Он Мессия, Он Спаситель. И так и назвал – Сын Давидов. Каждому иудею было известно, что Мессия будет из рода Давидова. Сын Давидов – это значит Мессия. Слепой обратился к Нему: помилуй меня. Не просто «дай мне зрения» или «не подкинешь ли мне на бедность деньжат?» Он молил о помиловании, то есть он обратился к Нему как к Богу. Мы только к Богу обращаемся за помилованием.

Шедшие впереди заставляли его молчать (Лк. 18, 39). А почему? Их это возмущало. Какой-то слепой именует странствующего проповедника, пусть и исцеляющего больных, Сыном Давидовым. Получается, он разглядел в Нём Мессию, а мы нет. Их это возмутило. Они пытались заставить его замолчать. Но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня (Лк. 18, 39). То есть их слова ещё больше его укрепили в его воплях.

Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя (Лк. 18, 40-42). Какая вера? Вера в Мессию и в то, что Он может дать ему зрение. Вера в то, что Он воистину Сын Давидов, он Его исповедовал Сыном Давидовым. Вот эта вера его спасла. Среди людей в толпе наверняка были болящие – кто-то гриппом болел, кто-то кашлял, у кого-то, может быть, подагра была, но никто не обращался. А он обратился. Господь в одно мгновение ему дал зрение.

И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу (Лк. 18, 43). Потому что увидели это чудо – слепой вдруг делается зрячим. Когда-то каждый из нас прозрел, каждый в свою степень. Этот процесс идёт всю жизнь. По мере приближения человека к Богу, по мере очищения сердца от греха – а Господь сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8) – человек всё отчетливее видит, как Господь действует в его жизни, и всё больше и больше укрепляется в вере в то, что Христос – это Спаситель. Поэтому недаром Иосиф с Марией назвали Его Иисус, что по-еврейски значит «Спаситель». Он – Спаситель. Отчего Господь спасает? От слепоты? Да, но слепоты не телесной, а слепоты духовной. С чего начинается исцеление от духовной слепоты? С того, что человек начинает видеть свои грехи. Один молодой монах говорит старому: «Я вижу Ангелов». Он отвечает: «Ну и что? Лучше бы ты видел свои грехи». Потому что видишь ты Ангелов или нет, это никак не изменяет твоё сердце. А если ты видишь свои грехи, сердце твоё изменяется, ты можешь себе поставить диагноз и начать исцеление с Божией помощью. Духовное прозрение начинается с видения своих грехов. Господь сказал, что Он приблизился к людям, а они могли через покаяние увидеть во Христе Мессию Спасителя. Те из нас, кто захочет быть христианином, захочет спастись от греха, должны, как этот слепец, прозреть. Но нужно помнить, что сперва он прозрел духовными очами, а потом уже, в силу того, что его слепота и его терпение в этом трудном заболевании дали такие плоды, прозрел и телесно, потому что эта болезнь была ему не нужна. Зачем каждому человеку даётся болезнь? Ко мне часто приходят мужчины и женщины в панике. Даже сегодня утром одна пришла. Заболевание у нее, например, такое же, как у меня. Что тут в панику вдаваться? А человек боится. Как говорили наши древние предшественники, которых мы называем святыми отцами, здоровье – это Божий дар, а болезнь – дар бесценный. Человек в терпении болезней, растрате денег на врачей, боли, плохом самочувствии приобретает такие свойства души, которые здоровый человек никогда не приобретёт. А тут даром и довольно быстро. Нужно только потерпеть. Терпение – это первейшая добродетель, без который ни хлеб не испечёшь, ни сыночка не воспитаешь, ни на работе ничего не получится. Терпение в духовной жизни – это фундамент. Нам нужно этому учиться, если мы хотим достичь Царствия Божия, которое проповедовал Христос. Так что будем, дорогие братья и сестры, прозревать духовно. Не будем роптать в скорбях и болезнях, а наоборот, принимать их как духовное лекарство от нашей слепоты духовной и ничего не бояться, потому что болезней никто не избежит, смерти тоже. Но прожить эту жизнь нужно по-христиански, как и учит нас Господь.

Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Кирилл Львович:

      Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.