Проповедь о смиренномудрии по изречениям из Древнего Патерика
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме святителя Митрофана Воронежского 5 марта 2020 года

Почитаю, как это и полагается Великим постом, некоторые изречения cвятых отцов из главы 15 книги Древний патерик «О смиренномудрии». В наше время такая добродетель практически не встречается. Тем не менее, хотя бы знание о том, что такая существует, может быть нам полезным. Если мы хотя бы несколько раз в жизни дойдём до этого устроения своей души, это окажет нам великую пользу и приблизит нас через это к Богу.

«Авва Антоний (это основатель монашества) в том состоит делание человека, чтобы грех свой полагать на главу свою, пред Богом, и ожидать искушений до последнего издыхания». Что тут он имеет ввиду? Сам человек не может избежать греха, а Господь, если у человека будет смирение, может его от этого избавить. У нас обычно, когда человеку грядут какие-то испытания и искушения, он начинает смущаться. Древние отцы прекрасно знали Священное Писание. Из нас очень редко кто имеет такие знания. Апостол Иаков говорил: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1, 2). То есть не печалиться надо, а радоваться. Потому что только в экзамене можно узнать, соображает ли что-то ученик или нет. «Экзамен» в переводе с латыни на славянский – это искушение, а в переводе на русский – испытание. Даже в гимназиях сто лет назад говорили слово «испытание», «экзамен» – это уже последняя мода. «Еще сказал авва Антоний (ему очень многое открывалось в этой жизни, он был прозорливым старцем): я видел все сети диавола, распростертые по земле, и, вздохнувши, сказал: кто же обойдет их? И услышал голос, говорящий: смиренномудрие». Это Отец Небесный ему сказал. Если человек смирен, то дьявол от него убегает, а если человек горд, тщеславен, много разговаривает или шибко о себе понимает, то он аккуратно в эти сети попадает.

«Пришли однажды старцы к авве Антонию (к нему и старцы ходили, не только молодые подвижники), и с ним был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, предложил изречение из Писания, и начал спрашивать младших: что значит сие изречение?» Такой Евангельский кружок организовал вокруг себя. «И каждый говорил по своей силе. Но старец каждому говорил: ты еще не нашел. Наконец говорит авве Иосифу: «Ты как скажешь, что значит это слово?» Иосиф отвечал: «Не знаю». Авва Антоний говорит: «Авва Иосиф поистине нашел путь, потому что сказал: не знаю»». А в чём этот путь? В том, что он увидел, что он не знает. Такие вещи решаются не от ума или знаний, а только исключительно от духовного опыта.

«Некогда демоны приступили к авве Арсению в келии, – и смущали его. Прислужники пришли к нему, и, став вне келии, слышали его взывающего к Богу и говорящего: «Боже! Не оставь меня; я не сделал пред Тобою ничего доброго, но даруй мне, по благости Твоей, положить начало»» Любое смущение от дьявола. Здесь как раз описывается это состояние. «Говорили о нем же: как никто при дворе царском не носил одежды лучше его; так и в церковь никто не надевал одежды хуже его» – таинственное такое изречение. Но можно представить себе, почему он так делал. Потому что к царю войти в драной одежде – это нанести ему оскорбление. А если ты входишь к Богу, то для Бога это радость, что ты исполнил заповедь.

«Авва Исаия сказал: любовь славы человеческой рождает ложь». Когда человек стремится к славе, он начинает врать. Это особенно видно по детям, которые начинают: «я», «я», «я». Приписывают себе какие-то достоинства. «Отвержение же ее в смирении производит в сердце больший страх Божий. И так не желай быть другом славных мира, чтобы слава Божия не оскудела от тебя». Думать надо не о том, что тебе люди скажут и не о том, кого из сильных мира сего ты знаешь, а об одном Едином Боге, тогда будешь на верном пути.

«Еще сказал: приобретший смиренномудрие познает грехи свои. Если же соединится с смиренномудрием скорбь, и та и другая пребудут с ним, то они изгоняют из души всякий демонский помысл и питают душу собственно собою и от святых добродетелей. Имеющий скорбь и смиренномудрие не заботится о порицании другого; потому что они составляют его всеоружие, сохраняют его от гнева и мщения и научают его переносить все с ним случившееся. Ибо как могут приблизиться зависть и гнев к тому, кто сетует о грехах своих пред Богом». Вот это сетование настолько поглощает подвижника, что он совершенно не сетует о других. Чем обычно занята беседа мирских людей? Тем, что один другого всё время осуждает: «А она вот это, а они вот это». А второй стоит и качает головой. И хочется тоже сказать: «А вот она вот это, а вот она вот то!». И так далее. Конечно, смиренномудрие тут и не ночевало никогда. «Повержение самого себя пред Богом с сознанием и повиновение заповедям в смиренномудрии рождают любовь, а любовь рождает бесстрастие». Бесстрастие возрождается из этого. От чего страсти? От отсутствия любви. Когда человек достигает любви, страсти его не насыщают.

