Проповедь по Евангелию о чуде пяти хлебов и двух рыб (2002.08.18)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию о чуде пяти хлебов и двух рыб. 18 августа 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Господь часто удалялся на лодке в пустынное место и пребывал там один. Хотя, конечно, Пресвятая Троица всегда бывает в единстве, поэтому Господь Иисус Христос, воплощённый Логос, всегда был в единении с Отцом Небесным. Но, в силу Своего человеческого воплощения, Он как человек нуждался в уединённой молитве. Очень часто многие люди из тех, которые только начинают путь к Церкви и только уверовали в Бога, говорят: «Я люблю прийти в церковь один. Постоять, помолиться, чтобы никто не мешал». Это очень естественно и необходимо человеку. Просто этот человек ещё не вкусил сладости и соборной молитвы, когда люди молятся все вместе, причащаются из единой чаши, таким образом соединяются с Богом. Такое стремление к уединению и к уединённой молитве не только Господа Иисуса Христа подвязало удаляться в пустынные места, но и в более поздние времена, в конце III – начале IV века, возникло целое движение, которое получило название «монашество», когда люди уходили в пустыни, где не было других людей и было меньше соблазнов внешних. Очень часто так бывает, что человек заражается грехом один от другого.

Вот был у нас такой блаженный миг, когда Останкинская башня сгорела, и у нас не было телевидения. Насколько меньше тогда было соблазнов! А если это совсем удалить из жизни, то насколько лучше будет жизнь! Станет меньше убийств, воровства, измен, прелюбодеяний, разводов. Люди сеют одни соблазны для других, особенно для младших. Удаляются в пустыню, чтобы вообще никакого соблазна не было – ни лишнего съесть, ни посмотреть, куда не нужно, ни позавидовать кому-то. Сидишь один и борешься только с тем внутренним злом, которое тоже есть у каждого. Есть всякие воспоминания, есть осуждение, есть превозношение и многое другое.

В Евангелии описывается такой же эпизод, как Господь удалился, для того чтобы пробыть ночь наедине с Богом. По человечеству Своему Господь, конечно, очень страдал. Нам это страдание тоже отчасти известно. У каждого человека, который ходит в Церковь, всегда бывает стремление к Богу обратить и своих близких. Страдают от этого. Если жена ходит в храм, она страдает, что муж не ходит. Ей бы хотелось, чтобы они были вместе. Если муж ходит, он плачет о своей жене, что она равнодушна к Церкви и Богу. Если родители ходят, то они переживают о детях, что они совсем к храму не радеют. Если дети ходят, то они беспокоятся о своих родителях. Очень часто теперь так бывает. Бывает даже такой редкий случай, когда внук или внучка ходят молиться за бабушку или деда. Глядишь, и они потом обращаются к Богу. Тоже сердце болит.

Так же и Господь, вы можете себе представить? Мы здесь, в церкви, хотя бы находим единомышленников, а Господь был на земле как человек один христианин. Представляете? Он в этой толпе, полуязыческой-полуиудейской, которая вообще никаких представлений христианских не имела. Нам это совершенно непонятно. Чтобы это ощутить, надо съездить пожить либо в Израиль, либо в Саудовскую Аравию. В Израиле не совсем чистый опыт, там всё-таки небольшая часть христиан есть, много путешествующих. Такое давление совершенно чуждой среды, не духовной, а антидуховной, оно очень страшно. Нам это ещё легче, мы люди грешные, а Господь был свят. Представляете, жить среди людей, которые не только Его не понимают, они вообще ничего не понимают. Все их нормы поведения, нормы жизни, какие-то идеалы совершенно противоположны истине, противоположны тому, что Он носил в Себе. Только оставшись наедине с Богом, Он приходил в состояние гармонии, любви, блаженства. Поэтому как человек Он в этом нуждался и жертвовал сном и отдыхом. Уставал часто настолько, что, даже переплывая озеро, в котором была буря, он спал в лодке. Кто из нас может так устать, чтобы спать в лодке, не в каком-то четырёхпалубном океанском лайнере, а в лодке, не просыпаясь, во время бури? Представляете, апостолы дрожали от страха, кричали и тормошили Его, а Он спал. До какой же степени нужно достичь изнеможения, опять же по Своему человеческому естеству, чтобы так устать? Весь день световой Он трудился, а ночью часто удалялся на молитву. Оставалось для отдыха совсем ничтожное время.

