Проповедь по притче о злых виноградарях (2020.09.06). Иерей Феодор Лукьянов

Проповедь иерея Феодора Лукьянова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 6 сентября 2020 года. Публикуется по благословению протоиерея Димитрия Смирнова.

Сегодня Господь говорит нам притчу о злых виноградарях. Все мы её хорошо знаем. В Евангелиях от разных евангелистов она изложена примерно одинаково. В ней рассказывается, как один господин оградил виноградник, создал точило, специальное место, где из ягод делается сок, а позже из него вино. Нанял делателей в этот виноградник и отошёл от него на какое-то время. Когда наступило время сбора плодов, он послал рабов своих верных к этим делателям, виноградарям, чтобы они отдали плоды виноградника. Кого-то из рабов избили, кого-то камнем побили, кого-то вовсе убили. Так и не вернулись эти рабы целыми и невредимыми к своему господину. Тогда господин сказал: «Есть у меня сын мой возлюбленный, единственный. Пошлю его к этим делателям. Может быть устыдятся сына моего и отдадут должное». Но они, видя идущего сына, сказали: «Вот, это единственный наследник. Убьём же его и наследство его будет наше». Так, выведя его вон из виноградника, убили (см. Мф. 21, 33-39). Вот такую притчу Господь рассказал в синагоге и спросил всех присутствующих: Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? (Мф. 21, 40). Все, как один, возмутились и сказали: Злых зле погубит их: и виноград предаст иным делателям, иже воздадят ему плоды во времена своя (Мф. 21, 41).

Конечно, эту притчу Господь рассказал о Божьем народе, об избранном еврейском народе Божьем, который был как любимое растение у садовника. Когда садовник сажает растение, он понимает, что оно нежное, что его могут забить терния, другие растения, сорняки. Он буквально выжигает почву вокруг этого растения, чтобы оно не погибло. Он кормит его, он поливает его, он следит, чтобы над ним был солнечный свет. Он охраняет его и ждёт от него плода. Господь не раз проводил параллели между растением, приносящим плоды, и избранным народом Божьим. Да, в нём родилась Божья Матерь, он принёс плоды. Да, в нём родились святые апостолы, но столько людей, столько сил было затрачено, чтобы лишь небольшая толика приняла истинного Мессию и Спасителя. Во многом же этот народ Божий был исполнен гордыни, самолюбия, того, что увело его от Бога буквально сразу после того, как Моисей вошёл на Святую Гору. Мы знаем, что сразу же народ Божий принялся изготавливать золотого тельца. Мы знаем, что под этим господином изображён Господь Вседержитель, Который посылает Своему избранному народу пророков, посылает судей, посылает Своих избранных людей. Что делают с пророками? Избивают, побивают камнями, распиливают пилами, изгоняют, а потом строят им красивые надгробья. Об этом говорил Сам Спаситель.

И вот Сам Христос, Сам Бог приходит на землю. Сам Сын Божий приходит на землю. Он, как сказано было: льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20). Он не творил ничего дурного, только исцелял, только просвещал, только воскрешал. Его единственная вина, за которую Он был так страшно осуждён, заключалась в том, что Он свидетельствовал истину о Себе Самом, что Он есть Христос, Сын Божий.

Он говорил: когда не верите Мне, верьте делам Моим (Ин. 10, 38). А дела Его были таковы, что весь Иерусалим выходил Ему навстречу. Весь Иерусалим, и стар и млад, бросал одежды свои под копыта ослёнка, на котором Христос входил во врата святого города. Этот Спаситель не был принят теми людьми, которые недавно кричали Ему: осанна! (Ин. 12, 13). Позже они же кричали, наученные фарисеями: распни Его! (Ин. 19, 15). И выведя Его вон из Иерусалима, распяли Его. Всё, как было предсказано в этой притче.

Иоанн Богослов говорит, что таким образом фарисеи и те, кто их поддерживал, сами себе вынесли приговор, когда сказали, возмутившись, ещё не зная, что эта притча была о Спасителе: злых зле погубит их (Мф. 21, 40). Мы знаем, что уже на 70-ый год после Рождества Христова и камня на камне не остаётся от великого Божьего града Иерусалима.

Казалось бы, древние времена. Сегодня мы с вами, христиане, крещёные люди, про себя говорим: «Ну мы-то точно не стали бы так делать. Мы не стали бы злыми виноградарями». Так ли это? Давайте задумаемся. Что, если мы тоже на них бываем похожи? Когда в жизни стоит какой-то важный выбор, навязчивая совесть напоминает нам, что мы, как христиане, должны поступить по-другому, мы должны принять эту мысль. Как пророк или верный раб господина приходит, надо послушать его. Вообще, пророки очень неудобные люди. Совесть – это очень неудобная вещь, потому что она нам напоминает, что не мы боги, что у нас есть Господин, что у нас есть Отец, что мы должны менять свою жизнь. Не жить, как нам захочется, а менять свою жизнь. К нам приходит эта мысль: не делай компромисса, поступи как христианин. Да, пусть над тобой смеются, пусть крутят у виска, но ты верующий человек, не бойся этого. И что мы делаем с этим рабом, посланным господином? Иногда отворачиваемся от него, изгоняем, а то и прогоняем эту мысль совсем, то есть убиваем этого раба. Как часто бывает, что сумма этих маленьких уступок духу века сего становится таковой, что и душе нашей становится невозможно спокойно существовать. Уныние, отчаяние, тревога, страх – всё приходит сразу же. Все эти воздействия злой силы приходят тогда, когда мы прогоняем эти Божьи мысли, которые как бы пытаются нас оставить на пути Господнем.

