Проповедь на изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня (2002.08.14)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Утро 14 августа 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Поздравляю всех с началом Успенского поста! Хотя он длится всего две недели, но устав у него такой же, как у Великого поста, то есть строже, чем Рождественский и Петровский. Рыба вкушается только на Преображение, ещё мы делаем исключение для нашего престольного праздника Митрофана Воронежского, который на следующий день случается. А так все дни только растительная пища. Этот день, начало поста, совпадает с таким праздником, как Изнесение Честных Древ Животворящего Креста. Это так промыслительно было Божьим Промыслом устроено, потому что пост – это тоже некий малый крест, который мы на себя возлагаем, ради того, чтобы хоть чем-то нам постараться по мере наших сил послужить Господу и поупражняться в самоотречении. Вся жизнь человеческая наполнена скорбями. Эти скорби, конечно, идут не подряд сплошной чередой, а перемежаясь с теми периодами нашей жизни, которые мы называем счастливыми. Бывает так, что детство складывается счастливо, бывает, юность, бывает, зрелость, бывает, старость. Один великий писатель, когда дожил до старости, сказал, что самый лучший период жизни начинается с семидесяти лет. Всё предыдущее он считал, что не так счастливо прожил, как этот период. Он дожил до восьмидесяти с лишним, всё у него было так безоблачно. Крест нам должен напоминать, и сегодняшнее Евангелие по этому поводу читалось, что Сам Спаситель мира, Создатель Господь наш Иисус Христос, проживая земную жизнь, пострадал, причём невинно. Тем самым указывая нам путь, необходимый для спасения. Все мы с вами, хотя, глядя на некоторых из нас это не очень твёрдо ощущается, тем не менее, мы все создания Божии, нас всех Господь создал. Поэтому нам присуще чувство справедливости. Поэтому мы с самого раннего детства, когда требуем, чтобы всем раздавали всё поровну, и до самой глубокой старости, когда человек вдруг ни с того ни с сего начинает требовать пенсию, не понимая и не чувствуя, что для того, чтобы он эту пенсию получил, кто-то ему эту пенсию должен заработать. Это у молодых людей отбирают и отдают старым. Он говорит: «Я вот работал!» Да когда ты работал? Сейчас совсем другая жизнь. Кто-то от налогов старается уйти понемножку, чтобы поменьше дать. К сожалению, у нас понятия о справедливости направлены в основном на себя. Справедливость, но по отношению ко мне, а остальным как придётся. Вот сейчас чехи тонут, а у нас сухо. Нам вроде и нормально. А чем чехи хуже нас? Где справедливость? Так получается, что в одном месте засуха, а в другом месте потоп. Человек по своему эгоизму и отсутствию любви больше ощущает всякие несправедливости по отношению только к самому себе.

Господь нам указывает другой путь. Господь, в Котором не было греха, Который создал этот прекрасный мир, создал человека как венец творения, а когда человек заблудился, Господь пришёл вывести его на свет Божий, этот Господь терпит несправедливость, которую люди с Ним совершают. Смиренно и кротко. К тому же призывает и каждого из нас. В основном все наши проблемы идут из нашей семьи, мы всё время требуем по отношению к себе какой-то справедливости от наших домочадцев. Нам надо в этот момент вспомнить, что идёт пост, в центр храма вынесли Крест Господень, на котором изображён Господь, совершенно несправедливо распятого ради нашего с вами спасения. Наше с вами спасение лежит в том, чтобы принять этот крест и потерпеть его, не требовать этой мнимой справедливости к себе. Если внимательно разобраться с каждым из нас по справедливости, то никому из нас хорошо не придётся. Все мы живём на этой земле исключительно только по милости Божией. Мы стараемся постоянно других людей подчинить своему мнению, своим желаниям, заставить их что-то делать так, как нам кажется. Конечно, с другой стороны, стремление к счастью, благополучию, устройству жизни и в нас также заложено Сами Богом. Здесь возникает противоречие. С одной стороны, мы призваны к тому, чтобы улучшать жизнь, а с другой стороны, мы хотим, чтобы это всё делалось чужими руками. Чтобы было правильно, нужно делать так, как делал Сам Господь. Нужно было исправить порчу в человечестве, Он пришёл Сам её исправлять. Нужно было кому-то принять смерть за грехи, и Он принял её Сам. Так и каждому из нас, с одной стороны, нужно трудиться и стремиться к тому, чтобы всё время жизнь улучшать, в семье, доме, на работе, чтобы всё было честно, благопристойно, красиво, правильно, самоотверженно, а с другой стороны, это всё нужно делать с кротостью и смирением. Нужно делать максимум того, что от нас зависит, и не требовать справедливости от человека. Каждый сам знает, как ему быть. К сожалению, тут вмешивается ещё то повреждение, которое принёс дьявол в нашу жизнь – это зависть. Нам всё время кажется, что кто-то имеет чего-то больше, кто-то имеет лучше здоровье, кто-то лучше живёт, кому-то больше везёт, у кого-то что-то есть, чего у нас нет. Это тоже путь тупиковый, потому что ни один человек не может приобрести всего. Даже если он потратит на это жизнь, смотришь, а уже жизни конец. Старость на молодость поменять вообще невозможно.

