Проповедь в Духов день (2005.06.20)
Дорогие братья и сестры! Предлагаем вспомнить проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённую в Духов день 20 июня 2005 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Господь сказал: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10). Эти слова подтверждают то, что Ангел Хранитель есть у каждого человека, а не только у крещёных. Каждый человек – это величайшая драгоценность у Бога. Господь определённым образом задумывает каждого человека и о каждом человеке промышляет, на каждого человека надеется, каждого человека хочет привести к Себе. Независимо от того, где он родился, в каком народе, на каком участке суши.

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? (Мф. 18, 11-12). Господь спрашивает, предполагая, что человек ответит: «Конечно пойду». А у кого десять человек детей и один вечером не пришёл домой, разве он не пойдёт его искать и не будет ли беспокоиться?

И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18, 13-14). Эти слова и говорят о том, как каждый человек драгоценен для Бога. Но люди удалились от Бога и не чувствуют Его. Я даже обратил внимание, что некоторые люди в исповеди даже слово «Бог» пишут с маленькой буквы по старой советской привычке. Но ведь Бог – личное Существо. Бог есть Личность, сострадающая нам, желающая нас спасти, имеющая к нам определённое отношение. Это отношение не механическое, не формальное. Например, ЖЭК к нам тоже отношение имеет, мы где-то там записаны, но что у нас внутри происходит, какое у нас семейное положение, голодны ли мы, здоровы ли, для жилищной конторы никакого значения не имеет. Для них значение имеет только то, что когда квартира освобождается, туда можно дворника или милиционера поселить, или приезжего из Азербайджана. Вот это их беспокоит, а то, что внутри, нет. Бог же нам Отец. Отец, Который хочет спасти, Который радуется каждому нашему успеху в духовной жизни. Сказано: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 7). Есть шесть миллиардов грешников на земле – работают, детей рожают, воспитывают, кто-то бандитничает, кто-то незнамо что делает. И вдруг пробуждается совесть, один из многих обращается к Богу и начинает молиться. На небесах бывает радость, потому что эту молитву, которую наше сердце исторгает, наши Ангелы Хранители возносят на небеса. На небесах сразу это обращение к Богу становится известным. Господь сразу слышит нашу молитву, сразу желает каждому человеку помочь, несмотря на все его немощи. Нам нужно всегда это помнить.

Как с нами связывается Господь, Который для нас абсолютно высшее Существо, Который нами не может быть даже познано? Вот я посмотрел на листок, каждый листок усеян тлёй, которая поедает листву. Когда мы идём по тропинке мимо этих листьев, тля не знает, что мы идём. Она только чувствует, что ветки качаются, может быть, мы плечом задели или слишком быстро шли, ветром колыхнуло. Она своими лапками покрепче к листу прикрепляется, чтобы не упасть, но что такое произошло, что за человек прошёл, она не может понять. Читал ли человек Достоевского или ограничился Михаилом Зощенко, она не знает, у неё своя тлиная жизнь. Вот так же по сравнению с бытием Божиим наша жизнь с её войнами, ваучерами, пенсиями – это тлиная жизнь. Тля, конечно, поменьше живёт, но тлю тоже кто-то доит, муравьи. Нас доит правящий класс. Мы все у них как тля, высасывают как можно больше от нас, пользуются нами. Кто похитрее, тот умеет от этого абстрагироваться, кто попроще, тот вынужден всё отдавать, иначе задушат, посадят, растопчут – всё что угодно. Пользуются нами, как бульоном. Даже приезжают сюда, как на бульон. Некоторые уехали, а теперь возвращаются. Почему возвращаются? Бульон, с этого можно иметь. Всякая торговля – это же от людей. Завернул покрасивей, человек уже клюнул, он доволен. И так далее, об экономике сейчас не будем говорить. Господь не так к нам относится, как правящий класс. Он любит и хочет нас спасти, Он хочет нас научить. Этот мир люди сами устроили для себя в силу греховности, забвения Бога, в силу отсутствия любви к Богу и к людям, а присутствия любви только к деньгам, которые дают иллюзию. Если ты богатый человек, ты проживёшь месяца на два больше, чем человек бедный. Восемьдесят процентов всех средств медицины идут на поддержание жизни человека в последние два месяца его жизни. Огромные средства: реанимационные мероприятия, лекарства, дорогостоящие операции, чтобы ещё продлить этот кусочек. Принципиальной разницы между богатым и бедным нет. Питаются примерно одинаково. У богатого может сзади лакей стоять в ливрее, у которого шестьсот долларов зарплата. Если на Западе, то 1300-1400 долларов. А так всё то же самое – всё тот же хлеб, то же молоко. Не надо думать, что богатому привозят молочко из какой-то фермы, натуральное. Ничего подобного. Всё тоже пастеризованное. Ну да, с каким-то гарантиями, немножко получше, но принципиально – нет. В хлопчатобумажном может как богатый ходить, так и бедный. Одной рубахи, если её аккуратно стирать, может вообще на тридцать лет вполне хватить. Столько сил затрачивается на приобретение этих средств, просто вся жизнь уходит, а счастья какого-то это человеку не добавляет, кроме удовлетворения некоторых страстей – тщеславия, властолюбия: «У меня в фирме двести тысяч человек работает» – «А у меня четыреста». Но от этого ты что, спишь лучше, твои дети лучше воспитаны, ты больше добра сумел сделать? Нет, человек занят совершенно без всяких возможностей взглянуть на то, что происходит.

