Проповедь о Кресте Христовом и о кресте эпидемии
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 21 марта 2020 года.

Половина поста прошла. Для того чтобы укрепить членов Церкви, Святая Церковь выносит на середину храма крест Господень. Для того чтобы нам ещё раз напомнить о том, что наш Господь и Учитель, основатель Церкви нашей, наш Спаситель закончил Свою короткую жизнь на Кресте. Это очень важное событие в жизни всей вселенной. Христиане с самого начала строительства Церкви изображали крест Господень на своих одеждах, осеняли себя крестным знамением на молитве. Потом позже, когда Церковь уже вышла из подполья, даже стали украшать им храмы, жилища, чтобы всё время лицезрение креста напоминало нам об этом. Почему крест так важен? Потому что Сам Господь сказал: возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Крест имеется в виду не только тот, который можно изобразить, или на Cвятой Земле такое есть паломническое шествие, когда люди с изображением креста ходят по тому пути крестному, по которому Господь шёл на Голгофу. Это вещи очень простые. Сегодня мы, когда выносили на солею крест, он упал. Подняли, вставили на место. Большой ли труд? Вообще никакой. Например, когда идём по улице, и тут лежит человек. Поднять, спросить, отвести домой. Это уже надо потрудиться. Невелик труд, но всё-таки труд. Это уже крест, который человек берёт на себя. Ради чего? Ради того, что он ощущает себя христианином и даже, читая Евангелие, наткнулся на такую притчу о человеке, впадшему в разбойники. А самарянин посадил его на свой скот, привёз в гостиницу, дал деньжат. Господь заповедовал: иди, и ты твори такожде (Лк. 10, 37). И так во всём. Всю наша жизнь нужно рассматривать с точки зрения Креста. Представим себе, что кто-то из нас Иван Богослов, а кто-то Богородица, и мы стоим у Креста, созерцаем Крест. Чему он нас учит?

Вот сейчас всю нашу вселенную посетило такое испытание, тоже крест. 250 тысяч человек заболело, какое-то количество уже умерло. В Италии дюжина священников, которые причащали больных в больницах, умерли от этого вируса. Это уже посерьёзней, когда дело пахнет собственной смертью. Некоторые из нас равнодушно относятся, некоторые с боязнью. Но таких боязливых совсем мало. Бояться нечего. Смерть – это очень естественная вещь. Так не бывает, что человек случайно умер. Это всегда есть призвание Господне. Всегда, вот, например, когда христиане хоронили умерших от чумы в Средние века, то многие из них умирали от чумы. Ничего тут такого необыкновенного нет. Умирали врачи, когда спасали детей и их мам от дифтерии. Очень заразное заболевание. Сейчас, конечно, мы живём в такую эпоху, когда можно любую вакцину создать, нужно только время. Смущаться ничем не надо. Раньше были всякие заболевания, когда до четверти населения стран вымирало полностью, то есть каждый четвёртый человек умирал. Представляете, сколько нужно хоронить? Это тяжелейший труд. Но люди принимали на себя этот труд и жгли эти дома, где вся семья вымерла от чумы, сжигали их вещи. Тоже этим подвергали себя опасности. Сейчас такой опасности нет. Во всех странах христианских запретили в храм ходить, кроме нас. Это тоже такое счастье! Требуют только единственное – даже не требуют, а рекомендуют – чтобы мы исполняли некоторые предписания, потому что мы ещё не дошли до пика. По-математически это называется «экспонента». Сейчас он идёт медленно, понемножку. Всё постепенно. Потом будет такой всплеск. Это будет в конце марта и начале апреля. Когда его пройдём, будет, как в Китае, потом спад. Китай уже с этим справился. Такие их меры принесли успех. Мы можем этим пренебречь, а можно такие элементарные действия предпринять, и всё будет в порядке. Смущаться этим не надо. Надо различать, что называют некоторые люди, которые смущают наше сознание. Не моё конечно. Я прекрасно помню, мне один великий человек сказал, я это запомнил на всю жизнь: «Любое смущение от дьявола». Что тут смущаться? Ну что, трудно нам дезинфицировать лжицу? «Вот, столько веков причащались лжицей». Да. А до того? А до того никаких лжиц не было в церкви. Наверно, я так думаю, что когда придумали лжицу, то многие смущались: «Какие-то лжицы тут устроили. Всегда Святые Дары давали в руки, и христианин причащался из собственных рук». Ну это же было. Просто большинство не читали церковных историков, не знают, как это развивалось. Святую Кровь Господню вкушали прямо из Чаши. Были случаи, когда кто-то толканёт, прольётся. Решили потихонечку менять этот порядок. Такая практика – из лжицы причащаться – стала всеобщей. Сейчас шаг назад немножко. Опять же, для чего? Для того чтобы вы остались живы, больше ни для чего. Риск большой, особенно для нас, стариков. Ещё хотим пожить немножечко? Ну вот тогда надо. Ничего страшного в этом нет, никакого отступления ни от веры, ни от православия.

