Проповедь о свете миру и искажении закона (2020.02.08)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на престольный праздник 8 февраля 2020 года

Господь, обращаясь к Cвоим ученикам, сказал: Вы – свет мира (Мф. 5, 14). Потому что человечество, после того как Адам с Евой согрешили, в лице этой первой пары людей погрузилось во мрак. В чём это выразилось? Человек как бы перевернулся в духовном плане. Чёрное стал называть белым, белое чёрным. Жизнь его, приготовленная Богом к добродетели, настолько перевернулась, что вся была погружена в грех. Конечно, Господь по любви Своей не мог оставить это без всяческого внимания. Он хотел вернуть назад тот свет, который Бог изначала дал Адаму и Еве. Во-первых, бессмертие. Адам с Евой были бессмертны. Хотя Адам прожил почти тысячу лет, но всё равно смерть его настигла. Многие люди удивляются: «Что это, хороший человек – и вдруг умер?» Перед Богом каждый человек не так хорош. По сравнению друг с другом у нас – один мерзкий, а другой более мерзкий. Поэтому менее мерзкий кажется хорошим. Очень просто определить – ударить его по правой щеке и посмотреть, какой он хороший. Но лучше не бить, а то вдруг сдачи даст. На лице все его чувства, всё его воспитание мгновенно отразится как в зеркале. И мы увидим кого? Самого себя. Господь кое-чему уже научил апостолов, и кое-что они восприняли. Конечно, не всё. Самое главное они воспринять не смогли. Он говорит: Вы – свет мира (Мф. 5, 14). То есть Господь уже знал как Сын Божий, что Ему надлежит невинно пострадать. Все люди на свете страдают, но невинно страдают только младенцы. Младенцы новорожденные – это как бы напоминание о том, какими мы должны быть – сплошная чистота. А мы все погрязли в грехах.

И дальше говорит: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 14-15). То есть какой смысл возвращения этого света? То, что на землю принёс Христос – это свет того, что является иной жизнью, противоположной той, которой живёт каждый человек. Как живёт бедненький человек? Лживо. Вместо того, чтобы душу положить за други своя (см. Ин. 15, 13), он старается други своя положить за свою жизнь. Манипулирует, чтобы себе от человека добыть пользу. Степень этих усилий разная, но сами эти усилия мерзкие по своей сути. На этом все устроено. Есть даже специальная наука, экономика – как отобрать деньги у одних и отдать другим. Чтобы бедный беднел, а богатый богател ещё больше. Почему? Потому что он живёт по страстям. Бог, Который создал вселенную, всех нас, Адама и Еву, этому никогда не учил. Даже приучал к ровно противоположному. Ещё в Древнем Израиле были такие юбилейные года, когда тому, кто должен, заимодавец всё прощал. Конечно, некоторые хитрили и старались выбить до этого всё, но некоторые не успевали, и приходилось прощать. Закон такой был, Господь так приучал.

