Проповедь на Торжество Православия
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Торжество Православия 8 марта 2020 года.

Нынче Святая Церковь празднует Торжество Православия. Праздник установлен ради восстановления почитания святых икон. Очень давно у нас на земном шаре возникла ересь иконоборчества. Не очень умные люди, а так всегда бывает, потому что у гордых людей повреждается ум. Им пришло в голову, что христиане поклоняются идолам. Якобы иконам, которые пишутся на досках или вырубаются из камня, неправильно оказывать честь и почитание. Хотя элементарный вопрос – а почему же 800 лет им оказывали честь? Никому из этих умных людей в голову не пришло такое. А что такое 800 лет? Допустим, в масштабе России, это вообще, считай, с крещения Руси до XVIII века. Это же огромный путь. Так случилось, что этой ересью были даже императоры захвачены. Всё-таки благодаря умным людям эта ересь была отброшена. Здесь очень много постарался Иоанн Дамаскин, который написал совершенно блестящий труд о почитании святых икон. Помимо блестящего ума, таланта иконописца и гимнографа, он был ещё очень смиренный человек, поэтому гордыня не разрушила его понимание того, что такое есть святые иконы. Наши братья-протестанты по-прежнему говорят, что мы поклоняемся идолам, хотя это совсем не так. На то они и протестанты, потому что такое упорство, собственно, и говорит о гордости. Вместо того чтобы взять и почитать книжки хороших людей, и даже святых, они восстают против почитания икон. А в православной литературе всё изложено с математической точностью. Дальше уже никаких споров просто невозможно, кроме тупого упрямства, настоянного на гордыне. Слава Тебе Господи, Церковь выбралась из этой вековой ереси, и мы продолжаем не только писать новые иконы, но и наслаждаться древними, потому что, как сказал один из русских умных людей, это умозрение в красках. Это просто такой определённый язык. Человек создал много языков – это и язык музыки, и язык живописи, и язык архитектуры, и язык поэтический, и язык прозаический. Даже отдельные ипостаси человека говорят на разных языках. Поэтому женская проза всегда отличается от мужской. Женская живопись всегда отличается от мужской. И у детей свой фольклор существует, и вообще своё понимание мира, которое взрослым не понятно. Большинству людей не позволяет их любовь к детям, а вернее её отсутствие, взять и почитать книжки о том, что с ними делать. Обычно родители совершают чудовищные ошибки в воспитании своих собственных детей. Они не понимают, как ребёнок устроен, как он думает, а это совсем всё по-другому, чем у взрослых.

Святая Церковь для этого празднования избирает чтение о Нафанаиле, о его призвании: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 43-46). Нет, конечно, что может быть доброе из Назарета? И Сам Христос, Он же в Назарет пришёл, а так родился Он в Вифлееме, в граде царя Давида. И как потомок Давида Он был Сын Давидов. Те люди, которые имеют какие-то суждения, часто ошибаются в силу недостаточности информирования. Нафанаил тоже на эту удочку попался. Филипп говорит ему: пойди и посмотри (Ин. 1, 46). Действительно, чем питаться какими-то слухами, нужно посмотреть и послушать или почитать – не то, что пишут о человеке, а то, что он пишет сам. Тогда будет понятно, чем он дышит, каков он и так далее.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47). Вот, оказывается, кто подлинный израильтянин. Не тот, который питается слухами, а тот, в котором нет лукавства. Лукавство – это свойство дьявола. Лукавство понуждает человека всегда изображать из себя то, чем он не является. Нафанаил был человек открытый и прямой. Господь увидел его и Своим божественным взором его сердечко пронизал и увидел: вот такой замечательный парень. Господь тоже его призвал к апостольскому служению.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? (Ин. 1, 48). Он таких ещё людей не встречал, которые насквозь видят другого. Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин. 1, 48). Даёт ему такую подсказку. И не только под смоковницей, а и год назад, и два, и три. Не только с момента рождения, а с момента зачатия. Потому что Господь уже изначала знал, кто станет Его апостолом и почему. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий (Ин. 1, 49) Без всяких доказательств, без биения себя в грудь. Любому из нас скажи – у нас смоковница не растёт – «Я тебя видел под берёзой». И что? Тот скажет: «Ты – Сын Божий»? Нет. А что же такое есть в Нафанаиле? Чистота души дала ему возможность увидеть в этом человеке из Назарета Сына Божия.

