Проповедь о первородном грехе и покаянии (2020.04.05)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 5 апреля 2020 года.

Подозвав Двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним (Мк. 10, 32). О чём Он говорил опять? О том, что Он будет арестован, посажен в темницу, о том, что Он будет избит, о том, что над Ним будут издеваться, смеяться. О том, что это закончится распятием, самой позорной казнью, которая тогда существовала в Риме. Распинали только беглых рабов. К сожалению, дети обычно уроки пропускают мимо ушей. Мы сами это знаем на примере своих детей. Как об стену горох. С чем это связано? Это связано с падшей природой нашей. Апостолы были в основном молодыми ребятами, тем более никогда книжки не читали, поэтому всё время были заняты каким-то своими мыслями, переваривали впечатления. Современные женщины называют это переживаниями. Любая женщина всё время находится в переживаниях. Как-то ей что-то донести из здравого смысла представляет очень трудную задачу. Надо её как-то в этих переживаниях остановить, а она всё равно продолжает. Такая вот работа мозга. Потому что он расстроен. Расстроен и по её вине, но она незначительна, главное – по вине Адама и Евы. Они согласились на предложение дьявола, и пришлось им из рая уйти. Всё в голове перепуталось. Поэтому мы очень часто наблюдаем, как человек совершает самые безрассудные поступки. Особенно наглядно то, что он курит. На каждой пачке сигарет пишут, что это вредно, а он всё равно курит. Конкретный с ума сшедший человек. Это и невкусно, и горько, и противно, и очень неудобно, потому что иногда надо срочно закурить на улице, ветер гасит сигарету, всем неприятно вокруг. Некоторые умудряются и в подъезде курить, хотя там и дети. Знаю одного, который в туалете курит у себя и думает, что всё улетает. Ничего не улетает. Весь подъезд нюхает эту гадость. И сколько ему ни говори, что это вредно для всех, всё бесполезно. Как можно его вразумить? Вызвать милицию? У милиции много дел и поважнее. Задача не на один месяц, чтобы здесь навести порядок, но потом всё равно вернётся к этому. Лень спуститься на несколько этажей и метров на 30 отойти от дома. Вот самый яркий пример. Он мелкий – умрёшь от никотина не сразу – но очень показательный. Мозг расстроен до такой степени, что человеку наплевать на других людей. Вот так интересно.

Поэтому произошёл такой диалог. Господь говорит: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, – о есть римлянам, потому что Иерусалим был ими оккупирован – И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его (Мк. 10, 33-34). Это я вам уже рассказал. А закончил Господь, как и в прошлый раз тем, что говорит: и в третий день воскреснет (Мк. 10, 34). Это очень важно. Сообщал им важнейшую вещь, на которой, как на фундаменте, лежит всё христианство. Апостол Павел, первоверховный апостол, говорил о том, что если Христос не воскрес, <…> тщетна и вера наша (1 Кор. 15, 14), в ней нет никакого смысла. Главный фундамент этой веры – Воскресение Христово в третий день.

После этих слов такая реакция: подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? (Мк. 10, 35-36). Он заранее знал, что они хотят просить, это для Него нетрудно. Вообще Бог всё знает, даже что мы хотим спросить неделю спустя. Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. (Мк. 10, 37). Их Господь и Учитель на их глазах совершил множество чудес. Они много раз убеждались, что это не просто человек, а Человек, Который повелевает и ангелами, и другими духами, Который может пятью хлебами и двумя рыбами накормить тысячу человек, Он может воскресить мёртвых. Когда Он сказал, что будет убит, им после этого захотелось одному сесть справа, а другому слева. Они о Нём совершенно не думали. Их беспокоит только собственная участь. Они хотят быть один премьер-министром, а другой зампредом. Отчего? От повреждения ума – того повреждения, которое совершилось ещё в Адаме. Можно было сказать: «Ребята, у вас совести нет». Нет, действительно так. Три года Он им проповедовал, но они пока ещё ничего не усвоили, как и большинство из нас. Каждый из нас живёт своей жизнью, а конкретно до Христа дела никакого нет. Вот это наша беда, потому что пока такое положение у нас продолжается, мы христианами быть не сможем.

