Проповедь на Евангелие о Иерихонском слепом (2011.01.30)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о телесной и духовной слепоте и о том, как прозреть во спасение через страдание, терпение, смирение и благодать Божию. По Евангелию о Иерихонском слепом. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 30 января 2011 года

Когда Господь наш Иисус Христос «…подходил к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил, что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18, 35-38). Здесь немного остановимся. Для нас «сын Давидов» в некотором смысле ничего не значит, а для более внимательных людей и просто странно – ведь тогда был сын Иосифов, а почему сын Давидов? А потому, что современный советский человек не знает имени-отчества своего прадеда. Я уж не говорю о прапрадеде, про которого даже не знает, где он жил. А в те времена каждый человек мог назвать полтора десятка имён – откуда он. Сын Давидов – так именовали иудеи Мессию. Потому что одним из формальных признаков Его мессианства было то, что Он и родиться должен был в Вифлееме, в пределах, которые принадлежали Давиду-царю, и будет его потомком, что во Христе и явилось. Поэтому, крича «сын Давидов», он, этот слепец, исповедовал Иисуса Христом (Мессией), а это значит, что Он Тот Человек, Которого Израиль уже полторы тысячи лет ждёт для своего освобождения. «Шедшие впереди заставляли его молчать» (Лк. 18, 39). Почему? Потому что, с их точки зрения, он нёс полную чушь. Каждый человек своё мнение, своё видение считает истиной в последней инстанции. Почему? Потому, что человек горд, а раз горд, следовательно, и глуп. Гордость – у неё такое несчастное свойство – она очень оглупляет человека, поэтому они не увидели в Иисусе Мессию. И то, что этот слепой Его исповедует Мессией, их страшно возмущает. Почему? Это несогласно с их мнением, это несогласно с их точкой зрения. Ну, а он что? А «…он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18, 39). (Здесь Господь не стал отрекаться от того, что Он Христос). «Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 40-42). А что за вера? А вера в то, что Иисус есть Мессия. И раз слепец поверил Ему и в Него, он получает от Господа благодатные дары, которые Он имеет. «Ты хочешь от Меня прозреть, раз Меня просишь, значит, ты знаешь, что Я могу это сделать. Ну, вот и все – прозри». И он тут же прозрел. «И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» (Лк. 18, 43). Тоже очень интересное замечание – «славя Бога». Хотя он получил исцеление от Иисуса Христа, а прославляет Бога, потому что понимает, что это от Бога. Очень многие люди пользуются тем, что Бог дал, но то, что это от Бога, не понимают. Почему? Пусть не будет ни для кого обидно, но это из общего состояния свинства. Есть такое выражение «неблагодарная свинья», и основное свойство человека, населяющего землю, это есть, конечно, свинство. Потому что не видеть, не чувствовать, не понимать, не знать – такое отношение к Богу – это абсолютно натуральное свинство.

«И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк. 18, 43). Потому что тоже понимали, каким образом слепой и нищий человек вдруг на глазах у них стал зрячим. Тогда не было никакой клиники Фёдорова, ни каких-то филиалов, никто не знал, как катаракту снимать, я уже не говорю о глаукоме – ничего этого люди не знали. И поэтому, – ну что, зрение ослабело – и ты беспомощный человек, если нет у тебя детей, племянников. Ты только можешь просить милостыню, больше ни на что не можешь надеяться. И вдруг раз – и человек прозревает. Ясно, чудо, а никто, кроме Бога, чудес творить не может. И эти люди хвалу воздали Богу. Так зачем нам евангелист Лука повествует об этом событии? Потому что есть два, даже, наверное, три, а то и больше видов слепоты. Есть слепота телесная, когда человек не видит предметы, людей, окружающий мир, и степень этой слепоты тоже может быть разная. Один видит мутно, другой видит контуры, третий только различает светло и темно, и так далее, и так далее. Есть слепота душевная, когда душа человека не различает, что такое хорошо, что такое плохо. Как маленькие дети. Их надо этому учить, как бы