Проповедь по Евангелию об исцелении бесноватых в стране Гергесинской (2001.07.08)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию об исцелении бесноватых в стране Гергесинской. Утро 8 июля 2001 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Сегодняшнее воскресное Евангелие повествует нам: И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов (Мф. 8, 28). Там не растут большие деревья, поэтому гробы делали, выкапывая пещеры, которые приваливали камнем. Эти два несчастных, как в домах, жили в старых гробах, в которых усопшие давно истлели, а за самими могилами никто уже не ухаживал. Там они укрывались от зноя и всякой непогоды. Бесы, которые в них поселились, были весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём.

Действительно, когда некие бесы поселяются в сердце человека, такого человека люди стараются обходить стороной, не связываться с ним, какой бы бес ни был по своему наименованию – либо это бес гнева, который понуждает человека быть всегда в раздражении, из-за пустяка набрасываться, либо бес сребролюбия, либо ещё какой-нибудь бес. Даже безобидный на вид бес болтливости. Если какой-нибудь человек одержим таким бесом и люди уже испытали это на себе, они стараются такого бесноватого человека обходить стороной. Почему? Потому что, если ты остановишься с ним и скажешь ему хотя бы два слова, это на сорок пять минут как минимум. Пока он не устанет, ты должен будешь выслушивать всякую чепуху, которая ни тебя не интересует, ни вообще никого. Человеку нужно обязательно этого беса потешить, чтобы он успокоился. Беснование проявляется разным образом, в зависимости от той страсти, которую этот бес возбуждает в человеке. Бывает такая ситуация, когда человек одержим не одним бесом, а многими. Тогда человек, когда ещё способен к осмысленной речи, обычно фиксирует это такими словами: «Я ничего с собой сделать не могу». Это значит, что человек полностью во власти бесов. Человек даже не может проявить дарованную ему Богом свободную волю. Он полностью в руках бесов. Что бес повелевает, то человек аккуратно и исполняет, с большей или меньшей страстью. Если он не исполняет, это доставляет человеку страдания, потому что бес начинает его мучить изнутри, пока он не исполнит волю бесовскую. Большинство людей, практически все, включая нас, имеют разные степени бесноватости. Эта степень выражается в подчинённости. Самый трудно изгоняемый бес – это есть бес гордости, который диктует очень многие наши поступки, мысли и чувства. Если внимательно рассмотреть каждому из нас собственную жизнь – потому что жизнь другого человека бесполезно рассматривать, мы на неё никак не можем повлиять – то мы увидим в себе проявление бесноватости. Нам диктует не здравый смысл, не какие-то добрые чувства, не воля Господа, Который нам повелевает через Свои заповеди так или иначе действовать. Мы повинуемся именно тому бесу, который в данный момент в нас действует.

В результате каждый из нас страдает. Все наши страдания, а ведь каждый человек по-своему страдает и несчастен, происходят не потому, что какие-то люди виноваты, как нам внушают бесы. Одни меня раздражают, другие меня обижают, третьи ко мне плохо относятся, четвёртые меня недостаточно ценят, пятые не хотят исполнять то, что мне угодно. Вся наша жизнь исполнена неприятностей, которые нам доставляют другие люди. Даже самые родные – дети, супруги, отцы, матери. На самом деле причина в самом себе. Вернее сказать, в бесовской силе, которая воздействует на наш ум и наши чувства. Бесовская хитрость заключается в том, что в силу подлости она действует только исподтишка. Самая главная их задача – внушить человеку, что эти мысли, чувства и действия идут от нас самих, а не от беса. Человеку часто приходит мысль, которую он принимает за свою, даже если это гениальная идея. Человек пытается её воплощать, а это продукт бесовского влияния. Человек идёт этим путём в полной уверенности, что он делает благое дело. На самом же деле он аккуратно старается исполнять волю бесовскую. У бесов одна максимальная цель – довести человека до самоубийства. Почему именно самоубийство? Потому что для самоубийцы нет покаяния. Он убил человека, и изменить эту ситуацию уже нельзя, потому что Сам Себя воскресить может только Бог. Что нужно сделать, чтобы довести человека до самоубийства? Нужно довести его до отчаяния, чтобы он уже не надеялся на то, что можно что-то изменить. Поэтому бес внушает человеку помыслы неверия, старается представить ему ту жизненную ситуацию, в которой человек находится, как безвыходную. Это стандартная уловка, потому что бес – это существо нетворческое, очень примитивное и пошлое. Независимо от цвета кожи, культуры человека, возраста, пола, образования, он всем внушает одно и то же. В этом смысле борьба с бесами очень легка. Будь ты негр преклонных годов, те же страсти тобой владеют, как и у жителя Гренландии. Это не играет никакой роли. У всех абсолютно одно и то же, до тошноты. Эта пошлая серость совершенно одинакова, как советская архитектура. Никакого разнообразия – что в Бибирево, что в Екатеринбурге, везде одно и то же, потому что это тоже бесовский продукт. Верх архитектурной пошлости. Так проявляется во всём.