Господь пытается им это объяснить в надежде, что и мы это прочтём: Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем (Мк. 10, 38-39). Бездумно ответили. Как и большинство людей думают, что быть христианином просто. Думают, что надо ходить в церковь. Как воробей залетает порой, или кот заходит, вот и я захожу, поставлю на подсвечник осветительный прибор, куплю его за пять копеек, и вот он горит. И что? Это большие усилия или так дорого? Человек думает, что от этого что-то очень сильно изменится. Нет. Чтобы быть христианином, нужно радикально изменить свою жизнь на 180 градусов. Нужно перевернуть направление. Направление нашей жизни искажено грехом. Этот грех называется первородным, он идёт от Адама. Этот переворот называется покаянием. Человек был один, а стал другой. Нужно познать в чём это другое состоит. Тогда да. По милости Божией с Его помощью этот переворот может происходить. Об этом можно почитать в житиях святых людей. Например, Мария Египетская, память которой празднуем, вела очень скверную жизнь, как обычная современная молодая девушка. Только она ещё раньше начала, чем обычно сейчас начинается эта скверная жизнь. А потом? Потом она взяла две краюхи хлеба и пошла в пустыню. Жила без жилья, без одежды, без парфюмерного магазина, без приклеенных ресниц, без колготок, без рваных джинсов. Ничего этого у неё не было. Одно единственное платьице. Непонятно, чем она питалась, непонятно, о чём она молилась, непонятно, как она молилась, она была неграмотная. Но жизнь её так переменилась, и она сама так переменилась, что она могла ходить по воде, как посуху и наизусть знала Священное Писание. Когда Зосима Преподобный к ней пришёл, она на него поглядела и поняла, кто он, что он, как его зовут и зачем он пришёл. Она поняла, что она может его попросить, чтобы он её причастил. У неё был единственный вопрос к нему: как там православные в городе живут? Это единственное, что её интересовало – церковная жизнь. Она её знала досконально. Такое ведение называется прозорливостью. Господь ей дал, потому что она полностью развернула свою жизнь на 180 градусов. С тех пор, как было написано её житие, её подвиг, этот переворот, просто восхищает всех людей. Как такая очень юная, совершенно распущенная девица смогла преодолеть себя, все свои страсти и достигла величайшей святости. Господь хотел этого и для Своих апостолов. Он хотел, чтобы каждый из них повторил то, что Он повторил на земле. Он знал, что после того, как Его убьют, Он вознесётся на небо и оставит здесь эту маленькую Церковь, которая будет жить и развиваться. Потом Её перестанут гнать и убивать всех апологетов этой новой религии. Они выживут, из всех апостолов выжил только один, этот молодой Ванечка, сын рыбака, Церковь его потом назвала Богослов. Что только с ним не делали! И тюрьма, и опускание в кипящее масло, и побои. Такие пытки он вытерпел, но научился к врагам относиться с любовью. Эта любовь у врагов опускала руки. Он дожил почти до ста лет, единственный, остальных всех убили. Так продолжалось более трёхсот лет, потом римский император Константин Великий прекратил гонения на христиан. Тоже удивительное чудо, поэтому мы его тоже прославляем. Он всю империю заставил перевернуться на 180 градусов. Христианам дал полную свободу, они смогли строить, а сперва переделывать языческие храмы в храмы христианские.

Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мк. 10, 39). О какой чаше идёт речь? О чаше невыносимых страданий. Страданий физических и духовных. Самое большое духовное страдание для человека – когда он понимает, что страдает ни за что. Они ничего этому миру плохого не хотели сделать. Наоборот, хотели, чтобы люди, которые их окружают, из злодеев превратились в добрых людей и зажили счастливо. Кто в церкви давно живёт, понимают, о чём я сейчас говорю. Ходить в церковь бессмысленно, надо в ней жить. Вот я живу в церкви 50 лет, я счастлив. Представляете? Каждый день счастлив. Огорчения бывают? Бывают. Но счастье, как цунами, превосходит всякую мелкую зыбь, которая бывает на воде. Так каждый человек, когда он живёт в церкви, понимает, что выжить и остаться чем-то похожим на человек можно только внутри церкви. Это даётся только опытом, в этом нельзя никого убедить. Только опыт реальный. Если человек до этого не дошёл, он всё равно будет с маманей ругаться, папу проклинать, с друзьями спорить и так далее. Это совершенно однозначно. Водку будет всё равно пить. У него нет никакого иммунитета к сопротивлению. А что значит крещением, которым Я крещусь, будете креститься? Тем ли крещением, которым Его Иоанн крестил на Иордане? Нет. «Крещение» в переводе со славянского, чтобы вы знали, это погружение. О чём Он говорил? О погружении в жизнь духовную. Будут ли они вести духовную жизнь, погрузятся ли, или будут болтаться, как остальное миллиардное человечество в своих грехах? Другого пути нет. Либо человек погружается в море Духа Святаго, либо он погружается в море греха. Каждый сам делает этот выбор. Нужно большое мужество, потому что каждый христианин идёт против этого мира. Он может только плыть против течения. Все остальные по течению, как все. Про ресницы уже говорил. Эта наклеила, и я наклею. Эта в драных джинсах, и я. Эта смеётся во весь голос по-хамски, губы липнут ко всему, потому что они такого яркого цвета, и я. Всё как все. Хуже этого ничего на свете нет, чем быть как все. Есть такое слово славянское – инок, монах. Чем монах отличается? Всё делает наоборот. «Инок» – от слова «инаковый», он другой. Иночество возникло внутри Церкви. Вот во что нужно погрузиться, говорит Господь.