развивать их душевное зрение, чтобы они видели, что вот это хорошо, это плохо, и не только в окружающей жизни, а прежде всего, в самом себе. Это обязательно нужно показывать ребёночку, научить его видеть: «Вот, знаешь, этот поступок нехорош, а вот этот, наоборот, хорош». А если у него нет вообще склонности к хорошему, нужно показывать – по-хорошему надо вот так поступать, давай в следующий раз попробуем. Если у него получится, его за это похвалить, чтобы душевная его слепота исчезала, а душевное зрение появлялось. А есть ещё духовное зрение, которое на первом этапе заключается в том, чтобы видеть свои грехи. Многие люди жалуются, говорят: «Я вот начинал в церковь ходить 20 лет назад, я был лучше, а сейчас стал хуже». Да нет, ты не стал хуже, ты такой, как и был, только видеть стал больше. Прозреваешь. В этом есть определённая ценность. Но не для того, чтобы ты впал в уныние от вида своих грехов, а для того, чтобы смирился и чтобы просил у Бога об избавления от этой греховной тяжести. Вот для этого-то и улучшается духовное видение. А вторая часть духовного видения – это когда человек видит, в чём состоит воля Божья в каждом конкретном случае его жизни. Высшее проявление этого видения – это когда он видит не только проявление воли Божьей в своей жизни, но и в жизни другого человека. И когда у него спрашивает человек некий, то он может ему сказать то, что он видит, что есть воля Божия для этого человека в данный момент его жизни. И это уже духовное зрение. Теперь такой вопрос. Вот толпа народу, и среди этой толпы – один невидящий человек. И спрашивается, кто из них слепой? С точки зрения телесной – он. А с точки зрения духовной – они все. А что драгоценней? Для Бога драгоценней, конечно, духовное зрение. А что привело к духовному зрению этого слепца?

О Христе много толков ходило всяких. Люди уже знали, что Он великие чудеса творит: и мёртвых воскрешает, и слепым дарует зрение, хромых ставит на ноги, а согбенные выпрямляются; бесноватые очищаются от своего беснования, а прокажённые – от проказы. Люди об этом слышали, знали. А вот в чём природа этого, что это божественного происхождения, они не могли понять. А сделать последний шаг и признать, что именно вот Этот Человек с пыльными босыми ногами, в небогатой одежде, ни по виду, ни по должности совсем никакой не царь, и нет у Него никакой армии, и никаких от Него ожидать политических решений их проблем невозможно, и вообще он какой-то странный и говорит в дальнейшем о Себе, что "Мое Царство не от мира сего", и есть Мессия, они не могли. У них не было для этого зрения, они были слепы... Имеет возможность пять тысяч человек накормить пятью хлебами. Да это же бизнес! Раз-раз, булочную открыл – сначала в Палестине, потом в Риме, всех хлебом завалил – бабки, банки, политическая борьба. За деньги же чего хочешь можно сделать: любой конгресс, любой парламент, любой сенат. Хлеб – это все. Так нет, покормили, собрали корзину, пошли опять по своим делам, проповедовать Царствие Божие. Вроде бы Человек такой божественный, но совсем не тот, кто нам нужен. А вот слепой как раз и увидел, что, да, Этот Человек – Сын Давидов. Поэтому он к Нему и обращается как к представителю божественной власти, он не только уверовал в Него как в Мессию-освободителя, но и в Человека, Который может даже полностью его освободить от этой болезни. Он сам проделал внутри себя этот большой путь. Что же способствовало этому пути? Способствовало страдание. Без страдания, которое слепец претерпел в течение своей жизни, он бы этого не достиг. Потому что Господь каждому человеку даёт какой-то крест. И хотя, как правило, люди обычно ропщут, некоторые в безумии говорят: «И за что ж мне это так?» – хотя если за что, так убить мало, но обычно человек считает, что он не настолько виноват, чтобы получить то, что он получает. А на самом деле каждому человеку Господь дает крест, неся который с терпением, человек приходит к смирению и через смирение приходит к познанию Бога. Потому что Бога можно познать только через благодать. А благодать дается только через смирение. А смирения человек достигает только через терпение. Никаких других путей нет.