И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком (Мф. 14, 13). Народу до Него, как до человека, никакого дела нет. Никто, собственно, не беспокоился, поел ли Он вообще чего-нибудь, отдохнул ли Он. А может, у Него одежда запылилась, может, для Него нужно что-то постирать? Нет. Нам надо. «Вот у меня этот болен, этот парализован». «Вот у меня сын пьёт». «Вот у меня зять дома не ночует». «Вот я машину разбил». «Вот у меня электричество отключили». «Вот у меня денег нет, а мне надо операцию на глаза». И так далее. Они идут за Ним. Никто даже не задумался, почему Он туда удалился, может, какая-то у Него нужда? Проявления какой-то деликатности от народа ждать совершенно бессмысленно. Господь это всё очень хорошо понимает.

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их (Мф. 14, 14). Он над ними сжалился. Раз так далеко тащили своих больных, столько трудились, это труд должен быть как-то вознаграждён. Он сжалился. Он не мог не сжалиться, потому что за этим и пришёл. Он пришёл за тем, чтобы их научить другой жизни, другому отношению к человеку. Сейчас у нас всё больше завоёвывает сердца чисто денежное отношение к людям. В Европе и Америке давно так. Если ты что-то даёшь, то предполагается, что и что-то взамен. Только ты – мне, я – тебе. Чтобы просто так, нет. Господь их учил: «Несмотря на то, что Я устал, Я с вашими больными занимаюсь и денег за это не прошу». Просто так, задарма, а лучше сказать – за спасибо. Ты ему сделал, а он тебе сказал спасибо, то есть «спаси тебя Бог». Ты ему оказал помощь, а он за тебя помолился. Больше, собственно, ничего и не требуется. Вот это отношения любви между людьми. Как, допустим, у отца и детей. «Пап, ты мне тут помоги». Папа помог, но папа же не будет сыну, если он не совсем с ума сошёл, говорить: «Ну а теперь давай шестнадцать долларов, сынок». Посчитал и по электронной почте ему прислал счёт на домашний компьютер. Это уже не отношения любви. Где подключаются деньги, там любовь исчезает. Вся такая экономическая система вообще не предполагает любви. Господь как раз хотел, и сейчас хочет, чтобы между всеми людьми возникли отношения любви. Отношения любви – это подлинно духовные отношения. У животных такого не может быть. У них могут быть только отношения в рамках инстинкта, а человек – высшее духовное существо, поэтому отдельные люди в отдельные моменты могут проявлять любовь. Господь хочет, чтобы это были не отдельные моменты, не по вдохновению, а чтобы это было всегда. Это требует очень больших душевных затрат, поэтому нужно очень большое внутреннее душевное богатство. Это богатство даётся только благодатью Божией. Чтобы достичь любви, нужно стяжать духовную жизнь. А чтобы её стяжать, нужно сначала уверовать в Бога. Поэтому сказано в Писании: без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Поэтому Господь из всех поколений уже две тысячи лет собирает людей, тех, кто откликнется на Его зов. Собирает их в храмах, вокруг Престола Божия, вокруг Божественной литургии, которая есть школа любви, где люди собираются, читают Евангелие, стараются вникнуть в это. Стараются, как могут, молиться, стараются друг другу помогать, таким образом учатся любви. Для того чтобы этому самому научить своих детей, своих жён, своих мам, своих дедушек и бабушек и так далее. Не как люди относятся друг к другу, корыстно: ты – мне, я – тебе.