С другой стороны, эта слепота и способность бесов ослеплять человека даёт им возможность камуфлироваться. Человек вновь и вновь попадает в одну и ту же ловчую яму и наступает на одни и те же грабли, отчего страдает ещё больше. Как медведь у Троекурова – чем больше он лупит по утыканной гвоздями бочке, тем ему больнее. Он злится, бьёт снова, ещё больнее. Как маленькие дети. Спрашиваешь у мальчика: «Хочешь ли ты, чтобы тебя выпороли?» Не хочет. А почему ты тогда не делаешь то, что тебя просят? Ты не делаешь, сопротивляешься, тебя выпорют, а потом ты всё равно сделаешь то, что от тебя требуют. Не лучше ли это сделать и остаться не выпоротым? Лучше. Что же за глупость, если сначала выпорют, а потом будешь всё равно делать то, что не хочешь? Не лучше ли сразу подчиниться? Лучше-то лучше, но нет никаких сил преодолеть собственное сопротивление, в этом вся проблема. Это всё возгревается, как сказано в Писании, от геенны. Мы несчастные заложники этой борьбы.

Если бы не Господь, Который пришёл на землю, чтобы освободить нас от этого рабства, для того чтобы мы творили не волю бесовскую, а волю Божию, то невозможно было бы ничем помочь. Слава Богу, жил Господь Бог Израилев, и любой человек, как бы он ни был одержим бесами, может помолиться Богу. Господь сильнее всех, Он может в один миг изменить всякое устроение человека, лишь бы человек молился с верою в то, что это не только возможно, а в то, что это будет угодно Богу, что это правильно. Если человек так будет делать, то Господь не сможет не заметить такой молитвы, пропустить её мимо Себя. Он обязательно поможет человеку, Он сам это обещал: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). Всякая бесовская рать только Духом Святым может быть побеждена.

