Проповедь о преподобной Марии Египетской (2020.04.04)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 4 апреля 2020 года.

Святая Церковь посвящает это воскресенье Великого поста удивительному человеку – преподобной Марии Египетской. Для всей Церкви она на много веков явила образ покаяния. Её житие по повествованию настолько просто, что не понять невозможно. Она достигла величайших высот, вплоть до преодоления естественных законов, которые установил Господь. Это всё произошло с ней в результате самоотверженного отказа от греха. Смолоду она была дурно воспитана, а может быть, и родителей у неё не было. Мы часто видим, что молодые люди с каким-то особым удовольствием и страстью себя вгоняют в греховную жизнь.

Давеча мне один папаша пожаловался на своего 15-летнего сына, который взял и выстрелил младшему брату из духового пистолета в глаз. Слава Богу, не выбил. Вот спрашивается, что заставляет старшего стрелять в младшего и попадать ему в глаз? И что за это надо делать? Такие вещи, как чувствовать чужую боль, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, иметь такое благородство, чтобы младшего не обижать, а защищать, зачастую у молодых людей совершенно не развиты. Они как креветки. Чтобы в нём насадить чувство ответственности, благородства, чтобы он себя ощущал вторым отцом для младших, на это должны годы уйти, тогда что-то вырастет. А тут стреляет в глаз. На такие действия должен быть запрет. Если это не снабдить крепким внушением, то это так и останется. Это очень плохо. Обязательно кончится чем-то плохим. Недаром, когда человек совершил что-то преступное или полупреступное, его ставят на учёт в комнату милиции. Чтобы знать, что от этого человека уже можно что-то ожидать.

Я помню, что в нашей школе была группа мальчиков, которые курили, воровали, лазили по карманам пальто в школе. Девочек тоже было несколько в классе, которые занимались всяким непотребством. Не знаю, что с ними потом стало. Слава Богу, эта школа, в которой я учился, была восьмилетка. Если хочешь потом дальше учиться, надо было поступать в десятилетку, а там был совсем другой контингент. Мы даже с некоторыми дружим до сих пор, довольно тесно общаемся. Очень многие, кстати, стали в церковь ходить, выросли людьми богобоязненными. Во всяком случае, не отрицают существование Бога и очень уважительно к этому относятся.

Мария Египетская решила уехать в Иерусалим. Как и сейчас, в наши дни, в дни её молодости очень многие люди фрахтовали корабль и плавали из Европы на Святую Землю, чтобы приобщиться к святыне. Вся империя практически стала христианской. У неё денег не было, и она решила тем самым промыслом, которым она занималась, оплатить себе проезд. У молодых людей часто одно с другим не состыковывается. Они не чувствуют, что их действия или планы являются кощунственными. Когда она решила войти в храм и поклониться кресту Господню, благодать Святаго Духа её не пустила. Она думала, что это случайность, из-за толпы. Сделал ещё одну попытку и ещё, не получалось. Божественная сила её выбрасывала. Это на неё произвело такое впечатление, что она решила исправиться. Взяла две краюхи хлеба и отправилась прямиком в пустыню в одежде, которая через несколько лет превратилась в лохмотья и с неё спала. Она там жила очень много десятилетий, каталась по голым камням, скрежетала зубами, но терпела.

Некоторые люди говорят: «Я не могу». Или испрашивают: «Как не осуждать других?» Отвечаю: «Очень просто. Взять и не осуждать». Древние мудрые святые и преподобные говорили: «В человеке всё привычка». Просто нужно сменить привычки. Из бездельника стать трудолюбивым, из осуждающего – не осуждающим, из накопителя денег стать человеком, который легко с ним расстаётся, если можно с помощью денег исполнить заповедь Божию. И так во всём. Весь навык, который человек приобрёл до того, как он сделал шаг к покаянию, заменить на противоположный. Что такое покаяние? Покаяние – это противоположная жизнь той жизни, которую я веду. Радикально, строго, на 180 градусов. Большинство из нас хотят найти какой-то компромисс. Выбрать что-то попроще, для второго класса вспомогательной школы для тех ребят, у которых с головкой всё не в порядке. И так стараться: это я ем, а это я не ем. И так до седых волос или до лысины. Как будто это какая-то серьёзная задача. Эка невидаль – сырники не есть. Господи помилуй! И уже считает себя чуть ли не подвижником. Это вообще ничто, про которое в самом Писании сказано: телесное упражнение мало полезно (1 Тим. 4, 8). Ведь духовная жизнь – это не пища и питие. Апостол говорит: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 5, 25). Что значит по духу? Мотив поступка должен иметь внутри себя стремление духовное – приобрести духовное сокровище, приобрести Небесное Царство. Вот что, а не съесть на один сырник меньше. Это упражнение как раз для детского сада.