«Авва Исаия спрошен был: что такое смирение? И сказал: смирение есть то, чтобы представлять себя грешнее всех людей и уничижать самого себя, как не делающего ничего доброго пред Богом». Когда человек войдёт в такое устроение, это устроение будет правильным. Бог только таким смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Остальным, когда они придут на суд Божий, Он скажет: никогда не знал вас; отойдите от Меня (Мф. 7, 23). Потому что после смирения приходит к человеку благодать Божия, она его и спасает. В чём состоит спасение? В очищении от греха до такой степени, что душа способна войти в общение с Богом. Если это не случается с человеком, у него нет даже никакой возможности приблизиться к Царству Божию.

«Дела же смирения таковы: чтоб молчать, не измерять себя с другим, не спорить, подчиняясь всем, взор повергать долу, пред очами иметь смерть, не лгать, не празднословить, не противоречить высшему, не желать выставлять на вид слово свое, переносить обиду, ненавидеть праздность, принуждать себя во всяком деле, жить трезвенно, отсекать свою волю, не раздражать никого, не завидовать никому». Вот тогда, если человек будет упорно этому следовать, он придёт ко смирению.

«Еще сказал: употреби силу твою (имеется в виду сила воли, так как подвижническая жизнь требует силы воли) не иметь собственного суждения». Знаете, как бывает: «У меня такое мнение», «А у меня такое мнение». Авва Дорофей сказал: «Анафема мне и моему мнению». «Еще сказал: употреби силу твою не иметь собственного суждения, чтобы ты мог упражняться в плаче» – имеется в виду о грехах своих. «Озаботься всею силою своею не спорить о вере и не догматствовать» – то есть не обсуждать догматы. «Но следуй Кафолической Церкви. Ибо никто не может постигнуть что-нибудь от Божества». Хоть святые отцы, мудрейшие и учёнейшие, вырабатывали определённые формулировки, но обыкновенный человек абсолютно ничего в этом понять не может. Это абсолютно выше человеческого ума, абсолютно. Это можно только созерцать и принимать сердцем, как учит Церковь.

«Еще сказал: приобретающий смиренномудрие самому себе наносит порицание от брата, когда говорит: я погрешил. Но презирающий брата напрасно думает о себе, что он мудр и никогда никого не оскорбил. Имеющий страх Божий заботится о добродетелях, чтобы ни одна из них не оскудела от него». Сразу о всех, потому что, если ты в одной добродетели не преуспел, ты потерял всё. Как бочку пробить? Набить 12 дырок и всё. Можно и одну пробить, и так же всё вытечет. Может быть, медленней, но вытечет точно.

«Еще сказал: да говорит не язык твой, но дело». То есть не надо о себе рассказывать. Если что-то сделал путное, то люди увидят твои дела и скажут: «О, это он». «Да будет слово твое смиренно в сравнении с делом, не говори без сознания, не учи без смирения, чтобы земля приняла сияние твое». Что за земля? Это сердца других людей, для которых ты хочешь что-то назидательное сказать. Наши детки, допустим, или внуки. Просто бриллианты, а не слова. «Еще сказал: мудрость не в том состоит, чтобы говорить, не в том, чтобы знать время, когда должно говорить; в знании молчи и в знании говори; рассуди, прежде нежели говорить». Как у нас говорят, сначала подумай, прежде чем говорить. Рассуждение – это редкий дар, который святые отцы ставили даже выше любви. Любовь могут стяжать практически все, а рассуждение совсем не каждому даётся даже из тех, кто достиг любви.

«Иоанн Колов сказал: врата к Богу есть смирение; и отцы наши многими скорбями, радуясь, взошли в град Божий». Вот смирение как раз в этом. Господь привлекает Дух Святый в сердца христиан, даёт возможность победить скорби, потому что Дух Святый – Утешитель, он утешает. И человек, радуясь, входит в град Божий. Даже если есть скорби, с радостью приходит к Богу. Он это и сам испытал и от своего опыта говорит. «Смиренномудрие и страх Божий – выше всех добродетелей». Страх Божий – это когда человек боится чем-то оскорбить Бога. Смиренномудрие – это то, что привлекает к человеку Дух Святый. И он этим самым подражает Христу, Который сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). «Авва Иоанн Фивейский сказал: монах, прежде всего, должен сохранять смиренномудрие, ибо оно – первая заповедь Спасителя, говорящего: «блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5, 3)». Царство Небесное – это нищета духовная, а нищета духовная – это смирение. «Авва Матой сказал: насколько человек приближается к Богу, настолько он сознает себя грешником. Ибо пророк Исаия, увидев Господа, назвал себя «окаянным и нечистым» (Ис. 6, 5)». Всегда, допустим, в полумраке не видно чистая рука или грязная, а если выйти на солнце, то сразу видно, что уже пора руки мыть. Так же и с душой, приближающейся к Богу.