Эти два несчастных одержимых человека встретили Господа Иисуса и закричали: Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 28). Прежде какого времени? Прежде времени окончательного разделения тьмы и света. Господь пришёл, как бы предваряя это, ведь Он пришёл не как Бог, а как Человек. Богу угодно не насильно нас спасти, это любого можно. Некоторые жалуются: «Я не могу встать на молитву». Нет проблем, давай поселимся вместе, я буду заводить будильник. Если полпятого не встанешь, я тебя кипятком оболью. Встанет, как миленький. С помощью насилия можно человека заставить делать всё что угодно, только не задачки по химии решать. Остальное всё что угодно, даже можно и не бить, а просто кулак показать. Чтобы поверил, куда-нибудь в бочок ткнуть, очень убедительно. Человек всё будет делать – и молиться, и поститься, и Правило читать, и ботинки мыть, и шнурки гладить, и квартиру убирать, всё что угодно. Не можешь? Научим. Не хочешь? Заставим. Какие проблемы? Но Богу это не угодно. Бог хочет, чтобы человек сам, повинуясь только одной любви к Нему, больше ничему. Заставить и человек человека может. В этом всякие трудности. Что человек больше любит? Себя? Поэтому лежит, ест только вкусненькое, не хочет никуда идти, не хочет ничего делать. Будет сломанную доску двадцать лет перешагивать, но положить её в сторону или в мусорный контейнер даже и не сообразит. Он будет всё время делать вид, что он ничего не замечает. Что-то потребить, поиметь – он первый в очередь встаёт, а если что поделать – нет, лучше завтра: «Я потом, мне некогда, я устал». Себя любит больше. Это себялюбие превращается в прямую противоположность любви. Человек разрушает этой ленью сам себя, душу свою и даже тело. Почему? Потому что чувства извращены. Разве можно самому себе верить? Человек не может определить, что ему реально полезно. Человеческая жизнь обычно заключается в том, что он делает всё наоборот здравому смыслу и самому спасению. Почему? Потому что он опять служит больше бесам, чем Священному Писанию. Чувствительность к Богу давно пропала, поэтому человек может подчиняться только письменному откровению, пытаясь, напрягая свой ум, вникнуть, чего же хочет от него Господь.

Конечно, встреча с Господом Иисусом Христом у этих бесноватых воспринималась как страдание. Человек, полностью подчинённый бесам, свою волю не может творить. Тут приблизилась благодать Божия, она жжёт невыносимо. Некоторые люди, сами даже не зная почему, не могут в храм войти, потому что всё внутри сопротивляется. Есть такие люди, они иногда даже всякие статьи пишут, всякие гадости о Церкви. Люди есть люди, гадостей всяких полно везде, и в церковной жизни – сколько угодно. Чуть меньше, чем в жизни торговой, чуть меньше, чем в Союзе писателей, органах МВД. Взять статистику и посмотреть, сколько уголовных преступлений приходится на каждые десять тысяч сотрудников МВД и сколько на людей церковных. Увидим, что зазор будет аж двести процентов, но всё равно из одной двухсотой процента что-то найти можно и показать это так, чтобы сложилось ощущение, что здесь больше. Это такая статистика, которая велась ещё в прошлом веке – количество уголовных преступлений на дворян, на купцов, на ремесленников и на людей церковных. Выяснилось, что в год одно преступление на сто тысяч человек среди духовного сословия, то есть практически ничтожный процент. Но можно выдернуть этот процент и показать, какие там, оказывается, преступники. Но не сравнить ведь с органами правопорядка, прокуратурой, МВД. Никак не сравнить, там цифры превосходят в десять, сто, тысячу раз. Об этом просто говорится гораздо меньше.

Бесы воспринимают это как страдание, потому что они тьма, а тут свет. Если человек месяц просидит в темноте и вдруг на солнечный свет выйдет, глазам будет больно. Христос – это ещё правда. У правды есть такое тяжёлое свойство – она глаза колет, да так больно, что через кого это происходит, тот становится просто ненавидим. Возьми любого человека и скажи ему правду, отношения будут навек испорчены. Это равносильно тому, что возьми гвоздь и ткни ему в глаз. Как он будет потом к тебе относиться? В понедельник ему в глаз гвоздём, а во вторник: «Здрасьте, Мариванна!» Поэтому они говорят: Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 28). Они чувствуют свою немощь.

На самом деле, когда человек говорит, что не может, он врёт. Встал человек на молитву, сразу зевать начинает, не может. Вдруг телефонный звонок, начинает живо болтать с Галей. Смотришь, час двадцать прошёл. За это время восемь Правил можно прочесть. Почему так? Потому что болтать с Галей – это удовлетворять страсть, а молиться – это бороться со страстями. Что значит «не могу»? Достанешь пистолет, скажешь встать, встанет, читает с выражением. Скажешь: «Стой прямо». Выпрямится. Оказывается, и силы есть. Откуда? Всё там же. Это всё внушение бесовское. На самом деле это совсем не так. Если бы человек прибегал к Богу всегда, он мог бы любую страсть преодолеть. Но бесы внушают человеку, что он не может. Человек любит себя с величайшей нежностью и бесконечно глубоко, поэтому всё время потакает своим страстям и слабостям.

