Проповедь о двух природах во Христе и о спасении человека (2020.04.26)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 26 апреля 2020 года.

Неделя Антипасхи. У нас в современном русском языке «анти» звучит как «против». Здесь тоже, но имеется ввиду не борьба с Пасхой, а период, находящийся в литургическом цикле на противоположной стороне. Эта Светлая седмица открывается Пасхой, а закрывается Антипасхой. Вот что это означает, ничего страшного в этом нет. В этот день, как в Евангелии сказано, мы поминаем память святого апостола Фомы, этот случай, когда Промыслом Божиим так было устроено, что он не смог присутствовать в то время, когда Господь явился всем апостолам. Фомы с ними не было. Ему стало обидно, что он не мог встретить. То ли очень сильно возжелал увидеть Спасителя, то ли действительно просто не поверил. Хотя ученики знали, что Господь воскрес, Христа уже видели их подруги Жёны Мироносицы, другие апостолы, Лука и Клеопа, Пётр с Иоанном прибегали на Гроб Господень. Среди апостольского круга друзей Христовых это стало известно. Видимо, Господь так премудро во чтобы то ни стало хотел утвердить Своих учеников в вере в Своё Воскресение. Для Него это было очень важно, что Он воскрес во плоти. Он ещё ожидал Своего Вознесения на небеса, и важно, что Он хотел через апостолов сообщить и нам с вами, и всему человечеству, что случилось самое важное событие в человеческой истории. Настолько важное, что большинство людей этого и не чувствуют, и не понимают, потому что это слишком уж высоко. Как, например, есть такая музыка, которую понимают только несколько сотен человек из миллиардов людей, населяющих планету. Она слишком сложная. Также и здесь. Что же мы должны понять? Это очень важно.

Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). То есть абсолютно напрасна. Почему так? Потому что во Христе, Который воплотился, две природы – Божественная и человеческая – соединились нераздельно, неразлучно, неслиянно и неизменно. Представляете? Он был особенным человеком. У каждого человека только одна природа, человеческая. Мы с помощью благодати Божией стремимся её обоготворить. Во Христе было сразу, при рождении от Духа Свята, две природы – одна природа человеческая, от Девы Марии, а другая Божественная, от Духа Свята. Вот эти две природы в самом своём естестве через Иисуса Христа Святая Троица восприняла в Себя. Во веки веков и в бесконечной вечности Христос остался человеком. И это человечество Он сохранил. Не вернулся к Своей Божественной природе, а так и вознёсся в теле на небеса. Поэтому Ему и дана такая власть – и на небе, и на земле (см. Мф. 28, 18). Он поэтому и смог взять на Себя как человек всё это море грехов всего человечества, для того чтобы послужить человеку, чтобы освободить его от греха. В этом есть утешение для каждого человека, родившегося на земле, если он уверует во Христа. Если человек поверит, что Иисус действительно Сын Божий, обладающий двумя природами, он сможет к Нему взывать, сможет Ему служить, сможет Его благодарить, сможет вести христоподражательную жизнь и тем самым спасти свою душу от греха. Любой человек, независимо ни от расы, ни от национальности, ни от пола, ни от возраста. Каждый человек. Поэтому мы видим среди святых и глубоких старцев столетних, и маленьких детей, и женщин, и во цвете сил мужчин, всех. Нужно только чтобы сердечко откликнулось на вот эту дивную тайну, которая совершенно непостижима нашему уму. Поэтому Христос через апостола сказал нам, что мы свои Богу (Еф. 2, 19) и через Христа граждане неба. Мы предназначены ко спасению. Если наше спасение не увенчается успехом, то в этом будем виноваты исключительно мы одни. Значит лень, маловерие, гордость ещё очень сильно препятствуют. И другие грехи, такие как зависть, гнев, который проявляется в раздражительности, всякие сплетни. Как владыка Ковровский Афанасий сказал: «Самоизмышлённая пагуба». Человек губит себя сам, но, конечно, с помощью дьявола, он активно в этом помогает. А спасает Христос. Человек не может спастись сам. Как сказал Христос: человекам это невозможно (Мф. 19, 26). Нужно только привиться к Церкви, которая есть истина, виноградная лоза, а мы только ветви. Для того чтобы ток этой Божественной энергии, которая есть благодать Святаго Духа, тёк в нашем существе. Тогда мы сможем потихоньку в течение нашей короткой жизни преобразить всё наше бытие. Христос, когда утверждал Своих апостолов в вере, ни о ком не забыл, даже к Фоме специально пришёл. Говорит: «Ты хотел убедиться? Вложи свои персты в язвы от гвоздей» (Ин. 20, 27). Ему, конечно, это уже не понадобилось. Он сказал: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 28). Уверовал до конца. Вот и у нас, если мы уверуем до конца, жизнь пойдёт совершенно по-другому. Господь, несмотря на все трудности и болезни, исполнит нашу душу счастьем. Он даже говорил, что не надо заботиться, что нам есть, что пить, во что одеться (см. Мф. 6, 25). Он Сам, воскресший и вознёсшийся на небеса Бог, будет готовить нам пищу, как Он готовил для Своих апостолов. Говорит: придите, обедайте (Ин. 21, 12). Он для того и воскрес, чтобы их кормить обедом, ничего для Себя зазорного в этом не видел. Он их принял в Своё сердце человеческое, в божественное давно, по любви. Также Он и нам заповедовал. Иоанн Богослов нам об этом рассказал: да любите друг друга (Ин. 13, 34). А всё, что разделяет нас, должно уйти.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь о двух природах во Христе и о спасении человека (2020.04.26)