У нас было такое в XVII веке – часть наших верующих людей наотрез отказались от тех реформ, которые проводил Патриарх и царь. Они ушли в раскол. Что хорошего? Они потеряли благодатную Церковь, превратились в так называемых старообрядцев. Но дело ведь не в обряде. Вот у меня обряд, епитрахиль. Я снимаю у вас на глазах, это не фокус. Но я-то остаюсь протоиереем Дмитрием Смирновым, хоть и снял свой обряд. «Обряд» в переводе со славянского значит «одежда», и больше ничего. Это есть символ. Для них оказалось ходить против солнца крестным ходом – это гораздо важней Евхаристии и всех Таинств. Это что, православие? Да никакого к православию не имеет отношения. Крестным ходом можно вообще крест-накрест ходить. Какая разница? Есть по этому поводу русская народная пословица, а русский народ – это гениальный народ. Он говорит так: «Что в лоб, что по лбу». Это совершенно одинаково. Как креститься и так далее. Дело не в этом, не во внешней форме, а во внутреннем содержании. В самой Евхаристии, или соборовании, или других Таинствах главное – это их содержание. Какое содержание? благодать Святаго Духа. Формы – например, мне вот сшили такую роскошную епитрахиль – это уже дело только обряда. Вот у меня такая, другие батюшки в других служили епитрахилях, сиреневых. А смысл-то один. Поэтому надо понимать, в чём смысл. И это совсем не долго. Это совсем не крест. Это есть некое неудобство и некоторый момент непривычности. Ну и что? Вот это малое мы не можем ради послушания священноначалию исполнить? Ну тогда на что мы годимся? Каждый в свою сторону, что-то изобретает, о чём-то кипит. Из-за чего? Сейчас возникло модное выражение – «ни о чём». Спор ни о чём и буря в стакане воды. Другое дело – первые христиане. Если они собирались и шли на литургию, они твёрдо знали, что может так быть, что придут солдаты и уведут одних в темницу, других в ссылку, а третьих на эшафот. Вот это серьёзно. Чтобы причаститься, ты рискуешь либо свободой, либо жизнью. А тут-то что? Из-за чего смущаться, что-то обсуждать? Просто даже смешно. Это действительно смешно. Да, конечно, это имеет отношение к политике, всё закулисье встрепенулось. Всякие технологии якобы отрабатываются. Нам-то что? Мы живём своей жизнью. Святейший Патриарх выполняет данное ему послушание. Он, конечно, самый информированный человек из нас. То, что исходит от патриархии, нам есть кому проверить. У нас в Москве полно священников с двумя высшими образованиями. У нас у многих и половины нет такого образования. О чём, вообще, беспокоиться? Главное – покой. Как говорит Христос: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Не надо вообще волноваться. Волнуемся, к сожалению, порой не о том, о чём надо. Надо беспокоиться о том, что мы не в состоянии сдержать своё раздражение, не можем обуздать свой язык, не можем не завидовать, не можем не осуждать. Вот это действительно может не пустить нас в Царство Небесное. А это – да через год уже забудем про эту эпидемию, как про все эпидемии, которые были. Сейчас медицина вооружена. У нас вообще в России эпидемиология на очень хорошем уровне. Не все области медицины в таком хорошем состоянии. Так что мы можем потерпеть. Я дважды читал эту утверждённую инструкцию. Мы аккуратненько стараемся её выполнять на случай, если к нам придёт эта экспонента, которая вызовет вспышку заболевания, особенно в Москве.

Сейчас в связи с этим вспомнил про чёрную оспу, которую в 1950-х годах один художник нам в Москву привёз из Индии. От этой чёрной оспы умерло 3 человека, а миллион москвичей были вакцинированы, и она дальше не пошла никуда. Тогда, конечно, наш строй был немного похож на китайский. Была дисциплина, с помощью НКВД вопрос решили. Как говорит, опять же, мудрый русский народ: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Так что в нашей истории была такая страшенная болезнь – чёрная оспа, которая была убита давно уже теми средствами профилактики, которые были. Приехал этот художник из Индии, видимо, там картинки рисовал, и умер через два дня. Высчитали все его знакомства, все связи, всё перекрыли, изолировали, карантин. Забыли бы? Забыли. Поэтому, слава Богу, есть люди, которые помнят. Не надо беспокоиться. Это заболевание даже даёт людям достичь Царства Небесного. Двенадцать священников в Италии умерли, потому что причащали больных коронавирусом в госпиталях. Заболели, отошли ко Господу. Они мученики ради Христа. Так что есть место и подвигу. Это и медицинские работники, которых не отпускают ни в отпуск, ни на каникулы. Некоторые даже ропщут от того, что работа закончилась. То ли заплатят, то ли нет. И так далее. Если мы сравним, что на одной чаше весов и что на другой. Какая доля одним людям досталась, а какая нам с вами. Мы в привилегированном положении по отношению вообще ко всем, да ещё плюс с нами Бог. Не извольте беспокоиться.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 9

    1. EVL:

      Храни Вас Господь, отец Димитрий!

    2. baskervil187:

      В свете последних новостей вполне допускаю, что могут закрыть храмы и запретить службы, даже Пасхальную, прикрываясь этим короновирусом. Что же мы, православные, будем как мыши, по домам сидеть и онлайн трансляцию смотреть? Вот это будет праздних у хозяина мира сего и его слуг на земле и под нею.

    3. Татьяна:

      Ну и как реагировать-то на нарушения? У нас вчера праздник в Кафедральном соборе был, народ с области понаехал, толпа- не протиснуться, все к иконе, на Причастие, никаких мер, стаканчики может были разовые на запивке, да не хватило.. Потом ход вокруг храма, потом кухня полевая , гречка с сайрой и никаких вообще мыслей у людей о вирусах

    4. Evgeniy Konst:

      Спаси Господи!

    5. Кирилл Львович:

      Справимся и переживём, помоги нам Господь!

    6. Ирина:

      Слава Богу за всё!

    7. DILAVR:

      Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.