Проповедь по притче о мытаре и фарисее (2020.02.09)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 9 февраля 2020 года

Сказал Господь некоторым следующую притчу: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (Лк. 18, 10). Почему Господь эту важную для нас вещь облёк в форму притчи? Ведь могло так быть, что одновременно зашёл фарисей и мытарь? Не могло. Чтобы выявить то, о чём Он хотел нам поведать, Он прибег к притче. А почему не могло быть? Потому что каждый человек, родившийся на земле после Адама (и мы с вами в том числе), является и фарисеем, и мытарем. В каждом человеке это есть. Пропорции смещаются и бывают разными. Один больше фарисей, а другой больше мытарь. Чтобы это разделить, Господь избрал такой замечательнейший педагогический приём.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя (Лк. 18, 11). Замечательные слова, потому что человек должен быть благодарным, и наше христианское богослужение так устроено, что главное – это благодарить Бога. Нам нечего Богу принести, мы рождаемся в мир совершенно голенькие и совершенно беспомощные. Мы не можем найти себе пропитание, мы ничего не понимаем. Некоторые из нас такую детскую глупость и незнание вообще ничего сохраняют чуть ли не до пенсии. Потому что учились через пень колоду, ничего не помнят, кроме группы слов, штук сто. И считать могут до ста, чтобы посчитать мелочь, когда продавец на рынке надул. Вот максимум. Я вам уже рассказывал, что у каждого человека, который хочет креститься, я спрашиваю: «Зачем?» За сорок лет мне только одна женщина сказала зачем. Я прямо удивился. Один случай за сорок лет. Люди крестятся и сами даже не знают зачем.

Фарисей начал молитву правильно: Боже! благодарю Тебя! А потом ошибка – о чём он благодарит: что я не таков, как прочие люди (Лк. 18, 11). Что это значит? Хуже или лучше? Если б хуже, он не стал бы благодарить, а хотя бы просил Бога сделать его чуть получше.

Нет, он собой доволен: Как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Все плохие, а я хороший. Так и мы на исповедь приходим и начинаем перечислять, какие нас окружают плохие люди. Муж, которого сама выбрала, плохой. Дети, которых не воспитала, плохие. Родители вообще никуда не годятся, всё время лезут, что-то говорят, настаивают, требуют. Подруги все врут, друзья обманывают, только манипулируют мной и наживаются. Как говорят: «Такой пошёл народ». Не то, что я. Я с высоты своей прекрасности вижу в себе только хорошее, а во всех остальных только плохое. Так что каждый человек – фарисей. Но Богу это неугодно. Почему? Пока человек фарисействует, он не может стать лучше, потому что он и так считает себя хорошим, справедливым. Некоторые так и говорят: «Я не такой человек!» Ух ты, Боже мой! А какой же ты? Я-то знаю какой, ты ещё хуже, потому что каждый в другом глазу видит сучок, а сучок этот от дерева точно такого же качества, как бревно в твоём глазу. Человек может увидеть в другом только то, что в изобилии есть в нём. Если в человеке нет жадности, он в другом её просто не увидит, потому что он не знает, что это такое. А так как жадность пребывает в нём в изобилии, поэтому мелкую жадность он видит в другом. Это закон духовной жизни.

Пойдём дальше. Очень многие из нас начинают исповедь с того, что восхваляют себя: «В церковь я хожу, посты соблюдаю, молюсь утром и вечером». Так и хочется сказать: «Поздравляю, у тебя на Неделе мытаря и фарисея именины». Я уже рассказывал про одного моего друга, иеромонаха, Царствие ему Небесное. Он всегда в этот день всех поздравлял с Днём Ангела. Говорил, что Неделя мытаря и фарисея – это наше завоевание духовное.

Даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 12). Поднимите руки, кто из нас десятую часть из того, что зарабатывает, или из пенсии отдаёт на храм? Ноль. Представьте, насколько мы хуже этого фарисея. А Господь на его примере учит, какими мы не должны быть.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне, грешнику!” (Лк. 18, 13) Почему? Он осознал себя грешником. Ни один человек на земле никогда не наследует Царства Небесного до тех пор, пока он не узнает правду о себе. А что является правдой? Правда о себе состоит в том, что каждый человек, и я в том числе, грешник. Это нужно говорить, потому что некоторые у нас так действуют – приходят на исповедь и говорят: «Я великий грешник». Грешник, но зато великий. Он никак не может стать самым последним грешником. Нет, он великий грешник. Человек просто упивается собственным величием даже в грехе. Когда спрашиваешь в чём он грешник, отвечает: «Во всём». Во всём, значит ни в чём. Человек ускользает от покаяния. Правда заключается в том, что все люди грешные. Чтобы избавиться от греха, как избавиться от какой-то болезни, нужно поставить диагноз. Был такой случай: двадцать лет лечили от желтухи, а он оказался малайцем. Бесполезно, такой у человека цвет кожи. Он был совсем не болен, а абсолютно здоров. Поэтому очень важно каждому человеку знать в чём он грешен. Для этого и существует исповедь. Только тогда, поставив себе диагноз, можно исцелиться. А у нас как? Большинство ставят диагноз другим. Речь идёт на исповеди о детях, о каких-то соплеменниках своих, о друзьях, о сотрудниках на работе – о чём угодно, только не о самом себе. Человек даже не помышляет о том, в чём ему надо исправить свою жизнь. Пока он стоит на исповеди, он на десять минут приблизился к преисподней, но никак не к Царству Небесному, потому что покаяния нет. Покаяние может быть только в том, в чём человек осознаёт себя грешным, вступает с этим в борьбу и молится Богу о помощи.

Заключает Господь эту короткую притчу словами: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Почему на древних иконах изображается обратная перспектива? Потому что когда мы смотрим из грешного мира в мир невидимый, духовный, там всё зеркально, наоборот тому, что есть у нас. Что у нас, у людей, здесь считается добром, то в Царстве Небесном добром не считается. К примеру, богатство. Все хотят поменьше трудиться и побольше зарабатывать. Все, даже школьники. Понять задачу – лень ума, получить пятёрку – с удовольствием, даже просто так. Родители – то же самое: «Он у меня отличник». Отличник-то отличник, но ничего не понимает, что в школе происходит. Учитель, чтобы не конфликтовать ставит: «На пятёрку, на здоровье». Всё равно в институт никакой не поступишь со своими пятёрками». Потому что цена твоим пятёркам не пять рублей, а пять копеек. Но людям нужны пятёрки, а не знания, это понятно. Людям важно не качество работы, а сколько ему заплатят. Работает не для того, чтобы сделать табуретку, чтобы человек сел на неё и не упал, чтобы она не разлетелась, и чтобы её не шатало, как корабль в бурю. Вот что нужно покупателю. А тому, кто изготавливает, нужны только деньги и больше ничего. Хоть гори она огнём, а гореть она будет хорошо, дерево сухое. Причём чем твёрже, тем больше от неё будет тепла, что дуб, что бук.

В той жизни, в которой мы живём, здравого смысла вообще нет. И хорошо бы человеку осознать себя грешником, как этот мытарь. Мытарь – это самая скверная профессия, которая была в Израиле. С мытарем никто дружбу не водил, обходили его за версту. Если шли по одному тротуару, то переходили на другую сторону. Мы вспоминали о Закхее мытаре, когда Христос сказал: сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). Весь город был в шоке, что к человеку, всеми презираемому – в дом. Да, всеми презираемый, а Богом – нет. Потому что он единственный из всего Израиля залез на дерево, чтобы Христа увидеть. Остальным нужно было с Него только что-то поиметь – кому-то здоровье, кому-то поесть, кому-то новые глаза и так далее. Большинство людей вообще не интересуются, какие чувства у этого Бога, лишь бы нам дал здоровья да нашим детям: «А завтра у меня суд, а послезавтра экзамен, а потом благословите, я на курорт еду, чтобы всё было хорошо. Чтобы «коронагриппом» не заболеть, чтобы я купался среди января». Всё дайте и дайте, всё мне, и благословите, и дайте. Главное, чтобы было всё хорошо, как у поросёнка, который нашёл, наконец, тёплую лужу. Он может лечь, хрюкать и кататься по этой всей грязи. Вообще, такая свинская жизнь очень любима человеком. А Христос зовёт к подвигу, к труду, к терпению. Для того чтобы один подставил плечо другому. А если он просит рубашку, чтобы отдал ему ещё и верхнюю одежду (см. Мф. 5, 40). Вот до какого совершенства надо дойти.

