Проповедь под Неделю 6-ю по Пятидесятнице (1996.07.13)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова под Неделю 6-ю по Пятидесятнице, вечер 13 июля 1996 года. Выставляем этот текст в видеоформате, а также помещаем его под видео. Материал из архива Библиотеки православного христианина "Благовещение".

Сидели апостолы и говорили о воскресении Христовом, и вдруг «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги». Постоянный удел человека-грешника – приходить в состояние смущения. Если представить нашу душу как гладь озера, смущение можно уподобить волнению, которое произошло на поверхности. Гладь перестала быть гладью и давать отражение, все замутнилось, и человеку непонятно, что делать, как быть.

Отчего произошло смущение у апостолов? По двум причинам. Во-первых, они говорили о Господе, и вдруг Он перед ними явился. Когда мы говорим о ком-нибудь и он неожиданно входит, сразу возникает пауза. Чтобы разрядить обстановку, обычно говорят: «Легок на помине», неудобно же сказать: «Знаешь, мы сейчас тебе кости перемывали». А вторая – то, что Он явился «дверем затворенным», дверь не открывалась, не хлопала, никто не стучал – и вдруг Он перед ними. Господь, конечно, увидел их смущение и успокоил их: «Ну что вы смущаетесь, это Я, не бойтесь, можете посмотреть Мои руки и ноги, убедиться, что это Я».

Каждый раз, когда с нами происходит смущение, мы тоже нуждаемся в этом успокоении от Господа, нам нужно из состояния смущения прийти опять в состояние покоя, когда мы способны рассуждать и что-то делать. Для этого надо запомнить аксиому духовной жизни: любое смущение, под каким бы предлогом оно ни подошло, всегда от дьявола, потому что цель смущения как раз в том, чтобы душа человека взволновалась и он утратил возможность видеть Бога. Мы это наблюдаем и в сегодняшнем Евангелии: к апостолам пришел Сам Господь, а они смущены. Вот Он, Господь, перед ними – а дьявол хочет это отнять. И такие смущения бывают постоянно, потому что дьявол пасет человека. Не только Господь за нами смотрит, но и дьявол, как лев рыкающий, ходит вокруг каждой души и ищет, кого поглотить.

При крещении каждому человеку святым миром запечатлевают очи, ноздри, уши, грудь, руки и ноги со словами «печать дара Духа Святаго». Печать эта непреодолима для дьявола до тех пор, пока человек сам не откроет эту неприступную крепость. В старину, когда строили мощные оборонительные сооружения и взять их штурмом было нереально, можно было победить только хитростью или подкупом. Находили человека, платили ему денежки, он открывал ворота, и тогда уже расправлялись с насельниками крепости. Так и христианин для дьявола совершенно неприступен до тех пор, пока не отворит двери своего ума либо своего сердца, не откроет уши или очи свои для какого-то соблазна.

Вот часто прочтет человек книгу и смутится. Но если ты так слаб, зачем ты читаешь такую книгу? В тридцатипятиградусную жару ты же не наклонишься перед лужей, не будешь из нее пить, а подождешь до дома, потому что из лужи пить рискованно, можно инфекцию подхватить, да и бензином пахнет, и вообще кто-то туда плюнул. Поэтому, если ты знаешь за собой какую-то слабость, к примеру, раcсеянность, и на исповеди каешься, говоришь, что ты рассеян, зачем же ты тогда телевизор смотришь? Чтобы еще больше отупеть, еще больше стать рассеянным? Зачем ты сам себя уродуешь? Непонятно. Но человек соблазняется, отверзает свою душу, эту неприступную крепость, и дьявол начинает там хозяйничать, а потом разоренный человек приходит в храм: «Что мне теперь делать?» Как «что»? Ну ты хотя бы учти этот опыт и дальше так не делай, иначе твоя церковная жизнь превратится в сущую бессмыслицу. «Я, – говорит, – страдаю от блудных помыслов». Замечательно, а зачем же ты смотришь всякое блудное кино, чтобы потом опять страдать? Это все равно что бензином огонь заливать. Зачем отдавать себя на поругание дьяволу?

Господь сказал: «Посмотрите на Меня, на Мои руки и ноги. Я взошел на Крест, претерпел страшную, лютую казнь, невыносимые страдания. Для чего? Чтобы вас освободить от греха». Поэтому, какой бы ни был соблазн, достаточно, перекрестившись, сказать: «Господи, помоги» – и соблазн тут же исчезнет, как дым. Но мы этого не делаем и поэтому погружаемся опять в мирскую жизнь, становимся людьми расхристанными, забывшими Бога, дьявол что хочет с нами, то и делает. А нам надо учиться стоять у врат своего сердца и все стрелы лукавого отражать. Чем? Обращением к Богу. У нас есть этот щит, мы всегда можем Богу помолиться, и Господь Своей благодатью отразит любой помысел, любое смущение. Вот что-то нам не то сказали или сделали – ну что тут смущаться? Если апостолы и то падали, что уж про простых грешников говорить? Ты смотри не на человека, потому что нельзя надеяться «на князи, на сыны человеческие», в них нет спасения. У нас один Учитель и Ходатай перед Господом – Иисус Христос. Посмотри на руки Его и на ноги Его, которые Он пронзил ради нас. Вот в Нем действительно нет изъяна, нет соблазна, потому что в Нем нет греха.