У нас с Запада мода пошла, правда они удивляются, почему у нас это не прививается – брачный договор. Молодые люди вступают в брак и договариваются – при разводе рояль тебе, а ножки мне. Уже заранее предполагается, что они поцапаются, разорвут всякие отношения и будут всё делить. Делают это заранее, чтобы суду было легче распиливать это всё имущество. Человек как бы не предполагает, что он будет строить семью навсегда, будет воспитывать детей, душу на это класть. Рассматривают это как некоторое временное явление. Сегодня одна, завтра другая. Конечно, если человек уже в самом начале делает такое предположение, закладывает эту мину, то в четвёртом акте это должно выстрелить. Если договор заключен, он будет действовать. Ты копишь деньги на чёрный день? Поздравляю, чёрный день у тебя наступит, не беспокойся. Всё, что накопил, на день хватит, на пару недель вряд ли. Когда чёрный день наступит, даже то, что накопил, может очень легко сгореть или в воде утонуть, как мы давеча видели. Всё благополучие поплывёт в один день. Ничего не попишешь, надо как-то из этого дела выкручиваться.

«Господь сжалился» – это очень важные слова, очень для нас отрадные. Как он нас, грешников, жалеет! Он исцелил больных и не только. С утра до вечера Он исцелял больных. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились (Мф. 14, 15-20). Господь показывает – если человек забывает о пище, забывает о себе, испытывая только одну любовь к своему больному, помогая ему, идёт куда-то, чтобы его исцелить, Господь не только исцелит этого больного, а Он его ещё и накормит. Господь часто говорит: «Дорогие мои чада, вы всё беспокоитесь, что вам есть, что пить, во что одеться. Посмотрите на птиц, у них нет ни страховки, ни пенсии. Посмотрите, как они живут. Все воробьи не только до пенсии доживают, а ещё дальше. А вы, несмотря на все ваши заботы, большинство даже до пенсии не доживёте». Господь говорит, что стремление к духовному всегда важнее. Если человек стремится к духовному, он материально не будет нуждаться. Он, конечно, не будет каким-то богачом. Что такое богатый человек? Это человек, который что бы ни купил и что бы ни съел, у него ещё деньги остаются. У него денег сверх того, что человек может истратить. Ну что может богатый такого съесть, чего я не могу съесть? То же самое. Все едят одну и ту же пищу. Рубашки, может, подороже. И то, чем они подороже? Материал тот же, только выделка другая или куплено в дорогом магазине, а так всё то же самое. Автомобиль – ну да, много всяких штук в этом автомобиле. Может, он побыстрее может ездить. Но если ты будешь ездить побыстрее, тебя оштрафуют. Ему дешевле штраф заплатить, только в этом удовольствие.

