Проповедь о Павлине Милостивом в Неделю Всех святых (2020.06.14)
Проповедь, присланная протоиереем Димитрием Смирновым в редакцию мультиблога в текстовом виде для публикации. Выставляем этот текст в видеоформате, а также помещаем его под видео для вашего удобства. Проповедь подготовлена ко дню Всех святых.

Если мы возьмём в руки церковный календарь и посмотрим, чем заполнены большинство дней, то обратим внимание, что по объёму шрифта, как правило, более всего занимают имена святых. Почему наш календарь – это не просто номера и название дней, ссылки на евангельские чтения и богослужебные указания, но ещё и обязательно имена святых, чья память в тот или иной день совершается? Ведь, кроме того, есть ещё и празднование и всем святым, как сегодня, или вот будет празднование всем русским святым, бывает также и празднование и поместным святым. Почему это так важно? Почему бы не обойтись молитвами к Богу и чтениями из Писания, а святым уже по желанию, кому кто нравится, тем более, что нам доподлинно и не известны все прославленные Богом святые. Можно было бы не утруждать себя таким подробным календарём, а так и молиться: «Все святые, молите Бога о нас!» Почему же мы старательно поимённо вписываем их в каждый день нашей церковной жизни и хотим видеть эти имена? Да потому что это и есть единственный нам известный, установленный Церковью факт наличия смысла в существовании человечества, вселенной, земли и самой Церкви. Это единственный добрый плод бытия, ради которого Сын Божий отдал Свою жизнь на Кресте. Нам ценны подробности жития каждого из них, потому что у каждого есть что-то своё особенное, что необходимо живущим и будущим поколениям, для преодоления жизненного пути.

Почему же это так важно для самого Бога, не имеющего нужды ни в чём? Дело в том, что Бог – всесовершенная Любовь. Он Своё творение любит так, что всем, в ком есть хоть какой-то намёк на желание вернуться к своему Творцу, отдаёт Себя всего и делает наследником Своего вечного Царства, если человек имеет соответствующую волю.

А что такое Царство Небесное по содержанию? Это Царство бесконечной и святой любви между находящимися в нём. И если силу любви умножить невозможно, т.к. она бесконечна у Бога, то число передатчиков любви, её тиражирование в новых и новых сердцах осуществляется именно и только через людей. Поэтому людям, созданным существами со свободной волей, но богослужебными по замыслу, надо людей рожать, воспитывать и воцерковлять, чтобы вместе с ними вечно радоваться в этом Царстве любви. И даже в этом служении блаженство уже выше любого блаженства на земле, какое себе мог бы представить человек.

Священный Синод Русской Православной Церкви не так давно включил в число почитаемых святых тех, что были канонизированы Церковью до раскола на Западную и Восточную в 1054 году. Для нас как нет Еллина или Иудея (Кол. 1, 3), так тем более нет и западного или восточного святого, тогда Церковь вообще была одна и являлась по сути православной.

В контексте сегодняшних западных событий, связанных с организованными беспорядками на почве темы рабства, хочется сказать об одном из удивительных святых Западной Церкви – Павлине Милостивом, епископе Ноланском, жившем в 4-5 веках н.э.

Этот угодник Божий был родом из Аквитании, происходил он из благородной и богатой семьи города Бордо. Во время мирской жизни он был одним из старших сенаторов при римском императоре. Сам будущий святитель и супруга его Тарасия вели благочестивую жизнь, не имея собственных детей, они брали сирот и заботились о них, как о своих детях, питая их и поучая страху Божию – вот в этом описании семьи уже всё, что нужно для спасения, но Господь открывает нам сокровища души этого человека в подвигах его дальнейшей христианской жизни.

Преуспевая во всякой добродетели, супруги обильно раздавали милостыню нищим и, наконец, сами пожелали ради угождения Богу стать нищими. Продали своё большое имение, раздав всё нуждающимся, сами жили в добровольной нищете, возлагая ежедневное упование на Промысл Божий. Мы видели когда-то, чтобы богатый и известный чиновник, воспитывавший сирот, посчитал, что он слишком хорошо живёт для христианина и поэтому решил обнищать, чтобы даже пищу на каждый день ждать от Бога, а не на собственное имущество надеяться?! А у нас как? В одной квартирке жить, другую – сдавать. И дачку надо обязательно. Как же без дачи-то прожить?!

Но и этим бездонный кладезь живой воды в сердце святителя не только не истощился, но всё более наполнял его, а теперь и нас – примером его жизни. Ради своей добродетели Павлин был взят и по принуждению, в послушание местной общине, принял епископский сан и встал на престол Ноланской Церкви. Теперь уже как архипастырь он служил самоотверженно христианской общине, питал своих овец уже пищею духовною, приводя к покаянию, обращая на путь истины, продолжая при этом заботиться и о телесной пище, и обо всех нуждах овец своих: питал и одевал нищих и убогих, сирот и вдовиц, а плененных выкупал на свободу.