В любом человеке, даже достигшем известного совершенства, все равно есть немощи, все равно присутствует человеческое. Как бы мы к нему хорошо ни относились, как бы его ни обожествляли, как бы ни боготворили, при ближайшем рассмотрении мы всегда увидим его немощи в большей или меньшей степени. Вот и повод для смущения. Но мы должны любой повод преодолевать, вспоминая о Господе. Тут несовершенство, там беспорядок, здесь кавардак, грех, суета. Ну и что? Это только в безумии люди говорят, что, раз автобус взорвался, значит, Бога нет, потому что, если бы Он был, Он бы не допустил. Но это же не Бог взорвал, это человек сам что хочет, то и делает. Бог наоборот, Он пришел на землю и распялся, чтобы всех спасти. И каждый из нас может быть спасен в любую минуту, надо только к Богу воззвать.

Когда человек в растерянности, в смущении, дьявол может с ним делать все, что ему заблагорассудится. В некоторых видах борьбы, прежде чем бросить противника через бедро или через себя, его надо чуть-чуть осадить вниз, а потом уже делать бросок. Так же и дьявол, прежде чем человека соблазнить, прежде чем он впадет в грех, вводит его в смущение. И если мы приходим в такое состояние, то надо знать, что скоро может последовать бросок, мы полетим вверх тормашками и если чего-нибудь не переломаем, то по крайней мере ушибемся. Поэтому нам нужно учиться быстро распознавать, когда наша душа приходит в смущение или волнение – не обязательно волнение злобы, или зависти, или блудное волнение, а любое, даже просто восторга: ой как хорошо, ой как замечательно, какая благодать!

Трезвись, будь спокоен. Раз дьявол не смог тебя зацепить одним, он постарается другим, лишь бы душа начала волноваться. Тогда ты забудешь и про Бога, и про дьявола, и про то, что ты грешный, немощной человек, и тут же придет некая мысль, следуя за которой ты обязательно дойдешь до греха. Мысль эта никогда не будет выглядеть греховной. Эта конфета подается обязательно в красивой обертке, потому что каждый человек, как бы он грешен ни был, сохраняет в себе образ Божий и, чтобы сотворить зло, ему нужно принять зло за добро. Обязательно ему нужно обмануться, а дьявол великий обманщик. Особенно это наглядно при разводах, когда дьявол через каскад смущений внушает мысль, что без него или без нее будет лучше. И стоит этой мысли запасть в голову, все кончено. Но цель дьявола не просто семью развалить, хотя и это, конечно, неплохо, по крайней мере уже несколько человек будут в его руках. Попробуй сыночка без папы воспитай, для этого нужно вообще быть святой, так что он уже считай на семьдесят процентов погибший человек. Но этого мало. Цель сатанинская, самая приятная, усладительная, – довести человека до самоубийства: человек совершил смертный грех – убийство, а покаяние невозможно, и он попадает на самое дно ада. А для этого он сначала вводится в отчаяние, и дьявол постоянно ему внушает, что выход только один: пум, и готово. И он этот гвоздь все время раскачивает, пока не приведет человека к самоубийству. Это для него наивысшая сладость, он Богу показывает: вот видишь, он же отрекся от Тебя, он же послушался меня и совершил грех, после которого и покаяния нет, он теперь мой.

Вот такая борьба идет за каждую душу, но достаточно перекреститься, обратиться к Богу – и смущение исчезнет. Просто нужно трезвиться все время над своей душой, все время побеждать любое смущение. Мало ли чем мы смущаемся. Вот идет человек в спокойном состоянии духа, наступил на камушек, нога подвернулась, хрустнула, и уже как-то на душе не так, и муниципальные власти уже плохие, и дворники, потому что плохо подметают. А уж когда он домой придет, он там всем покажет, он им расскажет, что он про них думает. А там тоже уже скандальчик готовится, потому что дьявол видит, что он в таком чувстве идет домой, и домашних к этому готовит, начинает их разогревать, а сам лапы потирает когтистые, ему это все нравится.

