Проповедь о царице добродетелей - молитве (2020.03.28)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 28 марта 2020 года

Дорогие братья и сестры, вы уже, наверное, обратили внимание, что мы нашу Боголюбскую икону, в честь которой сооружён этот нижний храм, вынесли на серёдку. Прочту вам объяснение. Боголюбская икона Пресвятой Богородицы всегда была той иконой, которая избавляла от эпидемий: «Особую славу Боголюбская икона Божией Матери снискала многочисленными чудесами исцелений при моровых поветриях». Сейчас словосочетание «моровое поветрие» уже не употребляется. Это когда воздушно-капельным путём, по воздуху, распространяется болезнь, от которой люди умирают. Наступает мор. Как раз к нашему времени очень подходящая оказалась.

«В 1771 году город Владимир постигла эпидемия чумы. Поскольку остановить её никак не могли, народ и духовенство просили внести в город древнюю чудотворную святыню». Эта икона и сейчас жива. Она, конечно, от времени утратила свою первоначальную красоту. История написания икона такова, что Богородица явилась во сне Андрею Боголюбскому. Он призвал художников, которые по его описанию написали эту икону. Икона времён Андрея Боголюбского. К этой иконе решили прибегнуть. Она была очень почитаема, как и сейчас. Недаром в честь неё назван наш придел, в котором мы чаще всего совершаем богослужения. «Городское начальство некоторое время колебалось, потому что местный лекарь, господин Флейшер, по вероисповеданию протестант, – видимо, немец, – уверял, что большие скопления людей сейчас опасны, но вскоре от отчаяния начальство сдалось». Люди тогда тоже понимали, что от скопления людей мор распространяется эффективней. «22 октября 1771 года Боголюбская икона была торжественно внесена в городские пределы, совершены молебны и крестный ход. Из двухсот заболевших почти все выздоровели (умерло трое), а в ноябре чума прекратилась. Лекарь был так впечатлён, что вместе со всей своей семьёй перешёл в православие. Зафиксированы и другие случаи избавления от эпидемий посредством молитв верующих перед Боголюбской иконой. Среди них наиболее известны:

1654 год – город Углич, избавление от чумы;

1771 год – село Юрьевское Боровского уезда Калужской губернии, избавление от чумы;

1731 год – город Усмань, избавление от эпидемии холеры;

1848 год – село Юрьевское Боровского уезда, избавление от холеры;

1848 год – Малоярославец, избавление от холеры;

1848 год – Таруса, избавление от эпидемии холеры;

1848 год – Раненбург, избавление от холеры;

1853 год – город Боровск, избавление от эпидемии холеры;

1853 год – Малоярославец, избавление от эпидемии холеры;

1870 год – избавление от эпидемии холеры.

Список с Боголюбской иконы – Зимаровскую икону Божьей Матери – носили по населённым пунктам в Рязанской губернии, где также свирепствовали эпидемии. В 1848, 1861, 1871, 1892 годах она спасла жителей разных сёл и городов губернии от холеры. Рязанцы даже добились того, чтобы икону привозили в столицу губернии ежегодно на несколько месяцев. До революции она прибывала на специальном поезде в вагоне первого класса. Встречать её на вокзал приходили почти все жители города семьями».

Пресвятая Богородице, защити град наш Москву и всю страну Российскую от губительного поветрия, на ны движимого!

Мы решили с приходским советом вынести нашу иконочку чудотворную. Пока моровое поветрие не оставит пределы Руси, будем перед ней молиться. Дальше она опять займёт своё почётное место в северном приделе.

Дальше приводится молитва перед Боголюбской иконой и молитва во время распространения вредоносного поветрия. Молитва краткая: «Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». В конвертик мы положили такую же листовочку, это для вас, чтобы вы и дома могли читать, и когда в храм приходите. Мы их тут ещё положим, всегда эти молитвы будут, чтобы каждый входящий мог почитать и помолиться. Такое вразумление нашего несчастного народа, который погряз в своих безобразиях, очень действенно. Та моровая язва безверия, которая покрыла наши просторы, безбожие – это похуже всякой холеры. Так что будем молиться за всех. Неверующих гораздо больше, чем верующих. Хотя все считают себя православными. Мы так говорим, православные, но очень важно, что должны быть православные христиане. Веруют в Бога даже бесы. Ни один самый маленький бесёнок никогда не скажет, что Бога нет. Он твёрдо знает, что Бог есть. А вот некоторые наши сограждане, в огромном количестве, говорят: «Мы православные, но в Бога не верим».

Сегодня день посвящён Иоанну Лествичнику, великому учителю Церкви. Я решил почитать из «Слова о молитве» некоторые главы. Время поста – время молитвы. Сейчас особенное время, когда Господь ждёт от нас этой молитвы. Многие даже со страха начинают молиться. Это ничего, лишь бы молились. «Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе,... и обрящете покой душам вашим и исцеление язвам вашим. Иго бо Мое благо» и исцеляет великие согрешения (Мф. 11, 28–30)». Здесь цитируется Евангелие от Матфея. Иоанн Лествичник называет молитву «царицей добродетелей». Почему? Потому что ни одну добродетель нельзя стяжать без молитвы. Если кто хочет приобрести себе добродетели христианские, то помимо того, что он должен в них упражняться, он должен обязательно всегда молиться об этом Богу, чтобы Господь взрастил в нас эти добродетели. Если мы не обращаемся к Богу, ничего не получится.

