Проповедь о понимании смысла слова протоиерея Димитрия Смирнова (2020.10.23). Протоиерей Александр Березовский

Проповедь протоиерея Александра Березовского, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 23 октября 2020 года на вечерней службе после отпевания и погребения отца Димитрия

Часто можно наблюдать, как человек не понимает самые простые вещи. И даже те, кто вокруг, удивляются, как такое можно не понимать. Для них все просто, а для него – нет. Это чаще всего заметно в семье, когда родители что-то объясняют своему ребенку. Им кажется, что нельзя не понять, а он не разумеет. Иногда родители даже в гнев впадают. Особенно папы. Они более вспыльчивые, мамы более терпеливые. Отец и наподдаст: «Ну что ты такой бестолковый?»

Но причина бывает даже не в том, что ум человека не способен что-то воспринять. Причина бывает в том, что ему преподают неудачно. Вот академик может оперировать всякими научными терминами, для него понятными, в его среде научной всем вполне известными. А для простого человека они как иностранный язык. Как-то я прочитал: «Ребенок приходит из школы и говорит: «У нас преподают два иностранных языка. Английский и геометрию»». Потому что там такие названия, что для ребенка они как иностранный язык. Нужно человеку объяснять на языке ему понятном, чтобы до него дошло.

Господь говорил в разных формах. Очень часто в приточной форме. А иногда вообще ничего не говорил. Просто показывал. Показывал в Себе Самом, как должно поступать его ученикам.

Многие люди называют себя христианами. Но вот отец Димитрий часто сетовал – и в проповедях об этом говорил, и в передачах своих говорил – на то, что люди ничего не понимают в христианстве, что это совершенно недоступная для их понимания вещь. А иначе как объяснить, что человек, называющий себя христианином, сквернословит, обманывает, лукавит? Постоянно со всеми в ссоре? Почему? Ну, наверное, от непонимания, что христианину это не подобает, что нельзя себе позволять так вести себя. Но у людей уживаются вполне себе нормально и «Господи, прости!», и сквернословие или обман. Вполне в одном человеке все это в такой клубок переплетается, и с этим человек живет.

Каждый человек обычно бывает доволен своей жизнью. Ну так – изредка – посетует на какие-то свои ошибки. Чаще ругает других. Чаще осуждает или критикует кого-то. Себя – редко. Бывает, но очень редко. Потому что в общем-то человек вполне удовлетворен собственной жизнью. А то, что она не христианская, об этом он как-то даже и не задумывается. А если ему об этом говоришь, он возмущается. Отец Дмитрий часто об этом говорил, и люди возмущались: «Как он дерзает так уверенно говорить то, что мне неприятно!» Когда он человеку говорил: «Ты вовсе не добрый. Ты – злюка!», человек спорил: «Нет! Я с Вами, батюшка, не согласен». Вплоть до того, что пытались даже мстить.

Люди писали всякие кляузы, писали всякие жалобы. Куда угодно. От государственных органов до Патриархии. И отцу Дмитрию приходилось на такие кляузы писать объяснительные записки и рапорта. Ну потому что так положено. Если поступила в Патриархию жалоба на священника, то и сам священник, и настоятель храма, в котором он служит, должен дать объяснение, что произошло и почему такое случилось. Да, отец Дмитрий часто писал, объяснял, но все равно оставался таким, какой он есть. Потому что стать другим в угоду людям лукавым, он никак не мог. Потому что, если ты любишь Бога, то лукавства в тебе быть не должно нисколько. Ни маленького, ни большого, ни среднего. Никакого. А если ты позволяешь себе лукавить, то значит, что нет в тебе любви к Богу. Нет. Ты сам себя обманываешь и всех окружающих, если считаешь, что ты Его любишь. Тогда давай мы с тобой сядем, и подумаем, и посмотрим, а где она, твоя любовь?

Господь каждого человека хочет видеть у себя в Царствии Своем. Господь давно каждому из нас приуготовил обитель на небесах и желал бы, чтобы мы с вами в эту обитель вселились. Но что мешает? Вот эта привычка к нечестному. Привычка к земному. Привычка себя ублажать. Привычка о себе заботиться. Привычка все делать так, как я хочу. Но если мы хотим действительно воссоединиться с Богом в вечности, то надо свою земную привычку преодолевать. Молитвой. Терпением. И опять молитвой. И опять терпением. И отвержением себя. Ну, мало ли что человеку хочется! Человек привык выпивать после работы полбутылки вина. Вот так, чтобы снять нервное напряжение, снять стресс. И делает он это каждый день. Ему уже домашние говорят: «Знаешь, дорогой наш, а ты недалек от алкоголизма». Он в глубине души это понимает, но с ними спорит: «Отстаньте. Я знаю. У меня все под контролем. Я знаю, что я делаю. Я очень сильно устаю. Мне это необходимо». Но человек движется к гибели. К потере работы, здоровья, семьи, уважения, друзей, жилья. Если человек подвержен алкоголизму, он теряет в жизни все. Потихонечку. Не сразу. Не в один день. Но он этого не понимает. И не хочет признать, что встал на путь погибельный.