Поэтому Господь говорит: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Представьте себе, если бы каждый человек забирал бы себе для жизни только необходимое, насколько легче ему было бы жить и скольким другим он мог бы из этого помочь. Каждому богатому человеку даются огромные возможности для того, чтобы оказать очень много любви всем остальным. Даже Амвросий Оптинский однажды говорил: «Деньги – это вещь хорошая, потому что они восполняют недостаток любви». Любовь – это всё-таки чувство в сердце, но человек богатый, не имея никаких чувств в сердце, может просто взять и дать другому денег, без всяких чувств. Таким образом восполнить недостаток. Просто накормить голодного. Половина людей в мире голодные каждый день. Мы всё говорим, что нам в России есть нечего. Ничего подобного. Мы процветающая страна. Мы, конечно, ленивые, живём в грязи, вместо того чтобы помыть и заасфальтировать. Вот захотели, Москва сейчас газонами покрылась. А двадцать лет назад нельзя было траву посеять? Травы, что ли, нет? Краски нет? Химзаводов нет? Всё можно привести в порядок, всё покрасить, чтобы всё было красиво и чисто. Бумажки все убрать, на это не нужно никаких миллиардов средств. Какой-то журналист приезжает к бабушке: “Как вы тут живёте? Тут так трудно”. Чуть ли не к общественности обращается. Да залезь в карман, дай ей денег, что ты мучаешься? Продай свою кинокамеру, ей на пять лет хватит её проедать. Люди создают проблемы, какие-то комитеты создают, когда нужно просто в карман залезть и дать человеку, сделать доброе дело. А сколько денег впустую тратится! Если хочешь стремиться к духовному, Господь может чудо сотворить. Израиль шёл в землю обетованную, где в пустыне нет ни магазинов, ни селений, манна с неба падала – нате, кушайте. И вкусно, и сладко, и питательно. Всё там – жиры, белки и углеводы. Мяса захотели, рябчики стали падать. Господь всё даст, если человек устремляется к Богу. Но у нас веры не хватает, поэтому немножко Богу, немножко себе. Как хорошо было бы, если бы сумели преодолеть этот рубеж, чтобы мы смогли в себе выработать такую надежду на Бога. На самом деле это возможно только по любви. Такая полная опора человека на Бога возможна только исходя из любви. Как у тех, которые пошли за Христом, и не подумали о еде, о том, что далеко идти, о том, что на солнце, лесов нет, придётся под открытым небом стоять и ждать в очереди, пока больного к ногам Христовым поднесут, пока Он на него руки возложит, пока исцелит. Не думали, ими двигала любовь. Им очень хотелось помочь, чтобы человек исцелился. Вот и у нас, если нами будет двигать любовь друг к другу, доверие к Богу, мы никогда не останемся забытыми Богом, Он обязательно над нами сжалится. Эти слова должны нам внушать надежду. Это не только слова, Бог готов, Он это показывает. Каждый из нас неоднократно убеждался в том, как Господь готов нам помочь. Нужно это развивать и расширять, чтобы этого хватило на всю нашу жизнь, чтобы у нас был именно такой образ жизни. Тогда мы будем жить по-христиански. Это и требуется. Причина такого огромного зла в мире только в жажде денег. Человек не надеется на Бога, а думает, что с помощью денег он себя как-то обезопасит от каких-то сложностей. На самом деле это иллюзия. Любой богатый человек подвергает себя большей опасности. Вот идёт человек по улице, у кого больше шансов пулю в лоб получить — у богатого или у бедного? Ясно, что у богатого. Скромно одетая девушка или вся расфуфыренная, в драгоценностях, на какую скорее нападут? Если в Москве начнётся какая-то заваруха, какие квартиры начнут грабить вперёд, в какие дома пойдут? Все же знают, куда идти. Даже милиция предупреждает: “Вы шикарные двери за две тысячи долларов не ставьте”. Потому что знают, если дверь такая хорошая, значит за этой дверью что-то есть. Понятно, что милиционеров десять тысяч, но на десятимиллионный город их не хватит. Чуть что заколеблется, и всё это богатство боком встанет. Если у человека дачка за рубль пятьдесят и её смыло – это одно, а если домик за полтора миллиона – это гораздо жальче. Опять скорби. Бедному жить легче и умереть легче. И безопасней. Преимущества сплошные и забот меньше, головной боли.

Богатство оправдано только одним — если с помощью него добра побольше делать, тогда это имеет конкретный смысл. Вкладываешь материальное, а получаешь духовное, вечное. Одному дал сто рублей – спаси тебя Господи. Другому дал – спаси тебя Господи. Третьему дал – спаси тебя Господи. Миллионному дал. Миллион людей сказали: “Спаси тебя Господи”. Может, за миллион раз Господь тебя и спасёт. В этом смысле, конечно, большие преимущества есть. Как говорит Господь: Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Свойство нашего сердца такое, что оно, к сожалению, прилепляется ко всему тому, что человеку принадлежит. Господь хотел бы, чтобы наше сердце принадлежало Богу, и мы использовали всю нашу жизнь на служение Богу.