Мы люди несчастные, больные, мы полностью в руках дьявола, он, как хампельманов, нас дергает за нитки, и мы ручками и ножками дергаем именно в том направлении, которое ему нужно. И естественно, мы от этого страдаем, потому что дьявол хотя и обещает наслаждение, но никогда его не даст. И наркомана, и пьяницу, и вора, и мошенника, и прелюбодея он все время манит: сейчас вот насладишься, сейчас. Но он никогда не дает. Сатана не может дать человеку радость, поэтому приводит его в состояние отыгрывающегося: вот еще на кон поставлю и тогда уж выиграю. Сейчас, выиграешь; ни один человек за пять тысяч лет не выиграл, а ты первый выиграешь. Когда это видано, чтобы кто-то играл и выигрывал, тем более у сатаны, это же просто смешно. Дьявол и умнее, и он все-таки был высший Ангел, куда нам с ним тягаться?

Кто может дьявола победить? Никто, только Господь, только благодать Божия. Поэтому, какое бы смущение нас ни обуяло, это должно нам служить сигналом к молитве. Пойди в ванную, включи воду, чтобы все думали, что ты там горло себе полощешь, и помолись: «Господи, вот я в таком сейчас пребываю состоянии, Ты меня останови». И мир Божий обязательно придет в душу, скоро придет. Тогда можно опять возвращаться к обычной жизни, которая заключается в том, чтобы ожидать следующего смущения, которое неизбежно будет. Если смущения нет, это бывает только в одном случае, когда человек полностью предан в руки дьявола, конкретно на него работает, и тогда дьявол оставляет его в покое. Но для этого природа человека должна извратиться настолько, что он начинает зло считать добром. Он совершил гадость, а ему от этого радостно, он обманул – ему весело. Чем больше обманул, тем больше он хвастается. Как в преступном мире, вся жизнь наизнанку. Вот этого лоха «обул», этого «обул», а все его хвалят: молодец, ловко ты его. И у человека возникает извращенное сознание, он уже живет как бы в ином мире, он от зла, от извращения получает радость. И тогда ему нужно ждать гнева Божия. Господь долго терпит да больно бьет; сколько веревочке ни виться, конец ей все равно придет.

Господь сделал все для нашего спасения, и если кто-то из нас не спасется, то в этом виноват будет только он сам, больше никто. Господь близко, Он сказал: «Я с вами во все дни ДО скончания века». Поэтому для того, чтобы грех победить, не нужно ни на голове стоять, ни по сорок-шестьдесят акафистов читать, не надо лоб об церковный пол расшибать, по монастырям ездить, ко всем мощам на свете прикладываться, все иконы перецеловывать. Ничего этого не надо. От того, сколько раз ты на аналой приляжешь, вообще ничего не зависит. Вот многие мучаются: как правильно молиться? Очень просто: Господи, помилуй. Больше ничего не требуется, но это должно быть не механически, не как попугай или магнитофон. Нужно обращение. Человек, который находится в смущении, в соблазне, в погибели, в искушении, должен обратиться к Богу.

Господь говорит: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Но еще сказано: не получаете, потому что не просите. У нас голова и душа все время чем-то другим заняты. Нам надо что-то кому-то доказать, куда-то съездить, что-то получить. Все время забота не о том. А спасение к нам ближе близкого, оно осуществляется прямо вот здесь, сразу, потому что христианство – это не религия. Бог уже здесь, и Он все нам дал, нужно только этого пожелать. Исаак Сирин говорит: «Стоящий перед Богом человек – это уже Церковь». И Сам Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Спрашивается, а почему двое или трое? Потому что где двое, там уже есть возможность любви. Вот рядом с тобой человек, кум ли, жена ли, это совершенно не принципиально. И Бог ждет, чтобы ты отнесся к нему с любовью и он к тебе тоже с любовью. А что такое любовь, это обнять и вот так крепко-крепко держать? Нет, любовь – это когда он меня раздражает, я хочу взять сковороду и дать ему по голове, но я этого не делаю. Вот это есть оказание ему любви. А если я его буду обнимать, это совсем не любовь. Может, ему это не нравится, может, ему жарко обниматься. Поэтому надо у него спросить, надо вникнуть, чего он ждет, чего он хочет, что в данный момент будет для него любовью. Подать воды? Сходить в аптеку за лекарством? Или просто он придет домой, а полы вымыты, и у него будет маленькая вспышка радости, на десятую долю секунды? Если к его приходу вымыть пол, то это будет оказание любви без всяких там сю-сю-сю, потому что в этом сю-сю-сю любви нет. Все эти объятия, поцелуйчики к любви никакого отношения обычно не имеют. К себялюбию да: мне приятно, поэтому я это и делаю.

Мы люди грешные, и в силу этого наш ум все время рассеивается, наша жизнь растекается. И христианский подвиг заключается в том, чтобы все время это расточенное собирать, не внешнее, а именно внутреннее. Должен быть внутренний стержень, должна быть опора, вся жизнь наша должна стоять на Христе. Все время надо помнить о том, что у Него пронзены руки и ноги, и это сделано для нас. А если для нас, то, значит, спасение есть, оно возможно и мы всегда можем его получить. Дай Бог только нам об этом никогда не забывать. Аминь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.