Несмотря на то, что у Марии Египетской была такая непохвальная жизнь, похвальным было её покаяние. Она стала совершенно другим человеком, и не за 5-10-20-30 лет, а за 40 лет. Это даже выразилось один раз в том, что, когда ей понадобилось, при встрече с Зосимой, она просто пошла по воде, как по сухой земле, как Христос. Её тело по милости Божией преодолело земное тяготение, что можно сделать только благодатью. В Деяниях апостолов есть несколько эпизодов, которые указывают на это. Это говорит о том, что она стала духовно совершенным человеком. В чём её пример замечателен? В том, что из дна кощунства она достигла таких ангельских высот. Совершенно необразованная женщина, которая никогда нигде не училась, она знала наизусть Священное Писание, не хуже, чем Зосима. Она с ним говорила как совершенно равный человек, хотя была безграмотна. Она была женщина, а женщин тогда грамоте редко учили, только единиц. Она захотела причаститься Святых Христовых Таин, и Зосима позже их ей преподал. Она соединилась со Христом, ради Которого она и пошла на этот подвиг. Поэтому она является образцом для всей Церкви. В Церкви всегда, с самых первых дней её создания, большинство было женщин. Это говорит о том, что спасение и святость небесная совершенно для женщин не закрыты. Хотя, если говорить по тем временам, и ума, и образования, и опыта, конечно, не хватало. Женщина, как апостол сказал, спасается чадородием. Неся подвиг материнства – величайший из подвигов, тяжелейший подвиг самоотречения – мать в своём материнстве отрекается от самой себя и служит мужу и детям. Это самый удобный для неё вид спасения. А Мария уподобилась и преподобным, и ангелам. Конечно, среди женщин встречаются преподобные матери, но это вообще штучный товар, редчайшее событие в истории Церкви. мы их знаем, помним по именам этих великих женщин, но это большая редкость. Даже юродивые ради Христа встречают чаще. Поэтому она для Церкви, которая, ещё раз повторюсь, в большинстве своём состоит из женщин, является светочем. Указанием на то, что и женщине в её слабом естестве это и доступно, и возможно, и благословлено Богом. Из всех людей в истории Церкви Марию Египетскую ставят на один уровень с величайшим учителем аскетики Иоанном Лествичником. Церковь ставит её на это место, в воскресенье мы её прославляем, житие её особенным образом читаем, вспоминая каждый год. Она как ровня, хотя Иоанн – величайший подвижник, величайший богослов, писатель и учитель сотен и сотен тысяч монахов. Он сам был игуменом, да ещё по просьбе братии написал свою удивительную книгу, которая явилась учебником духовной жизни. А Мария Египетская является личным примером. Нигде в мире, ни в каких религиозных деноминациях такой святости людей, как Иоанн Лествичник и Мария Египетская, не найдёшь. Их как таковых нет. А у нас есть такое богатство. Мы очень благодарны, что она у нас и была, и есть, и продолжает нас учить своим благодатным примером.

Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Ирина:

      Где сокровище наше, там и сердце наше: в Царствии Небесном! Аминь!
      Батюшка, дорогой, спаси и сохрани Вас Бог! Благодарю Бога и Вас!
      P.S. А про привычку точно сказал Пушкин:»Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Подмена счастью, а ,значит, Богу, подлинной жизни. Для мертвецов и злодеев она, может быть, и хороша. А жизнь — она всегда новая!

    2. Denis7:

      Отец Димитрий, укрепляйте народ христианский в Правде, Чистоте, Благочестии! Преподобная Мария Египетская, моли Бога о нас грешных.

    3. Юлия Л:

      Спаси Господь Вас,батюшка Димитрий.

    4. PetriFevronia:

      Спасибо, дорогой Батюшка Димитрий!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.