Лучше всего послужить Богу, конечно, через ближнего. Сам Господь это заповедовал и сказал: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня (Мф. 25, 35). Он Сам даёт нам этот путь: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Это требует от нас Господь. Такова Его любовь к нам, потому что прежде Он нас возлюбил. Мы должны так же любить и Бога, и нашего ближнего. Помоги нам в этом, Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь по Евангелию о чуде пяти хлебов и двух рыб (2002.08.18)

Господь часто удалялся на лодке в пустынное место и пребывал там один. Хотя, конечно, Пресвятая Троица всегда бывает в единстве, поэтому Господь Иисус Христос, воплощённый Логос, всегда был в единении с Отцом Небесным. Но, в силу Своего человеческого воплощения, Он как человек нуждался в уединённой молитве. Очень часто многие люди из тех, которые только начинают путь к Церкви и только уверовали в Бога, говорят: «Я люблю прийти в церковь один. Постоять, помолиться, чтобы никто не мешал». Это очень естественно и необходимо человеку. Просто этот человек ещё не вкусил сладости и соборной молитвы, когда люди молятся все вместе, причащаются из единой чаши, таким образом соединяются с Богом. Такое стремление к уединению и к уединённой молитве не только Господа Иисуса Христа подвязало удаляться в пустынные места, но и в более поздние времена, в конце III – начале IV века, возникло целое движение, которое получило название «монашество», когда люди уходили в пустыни, где не было других людей и было меньше соблазнов внешних. Очень часто так бывает, что человек заражается грехом один от другого.

Вот был у нас такой блаженный миг, когда Останкинская башня сгорела, и у нас не было телевидения. Насколько меньше тогда было соблазнов! А если это совсем удалить из жизни, то насколько лучше будет жизнь! Станет меньше убийств, воровства, измен, прелюбодеяний, разводов. Люди сеют одни соблазны для других, особенно для младших. Удаляются в пустыню, чтобы вообще никакого соблазна не было – ни лишнего съесть, ни посмотреть, куда не нужно, ни позавидовать кому-то. Сидишь один и борешься только с тем внутренним злом, которое тоже есть у каждого. Есть всякие воспоминания, есть осуждение, есть превозношение и многое другое.

В Евангелии описывается такой же эпизод, как Господь удалился, для того чтобы пробыть ночь наедине с Богом. По человечеству Своему Господь, конечно, очень страдал. Нам это страдание тоже отчасти известно. У каждого человека, который ходит в Церковь, всегда бывает стремление к Богу обратить и своих близких. Страдают от этого. Если жена ходит в храм, она страдает, что муж не ходит. Ей бы хотелось, чтобы они были вместе. Если муж ходит, он плачет о своей жене, что она равнодушна к Церкви и Богу. Если родители ходят, то они переживают о детях, что они совсем к храму не радеют. Если дети ходят, то они беспокоятся о своих родителях. Очень часто теперь так бывает. Бывает даже такой редкий случай, когда внук или внучка ходят молиться за бабушку или деда. Глядишь, и они потом обращаются к Богу. Тоже сердце болит.

Так же и Господь, вы можете себе представить? Мы здесь, в церкви, хотя бы находим единомышленников, а Господь был на земле как человек один христианин. Представляете? Он в этой толпе, полуязыческой-полуиудейской, которая вообще никаких представлений христианских не имела. Нам это совершенно непонятно. Чтобы это ощутить, надо съездить пожить либо в Израиль, либо в Саудовскую Аравию. В Израиле не совсем чистый опыт, там всё-таки небольшая часть христиан есть, много путешествующих. Такое давление совершенно чуждой среды, не духовной, а антидуховной, оно очень страшно. Нам это ещё легче, мы люди грешные, а Господь был свят. Представляете, жить среди людей, которые не только Его не понимают, они вообще ничего не понимают. Все их нормы поведения, нормы жизни, какие-то идеалы совершенно противоположны истине, противоположны тому, что Он носил в Себе. Только оставшись наедине с Богом, Он приходил в состояние гармонии, любви, блаженства. Поэтому как человек Он в этом нуждался и жертвовал сном и отдыхом. Уставал часто настолько, что, даже переплывая озеро, в котором была буря, он спал в лодке. Кто из нас может так устать, чтобы спать в лодке, не в каком-то четырёхпалубном океанском лайнере, а в лодке, не просыпаясь, во время бури? Представляете, апостолы дрожали от страха, кричали и тормошили Его, а Он спал. До какой же степени нужно достичь изнеможения, опять же по Своему человеческому естеству, чтобы так устать? Весь день световой Он трудился, а ночью часто удалялся на молитву. Оставалось для отдыха совсем ничтожное время.