Собственно, и к счастью. Нет такой иллюзии, хотя кто-то пытается жизнь продлить, вкладывает большие деньги в исследования биологии, медицины, чтобы постоянно отталкивать от себя последний час разлуки с этой прекрасной земной жизнью. Но ведь Господь хочет, чтобы мы устремлялись к жизни небесной. Мы здесь на земле только временно пребывающие странники. Пространствовали каждый столько лет, сколько ему отпущено, а потом идём в мир иной. Господь хочет, чтобы мы именно к тому иному миру были лучше приготовлены. В этом опять Крест Господень, он нам напоминает о том, что мы здесь только как в школе, для подготовки, чтобы приобрести многие душевные качества жизни, которые нам пригодятся в жизни иной. В жизни иной нам пригодится только духовное, а то материальное, что мы здесь приобрели, придётся всё здесь и оставить. Поэтому и нам этим постом в эти две недели нужно постараться покрепче об этом всём задуматься. Не нужно друг с другом спорить, ругаться, добиваться своего из-за всяких мелочей. Иногда из-за вещей материальных мы утрачиваем самое драгоценное – доброе отношение между друг другом. Самое главное, что даёт нам счастье здесь на земле, в земном плане – это именно семейные отношения между людьми, отношения на работе или вместе в приходе в храме, в любом деле, которое вместе делаем. Это самое драгоценное. Господь ведь хочет нас научить любви. Почему Он пришёл на землю, будучи ни в чём не виноватым? Чтобы нам показать, как Он нас любит, что готов за нас пострадать. Мы должны пострадать, а Он страдает за нас. Как говорили древние, выкупает нас у смерти. Нужно всех нас казнить за наши грехи, а Господь приходит для того, чтобы пострадать за нас. В этом подлинная любовь. Так и при всяких наших разногласиях, которые, конечно, неизбежны, ведь мы люди грешные, несовершенные, с недостатком любви. Если возникли разногласия, неужели так трудно уступить другому? Он говорит: «Он не прав». Ну и пусть не прав. Пусть не прав, но всё ему отдай. Он успокоится, а может часть и вернёт, уже будет лучше. Важнее гораздо те отношения между нами, которые в результате этого устанавливаются, чем эта мнимая правота и мнимая справедливость, которую мы хотим временно установить. У нас всё боязнь, что человек сядет на шею, разбалуется и придётся делать то, что он захочет. Да, с малыми детьми так бывает, но со взрослыми людьми всё-таки бывает иначе. Когда человек столкнётся с подлинной любовью и добром, у него всегда на это бывает отзвук души. Предположим, даже если не будет. Очень часто бывает, что ты для человека стараешься, а он же тебя потом и обворует.

У нас тоже в Благовещенском было, мы взяли парня, он сторожем работал, всё хорошо было, начал на альфрейщика учиться. А потом выпил, обворовал церковную кружку и ушёл. Удивительного ничего нет, так бывает в жизни. Ну и что? Ну обворовал, ну нанёс обиду, ну несправедливо, ну подло. Это неизбежно. Значит всё-таки того количества любви, которое он получил, оказалось недостаточно, чтобы перевесить то зло, которое этот молодой человек получил с самого детства. Он тоже не виноват, что стал сиротой. Конечно, мы вызвали милицию, его схватили, но потом вроде не посадили. Мы не знаем, что там дальше случилось. Зло надо пресекать, безусловно, для того чтобы дальше оно не пошло. Лучше, совершив нечто, сесть на что-то небольшое, чем потом превратиться в конкретного бандита, от которого всем будет страх и ужас. Тем не менее, нужно понимать, что даже если мы делаем добро, как люди часто примечают, что в ответ на добро тебе будет только зло от этого человека, то не надо об этом беспокоиться. Не надо жалеть, что сделал добро. Делая добро, ты всё равно поступаешь как христианин. Это важнее всего для тебя самого. Ты оказываешь пользу своей душе, ты умягчаешь своё сердце, ты становишься добрее. Очень важно ещё никогда не жалеть о содеянном добре, даже если ты в ответ на него получил зло. Опять же этому учит нас и Крест Господень. Господь пришёл для того, чтобы людей спасти от греха, дать им высшее добро. Они отплатили Ему самым ужасным злом, предательством и издевательством, глумлением и убийством. Да не просто убийством, а самым мучительным, которое только может быть. Страшнее, хуже, позорней не придумаешь. Он, самый лучший из людей, ради нас испытал самое ужасное, что есть на земле. Даже представить себе невозможно, как это страшно – то, что Он испытал, абсолютно ни за что. Он нам указывает на то, что Он об этом не жалеет, потому что спасение продолжается, Церковь Его действует, а мы понемножку к ней приобщаемся. Через пост Успенский мы можем ещё более приобщиться к этой духовной церковной жизни. Помоги нам в этом, Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.