Проповедь о вере, посте, молитве и исцелении (2020.03.29)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 29 марта 2020 года.

Святая Церковь предлагает нам для чтения в этот день Евангелие от Марка, где святой апостол Марк повествует нам о том, как некий человек пришёл к Спасителю и обратился к Нему: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 17-22). Это Евангелие говорит о том, что даже маленькие дети могут быть бесноватыми. Это случай нечастый, но это бывает. В Церкви есть такое мнение древних отцов, что дети болеют за грехи родителей. Есть такие люди, которых ничем не проймёшь. А вот болезнь детей понуждает их приходить к Богу. Как говорил бессмертный Николай Васильевич Гоголь: «И волк любит своё дитя». Любовь к своим чадам характерна для всех живых существ, которые наполнят землю, тем более для человека. Когда дитя страдает, а его сынишка с детства страдал, это приводит ко Христу. Хотя он ещё не понимал, что этот Человек, Который перед ним, Сын Божий. Поэтому он к Нему и обратился не «Сын Давидов», а «Учитель». Поставил Его в ряд со всеми учителями. Но то, что он к Нему уже пришёл, это благо, первый шаг. Многие люди, которые приходят в церковь впервые, не приходят ко Христу, они Его не знают. Только в процессе, читая Евангелие, или слыша чтение Писания в храме, они приходят к Богу. Какие-то 150 лет назад Евангелие люди не читали, потому что были неграмотные. Они знали только то, что слышали в церкви. Единственными грамотными людьми были некоторые дворяне и духовенство. Духовенство – это был самый грамотный слой населения, который покрывал всё пространство Российское. Было около 80 тысяч церквей, в каждой священник. Он знал не только то, что входит в элементарное школьное богословие, но и математику, и физику, и риторику, и логику, и так далее. Духовенство было весьма и весьма образованным. Вся начальная школа в XIX веке была в руках Церкви. Трудились – плохо ли, хорошо ли – ещё и над воспитанием народа, что оказывало благотворное воздействие. Конечно, священники, как и морские пехотинцы, все разные люди – один усердней, другой поленивей, всякое бывало. Но в целом как структура это очень неплохо работало. Когда закрыли все воскресные школы, духовенству пришлось заниматься ликбезом. Набирали грамотных людей после революции и учили грамотности, потому что в этом был большой пробел.

Этот человек верил в Него не как в Сына Божия, а как в человека, который может помочь. Люди приходят в церковь, надеясь, что поможет Бог, о Котором они имеют самые абстрактные понятия, потому что Его лично не знают. В этом смысле христианство отличается от других религий тем, что, строго говоря, научно, христианство – это не религия, как бы юристы ни называли его. Это жизнь с Богом и в Боге. Человек проходит такой путь воцерковления, в конце которого начинает вести жизнь не в соответствии с какими-то установками, а сам по себе. Он узнаёт Бога и по любви к Нему начинает делать то, что Ему угодно. Представим себе какой-нибудь фантастический случай. Некий сынок или дочка бесконечно любит своего папу, слушается его во всём, чтобы папу не огорчить. Вот такие отношения должны складываться у христианина и Христа. Он действует не потому, что Бог накажет, не потому что «если я сделаю для Бога, то Он мне сделает», нет. Не торговые отношения, а именно как сын, ради любви, чтобы ничем не огорчить Отца и Создателя. Это отношения любви. Это и есть уже настоящее христианство. Каждый человек от первых дней его пришествия в храм, когда у него ещё понятия нет о христианстве, может пройти этот путь и прийти к истинной любви к Богу. Например, когда анкету читаешь, ты ведь не с самим человеком знакомишься. Очень важно увидеть, поговорить, заглянуть в глаза. Так же и отношения человека и Бога – это живое общение. Так не бывает, как некоторые говорят: «Вот я веровал в Бога, а теперь, после того, как моя дочка умерла, я разуверился. Я молился два раза, а Он её не исцелил». Я встречался неоднократно с такими людьми. Потом постепенно они начали понимать, какие должны быть отношения с Богом, позиция их изменялась, люди смирялись с тем, как Господь проявил Свою волю. Очень многих смерть детей привела к Богу через страдания и через сострадание болящему ребёночку. Сострадание, которое есть проявление любви, умягчает сердце и делает его способным увидеть во Христе Иисусе не только Человека, но и Сына Божия.

Что же Господь ему отвечает? Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами… (Мк. 9, 23-24). Что означают слёзы? Слёзы у человека выступают в минуту особенных переживаний – горя, радости, страха, гнева даже. Бывает, человек плачет от бессильной злобы. Здесь другое, здесь он со слезами, которые непроизвольно выступили у него в глазах от любви, надежды, ожидания и той капельки веры, которая его привела ко Христу. Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Парадокс: верую и тут же помоги моему неверию. Он прекрасно чувствовал, что Господь от него хочет чего-то особенного. Но он не понимает, он не знает и просит у Него помощи. Эти слова (верую <…>! помоги моему неверию) каждый человек, который приходит в церковь, должен запомнить навсегда, потому что маловерие – это наше общее свойство. Даже эпоха посещения нас Богом через моровое поветрие – это испытание нашей веры. Говорят, в Италии 40 священников умерло, причащая больных. В Италии в основном священники пожилые, средний возраст – 75 лет. Эти старцы не побоялись причащать больных и отдали свою жизнь. Это великая вера, это мученики. Один даже пошёл на смерть, сказав: «Мне не надо аппарат для вентиляции лёгких, отдайте тому, кто помоложе». Представляете? Совершил такой подвиг, который совершали христиане давно. Я одного знаю и молюсь ему, отец Максимилиан. Он поддерживал в тюрьме тех, кто поддавался панике, потому что все были приговорены к смерти, в то же самое время и он сам. Когда их кормили, он отдавал свою еду тем, кто был помоложе. Когда немцы выбирали, кого в очередной день убить, он попросился встать на место другого человека. Говорит: «Я уже человек пожилой, для Германии пользы не принесу, так что очень вас прошу такой милости, расстрелять меня вперёд». И отправился сразу на небеса. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). Он это сделал, потому что у католиков образование очень хорошее, семинарское, он это исполнил, чем тоже укрепил и других. Вот тоже такой замечательный западный священник, который проявил настоящую христианскую любовь. Это было более 75 назад. Он, можно сказать, герой войны, этого страшного морового поветрия под названием «фашизм». И наша страна моровое поветрие под названием «коммунизм» пережила. До сих пор у нас население страны меньше, чем при Николае II. Прошло сто лет – где люди? Нас должно быть сейчас 600 миллионов. Это результат морового поветрия, которое устроили Ленин и компания, эти злодеи. Мы тоже пережили, выжили, и даже из этой среды появляются учёные, полководцы, несмотря ни на что. Народ ещё пока жив.