И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком (Мф. 14, 13). Народу до Него, как до человека, никакого дела нет. Никто, собственно, не беспокоился, поел ли Он вообще чего-нибудь, отдохнул ли Он. А может, у Него одежда запылилась, может, для Него нужно что-то постирать? Нет. Нам надо. «Вот у меня этот болен, этот парализован». «Вот у меня сын пьёт». «Вот у меня зять дома не ночует». «Вот я машину разбил». «Вот у меня электричество отключили». «Вот у меня денег нет, а мне надо операцию на глаза». И так далее. Они идут за Ним. Никто даже не задумался, почему Он туда удалился, может, какая-то у Него нужда? Проявления какой-то деликатности от народа ждать совершенно бессмысленно. Господь это всё очень хорошо понимает.

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их (Мф. 14, 14). Он над ними сжалился. Раз так далеко тащили своих больных, столько трудились, это труд должен быть как-то вознаграждён. Он сжалился. Он не мог не сжалиться, потому что за этим и пришёл. Он пришёл за тем, чтобы их научить другой жизни, другому отношению к человеку. Сейчас у нас всё больше завоёвывает сердца чисто денежное отношение к людям. В Европе и Америке давно так. Если ты что-то даёшь, то предполагается, что и что-то взамен. Только ты – мне, я – тебе. Чтобы просто так, нет. Господь их учил: «Несмотря на то, что Я устал, Я с вашими больными занимаюсь и денег за это не прошу». Просто так, задарма, а лучше сказать – за спасибо. Ты ему сделал, а он тебе сказал спасибо, то есть «спаси тебя Бог». Ты ему оказал помощь, а он за тебя помолился. Больше, собственно, ничего и не требуется. Вот это отношения любви между людьми. Как, допустим, у отца и детей. «Пап, ты мне тут помоги». Папа помог, но папа же не будет сыну, если он не совсем с ума сошёл, говорить: «Ну а теперь давай шестнадцать долларов, сынок». Посчитал и по электронной почте ему прислал счёт на домашний компьютер. Это уже не отношения любви. Где подключаются деньги, там любовь исчезает. Вся такая экономическая система вообще не предполагает любви. Господь как раз хотел, и сейчас хочет, чтобы между всеми людьми возникли отношения любви. Отношения любви – это подлинно духовные отношения. У животных такого не может быть. У них могут быть только отношения в рамках инстинкта, а человек – высшее духовное существо, поэтому отдельные люди в отдельные моменты могут проявлять любовь. Господь хочет, чтобы это были не отдельные моменты, не по вдохновению, а чтобы это было всегда. Это требует очень больших душевных затрат, поэтому нужно очень большое внутреннее душевное богатство. Это богатство даётся только благодатью Божией. Чтобы достичь любви, нужно стяжать духовную жизнь. А чтобы её стяжать, нужно сначала уверовать в Бога. Поэтому сказано в Писании: без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Поэтому Господь из всех поколений уже две тысячи лет собирает людей, тех, кто откликнется на Его зов. Собирает их в храмах, вокруг Престола Божия, вокруг Божественной литургии, которая есть школа любви, где люди собираются, читают Евангелие, стараются вникнуть в это. Стараются, как могут, молиться, стараются друг другу помогать, таким образом учатся любви. Для того чтобы этому самому научить своих детей, своих жён, своих мам, своих дедушек и бабушек и так далее. Не как люди относятся друг к другу, корыстно: ты – мне, я – тебе.

