Проповедь о закваске фарисейской, которая есть лицемерие (2001.12.30)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о закваске фарисейской, которая есть лицемерие. Утро 30 декабря 2001 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Евангелист Лука в начале этой одиннадцатой главы, которую мы сегодня читали в память о трёх отроках и Данииле Пророке, говорит, обращаясь к фарисеям: Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы (Лк. 11, 47-48). О чём тут речь? Давно замечено, например, некий человек при жизни другого человека является ему не то что прямым врагом, но завистником, досаждает ему, строит какие-то козни, житья ему не даёт, а когда он умрёт, оказывается, что он его лучший друг, что вообще они вместе многие замечательные дела делали и так далее. Очень интересное явление возникает. Ярче всего это наблюдается в художнической среде. Человек живёт впроголодь, при жизни из своего творчества ничего не может продать, если поэт, то напечатать. Стоит ему помереть, так сразу и тиражи, и известность, и даже памятники в разных местах. Хорошо бы при жизни те деньги, которые угрохали на памятник, дали бы ему на хлеб. Но нет, так не получается. Господь в этом обвиняет фарисеев. Говорит, что они строят роскошные гробницы пророкам. Господь подчёркивает, что этих пророков убили отцы их. Каждый пророк бывал убиваем не иноплеменниками, а именно плотью от плоти своего народа. Вы же не отрекаетесь от своих отцов, а строите роскошные гробницы этому пророку, как бы прославляя его. Господь называет это лицемерием. Человек – существо, утратившее свою духовность, а вместе с ней и прозорливость. Внутренней сущности вещи или явления он не понимает и понять не может. Только чисто по внешнему и судит, и таким же образом свидетельствует о своём отношении. Люди изобрели много таких всяких чисто внешних знаков внутренней жизни. Сейчас как раз такое удобное время, чтобы об этом подумать. Сейчас такие праздники, когда некоторые люди другим людям дарят подарки, присылают поздравительные открытки как знак хорошего и участливого к этому человеку отношения. Например, пришло одному человеку две открытки практически одного содержания, а иногда одинаковые даже по форме. На одной и той же почте купили и прислали. Но за одной открыткой действительно стоит какое-то отношение, а за другой не стоит ничего, только та сумма денег, которая уплачена в кассу. Внешне эти открытки совсем неразличимы, они совершенно одинаковые. К сожалению, очень много существует в нашей жизни такого чисто внешнего, за которым ничего не стоит, никакого отношения. Очень часто люди по долгу или по каким-то ещё причинам проявляют знаки внимания, любви, участия, а на самом деле никакого внимания, никакой любви и никакого участия нет. Это явление Господь и обличает, называя его лицемерием. Есть ещё такое выражение – делать хорошую мину при плохой игре. Человек не испытывает каких-то тёплых чувств к другому человеку, но пытается скроить такую физиономию, чтобы она производила впечатление очень нежной любви. Зачем ему это надо, это уже другое дело. Он как бы надевает на себя маску, примеряет её на своё лицо, поэтому это называется лицемерием. В силу того, что Господь видит каждого человека насквозь, Ему крайне неприятно видеть во всех нас это двоящееся лицо, такую духовную шизофрению. Господь видит, что внутри, но, естественно, видит и то, что снаружи. Не возникает взаимооднозначного соответствия между внешним и внутренним, двоится всё. Такая раздвоенность нашей жизни – это одно из следствий греха. Господь хотел бы, чтобы мы вернули себе эту цель – неразделённость. Грех разделяет не только людей между собой, он разделяет даже самого человека внутри, делая его лицемерным.

Лицемерие, конечно, не способствует духовной жизни, поэтому Господь призывает Своих учеников в Евангелии: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12, 1). Почему Он говорит именно о лицемерии и фарисействе как о закваске? В человеке хоть и есть корень греха, тем не менее лицемерие прививается от человека к человеку. Первому лицемерию каждый ещё маленький человек учится в своей семье. Все люди в своей семье расслабляются, ведут себя более естественно, чем при чужих людях, на работе, где-то в обществе. Часто возникает такая ситуация, когда, например, человек живёт в страшном беспорядке и узнаёт, что к нему кто-нибудь через двадцать минут придёт. Человек судорожно начинает приводить комнату в порядок. Для чего? Чтобы произвести впечатление того, что он живёт в порядке, именно на этого человека, который придёт. Он хочет произвести впечатление человека аккуратного. Почему? Потому что аккуратность считается добродетелью, а хаотическое житие в точном переводе на русский язык – это безобразие, потеря образа, хаос, помойка. Вместо того чтобы взять и потрудиться над тем, чтобы прекратить эту жизненную помойку, в которой он пребывает, нет, он согласен раз или два раза в год навести марафет, но внутри ничего не меняет в своём образе жизни. Это и есть типичное проявление лицемерия, а таких проявлений бесконечно много. Например, люди говорят на повышенных тонах, ругаются между собой, но, когда посторонний человек пришёл, они сразу приумолкли и переводят разговор на другую тему. Цель опять произвести впечатление, причём впечатление заведомо ложное. Одно дело, когда человек, будучи злым или грубым, всегда старается быть вежливым в разных ситуациях – дома, на работе, в транспорте, везде, где он бывает. Это понятно, человек сдерживается, трудится над собой. Хотя можно сказать, что он тоже лицемерит. Каждый человек, когда кому-то в транспорте уступает место, он тоже лицемерит. Редко бывает, когда кто-то постороннему человеку с любовью уступил бы место. Если он так воспитан и делает так всегда, это замечательно, он трудится над своей душой. А если он делает это, чтобы произвести впечатление на того соседа, с которым он рядом оказался, чтобы у него сложилось впечатление, будто он всегда так делает? Хотя он не делает так никогда, он сделал это по случаю. Одно и то же действие здесь уже лицемерие. Господь нас предостерегает от этого. Почему? В чём тут опасность для души? Человек начинает жить двойной жизнью, но невозможно угодить двум господам. Это нереально, просто невозможно. На две разведки работать одновременно – ничего не выйдет, обязательно попадёшься.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.