Наконец, в жизни бывают моменты, когда Сам Христос приходит к нам. У нас выбор – в воскресный день пойти к Нему или сделать очень важное дело на даче? Или, например, нас позвали наши друзья. Друзья хорошие, мы их любим. Или ещё какое-то важное семейное событие. Но мы же знаем заповеди, совесть всё время нам их напоминает. Первая заповедь какая? Возлюби ближнего или дачу свою? Нет. Возлюби Господа Бога твоего (Мк. 12, 30), да ещё и больше всего на свете, больше всякого разумения своего. Господь нам чётко сказал, что такое любовь к Нему – это исполнение заповедей, которые Он нам дал (см. Ин. 14, 21). Чти день седьмой (см. Исх. 20, 8-11). Всё, никаких поправок. Значит воскресный день всегда Божий, кто бы и что нам ни предлагал. Многие люди говорят: «Мне нужно работать, кормить семью». Хочется сказать: тогда ты уж реши, ты Богу доверяешь хоть немного в своей жизни? Разве ты думаешь, что из-за одного этого день, который ты посвятил Богу, Господь отнимет твоё достояние? Не прибавит ли Он тебе, видя твою любовь к Нему? Это вопрос веры. Это момент, когда к нам приходит уже Сам Сын Божий. А мы что делаем? Уступаем духу века сего, изгоняем из себя последние остатки человеческой совести.

Вот пример нам, какие мы сегодня бываем злые виноградари. В каждой душе без исключения есть такие случаи, поэтому будем по слову Святого Иоанна Златоуста не сдаваться духу века сего. Будем поднимать на него оружие, которое есть слово Божие, вспоминать слова Спасителя и всегда поступать по Его словам. Тогда Господь возрастит в нас виноград, и мы принесём Ему эти плоды, и Он скажет: «Войдите, благословенные, в Царствие Мое» (см. Мф. 25, 34). Аминь.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь по притче о злых виноградарях (2020.09.06). Иерей Феодор Лукьянов

Сегодня Господь говорит нам притчу о злых виноградарях. Все мы её хорошо знаем. В Евангелиях от разных евангелистов она изложена примерно одинаково. В ней рассказывается, как один господин оградил виноградник, создал точило, специальное место, где из ягод делается сок, а позже из него вино. Нанял делателей в этот виноградник и отошёл от него на какое-то время. Когда наступило время сбора плодов, он послал рабов своих верных к этим делателям, виноградарям, чтобы они отдали плоды виноградника. Кого-то из рабов избили, кого-то камнем побили, кого-то вовсе убили. Так и не вернулись эти рабы целыми и невредимыми к своему господину. Тогда господин сказал: «Есть у меня сын мой возлюбленный, единственный. Пошлю его к этим делателям. Может быть устыдятся сына моего и отдадут должное». Но они, видя идущего сына, сказали: «Вот, это единственный наследник. Убьём же его и наследство его будет наше». Так, выведя его вон из виноградника, убили (см. Мф. 21, 33-39). Вот такую притчу Господь рассказал в синагоге и спросил всех присутствующих: Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? (Мф. 21, 40). Все, как один, возмутились и сказали: Злых зле погубит их: и виноград предаст иным делателям, иже воздадят ему плоды во времена своя (Мф. 21, 41).

Конечно, эту притчу Господь рассказал о Божьем народе, об избранном еврейском народе Божьем, который был как любимое растение у садовника. Когда садовник сажает растение, он понимает, что оно нежное, что его могут забить терния, другие растения, сорняки. Он буквально выжигает почву вокруг этого растения, чтобы оно не погибло. Он кормит его, он поливает его, он следит, чтобы над ним был солнечный свет. Он охраняет его и ждёт от него плода. Господь не раз проводил параллели между растением, приносящим плоды, и избранным народом Божьим. Да, в нём родилась Божья Матерь, он принёс плоды. Да, в нём родились святые апостолы, но столько людей, столько сил было затрачено, чтобы лишь небольшая толика приняла истинного Мессию и Спасителя. Во многом же этот народ Божий был исполнен гордыни, самолюбия, того, что увело его от Бога буквально сразу после того, как Моисей вошёл на Святую Гору. Мы знаем, что сразу же народ Божий принялся изготавливать золотого тельца. Мы знаем, что под этим господином изображён Господь Вседержитель, Который посылает Своему избранному народу пророков, посылает судей, посылает Своих избранных людей. Что делают с пророками? Избивают, побивают камнями, распиливают пилами, изгоняют, а потом строят им красивые надгробья. Об этом говорил Сам Спаситель.