У нас с Запада мода пошла, правда они удивляются, почему у нас это не прививается – брачный договор. Молодые люди вступают в брак и договариваются – при разводе рояль тебе, а ножки мне. Уже заранее предполагается, что они поцапаются, разорвут всякие отношения и будут всё делить. Делают это заранее, чтобы суду было легче распиливать это всё имущество. Человек как бы не предполагает, что он будет строить семью навсегда, будет воспитывать детей, душу на это класть. Рассматривают это как некоторое временное явление. Сегодня одна, завтра другая. Конечно, если человек уже в самом начале делает такое предположение, закладывает эту мину, то в четвёртом акте это должно выстрелить. Если договор заключен, он будет действовать. Ты копишь деньги на чёрный день? Поздравляю, чёрный день у тебя наступит, не беспокойся. Всё, что накопил, на день хватит, на пару недель вряд ли. Когда чёрный день наступит, даже то, что накопил, может очень легко сгореть или в воде утонуть, как мы давеча видели. Всё благополучие поплывёт в один день. Ничего не попишешь, надо как-то из этого дела выкручиваться.

«Господь сжалился» – это очень важные слова, очень для нас отрадные. Как он нас, грешников, жалеет! Он исцелил больных и не только. С утра до вечера Он исцелял больных. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились (Мф. 14, 15-20). Господь показывает – если человек забывает о пище, забывает о себе, испытывая только одну любовь к своему больному, помогая ему, идёт куда-то, чтобы его исцелить, Господь не только исцелит этого больного, а Он его ещё и накормит. Господь часто говорит: «Дорогие мои чада, вы всё беспокоитесь, что вам есть, что пить, во что одеться. Посмотрите на птиц, у них нет ни страховки, ни пенсии. Посмотрите, как они живут. Все воробьи не только до пенсии доживают, а ещё дальше. А вы, несмотря на все ваши заботы, большинство даже до пенсии не доживёте». Господь говорит, что стремление к духовному всегда важнее. Если человек стремится к духовному, он материально не будет нуждаться. Он, конечно, не будет каким-то богачом. Что такое богатый человек? Это человек, который что бы ни купил и что бы ни съел, у него ещё деньги остаются. У него денег сверх того, что человек может истратить. Ну что может богатый такого съесть, чего я не могу съесть? То же самое. Все едят одну и ту же пищу. Рубашки, может, подороже. И то, чем они подороже? Материал тот же, только выделка другая или куплено в дорогом магазине, а так всё то же самое. Автомобиль – ну да, много всяких штук в этом автомобиле. Может, он побыстрее может ездить. Но если ты будешь ездить побыстрее, тебя оштрафуют. Ему дешевле штраф заплатить, только в этом удовольствие.

