Проповедь о том, чего хочет Бог для человека
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме святителя Митрофана Воронежского 14 марта 2020 года

В Евангелии от Марка, которое мы сегодня читали, повествуется о том, как yтром, встав весьма рано, вышел – Господь – и удалился в пустынное место, и там молился (Мк. 1, 35). Почему в пустынное место? Для того чтобы никто Ему не мешал. Он как Сын Божий нуждался в молитве Отцу Небесному. Этим Он показывает и нам пример. Молиться Богу – это главное дело человека должно быть. А уже все остальные дела – поспать, поесть, на работу сходить, детьми заняться, огородом – это всё дело десятое, второстепенное. Главное – это молитва Богу. Это отражается в русской пословице, которая говорит: «Без Бога ни до порога». То есть вообще из избы до порога не дойдёшь без Бога. Всё должно у нас осаливаться молитвой. Мы должны так устроить свою жизнь, чтобы это было главное. Тогда Господь, видя наше усердие в нашей жизни, даже такой обычной, будет помогать. Сам Он так и говорит: не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31-33). Остальное приложится вам. Само приложится. Это приложение будет от Бога, если будем совершать главное. А если не будем совершать главное, то всё идёт кувырком. Также большинство родителей вместо того чтобы заботиться о душе ребёнка, заботятся больше о его мясе – чтобы он кушал, чтобы он гулял, чтобы он хорошо себя чувствовал. А самое главное ведь – это душа. Поэтому вырастает человек и не знает ни веры, ни Бога. Вырастает человеком хамоватым, потому что заботятся не о том. Говорят: «Надо ребёнку дать образование». А что такое образование? Образование – это от слова «образ». Какой образ должны родители дать ребёнку? Перед нами только один Образ – Господь наш Иисус Христос, Который стал Человеком, чтобы явить перед нами образ совершенного человека. И ещё все святые угодники Божии. Вот Александр Ярославович Невский, дальше Николай Чудотворец, потом преподобный Серафим Саровский, потом вся царская семья. Вот наш предыдущий настоятель, отец Владимир Медведюк, который жизнь свою отдал за наш храм, в частности. Не хотел его обновленцам отдавать, всё сражался, потом на Беломорканал, потом под расстрел. Вот образ. А то, чему мы ребёнка научим – не так уж и важно. Большинство людей – девяносто процентов – несмотря на все свои образования работают совершенно в другом поприще. Никакого толку. А потом, когда придут на нашу землю мусульмане, китайцы, что, они дадут нам работать по нашей специальности? Им своих надо пристраивать. Нам останется только общепит и уборка улиц. Не надо вообще думать, что нашим детям работу предоставят. Как это так? Посмотрите на Казахстан. Много там русских работает? Выгнали почти всех и всё, живут сами. Всё начальство как раз казахстанское. Нас это всё ждёт, никуда мы от этого не денемся. Даже если сейчас все взялись рожать детей, уже всё равно поздно, ничего не успеем. Всё, приехали. Нищету не хотели разводить? Не хотели. Будем жить в нищете. Своим трудом добывать себе на хлеб и на воду, может у кого-то и на огурцы хватит. Вот, собственно, и всё. Сами, всё сами себе устроили. А Господь нас не этому учил. А мы усваиваем то, что нам внушает всякая пропаганда. А то, что Господь говорит, нас не касается и не усваивается. Душа уже окостенела.

Пойдём дальше читать: Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя (Мк. 1, 36). Зачем все искали Его? Даже помолиться не дают. Всем своё – кто заболел, у кого сын, у кого дочь беснуется, всем что-то надо от Бога. А Богу что надо? А Богу надо, чтобы мы получили христианское образование. Чтобы, глядя на нас, можно было прославить Отца нашего Небесного (см. Мф. 5, 16): вот, действительно, этот человек поступает так, как Господь его учит. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов (Мк. 1, 38-39). Зачем Он пришёл? Чтобы проповедовать. Из чего состояла проповедь Спасителя? Он учил, что главное, а что второстепенное. Он этому учил. У человека три состава – тело, душа и дух. Главная часть человека – это его дух. Этот дух должен быть христианским. Душа должна быть добрая, а не злая. А тело? Тело должно служить этому – и душе, и духу. У нас наоборот – телу уделяем наибольшее внимание. Это совершенно неправильно.

Евангелист Марк рассказывает дальше: Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись (Мк. 1, 40). Да, Господь не хочет, чтобы человек болел. Человек Его попросил, да как попросил – и на колени перед Ним вставал, и не требовал. Нашёл такую форму: если хочешь, можешь меня очистить. Господь всех нас хочет очистить, но хочет, чтобы очищалась в первую очередь душа наша. Почему? Как нас ни очищай, как ни лечи, всё равно мы очень скоро умрём, очень скоро. Чем человек старше, тем лучше он это понимает. Жизнь проходит очень быстро, просто невозможно, как езда с горы на мотоцикле. И что? Как тело ни очищай, как сосуды ни прочищай, какие таблетки ни пей – умрём. А душа вечная. За тот короткий период времени, что мы живём, если мы душу свою очистим, то чистая душа пойдёт к Богу. А если не успеем? Если не успеем, то как ты была Бабой Ягой, так ты бабой-ягой и пойдёшь на суд Божий. Вот и всё. Сколько у нас времечка осталось, надо потратить на очищение души. В чём это очищение, Господь Сам объяснил: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Что такое кроткий человек? Это незлобивый. А что значит смиренный? Смиренный – это когда он не завидует, не ищет себе своего, когда человек со всеми почтителен, добр, ласков, никогда не лезет вперёд, не считает себя кем-то важным. С одной разговариваю, она говорит: «Я хочу быть не хуже других». Ну что за глупость такая? Что за гордость? Каково правильное устроение человека, как учили святые отцы, ученики Христовы? Каким должен быть человек? Он должен видеть свои грехи настолько ясно, как песок морской, и считать себя не только хуже всех людей, которые его окружают, а хуже всякия твари. Потому что ни таракан, ни ящерица, ни носорог таких грехов не знают, как человек. Это всё только наше, людское. Вот этим надо заниматься чтобы душа преобразилась, очистилась. Вот в этом смысл жизни, вот ради этого надо жить-то. Не ради того, чтобы накопить, настроить, а потом умереть. Нет, не для этого совершенно, а для того чтобы детям подать образ кротости и смирения. Чтобы они, когда нас вспоминали, говорили: «А какой у нас был отец!» Понимаете? Это так важно, это самое важное на свете – какой у меня был отец и какая была мать, что до сих пор являются примером жизни. Мы должны такими стать. А мы заняты совершенно другими вещами. Это всё неправильно, совершенно неправильно. Пока у нас есть немного времени, ноги ходят – можно в храм прийти, желудок работает – можно попоститься, глазки ещё видят – можно Евангелие почитать. Ну и молиться, молиться, молиться. О чём молиться? Не о здоровье. А то с ума посходили: «Главное – здоровье». Если оно главное, что же вы все умираете? Здоровье не может быть главным. Здоровье главное для курицы, для поросёнка, чтобы он был здоровенький. Человек должен жить высшим. Высшее – это бессмертие души. Вот этому нас Господь и учит.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Коментарии
  1. mila.sukhorukikh:

    Наш дорогой,любимый, необыкновенный батюшка Димитрий!
    Пишет Вам, как Вы сказали,»баба Яга». Успею ли стать другой? Спаси Вас Господь за слова, которые доходят до сердца и ума.
    С глубоким уважением, многая и благая Вам лета!

  2. Vasiliy Grig:

    Спаси Господи!

  3. Добавить комментарий