Сейчас ещё одно испытание. Господь наш, Отец Небесный смотрит, как мы отнесёмся друг к другу, будет ли помощь. В некоторых уголках нашей бывшей России, когда едут больные, в автобус кидают камни, как в прокажённых, чтобы не дай Бог от них не заразиться. Своя шкура немного поближе, можно поэтому и камень кинуть в человека, про которого предполагается, что он может быть инфицирован. Может быть, и нет, конечно, но камнем получит как следует. В автобусах стёкла разбивают, камни летят в салон. Такая вот встреча торжественная. В Италии уже несколько врачей умерло, это мученики, которые исполняли до смерти свой долг. Ты врач, тебе дали образование, ты должен быть с больным. Люди идут, потому что ими владеет христианское чувство, а не страх. Те, кем владеет страх, может и дома посидеть, и больничный бюллетень взять. Кто будет их осуждать? Я вам рассказывал, что знал священника, он тут недалече жил. Дожил до 96 лет, я его причащал. Он снял с себя сан, чтобы сохранить себе жизнь, большевики его не тронули. Он на клиросе пел, хорошо пел. Очень симпатичный древний батюшка. Всех его одноклассников или расстреляли, или они сгинули в лагере. Я его даже никогда не подумал осуждать, люди разные бывают. Одни готовы идти на смерть, друге не дозрели, боятся. Ну что же, и апостол Пётр испугался, отрекался от своего Учителя. Почему? Потому что испугался. Здоровый мужик и испугался, а другой не испугался.

Господь вызвал это движение души у этого папы: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 24-29). Отец сказал: верую и обратился к Отцу Небесному, чувствуя своё маловерие: помоги моему неверию. Запомните молитву этого бедного отца. Вот его бедствие кончилось, он получил то, что хотел. Недостаток его веры возместил Господь по молитве. Род сей – имеется в виду род лукавый, бесовский. Все мы наполнены бесами, как погремушка, которая гремит. Если мы хотим избавиться от этого, есть два пути, которые указываются в совершенно потрясающем совете. Сначала нужно поститься. Если хочешь избавиться от раздражительности, воздерживайся, скрепи зубы, молчи, не выплёскивай своё раздражение – это пост. Ты стоишь на посту своей души. Второе – молись Богу о избавлении: «Господи, я знаю, Ты всё можешь! Господи, я знаю, ты можешь меня исправить, Ты можешь меня из стукача сделать отважным человеком, идущим на смерть». Господь тут же придёт, если человек так молится от всей души, со слезами. Происходит преображение человека. То, что в нём было, перестало быть. Обычно люди как? Десять, двадцать, тридцать лет прошло, а они каждый раз говорят одно и то же. Ну понятно, нет у тебя ни поста, нет у тебя ни молитвы. Чтобы избавиться, нужно воздерживаться от греха, изо всех сил, до слёз. Молиться Отцу Небесному, чтобы Он тебя от этого избавил. Тогда всё произойдёт. У некоторых даже с первого раза. Оказывается, что и не страшно ничего, страх делся куда-то. Человек думал: «А что она про меня скажет?» А теперь даже не вспоминает эту глупую фразу. Да какая разница кто чего про тебя скажет? Это вообще на нашу жизнь не должно оказывать никакого воздействия. Единственное, что должно нас беспокоить – это то, что о нас скажет Господь. Каждый перед своим Господом стоит или падает (см. Рим. 14, 4). Господи, дай нам устоять!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. VIKTOR:

      Спасибо,отец Дмитрий.

    2. mila.sukhorukikh:

      Храни Вас Господь, дорогой наш о.Димитрий! Как всегда: коротко,четко и до самого сердца. Особенно пожелание: стоять на посту своего сердца. Только сейчас дошло, что пост — это не только еда!
      Слава Богу, что у нас есть такой батюшка!

    3. DILAVR:

      Спаси Господи!

    4. Nina V.:

      Спасибо большое Вам,отец Димитрий!Воин ВЫ, Христов..!Здоровья и всего доброго и светлого Вашей семье

    5. baskervil187:

      Спасибо за проповедь! Интересное замечание о.Димитрия о том, что слова Иисуса «О род недостойный, доколе вас буду терпеть» относятся к нечистому духу, сидевшему в ребенке. Все время, когда ранее читал этот отрывок, думал что эти слова он адресует своим маловерным в то время ученикам и всему иудейскому народу.

    6. Ирина:

      Спасибо, дорогой батюшка, за Ваши святые молитвы! Храни Вас Бог!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.