Вот сейчас идёт обвинение от одной расы по отношению к другой за рабовладение якобы на расовой почве. На самом деле рабовладельцу абсолютно всё равно, кто создаёт ему прибыль, лишь бы эффективнее. Представьте себе, было время, когда рабов везли из Европы в Африку и рабами этими были европейцы. Случилось нашествие вандалов и на Италию, которые всю её завоевали. Пришли они и в область Кампанию, в которой находился город Нола. Опустошая многие города, они проникли и в епархию Павлина, где взяли в плен множество народа и отвели в свою африканскую страну. Тогда блаженный епископ Павлин всё, что имел в епископии, стал отдавать на выкуп пленных и на пропитание обнищавших от нашествия варваров, так что у него совершенно уже ничего не оставалось. Между тем, поток людей за помощью не прекращался, и вот однажды некая вдова пришла к нему с просьбой выкупить сына из вандальского плена, потому что сын этот был единственной надеждой её пропитания и опорой в старости. Обнищавший святитель, не найдя ничего дать просящей, кроме самого себя, сказал вдовице: «Женщина, я решительно ничего не имею, чтобы дать тебе, кроме самого себя. Возьми меня, я отдаюсь в твою власть, как раб, иди же отдай меня в рабство взамен сына».

Женщина эта, услышав такие слова, подумала, что это насмешка. Но святитель, будучи красноречивым, своими рассуждениями убедил её, она поверила его словам. Пришли они в Африку к вандальскому князю, у которого был в рабстве сын вдовицы, обменяли сына на святителя. Чтобы это произошло, Господь так устроил, что святитель назвался хорошим садовником, который был нужен этому самому вандальскому князю. Вдова с сыном возвратилась домой, а святой Павлин принял попечение о садах и стал ревностно трудиться. Он что, призвал к всеобщему презрению вандалов и поднял восстание? Устроил в их царстве беспорядки? Поднимал какое-то освободительное движение с миллионами жертв? Нет! Он себя взамен другого человека, которого он никогда в глаза не видел, отдал в рабство и на милость Божию. А теперь посмотрим каков будет результат.

Этот князь вандальский быстро понял, что перед ним не простой человек, начал часто приходить в сад и вести беседы со святителем. Заметив его мудрость и обширные познания, он беседовал с ним обо всём, многократно оставляя своих домашних. А потому что невозможно оторваться от святого человека, это невыразимая радость – только видеть его, не то что говорить с ним. Блаженный Павлин ещё и ежедневно приносил ему на обед различные овощи из огорода, т.е. по сути питал его и телесной здоровой пищей.

Однажды святитель сказал своему господину, что скоро его родственник царь Рига умрёт, и если он будет рядом, то не потеряет своего положения, но приумножит его. Тот рассказал царю своему о таком сообщении. Царь призвал святителя Павлина и, как увидел его, так сразу сказал: «Всё, что этот человек говорит, является истиной, ибо ночью в сонном видении я видел различных князей, севших на престолах и производивших суд надо мною. Сидел и этот среди тех судей. Судом их были отняты у меня жезл и власть, которую я некогда получил». Царь просил князя доподлинно узнать, кто такой в действительности его садовник. Князь допросил святителя под клятвой и, не будучи в состоянии преступить клятву, святитель сказал, что он епископ. Господин его, услышав это, сильно испугался и со смирением сказал ему: «Проси у меня, чего хочешь, и затем возвращайся в свою страну с богатыми дарами». Угодник Божий Павлин сказал ему: «Единственного благодеяния, которое ты можешь сделать, я попрошу у тебя: всех пленников города из страны моей, приведенных сюда, отпусти на свободу в родную землю». Тотчас усердием князя этого были разысканы во всей африканской стране христиане, плененные из области Кампании, и приведены к святому Павлину. Святой пастырь был отпущен с почётом со всеми словесными овцами своей паствы, со многими богатыми дарами и съестными припасами в изобилии. Спустя несколько дней, согласно пророчеству святого, умер Рига, царь вандальский, а вместо него вступил на престол тот самый князь, у которого работал свт. Павлин.

Отказ от рабов, даже забота о них – это вообще одна из идей именно уже христианского мира, открывшаяся в первых же десятилетиях существования Церкви. Это потом уже будут эпохи возрождения язычества и меркантилизма, а юная Церковь именно такие плоды приносила. Но никто никого ни к чему не принуждал и тем более не обвинял в наличии или отсутствии рабов. Сам посыл иной – я хочу быть совершен и произвожу по своей воле с собой какие-то действия, а не кого-то в чём-то обвиняю, борюсь с чьими-то грехами, пороками человечества, как декабристы, например, пользуясь всеми благами крепостного права, шли убивать других неправильных дворян на Сенатскую площадь.

