Проповедь о змее, вознесённом на крест, и о нашем Небесном Отце (2020.09.20). Иерей Феодор Лукьянов

Проповедь иерея Феодора Лукьянова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы утром 20 сентября 2020 года. Публикуется по благословению протоиерея Димитрия Смирнова.

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Вот о чём говорит сегодня нам Евангелие. Но сегодня мы также слышим место, которое не всем бывает понятно. Нам может показаться, что Господь говорит особо, прикровенно: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14). Что за змея? Что за пустыня? Мы с вами, кто читал Священное Писание, кто знает историю исхода евреев из Египта, те знают, что однажды за нечестие народа Божия ему были посланы змеи, которые жалили и кусали их. Много людей умирало. Тогда Господь повелел Моисею сделать медного змея и водрузить этого змея на особый шест, подобный кресту. Когда это было сделано, то если человека кусала змея, если он должен был умереть, то он должен был посмотреть на этого змея. Каждый, кто смотрел на этого медного змея, исцелялся. Странно, не все понимают, что же за змей такой. Почему изображение змея? Мы же знаем, что ничего нельзя изображать. Что он обозначает? Христос нам уже говорит, Кого он обозначает. Как же так? При чём тут змей и Христос? А как нас всех называет Иоанн Предтеча? Помните? Когда приходили к нему люди креститься, что он говорил? Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7). Иоанн называет нас порождениями змиевыми. А почему так? Потому что, как мы с вами знаем, в райском блаженстве человек согрешил, и семя тления вошло в него, осквернило его богоподобное существо. Семя тли или семя змея, как его называют. Мы действительно, отвергнув по научению искусителя и врага рода человеческого связь с Отцом, отвергнув наше сыновство, мы уподобились этому змею, уподобились дьяволу, поставив себя на первое место. Помните, когда Господь спрашивает Адама, почему он это сделал, он не говорит: «Господи, я согрешил перед Тобой, Отец мой». Он уже не воспринимает Его, Бога, на первом месте. Как сегодня говорит нам второе Евангелие, что первая и самая главная заповедь – возлюби Господа твоего, Отца твоего Небесного больше всякого разумения своего, больше отца и матери, больше самого любимого ребёнка твоего и больше себя самого. Тогда ты сможешь возлюбить и ближнего своего, и ребёнка, и супруга, и всех-всех вокруг, потому что любовь Божия даёт эту особую божественную силу. Но человек отверг своё Божье сыновство, поэтому на первое место у него, подобно дьяволу, встало собственное «я». Он себя поставил на место Бога, оттого и был осквернён этим подобием змеиным. Поэтому символически падшее тело человека можно изобразить как имеющее черты этого змея. Смотрите: на крест возносится змея, которая не жалит. Те змеи, которые жалили, они остаются, а на крест возносится тот змей, который не жалит. Так и Христос взял на Себя наше осквернённое человеческое тело, наше тело, которое могло голодать, могло жаждать, могло страдать от холода. Оно уже не было прославленным. Он берёт на Себя наше тело, нашу душу, но не имеет на Себе греха. Образ этого – тот змей, который был вознесён на крест, он тоже не жалил, но, наоборот, всякий, воззревший не него, исцелялся. Так и Спаситель Христос, взяв на Себя человеческое естество, был вознесён на крест, и всякий, принявший Его, крестившийся во имя Его, спасается от вечной смерти. Вот какое таинственное значение имел этот медный змей. Он означал наше падшее человеческое естество, которое Сын Божий, надев на Себя эту смрадную одежду человеческую, спасает, просвещает и снова возносит к престолу Бога Отца. Так говорит об этом святитель Иоанн Златоуст. Так он раскрывает нам эту удивительную загадку, которую мы видим в Священном Евангелии.

Поэтому и мы с вами в нашей жизни должны всё упование, всю нашу оставшуюся человеческую силу сначала употребить на то, чтобы возлюбить Отца нашего Небесного, детям своим объяснить: «Сыночек, доченька, твой Отец – Бог, а я твой воспитатель, называемый земным отцом или твоя воспитательница, называемая земной матерью. Бог нам дал тебя. Ты Божий сынок, ты Божья доченька». Казалось бы, это так ясно, так понятно, но, судя по тому, что происходит с детьми в двенадцать-тринадцать лет, дети не знают этого. Мы не умеем им объяснить, а вернее, если честно, мы не хотим сойти с места Бога в их душах. Мы не хотим уступать Богу место. От того валится у нас всё из рук, от того мы не можем контролировать этого ребёнка. Правильно, потому что мы не на то место себя поставили в его душе. Он нам мстит за это, его душа уже сопротивляется нам. А что мы можем сделать? Мы пошли против закона Божия, поэтому, пока не поздно, пока души их юны, пока души их готовы принять наше слово (пять-шесть-семь лет, может быть, ещё какое-то время), мы должны им сказать правду, усыновить их Богу. Подлинно воцерковить их. Чтобы не за руку, а сам ребёнок сказал: «Мама и папа, я хочу идти к Отцу моему». Вот тогда всякий, воззревший на Христа Иисуса, всякий, принявший Его, будет спасён, потому что принимает Его искренне, сознательно и всем сердцем. Тогда Сын Божий, Который вознёсся на небо, и нас с вами уже здесь, в земной жизни сподобит причастия к Царствию Небесному. Мы сможем дать эту благодать нашим близким. Возлюби Бога и возлюбишь ближнего. Возлюби ближнего и возлюбишь дальнего, всех, кто окружает нас.

Пусть воскресший Христос дарит вам сегодня и во все дни радость духовную, мудрость и силы любить всех, кто рядом с вами. Храни вас всех Господь! С воскресным днём!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Катерина:

      Спасибо!!!!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.