Неделя Антипасхи. У нас в современном русском языке «анти» звучит как «против». Здесь тоже, но имеется ввиду не борьба с Пасхой, а период, находящийся в литургическом цикле на противоположной стороне. Эта Светлая седмица открывается Пасхой, а закрывается Антипасхой. Вот что это означает, ничего страшного в этом нет. В этот день, как в Евангелии сказано, мы поминаем память святого апостола Фомы, этот случай, когда Промыслом Божиим так было устроено, что он не смог присутствовать в то время, когда Господь явился всем апостолам. Фомы с ними не было. Ему стало обидно, что он не мог встретить. То ли очень сильно возжелал увидеть Спасителя, то ли действительно просто не поверил. Хотя ученики знали, что Господь воскрес, Христа уже видели их подруги Жёны Мироносицы, другие апостолы, Лука и Клеопа, Пётр с Иоанном прибегали на Гроб Господень. Среди апостольского круга друзей Христовых это стало известно. Видимо, Господь так премудро во чтобы то ни стало хотел утвердить Своих учеников в вере в Своё Воскресение. Для Него это было очень важно, что Он воскрес во плоти. Он ещё ожидал Своего Вознесения на небеса, и важно, что Он хотел через апостолов сообщить и нам с вами, и всему человечеству, что случилось самое важное событие в человеческой истории. Настолько важное, что большинство людей этого и не чувствуют, и не понимают, потому что это слишком уж высоко. Как, например, есть такая музыка, которую понимают только несколько сотен человек из миллиардов людей, населяющих планету. Она слишком сложная. Также и здесь. Что же мы должны понять? Это очень важно.

Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). То есть абсолютно напрасна. Почему так? Потому что во Христе, Который воплотился, две природы – Божественная и человеческая – соединились нераздельно, неразлучно, неслиянно и неизменно. Представляете? Он был особенным человеком. У каждого человека только одна природа, человеческая. Мы с помощью благодати Божией стремимся её обоготворить. Во Христе было сразу, при рождении от Духа Свята, две природы – одна природа человеческая, от Девы Марии, а другая Божественная, от Духа Свята. Вот эти две природы в самом своём естестве через Иисуса Христа Святая Троица восприняла в Себя. Во веки веков и в бесконечной вечности Христос остался человеком. И это человечество Он сохранил. Не вернулся к Своей Божественной природе, а так и вознёсся в теле на небеса. Поэтому Ему и дана такая власть – и на небе, и на земле (см. Мф. 28, 18). Он поэтому и смог взять на Себя как человек всё это море грехов всего человечества, для того чтобы послужить человеку, чтобы освободить его от греха. В этом есть утешение для каждого человека, родившегося на земле, если он уверует во Христа. Если человек поверит, что Иисус действительно Сын Божий, обладающий двумя природами, он сможет к Нему взывать, сможет Ему служить, сможет Его благодарить, сможет вести христоподражательную жизнь и тем самым спасти свою душу от греха. Любой человек, независимо ни от расы, ни от национальности, ни от пола, ни от возраста. Каждый человек. Поэтому мы видим среди святых и глубоких старцев столетних, и маленьких детей, и женщин, и во цвете сил мужчин, всех. Нужно только чтобы сердечко откликнулось на вот эту дивную тайну, которая совершенно непостижима нашему уму. Поэтому Христос через апостола сказал нам, что мы свои Богу (Еф. 2, 19) и через Христа граждане неба. Мы предназначены ко спасению. Если наше спасение не увенчается успехом, то в этом будем виноваты исключительно мы одни. Значит лень, маловерие, гордость ещё очень сильно препятствуют. И другие грехи, такие как зависть, гнев, который проявляется в раздражительности, всякие сплетни. Как владыка Ковровский Афанасий сказал: «Самоизмышлённая пагуба». Человек губит себя сам, но, конечно, с помощью дьявола, он активно в этом помогает. А спасает Христос. Человек не может спастись сам. Как сказал Христос: человекам это невозможно (Мф. 19, 26). Нужно только привиться к Церкви, которая есть истина, виноградная лоза, а мы только ветви. Для того чтобы ток этой Божественной энергии, которая есть благодать Святаго Духа, тёк в нашем существе. Тогда мы сможем потихоньку в течение нашей короткой жизни преобразить всё наше бытие. Христос, когда утверждал Своих апостолов в вере, ни о ком не забыл, даже к Фоме специально пришёл. Говорит: «Ты хотел убедиться? Вложи свои персты в язвы от гвоздей» (Ин. 20, 27). Ему, конечно, это уже не понадобилось. Он сказал: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 28). Уверовал до конца. Вот и у нас, если мы уверуем до конца, жизнь пойдёт совершенно по-другому. Господь, несмотря на все трудности и болезни, исполнит нашу душу счастьем. Он даже говорил, что не надо заботиться, что нам есть, что пить, во что одеться (см. Мф. 6, 25). Он Сам, воскресший и вознёсшийся на небеса Бог, будет готовить нам пищу, как Он готовил для Своих апостолов. Говорит: придите, обедайте (Ин. 21, 12). Он для того и воскрес, чтобы их кормить обедом, ничего для Себя зазорного в этом не видел. Он их принял в Своё сердце человеческое, в божественное давно, по любви. Также Он и нам заповедовал. Иоанн Богослов нам об этом рассказал: да любите друг друга (Ин. 13, 34). А всё, что разделяет нас, должно уйти.


Комментарии.

    Комментариев 4

    1. PetriFevronia:

      Батюшка дорогой, мы с Вами!

    2. Ирина:

      Спаси Господи, дорогой батюшка!

    3. Юлия Л:

      Воистину Воскресе Христос!Спаси Вас Бог,батюшка.

    4. Vasiliy Grig:

      Батюшка, спасибо за проповеди и вразумление!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.