«Авва Моисей сказал: имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмиряется демонами. Еще сказал: не только говори смиренно, но и смиренномудрствуй; ибо невозможно возвыситься в делах по Богу без смиренномудрия». «Авва Пимен сказал: для человека всегда необходимо смирение, смиренномудрие и страх Божий, как дыхание, исходящее из ноздрей его». «Еще сказал: повергать себя пред Богом, не ценить себя, оставлять свою волю, – вот делания души. Еще сказал: не оценивай сам себя, но прилепляйся к хорошо живущему». Если есть такой человек, у которого можно чему-то научиться для жизни христианской, то нужно быть к нему поближе. С преподобным преподобным будеши (Пс. 17, 26).

«Брат спросил авву Алония: «Что такое уничижение?» Старец ответил: «Быть ниже безсловесных и знать, что они неподсудны»». Считать себя хуже всякой твари и понимать, что их Господь не будет судить – ни животных, ни рыб, ни насекомых. В этом смысле все остальные твари – гораздо лучше человека. «Некогда старцы сидели за трапезою, и авва Алоний начал служить им. Старцы, увидевши похвалили его. Он на это ничего не отвечал. Некий старец наедине говорит ему: «Почему ты не ответил старцам, похвалившим тебя?» Авва Алоний отвечает ему: «Если бы я ответил им, то оказался бы принявшим похвалу»». Нужно не только не любить похвалу, а нужно её даже не принимать, будто её не было. Вот это высший пилотаж. «Говорили об авве Пимене: он никогда не хотел заводить слов сверх слов другого старца, но более похвалял сказанное сим». То есть если кто-то говорил о нём, он молчал и ничего не добавлял, хотя мог сказать очень многое. «Авва Иперехий сказал: древо жизни, поднимающееся в высоту, есть смиренномудрие». Ну и последнее, позавчера мы читали, что говорила блаженная Синклитикия. Среди старцев бывали и женщины, но это большая редкость. Тем они драгоценней. Вот однажды она сказала такой художественный образ: «как корабль невозможно построить без гвоздей, так невозможно спастись без смиренномудрия». Поэтому если кто из нас этим не занимается, тогда все его труды напрасны. Спасение невозможно.

Спасения вам всем и желаю! Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 14

    1. ElenaP:

      С Днём Рождения, дорогой отец Димитрий! Многая и благая лета Вам. Огромная благодарность за Ваше служение и труд. Храни Вас Бог.

    2. s2235:

      С днём рождения Батюшка, Храни Вас Бог :) Так же поздравляю с днём рождения Батюшки всех :)

    3. baskervil187:

      Отец Димитрий! Сердечно поздравляю Вас с Днем личного новолетия! Желаю крепкого здоровья и Божьей помощи во всех делах! Спасибо за Ваши интересные и дешеполезные проповеди!

    4. Irina L:

      C днем рожденья, отец Дмитрий.
      И (хотя вы этого не признаёте) главное — здоровье:)))

    5. vaulinasvetlana:

      Без лишних слов, без лишних фраз,
      С глубоким чувством уваженья
      Позвольте мне поздравить Вас
      В день светлый Вашего рожденья.
      Что пожелать Вам в этот день,
      Каких же благ, какого счастья?
      Чтоб никогда не унывать,
      Не знать болезни и несчастья.
      Чтоб Вы не знали никогда
      Ни огорчений, ни печали,
      Чтобы товарищи, друзья
      С улыбкой всюду Вас встречали.

    6. PetriFevronia:

      Дорогой Батюшка! Поздравляем! Храни Вас Бог!

    7. Asdf:

      С днем рожденья мой любимый батюшка! Дай Бог вам здоровья!

    8. DMI3:

      Батюшка, поздравляем Вас! Многая лета!

    9. tatjanjska:

      Поздравляю дорогого нашего батюшку, отца Димитрия,с днём рождения! Многая и благая лета!!!

    10. георгий панчулидзе:

      Поздравляю вас отец Димитрий с днем рождения! Хранит вас БОГ! Гаихаре!!!!

    11. Татьяна:

      Спаси Вас Господь, отче! Многая и благая лета Вам!

    12. Ирина:

      С днём рождения!

    13. Юлия Л:

      Спаси Господи.С днем рождения Вас,батюшка Димитрий!Многая и благая лета!

    14. Ирина:

      Спаси Господи, дорогой батюшка отец Димитрий!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.