И вот наш слепец. Терпеть, ему сначала, наверное, было очень трудно, потому что лучше потерять обе ноги, чем оба глаза, лучше потерять обе руки, чем оба глаза, лучше потерять слух, лучше потерять язык, но потеря глаз – это самое трудное, что может вообще человек в жизни испытать. Это очень и очень тяжёлая вещь. Глаз хотя и маленький такой орган, но как он для человека важен! И в силу того, что мы – неблагодарные свиньи, мы как-то так глазами привыкли пользоваться, что вроде так и надо. А это тоже такое чудесное создание Божие – наши глаза, мы должны быть бесконечно Ему благодарны за этот дар. И вот слепец, терпя много лет, смиряясь (выхода-то никакого нет), может быть, какую-то надежду испытывал. К слову, люди слепые – они все в слухе. Слышат все во много раз больше и лучше, чем каждый из нас, и прислушиваются ко всему. Конечно, он об этих слухах знал, может быть, и с другими нищими они это обсуждали. Что ещё людям делать в их ситуации, когда нет у них никаких больше развлечений? Только побираться да ещё разговаривать о том о сём: новости, сплетни, кто, чего, как, почём, когда, где. И вот он узнал и стал думать, сопоставлять, что это такой за Человек. Он анализировал, он думал, соображал и пришёл к определенному выводу. И, наверное, хотел, чтобы так случилось, чтоб Этот Человек где-то мимо проходил. И промыслом Божьим это было так устроено. И он перед всеми исповедовал, что это есть Мессия, это есть Сын Давидов. И вот эта вера его в Иисуса Христа как Сына Божия, Сына Давидова, она его и спасла от болезни телесной, и он пошёл, как сказано, за Христом, стал Его учеником. Даже имя слепца в истории осталось – Вартимей. Представляете, мы не знаем, как звали нашего прадеда, а имя человека, который 2000 лет назад жил, когда наши предки с вами ещё по деревьям лазили, его имя осталось в истории, оно прочертило в ней свой божественный след. А в чём дело? А в том, что Вартимей прикоснулся к вечности, прикоснулся к Иисусу Христу. Вера его спасла. Все вокруг были зрячие и ничего не видели, пока перед ними не было уж нарочитого, явного чуда. Человек слепой увидел всё. В этом эпизоде евангелист Лука нам показывает вообще весь смысл жизни. Каждому человеку Бог желает прозреть духовно, это самое главное. Если у нас это получится, то в этом есть спасение. Потому что духовная жизнь – это видение и познание Бога. «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин.17, 3). Потому что, к сожалению, даже те люди, которые уже приучили себя в храм ходить, они не то что Бога не познали, они даже никогда Его и не видели. Но это ещё не беда. Увидеть-то, в принципе, можно. Но для этого нужно стремиться так, как стремился этот слепой человек. А вот если нет этого стремления, под лежачий камень, как известно, вода не течёт, и жизнь превращается в бессмыслицу. Потому что главный смысл жизни – это как раз увидеть Бога и познать Его. Если в течение жизни это с нами не произойдет, не имеет наша жизнь ну никакого смысла с точки зрения Бога. Какой-нибудь коротенький смысл, может, для внука или для племянника, может, на работе кому-то чего-то удастся сделать. Но пройдет лет 50 – и это всё забудется. При жизни ты академик, Герой Соцтруда, а следующее поколение выросло – и спроси на улице: «А что этот академик сделал?» Не знают. Ну, улица, ну, увековечили. Дальше что? А слепого Вартимея прикосновение к божественному оставляет в вечности. Каждый человек, который читал Евангелие, о нём знает. А таких людей не миллионы, извините, а миллиарды. Поэтому, если ты по своей работе чего-то такое хорошее сделал, это неплохо, но даже прикосновение к вечности уже оставляет человека в вечности. А что, если человек в себя примет Бога? Вот это и есть спасение, не только, когда память о нём остается в вечности и в сердцах людей, а когда человек сам продолжает жить в вечности с Богом. Господь на примере Вартимея показывает, как нам, собственно, нужно жить и действовать, в Кого, и во что веровать, и как свою жизнь выстраивать. И всё остальное уже зависит только от нас.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.