Ну а если человек обманывает каждый день? Своего начальника. Своих родных и близких. Своих подчиненных. Просто людей – знакомых и незнакомых. Это вошло уже у него в привычку. И что это? Путь не погибельный что ли?

Говорят: пьянство – это грех. А сквернословие? А обман? А нечестность? А маленькое лукавство, которое мы себе позволяем? Потому что так удобно. Или потому, что мы к этому привыкли. И, конечно, человеку очень неприятно слышать, когда его прямо в глаза обличают. Раньше люди были почестнее и попрямолинейнее. Сейчас, в эпоху абсолютно полной толерантности ко всему, что только есть – и ко греху, и к мерзостям, и ко всяким извращениям – не принято называть вещи своими именами. Лучше ее завернуть в тройную оболочку. И это сразу меняет отношение человека к тому, что завернуто там. Потому что «блуд» – это грубо. А «гражданский брак» – это мягко. Это как-то даже вполне приемлемо. «Сожительство» – это звучит как-то очень и очень неприятно. А «любовь между двумя людьми»? Это разве плохо? И люди все время подменяют понятия. Слова те же самые, а понятия за ними стоят совсем другие. А как быть? Если не обличать это человеческое лукавство, то человек навыкнет верить, что это все правильно, это все хорошо. Мы же видим, как на Западе это происходит. Некогда христианская Европа полностью все ценности христианские отвергла, подменив их своими, человеческими. И еще отстаивает собственную правоту. Казалось бы – такой столп христианства для Запада – Папа Римский. Для католиков он вообще человек непогрешимый. И он берет и легализует, признает и благословляет однополые браки. Подожди, но ты кто? Ты же говоришь от лица многомиллионной армии католиков. Ты являешь пример для людей, которые смотрят на тебя с благоговением. Ведь есть же еще среди людей на Западе верующие католики? Есть. И они смотрят на главу своей Церкви как на пример для подражания. А какой пример? Ну, может быть, кто-то сейчас и возмутится на некоторое время. А потом? Потом смирится с этим. Все это примет. Скажет: «Ну, что же делать? Ну, видно, эпоха такая. Ну, времена такие. Ну, люди такие. Я же не могу один идти против всех».

Но такой цели никогда ни у кого нет – идти против всех. Отец Дмитрий никогда не шел против людей. Он боролся с грехом, который поработил человека. Он это очень хорошо видел. Он сам, живя в такой чистоте и будучи глубоко верующим и преданным Христу человеком, видел в человеке эти пороки, которые, как паутина, связали его по рукам и ногам. И он пытался спасти человека. Распутать эти путы. Дать ему свободу. А знаете, бывают такие веревки, которые так легко не разорвешь. Их надо разрубать. А если они уже вросли в тело человека, то как эту веревку порвать, не повредив и самого человека? «Ой, – говорят, – кровь пошла!» А что делать? Ты хочешь освободиться? Ты хочешь обрести истинную свободу? Как Господь говорит в Евангелии иудеям: И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы – семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же ты говоришь: «сделаетесь свободными»? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 32-34). И наш батюшка дорогой всю свою жизнь боролся против греха, спасая души человека. Конечно, Спаситель у нас один. Иисус Христос. Но священник может помочь человеку прийти ко Христу и понять суть христианства. То, с чего я начал. Понять, а что это такое – христианство? Если человека верующего пригласить на такой разговор и спросить его: «Что такое с твоей точки зрения христианство? Как ты его понимаешь. Как ты это все видишь?», человеку, собственно, и сказать нечего. Надо в храм ходить. Надо молитвы читать. Да. Надо быть честным. Никого не обманывать. Но просто «честным быть» – это как-то еще маловато.

Господь нам дал целую книгу заповедей. Если Евангелие читать внимательно, на каждой странице несколько заповедей. Они иногда открыто, прямо сформулированы. А иногда в каком-то событии зашифрованы. Иногда в какой-то притче они. Но это же тоже заповеди. Заповеди – о вере, о благочестии, о любви, о преданности. Все это есть в Евангелии. Просто «быть честным» – это неплохо. Но еще хорошо быть милостивым. А еще хорошо быть терпеливым и сдержанным. Но этого же недостаточно. Недостаточно, чтобы стать христианином. Недостаточно, чтобы спасти свою душу. Все вместе, все, что нам Господь дал, оно важно для нашей будущей жизни, для нашего спасения.

Отец Дмитрий оставил нам богатое наследие. В виде своих книг, проповедей, наставлений, поучений. Телевизионных и радиопередач. Может быть стоит еще раз к ним обратиться и послушать? И постараться вникнуть – о чем он говорит?