Опять же повторю, Отец Небесный – не так, Он забоится о каждом из нас. Он даёт такие обстоятельства жизни для нас, чтобы каждый из нас что-то очень важное и духовное в жизни понял, почувствовал, научился бы самому главному – заповедям Божиим. Даже исподволь подсказывает, как нам это воплощать в жизнь. Его связь с нами осуществляется посредством Святаго Духа. Поэтому Святая Церковь после дня Святой Троицы особенно выделяет этот день, подчёркивая важность. Смотрите, как интересно. День Святой Троицы – это такое торжество, а день Святаго Духа – это уже такой смиренный праздник, служба служится не полиелейная. Казалось бы, Господь Святый Дух, Третья Ипостась Святой Троицы, а торжество меньше, чем святителю Николаю или преподобному Сергию. Как же это вообще возможно? Дух Святый – это дух смирения. Даже через богослужение показывается, что Дух Святый приходит только к смиренному человеку. Всем остальным Он противится. Гордым никак нельзя стяжать Святаго Духа. Чтобы приобщиться к Святому Духу, нужно обязательно стяжать смирение. Чтобы стяжать смирение, нужно быть смиренномудрым, чтобы в обстоятельствах нашей жизни искать себе не славы, не чести, не каких-то материальных благ, не одежд, не яств, не драгоценностей, а искать возможность смириться. Каждый день представляет нам несколько, а иногда десятки возможностей, для того чтобы смириться. Всегда в том или ином случае можно поступить либо как гордый человек, либо как смиренный человек. Почему я говорю «как»? Потому что мы не являемся смиренными. Мы можем только делать усилия, чтобы совершать поступки, как будто мы уже смиренны. Тогда, когда мы так поступим десять тысяч раз, сто тысяч раз, постепенно это войдёт в навык. Недаром говорят, что привычка – это вторая натура. Таким образом происходит самовоспитание. Когда мы научимся поступать смиренно, придёт к нам благодать Святаго Духа, которая удесятерит наши силы и научит нас пониманию Священного Писания, молитве, рассуждению. Очень часто мы не знаем, как поступить. Вроде 10 классов закончили, а думаем: «Так поступить или иначе?» Хотя в каких-то вещах очень быстро и ловко соображаем. Я помню, в детстве у нас была соседка, бабушка Марфа. Она была неграмотная, но деньги считала наизусть. Приходила проверять, придёт и скажет: «Мить, посчитай, не обманули ли меня в магазине». Смотрю, всё точно. Человек читать и писать не умеет, а считает очень быстро. Это потому что навык образовался. Каким образом там у неё в голове происходили эти вычисления, одному Богу известно. Изложить ту систему, по которой она складывала, вычитала, умножала и делила, она бы, конечно, не смогла. В какой системе она рассуждала? Ведь никаких столбиков, никаких калькуляторов, ничего не могла. Каким-то образом мыслительный процесс выявлял точность вычисления.

Господь каждому хочет дать этот навык. Для этого мы должны быть споспешниками Божьей благодати. Об Иоанне Предтече сказано: он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3, 3). Есть глас вопиющего в пустыне, чтобы спрямить эти пути. Если мы будем в этом направлении идти, то обязательно будет результат. Он будет очень незаметный. Как дерево растёт, можно сесть рядом, подперев щёчку ручкой, но мы не увидим, как оно растёт. Только придя на следующий год, увидим, что что-то изменилось. Так же и в душе человека. Он не видит, становится ли он лучше или хуже. Люди, которые нечасто общаются, ещё могут заметить: «Что-то он хуже стал. Более раздражительный, уголки глаз опущены». Или наоборот: «О, ты так помолодел. С тобой что-то хорошее произошло». Неприметным образом, потому что сразу можно, например, курить бросить. Взял и бросил, это нетрудно. Или воровать: «Всё, с сегодняшнего дня не ворую». Это вполне возможно. Из тщеславного сделаться скромным нельзя за раз. Даже если ты решишься, всё равно сразу ничего не выйдет, только постепенно. Сначала хотя бы хвастаться перестать. Чтобы другим хотя бы не тошно было с тобой общаться. Когда человек говорит: «Я, я, я», уж очень с ним противно. Хотя бы с этого начать, уже будет шаг вперёд. А вот чтобы и сам корень тщеславия вытащить, нужно не один десяток лет смиряться. Нужно учиться молчать, когда тебя не спрашивают, нужно учиться никого не осуждать и так далее. Это очень длительный процесс. Тогда Господь Отец Небесный видит, что человек встал на путь заповедей Божии. Человек, который встал на этот путь, начинает барахтаться, обычно у него ничего не получается. Тогда Сам Господь начинает ему помогать за его усилия. Самому человеку исправить своё внутреннее невозможно. Ни одну заповедь исполнить невозможно самостоятельно, её можно исполнить только с помощью Божией. В чём нам Господи и помоги.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. Кирилл Львович:

      Батюшка, благодарю Вас!

    2. Liora:

      Спасибо за ПРОПОВЕДЬ. Получила ответы. Слава Богу. Здравия о.ДИМИТРИЮ.

    3. PetriFevronia:

      Замечательная проповедь! И ничего страшного, что аудио-формат. Спасибо

    4. Vasiliy Grig:

      Спаси Господи!

    5. Ирина:

      Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.