Один грешник сам себя восхваляет, а другой даже боится на небо возвести глаза и говорит: Боже! Милостив буди мне грешному. Это притча говорит о том, что только того, кто всю надежду возлагает на милость Божию, может оправдать Господь. Потому что он познал самое главное. Самое главное в жизни, что мы должны постичь – это то, что мы есть жалкие грешники. Мы можем быть от Бога только помилованы. Если вдруг среди семи миллиардов человек, которые населяют землю, найдётся такой, который исполнит всё, что написано, как он должен к себе относиться? «Ну всё, исполнил, правило почитал, от сосиски отказался. Даже пельмени без горчицы ел. Ой, пельмени нельзя, это грех. Вообще не ел, только щей без сметаны поел и всё». Господь повелел: говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Потому что сделал только то, что положено. Зубы ведь чистить положено, что же теперь, тебя до небес превозносить? Квартиру убирать положено? Так какая тебе в том награда? Это маленьких детей, потому что они ленивые, надо заставлять. Им бы только играть да гулять: «В школу не хочу, спать хочу». Это понятно. Поэтому, если мы хотим жить по-христиански, Господь требует от нас движения. Это называется жизнь-подвиг, от слова «двигаться» по направлению к Царству Божию. Когда человек так возлюбит Бога, что захочет к Нему, а не для того, чтобы его дети жили в благополучии, сытости, лени, обжорстве, всяких дорогих вещах. Нет, Он не этого хочет. Он хочет, чтобы они жили по-христиански. А как – по-христиански? Вот у нас висит иконочка Софии. А у неё были три девочки – Вера, Надежда и Любовь. Они за Христа отдали жизнь. А пока их истязали и забивали насмерть, она ходила вокруг и говорила: «Девочки, крепитесь, только не отрекайтесь от Христа». Они умерли. На следующий день сердце Софии не выдержало, она умерла от инфаркта. Потому что невыносимо матери видеть, как на её глазах убивают собственных дочерей. Но зато, когда мы умрём, здесь не будет икона наша висеть. Какой интерес фарисейские физиономии наклеить? Разве это будет икона? Нет. Надо жизнь так переменить, чтобы твоё изображение было достойно висеть с теми, кого мы ныне прославляем. Вроде, обыкновенные люди. Вот первый наш новомученик, великий святитель, умер он как Киевский. Вывели его из ворот Киево-Печерской лавры и расстреляли. Он, перед тем как пули коснулись его сердца, всех их благословил и отошёл ко Господу как первый мученик. Поэтому этот день назначен, чтобы всех новомучеников прославлять. Все хотят благополучия. Почему, если все хотят благополучия, мы носим на себе крест? Чтобы он нам напоминал, что Христос совсем не благополучную жизнь начал и закончил, очень трудную, полную всяких невзгод – и тюрьма, и издевательства, и гонения, что только Он не претерпел за Свою короткую жизнь! Откуда у нас такое стремление к благополучию? Это стремление есть у нас как у потомков Адама. Мы генетически помним, что когда-то люди жили в раю, но они нарушили завет с Богом и не могли больше жить в раю. И мы не можем жить в благополучии. От этого жиреет наше сердце. Это ожиревшее сердце не способно на любовь. Приближению к Царству Небесному способствует только любовь. Только подвиг во имя Христа, только видение своих грехов, только покаяние нас туда приведёт. Аминь.

Спаси всех Господи.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. kotova natalia:

      Как хорошо себя видно,когда слушаешь такую проповедь.Только вот подвига мало. Спасибо,батюшка Димитрий, за наставление на путь истинный.

    2. ElenaP:

      Сердечное спасибо за прекрасную проповедь, отец Димитрий.

    3. DILAVR:

      Всё верно, в каждом человеке есть и мытарь и фарисей.

    4. Ирина:

      Спасибо, дорогой батюшка отец Димитрий!
      P.S. Скоро замечательный праздник Сретения Господня! Очень хочется услышать Ваше слово в этот день.

    5. Vasiliy Grig:

      Прекрасная проповедь, спасибо Батюшка!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.