Проповедь о свойствах падшего ума и о благодати Божией
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 14 марта 2020 года

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги (Лк. 24, 36-40). Господь хотел их убедить в том, что Он не дух. Все мысли, которые в то время приходят им в голову – от лукавого. В силу того, что мы как дети Адама отпали от Бога, те мысли, которые посещают каждого человека, весьма далеки от того, что Господь хотел бы видеть в наших головах и сердцах. Если бы наши мысли имели такую способность проявляться, то практически все из нас, во-первых, просто ужаснулись бы за свои мысли и чувства, а во-вторых, каждому стало бы бесконечно стыдно. Спасение наше и милость Божия заключаются в том, что мы этого не видим, мысли наши очень нечёткие, отрывочные. Они очень связаны с тем, что другие люди говорят. Мы живём в таком мысленном чаду из-за этой расплывчатости и из-за того, что наши мысли, как правило, кошмарного содержания. У некоторых это приобретает болезненные формы, которые обычно начинаются для человека с таких слов: «мне кажется», «я думаю». Большая часть людей вообще в этом безумии живёт, это их стихия. Некоторые доходят до настоящей паранойи. К сожалению, душа, вместо того чтобы насыщаться благодатью Божией, живёт в этом чаду из мыслей. Мы видим, как Господь как Премудрый Учитель и Наставник, Который забоится о Своих учениках, специально приходит к ним после Своего Воскресения и всё время им изъясняет, что правильно, что неправильно. По милости Божией сами апостолы стараются это всё исправить. Если есть кто-то из нас, кто хочет жить по тому, чему учил Господь своих учеников-апостолов, мы тоже, пользуясь Писанием, должны очень глубоко прислушиваться к этому, а не к тому, что нам кажется, что нам думается, что нам пришло в наш ум. Обычный человек-грешник – это абсолютно безответственное существо. Человек не может даже просчитать, какие последствия будут от того, как он общается со своими детьми или внуками, лишь бы только сделать то, что ему кажется или что он считает нужным. Опираясь на это, человек живёт только одним – наносит бесконечный и смертельный вред детям, внукам, своей семье и так далее. Единственный путь ко спасению – это встать на путь евангельский. Но для этого нужна вера. Господь, конечно, не для всех. Только верующий в Него безусловно может от этого кошмара спастись. А как же все остальные, погибнут? Ну, конечно, погибнут. По разным причинам – по злонамерению, по глупости, по гордости, по необразованности и по всему другому. Потому что нужно выбирать себе круг общения, мужа, жену, иначе всё превратится в каторгу и вскоре кончится катастрофой с большими потерями для детей. Вот в чём дело.

Пойдём дальше: Когда же они от радости еще не верили и дивились… (Лк. 24, 41). Ну какие ещё нужны свидетельства? Сам Христос является, а они ещё не веруют. Почему так? Да, в это трудно поверить. Вот Он перед ними и показывает им раны от гвоздей. Приводится второе доказательство: Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? (Лк. 24, 41). Нуждался ли Он в пище? Нет. По Воскресению Он явился в совершенно другом теле, в котором пища Ему не нужна была. Мы все, когда воскреснем в Последний День Страшного суда, не будем нуждаться в пище. В том новом бытии это всё нам будет не нужно, будет совершенно другая жизнь. Для малого стада будет пребывание с Иисусом Христом, а остальная часть идёт в место, которое сейчас именуется преисподней. Каждый выбрал по своей вере. Если взять весь семимиллиардный люд на земле, одни веруют в Бога, а другие веруют, что Его нет. Каждый по своему выбору наследует то, что он хочет, причём из тех, кто верует, одни следуют за Христом, а другие нет. Если с ними поговорить, они считают себя глубоко верующими. Говорят: «Мы веруем в глубине своего сердца, а в церковь не ходим». Не ходите? Молодцы, ребята. Вот там написано: «Верую <…> во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Вы не веруете? И не надо. Скоро конец света и Страшный суд. Там вам и нам всё объяснят. Овцы идут одесную Христовой десницы, а другие ошуюю. Одни овцы, а другие козлища. Внешне вроде и у козочки двое рожек, и у овечки. В чём же разница? В характере. Овцы покорные, а козлища упрямые. Вот и всё. Господь Сам этот образ избирает, чтобы мы узнали сами себя. Это упрямство – во что бы то ни стало поспорить, высказать своё мнение, которому по учению аввы Дорофея должна быть анафема. И тебе самому и твоему мнению. Как превратиться в человека, что-то понимающего? Надо книжки читать. Какие книжки? Святых отцов. Это такие замечательные люди. Вот икона, которую я привёз из Салоник, освятил на мощах Святителя Паламы – это был величайший ум и величайший молитвенник. У таких людей нужно учиться тому, как они думали. Они были и святые, и молитвенники, и учителя, и образованнейшие люди своего времени. Вот мы у них и учимся. А у кого ещё? Остальные все пустые краснобаи и больше ничего. Слава Богу, что мы в Церкви. Мы можем разобраться, где чёрное, где белое, где настоящее, а где имитация, причём пошлейшая и малоинтересная. То, что мы с вами оказались в церкви – это просто счастье. Значит Господь в каждом из нас разглядел что-то пригодное для спасения. Нас отсюда никто не выгоняет, каждый сам.

Пойдём дальше: И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк. 24, 45). А дальше ключевая фраза: Тогда отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24, 46). Для всех людей, живущих на земле, Священное Писание – это совершенно закрытая книга. Они ничего в нём понять не могут. Здесь нужна сила Божия, которая откроет наш ум для понятия, понимания, разумения Священного Писания. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк. 24, 46-47). Вот этот момент настал. Они должны стать проповедниками того, в чём ещё минуту назад сомневались. Это Господь отнял у них, Он дал им возможность уразуметь Писание, которое было до времени для них сокрыто. В этом и основа их служения. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 48-49). Они облеклись. Этой силою свыше была благодать Святаго Духа. Для нас Господь тоже уготовал это обетование, но для этого от нас требуется готовность Ему послужить. Послужить всей своей жизнью до самой смерти. Не ленясь, ничего не боясь, потому что страшнее смерти ничего нет, а она всё равно будет.

Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. baskervil187:

      Батюшка, спасибо за проповедь, но в ней некоторые моменты не понятны. Получается, что иметь свое мнение на разлиные вопросы — это грех? Спорить это тоже грех? А как же быть с пословицей, что в споре рождается истина?

      • Кирилл Львович:

        На счет спора — спорить можно совсем по разному, например с пеной у рта доказывать всем свою правоту или спокойно высказывать свою точку зрения, внимательно и терпеливо слушая оппонента.

      • s2235:

        Как правило в споре рождается скандал, но не истина, а настаивающий и принуждающий к своему мнению ищет не Истину, а СВОЕГО. Мнение у всякого думающего так и так есть, грех или не грех , зависит от греховности этого мнения, а если это мнение близко к истине, то как правило на нём не настаивают и не спорят… где Вы видели чтоб истинно ценное кто выпячивал и не берёг?

    2. DILAVR:

      Батюшка, спасибо за проповедь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.