Проповедь о трагедии человечества, распявшего милосердного Бога (2020.04.16)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы вечером 16 апреля 2020 года.

Какое счастье, что мы сподобились постоять у креста вместе с Богородицей, Иоанном Богословом, Марией Магдалиной. Каждый евангелист повествовал об этих событиях, когда произошло столкновение человечества, погрязшего в грехе в лице богоизбранного народа и его вождей, и Самого Сына Божия, Который пришёл их и всех остальных через них спасти от греха. Как это обычно бывает, каждый из нас по себе это знает, что грех укоренился в природе человека за это огромное время, начиная с того момента, как Адам с Евой были вынуждены покинуть рай, и даже Херувим с мечом встал, чтобы они не могли туда вернуться. Это такой образ, который объясняет то, о чём говорится в хорошей русской пословице: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». Это происходит обычно с каждым землянином. Степень греха может заостряться бесконечно. В этих Страстных Евангелиях видно, сколь велика может быть человеческая подлость. Причина этой беззаконной подлости содержится и, как на фундаменте, стоит на любви к греху. Какой грех владел Анной, Каиафой и партией фарисеев, которая их поддерживала? Зависть и боязнь лишиться власти. Как интересно, когда слушаешь или читаешь Евангелие, понимаешь, что за две тысячи лет вообще ничего не изменилось. Всё та же жажда власти, всё такая же зависть людьми владеет. Сейчас уже трудно себе представить, как люди жили сто, двести лет назад, и так далее до IV века, когда уже познали Господа Иисуса Христа. А теперь вернулись даже не в язычество, а такое глумливое безбожество и царство жутких суеверий. Возрождается всё, к сожалению, вплоть до лубочного и совершенно бестолкового язычества. Принесено Евангелие, в котором описана жизнь Спасителя и цитируются Его слова, и слова эти и были проповедью Евангелия. Его надежда оправдалась. До нас и в наше время жили и живут святые люди, которые сердцем восприняли Своего Спасителя и по мере сил, по возможности ума, по умягчённости сердца стараются Ему послужить. У многих это получается. За свою большую практику служения я очень много встречал таких и среди детей, и среди уже весьма пожилых людей. Казалось бы, люди совсем ничем не выдают своего отношения к Богу. Потом смотришь, стукнет девяносто с лишним, человек начинает причащаться. Первый из таких, которого я помню, посмеивался над своим внуком. Говорил: «Вот ты бороду отпустил, в церковь ходишь. Ты ещё волосы до пояса отпусти, будешь совсем как поп». Всё время подтрунивал над ним. А чем он закончил? Он причащался каждый раз со слезами. Когда ему было уже за девяносто, он покаялся за всю свою жизнь, стал совершенно другим человеком. Казалось бы, это не самый удобный возраст для того, чтобы прийти к Богу. На самом деле всё возможно верующему (Мк. 9, 23), если он уверовал. Большое утешение для нас – это разбойник на кресте. Казалось бы, жизнь закончилась, умер в страшных муках. Пришли воины и обоим разбойникам ноги перебили. С какой целью? Косая палочка на кресте изображает подставку, на которой распятый обычно стоял. Он приподнимался немножко и мог вздохнуть, а потом опускался, и так пока не умрёт, вися на солнце. Когда подошли перебивать ноги Христу, оказалось, что Он уже умер. Исполнилось пророчество о том, что кость Его <…> не сокрушится (Ин. 19, 36). А эти задохнулись оба, потому что не на что было опираться. Один в этот же день оказался в раю со Христом, он даже не спускался в ад. Душа Христа сразу вывела его из ада. Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Так и для каждого из нас. Когда мы участвуем в таких стояниях, всё самое лучшее, что в нас есть, поднимается в нашем сердце к разумению. Мы начинаем меняться. Христос не стал отвечать Пилату на циничный вопрос о том, что есть истина (Ин. 18, 38), потому что Истина стояла перед ним. Причём Истина не в виде книги, не в виде какого-то старца, а в виде презренного иудея, Который вообще для него мало что значил, кроме того, что Он оказался значительной фигурой в этом легко воспламеняемом иудейском обществе. Пилат был обыкновенным чиновником и походил на всех чиновников во всех временах в разных странах, за исключением чиновников-христиан, а такие тоже бывали, даже в нашей стране. Но Пилат был римлянин, язычник, который и в своих богов языческих не веровал. Он веровал только в одно – в свою карьеру. Поэтому он не мог отпустить Иисуса, Которого, как он понимал, хотят распять из зависти, потому что Он им чем-то опасен. Чем? Только Своей популярностью. Чем больше за Ним ходит народу, тем больше они Его ненавидят. А если Он станет царём, то их вообще порвут на части. И вот началась обычная манипуляция. Без радио, телевидения, интернета, но в принципе, аналогично, через сарафанное радио. Эти люди два дня назад кричали осанна! (Мф. 21, 9) и постилали одежды на пути ослёнка, на котором ехал Христос со скорбью в сердце, потому что знал, куда и на что он едет. Эти же люди кричат: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Пилату ничто человеческое было не чуждо. Может быть, из жалости, а может быть, супруга на него повлияла, которая просила его не делать Христу ничего плохого (ей сон такой приснился), он сказал первосвященникам, начальникам и народу, что не найдено во Христе ничего, достойного смерти (см. Лк. 23, 13-15). Но он боялся за своё место. Из-за этого он и вошёл в историю как человек, совершивший подлость. Да, он умыл руки: невиновен я (Мф. 27, 24). Но как же ты неповинен, когда по твоему приказу убили невинного? Хуже этого ничего и быть не может – предать, убить и оклеветать невинного, предпочесть себя другому. Можно долго перечислять эти слова, которые рассказывают о мерзости тех людей, и о том, как ими можно легко манипулировать. Христианство даёт человеку выйти из этого порочного круга. Некоторые удивляются, зачем в России или допрежь того во Франции уничтожали духовенство, священников. Потому что священники относительно хорошо знают Священное Писание и могут научить. Некоторые даже святых отцов знают, что тоже очень важно. Они могут научить христианству, а тогда человеком манипулировать уже нельзя, он становится личностью, он знает Истину, которая есть Христос. Ему есть всегда с чем сравнивать – любого оратора со Христом, любого учителя со Христом, любой образ жизни со Христом. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). И двое, и трое – для Него это важно. А для людей Сам Бог, вся Троица не важна и не интересна, на этот счёт могут и пошутить, и прочие безумные глаголы изречь. Не будем никогда поддаваться этому дыханию времени, в котором мы живём. От этого мира нечего ждать. Господь сказал: Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2, 15). Ничего хорошего нет, есть только отблески и проблески. Каждый храм это и старается аккумулировать, эту незримую духовную красоту.

Спаси всех Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Илья Будников:

      Спаси Господи!

    2. Vasiliy Grig:

      Спаси Господи!

    3. Юлия Л:

      Спаси Господь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.