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф. 8, 31-32). Почему так? Почему стадо свиное? Почему обязательно нужно утопить? Речь идёт о том, что они понимали и чувствовали, что Господь не даст им войти в другого человека прямо сейчас, а цель одна – самоубийство, поэтому стадо свиное, чтобы свиньи покончили самоубийством. Почему именно свиное, а не стадо баранов? Потому что человек хоть и похож на барана, но на свинью больше. Это ближе, это роднее. Свинья – животное нечистое, грязное, исполненное всяких инфекций. Эффект достигнут, хоть последнюю гадость сделать людям, лишить тех, кто делает бизнес на поросятах, их достатка.

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф. 8, 33-34). «Нам не надо, нам Ты такой не нужен. Ты лишаешь нас нашего бизнеса. Твоя деятельность противоречит нашим задачам. Ты совсем не тот, кто нам нужен, нам нужен другой «мессия». Мы, конечно, видим Твоё могущество, мы Тебя боимся, поэтому отойди Сам, по-хорошему просим. Если поглубже затронешь, мы Тебя распнём». Так они потом и сделали. Другого пути нет, противоречия слишком глубоки. Когда у человека отнимают его родное, то, чему он сердцем принадлежит, человек будет грызться за это зубами. Так оно и случилось.

В каждом из нас постоянно эта борьба и происходит. Борьба между здравым смыслом и бесами, между заповедями Божиими и бесами, между тем, что нам любо, и бесами. Беда только в том, что бесы побеждают чаще. Отчего это происходит? Потому что мы более склонны воспринимать то, что они нам внушают, нежели то, что Господь открыл нам для нашего спасения. Это в силу нашего маловерия. Мы бесам верим больше, чем Богу. Они, конечно, такие хитрые, они изучили каждого из нас досконально. Во-первых, мы не такие уж сложные люди, во-вторых у них многотысячелетний опыт, как приводить людей в состояние полного расстройства. Одному одно внушают, другому другое, потом людей стравливают. В результате получается то, что они хотят, они всё разрушают. Разрушают семьи, человеческие отношения, всё, сделанное людьми, ту жуткую помойку, в которую люди превратили землю, отношения друг с другом, детей своих.

Глядя на детей, как раз видно лучше всего эту бесовскую работу. Дитя – это же посланник Божий. Смотришь на младенчика – сущий ангел, какая чистота! Проходит двенадцать-тринадцать лет, и перед тобой чудовище, просто страшное, злобное, блудное, лживое, вороватое, пошлое, тупое, нахальное, необразованное, просто мерзость отвратительная. Дальше только хуже. Всего дюжина лет – и из ангела превращается в дракона с когтями. Как так? Почему так получается? Потому что то, что требует от нас Господь, требует труда, а сатана потакает человеческим слабостям, поэтому имеет больший успех. Человеку, как сложной системе, по закону энтропии проще быть примитивным, проще быть обезьяной, скотиной. Самое тяжёлое на свете – это ответственность. Лучше тупо балдеть и смотреть по сторонам, ни о чём не думать, ни о чём не заботиться, ни перед кем ни за что не отвечать, просто плыть по течению, медленно вращаясь. Ну и чтобы время от времени какая-то пища в рот попадала. Это проще всего. Стремиться к небу, кровь проливать, молиться и пытаться свою жизнь управить – это трудно, потому что мы грешные. Когда человек молод и здоров, ему хорошо играть в футбол, а когда он с одной ногой инвалид, ему в футбол играть трудно. Духовно все люди инвалиды. Всё духовное нам даётся с большим трудом. Тем не менее выбор всегда остаётся за нами – что мы предпочтём. Всё зависит исключительно от нашего желания, больше ни от чего. Всё остальное сделает за нас Господь, если мы этим желанием спасения нашей души будем противостоять насилию дьявола. Дьявол – дух могущественный, но он может на нас воздействовать, только когда мы сами отдаём себя ему во власть. Если мы не отдаём, то он ничего не может сделать. Тот, кто кого слушает, тот тому и раб. Вот заповедь Божия, можешь её слушать. А вот твоя страсть, можешь слушать её. В первом случае будешь раб Божий, во втором случае будешь раб дьяволу. Третьего не дано, человек не может быть предоставлен самому себе, за него идёт слишком большая битва. Вся жизнь складывается из таких наших поступков, больших и маленьких. Что руководит мною – тщеславие ли, сребролюбие, или, наоборот, желание жертвовать, желание служить, желание проливать кровь свою?