Дальше, для чего даётся этот свет? Чтобы свеча светила. Чтобы каждый человек был бы маленьким Христом, и от него, как от свечки, пусть немного света, но хватит, чтобы прочитать страничку из Евангелия. Вот для этого, чтоб жизнь каждого человека была такой свечкой. А вместе вся Церковь действительно являла свет миру. Человек в церкви встречался с такими людьми, которых больше не встретит нигде, потому что они живут по-христиански, а мы нет. Надо вслушиваться и вчитываться в слова Господни: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Почему Отца? Потому что те дела, от которых исходит свет, человек не может сам придумать. Он может только с помощью Божией их совершить.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17). Потому что иудейские законники Его не понимали – Он всё говорит наоборот. Вот в законе так написано, а Он всё наоборот. Ничего Он не наоборот, просто они не понимали, в чём закон. Не понимали. А Он говорил саму суть закона и для чего он сделан. Для чего, например, закон о субботе? Шесть дней делай, а седьмой – шаббат Господу (см. Исх. 20, 9-10). Не для того, чтобы в лифте кнопку не нажимать, потому что это грех. Это сумасшествие. Для чего тогда? Чтобы хотя бы раз в неделю человек вспоминал о Боге, ходил бы в Храм. Если Храм далеко, в синагогу, слушал бы чтение Священного Писания, размышлял над ним. Вот для чего – чтобы вспомнил о Боге. Исцелить в субботу согбенную старуху – это разве грех (см. Лк. 13, 10-17)? Каким же надо быть извращенцем, чтобы исцеление старухи назвать грехом? Говорят: Он нарушает субботу. Вот Господь им объяснял, что Бог, Который дал субботу, есть господин субботы (см. Мф. 12, 8). Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Тут же всё наоборот. Это извращение. У многих так называемых православных вся жизнь извращена. Посмотришь, как они живут – разве это православие? Ещё и до мусульманства не дотягиваемся, какое уж там православие. Совершенно обыкновенный коммунизм. Коммунистические сатанинские представления вошли в привычку. Человек даже не знает и не чувствует, что он давно поклоняется дьяволу, а думает, что он христианин. Что это такое? Извращение.

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 18-19). Да, в Царстве Небесном тоже все люди по тому, насколько они потрудились и усвоили, настолько всё и получат. Если человек заповедь нарушит, он переходит в самый конец. Даже если он входит в Царствие Небесное. Потому что если ты согрешил в одном, ты согрешил во всём. А кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царствии Небесном (Мф. 5, 19). А мы этого не можем. Кто научил своих детей? Вот сейчас, и я этому очень доволен, такое большое количество людей пришли в субботу, хотя вечером всенощная, на престольный праздник. Замечательно. И такой простой вопрос: а где ваши детки? Где их и кто носит? Хорошо ещё, если спят. Вот и всё, своих собственных детей не могли научить самому главному.

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Это не я сказал, а Господь в Нагорной проповеди. Что это за праведность фарисеев? Это извращённая праведность, праведность внешняя. Праведность, которая заключается только в том, как ты выглядишь. Для Бога не важно, как ты выглядишь. Это важно только для твоего тщеславия. Для Бога важно, кто ты есть по сути, каковы твои ум и сердце, на что они направлены и чего они хотят. От этого нашего желания и зависит, придём мы в Царство Божие или нет. Или будем довольствоваться только земными радостями, которые скоро кончаются. Старые скоро умрут, а молодые скоро будут болеть. Всё будет болеть – и голова, и ноги, и глаза, и уши, и печень, и сердце. Всё будет болеть, будь ты хоть четырежды миллиардером, это неизбежно. Ты можешь всю медицину купить в целой стране, всё равно умрёшь. Спрашивается, зачем жил? Это безумие, это извращение. Поэтому каждый из нас стоит перед выбором – либо выбираем свет Христов, либо выбираем внешность. Поэтому все и беспокоятся: «А что она скажет? А что она подумает?» Да ты лучше подумай о том, что Бог про тебя скажет и что Он о тебе думает. Вот у нас отчётность какая – перед Отцом Небесным, а не перед соседкой или перед родственниками. «Что она скажет?» Надо взирать на то, что есть добро, и стараться усвоить это себе, тогда у нас будет не извращённое христианство. В противном случае то, что есть у нас – это то, про что Господь сказал: Горе вам <…> фарисеи, лицемеры. Раз уж Господь сказал, я решил с вами поделиться, какие мысли рождаются, когда читаю Нагорную проповедь.

Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. TatianaSmirnova:

      Отец Димитрий, спасибо. Здоровья Вам и помощи Божией.

    2. Ирина:

      Храни Вас Бог, отец Димитрий!

    3. Vasiliy Grig:

      Батюшка, здоровья Вам!

    4. PetriFevronia:

      Красивая служба и замечательная проповедь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.