Даже сегодня я, когда исповедовал, увидел, что основная проблема у людей, которые подходят к исповеди – маловерие. Много книг уже прочитано. Допустим, 200 лет назад и книг-то этих не было. Где было их взять, чтобы прочитать? Узнать можно было что-то только из церковной проповеди, а проповедь тоже была крайне редкой вещью. Как вообще было к истине пробраться? Сегодня – пожалуйста. Издано-переиздано и переведено практически всё. Можно вообще стать, прочитав весь этот корпус книг, преподобным. Но нет. А в чём же дело, что мешает? Мешают совершенно неправильные жизненные установки. Человек, даже читающий Евангелие, не понимает, что Господь от него хочет. А Иисус Христос и Нафанаил прекрасно поняли. Что же нам мешает? Нам мешает качество нашего сердца. Оно полно всякого лукавства. Это лукавство к нам пришло из мира. Мы живём в лукавый век среди лукавых людей. Поэтому даже маленькие дети уже с трёх лет начинают врать безбожно по любому поводу. Почему? Лукавство у них, как коронавирус, поражает организм. Они всё время лавируют, манипулируют, всё время хотят что-то вытащить себе из взрослых, нещадно их обманывают и так далее. Всегда отпираются: «Это не я!» Это маленькие дети. А что говорить про взрослых? Они даже уже не чувствуют и не знают, когда они лукавят. Это просто стало второй натурой. Поэтому Господь избрал Себе того, в котором не было лукавства. Я даже не знаю, что в этой Вифсаиде было особенного, что прям один, другой, третий, четвёртый становятся апостолами. Что это за городишко такой? Что там за люди жили? Как они вообще сохранились, что сподобились того, что Господь призрел на них и сделал апостолами? Вот только это качество – отсутствие лукавства. Это очень важно.

И Нафанаил сказал: Ты – Царь Израилев (Ин. 1, 49), Которого мы ждём уже не одну тысячу лет. Ты Тот, Которого Отец Небесный нам обещал. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1, 50-51). Потому что этих Ангелов можно видеть только в чистоте сердца. Господь сказал: Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). А другие? Не узрят. Никогда. Ни в этой жизни, ни в будущей. Почему? Потому что не хотят. Жить по закону лукавства им гораздо привлекательней. Человек гораздо сильнее любит грех, чем Господа Иисуса Христа. Но если перед человеком можно что-то из себя изобразить, то перед Богом это как-то наивно. Почему же человек поступает так наивно? Потому что от гордости он не видит своего спасения, хотя оно рядом. Нафанаил увидел и стал апостолом. Мы не увидели и не станем апостолами. Всё зависит от нас.

В чём Торжество Православия? Не только в восстановлении почитания икон, это только повод для этого праздника. Православие гораздо шире. Православие – это есть пребывание в истине, а Истина – это Христос. Человек с Ним, а Христос с человеком. Он Сам сказал: Я с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Поэтому если мы хотим, то у нас должна быть готовность и пострадать. Сегодня у одной женщины спрашиваю: «Вот у тебя дочка учится в и институте, а зачем?» Она говорит: «Чтобы реализовать себя». Представляете, какая интересная задача. Это кто же такое придумал? Нафанаил разве не реализовал себя? А Пётр? А Андрей? А Иаков? А Иван? Что они, не реализовали? Да вся земля усеяна храмами, в честь них построенными. Поэтому если мы хотим быть православными, надо не только поститься, а надо вести христоподражательную жизнь. Тогда Господь, увидев наши старания, очистит нас от всякия скверны, если мы будем каяться в этой скверне, и спасёт наши души. Это спасение от греха и есть православие. Правильно славить Бога – это значит, чтобы был результат, а не лукавство. Мы должны совершенно другие черты приобрести нашей жизни, нашей личности, совсем другие. Ни в коем случае не такие, как все и как у всех. Недаром Господь сказал: Не любите мира, ни того, что в мире, в котором только похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 15-16), которая делает человека лукавым и глупым. Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Кирилл Львович:

      Благодарю Вас за проповеди и наставление на Путь Истинный!

    2. PetriFevronia:

      Спаси Господи, дорогой отец Димитрий!

    3. Ирина:

      Спасибо, дорогой батюшка, за эту замечательную проповедь. Храни Вас Бог!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.