Мир стоит только благодаря жертве Господа нашего Иисуса Христа. Он показывает истинный путь. Он был Богом, пришёл на землю, стал Человеком. Зачем? Чтобы пострадать вместо нас, чтобы нам показать этот истинный путь правды. В чём Божия воля? В добровольно принятом на себя страдании для победы над грехом. Это даётся только таким образом. Если хочешь, давай, принуждать тебя никто не будет. Любое принуждение противно любви. Бог не может поступить противу Себя. Нельзя человека заставить любить Бога. Он может выбрать сам. Уговаривать, просить, умолять совершенно бессмысленно. Увидеть это сразу не удастся, нам нужно поверить на слово. Вера заменяет нам это видение. Веришь, что это так, тогда действуй, тогда проверишь и убедишься. Если не веришь, тогда ничего невозможно сделать. Если человек не верит, это вообще всё пустые слова. Пустые, скучные, неинтересные. Лучше по телевизору новости смотреть. Вместо того чтобы выглянуть в окно, слушать какой прогноз погоды. Что его слушать, выгляни да посмотри. Человек предпочитает лёгкий путь, чтобы нисколько не напрягаться, всё время быть в расслаблении, всё время занимать горизонтальное положение. Чтобы спасти душу, нужно принимать вертикальное положение, нужно быть всё время прибитым к кресту. Кому этого хочется? Никому. Мы, как все нормальные животные, не хотим, чтобы нам было больно. Поэтому каждый из нас более или менее легко и хитро всё время уклоняется от своего спасения, то есть поступает прямо противоположно тому, чему учит нас Господь. Это надо увидеть, такую нашу наивную хитрость. Неужели кто-то из нас сможет обойти Бога? Ничего не выйдет. Даже если тебе кажется, что ты ловко и хитро всё сделал, комар носа не подточит, подожди ещё немножко – болезнь, смерть, Страшный суд. Посмотрим, как и чем ты будешь там отбрёхиваться, когда вся уста заградятся. Что ты Богу скажешь? Просто смешно. Нам нужно учиться действовать с Богом рядом. Это тоже очень трудно, нужно стараться начинать с людей, но без этого у нас ничего не получится.

Мы всю жизнь превратим в фикцию, в какой-то театр, будем что-то из себя изображать, что самое тошное – изображать то, чем мы не являемся. На самом деле это видно не только Господу Богу, но и всем окружающим. Человеку в собственном ослеплении кажется, что он очень умный, блестящий, остроумный. Как любому пьяному кажется, что он неотразимый ловелас. Более отвратительного зрелища и более примитивных шуток, которые в таком состоянии отвешивает человек, нет ничего. Он и ходить прямо не может, просто инвалид, а кажется себе Дон Жуаном. В таком состоянии практически каждый человек находится, он в опьянении самим собой, этими дурными соками своей души. Это состояние не истины. Чем скорее мы увидим эту истину в себе, тем нам будет проще управить себя в Царствие Небесное. Аминь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.