Знаете, вообще отца Димитрия любили слушать. У нас на каждую службу приходили несколько сот человек, чтобы его проповеди послушать. Я как-то одну бабушку спросил: «Ну как?» Она: «Такая замечательная была проповедь. Ну, все про меня». Я: «А о чем она была?», она подумала: «Ой, а я и не помню». Так батюшка умеет говорить. Привлекательно. Действительно, приятно слушать. Но вот не проникла в душу человека суть его слов. Ну сказал. Ну в чем-то поругал, в чем-то похвалил. Какой-то пример из жизни привел. Может быть, примеры и запомнятся. А в целом-то? Что он хотел до человека донести? Оно осталось непонятым. Вот, к сожалению, и слова Христа остаются непонятыми. И Его деяния. И Его заповеди. Остаются непонятыми людьми. Вот не поняты. Потому что, опять-таки, когда с человеком иногда говоришь о его каком-то поступке, он тебе: «А что такого?» И так смотрит на тебя удивленно. Действительно – а что в этом плохого?

Например, человек любит поиграть в компьютерную игру. «Да я же никому не мешаю. Я же свои дела исполняю. У меня все нормально. Но вот люблю поиграть. Я не ворую. Я никого не убиваю. Я ни с кем не ссорюсь». Он вообще не видит, что в этом плохого. Или если человек вспылил, как ему кажется, справедливо и отстоял свое мнение, то он спрашивает: «А что в этом плохого? Он же не прав. И я ему доказал». Человек свое мнение показал другому. Показал, что оно лучше, чем его мнение. И спрашивает: «А что в этом плохого?» Это говорит о полном непонимании того, что такое христианство. Господь сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток есть и смирен сердцем (Мф. 11, 29). А человек говорит: «А я хочу спорить, доказывать, утверждать. Бороться за справедливость». То есть совершенное непонимание слов Спасителя. Человеку говорит Господь: Терпением ващим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). А человек не хочет терпеть. Его все время что-то возмущает. Что-то выводит из себя. Ему все время хочется чего-то высказать. Ну а потерпеть? А это не про нас. И так, к сожалению, во всем. Начиная от самых простых заповедей. Самых древних. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а седьмой день – суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 9-10). Сам Господь для дел человеческих отдал шесть дней. Себе по смирению взял один. И человек даже этот один день, ему не принадлежащий, умудряется у Бога украсть. На собственные дела ему шести дней не хватило. И так в течение всей жизни. То занят, то куда-то позвали, то срочная работа, то устал, сил нет. И если человек дерзает даже у Бога поворовать, о чем тогда говорить? «Что за жизнь?» – жалуются все время. Сетуют. А какая должна быть жизнь, если у человека все по-своему?

Нужно вникать в суть каждого евангельского слова. Прочитал один абзац Евангелия – остановись, не нужно торопиться быстрее прочитать главу. Остановись, подумай. Дальше не надо. А все ли ты здесь понимаешь? А может быть, стоит разобраться? Если не можешь сам найти и где-то почитать, приди в храм, поговори со священником. Дойди до сути. Что здесь зашифровано, человек, для тебя? И лишь потом пойдешь дальше. Только так.

Вот к этому наш дорогой батюшка все сорок лет своего служения неустанно призывал людей. Можно взять и его ранние проповеди, и самые последние. Они об одном и том же. Он пытается донести до человека суть самого важного, что есть в нашей жизни. Это взаимоотношения между человеком и Богом. Насколько они важны и какими они должны быть. Вот, если мы с вами проникнем в суть этих взаимоотношений, поймем, какие они должны быть, поймем свое несовершенство и постараемся себя изменить, Господь сможет нас к Себе привлечь. А если нет, если останемся со своим, то так со своим и умрем. И ничего общего с Богом у нас в будущей жизни не будет, как нет в этой жизни. Человек с Богом так и не встретился – все недосуг – а в будущем он хочет быть поближе к Нему. Но это невозможно. Зачем нам нужна земная жизнь, как не для того, чтобы, преодолев все препятствия, которые стоят на нашем пути, встретиться с Богом? Это самая главная цель нашей жизни. Не воспитать детей, не построить дом, не посадить дерево (или целую рощу березовую) – нет! Не сделать величайшее открытие. Ну – нет! Нет. И даже не создать хорошую многодетную семью. Это хорошо, и это будет, если человек будет всей душой стремиться к Богу, Господь ему это даст. Он так и говорит: и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Все земное нам к нашей жажде правды Божией обязательно приложится. Как бы хорошо нам в это проникнуть. И тем самым порадовать нашего дорогого батюшку.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. sellns:

      Спаси Вас Бог, о. Александр! Хорошо было бы, если бы продолжились передачи на Радонеже и Союзе. Живое слово пастыря нужно, как вода.

    2. alexnik:

      Я как раз один из тех, кто любил послушать отца Димитрия. Слушаю с 2008 года: сначала на дисках, потом в интернете и, время от времени, приезжая на приход к батюшке. Только вот как та женщина: все про меня, но ничего не помню… Прошёл путь от нефитства до теплохладности и охладевания… Слово упавшее на камень и терние… Неужели, чтобы слово попало в самое сердце и дало плоды, нужно пережить горечь утраты, осознать её масштаб… Взрослый мужик, а третий день плачу… Плачу по человеку, который за все эти годы стал для меня родным, хотя и общались мы с ним за все это время лишь несколько раз и то, только на исповеди…

    3. Olga An:

      Спаси Господи и Вас, дорогой отец Александр.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.