И вот Сам Христос, Сам Бог приходит на землю. Сам Сын Божий приходит на землю. Он, как сказано было: льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20). Он не творил ничего дурного, только исцелял, только просвещал, только воскрешал. Его единственная вина, за которую Он был так страшно осуждён, заключалась в том, что Он свидетельствовал истину о Себе Самом, что Он есть Христос, Сын Божий.

Он говорил: когда не верите Мне, верьте делам Моим (Ин. 10, 38). А дела Его были таковы, что весь Иерусалим выходил Ему навстречу. Весь Иерусалим, и стар и млад, бросал одежды свои под копыта ослёнка, на котором Христос входил во врата святого города. Этот Спаситель не был принят теми людьми, которые недавно кричали Ему: осанна! (Ин. 12, 13). Позже они же кричали, наученные фарисеями: распни Его! (Ин. 19, 15). И выведя Его вон из Иерусалима, распяли Его. Всё, как было предсказано в этой притче.

Иоанн Богослов говорит, что таким образом фарисеи и те, кто их поддерживал, сами себе вынесли приговор, когда сказали, возмутившись, ещё не зная, что эта притча была о Спасителе: злых зле погубит их (Мф. 21, 40). Мы знаем, что уже на 70-ый год после Рождества Христова и камня на камне не остаётся от великого Божьего града Иерусалима.

Казалось бы, древние времена. Сегодня мы с вами, христиане, крещёные люди, про себя говорим: «Ну мы-то точно не стали бы так делать. Мы не стали бы злыми виноградарями». Так ли это? Давайте задумаемся. Что, если мы тоже на них бываем похожи? Когда в жизни стоит какой-то важный выбор, навязчивая совесть напоминает нам, что мы, как христиане, должны поступить по-другому, мы должны принять эту мысль. Как пророк или верный раб господина приходит, надо послушать его. Вообще, пророки очень неудобные люди. Совесть – это очень неудобная вещь, потому что она нам напоминает, что не мы боги, что у нас есть Господин, что у нас есть Отец, что мы должны менять свою жизнь. Не жить, как нам захочется, а менять свою жизнь. К нам приходит эта мысль: не делай компромисса, поступи как христианин. Да, пусть над тобой смеются, пусть крутят у виска, но ты верующий человек, не бойся этого. И что мы делаем с этим рабом, посланным господином? Иногда отворачиваемся от него, изгоняем, а то и прогоняем эту мысль совсем, то есть убиваем этого раба. Как часто бывает, что сумма этих маленьких уступок духу века сего становится таковой, что и душе нашей становится невозможно спокойно существовать. Уныние, отчаяние, тревога, страх – всё приходит сразу же. Все эти воздействия злой силы приходят тогда, когда мы прогоняем эти Божьи мысли, которые как бы пытаются нас оставить на пути Господнем.

Наконец, в жизни бывают моменты, когда Сам Христос приходит к нам. У нас выбор – в воскресный день пойти к Нему или сделать очень важное дело на даче? Или, например, нас позвали наши друзья. Друзья хорошие, мы их любим. Или ещё какое-то важное семейное событие. Но мы же знаем заповеди, совесть всё время нам их напоминает. Первая заповедь какая? Возлюби ближнего или дачу свою? Нет. Возлюби Господа Бога твоего (Мк. 12, 30), да ещё и больше всего на свете, больше всякого разумения своего. Господь нам чётко сказал, что такое любовь к Нему – это исполнение заповедей, которые Он нам дал (см. Ин. 14, 21). Чти день седьмой (см. Исх. 20, 8-11). Всё, никаких поправок. Значит воскресный день всегда Божий, кто бы и что нам ни предлагал. Многие люди говорят: «Мне нужно работать, кормить семью». Хочется сказать: тогда ты уж реши, ты Богу доверяешь хоть немного в своей жизни? Разве ты думаешь, что из-за одного этого день, который ты посвятил Богу, Господь отнимет твоё достояние? Не прибавит ли Он тебе, видя твою любовь к Нему? Это вопрос веры. Это момент, когда к нам приходит уже Сам Сын Божий. А мы что делаем? Уступаем духу века сего, изгоняем из себя последние остатки человеческой совести.

Вот пример нам, какие мы сегодня бываем злые виноградари. В каждой душе без исключения есть такие случаи, поэтому будем по слову Святого Иоанна Златоуста не сдаваться духу века сего. Будем поднимать на него оружие, которое есть слово Божие, вспоминать слова Спасителя и всегда поступать по Его словам. Тогда Господь возрастит в нас виноград, и мы принесём Ему эти плоды, и Он скажет: «Войдите, благословенные, в Царствие Мое» (см. Мф. 25, 34). Аминь.


Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.