Дальше: «Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице». То есть мы, когда грядём к Царю и Богу нашему, если наш земной путь направлен на это, мы должны обязательно себя приготовить молитвой, которая и защищает нас от грехов, и с просьбой к Богу о помощи.

«Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы» Что это значит? Любое зло, которое направлено против нас, мы должны забыть. Только в этом случае молитва наша будет чиста и принята Господом. Если мы имеем на кого-либо из людей какое-то раздражение, какую-то обиду, какую-то неприятную память, то мы должны это из сердца изгнать. Как? Опять же молитвой.

«Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога». И Писание говорит: «Не в многословии будете услышаны» (см. Мф. 6, 7). Речь идёт о молитве своими словами. Нужно обязательно молиться и своими словами, помимо того, что мы правила читаем, составленные величайшими святыми нашей Церкви, это очень полезное чтение. Как и любой человек, даже, например, композитор, помимо того, что он сам сочиняет музыку, он обязательно играет своих любимых композиторов. Обязательно. Для того чтобы понять, что они хотят ему сообщить через эту музыку, и поучиться у них гармонии, например. Это всё потом отражается в творчестве. Так и мы, читая молитвослов, читая Псалтирь, учимся молитве. Настоящая молитва идёт от сердца. Самая настоящая идёт вообще даже без слов. Слова становятся не нужны. В молитве даже слова растворяются. Молиться нужно немногосложно. Чтобы молиться, вообще достаточно двух слов: «Господи, помилуй!» А в эти слова надо вкладывать всё – и молитву о прощении грехов, и молитву о прибавлении добродетелей, и молитву о тех людях, о которых мы страдаем и сострадаем им в их немощи. Обо всём. Всё можно уложить в эти два замечательных слова.

«Предстояние на молитве по-видимому одно, но в самом деле имеет в себе многое различие и разные степени. Одни приступают к Богу, как к другу, а вместе и Владыке своему, и приносят Ему песнь и молитву уже не за себя, а в заступление ближних. Другие ищут духовного богатства, славы и большего дерзновения. Иные умоляют Бога избавить их совершенно от их соперника» – имеется в виду дьявола, конечно. «Другие испрашивают некоторого достоинства. Иные умоляют о совершенном прощении долгов» – имеется в виду грехов. «Некоторые просят освобождения из темницы» – имеется в виду не тюрьма, а темница нашего сознания. «А другие наконец разрешения грехов». Разрешение грехов – это когда все оковы, которыми мы связаны, спадут.

«Прежде всего изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения. Сей образ молитвы есть самый лучший, как одному из братий от Ангела Господня было показано». То есть Господь ему на молитве прямо и показал. Отец Иоанн нам это передаёт из глубины веков. «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений; ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их». Это очень важно, потому что у них простота и чистота.

«Не будь дерзновен, хотя бы ты и стяжал чистоту; напротив того приступай к Богу с глубочайшим смиренномудрием, и получишь у Него большее дерзновение. Хотя бы ты взошел на всю лествицу добродетелей, однако и тогда молись о прощении грехов, слыша, что св. Павел говорит о грешниках: «от них же первый есмь аз» (1 Тим. 1, 15)». Эти слова нужно хорошо помнить. Мы перед Причастием их произносим. Всегда память о наших грехах сохраняется у нас. Я даже у одного старца спрашивал: «Почему когда-то давно содеянные грехи всё равно остаются в памяти, иногда прямо покоя не дают?» Он мне сказал: «Это епитимья, это нужно носить всю жизнь».

«Если облечешься в совершенную кротость и безгневие, то не много будешь трудиться, чтобы освободить ум твой от пленения». Сначала кротость и безгневие, а уже потом и ум очищается.

Ну и довольно на сегодня. Всех вас поздравляю с этим замечательным праздником памяти великого святого учителя Церкви Иоанна Лествичника. Вообще эту книгу полезно всем почитать. Это любимая книга православного монашества с тех пор, как она была написана. В России в том числе. Самое большое количество списков от руки было этой книги. Так они дошли до нас.

Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. AnnaAg:

      Пожалуйста, выкладывайте сюда проповеди, не переставайте!

    2. AnnaAg:

      Почему-то сейчас с особым вниманием прилушиваюсь к Вашим проповедям, батюшка.

    3. Evgeniy Konst:

      Спаси Господи!

    4. Ирина:

      Батюшка, дорогой, спасибо!

    5. Elena_Eleonora:

      Спаси Вас Господи Отец Димитрий! Очень нам сейчас важно уразуметь как должно молиться. Многие сейчас начали молить ся по соглашению от избавления от поветрия, но важно нам знать эти поучения Великого учителя Иоанна Лествичника, чтобы припадать к молитве с чистым сердцем.

    6. Vasiliy Grig:

      Спаси Господи!

    7. DILAVR:

      Батюшка, очень нуждаемся в Ваших проповедях, особенно в это непростое время..

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.