Ничего сам не способный придумать, диавол, как обычно, берёт идеи Божии и, опираясь на них, как на завесу перед глазами человека, создаёт за ней по сути противоположное действие, прельщая и обманывая. Больше-то ничего и нет. Скучно и банально!

Вот пошёл сейчас этот психоз по снятию памятников лицам, которых кто-то представляет злостными рабовладельцами или имевшими отношения к рабству. Ну, во-первых, расовая линия тут вообще ни при чём, потому что по всему миру – и в Европе, и в России, и в самой Африке, в Египте – были разные рабы и рабовладельческие государства с разным национальным составом рабов и цветом их кожи. Русских сотнями тысяч татары продавали в рабство, в Крыму был крупнейший невольничий рынок, мы 300 лет были под гнётом. И что, Иван Грозный уничтожил целый народ за это? Нет! Мы теперь граждане одной страны и взаимно дополняем друг дуга, никакому русскому в голову не придёт татарину претензии высказывать! Прекрасные трудолюбивые, умные люди, с национальным сознанием, которому нам поучиться нужно. Турки сколько бедствий принесли, славянами торговали, а мы им теперь половину бюджета страны везём в сезон отпусков. Это русский человек – он всех простил и всех любит, ему так Бог велел, поливающий дождём и светящий солнцем над святыми и грешниками. А строитель Вавилонской башни, например, царь Неврод вообще был чёрным, это именно рабы дали ему прозвище Амрафель, напоминающее о разрушении башни и гибели царских рабов. Известно, что главы семей в разных народах и вожди африканских племён продавали добровольно часть своего народа в рабство по каким-то причинам. Давайте начнём гонения с этих внутриэтнических представителей, выскажем недовольство и презрение африканцам за эти деяния пятисотлетней давности. Так мы придём и к праотцам, вспомним святых Авраама, Исаака и Иакова – все они рабовладельцы. Может, и эти люди – давшие нам образ человека разумного, человека Божия – тоже неправильные и виновные? С кем же мы тогда останемся и на кого будет ориентироваться? Нам уже готовят эти образы «правильных» людей?

P.S.: Понятно, что идёт борьба за власть в США, что организованы народные волнения искусственно, но каждый человек может ответить себе на простые вопросы, что для него важнее – безнаказанно вынести телевизор и пару кроссовок из разорённого супермаркета или остаться человеком перед Богом, который знает все его нужды и не хочет, чтобы этот человек брал чужое, участвовал в беспорядках, дрался с полицейскими.

В книге-бестселлере «Унесенные ветром» я, кстати, как и наш президент, Владимир Владимирович Путин, как-то высказавшийся на эту тему, обратил внимание на ключевое высказывание главной героини Скарлетт О’Хары: «Бог мне свидетель, я скорее украду или убью, но не буду голодать...» Этот постулат объясняет многое, что происходит в западном обществе, которое сейчас строит теории элит, золотого миллиарда и прочую околесицу, конец которой очевиден. Президент сказал, что русский человек мыслит иначе. Подход: «Я, моё достоинство и моё представление на первом месте, и оно свято» – русскому человеку несвойственен. Нам, словесным тварям, дано слово Божие не для альтернативного мнения, а как единственное надёжное спасение от всякого зла, включая голод, о котором говорит эта героиня. Мы бы сказали так: Бог мне свидетель, я скорее умру с голоду, чем преступлю слово Божие! Вот тогда слово «элита» будет к нам иметь какое-то отношение.

Так вот христианин Павлин Милостивый и поступал всю свою жизнь, а ныне молится о нас и радуется непрестанно у Бога в Царствии и будет радоваться вечно!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. DILAVR:

      Благодарю, батюшка Димитрий!

    2. Svetlana-13-33:

      Спасибо, батюшка, что продолжаете трудиться для нас, не смотря на недавнюю болезнь. Очень приятно, что находите силы и время даже на актуальные темы писать! Дай Бог здоровья и продли Ваши дни, ради нас всех!

    3. Vasiliy Grig:

      Спасибо Вам, отче, за наставление!

    4. Кирилл Львович:

      Спаси Вас Господь, отец Димитрий. Долгие лета!

    5. PetriFevronia:

      Батюшка спасибо! Всегда рады Вас видеть, слышать и читать.

    6. Ирина:

      Спасибо, дорогой батюшка, за проповедь!

    7. Albin:

      Слава Богу, что мы имеем возможность читать проповедь дорогого батюшки! Здесь, как и всегда, далекая история христианства позволяет правильно разобраться и оценить события сегодняшнего дня.
      Храни Господь, Пресвятая Богородица и все Святые о. Димитрия и его помощников за их неустанный труд на благо Церкви и всех православных христиан!
      Алевтина.

    8. Юлия Л:

      Храни Господь Вас,батюшка.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.