А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 40). Кем? Отцом Небесным. Он устраивает. На небе нет одинаковых звёзд, нет одинаковых астероидов, нет одинаковых планет, они все разные. Эти мириады планет разные. Почему? Так их устроил Бог. Слава Богу, у человека не хватает глупости, чтобы задуматься над тем, чтобы создать какую-то планету, тем более звезду. Совершенно ясно, что эта фантастическая красота создана Богом. Здесь то же самое, только Отец Небесный поставит тебя в то место в Царствии Небесном, и только Он один знает, что ты заслужил. Первым заслужил Царство Небесное, как это для всех ни удивительно, разбойник, которого распяли рядом со Христом. Люди ломают голову, и учёные и неучёные – как же так, всего один час он побыл христианином, а Господь ему сказал: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Какие заслуги у бандита? Что с ним произошло, с этим бандитом? Переворот. За что его осуждать, это же не советский самый гуманный суд. Был таким, а стал другим человеком. Как русская пословица говорит: «Только конец делу венец».

И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 41-44). Хочешь быть христианином? Нет ничего трудней для гордого человека – стань всем слугой. А если хочешь быть совершенным, стань всем рабом. Вот тогда войдёшь в Царство Небесное. А почему так? Где же тут справедливость? Один великий святой сказал: «Не зазывай Бога справедливым. Если Бог был бы справедлив, мы бы все были в аду».

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). Вот в этом цель и смысл пришествия Христа на землю. Каждый человек – мужчина, женщина или дитя (среди детей тоже есть святые) – если они хотят последовать за Христом, они должны учиться служить всем. Если кто-то из них хочет быть первым, поближе ко Христу, то он должен всем быть рабом. Обычно люди возмущаются: «Какой я раб?» Спокойно, ты никакой не раб, ты обыкновенный, нераскаявшийся бандит. Раб Божий – это высочайшая близость к Сыну Божию, Который пришёл на землю. Тебя никто рабом и не называет. Некоторые по глупости подходят к Чаше и говорят: «Раба Божия Пелагея». Самоименование. Раба Божия – это когда тебя назовут, а не когда ты сама. Это просто смех и грех. Это очень большой труд, причём всей жизни. Я таких людей встречал даже в нашем приходе. Они поставили свою жизнь на служение всем, как раб. Почему как раб? Потому что ни копейки за это не получали. Делали исключительно ради ближнего, чтобы ему послужить. Родные дети так никогда не ухаживали за родителями. А те, о которых я говорю, они это совершали.

Дорогие братья и сестры, мы сегодня прочитали очень важные слова. Если что-то у вас останется в уме и сердечке, значит вы сможете двигаться согласно Евангелию вперёд, к Царству Божию. Аминь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. baskervil187:

      Спасибо, о.Димитрий за проповедь! Оказывается самому себя называть р.б. неправильно, даже не знал раньше об этом. С праздником, всех православных Христиан! О.Димитрию желаю здоровья в эти непростые времена!

    2. Ирина:

      Вы счастливы, дорогой батюшка, и мы — вместе с Вами!
      С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!

    3. Юлия Л:

      С Благовещением Пресвятой Богородицы Вас,батюшка Димитрий.Да сохранит Вас Владычице наша и Господь Бог.

    4. Albin:

      Завтра наш престольный праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы! От всей души поздравляю отца Димитрия, его родных, друзей, сотрудников и мирян нашего храма. Многая и благая лета, здоровья всем вам и вашим близким!
      Особая благодарность и наилучшие пожелания всем, кто обеспечивает нам возможность доступа к мультиблогу о. Димитрия. Храни вас Господь и Пресвятая Богородица!
      Алевтина.

    5. Vasiliy Grig:

      Батюшка, спасибо!
      Отдельная благодарность редактору за выкладываемые тексты проповедей.

    6. Кирилл Львович:

      Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.