Поэтому Господь говорит: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Представьте себе, если бы каждый человек забирал бы себе для жизни только необходимое, насколько легче ему было бы жить и скольким другим он мог бы из этого помочь. Каждому богатому человеку даются огромные возможности для того, чтобы оказать очень много любви всем остальным. Даже Амвросий Оптинский однажды говорил: «Деньги – это вещь хорошая, потому что они восполняют недостаток любви». Любовь – это всё-таки чувство в сердце, но человек богатый, не имея никаких чувств в сердце, может просто взять и дать другому денег, без всяких чувств. Таким образом восполнить недостаток. Просто накормить голодного. Половина людей в мире голодные каждый день. Мы всё говорим, что нам в России есть нечего. Ничего подобного. Мы процветающая страна. Мы, конечно, ленивые, живём в грязи, вместо того чтобы помыть и заасфальтировать. Вот захотели, Москва сейчас газонами покрылась. А двадцать лет назад нельзя было траву посеять? Травы, что ли, нет? Краски нет? Химзаводов нет? Всё можно привести в порядок, всё покрасить, чтобы всё было красиво и чисто. Бумажки все убрать, на это не нужно никаких миллиардов средств. Какой-то журналист приезжает к бабушке: “Как вы тут живёте? Тут так трудно”. Чуть ли не к общественности обращается. Да залезь в карман, дай ей денег, что ты мучаешься? Продай свою кинокамеру, ей на пять лет хватит её проедать. Люди создают проблемы, какие-то комитеты создают, когда нужно просто в карман залезть и дать человеку, сделать доброе дело. А сколько денег впустую тратится! Если хочешь стремиться к духовному, Господь может чудо сотворить. Израиль шёл в землю обетованную, где в пустыне нет ни магазинов, ни селений, манна с неба падала – нате, кушайте. И вкусно, и сладко, и питательно. Всё там – жиры, белки и углеводы. Мяса захотели, рябчики стали падать. Господь всё даст, если человек устремляется к Богу. Но у нас веры не хватает, поэтому немножко Богу, немножко себе. Как хорошо было бы, если бы сумели преодолеть этот рубеж, чтобы мы смогли в себе выработать такую надежду на Бога. На самом деле это возможно только по любви. Такая полная опора человека на Бога возможна только исходя из любви. Как у тех, которые пошли за Христом, и не подумали о еде, о том, что далеко идти, о том, что на солнце, лесов нет, придётся под открытым небом стоять и ждать в очереди, пока больного к ногам Христовым поднесут, пока Он на него руки возложит, пока исцелит. Не думали, ими двигала любовь. Им очень хотелось помочь, чтобы человек исцелился. Вот и у нас, если нами будет двигать любовь друг к другу, доверие к Богу, мы никогда не останемся забытыми Богом, Он обязательно над нами сжалится. Эти слова должны нам внушать надежду. Это не только слова, Бог готов, Он это показывает. Каждый из нас неоднократно убеждался в том, как Господь готов нам помочь. Нужно это развивать и расширять, чтобы этого хватило на всю нашу жизнь, чтобы у нас был именно такой образ жизни. Тогда мы будем жить по-христиански. Это и требуется. Причина такого огромного зла в мире только в жажде денег. Человек не надеется на Бога, а думает, что с помощью денег он себя как-то обезопасит от каких-то сложностей. На самом деле это иллюзия. Любой богатый человек подвергает себя большей опасности. Вот идёт человек по улице, у кого больше шансов пулю в лоб получить — у богатого или у бедного? Ясно, что у богатого. Скромно одетая девушка или вся расфуфыренная, в драгоценностях, на какую скорее нападут? Если в Москве начнётся какая-то заваруха, какие квартиры начнут грабить вперёд, в какие дома пойдут? Все же знают, куда идти. Даже милиция предупреждает: “Вы шикарные двери за две тысячи долларов не ставьте”. Потому что знают, если дверь такая хорошая, значит за этой дверью что-то есть. Понятно, что милиционеров десять тысяч, но на десятимиллионный город их не хватит. Чуть что заколеблется, и всё это богатство боком встанет. Если у человека дачка за рубль пятьдесят и её смыло – это одно, а если домик за полтора миллиона – это гораздо жальче. Опять скорби. Бедному жить легче и умереть легче. И безопасней. Преимущества сплошные и забот меньше, головной боли.

Богатство оправдано только одним — если с помощью него добра побольше делать, тогда это имеет конкретный смысл. Вкладываешь материальное, а получаешь духовное, вечное. Одному дал сто рублей – спаси тебя Господи. Другому дал – спаси тебя Господи. Третьему дал – спаси тебя Господи. Миллионному дал. Миллион людей сказали: “Спаси тебя Господи”. Может, за миллион раз Господь тебя и спасёт. В этом смысле, конечно, большие преимущества есть. Как говорит Господь: Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Свойство нашего сердца такое, что оно, к сожалению, прилепляется ко всему тому, что человеку принадлежит. Господь хотел бы, чтобы наше сердце принадлежало Богу, и мы использовали всю нашу жизнь на служение Богу.

Лучше всего послужить Богу, конечно, через ближнего. Сам Господь это заповедовал и сказал: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня (Мф. 25, 35). Он Сам даёт нам этот путь: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Это требует от нас Господь. Такова Его любовь к нам, потому что прежде Он нас возлюбил. Мы должны так же любить и Бога, и нашего ближнего. Помоги нам в этом, Господи!


Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.